Renault продает бизнес в России государственной компании за один рубль
По
Ник Костов
ПАРИЖ — французский автопроизводитель. Рено СА РНО -1,11% достигла соглашения об уступке своих 68% акций крупнейшего российского автопроизводителя государственной компании за один рубль и шестилетний опцион на выкуп своих акций, по словам людей, знакомых с этим вопросом, что является иллюстрацией ограниченных возможностей. Западные фирмы сталкиваются с уходом из России.
Renault сообщила в понедельник, что передает свою долю в российском автопроизводителе АвтоВАЗ НАМИ, государственному центру автомобильных исследований и разработок. Renault заявила, что также передает правительству города в собственность завод в центре Москвы, который производит автомобили под брендами Renault и Nissan.
Renault не раскрыла финансовые условия сделки, но люди, знакомые со сделкой, рассказали, что компания продает оба актива за символическую сумму в один рубль каждый.
«Сегодня мы приняли трудное, но необходимое решение; и мы делаем ответственный выбор в отношении наших 45 000 сотрудников в России», — сказал генеральный директор Renault. Лука де Мео.
Renault может воспользоваться опционом на выкуп своей доли в АвтоВАЗе через заранее установленные промежутки времени в течение следующих шести лет, сообщили источники, знакомые с этой сделкой. По словам этих людей, возможность обратного выкупа не распространяется на завод Renault в Москве, который, по мнению руководителей Renault, в любом случае будет объединен с остальными предприятиями АвтоВАЗа. По словам людей, цена любого выкупа будет учитывать любые инвестиции, сделанные в АвтоВАЗ, пока он находится под управлением НАМИ.
Соглашение Renault показывает, насколько дорого обошлось прекращение связей с Россией. За последние 15 лет французский автопроизводитель инвестировал в страну миллиарды евро, что сделало ее вторым по величине рынком компании после Франции. В прошлом году АвтоВАЗ реализовал около 350 000 автомобилей, что составляет 12% от продаж автомобилей группы Renault.
«Это плохие новости, но это хорошее решение», — сказал Сирил Мезьер, представитель одного из профсоюзов Renault.
На Renault и другие компании оказывали давление с целью выхода из России с тех пор, как в конце февраля началось ее полномасштабное вторжение в Украину, вызвавшее волну западных санкций, направленных на то, чтобы отрезать Москву от мировой финансовой системы. Эти санкции нанесли ущерб цепочкам поставок, затруднив работу иностранных компаний в России и лишив их покупателей для своих активов.
Нижняя палата российского парламента, Государственная Дума, рассматривает закон, который позволит России национализировать активы иностранных компаний, вышедших из страны в ответ на ее вторжение в Украину.
Оболочка PLC согласилась продать свой российский бизнес по продаже АЗС и смазочных материалов нефтяному гиганту ПАО «Лукойл» в рамках более масштабного шага по поэтапному выходу из российского углеводородного бизнеса. Shell заявила, что в связи с ее решением покинуть Россию ей потребовалось 3,9 миллиарда долларов после вычета налогов. Французский банковский гигант Сосьете Женераль СА заявил в прошлом месяце, что уйдет из России, продав свои операции одному из самых богатых людей России и потеряв более 3 миллиардов долларов своего дохода.
Автомобильный завод «Москвич» в Москве, 1964 год.
Фото: Мэри Эванс/ZUMA PRESS Мэр Москвы Сергей Собянин сказал, что город планирует использовать завод Renault для производства легковых автомобилей под маркой «Москвич», возродив классику советской эпохи, производство которой было прекращено два десятилетия назад. Коробчатое предложение, похожее на «Ладу», «Москвич» — или «Москвич» по-русски — производилось до 2001 года. Г-н Собянин сказал, что он намеревался производить электромобили на заводе после того, как первоначально производил автомобили с двигателями внутреннего сгорания.«Мы не можем допустить, чтобы тысячи рабочих остались без работы», — написал он в своем блоге в понедельник. «В 2022 году мы откроем новую страницу в истории Москвича».
В начале войны Renault пыталась сохранить свою деятельность в России, а также искала способы покинуть страну, по словам людей, знакомых с этим вопросом.
Однако по мере того, как война продолжалась, деятельность Renault в России начала расходовать ее денежные резервы. Автопроизводителю пришлось продолжать платить зарплату и поставщикам, поскольку продажи и производство сократились.
Сотни иностранных компаний, от Pepsi до Apple и IKEA, свернули свою деятельность в России, поскольку Запад ударил по стране масштабными санкциями. Вот как россияне живут с экономическими последствиями решения Москвы вторгнуться в Украину. Фото: Влад Карьков/Zuma Press«У нас было мало места для маневра», — сказал один человек, близкий к Renault. «Вы должны смотреть на деньги, которые мы экономим — каждый месяц вы тратите деньги, а получаете ноль».
Люди, близкие к Renault, говорят, что в последние недели отказ от операций в России стал императивом. Помимо сжигания наличных, Renault чувствовала, что ужесточение санкций усложняет сделку, ограничивая количество организаций, которым она может передавать свои активы.
Эти люди говорят, что автопроизводитель также пришел к убеждению, что российскому автомобильному рынку потребуются годы, чтобы восстановиться.
«Чем больше мы ждали, тем сложнее становилось заключить сделку», — сказал один из людей.
Renault заявила в понедельник, что закрытие сделок по московскому заводу и пакету акций АвтоВАЗа не было обусловлено какими-либо условиями, и все необходимые согласования были получены. Автопроизводитель подтвердил, что в первом полугодии он рассчитывает зарегистрировать бухгалтерские расходы, связанные со стоимостью своих российских активов, которые компания оценивала в 2,20 миллиарда евро, что эквивалентно 2,29 миллиарда долларов на конец прошлого года.
АвтоВАЗ был основан в 1966 году, когда Советский Союз построил гигантский завод на берегу Волги и переименовал выросший вокруг него город в честь Пальмиро Тольятти, тогдашнего лидера Коммунистической партии Италии. Завод растянулся на 1000 акров, больше, чем Центральный парк Нью-Йорка.
Подписка на рассылку новостей
В сегодняшней газете
Полный список со ссылками на каждую статью из ежедневного журнала.
ПОДПИСАТЬСЯ
В первые годы компания продавала всю свою продукцию внутри страны. Россиянам часто приходилось годами ждать, чтобы получить машину. Бренд стал известен во всем мире своей долговечностью и пережил золотые годы с культовой Lada Niva, квадратным автомобилем, который некоторые считают предшественником современного внедорожника.
Однако к середине 2000-х АвтоВАЗ столкнулся с проблемами, знакомыми многим крупным российским компаниям: безудержная коррупция, недостаток производительности и инвестиций. В 2007 году Россия выставила на продажу пакет акций АвтоВАЗа, который был приобретен Renault.
Руководители Renault приступили к модернизации завода. В течение многих лет французский автопроизводитель зафрахтовал самолет, чтобы перевозить своих сотрудников из Парижа в Самару на берегу Волги каждое утро понедельника и возвращать их во французскую столицу по вечерам в четверг. Сотрудники Renault помогли построить новую производственную линию и обновить дизайн продукции бренда. Они также работали над искоренением взяточничества и улучшением базы поставщиков.
Renault в итоге приобрел контрольный пакет акций российской компании. Хотя для того, чтобы материализоваться, потребовалось больше времени, чем ожидалось, операции Renault в России в последнее время приносят прибыль. В прошлом году автопроизводитель получил в стране чистую прибыль в размере 166 миллионов евро.
— Эван Гершкович участвовал в написании этой статьи.
Пишите по телефону Нику Костову по адресу [email protected]
Copyright © 2022 Dow Jones & Company, Inc. Все права защищены. 87990cbe856818d5eddac44c7b1cdeb8
Появилось в печатном издании от 17 мая 2022 г. под заголовком «Renault продает твердую долю за один рубль».