Самодиагностика автомобиля: особенности считывания кодов, принцип работы
Усталость от «корявых» рук горе-мастеров на СТО уже настолько накопилась в обществе, что создание современных систем стало глотком свежего воздуха. Точное определение неисправности путем компьютерной диагностики делает возможным быстрый, а главное – эффективный ремонт транспортного средства. Кроме этого, в современных машинах на выручку приходят так называемые системы самодиагностики. Их задача – своевременное информирование водители об имеющихся неполадках в системе и необходимости принимать срочные меры.
Check EngineРечь идет, конечно же, об индикаторе Check Engine, который для многих автолюбителей стал символом надежности. Любая критическая неисправность тут же фиксируется системой, и водитель видит сигнал на панели приборов. Подобные системы были и раньше, но они принимали вид обычных светодиодов, которые располагались прямо на устройствах управления.
Полная диагностика производится в процессе завода двигателя.
Если тест прошел нормально – лампочка контроля гаснет. В случае обнаружения проблем – остается гореть. Если неисправность проявляется во время движения, то индикатор обязательно загорается и сигнализирует водителю о необходимости принимать меры. Иногда, если проблема самоустранилась, индикатор гаснет самостоятельно, но ошибка в памяти сохраняется. При этом желательно не затягивать с посещением СТО, ведь проблема может проявиться в самый непредсказуемый момент. В дальнейшем может понадобиться более детальная компьютерная диагностика.
Все системы самодиагностики на автомобилях имеют одинаковый принцип действия (хотя конструктивно может отличаться). Есть блок управления, в задачу которого входит считывание основных параметров с датчика автомобиля (причем в разных режимах работы – во время пуска, на холостом ходу, в период прогрева, торможения и так далее).
Показания датчиков различаются – они бывают динамическими, то есть меняющимися во времени (контроль происходит в режиме онлайн) или статическими (дискретными).
У статических показаний есть пороговое значение – сигнал определенного уровня. Что касается динамических показаний, то они передают действующий параметр, надежно контролируя его по верхнему и нижнему диапазону. Какой бы ни была диагностическая система, она обязательно сохраняет коды ошибок и выдает их при необходимости.
Работа системы самодиагностики во многом зависит от упомянутых выше показаний датчиков. Если они дискретные, то реакция системы происходит только на отсутствие электрического контакта, то есть водитель получает сигнал о неисправности контролирующего органа. Сверка динамических показателей происходит по другому принципу – с учетом таблиц, которые хранятся в памяти устройства. Но по сути, любой из датчиков в процессе работы проверяется, как на пределы измерения, так и на качество электрического контакта. В противном случае самодиагностика автомобиля была бы далеко не полной. При этом ошибка может иметь два основных вида – отсутствие сигнала от датчика или же выход за конкретно заданные параметры.
В состав системы управления зачастую входит несколько основных блоков: для мотора — Engine Control Module (в некоторых машинах — Engine Control Unit), для подушек безопасности транспортного средства — Air Bag Supplemental Restraint System (сокращенно SRS), для коробки-автомат — Electronic Automatic Transaxles, для антиблокировочной системы – ABS и так далее. Как видим, каждая система и жизненно важный узел автомобиля находится под полным контролем.
Сложность заключается в том, что система самодиагностики автомобиля при многообразии датчиков, должна давать унифицированный сигнал, то есть в одном стиле. Обязательно указывается номер (код) ошибки системы. В дальнейшем он сохраняется в долговременной памяти устройства, а сама система осуществляет ряд корректирующих действий, если, конечно, подобное предусмотрено программой устройства.
Накопленные за время эксплуатации коды ошибок можно в любой момент считать при помощи специального прибора – сканера.
Часто данная работа делается вручную. Для этого достаточно перевести систему в режим указания кодов самодиагностики. Полученные данные анализируются, и принимается решение по дальнейшим мероприятиям – ремонту конкретного узла или проведении дополнительной компьютерной диагностики.
Стоит отметить, что ряд важных параметров двигателя не всегда фиксируется системой самодиагностики. Даже считывание кодов не дает возможности четко диагностировать неисправность и приняться за ее устранение. Да и сам автомобиль – очень сложное устройство, состоящее из многочисленных узлов, работа каждого из которых зависит от целого ряда параметров. В итоге небольшая проблема может привести к «высыпанию» множества кодов, которые не смогут четко дать ответ на причину проблемы.
В такой ситуации единственным выходом видится более глубокий анализ при участии квалифицированного специалиста. Точный диагноз устанавливается после проведения ряда дополнительных проверок, которые позволяют убедиться в актуальности того или иного кода.
К примеру, многие проблемы возникают из-за забывчивости водителя или его неосторожности. Если забыть подсоединить разъем или повредить какой-то участок электропроводки, можно не рассчитывать на точные показания.
Многие автомобильные компьютеры способны фиксировать в памяти информацию от датчиков даже в нормальном режиме работы. Такая информация используется для дальнейшего улучшения эксплуатационных характеристик и повышения работоспособности устройства. Если обнулить систему, то упор делается на показатели, внесенные производителем по умолчанию. Через время компьютер снова набирает необходимые параметры и продолжает контролировать процесс. Не стоит удивляться, если во время «переобучения» системы самодиагностики возникают легкие перебои в работе авто, к примеру, повышается расход топлива или появляется некоторая нестабильность в холостых оборотах. Не стоит переживать, данные симптомы быстро уходят (через 30-50 км), как только компьютер запомнит несколько циклов вождения
ВыводВ любом случае перед окончательным определением диагноза должна проводиться полномасштабная компьютерная диагностика автомобиля.
Только она дает четкий ответ на характер и причину поломки.
как проверить машину? — Елена Александр на vc.ru
Осень — хорошее время, чтобы проверить техническое состояние своего автомобиля. Достаточно наличия гаража, минимума навыков, понятий по механике и энтузиазма, необходимого для этой работы. Вечера наедине с автомобилем могут приятно разнообразить осенне-зимние дни и в то же время помочь позаботиться о его состоянии.
208 просмотров
Зачем нужен гараж для самодиагностики?
На парковке и под открытым небом можно делать многое, но не всегда это возможно. Прежде всего, для правильной диагностики требуется пространство и хотя бы базовые условия для проведения необходимых тестов. Во-вторых, силовые структуры (чаще всего полиция) могут решить, что вы ремонтируете машину на стоянке, что запрещено.
Гараж будет вам полезен и с чисто комфортной точки зрения. Яма облегчит доступ к труднодоступным местам, а небольшая утечка масла не будет чрезмерной проблемой (если вы ее эффективно нейтрализуете).
Что сделать до диагностики?
Перед началом диагностики подготовьте себе соответствующие инструменты и приспособления. Если вы проверяете аккумулятор и заряжаете, вам понадобится вольтметр. Если вы хотите диагностировать какие-либо проблемы в тормозной системе, вам понадобится например баллонный ключ. Нет смысла держать в непосредственной близости инструменты и счетчики, которые мы не будем использовать в данный момент.
Также стоит заранее подумать об очистке, подготовив жидкости, тряпки и ведра. Нужна отличная защита от капающей жидкости и неконтролируемой утечки. Также организуйте рабочее место. Дело не только в эффективной диагностике, но и в вашей безопасности. Разбросанные саморезы, остатки от последнего ремонта или гора отверток помешают проверить состояние автомобиля. Если грамотно подготовить рабочее место (очистить его, расставить инструменты), диагностика будет сплошным удовольствием.
Что ты умеешь делать сам?
Какие элементы вы можете проверить самостоятельно? Проще всего проверить состояние пусковой системы, включая аккумулятор и генератор.
Вам следует провести диагностику в несколько этапов. Во-первых, проверьте состояние напряжения аккумулятора — для этого вам понадобится вольтметр. Хорошая батарея будет иметь напряжение от 13,8 до 14,4 В. Если эти значения выходят за рамки принятого стандарта, это означает, что аккумулятор не подходит для использования.
Вы также можете самостоятельно проверить состояние генератора. Сначала проверьте напряжение при выключенном двигателе. Затем запустите его и посмотрите напряжение, включив различные электрические компоненты — фары, кондиционер и обогрев заднего стекла. Также можно прикрепить радио. Напряжение не должно сильно падать. В этом случае проверьте натяжение ремня генератора и проверьте, приводит ли он его в движение.
Вы сами можете убедиться, насколько эффективен ваш стартер. Если есть возможность, выньте этот элемент из машины. Подключите стартер к аккумуляторной батарее с помощью соединительных кабелей. Некоторые должны начать работать. Вы также самостоятельно можете проверить подвеску и рулевое управление.
Проверку этих элементов следует начинать с перемещения рулевого колеса и колес при работающем двигателе. Убедитесь, что все устойчиво, на рулевом колесе нет люфта (динамично поворачивайте рулевое колесо и прислушайтесь), а колеса надежно закреплены болтами.
Если есть сомнения, начните визуальный осмотр узлов подвески. Внимательно осмотрите все видимые элементы. Кроме того, вы легко можете проверить состояние амортизаторов. После нажатия на машину она должна стабильно возвращаться в исходное положение. Если машина «раскачивается», это признак того, что не все в порядке.
Можно ли самостоятельно проверить состояние тормозов, не заводя машину?
Есть способы сделать это. Вам необходимо внимательно осмотреть все компоненты системы, включая трубки, накладки, колодки и диски. Все должно быть сухим, а накладки на диски и колодки — толстыми.
Проверка масла
Простой (но трудоемкий) метод проверки применим и к возможным утечкам масла в автомобиле. Вначале тщательно очистите весь двигатель от засохших веществ (делайте это тщательно и без неконтролируемого потока воды).
Если вы не чувствуете себя достаточно сильным, чтобы сделать это самостоятельно, воспользуйтесь услугами профессиональной компании. Затем запустите двигатель и подождите, пока он прогреется.
Вы быстро заметите утечку масла или других веществ. То же самое можно сделать и с охлаждающей жидкостью. Если вы уже используете охлаждающую жидкость, вы также можете легко проверить состояние системы охлаждения. Посмотрите, нет ли ржавчины на радиаторе, а трубы и шланги достаточно ли гибкие. После сжатия они должны быстро вернуться в исходное состояние.
Что не делать самому?
Самостоятельно все проверить не получится. Вы не можете оценить уровень выхлопных газов вашего автомобиля — здесь потребуется экспертное заключение. Не пытайтесь разбирать всю машину, чтобы проверить состояние двигателя. Доверьте детальный осмотр корпуса, поршней или головы механику. Также не стоит думать о серьезном вмешательстве в электрическую систему — неправильно проложенные кабели могут стать причиной возгорания автомобиля.
Помните, что диагностированные проблемы должны быть подтверждены механиком. Если вы считаете, что тормоза не работают, проверьте их на диагностической станции. Не пытайтесь индивидуально оценивать состояние своего автомобиля в случаях, когда поврежденные (возможно) элементы могут представлять угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения. Если вы подозреваете, что деталь повреждена, а тесты не подтверждают ваши опасения, проверьте их на диагностической станции. Безопасность на дороге и душевный покой однозначно того стоят.
Менее стандартные способы
Вы можете недорого осмотреть многие части вашего автомобиля, которые сами не сможете проверить. Малоизвестным (и долгие годы обязательным) элементом конструкции каждой машины является так называемый OBD. Это диагностический разъем, которым пользуются специалисты. Вы можете сами получить базовые комплекты для компьютерной диагностики. Вы сможете считывать многие параметры (мощность в лошадиных силах, ошибки двигателя, подушки безопасности, АБС), подключив компьютер к автомобилю через разъем OBD.
Для людей, которые не любят технические новшества, проверка жидкостей в автомобиле станет отличным способом диагностики автомобиля. Например, темная тормозная жидкость может указывать на ржавую и поврежденную тормозную систему. Масло будет отличным тестером. Охлаждающая жидкость в смазке может указывать на повреждение прокладки головки блока цилиндров. Бензин в масле — признак повреждения колец или цилиндров.
Как видите, вариантов диагностики автомобиля предостаточно. Вышеупомянутое — лишь малая часть всего, что вы можете узнать. Начать стоит уже сегодня, приступив к диагностике своего автомобиля.
источник:
Проблемы, которые автомобили могут диагностировать самостоятельно — Школа автомехаников
Современные автомобили имеют больше проводов и подключений, чем среднестатистическая семья. Благодаря массивному компьютеру и множеству датчиков ваш автомобиль может отслеживать и быть в курсе большинства вещей, происходящих под капотом.
Система, которая отслеживает все это, называется OBD или «бортовой диагностикой». В вашем автомобиле везде, от шин до сиденья, установлены крошечные датчики, которые могут сообщить автомобилю, если что-то пошло не так. К счастью, в большинстве случаев это означает, что вы будете знать, когда отвезти машину к автомеханику, прежде чем что-то пойдет не так.
Источник изображения
Одной из самых удобных функций бортовой диагностики является индикатор «проверьте масло». Вместо того, чтобы полагаться на отслеживание миль с момента последней замены — «подождите, это было на 90 000 или 80 000?» — теперь ваш автомобиль сообщит вам, когда ему захочется еще немного густого черного вещества. Частая замена масла поможет вашему автомобилю работать более плавно и эффективно. Современные датчики уровня масла будут даже учитывать ваши привычки вождения и подскажут, когда менять масло.
Тормоза являются примером одной из старейших форм самодиагностики транспортных средств.
Когда ваши тормоза нуждаются в замене, вы узнаете об этом по невыносимо пронзительному визгу и завываниям при попытке снизить скорость. Однако к тому времени, как правило, уже слишком поздно что-либо делать, кроме как полностью заменить их и серьезно поговорить с вашим специалистом по обслуживанию автомобилей. Современные компьютеризированные системы могут сообщить вам, как только ваши тормозные колодки истончаются и их тормозная способность снижается, а это означает, что вы можете пресечь проблему в зародыше даже без обучения автомехаников.
Источник изображения
Даже самые мелкие и мелкие вещи становятся намного проще благодаря передовой бортовой диагностической технологии. Вы можете полностью исключить необходимость ручной проверки жидкости для трансмиссии и омывателя ветрового стекла. Больше никаких грязных щупов, попыток защитить глаза от солнца, чтобы увидеть, где находится линия, или вылезания из машины ледяной холодной ночью, чтобы возиться под капотом, чтобы проверить, закончился ли антифриз.
Датчики бортового диагностического блока сообщат вам точную минуту, когда эти жидкости начнут заканчиваться, а это значит, что вам будет достаточно просто доехать до ближайшей станции техобслуживания.
Главной причиной всех самостоятельно диагностируемых проблем с автомобилем, которая вызывает у людей больше всего головной боли, является индикатор «проверить двигатель». Он может длиться месяцами, казалось бы, без всякой причины. Чрезвычайно частым виновником загорания лампочки является незатянутая крышка бензобака. К сожалению, если у вас нет одного из роскошных автомобилей высокого класса с усовершенствованной OBD, которая может точно сказать вам, является ли это хитрой крышкой бензобака или нет, вам придется добраться до ближайшей станции технического обслуживания и попросить техника просто проверить Чтобы убедиться. Только после сброса датчика этот свет исчезнет.
Если вы видите, что загорается свет, лучше вообще не рисковать и отправиться на ближайшую станцию. Скорее всего, это будет просто кепка, и вам не придется выкладывать тысячи долларов.
Но опять же, вы действительно хотите воспользоваться этим шансом? Даже компьютеры ошибаются!
Посмотрите это видео о том, как использовать сканер OBD:
Как провести самодиагностику и получить пользу
Мы все сталкивались с этим в тот или иной момент во время владения автомобилем — что-то пошло не так, но вы не совсем уверен, что. Когда возникает непредвиденная проблема, что вы делаете? Большинство людей отвезут свой автомобиль к механику, который выяснит, что не так, и исправит это. Это вполне правильное решение проблемы, но оно также может быть очень дорогостоящим для того, что вы можете сделать самостоятельно. Диагностика, работа и запчасти могут быть дорогими, особенно когда вы отвозите свой автомобиль в магазин, который устанавливает свои собственные тарифы, включая наценку, фиксированные цены и другие сборы. И в конце концов, никогда не знаешь, что и как было сделано.
Многие люди боятся автомобильного мира, но на самом деле есть много вещей, о которых вы можете позаботиться самостоятельно.
Есть много преимуществ в изучении некоторых простых диагностических навыков и методов устранения неполадок.
- Деньги: Вы можете сэкономить значительную сумму денег, занимаясь вещами самостоятельно. В отношении ценообразования нет жестких правил, и цены могут сильно различаться в зависимости от многих факторов, включая географическое положение, тип магазина (независимый, дилерский или специализированный) и накладные расходы (объект, обучение, инструменты, реклама и налоги). . Если проблема настолько серьезна, что автомобиль не может управляться, вы также можете сэкономить на оплате буксировки.
- Гибкость: Когда вы работаете по собственному графику, дела обстоят намного гибче. Вам не нужно координировать доставку автомобиля в магазин или отгул с работы. Кроме того, вам не нужно беспокоиться о часах работы магазина, и вы можете заниматься делами вечером или в выходные дни.
- Контроль: способность самостоятельно справляться с делами дает вам огромный контроль.
Вы можете выбрать, какие детали использовать, что может быть очень полезно и даже позволяет вам модернизировать детали для повышения производительности или исправить известное слабое место на заводе. - Вознаграждение: Самостоятельное устранение неполадок и выполнение ремонта может быть чрезвычайно полезным. Это может придать вам больше уверенности и меньше беспокойства, особенно если вы много ездите за рулем.
С чего начать?
Когда приходит время засучить рукава и разобраться во всем, я считаю невероятно полезным уделить минутку и задать себе два очень важных вопроса. В чем именно заключается проблема и когда она возникла? Суть проблемы помогает определить, в какой системе возникла проблема. Время возникновения проблемы поможет вам понять, является ли это следствием недавнего события или вызвано просроченным обслуживанием. Позже мы рассмотрим несколько примеров, чтобы проиллюстрировать важность этих вопросов.
Сужение вещей
Вот где начинается самое интересное.
После того, как вы ответили на свои вопросы, вы можете начать углубляться в то, какие части потенциально вызывают вашу проблему. К счастью, есть несколько полезных инструментов, которые помогут вам. Если вы имеете дело со старой машиной, вы застряли в выяснении проблем на основе симптомов. Но если вы имеете дело с любым транспортным средством за последние 25 лет, есть очень полезная система, которая может избавить вас от головной боли. Система OBD2 (бортовая диагностика) была обязательна на всех новых автомобилях после 1996 и позволит машине сказать вам, что она считает неправильным.
Первым шагом в решении любой проблемы, когда загорается индикатор проверки двигателя, является доступ к системе OBD2 и получение кода неисправности (диагностический код неисправности). Много лет назад для этого требовалось дорогостоящее специализированное оборудование и обучение. Теперь это так же просто, как пойти в местный магазин автозапчастей, чтобы бесплатно проверить код, или купить недорогой ключ, который вы можете связать с приложением на своем смартфоне.
Значения диагностического кода
Код обычно начинается с буквы, за которой следуют четыре цифры. Буква обозначает, какой это тип кода, а цифры указывают на различные статусы. Существует более пяти тысяч уникальных кодовых комбинаций, что позволяет системе быть чрезвычайно конкретной и делает ее очень полезной при выяснении большинства проблем.
- P — обозначает трансмиссию и обычно является наиболее распространенным типом кода, главным образом потому, что он охватывает такой широкий спектр вопросов. P-код может включать в себя состояние двигателя, проблемы с выбросами и проблемы с коробкой передач.
- B — это проблемы, связанные с кузовом, такие как предупреждения о подушках безопасности и дефекты сидений с электроприводом.
- C — показывает симптомы, связанные с шасси, такие как система автоматического торможения, усилитель рулевого управления или настройка подвески.
- U — это неопределенный код, и они обычно используются для проблем, связанных с сетью.

Большинство читателей кода дадут вам общее описание того, в какой системе возникают проблемы или с какими общими вещами они могут быть связаны. Интернет — отличный инструмент для более глубокого изучения того, что означает код, и выяснения того, как другие способы решения проблемы. Не все коды катастрофичны, а некоторые вообще не проблема. Вы можете получить U-коды, отключив устройство от порта OBD2, не выключая автомобиль. Есть даже P-коды, которые показывают, что кто-то не закрутил крышку бензобака до упора.
Критическое мышление
Коды — очень хорошая отправная точка, но они не могут заменить хорошее критическое мышление. Даже с современными автомобилями это по-прежнему жизненно важный навык на пути к правильному устранению неполадок. Всегда убеждайтесь, что все логично выровнено, прежде чем приступить к ремонту, иначе вы можете обнаружить, что потратили время и деньги впустую, заменяя деталь, у которой осталось много жизни. Если что-то не складывается, может потребоваться небольшое исследование конкретной части или системы, чтобы проверить ваши подозрения.
В Интернете существует множество форумов и веб-сайтов, по которым вы можете выполнить поиск, чтобы лучше понять, с чем вы работаете.
Проверка проблемы
Можете ли вы проверить точку отказа перед заменой деталей? Это может быть простой визуальный осмотр на наличие перетертых проводов, сгоревших предохранителей, порванных втулок или протекающих прокладок. Однако некоторые виды ремонта не так просты и могут потребовать дополнительного испытательного оборудования. Вот несколько полезных инструментов, которые нужно иметь под рукой.
- Мультиметр: Это жизненно важный помощник в ситуациях, когда виновником является электричество, и он может проверить напряжение, силу тока, сопротивление и непрерывность. Простые аналоговые мультиметры являются доступным вариантом, а цифровой мультиметр дает вам еще больше возможностей для диагностики проблем.
- Вакуумметр: Используется для измерения вакуума в конкретном оборудовании. Вакуумметры особенно полезны при тестировании клапанов, чтобы убедиться, что они застряли в открытом или закрытом положении, когда этого не должно быть.

- Тестер сжатия/тестер утечки: эти два инструмента выполняют аналогичные функции по-разному, и оба используются путем ввинчивания их в отверстие для свечи зажигания в двигателе. Тестер компрессии покажет, какое сжатие имеет цилиндр или корпус ротора, в то время как тестер утечки используется в сочетании с воздушным компрессором, чтобы узнать, сколько давления теряется, но самый большой бонус в том, что вы можете услышать, где находится воздух. убегает, чтобы сузить точки отказа.
- Стетоскоп (или отвертка): моторный отсек может быть шумным местом, когда машина заведена. Использование стетоскопа отлично подходит для отслеживания местоположения странного шума. Если вы не можете сказать, какой элемент гремит при работающем двигателе, вы просто исследуете каждую часть, пока не найдете, в чем проблема. Или, если вы не против выглядеть немного странно, вы можете сделать то же самое с длинной отверткой — просто поднесите один конец к уху, а другой — к компоненту, который вы хотите послушать.

Исправьте проблему
Теперь, когда вы выяснили, что вызывает такую головную боль, пришло время решить проблему. Это может включать повторное присоединение детали, очистку чего-либо, восстановление компонента или его полную замену. Некоторые предметы исправны, а некоторые нет, поэтому какой маршрут выбрать, зависит от обстоятельств. Даже если вам неудобно на самом деле устранять проблему самостоятельно, знание того, что пошло не так, может сэкономить ваше время на механике и гарантирует, что вы будете платить только за устранение реальной проблемы.
Заключительные мысли
Требуется огромное количество времени и подготовки, чтобы понять все компоненты вашего автомобиля. Означает ли это, что вам не следует пытаться устранять неполадки самостоятельно? Точно нет. Вы можете пожертвовать свободным временем, но даже если вы сможете успешно диагностировать только часть проблем, с которыми сталкиваетесь, это прекрасное чувство, когда вы это делаете. Это также пригодится, когда другим нужна помощь, и вы можете вмешаться, чтобы убедиться, что о них позаботятся.

Вы можете выбрать, какие детали использовать, что может быть очень полезно и даже позволяет вам модернизировать детали для повышения производительности или исправить известное слабое место на заводе.

