Ремонт шпоночных соединений: Ремонт шпоночных и шлицевых соединений

Содержание

Ремонт шпоночных и шлицевых соединений

Износу в шпоночных соединениях подвергаются как шпонки, так и шпоночные пазы, в результате ослабляется посадка дета­ли на валу. Возможные причины износа (помимо нормального изнашивания деталей под влиянием длительной работы) — небрежная подгонка шпонки по месту или применение непра­вильной посадки.

Шпонки обычно не ремонтируют, а изготовляют вновь. За­тем их пригоняют опиливанием, строганием, фрезерованием или шлифованием по шпоночным пазам на валу и сопрягаемой с ним детали. Шпоночные пазы ремонтируют. Способ ремонта опре­деляется условиями эксплуатации механизма.

Возьмем изношенные пазы в валах: их ремонтируют навар­кой грани (рис. 121, а) с последующим фрезерованием. При этом выдерживают размер паза, установленный стандартом. Возможен и такой ремонт: паз расширяют и углубляют, пол­ностью устраняя следы износа, затем к нему изготовляют сту­пенчатую шпонку (рис. 121, б).

У деталей, сопрягаемых с валом, изношенные шпоночные па­зы обрабатывают на долбежных станках.

Существует и такой способ восстановления шпоночных па­зов: прорезают новый паз на другом месте вала или ступицы колеса. Его выфрезеровывают параллельно старому пазу в ди­аметральной плоскости, расположенной относительно этого паза под углом 90°. Старый паз обычно заваривают.

При ремонте шпоночных соединений необходимо путем подгонки добиться плотного сопряжения шпонок с боковыми по­верхностями пазов соединяемых деталей. Исключение составля­ют клиновые шпонки: их загоняют в паз ударами молотка так, чтобы они заклинились по высоте. Однако в точных соединениях клиновые шпонки не применяются, поскольку всегда есть опас­ность, что ось детали, в паз которой посажена шпонка, несколь­ко сместится относительно оси вала.

Рис. 121. Ремонт шпоночных, соединений: а — наваркой шпоночного паза, б — установкой ступенчатой шпонки, в — призматическая шпонка со скосом

Призматические шпонки можно вынимать при ремонте из пазов без повреждения; для этого специально устраивают в их средней части резьбовое отверстие и в него ввинчивают винт. Когда винт своим концом упрется в вал, его продолжают вра­щать, и тогда шпонка приподнимается.

Шпонку можно вынуть из паза и при помощи молотка с вы­колоткой, используя имеющийся у нее скос (рис. 121, в). Вы­колотку упирают в конец шпонки со стороны скоса и слегка ударяют по ней молотком. С этой стороны конец шпонки при­жимается к основанию паза, а с противоположной приподни­мается.

Шлицевые пазы обычно не ремонтируют; де­тали с изношенными шлицевыми пазами большей частью заме­няют новыми. Однако у деталей, трудоемких в изготовлении, шлицевые пазы часто подвергают ремонту. Его производят пу­тем наварки металла с последующей механической обработкой в точном соответствии с размерами и расположением шлице­вых выступов на соединяемой детали.

При длительной работе механизмов постепенно ослабляется неподвижная посадка на валах маховиков, шкивов, зубчатых колес и других деталей. Это — результат износа посадочных поверхностей деталей. Одним из эффективных способов восстанов­ления посадки является электромеханический, разра­ботанный канд. техн. наук Б. М. Аскинази.

При данном способе изношенную деталь устанавливают на токарном станке (рис. 122), сообщают ей вращение и подводят к ней резец с твердосплавной пластинкой, имеющей особую за­точку. Через место контакта резца 2 с посадочной поверхностью детали 1 пропускают ток большой силы (300—600 а) и малого напряжения (1—5 в). В зоне контакта на детали появляется красное пятно, температура в этой зоне достигает 850—900°. Под влиянием высокотемпературного нагрева и под действием ра­диального усилия, возникающего при работе инструмента 2, по­верхность вращающейся детали в месте контакта деформирует­ся, и на ней образуются винтовая канавка и винтовой выступ; иначе говоря, происходит высадка металла.

Вслед за инструментом 2 движется, как показано на рис. 123, инструмент 3, закрепленный в том же резцедержателе, сглажи­вающий деформированную поверхность детали до необходимого размера (диаметра).

Рис. 122. Схема установки для высадки и сглаживания металла:

1 — деталь, 2 — инструмент, 3 — трансформатор

Высадка производится твердосплавной пластинкой, ширина контакта к которой с восстанавливаемой поверхностью меньше подачи s

примерно в три раза, а сглаживание — твердосплав­ной пластинкой, ширина контакта которой значительно превы­шает величину подачи.

Сглаживающая пластинка должна иметь достаточно чистую рабочую поверхность. Ее доводят карбидом бора на чугунном диске.

Для того чтобы в процессе обработки с поверхности детали не срезался металл, употребляют твердосплавные пластинки толщиной 6—8 мм, имеющие заоваленные края. Их устанавливают так, чтобы серединная плоскость пластинки совпала с осью центров станка.

Рис. 123. Схема высадки и сглаживания металла:

1 — деталь, 2 — высаживающая пластинка, 3 — сглаживающая плас­тинка; D1 — начальный диаметр, D2 — диаметр после высадки, D0 — диаметр после сглаживания

Ремонт шпоночных и шлицевых соединений

Ремонт шпоночных и шлицевых соединений

Категория:

Ремонт промышленного оборудования


Ремонт шпоночных и шлицевых соединений

Ниже рассмотрены способы восстановления шпоночных пазов. При большем износе шпоночный паз ремонтируют наваркой грани с последующим фрезерованием. При этом выдерживают размер паза, установленный стандартом. Возможен и такой ремонт: паз расширяют и углубляют, полностью устраняя следы износа, затем к нему изготовляют ступенчатую шпонку. Однако при таком ремонте не обеспечивается высококачественное соединение и поэтому его применяют в исключительных случаях (при осмотрах и текущих ремонтах). Поэтому когда на чертеже нет указаний о фиксированном положении шпоночного паза, допускают изготовление нового шпоночного паза на другом месте без заделки старого (не более одного на сечение). Его фрезеруют параллельно старому пазу в диаметральной плоскости, расположенной относительно этого паза под углом 90, 135 и 180°.

При ремонте шпоночных соединений изношенные шпонки не ремонтируют, а изготовляют новые, подгонкой добиваются плотного сопряжения шпонок с боковыми поверхностями пазов соединяемых деталей. Исключение составляют клиновые шпонки, их загоняют в паз уда-Ром молотка так, чтобы они заклинились по высоте. Клиновую шпонку следует забивать так, чтобы при ее ослаблении можно было ее осаживать. Между головкой шпонки и торцом детали должно оставаться Расстояние, равное высоте шпонки.

Призматические шпонки можно вынимать при ремонте из пазов без повреждения; для этого специально выполняют в средней части шпонки резьбовое отверстие и в него ввинчивают винт Когда винт своим концом упрется в вал, его продолжают вращать, и тогда шпонка выходит из паза.

Рис. 1. Ремонт шпоночных соединений:

а — наваркой, б — установкой ступенчатой шпонки; в — призматическая шпонка со скосом, г — призматическая шпонка с резьбовым отверстием

При подгонке и сборке призматических шпонок в процессе ремонта рекомендуется выполнить специальный скос, а с обратной стороны сделать соответствующую пометку. Это позволит вынуть шпонку из паза и при помощи молотка с выколоткой, используя имеющийся у нее скос. Выколотку упирают в помеченный конец шпонки со стороны скоса (показано стрелкой) и слегка ударяют по ней молотком. С этой стороны конец шпонки прижимается к основанию паза, а с противоположной приподнимается.

Шлицы небольших валиков обычно не ремонтируют, детали с изношенными шлицами большей частью заменяют новыми. Однако у деталей, трудоемких в изготовлении, шлицы часто подвергают ремонту. Его производят путем наварки металла с последующей механической обработкой в точном соответствии с размерами и расположением шлицев на соединяемой детали.

Шлицы вала можно ремонтировать путем раздачи зубьев, когда шлицевое соединение центрируется по внутреннему диаметру.

Если шлицы закалены, необходимо сначала вал отжечь, после чего раздать каждый шлиц в продольном направлении, доведя ширину шлица до номинального размера с припуском 0,1—0,2 мм для последующей механической обработки.

Раздачу выполняют вручную или на прессах специальными инструментами — зубилами и чеканами. Для этого вдоль шлицев наносят по одной продольной риске, затем зубилом вдоль рисок надрубают канавки, которые раздают чеканом.

Раздачу шлицев можно производить, используя токарные или строгальные станки. Для этого оправку с вращающимся конусным роликом закрепляют в резцедержателе станка, а вал устанавливают в центрах токарного станка или закрепляют на столе строгального станка. Суппортом станка подводят ролик, вдавливают в тело зуба и осуществляют несколько проходов по одной канавке.

После раздачи канавки на шлицах заваривают электросваркой, вал дополнительно отжигают, рихтуют, а шлицы обрабатывают под номинальный размер и подвергают термообработке.

Шлицы в отверстиях (посадка по наружному диаметру) и с небольшим износом можно также ремонтировать раздачей. Для этого применяют специальную прошивку, которую продавливают через шлицевое отверстие с помощью гидравлического пресса. После раздачи зубьев шлицевое отверстие калибруют шлицевой протяжкой, при этом снимают излишне выдавленный металл и придают детали требуемый размер.

Рис. 2. Ремонт шлицев раздачей:
а — канавка, полученная раздачей, б — чекан для раздачи шлицев, в — зубило


Реклама:

Читать далее:

Ремонт сварных соединений

Статьи по теме:

  • Классификация металлорежущих станков
  • Электробезопасность при ремонтных работах
  • Правила безопасности при пользовании подъемно-транспортными устройствами
  • Требования безопасности при выполнении ремонтных работ
  • Ремонт литейного оборудования

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум

Как восстановить слишком большой шпоночный паз

  • Автор сообщения: