Ремонтопригодность характеризуется – Показатели ремонтопригодности

7.1. Понятие и свойства ремонтопригодности

Под ремонтопригодностью технической системы понимается такое ее свойство, которое заключается в приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов путем проведения технического обслуживания и ремонта. Функцию профилактики (предупреждения) несет в себе процесс технического обслуживания, а функцию восстановления работоспособности и ресурса технической системы несет процесс ремонта (текущего или планового).

Ремонтопригодность свойство комплексное, отражаемое следующими первичными составляющими свойствами:

контролепригодность,

легкосъемность,

доступность объектов обслуживанию (доступность),

регулируемость,

обслуживаемость,

досягаемость,

восстанавливаемость,

взаимозаменяемость,

блочность.

В процессе эксплуатации конструктивные особенности машин проявляются в характере реагирования на возможные восстановительные и профилактические работы и отражаются через свойство технологичности технической эксплуатации. Технологичность технической эксплуатации – комплексное свойство, отражающееся в приспособленности к выполнению комплекса работ по технической эксплуатации, разделяется на два свойства: технологичность технической эксплуатации при использовании оборудования по назначению, технологичность его технического обслуживания и ремонта.

Технологичность технической эксплуатации при использовании – приспособленность конструкции к выполнению операций и работ по поддержанию непрерывности технологического процесса при заданных, наивыгоднейших технологических режимах. Эти свойства: технологичность ликвидации нарушений непрерывности процессов (надежность продукта), технологичность устранения отказов, технологичность обслуживания рабочего места (технического и организационного).

Технологичность при техническом обслуживании и ремонте – такое свойство, которое отражает приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту с целью поддержания и восстановления работоспособности.

Структура понятия технологичности технической эксплуатации отражена на рисунке 9.

Рисунок 9. Декомпозиция понятия

технологичность технической эксплуатации

Как видно, понятие технологичности технической эксплуатации шире понятия ремонтопригодности, поскольку учитывает отказы продукта (например, обрыв нитей в текстильных технологиях), не всегда приводящие к потере работоспособности машин (оборудования).

7.2. Характеристики свойств ремонтопригодности

Отдельные составляющие технологичности технической эксплуатации характеризуются разным набором свойств ремонтопригодности. Так, технологичность устранения отказов – всеми свойствами ремонтопригодности, технологичность технического обслуживания – свойствами доступности, обслуживаемости, досягаемости и т.д.

Контролепригодность на нижнем уровне выражается в конструктивном решении механизмов, позволяющем быстро обнаруживать неисправность органолептическими методами. Более высокий уровень контролепригодности обеспечивается применением устройств поиска неисправности. Высший уровень – это автоматическая диагностика места и причины возникновения отказа.

Трудоемкость устранения отказа определяется свойствами доступности и легкосъемности. Доступность влияет на производительность труда при выполнении сборно-разборных работ вследствие позы, занимаемой рабочим. Так, если принять производительность при работе в полный рост за 100%, то при работе согнувшись она составит 58-95%, на коленях – 50-60%, вприсядку 36-67%, лежа – всего 30-40%. Легкосъемность определяется количеством одновременно снимаемых деталей для открытия доступа к отказавшему элементу. В первом приближении трудоемкость разборно-сборных работ реально спрогнозировать по соотношению количества деталей по назначению. Например, в машинах прядильного производства крепежные детали составляют от 32 до 49% от общего количества всех деталей. Свойство обслуживаемость определяет как трудоемкость выполнения штатных работ на оборудовании, так и трудоемкость его технического обслуживания (чистки), трудоемкость технического обслуживания рабочего места. Трудоемкость процесса смазки как разновидности технического обслуживания также определяется обслуживаемостью, которая зависит от способа смазки узлов. Если на 75-85% узлов применяются ручные способы смазки (прядильные машины), то это свидетельствует о низком уровне обслуживаемости.

Свойство досягаемости влияет на трудозатраты при выполнении штатных работ, определяет удобство выполнения работ оператором оборудования.

Взаимозаменяемость одно из главных свойств ремонтопригодности, поскольку влияет на саму возможность устранения отказов и восстановления работоспособности объектов обслуживания.

Блочность можно рассматривать как форму резервирования надежности и как организационную форму проведения ремонтов (узлового ремонта).

Свойство восстанавливаемость рассматривает как саму возможность восстановления работоспособности оборудования и его элементов, так и целесообразность ее реализации.

При устранении отказа или проведении планового ремонта все работы делятся на две группы:

— подготовительные сборно-разборные (рассматриваемые как баластные),

— собственно ремонтные.

Трудозатраты первого вида работ определяются свойствами ремонтопригодности: доступностью, легкосъемностью, обслуживаемостью, досягаемостью. Второго (собственно ремонтных) – контролепригодностью, регулируемостью, восстанавливаемостью. Свойства блочности и взаимозаменяемости определяют трудозатраты как на подготовительные, так и на собственно ремонтные работы.

studfiles.net

ремонтопригодность — это… Что такое ремонтопригодность?

171 ремонтопригодность

Возможность и удобство восстановления работоспособного состояния элементов опалубки путем технического обслуживания и ремонта

3.8 ремонтопригодность: Способность изделия в конкретных условиях эксплуатации сохранять или восстанавливать состояние, в котором оно может выполнять требуемую функцию, если техническое обслуживание проводится в конкретных условиях с использованием определенных процедур и средств.

Примечание — Понятие «ремонтопригодность» также используется как критерий качества проведения технического обслуживания.

[МЭК 60050-191 (см. [1], позиция 191-02-07)].

1.4. Ремонтопригодность

Maintainability

Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта

Ремонтопригодность — свойство средства, заключающееся в приспособлении к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путей проведения технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность

свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта (ГОСТ 27.002)

3.21 ремонтопригодность (repair ability): Возможность на протяжении установленного срока эксплуатации устранять на одежде последствия нарушения целостности верха изделия, застежек, фурнитуры и т.п. путем осуществления мелкого ремонта в соответствии с инструкцией по уходу за одеждой.

3.21 ремонтопригодность: Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

3.23 ремонтопригодность: Способность объекта к поддержанию или восстановлению состояния, в котором он может выполнять требуемые функции.

3.6.4 ремонтопригодность : Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

[ГОСТ 27.002-89, пункт 1.4]

Ремонтопригодность

Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта (ГОСТ 27.002)

20 ремонтопригодность: Способность изделия при данных условиях использования и технического обслуживания к поддержанию или восстановлению состояния, в котором оно может выполнить требуемую функцию.

Примечание — «Данные условия» могут включать климатические, технические или экономические обстоятельства.

20 ремонтопригодность : Способность изделия при данных условиях использования и технического обслуживания к поддержанию или восстановлению состояния, в котором оно может выполнить требуемую функцию.

10 ремонтопригодность

Свойство объекта, заключающееся в его приспособленности при заданных условиях эксплуатации к поддержанию или восстановлению состояния, в котором он способен выполнять требуемую функцию, путем проведения технического обслуживания и ремонта, выполняемых с использованием предусмотренных процессов и ресурсов.

3.38 ремонтопригодность (maintainability): Вероятность того, что конкретная операция по обслуживанию устройства в данных условиях эксплуатации может быть выполнена в заранее определенный период времени, в заранее определенных условиях с использованием заранее определенных операций и средств.

[МЭК 60987, пункт 2.10, модифицировано]

3.31 ремонтопригодность: Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

3.1.3 ремонтопригодность: Способность изделия при данных условиях использования и технического обслуживания к поддержанию или восстановлению состояния, в котором оно может выполнить требуемую функцию.

3.1.44 ремонтопригодность: Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта (ГОСТ 27002-89).

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

СТО — стандарт организации;

ОТК — отдел технического контроля;

НД — нормативная документация;

ПТД — производственно-технологическая документация;

ПКД — проектно-конструкторская документация;

НК — неразрушающий контроль;

ВИК — визуальный и измерительный контроль;

УК — ультразвуковой контроль;

МК — магнитопорошковая дефектоскопия;

ПВК — капиллярный контроль;

ТО — термообработка.

3.3 В настоящем стандарте применены следующие обозначения (см. таблицу 3.1).

Таблица 3.1

Условное обозначение величины

Наименование величины

Единица измерения

Р

Рабочее давление

МПа

D

Внутренний диаметр корпуса котла

мм

DF

Внутренний диаметр жаровой трубы (для волнистой трубы — наименьший внутренний диаметр)

мм

LF

Длина жаровой трубы

мм

L

Длина обечайки

мм

da (ds)

Наружный диаметр дымогарной трубы, анкерной связи (трубы)

мм

s (e)

Номинальная толщина стенки гладкой или волнистой жаровой трубы, дымогарной трубы

мм

sf

Фактическая толщина стенки трубы

мм

sb

Номинальная толщина днища

мм

a

Относительная овальность

%

1.1.8.3. Ремонтопригодность — приспособляемость покрытия (сооружения) или элемента летного поля к выполнению ремонта или техническому уходу.

1.1.8.4. Под надежностью понимается такое обобщающее свойство аэродромного покрытия (сооружения), элемента летного поля, которое обусловлено их долговечностью, безотказностью, ремонтопригодностью и обеспечивает выполнение заданных функций.

1.1.9. В зависимости от объема и характера, а также возможности выполнения ремонтные работы на аэродроме (вертодроме) подразделяются на текущие и капитальные. Основные положения по видам ремонта, а также методы, материалы и технологии выполнения ремонтных работ приводятся в «Руководстве по ремонту аэродромных сооружений».

1.1.10. К текущему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению элементов летного поля и их сооружений от преждевременного разрушения и износа путем устранения мелких повреждений и неисправностей. Он подразделяете и на плановый, проводимый регулярно по плану на основе актов технических осмотром (см. прил. 15), и непредвиденный.

1.1.11. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производится исправление или смена разрушенных, деформированных и изношенных конструкций в значительных объемах или замена их на более прочные и экономичные.

1.1.12. Организация и выполнение ремонтных и других работ строительными организациями на летном поле действующего аэродрома должны отвечать требованиям, изложенным в разд. 5.5. настоящего Руководства.

1.1.13. Необходимость и назначение вида ремонта зависит от технического состояния искусственных покрытий (сооружений), элементов аэродрома, оцениваемого критериями предельного состояния, при которых дальнейшая эксплуатация покрытий недопустима.

На критерий оценки предельного состояния главное влияние оказывает степень разрушения покрытия, в особенности его поверхностного слоя, поэтому оценка производится путем количественного определения степени разрушения, деформирования, неровностей и износа покрытия на момент обследования (см. прил. 15).

1.1.14. Степень разрушения аэродромных покрытия определяется на основании их обследования, по результатам которых составляются акты и планы дефектов покрытий с выводом о степени соответствия состояния покрытий требованиям НГЭА и оценкой их технического состояния (см. прил. 15).

1.1.15. Для определения технического состояния аэродромных покрытий и прогнозирования сроков их службы рекомендуется использовать различные методы оценки.

По результатам обследований рекомендуется строить графики зависимостей значений оценки технического состояния от времени эксплуатации покрытия и посредством экстраполяции определить примерный ресурс, который позволит судить о долговечности покрытия, прогнозировать его дальнейшее состояние и вовремя наметить проведение тех или иных ремонтных мероприятий.

1.1.16. Назначение вида ремонта взаимосвязано со сроками службы покрытий до капитального ремонта. Примерная периодичность капитальных ремонтов покрытий приведена в «Руководстве но ремонту аэродромных сооружений» и может использоваться для планирования ремонтных мероприятий.

3.3.11 ремонтопригодность: Возможность восстановления функционирования оборудования квалифицированным персоналом без нарушения функционирования другого оборудования.

5.14 ремонтопригодность: Свойство товара, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, сбоев, поддержанию работоспособного состояния путем проведения техобслуживания и ремонтов.

Ремонтопригодность

Свойство сооружения, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта

Пролетное строение считается неремонтопригодным, когда достигается предельный износ

Ремонтопригодность

Свойство изделия, заключающееся в приспособленности к проведению работ по поддержанию и восстановлению работоспособного состояния

3.1.1.3 ремонтопригодность : Свойство арматуры поддерживать и восстанавливать работоспособное состояние путем технического обслуживания и ремонта.

Примечание — Ремонтопригодность характеризуется показателями ремонтопригодности (среднее время восстановления и средняя трудоемкость восстановления).

3.10 ремонтопригодность (maintainability (performance)): Свойство объекта, заключающееся в его приспособленности при заданных условиях эксплуатации к поддерживанию или восстановлению состояния, в котором объект способен выполнять требуемую функцию, путем проведения технического обслуживания и ремонта, выполняемых при заданных условиях с использованием установленных процессов и ресурсов.

Смотри также родственные термины:

9 ремонтопригодность единицы [составной части единицы] (железнодорожного) тягового подвижного состава: Способность единицы [составной части единицы] железнодорожного ТПС к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта при соблюдении заданных условий их выполнения.

Ремонтопригодность каната свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

3.3 ремонтопригодность машины

Возможность содержать машину в таком состоянии или вернуть ее в такое состояние, в котором она могла бы выполнять функции в области предназначенного применения (см. 3.12), причем содержание машины в исправности может быть обеспечено установленной инструкцией и с помощью предусмотренных для этого средств.

3.6 ремонтопригодность машины: Возможность содержать машину в таком состоянии или вернуть ее в такое состояние, в котором она могла бы выполнять функции в области предназначенного применения (см. 3.12 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1), причем содержание машины в исправности может быть обеспечено инструкцией изготовителя и с помощью предусмотренных для этого средств.

(См. 3.3 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1.)

3.14 Ремонтопригодность сооружения: Способность его к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем проведения ремонта.

3.14 ремонтопригодность сооружения: Способность сооружения к предупреждению и устранению отказов путем проведения ремонта.

238 ремонтопригодность средства [сооружения] железнодорожной электросвязи: Способность средства [сооружения] железнодорожной электросвязи к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

3.12. Ремонтопригодность шкафа КРУ

Свойство шкафа КРУ, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

normative_reference_dictionary.academic.ru

3 Ремонтопригодность и её основные показатели

3 Ремонтопригодность и её основные показатели

Ремонтопригодность — это свойство объекта, заключ. в приспособленности к поддержания состояния при к-м он способен выполнять требуемые функции путём проведения ТОиР.

Ремонтнопригодность в более узком смысле включает: — обслуживаемось – приспосбленность объекта к ТОиР или пространственная доступность регулир-ых и замен-ых элэментов и такое их размещение, кот-е обеспеч. рациональность действий персонала при монтаже, эксплу. и Р. — контролепригодность – св-во, заключ. в приспособ изделия к проведению кон-ля заданными методами и средствами тех. диагностики и приспособленности к предупреждению и обнаруж отказов и их причин.

— эксплуатац. технологичность – совокупность св-тв объекта, определ. приспособ. к диагностир. в реальных условиях.

Комплексные показатели ремонтопригодности:

  1. вероятность восстановления – вероятность того что T восстанов работоспособ состояния не превысит задан-го знач. Т

  2. среднее Т восстановления – математич ожидание Т востановлен работоспособ состояния объекта после отказа

  3. гамма-% Т восстанов – Т в теч. кот. востановл. работоспособности объекта будет осуществленно с вероятностю гамма выраженной в %

  4. интенсив востановления – условн. плотность вероятности востановления работоспособ. объекта, определённая для рассматр. момента Т, при условии, что до этого момента востановл. не было завершено

  5. средняя интенсивность востановления – сред. знач. интенсив. восстанов. на задданом интервале Т.

  6. средняя трудоёмкость ТОиР – мат. ожидание трудоёмкости ТОиР, выраженное в человвекочасах.

  7. сред. Т выполнения рем. – показатель, контрол-й выполнения рем. в заданное Т и устанавливающ среднюю за год продолжительность всех видов рем, выполняемых в течении межрем периода или опред — как сред оператив продолжительность ТОиР

Коэффициент готовности Кг , % ( или ч ), — этим показателем задается период времени, в течении которого данное оборудование должно находиться в эксплуатационной готовности.

Показатель Кгявляется комплексным, т.к. характеризует одновременно два различных свойства оборудования — его безотказность и ремонтопригодность, а именно:

Кг = ; ,

где То — наработка на отказ, характеризующая безотказность работы оборудования в течение заданного времени непрерывно или с перерывами в течение года, в последнем случае принимается суммарная наработка. Исчисление ведется в часах; Тв — среднее время восстановления, характеризующее ремонтопригодность оборудования в целом за год, в часах. Данный показатель определяется делением общих затрат времени в часах, предусматриваемых в течение ремонтного цикла (ремонтов всех видов: капитального, среднего и текущего), на количество лет заданного межремонтного периода для заданного вида оборудования.

Названные два общих показателя для оценки ремонтопригодности оборудования приемлемы для большей части оборудования АЭС, т.е. во всех случаях, когда допускается возможность проведения его капитальных или средних ремонтов до полного или частичного восстановления работоспособности.

Вместе с тем для части оборудования АЭС, в том числе для основного и в первую очередь для самого реактора, не предусматривается проведение капитальных или средних ремонтов. Эксплуатация этого оборудования или его элементов (например, промежуточной штанги для приводов АРК) предусматривается до ”предельного состояния” (с прекращением эксплуатации после окончания гарантийного срока).

studfiles.net

Ремонтопригодность — Википедия. Что такое Ремонтопригодность

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ремонтопригодность (англ. maintainability) — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов и поддержанию работоспособного состояния путём технического обслуживания и ремонта.

Система, допускающая ремонт в процессе своей эксплуатации, называется восстанавливаемой. Некоторые системы в процессе выполнения своих функций в силу причин технического либо экономического характера проведение ремонтов не допускают. Примером невосстанавливаемой по техническим причинам системы являются ИСЗ[1]. По экономическим причинам не восстанавливаемы, например, шарикоподшипники, так как в силу технологичности их производства новое изделие оказывается значительно дешевле ремонтного комплекта и операций по восстановительной мехобработке. Существуют изделия, например, авиационные шины или лопатки газотурбинных двигателей, восстановление которых технически и экономически целесообразно, однако запрещено правилами безопасности.

Показатели ремонтопригодности

  • Вероятность восстановления работоспособного состояния — вероятность того, что время восстановления работоспособного состояния не превысит заданного.
  • Среднее время восстановления работоспособного состояния — математическое ожидание времени восстановления.
  • Интенсивность восстановления

Характеристики ремонтопригодности

  • простота, лёгкость и удобство разборки и сборки руками или с минимальным набором инструментов
  • заложенное при конструировании деление изделия, или его ремонтопригодных частей, на типовые элементы замены (ТЭЗ)
  • физическое наличие нового ТЭЗ взамен отказавшего/износившегося (обычно в комплекте запасного имущества прибора, ЗИП, или в ремкомплекте)
  • возможность определения того, что именно необходимо заменить, с точностью до ТЭЗ
  • наличие инструкции по замене

См. также

Примечания

  1. ↑ За исключением крупных орбитальных станций и телескопов

Ссылки

wiki.sc

7.4. Показатели ремонтопригодности

Вероятность восстановленияP(tв) – вероятность того, что время восстановления объекта не превысит заданное:

, (31)

где fв(t) – функция плотности распределения случайной величины ξвремени восстановления работоспособности объекта.

Гамма-процентное время восстановленияtвγ– время восстановления, достигаемое объектом с заданной вероятностью γ, выраженной в процентах,

. (32)

Среднее время восстановления– математическое ожидание времени восстановления работоспособности объекта,

. (33)

Интенсивность восстановленияμ(tв) – условная плотность вероятности восстановления работоспособного состояния объекта, определяемая для рассматриваемого момента времениtв при условии, что до этого момента восстановление не было завершено,

. (34)

Средняя трудоемкость восстановления– математическое ожидание трудоемкости восстановления объекта после отказа.

7.5. Показатели сохраняемости

Гамма-процентный срок сохраняемостиtсхγ– срок сохраняемости, достигаемый объектом с заданной вероятностью γ, выраженной в процентах:

, (35)

где fсx(t) – функция плотности распределения случайной величиныTсx– срока сохраняемости объекта.

Средний срок сохраняемости– математическое ожидание срока сохраняемости,

. (36)

Назначенный срок хранения– срок хранения, по достижении которого хранение объекта должно быть прекращено независимо от его технического состояния.

7.6. Комплексные показатели надежности

Коэффициент готовностиKг(t) – вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается (например, профилактика, техническое обслуживание, ожидание использования по назначению и т.д.).

Коэффициент готовности – комплексный показатель надежности, отражающий свойства безотказности и ремонтопригодности. Kг(t) характеризует готовность объекта к применению по назначению в произвольный момент времениt. Низкие значенияKг(t) свидетельствуют о том, что мероприятия по техническому обслуживанию не полностью выполняют свою роль.

Рассмотрим простейший восстанавливаемый объект, имеющий два технических состояния: 1 – работоспособное и 2 – неработоспособное. Взаимные переходы из одного состояния в другое определяются интенсивностью отказов λ и интенсивностью восстановления μ.

Примем, что наработка объекта между отказами есть непрерывная случайная величина, имеющая экспоненциальный закон распределения P(t)=e–λt, и время восстановления работоспособного состояния объекта также случайная величина, распределенная по экспоненциальному закону.

Опуская преобразования, запишем окончательный результат для коэффициента готовности:

. (37)

С увеличением времени второй член правой части равенства (37) быстро уменьшается, и коэффициент готовности асимптотически стремится к стационарному (не зависящему от времени) значению, которое называют стационарный коэффициент готовности:

. (38)

Так как параметры потока отказов и интенсивность восстановления можно выразить через среднюю наработку на отказ и среднее время восстановления:

, (39)

то

. (40)

Коэффициент оперативной готовностиKог(t0, t1) – вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времениt0, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного интервала времени ∆t.

По определению,

Kог(t0,t1)=Kг(t0)P(t1|t0), (41)

где Kг(t0) – коэффициент готовности объекта, отнесенный к моментуt0, когда возникает необходимость в применении объекта по назначению;P(t1|t0) – условная вероятность безотказной работы объекта на интервале (t0, t1), определяемая при условии, что к моментуt0объект находится в работоспособном состоянии;t1 = =t0+∆t– момент времени, когда применение объекта по назначению прекращается.

Коэффициент оперативной готовности характеризует надежность объекта, необходимость в применении которого возникает в произвольный момент времени, после наступления которого требуется безотказная работа в течение заданного интервала времени.

Коэффициент технического использования Кти – отношение математического ожидания суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к математическому ожиданию суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период.

Коэффициент технического использования характеризует долю времени нахождения объекта в работоспособном состоянии относительно общей продолжительности эксплуатации; при этом не учитываются простои по организационным причинам.

Ктиобычно оценивается за длительный период эксплуатации (от начала эксплуатации до капитального ремонта, между капитальными ремонтами, за весь период эксплуатации):

Ктираб /(Трабрем),(42)

где Траб– суммарное время пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый длительный период эксплуатации;Трем– суммарное время ремонтов и технического обслуживания за этот же период эксплуатации.

Коэффициент технического использования можно рассматривать как вероятность того, что в данный, произвольно взятый момент времени, объект работоспособен, а не находится в ремонте.

Коэффициент сохранения эффективности Кэф – отношение значения показателя эффективности использования объекта по назначению за определённую продолжительность эксплуатации к номинальному значению этого показателя, вычисленному при условии, что отказы объекта в течение того же периода не возникают:

, (43)

где Эi – эффективность объекта вi-м работоспособном состоянии;Pi– вероятность пребывания объекта вi-м работоспособном состоянии;Эн=max(Эi) – номинальное значение показателя эффективности объекта, определённое при условии отсутствия отказов;n– количество работоспособных состояний объекта.

studfiles.net

4.Ремонтопригодность и ее основные показатели.

Ремонтопригодность(применительно к атомной энергетике согласно ГОСТ 19152-73) это свойство конструкции , характеризующее ее приспособленность к системе технического обслуживания и ремонта, т.е. к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем проведения текущих профилактических работ, планово-предупредительных осмотров и ремонтов.

Необходимый уровень ремонтопригодности достигается при условии выполнения ряда требований [5], основными из которых являются:

Рациональное деление оборудования на отдельные узлы, изготавливаемые с учетом возможной замены этих узлов из резервного фонда.

Легкосъемность сборочных единиц с обеспечением доступности к осмотру изнашиваемых узлов и деталей.

Возможность применения грузоподъемных механизмов для монтажа и демонтажа при ремонтном обслуживании.

Возможность применения химических реагентов (щелочных и кислотных) для дезактивации всех элементов оборудования, находящихся в радиоактивной среде.

Показатели ремонтопригодности:

Среднее время выполнения ремонта Тв чел-ч, — этим показателем контролируется вероятность выполнения ремонта в заданное время и составляется средняя за год продолжительность всех видов планово-предупредительных ремонтов (ППР), выполняемых в течение межремонтного периода для данного вида оборудования.

Исходным показателем, применяемым за единицу для исчисления продолжительности ремонтных работ, служит нормативное время, устанавливаемое для выполнения типового капитального ремонта для данного вида оборудования. Продолжительность выполнения отдельных видов ремонтов принимается в следующих соотношениях для: капитального ремонта – 0,1; среднего ремонта – 0,5 ÷ 0,6; текущего ремонта – 0,15 ÷ 0,20.

Для АЭС с реакторами типа ВВЭР заданным временем восстановления оборудования может быть время, отводимое для перезагрузки ядерного топлива. Заданным временем является также время, отведенное в графике выполнения ремонтных работ по объекту в целом. В любом случае время, отводимое для ремонта того или иного вида оборудования, должно быть по возможности наименьшим.

Коэффициент готовности Кг, % (или ч), — этим показателем задается период времени, в течении которого данное оборудование должно находиться в эксплуатационной готовности.

Показатель Кг является комплексным т.к. характеризует одновременно два различных свойства оборудования – его безотказность и ремонтопригодность , а именно:,

Где То – наработка на отказ, характеризующая безотказность работы оборудования в течение заданного времени непрерывно или с перерывами в течение года, в последнем случае принимается суммарная наработка. Исчисление ведется в часах; Тв – среднее время восстановления, характеризующее ремонтопригодность оборудования в целом за год, в часах.

Обеспеченность осмотра и ревизии оборудования. В комплексном показателе надежности кроме понятия безотказности и долговечности вопросы ремонтопригодности понимаются как создание условий, обеспечивающих периодический осмотр и ревизию данных видов оборудования. Отсюда возникает необходимость в третьем нормативном показателе – обеспеченности осмотра и ревизии оборудования, изготавливаемого с предельным сроком эксплуатации (до предельного состояния). Этим показателем устанавливаются требования к конструкции в обеспечении возможности осмотра, ревизии и профилактического ремонтов в течение гарантийного срока до «предельного состояния». Числовые значения для этого показателя предусматриваются в виде допустимых отклонений от заданных технических параметров для данного вида оборудования при его эксплуатации.

Нормированные значения трех рассмотренных показателей ремонтопригодности оборудования включается в технические условия на его изготовление.

studfiles.net

НТСиТР, Раздел №1



НТСиТР, Раздел №1

Методические материалы НТСиТР


К списку вопросов

Вопрос №1.02:

Термины и определения: ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость, и др.

Ремонтопригодность — это свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов, повреждений и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Ремонтопригодность представляет собой совокупность технологичности при техническом обслуживании и ремонтной технологичности объектов. Свойство ремонтопригодности полностью определяется его конструкцией, т. е. предусматривается и обеспечивается при разработке, изготовлении и монтаже объектов, с учетом будущего целесообразного уровня их восстановления, который определяется соотношением ремонтопригодности и внешних условий для выполнения ремонта, в том числе устанавливаемых для этого пределов соответствующих затрат. Отсюда происходит относительность деления объектов на восстанавливаемые и невосстанавливаемые применительно к определенным внешним условиям (точнее, на подлежащие и не подлежащие восстановлению). Один и тот же элемент в зависимости от окружающих условий и этапов эксплуатации может считаться восстанавливаемым или невосстанавливаемым. Для многих объектов свойство восстанавливаемости целесообразно рассматривать однозначно (безусловно) на всем периоде их существова-ния.

Таким образом, деление объектов на восстанавливаемые и невосстанавливаемые зависит от рассматриваемой ситуации и в значительной степени условно. Однако необходимо и безусловное деление этих же элементов на вообще доступные для ремонта и не подлежащие ему применительно ко всему времени их существования, т. е. на ремонтируемые и перемонтируемые. Деление по обоим признакам для многих объектов совпадает: ремонтируемый элемент может быть восстанавливаемым на протяжении всего срока службы, а неремонтируемый элемент остается невосстанавливаемым в течение всего времени существования. Однако имеются ремонтируемые объекты, которые в определенных ситуациях в случае возникновения отказа в течение данного интервала времени (например, времени компании) не подлежат восстановлению. С другой стороны, есть неремонтируемые элементы, обладающие самовосстанавливаемостью работоспособности в случае возникновения некоторых отказов, в частности, при наличии резервных элементов и соответствующих автоматических устройств, осуществляющих в таких случаях переход на использование резерва (например, элементы систем управления и защиты и других подсистем).

Следовательно, при формулировании и решении задач обеспечения, прогнозирования и оценивания надежности существенное практическое значение имеет решение, которое должно приниматься в случае отказа объекта — восстанавливать его или нет. Отнесение объекта к восстанавливаемым или невосстанавливаемым влечет за собой выбор определенных показателей надежности. Например, очевидно, что для невосстанавливаемого объекта не имеет смысла такой показатель надежности как среднее время восстановления.

Долговечность — это свойство объектов сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Одним из центральных понятий теории надежности является понятие «наработка», так как отказы и переходы в предельное состояние объектов обусловлены, в основном, их работой.

Под наработкой понимается продолжительность или объем работы объекта. Наработка измеряется в единицах времени и единицах объема выполненной работы. Объект может работать непрерывно (за исключением вынужденных перерывов, обусловленных возникновением отказа и ремонтом) или с перерывами, не обусловленными изменением технического состояния. Во втором случае различают непрерывную и суммарную наработку. Оба вида наработки могут представлять собой случайные и детерминированные величины (например, наработка за смену в случае отсутствия вынужденных простоев). Суммарную наработку в ряде случаев сопоставляют с определенным интервалом календарного времени. Если объект работает в различные интервалы времени с различной нагрузкой (на разных уровнях мощности), различают непрерывную и суммарную наработку для каждого вида или степени нагрузки (для разного уровня мощности).

Кроме упомянутых видов наработки применяют термины «наработка до отказа», «наработка между отказами», «ресурс», «срок службы».

Наработка до отказа — это наработка объекта от начала его эксплуатации до возникновения первого отказа.

Наработка между отказами — это наработка объекта от окончания восстановления его работоспособного состояния после отказа до возникновения следующего отказа.

Под техническим ресурсом (ресурсом) понимается наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние.

Срок службы — календарная продолжительность от начала эксплуатации объекта или возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние. Наработка до отказа, наработка между отказами и ресурс — всегда случайные величины. Параметры их распределений служат показателями безотказности и долговечности.

Наработка до отказа характеризует безотказность как неремонтируемых (невосстанавливаемых), так и ремонтируемых (восстанавливаемых) объектов. Наработка между отказами определяется продолжительностью работы объекта от i-го до (i +1)-го отказа, где i = 1,2,… Эта наработка относится только к восстанавливаемым объектам.

Физический смысл ресурса — зона возможной наработки объекта. Для неремонтируемых элементов он совпадает с запасом нахождения в работоспособном состоянии при эксплуатации, если переход в предельное состояние обусловлен только возникновением отказа. Начало отсчета наработки, образующей ресурс, может совпадать с началом эксплуатации объекта либо после выполнения ремонта. В каждый момент времени можно различать две части любого ресурса: израсходованную к этому моменту в виде состоявшейся суммарной наработки и оставшуюся до перехода в предельное состояние. Остаточный ресурс оценивают ориентировочно, поскольку ресурс в целом является случайной величиной. Как всякая случайная величина, ресурс полностью характеризуется распределением вероятностей. Параметры этого распределения служат показателями долговечности (средний и гамма-процентный ресурсы). Все сказанное о видах ресурса в полной мере относится и к видам срока службы, за исключением того, что срок службы в отличие от ресурса измеряется календарным временем. Соотношение значений ресурса и срока службы одного и того же вида зависит от распределения наработки в непрерывном времени, т. е. от интенсивности эксплуатации объекта.

Сохраняемость — это свойство объекта сохранять значение показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования. Проблема сохраняемости для большинства объектов, работающих непрерывно, не стоит достаточно остро по сравнению с обеспечением трех первых свойств надежности. Однако для подвижных объектов вопросы обеспечения надежности при транспортировании весьма важны.


1.01 1.02
Дизайн: Близнюк Е.Л. & Платонов Д.Г., 2010г

livesafety.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *