Регулировка люфта рулевого колеса: как уменьшить свободный ход редуктора, подтянуть рулевую колонку

как уменьшить свободный ход редуктора, подтянуть рулевую колонку

Механизм управления рулевого колеса претерпевает немалую нагрузку по время постоянной езды. Получается так, что большинство его систем узлов работает в экстремальном режиме, что, в свою очередь, приводит к быстрому износу. Одной из частых неисправностей, с которой приходится сталкиваться водителям, является возрастание люфта в рулевом колесе, когда автомобиль с задержкой реагирует на подающиеся ему команды. Чтобы устранить проблему, необязательно ехать на СТО, ремонт можно провести самостоятельно, если знать, как правильно это сделать.

  • Причины увеличения
  • Определение люфта рулевого колеса
  • Допустимый свободный ход руля
    • Видео: Проверка люфта руля
  • Как уменьшить люфт
    • Затяжка гайки крепления руля
    • Как подтянуть рулевую колонку
    • Как подтянуть рейку
      • Видео: Подтяжка рулевой рейки

Причины увеличения

Причиной увеличения люфта может быть неисправность одного из звеньев целой цепочки деталей, начиная от руля, заканчивая колёсами, включая рейку и тяги. Чтобы ничего не упустить, следует проводить поэтапный осмотр. Встречаются случаи, когда водитель обнаруживает появление люфта, забрав машину с СТО, где ремонтировалась ходовая часть. Такое иногда случается, если в процессе ремонта, механик попросту забудет затянуть гайку подшипника ступицы, и эта, казалось бы, незначительная оплошность приведёт к серьёзным последствиям.

Если эта ситуация к вам не относится, начните с проверки надёжности крепления руля. Бывает так, что даже немного раскрученная гайка крепления может стать причиной завышения величины люфта. Если с этим всё в порядке, начинайте выявление причины с диагностики рулевых тяг, внимательно рассмотрите наконечники — эти детали часто выходят из строя, что вполне может привести к увеличению люфта. Если проблем с тягами и наконечниками нет, обратите внимание на ступичный подшипник — его полуразваленное и, тем более, полностью разваленное состояние тоже может являться причиной свободного хода руля.

Важным связующим звеном преобразования движения рулевого колеса в поворот шин является рулевая рейка. Это центральный агрегат управления, погрешность работы которого моментально даёт о себе знать стуками, раздающимися в районе передней оси, особенно при перемещении по ухабистой дороге. Причина увеличения рулевого люфта может крыться в некорректной регулировке рейки, а точнее, её перетяжке.

На что ещё стоит обратить внимание — состояние шаровых опор передней подвески. Эти детали позволяют передним колёсам беспрепятственно перемещаться вперёд и назад, совершать поворотные манёвры. Если выйдет из строя одна из них, верхняя или нижняя, это даст сбой функционирования рулевого управления. Неисправности часто сопровождаются лязгом в передней части автомобиля. Наконец, одна из самых банальных причин появления свободного хода рулевого управления может крыться в том, что гидравлическое масло отработало свой срок и необходима его замена.

Важно! Замена гидравлического масла должна проводиться хотя бы 1 раз в год при неинтенсивном режиме или 1 раз в 8 месяцев при постоянном задействовании.

Определение люфта рулевого колеса

В процессе езды с совершением поворотных манёвров водитель может столкнуться с проблемой, когда ходовая часть автомобиля практически перестаёт «слушаться», механизм реагирует очень медленно. Конечно, это доставляет массу неудобств и, кроме того, возникает опасность аварийной ситуации.

Определить, увеличен люфт или нет, водитель может самостоятельно, например, следуя такому алгоритму действий:

  1. Перевести двигатель на холостой ход. При этом важно, чтобы передние колёса располагались относительно центральной оси чётко параллельно. Гидравлический усилитель должен оставаться в рабочем положении.
  2. Медленно поворачивая руль в разные стороны, определить момент, когда наступит реакция передних колёс, и они начнут движение.
  3. Измерить расстояние, которое проходит рулевое колесо, начиная со стартовой точки до той, когда начинают двигаться шины — это и будет люфт. Теперь останется лишь сравнить полученное значение с нормой, чтобы понять, нуждается ли система в ремонте.

Такой способ хоть является одним из решений, как определить люфт, всё же не даёт точных данных, так как визуальное восприятие водителя может иметь некоторые неточности.

Чтобы провести более скрупулёзную диагностику, проще обзавестись специальным прибором — люфтомером.

Сегодня в продаже имеются различные модели этих устройств — можно купить механическую модель или электронную. Последние считаются более точными, так как обладают бесконтактными датчиками движения колёс и электронными датчиками, фиксирующими угол поворота. Какой бы метод определения вы не выбрали, если есть проблема, значит, нужно незамедлительно приступить к её решению.

Допустимый свободный ход руля

Суммарный люфт, или, иначе говоря, свободный ход руля — это величина, показывающая угол поворота руля от точки, когда передние колёса начинают поворачивать в одну сторону, до точки, когда они начнут поворот в другую.

Прежде всего, нужно знать, что общепринятая максимально допустимая величина люфта — 10°, но некоторые производители авто устанавливают большее значение, например, для внедорожника «УАЗ Хантер» с 2010 года заводом установлен максимальный люфт до 20°. Владельцам современных автомобилей прежде, чем начинать ремонт, следует внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации технического средства. Свободный ход руля в 20° установлен для большинства автобусов, а для грузовых машин достигает 25°.

Видео: Проверка люфта руля

Поскольку в градусах не всегда удобно измерять люфт, можно перевести его в миллиметры и вычислить допустимую величину для конкретного автомобиля, используя следующую формулу:

L=(G/360)×3,14×D

Буква L в данном случае означает искомую величину свободного хода руля, G — допустимый для ТС люфт, D — диаметр руля (он может отличаться в разных автомобилях), а 3,14 — число Пи.

Если рассмотреть, как работает формула, можно для примера взять автомобиль «Шкода», у которого диаметр руля составляет 38 см. В таком случае, L=(10/360)×3,14×380=33,14 мм. У большинства моделей «ВАЗ», а также у «Волги», «Москвича» диаметр руля 40 см, соответственно, допустимый свободный ход руля будет равен 34,88 мм.

Как уменьшить люфт

Если в процессе диагностики выяснилось, что люфт превышает допустимую норму, следует отрегулировать рулевое управление, чтобы его уменьшить до нормального показателя. На практике встречаются случаи, когда плачевное состояние деталей подержанного автомобиля не оставляет других способов, кроме как полностью разобрать рулевую систему управления и заменить изношенные запчасти. Если вы не являетесь хорошим специалистом в этой области, самостоятельно делать не стоит — лучше отправьте авто на СТО. В большинстве ситуаций рулевое управление можно отрегулировать в собственном гараже при помощи простых инструментов.

Затяжка гайки крепления руля

Владельцу автомобиля, можно сказать, очень повезло, если увеличение люфта вызвано банальным ослаблением гайки крепления рулевого колеса. В данном случае необходимо снять декоративную обшивку руля и, используя торцовый ключ, затягивать гайку. Учтите тот факт, что во многих современных автомобилях в обшивке вмонтирован модуль подушки безопасности — его нужно аккуратно демонтировать, иначе доступ к гайке будет преграждён. При этом обязательно нужно отключить от аккумулятора клеммы.

Как подтянуть рулевую колонку

Нередко проблему с увеличением люфта можно решить подтягиванием рулевой колонки, если, конечно, не окажется, что она уже совсем изношена. В первую очередь, поставьте руль в центральное положение, чтобы передние шины стояли ровно. Теперь в верхней части редуктора открутите гайку и снимите стопорную шайбу. С помощью плоской отвёртки медленно прокручивайте шток по часовой стрелке примерно на пол-оборота. Прокрутите руль в разные стороны — если колёса реагируют практически сразу, значит, регулировка прошла успешно, и вам удалось добиться уменьшения люфта. В противном случае, попробуйте ещё немного подкрутить шток и снова сделайте проверку. По завершению работы поставьте на место шайбу и гайку.

Важно! Чтобы как можно реже заниматься ремонтом рулевого управления, нужно притормаживать перед неровными участками дороги и проезжать их на небольшой скорости.

Как подтянуть рейку

Рулевая рейка обеспечивает поворот направляющих колёс. Чаще деталь изнашивается при езде по неровным дорогам, а также при скачках на «лежачих полицейских», которые нередко устанавливаются с нарушением технологии (завышена высота, резкий въезд и пр.). В результате такой эксплуатации возникает необходимость в подтяжке рейки.

Автомобиль нужно надёжно зафиксировать так, чтобы колёса были выставлены прямо. После измерения превышенной величины люфта, можно приступать к подтяжке: в торцевой крышке рулевого механизма нужно найти регулировочный винт (в каждой модели авто он может иметь своё место, поэтому лучше вооружиться для поиска техпаспортом). Когда винт найден, начинайте его подтягивать, но только не торопясь, медленно. Периодически измеряйте значение люфта.

Видео: Подтяжка рулевой рейки

Каждый водитель должен следить за состоянием своего автомобиля, в частности, за правильной работой рулевого колеса. В случае возрастания люфта, нужно незамедлительно принять меры, иначе автомобиль превратится в потенциальный источник опасности на проезжей части и может натворить немало бед.

Регулировка люфта рулевого колеса на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

8 лет назад

Просмотров: 5846 просмотров

Добро пожаловать!
Люфт рулевого колеса – это довольная частая проблема практически всех автомобилей в особенности автомобилей «Классического» семейства. Люфт может возникать по разным причинам, начиная от банального наезда на кочку и заканчивая неисправностью в системе самого рулевого управления, поэтому чтобы убрать люфт вам придётся приложить усилия которые в будущём вы оцените.

Примечание!
Для регулировки люфта вам нужно будет запастись: Отвёрткой и к тому же гаечным ключом на «17»!

Краткое содержание:

  • Регулировка свободного хода руля
  • Дополнительный видео-ролик

Из-за чего может возникнуть люфт?
На самом деле он возникает по разным причинам, часть из них описывалась выше. Но при возникновении люфта, в этом может быть виновато: Ослабленное или сильно изношенное крепление рулевого механизма, а так же маятникового рычага и самих рулевых тяг.

Примечание!
Прежде чем грешить на все эти предметы рулевого механизма, сперва рекомендуется проверить и по возможности исправить увеличившейся зазор который может быть найден в зацепление ролика с червяком рулевого механизма – этой регулировкой мы и займёмся!

Как отрегулировать люфт, он же свободный ход у руля на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание!
Работу лучше делать с помощником, так как это намного проще и удобней!

1) В начале снимите защитный колпачок, который закрывает регулировочный винт колонки.

2) Затем ослабьте гайку регулировочного винта (Указана красной стрелкой) при помощи гаечного ключа «на 17». Гайку нужно ослабить до того, чтобы можно было поднять располагающуюся под этой гайкой шайбу (Указана синей стрелкой).

Следом когда гайку будет ослаблена, попросите вашего помощника сесть за руль в вашу машину и резко несколько раз поворачивая рулевое колесо в разные стороны, вы в это время отвёрткой вверните регулировочный винт который указан зелёной стрелкой.

Примечание!
Делайте это до того, пока люфт у руля не станет в пределах нормы. А так же не затягивайте больно сильно регулировочный винт, а иначе из-за этого руль может начать очень тяжело крутиться!

3) Далее полностью закрутите гайку регулировочного винта которая указана красной стрелкой, а во время заворачивания при помощи отвёртки удерживайте сам винт от его проворачивания.

Примечание!
После проделанных операций, проверьте свободный ход рулевого колеса в том случае если руль крутиться тяжело, тогда чуть ослабьте регулировочный винт ослабив для этого гайку. В том случае если после завершения работ люфт руля остался прежним или же сдвинулся но не значительно, и если поворачивание руля это сопровождается скрипом и щелчками, то в таком случае отремонтируйте в автомастерской или же замените рулевой механизм на новый!

Рулевой механизм вещь очень тонкая и поэтому не рекомендуется её чинить самостоятельно, потому что при неверной сборки механизм может заклинить на дороге в связи с чем машина перестанет откликаться на движения руля!

Если вы не знаете как проверить люфт рулевого колеса, то в таком случае прочтите статью под названием: «Проверка свободного хода у руля на ВАЗ»!

Вопрос?
А как вы регулируете свободный ход у рулевого колеса? (Ответ пишите в комментариях)

Дополнительный видео-ролик:
Более подробную регулировку свободного хода руля, вы сможете понаблюдать в видео-ролике который расположен чуть ниже:

Вам также может понравиться

Как отрегулировать рулевое управление с усилителем

Крис Стивенсон

изображение рулевого колеса ford mustang от Ларио Туса с сайта Fotolia.com Транспортные средства, которые «блуждают» по дороге, не в состоянии поддерживать прямолинейный путь, являются источником разочарования, не говоря уже об опасности на дороге. Многие владельцы транспортных средств считают, что избыточный люфт рулевого колеса свидетельствует о проблеме с насосом рулевого управления, рулевой колонкой или корпусом реечной передачи. Не так. Регулировку рулевого механизма можно легко выполнить с помощью нескольких инструментов, чтобы вернуть люфт рулевого управления с усилителем в приемлемые пределы.

Шаг 1

С помощью домкрата приподнимите передние колеса автомобиля над землей и поместите подставки под каждую сторону рамы. Поднятие автомобиля облегчает работу за счет разгрузки рулевой тяги. Заблокируйте задние колеса колодками и включите аварийный тормоз. Установите коробку передач автомобиля в нейтральное положение, будь то ручная или автоматическая коробка передач.

Шаг 2

Аккуратно подвигайте рулевое колесо вперед и назад, пока оно не остановится с обоих концов — левого и правого. Используйте линейку, чтобы отметить, сколько дюймов он проходит от одного конца до другого. Если у вас есть ход более 1 дюйма, у вас слишком много «свободного хода». Поднимите капот и посмотрите на заднюю часть моторного отсека рядом с брандмауэром со стороны водителя. Вы увидите длинный реечный корпус рулевого управления, выступающий из брандмауэра и соединяющийся с большой коробкой передач. Коробка рулевого управления содержит червячную передачу, компенсирующую люфт рулевого управления. Небольшой винт и стопорная гайка расположены на верхней части коробки передач, называемой регулировочным винтом «червячной передачи».

Шаг 3

Выберите подходящий ключ, чтобы ослабить контргайку. Только ослабьте его настолько, чтобы он оставался слегка плотным. Возьмите большую шлицевую отвертку и поместите ее на верхнюю часть винта. Поверните его на 1/4 оборота по часовой стрелке, затем затяните стопорную гайку, слегка надавив.

Шаг 4

Снова проверьте люфт в рулевом управлении, используя линейку для измерения пути. Если вы сократили игру, вы добились прогресса. Снова ослабьте стопорную гайку и поверните регулировочный винт еще на 1/4 оборота по часовой стрелке, чтобы еще больше уменьшить люфт. Выполняйте эти шаги, пока не уменьшите люфт рулевого колеса примерно до 1 дюйма. Затем затяните стопорную гайку с помощью динамометрического ключа, чтобы установить ее в соответствии со спецификациями производителя.

Шаг 5

Опустите автомобиль с помощью домкрата с домкрата и совершите пробную поездку.

Ссылки

  • О ремонте автомобилей: Регулировка рулевого механизма Chevy
  • Сайт Stangers: Регулировка и измерения рулевого механизма

Советы

  • Если в вашем автомобиле используется старая конструкция Ford-Saginaw, полностью выверните регулировочный винт. . Отсоедините рычаг сошки на рулевой тяге под автомобилем. Затем отрегулируйте осевой люфт секторного вала, вставив подходящую прокладку между регулировочным винтом и верхней частью секторного вала. Замените прокладку толщиной, рекомендованной производителем, после того, как вы удалили старую. Установите нагрузку на зубчатое зацепление, установив динамометрический ключ на дюйм-фунт на гайку входного вала. Затяните эту гайку до заводских характеристик. Замените регулировочный винт и прокрутите его вниз, пока он не сядет на предварительно нагруженные подшипники. Отрегулируйте его, чтобы убрать свободный ход, поворачивая его на 1/4 дюйма, пока люфт рулевого колеса не останется всего на дюйм.

Things You’ll Need

  • Combination wrenches (set of metric or standard)
  • Floor jack
  • Jack stands (2)
  • Ruler
  • Large, slotted screwdriver
  • Torque wrench
  • Wheel chocks (4 )
  • Динамометрический ключ (показания в дюймах-фунтах)

Предупреждения

  • Не затягивайте слишком сильно винт регулировки зазора червячной передачи. Подшипник может замерзнуть и заблокировать рулевое управление.

Writer Bio

Крис Стивенсон пишет с 1988 года. Его автомобильное призвание длилось более 35 лет, и в 1990 году он написал руководство по ремонту автомобилей «Автомошенничество и мошенничество при ремонте автомобилей». Стивенсон имеет сертификат PDS Toyota, сертификат тормозов ASE. , сертификация Закона о чистом воздухе и лицензия на смог в Калифорнии.

Еще статьи

Регулировка рулевого управления

 
~~~

Для проверки регулировки червячного и роликового рулевого управления —

  1. Поднимите передние колеса над землей.
  2. Установив передние колеса прямо, возьмитесь пальцами за рулевое колесо за одну из поперечных распорок.
  3. Слегка поверните рулевое колесо в обоих направлениях. В стандартной Жучке свободный ход не должен превышать 15 мм (около 9 мм)./16 дюймов) измеряется на ободе рулевого колеса. В Super Beetle свободный ход не должен превышать 13–16 мм (от 1/2 до 5/8 дюйма).
  4. Если свободный ход червячного и роликового рулевого управления чрезмерный, убедитесь, что ослабление не вызвано изношенными наконечниками поперечной рулевой тяги или изношенной втулкой кронштейна промежуточного рычага.
  5. Убедитесь также, что редуктор рулевого управления и промежуточный рычаг не ослаблены в своих креплениях и что болты крышки редуктора затянуты должным образом (от 14 до 18 футо-фунтов).
  6. Наконец, убедитесь, что опускаемый рычаг не ослаблен и нет люфта в универсальных шарнирах рулевой колонки.
  7. Если ни одна из вышеперечисленных неисправностей не обнаружена, проверьте и при необходимости отрегулируйте рулевой редуктор в следующей последовательности:
    1. Люфт между червяком и роликом;
    2. Осевой люфт червячного шпинделя;
    3. Осевой люфт ролика.
~~~

Для регулировки зазора между роликом и червяком —

  1. Если передние колеса еще не оторвались от земли, поднимите переднюю часть автомобиля, чтобы колеса могли свободно вращаться.
  2. Поверните рулевое колесо на 90 градусов влево или вправо от его центрального положения.
  3. Поднимите капот багажного отделения, снимите запасное колесо и снимите отверстие для доступа к рулевому механизму.
  4. Примечание: В Super Beetle есть два отверстия для доступа — одно в запасном колесе и одно на плече с левой стороны (справа, если смотреть на автомобиль) прямо перед стойкой. Именно через это отверстие доступа вы получаете доступ к регулятору. (Я не уверен в расположении отверстия доступа в стандарте — я уточню у Роба и пересмотрю эту процедуру.)

  5. Ослабьте контргайку регулировочного винта (17 мм в Super).
  6. С помощью большой отвертки выверните регулировочный винт примерно на один полный оборот.
  7. Медленно поворачивайте регулировочный винт по часовой стрелке, пока не почувствуете, что ролик касается червяка.
  8. Удерживая винт в этом положении, затяните контргайку с моментом 18 футо-фунтов.
  9. Примечание: Это немного сложно сделать в Super, так как гайка утоплена под металлическим листом. Удерживая винт на месте с помощью большой отвертки, я закручиваю гайку как можно туже с помощью гаечного ключа на 17 мм, удерживая его вертикально, а затем дотягиваю до конца с помощью 17-мм головки.

  10. Поверните руль сначала на 90 градусов влево, а затем на 90 градусов вправо. Проверьте свободный ход в обоих этих положениях, как описано выше. Он не должен превышать 15 мм (около 9/16 дюйма) (13–16 мм — от 1/2 до 5/8 дюйма — в SB).
  11. Примечание: Если свободный ход слишком велик только с одной стороны, повторите регулировку, повернув рулевое колесо на 90-
    градусов в эту сторону.

  12. Снимите заливную пробку на рулевом механизме и заполните коробку 90 вес гипоидного трансмиссионного масла. Если требуется много, ищите утечку; если есть утечка, ваш рулевой механизм может нуждаться в капитальном ремонте.
  13. Дорожные испытания автомобиля. Если после прохождения поворота на скорости от 10 до 12 миль в час рулевое управление не возвращается примерно на 45 градусов от центрального положения, каток перетянут. Затем регулировку необходимо повторить, чтобы предотвратить повреждение червяка и ролика.
~~~

Другие корректировки —

  1. Если вы правильно выполнили предыдущую регулировку, но люфт остается чрезмерным, проверьте осевой люфт червячного шпинделя.
  2. Для этого возьмитесь за нижнюю часть рулевой колонки и поверните червячный шпиндель по часовой и против часовой стрелки. Если вы видите, что шпиндель червяка слегка перемещается внутрь и наружу редуктора рулевого управления, значит, имеется чрезмерный люфт.
  3. Примечание: Из-за расположения поперечины корпуса невозможно отрегулировать осевой люфт червячного шпинделя при установленном редукторе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *