Сажевый фильтр на дизеле: очистка, удаление, регенерация
Всем хорош дизельный мотор. Даже экологам, уже успевшим мертвой хваткой вцепиться в бензиновые автомобили, дизели какое-то время были безразличны: действительно, содержание CO в выхлопных газах у дизелей низкое, и, пока экологи боролись в первую очередь с выбросами монооксида углерода, дизели спокойно вписывались в эти требования чисто конструктивно.
А вот когда речь зашла об оксиде азота, дизелям пришлось туго. Дело в том, что при нормальной настройке дизеля как раз оксид азота-то и образуется активно. Если же добиться его минимального выброса, то растет доля сажи в выхлопных газах, и никуда от этого в дизельном моторе не деться. Но, если оксид азота еще можно «придушить» катализатором, то сажу можно только отфильтровать. Так и появилась еще одна «душилка» — сажевый фильтр, он же DPF или FAP.
Принцип работы сажевого фильтра
Сажевый фильтр дизельного двигателя похож внешне на обычный катализатор: это такая же мелкоячеистая структура.
Но, если катализатору это необходимо для максимального увеличения площади контакта отработанных газов с активным материалом, то ячейки DPF просто фильтруют механически.
Отсюда и очевидная проблема. Катализатор при работе не изнашивается и в идеальных (увы, недостижимых) условиях работы практически вечен. Сажевый фильтр же постепенно забивается, увеличивая сопротивление выпуска: на практике автосервиса можно вспомнить случаи, когда при работе двигателя корпус фильтра заметно начинал «играть», раздуваясь из-за чрезмерного давления, вызванного забитыми ячейками. Мотор при этом, естественно, еле тянет и постоянно стремится заглохнуть.
Решение у проблемы простое – сажа по сути состоит из углерода, а в выхлопных газах дизеля практически всегда есть кислород. То есть, если значительно поднять температуру сажевого фильтра, в нем при работе двигателя запустится окисление сажи. Абсолютно чистая сажа полностью уйдет из фильтра в виде углекислого газа, в реальном же мире останется куда меньший объем золы – именно поэтому для дизелей с сажевыми фильтрами указывается применение только малозольных моторных масел.
Даже при минимальном угаре масло все равно попадает в фильтр, и соответственно должно обеспечивать как можно меньший твердый остаток при сгорании. Солярка, естественно, тоже нужна качественная.
Регенерация сажевого фильтра
Прожиг, или регенерация, фильтра запускается системой управления двигателем автоматически, как только измеренный объем сажи в фильтре превышает заданный порог. Как он измеряется? Способ замера косвенный – на входе и выходе сажевого фильтра стоит дифференциальный датчик давления. Он передает на ЭБУ именно информацию о том, какова разница между давлениями до и после DPF, а та уже пересчитывается в граммы.
Но для эффективного автоматического прожига необходимо соблюдать ряд условий, и в первую очередь это достаточно долгое равномерное движение машины на повышенных оборотах. То есть, если ваш автомобиль ездит только по городу, регенерация может не запуститься никогда! Чтобы ускорить регенерацию и сделать ее возможной даже в городе, на фильтрах типа FAP (чаще всего встречаются на автомобилях Peugeot/Citroen, так как концерном PSA эта система и разработана) практикуется впрыск в фильтр специальной жидкости, позволяющей сжигать сажу не на 700-800 градусах, как это происходит у DPF, а на 400-500.
Если же авторегенерация не помогает, на приборной панели загорается соответствующий индикатор, указывающий на необходимость визита в сервис. Там при помощи диагностического сканера ЭБУ двигателя переводится в режим принудительного прожига:
1. Мотор выводится на повышенные обороты, начиная разогревать фильтр и продувать его остаточным кислородом в отработанных газах. Поскольку автомобиль стоит на месте и не обдувается воздухом, нагревается он быстрее.
2. При достижении заданной температуры (за ней следит термопара в корпусе фильтра) открывается специальная форсунка, по которой солярка подается сразу фильтр. Так что прожигается он буквально: его разогревает горящее внутри топливо.
3. Фильтр прогревается до заданной температуры и удерживается на ней запрограммированное время. Со стороны это выглядит специфически: ревущий мотор, рядом (а тем более напротив) с выхлопной трубой невозможно стоять – поднесенная к ее срезу свежая травинка моментально высыхает и начинает обугливаться.
4. Далее обороты сбрасываются, идет фаза охлаждения. По новому замеру дифференциального давления высчитывается количество выжженной сажи.
Удаление сажевого фильтра на дизеле
Но зола в фильтре копится со временем даже при использовании высококачественного топлива и моторного масла, регулярных удачных прожигах. Сажевый фильтр неизбежно приходит в негодность. А его замена – дело отнюдь не дешевое.
Но нужно учесть, что для работы самого дизельного двигателя он не имеет никакого значения. То есть его можно удалить из системы выпуска отработанных газов. Однако просто удалить фильтр нельзя – моментально загорится ошибка, и ЭБУ впрыска перейдет в аварийный режим работы. Поэтому обязательно выполняется перепрограммирование блока управления либо на заводскую (от аналогичной комплектации, но без сажевого фильтра), либо на модернизированную прошивку.
Такой способ решения проблем наиболее востребован, поскольку позволяет избавиться от потенциально «узкого» места раз и навсегда.
К тому же, раз уж все равно нужно перешивать «мозги», то можно исправить и программные «душилки» экологов, сделав машину заметно динамичнее: турбодизели вообще очень хорошо относятся к чип-тюнингу. Да и моторное мало можно после этого лить обычное, без заветного значка lowSAPS на канистре: вот и еще одна экономия. На автомобилях с FAP исчезает необходимость к регулярной доливке спецжидкости в бачок под капотом.
Промывка сажевого фильтра
А можно сделать еще дешевле: Интернет пестрит объявлениями о промывке сажевых фильтров, и обойдется это дешевле удаления. Однако не все так просто, и часто такая процедура не более полезна, чем промывка форсунок прямым ходом сольвента прямо на работающем моторе.
Здесь дело в том, что наибольшая часть загрязнений находится в фильтре, естественно, со стороны двигателя. И с этой же стороны при промывке подается сольвент: то есть, размывая отложения сажи, он неизбежно заставит ее проникать глубже в фильтр. Часть ее, конечно, удалится, но часть останется, и останется там, откуда в дальнейшем ее будет удалить труднее.
Так что в перспективе большого пробега мы фактически лечим болезнь, лишь глуша ее внешние симптомы: вроде бы становится легче, а в итоге патологоанатом с удивлением разглядывает, до чего мы себя довели. Заметнее всего эффект промывки после длительной езды на низкокачественном топливе: смолистые отложения в фильтре сольвент удаляет хорошо.
Применяются для промывки не только сольвенты. Так, Liqui Moly предлагает для этого специальную жидкость-катализатор, порционно впрыскиваемую перед фильтром между прогонами двигателя на рабочем режиме. Ничего не напоминает? Правильно, фактически речь идет не о промывке как таковой, а о копировании принципа FAP. То есть такая жидкость облегчает «самопрожиг» фильтра, но сама по себе ничего не моет.
В общем случае рекомендация выбора лучшего варианта очевидна – если принудительный прожиг не приводит к достаточному снижению массы сажи в фильтре, а сама система исправна (это важно – негерметичность в трубках дифференциального датчика давления приведет к ошибке расчета, и машина будет постоянно требовать прожиг даже на чистейшем фильтре!), проблему лучше всего решить раз и навсегда, удалив фильтр как таковой (или заменив на новый), а не пытаясь растянуть его остаточный ресурс.
Автоклуб78 https://autoclub78.ru
Citroën Advanced Comfort | Функции для дополнительного комфорта в автомобиле
Citroën Advanced Comfort® обеспечивает умиротворяющую атмосферу в путешествии, делает долгую поездку проще, отличается простым использованием и дарит спокойствие.
Citroën Advanced Comfort® обеспечивает умиротворяющую атмосферу в путешествии, делает долгую поездку проще, отличается простым использованием и дарит спокойствие.
УЖЕ 100 ЛЕТ НАША ЦЕЛЬ — КОМФОРТ В ПОЕЗДКЕ!
Со дня основания в 1919 году компания Citroën является одним из лидеров в обеспечении комфорта в автомобиле. Сегодня это лидерство нашло выражение в девизе бренда «Be different, be good» («Будь не таким, как все, и чувствуй себя отлично!») и воплощается в четырех целях программы Citroën Advanced Comfort®: обеспечивать умиротворяющую атмосферу в путешествии, делать долгую поездку проще, предлагать беспроблемное использование и дарить спокойствие.
УЖЕ 100 ЛЕТ НАША ЦЕЛЬ — КОМФОРТ В ПОЕЗДКЕ!
Со дня основания в 1919 году компания Citroën является одним из лидеров в обеспечении комфорта в автомобиле.
Сегодня это лидерство нашло выражение в девизе бренда «Be different, be good» («Будь не таким, как все, и чувствуй себя отлично!») и воплощается в четырех целях программы Citroën Advanced Comfort®: обеспечивать умиротворяющую атмосферу в путешествии, делать долгую поездку проще, предлагать беспроблемное использование и дарить спокойствие.
УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Чувствуете ли вы в поездке спокойствие и умиротворение?
Чувствуете ли вы в поездке спокойствие и умиротворение? Программа Citroën Advanced Comfort® создана для того, чтобы обеспечить новый уровень комфорта, когда все идет спокойно и размеренно, а вы можете просто наслаждаться поездкой. Удобные сиденья, тишина в салоне, шум и вибрация от дороги сведены к минимуму. В каждом автомобиле Citroën каждому пассажиру обеспечен непревзойденный уровень комфорта.
В гостеприимном, ярком, просторном и теплом салоне Citroën легко почувствовать себя как дома с первой же минуты.
Ключевым компонентом этого исключительного ощущения является функция Relax, которая обеспечивает эксклюзивный комфорт для всех благодаря талантливому использованию технологий.
ПРАКТИЧНОСТЬ
Делает поездку проще
Вы проводите много времени в автомобиле, поэтому Citroën приложил все усилия, чтобы сделать ваше путешествие как можно более комфортным, и разработал просторный, не перегруженный деталями и в то же время функциональный салон со множеством отсеков для хранения.
ВНУТРЕННЕЕ СПОКОЙСТВИЕ
После насыщенного дня нам всем бывает нужна передышка.
Используя новые технологии и интеллектуальные решения, программа Citroën Advanced Comfort® сохраняет ваше спокойствие и дает вам новые силы. Именно для этого ваш автомобиль сконструирован таким образом, чтобы дарить умиротворение. Это возможно благодаря спокойной настраиваемой декоративной подсветке, мягким и приятным материалам отделки и чистому воздуху.![]()
Может ли салон автомобиля стать источником спокойствия и хорошего самочувствия? Да, если это салон автомобиля Citroën.
Убедитесь в этом сами!
ДОСТУПНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Проблемы с подключением и многочасовые звонки с обочины дороги остались в прошлом. Благодаря практичным и интуитивно понятным технологиям помощи водителю и улучшенным технологиям обмена данными с персональными устройствами вы не теряете связь с вашим автомобилем. Ежедневное вождение стало более удобным, простым и безопасным.
Дизельные сажевые фильтры, оригинальные и подходящие сажевые фильтры
Испытание: оригинальный сажевый фильтр Cummins и готовый сажевый фильтр
В ходе недавнего исследования мы сравнили оригинальные сажевые фильтры Cummins с сажевыми фильтрами, устанавливаемыми на автомобили с двигателями ISX15 2007 года выпуска, в реальных условиях эксплуатации. Разница в производительности была ошеломляющей.
- 1
- 2
- 3
Подходящие сажевые фильтры могут создавать опасные уровни противодавления
В ходе испытаний подходящие сажевые фильтры продемонстрировали более высокое противодавление и меньший поток выхлопных газов по сравнению с оригинальными сажевыми фильтрами Cummins в реальных условиях эксплуатации. Это может привести к преждевременному износу и выходу из строя турбонагнетателя, снижению расхода топлива и увеличению эксплуатационных расходов.
Конструкция и конструкция подходящих фильтров DPF значительно отличаются от оригинальных фильтрующих камер Cummins DPF. При нулевом содержании сажи подходящий DPF создавал большее противодавление в двигателе, чем оригинальный Cummins DPF, что негативно влияло на поток выхлопных газов.
Низкая емкость загрузки сажи приводит к чрезмерной регенерации
Подлинный сажевый фильтр Cummins обеспечивает более чем в 3,75 раза большую золоудерживающую способность по сравнению с проверенным нами готовым сажевым фильтром, удерживая до 150 граммов сажи до того, как произойдет активная регенерация.

Чрезмерная активная регенерация может отрицательно сказаться на эффективности использования топлива, привести к усталости металла на выхлопных трубах и адсорбере, увеличить риск растрескивания и/или плавления сажевого фильтра и вызвать дополнительный износ других компонентов, расположенных выше по потоку.
Идет очистка — там, где подходящие сажевые фильтры терпят неудачу. Еще раз.
Накопление сажи/золы в DPF дополнительной обработки является функцией нормальной работы двигателя. Со временем это накопление может вызвать частые регенерации после обработки. Когда регистрируется код неисправности DPF, требуется проверка ограничения, чтобы определить, нуждается ли DPF в очистке. Перед испытанием проводится стационарная регенерация для удаления сажи, присутствующей в DPF.
Данные испытаний показывают, что после стационарной регенерации оригинальные сажевые фильтры Cummins обеспечивают достаточный поток выхлопных газов, в то время как пригодные сажевые фильтры по-прежнему превышают порог отказа, что требует длительной и дорогостоящей очистки в полевых условиях.

+-
Дополнительные факторы, которые необходимо учитывать
Содержание драгоценных металлов имеет решающее значение
Необходимое количество содержания драгоценных металлов и правильное распределение в фильтре имеют решающее значение. Протестированные сажевые фильтры, пригодные для установки, не соответствовали стандартам Cummins. Это приводит к серьезным последствиям в части SCR системы доочистки выхлопных газов, в том числе к срабатыванию индикаторов кода неисправности и повышенному расходу жидкости для выхлопных газов дизельных двигателей (DEF).
A Минимум 1400 долларов США, сэкономленных на общей стоимости эксплуатации
Владельцы могут запланировать покупку двух готовых сажевых фильтров вместо одного оригинального продукта Cummins. По сегодняшним ценам это будет стоить около 3400 долларов против 2000 долларов за оригинальный Cummins DPF. Это примерно 1400 долларов дополнительно только для DPF.
Время простоя, пропущенные поставки, снижение эффективности использования топлива и затраты на оплату труда — все это еще больше.
Мы вас поддержим
Продукт хорош настолько, насколько хороша компания, которая за ним стоит. Оригинальные сажевые фильтры Cummins поддерживаются крупнейшей и наиболее эффективной сетью запасных частей и сервисного обслуживания в Северной Америке, насчитывающей более 3500 авторизованных точек. Поэтому независимо от того, куда вас доставит следующая загрузка, будьте уверены, что поблизости есть завод Cummins.
Перенаправление на
cummins.com
Дизельные сажевые фильтры (DPF) и дизельные сажевые фильтры…
Получите комплексный контроль выбросов дизельных выхлопных газов с удалением 99,7% загрязняющих веществ.
Снижение выбросов загрязняющих веществ дизельными двигателями
Дизельные двигатели мощные, долговечные и отличаются низким расходом топлива.
Чтобы сократить выбросы загрязняющих веществ горнодобывающим оборудованием, мы предлагаем модульные системы дизельных сажевых фильтров (DPF) Stratus™. Эти экономичные и экологически безопасные решения многократно зарекомендовали себя.
SMF® — Металлокерамический фильтр
Центральным элементом систем очистки выхлопных газов Stratus SMF-AR является фильтр из спеченного металла (SMF), который установил новые стандарты производительности во всем мире. Этот фильтр снижает выбросы частиц сажи и мелких твердых частиц до предела обнаружения с эффективностью фильтра более 99%.
SMF и системы на его основе исключительно надежны в работе, требуют минимального обслуживания и имеют длительный срок службы. Системы Stratus за многие годы доказали свою эффективность в более чем 250 000 автомобилей, автобусов, грузовиков и тяжелой техники.
Преимущества технологии SMF™ обусловлены ее уникальным дизайном и конструкцией из спеченного металла. Противодавление выхлопных газов сводится к минимуму за счет обеспечения неограниченного притока газа в карманы фильтра снаружи. Более того, способность SMF удерживать золу значительно выше по сравнению с обычным фильтром с пристенным потоком (сотовым фильтром). Это значительно увеличивает количество часов работы до того, как фильтр потребует очистки, даже на старом оборудовании и
для стационарных двигателей, которые страдают от особенно высокого расхода масла. Затраты на обслуживание и техническое обслуживание, а также связанные с этим затраты на время простоя снижаются соответственно.
Благодаря модульной конструкции фильтры из спеченного металла могут быть адаптированы для различных областей применения.
Они могут быть установлены в качестве оригинального оборудования (OE) или модифицированы для мобильных машин и стационарных приложений.
SMF-АР
Дизельный сажевый фильтр (DPF) модели SMF-AR отличается высокой производительностью, низкими эксплуатационными расходами и минимальными затратами на техническое обслуживание. SMF-AR предназначен для приложений в диапазоне выходной мощности от низкой до средней с низким или переменным энергопотреблением.
SMF-AR имеет активную регенерацию, возможность самостоятельной очистки, при которой усовершенствованная технология датчиков/управления и нагревательные элементы автоматически сжигают частицы, попавшие в фильтрующий элемент из спеченного металла. Выжигание сажи запускается, как только фильтр полностью заполняется частицами сажи.
Высокая эффективность фильтрации и передовая технология регенерации фильтров делают сажевые фильтры Stratus SMF-AR надежным выбором, который приносит пользу как операторам, так и окружающей среде.
