Устройство шасси автомобиля | The Авто
И так, что же такое шасси?
Шасси автомобиля — это система, состоящая из собранных воедино узлов ходовой части, трансмиссии и механизма управления. Она является одной из самых важных частей транспортного средства, так как позволяет обеспечить восприятие и передачу всех сил, которые действуют на него во время движения.
Функции шасси
Элементы подвески ходовой части снижают нагрузки и компенсируют колебания при движении по ухабистой дороге и бездорожью. Подрамник позволяет установить на шасси кузов, двигатель и другие агрегаты. Передний и задний мосты посредством колес передают вращательное движение и таким образом обеспечивают движение автомобиля.
Систематизация шасси
Как я рассказывал ранее, существуют рамные шасси и несущий кузов, а сейчас разберем подробнее:
- Рамное шасси, которое в общем случае представляет собой несколько крепких балок, на которые инсталлируются все узлы автомобиля. Такая конструкция позволяет автомобилям перевозить огромные грузы и просто управляться с разными динамическими нагрузками.
- Несущий кузов. В погоне за уменьшением веса легковых автомобилей все функции рамы были переопределены на кузов. Такая рама не позволяет перемещать огромные грузы, но в то же время обеспечивает больший комфорт и скорость движения.
А зависимо от предназначения автомобиля, могут употребляться последующие виды конструкций:
- лонжеронные;
- хребтовые;
- периферийные;
- вильчато-хребтовые;
- решетчатые.
Теперь разберемся, для чего же нужно шасси?
- Благодаря шасси и элементам подвески, которые входят в состав ходовой части, происходит понижение нагрузок и компенсация колебаний во время движения транспортного средства по неровной дороге и бездорожью. Благодаря подрамнику, который входит в состав шасси, инженеры получили возможность устанавливать на шасси кузов, силовой агрегат, трансмиссию и прочие агрегаты. За счет фронтального и заднего мостов посредством передачи крутящего момента на колеса происходит движение авто.
Когда-то все автомобили (и легковые и грузовые) имели раму, чего не скажешь о нынешних авто. На раму устанавливался кузов, двигатель, трансмиссия, а также навесное оборудование ходовой части. Со временем производители авто поняли то, что в раме для легковушек нет необходимости, и все функции рамы стал выполнять модифицированный кузов. А рама стала уделом тяжелых внедорожников (рамников) и грузовых авто.
Составные элементы шасси:
1. Трансмиссия
Она включает в себя сцепление, КПП, карданную передачу, полуоси, главную передачу, дифференциал. Для машин с полным приводом в трансмиссию включается раздаточная коробка.
2. Сцепление
В схеме трансмиссии ТС находится непосредственно в контакте с маховиком двигателя и в нужное время отключает соединение с коленвалом, прекращая передачу крутящего момента на шестеренки коробки передач.
Конструктивно сцепление бывает «сухим» (на автомобилях и тракторах фрикционные диски работают в воздушной среде) и «мокрым» (работающее в масляной ванне, такой тип стоит на мотоциклетных движках с поперечным расположением). Также оно бывает однодисковым — на легковых автомобилях и малых грузовиках, или двухдисковым — на тяжелых грузовиках и тракторах.
3. Коробка переключения передач
КПП бывают механические, полуавтоматические и автоматические. Коробка передач служит для обеспечения оптимального режима работы двигателя на средних оборотах коленчатого вала, при разных скоростях движения транспорта и при разных условиях движения (дорога, бездорожье). Обеспечивается это путем изменения угловой скорости и как следствия, крутящего момента, на выходном валу КПП, по отношению к входному валу. Достигается это за счет использования шестерней с различными передаточными числами.
4. Раздаточная коробка
Служит для распределения крутящего момента между ведущими осями автомобиля и для повышения крутящего момента.
5. Дифференциал
Механическое устройство, которое распределяет крутящий момент от входного вала (карданного вала), на приводные валы колес (полуоси). Бывает блокируемый и не блокируемый.
шассиавто
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Как понять, что автомобилю нужен ремонт шасси
Функции шасси, особенности его функционирования, что может стать причиной поломок, проверка технического состояния шасси. Видео об автомобильной подвеске.
Современный автомобиль можно рассматривать как систему, в составе которой – несколько основных элементов: кузов, двигатель и шасси и др.. Последнее – это конструкция, объединяющая агрегаты ходовой и трансмиссии вместе с механизмом управления машины.
Если неполадки касаются шасси, то это означает, что поломка случилась на самых важных узлах – ходовой, рулевом управлении или трансмиссии. Вот почему оставлять их без внимания не получится, ведь в этом случае автомобиль способен полностью потерять способность передвигаться. Рассмотрим, какие признаки указывают на неполадки в шасси, требующие безотлагательного ремонта.
За что отвечает шасси
Поскольку оно объединяет механизмы и самые важные агрегаты, в том числе трансмиссию, ходовую часть и систему рулевого управления, то в целом шасси полностью отвечает за передвижение автомобиля. В частности, отдельные элементы отвечают за следующие процессы:
- Трансмиссия – служит для передачи вращательного и поступательного движения, которое идет от двигателя на все четыре колеса. Входят в нее коробка передач вместе со сцеплением, раздаточной коробкой (для полноприводных автомобилей), карданные валы и приводы, редукторы ведущих мостов и полуоси.
- Подвеска – принимает на себя динамические нагрузки вместе с приходящимися на машину толчками и ударами, равномерно их передавая и распределяя на опорные упругие элементы. Этим она обеспечивает комфорт при вождении и плавный ход машины, повышая тяговые качества автомобиля. Сюда же входят пружины подвески, амортизаторы, рычаги.
- Колеса и ступичный узел – подшипник ступицы, ступица в совокупности с болтами и гайками.
- Рулевое управление – позволяет машине совершать движение в заданном направлении. Включает рулевое колесо вместе с рулевым механизмом и рулевой привод.
- Тормозная система – необходима для обеспечения снижения скорости, вплоть до остановки автомобиля. В ее состав входят тормозной привод, тормозные цилиндры – главный и колесные, трубопроводы и шланги, регулятор давления.
Если бы не шасси и входящие в состав ходовой части элементы подвески, мы не смогли бы преодолевать бездорожье или просто проехать по неровной дороге. Тряска и вибрации гасятся благодаря понижению нагрузок на автомобиль, колебания компенсируются элементами ходовой.
Шасси включает в себя подрамник, на который при постройке автомобиля конструкторы постарались установить другие составные части транспортного средства – к ним относятся силовой агрегат и кузов, трансмиссия и остальные узлы.
Само движение обеспечивается при участии переднего и заднего мостов, задача которых –передавать крутящий момент на колеса автомобиля от его двигателя.Как составная часть шасси, в нем присутствует и рама, но только это относится не ко всем автомобилям. В начале эры автомобилестроения рамы были в конструкции всех машин без исключения. На нее конструкторы крепили другие элементы – от кузовов и двигателей до трансмиссии и навесных элементов оборудования ходовой части.
В дальнейшем конструктивное решение облегчалось, и на легковых машинах уже не применялись рамы. Их назначение было отдано видоизмененному кузову, который стал выступать в качестве несущего элемента. В настоящее время рамами оснащены тяжелые (рамные) внедорожники и грузовой автотранспорт.
Что случится, если в шасси возникнет неисправность
На безопасность движения транспорта шасси непосредственным образом не влияет, поэтому нет нормативных требований к элементам его конструкции. Но в процессе работы автомобиля возможно возникновение неисправностей этой системы, а это уже вполне может оказывать значительное влияние на возможное дорожно-транспортное происшествие, и даже усугубить его последствия, приводя к разрушениям и жертвам.
Значение шасси очень велико, поскольку от его технического состояния в первую очередь зависит управляемость автомобиля и его устойчивость в процессе движения. Транспортное средство должно отзываться на управление водителем и следовать по заданной им траектории (управляемость), а также двигаться по этому пути, несмотря на присутствие внешних воздействий (устойчивость). Эти важнейшие свойства обеспечивает как раз шасси – в частности, упругие и гасящие колебания во время движения элементы подвески.
Еще более важно то, что от нормального состояния шасси зависит, будут ли проявляться отказы системы, при которых автомобиль может начать двигаться в неконтролируемом или только частично поддающемся контролю со стороны водителя направлении. Здесь важную роль берут на себя направляющие элементы подвески. Кроме того, должны безотказно работать шарниры поворотных цапф (шкворни и шаровые опоры).
Если шасси не находится в хорошем техническом состоянии, и его элементы неисправны, то это влияет на безопасность не только водителя, но и всех других участников движения. В самых экстремальных случаях от несущей части может отсоединиться какой-либо элемент прямо во время движения, если его крепление ненадежно, и упасть непосредственно на дорожное полотно, мешая другим водителям и создавая аварийную ситуацию.ы
Когда пора проверять техническое состояние шасси
Не всегда водители отдают должное такому составному элементу своего автомобиля, как шасси. Ведь комплекс этих механизмов расположен где-то в нижней, недоступной части транспортного средства, а его работа зачастую остается непонятной. Это правда, что диагностику и ремонт шасси должны делать специалисты, но и сами владельцы могут определить, если в ходовой происходит что-то не то. Какие признаки указывают на возможную неисправность шасси?
1. Ощущается вибрация в салоне
Когда вы, садясь за руль, каждый день чувствуете некоторую вибрацию, имеющую тенденцию к усилению, то явно начались проблемы в ходовой. К этому проявлению нарушений в работе могут привести изношенные подшипники, амортизаторы, или проблема кроется в повреждении пружины. Когда данные элементы изношены и пришли в негодность, нарушается баланс шин, а это приводит к тому, что автомобиль начинает все сильнее вибрировать.
2. Автомобиль ведет на сторону
Если при движении автомобиля вы начинаете ощущать, как он смещается с траектории и идет немного в сторону, то это указывает сразу на несколько возможных проблем в шасси. Во-первых, это может быть связано с износом тормозных колодок, во-вторых – дело в колесах, в которых неравномерно распределено давление. Возможны другие нарушения – деформация упругих стержней (торсионов) подвески или нарушение геометрии колеса.
3. Шины неравномерно изнашиваются
В норме шины должны стираться одинаково, однако, если вы замечаете, что при движении они стали проявлять себя хуже, их равновесие нарушено, или заметите с одной стороны более сильную стертость протектора, то это означает, что подвеска требует тщательного осмотра.
Дело может быть в повреждении рычагов, опор стоек стабилизаторов или втулок. Также могут быть деформированы ободы колес или ослаблены вкладыши.
4. Автомобиль дергает и раскачивает при езде
Во время движения вы начинаете замечать, как изменился ход автомобиля, который уже не такой ровный и плавный. Проблема может быть в том, что потекли амортизаторы, и их нужно заменить. Эти детали уже не справляются с задачей погашения колебания пружин при движении.
Обстоятельство делает езду затруднительной из-за того, что самое небольшое препятствие в виде бугорка или камешка на дороге становится источником тряски и раскачивания. Ездить с потекшими амортизаторами возможно, но не очень приятно.
5. Скрипы во время остановки
Притормаживая, вы слышите скрип, который явственно свидетельствует о неполадках в шасси автомобиля. К этому могут быть причастны тормозные диски или колодки – они сигналят об износе и предупреждают, что пора их заменить. Скрипеть может пружина или иная крепежная часть – дело в ослаблении крепления или растяжке болтов. Издавать скрип может амортизатор, в котором резиновый пыльник потерял свою эластичность.
6. Стуки в подвеске
Проблемы и неполадки подвески могут проявляться в различного характера стуках и скрипах, слышных во время движения автомобиля. Дело может касаться изношенного резинового уплотнителя или резиновых втулок, а также шарниров, которые утеряли смазку или сильно изношены. Стучать подвеска может из-за зазора в подшипниках у ступиц колес или по причине ослабленных гаек резервуара амортизатора.
7. Увеличился расход топлива
Если стал заметен значительно возросший расход горючего, то это может быть связано с неисправностями в ходовой или трансмиссии. Если перетянуты или перекошены подшипники заднего моста, заедают шестерни главной передачи – это ведет к перерасходу топлива. Тот же результат будет при неправильной регулировке тормозных колодок или перезатяжке ступиц колес. Может влиять и коробка передач, если в ней есть неисправности, а также сцепление и дисбаланс шин.
Стоит ли браться за ремонт шасси самостоятельно
При подозрении на неполадки в шасси не стоит полагаться на собственные силы, если только вы не квалифицированный автомеханик с наличием необходимого для ремонта арсенала инструментов и приспособлений. Поскольку шасси – это сложная система различных компонентов, то квалифицированно провести диагностику и сделать замену изношенных деталей или ремонт может профессионал или даже целая команда. Полную диагностику работоспособности шасси может обеспечить сервисный центр.
Чаще всего при возникновении неполадок в шасси приходится менять амортизаторы, которые так же часто ломаются. Причиной потери работоспособности бывает выработка ресурса этой детали и езда по дорогам с некачественным покрытием, с обилием химикатов и грязи. Рекомендуется заменять амортизаторы через каждые 80 тысяч км, но иногда водители игнорируют предписания производителя и продолжают ездить, рискуя потерять безопасность и комфорт при вождении.
Часто страдает такой элемент шасси, как подвеска. Ее поломки происходят из-за некачественных дорог с неровностями, ямами и другими препятствиями. Непосредственный контакт со всеми этими неприятными явлениями приводит к тому, что в подвеске нарушаются углы передних колес, может сломаться пружина или повреждается шаровая опора, разрываются резиновые втулки, разрушаются стойки амортизаторов.
Неполадки шасси могут относиться к износу подшипников в ступице колеса. Если подшипник поврежден и разрушен, он может заклинить ступицу, в результате чего шаровая опора рычага поломается, и может деформироваться полуось.
Очень опасно такое разрушение во время скоростной езды, так как может закончиться сильной аварией. Менять подшипники следует сразу на два колеса оси и не превышать периодичность в 130 тыс. километров, рекомендованные производителями автомобилей.
Заключение
Роль шасси современного автомобиля состоит в надежной работе и значительном ресурсе входящих в него агрегатов. Все это позволяет автомобилю нормально ездить десятки тысяч километров без замен запчастей и ремонтов.
Шасси, благодаря опоре на поверхность земли, дает возможность машине перевозить пассажиров и грузы, значительные по весу, при этом с учетом таких факторов, как большое расстояние, небольшие расходы на топливо и оптимальная скорость. Поэтому стоит всегда внимательно относится к автомобилю и к шасси, как его составному элементу. Постарайтесь своевременно замечать признаки, которые могут указывать на возможные неполадки, и обращайтесь в сервисный центр для диагностики и качественного ремонта.
Видео об автомобильной подвеске:
Как изготавливаются автомобильные шасси — Torque Guru
Шасси воплощает в себе автомобиль, демонстрирующий его аэродинамическую форму, но скрывающий уродливые узлы и другие компоненты.
В процессе производства изготавливается шасси автомобиля. Шасси автомобиля изготовлено путем соединения нескольких металлических секций с балками с помощью сварки (точечной/TIG или WIG). Для более мягких изогнутых секций используются более легкие гибкие металлы, такие как алюминий. Вот почему у Tesla Truck, сделанного из прочной и твердой нержавеющей стали, есть острые черты.
Шасси необходимо хорошо обслуживать, так как многие свойства и детали зависят от шасси. Вибрация и шум в больших транспортных средствах являются серьезной проблемой, поэтому конструкторы транспортных средств должны учитывать все эти проблемы.
Целью шасси является обеспечение устойчивости от различных сил. Рамная конструкция является цельнокузовной для большинства коммерческих и легковых автомобилей. Кроме того, шасси должно вмещать раму, тормоза, колеса и рулевое управление, поэтому для сохранения жесткости необходимы современные инженерные возможности для проектирования и производства шасси. В этой статье мы обсудим как делают автомобильные шасси .
Информация о шасси, которую вы должны знать Вы должны понимать конструкцию шасси, потому что это важная часть автомобиля, и вы должны иметь о ней некоторые знания.
Это основа вашего автомобиля. Иногда это только рама, но чаще всего она содержит трансмиссии, колеса и даже передние сиденья. Ваш автомобиль не будет иметь конструкции, если он не включает шасси. Шасси фактически представляет собой холст, на котором размещается окончательная конструкция автомобиля. Шасси изготавливают из углеродистой стали, но в настоящее время для производства легких и недорогих автомобилей используют алюминий.
В транспортных средствах используются два типа рам шасси. Один из них с кузовом на раме, оригинальный и используется в более тяжелых транспортных средствах, таких как грузовики. Это называется кузовом на раме, потому что кузов автомобиля находится на верхней части рамы. Они не действуют как единое целое, и они отделены друг от друга. В случае аварии кузов на раме легко ремонтируется и модифицируется. Этот тип шасси затруднял управление и управление транспортными средствами.
Из названия ясно, что кузов и шасси представляют собой единое целое, и оба служат основой автомобиля.
Этот тип шасси используется для более легких транспортных средств. Такое шасси облегчало вождение и управление автомобилем. Эти рамы легче, чем кузов на раме; поэтому они экономичны по расходу топлива. Проблема с шасси Unibody заключается в том, что корпус и рама действуют как единое целое, поэтому ремонтировать их сложно и дорого. При обширных повреждениях при аварии ремонт такого шасси становится невозможным.Обслуживание шасси автомобиля
Автомобильное шасси нуждается в обслуживании. Итак, ходовую часть вашего автомобиля необходимо осмотреть и смазать через полгода. Вы можете выполнить это действие самостоятельно или доставить свой автомобиль к ближайшему дилеру или в механическую мастерскую для обслуживания. Когда подвеска начинает скрипеть, это свидетельствует о том, что смазки недостаточно, и с этим нужно немедленно бороться.
Так как шасси является нижней частью вашего автомобиля, его нужно часто чистить, потому что оно забивается грязью и грязью? Содержание шасси в чистоте может улучшить ходовые качества и срок службы автомобиля.
Конструкция шасси
Конструкция шасси должна быть долговечной, надежной и прочной. Инженеры, разрабатывающие и производящие шасси, должны обладать навыками оптимизации размера и веса шасси. Для прототипа лучше использовать программное обеспечение SolidWorks для моделирования. Рама шасси должна быть протестирована после проектирования, поэтому проверьте ее жесткость и устойчивость.
Выбор материала для шасси и производственного процесса
Выбор материала имеет решающее значение для учета эксплуатационных свойств. В настоящее время доступны разновидности сплавов с различной термообработкой, свойствами и производственными возможностями. Современные автомобили содержат сплавы стали и меди. Для изготовления шасси используется углеродистая сталь, а также алюминиевые сплавы из-за их легкости.
Шасси состоит из нескольких стальных секций I, C и U. Различные операции, такие как складывание, прокатка и прессование, выполняются для включения различных элементов шасси. Гибка и прессование также являются важными этапами производства шасси.
Следующим этапом производства шасси является сварка. Сварка обеспечивает высокую прочность, однородность и жесткость шасси. Для достижения всех характеристик используются комбинации TIG и MIG. Наконец, для предотвращения коррозии, износа, повреждений, повышения твердости и обработки поверхности выполняются. Кроме того, также выполняются процессы гальваники и покрытия.
Что нужно знать о конструкции автомобиля
Первым и важным этапом производства автомобиля является проектирование. При проектировании следует учитывать все элементы, такие как безопасность, эстетика, комфорт, стоимость и производство. Проектирование автомобиля — это многоэтапный процесс, поэтому он должен быть гибким, чтобы можно было вносить изменения при возникновении проблемы. Важно правильно определить двигатель, подвеску, систему трансмиссии, рулевое управление и безопасность, а также основные задачи.
Шумовые вибрации и резкость также важны для клиентов. Поэтому при проектировании автомобиля наряду с комфортом необходимо учитывать и безопасность пассажиров. Требования к раме основаны на нагрузках и устойчивости. Выбор материалов также имеет решающее значение при проектировании автомобиля. В настоящее время используются легкие и экономичные материалы. Инженеры-конструкторы должны учитывать расширения и силы при выборе материалов.
Вывод
Я надеюсь, что эта статья будет полезна для людей, которые плохо разбираются в конструкции и устройстве шасси. От выбора материала до производственного процесса и технического обслуживания шасси все подробно обсуждается. Для поддержания шасси в хорошем состоянии часто смазывайте раму. Отдавайте их в ремонтную мастерскую каждые полгода. Надлежащее техническое обслуживание может увеличить срок службы автомобиля, а также улучшить вождение.
Были предприняты усилия, чтобы информация была максимально точной и обновленной. Если вы нашли неверную информацию из достоверного источника, отправьте ее по номеру 9.0003 контактная форма
Автор: Скай Хун
Ему нравилось будущее беспилотных автомобилей, и он не может дождаться его. Тем временем он любил читать все об автомобиле и компонентах, таких как компьютер.
Что такое шасси, принцип работы и для чего оно нужно
Автомобильное шасси
Новинка построена на шасси предыдущей модели и получила множество технических и визуальных изменений. Так начинаются обзоры многих автомобилей следующего поколения. На каком шасси производятся следующие модели? Разберемся с этим вопросом подробнее.
Что такое шасси
Все автомобили состоят из трех основных компонентов:
- силовая установка;
- корпус;
- шасси.
Шасси не является отдельной частью автомобиля. Иногда этим термином называют несущую конструкцию машины.
По сути, ходовая часть представляет собой набор механизмов, взаимодействующих с колесами и опорами автомобиля. Это узел, объединяющий в себе рулевое управление автомобиля, его трансмиссию, амортизационную систему и ходовую часть. Все эти системы связаны на общей основе, и их работа синхронизирована, чтобы весь автомобиль мог совершать движение. Шасси также включает в себя раму плюс силовые агрегаты — двигатель, трансмиссию и подвеску. На нем находится кузов, придающий автомобилю законченный вид.
Под ходовой частью автомобиля понимается также совокупность деталей и узлов, от которых зависят движение и маневры автомобиля. В технической документации автомобиля он имеет маркировку, которая в данном случае соответствует номеру кузова (что такое номер шасси).
Основными узлами ходовой части автомобиля являются две подвески — передняя и задняя, а также колеса. Подвески нужны для смягчения или устранения вибраций при движении, благодаря чему автомобиль плавно преодолевает все неровности дороги.
Принцип работы и зачем он нужен
Все узлы, необходимые для движения, крепятся на базе автомобиля таким образом, чтобы энергия вращения передавалась от двигателя к ведущим колесам. Вот как синхронизируется работа всех узлов:
- Устанавливается на мотор подрамника. От него крутящий момент передается на переднюю или заднюю ось (в случае полного или заднего привода). Благодаря этому колеса начинают вращаться, и автомобиль движется вперед или назад.
- Чтобы автомобиль мог менять направление, к нему подключено рулевое управление. Ведущие колеса приводят автомобиль в движение, а рули задают ему направление. Этот агрегат имеет множество деталей, обеспечивающих плавность маневров во время езды.
- Для изменения скорости автомобиля между силовым агрегатом и ведущими колесами устанавливается коробка передач. Она может быть механической или автоматической. В этом агрегате с помощью набора шестерен увеличивается крутящий момент, что позволяет снять с двигателя чрезмерную нагрузку.
- При движении по дорогам разного качества возникают колебания. Из-за тряски и вибрации быстро выйдут из строя узлы трансмиссии и рулевого управления. Для компенсации этой нагрузки к подрамнику крепятся рычаги и амортизаторы.
Как видите, ходовая часть автомобиля позволяет приводить в движение всю конструкцию, изменять ее направление и компенсировать вибрационные нагрузки, возникающие при езде. Благодаря этой разработке энергия, вырабатываемая двигателем внутреннего сгорания, может быть использована для комфортной и безопасной перевозки людей и крупногабаритных грузов.
Устройство
Итак, под шасси подразумевается совокупность несущей части и некоторых ключевых узлов, позволяющих транспортному средству двигаться самостоятельно. Все типы конструкций делятся на две категории.
К первой категории относятся все транспортные средства рамной конструкции. При этом автомобильная тележка состоит из рамы, к которой крепятся все агрегаты, механизмы и конструкции. Эти автомобили тяжелые и чрезвычайно прочные. В основном такая конструкция встречается у грузовиков и полноценных внедорожников.
Ко второй категории относится тип шасси, являющегося непосредственно частью кузова автомобиля. Несущий кузов не такой прочный, как в случае с полной рамой, но при этом очень легкий, что имеет большое значение для легковых автомобилей. Только в такой модификации шасси возможно создание максимально легких суперкаров.
Инженеры разных производителей автомобилей разрабатывают собственные конструкции несущих кузовов, которые отличаются не только конструктивными особенностями, но и изготавливаются из разных материалов.
Вот короткое видео, демонстрирующее важность использования легких материалов шасси для современного автомобиля на примере моделей Mazda:
Mazda Кузов и шасси.
Посмотреть это видео на YouTube
Элементы конструкции
Поскольку все держится на шасси автомобиля, эта часть автомобиля всегда должна быть максимально прочной, а ее элементы должны выдерживать разные нагрузки, независимо от режима эксплуатации условия.
Шасси современного автомобиля состоит из следующих частей и конструкций:
- Колеса с шинами;
- Коробки передач;
- Подвески;
- Рулевое управление и тормозная система.
Все эти элементы прочно закреплены как на раме, так и на несущей части кузова.
Функциональность
В случае с легковым автомобилем шасси данного транспортного средства выполняет следующие функции:
- Позволяет использовать силу тяги для самостоятельного движения конструкции. Для этого у автомобиля есть шасси;
- Обеспечивает максимально плавное движение. За плавность движения отвечает подвеска и частично шины. Комфорт для водителя и пассажиров зависит от типа подвески и качества демпфирующих элементов;
- Позволяет контролировать направление движения конструкции. Эта функция возложена на рулевое управление.
Каждое шасси рассчитано на разные дорожные условия, чтобы выдерживать скручивающие усилия кузова при преодолении препятствий. Если эта нагрузка будет критической, несущая часть автомобиля будет деформироваться, что повлияет на различные механизмы и элементы кузова (например, перестанут закрываться двери).
Подвеска
Это один из основных элементов шасси. От качества и конструктивных особенностей этой детали зависит устойчивость автомобиля на поворотах. Также подвеска разработана с учетом требований безопасности в соответствии с потребностями современного автомобилиста в плане комфорта.
С момента создания первого автомобиля и по сей день конструкция подвески постоянно совершенствуется, благодаря чему в автомобильном мире существует огромное разнообразие всевозможных конструкций подвесок. Основные отличия всех этих конструкций заключаются в способе крепления машинной опоры (колес) на одной оси.
Зависимая подвеска
Это самый первый тип подвески автомобиля. При этом колеса одной оси жестко связаны друг с другом. К преимуществам такой подвески можно отнести максимальное сцепление колес с дорожным покрытием. Это особенно важно, когда автомобиль входит в поворот на ровной поверхности. Благодаря жесткой фиксации каждое колесо остается в вертикальном положении.
Если говорить о недостатках данного типа подвески, то при проезде по неровностям жестко связанные колеса не обеспечивают плавности хода автомобиля (одно колесо наезжает на кочку и меняет наклон всей оси). В современных автомобилях уже отказались от полностью зависимой передней подвески. Вместо нее установлена подвеска типа МакФерсон.
Зависимая конструкция устанавливается исключительно на заднюю ось, независимо от того, ведущая она или ведомая ось. Если это ведущий мост, то он представлен задним мостом, обеспечивающим жесткую связь между обоими колесами. Ведущий мост использует поперечную балку или торсион.
Подвеска независимая
В этом случае колеса, установленные на оси, не связаны между собой жестко, поэтому их положение относительно горизонтали не влияет друг на друга. Для обеспечения максимального сцепления с дорогой на этой подвеске установлен поперечный стабилизатор.
Этот тип подвески, несмотря на более сложную конструкцию, обеспечивает больший комфорт и легче по весу по сравнению с зависимой подвеской. Благодаря этому современные автомобили становятся более динамичными и максимально комфортными. К минусам можно отнести необходимость постоянно регулировать развал-схождение.
Классификация
Как мы уже говорили, шасси в автомобиле необходимо для следующих целей:
- Обеспечение движения автомобиля путем передачи крутящего момента от силового агрегата к трансмиссии и далее к колесам;
- Свести к минимуму нагрузки, возникающие при перемещении машины по неровностям. Благодаря этому ни двигатель, ни другие важные элементы транспорта не страдают от постоянной тряски;
- Обеспечивают прямолинейное движение, маневрирование, ускорение или торможение, а также полную остановку с последующей стоянкой всей конструкции транспортного средства.
В зависимости от типа транспортного средства, которое эксплуатируется на земле, различают следующие типы шасси:
- Автомобилестроение – автомобили, грузовики, прицепы и полуприцепы;
- Трактор — как следует из названия, это шасси используется на тракторах. Он может быть гусеничным или колесным;
- Мотоцикл — используется для сборки мотоциклов, мотороллеров, трехколесных велосипедов, квадроциклов;
- Для специализированного оборудования. Конструкция может быть как самоходной, так и несамоходной. Самоходные версии могут использовать гусеницы или колеса;
- Железнодорожный — на базе такого шасси создается транспорт, предназначенный для движения по железным дорогам. Сюда входят поезда, электрички, дрезины, трамваи и т. д.;
- Вездеход — хотя такое шасси и используется для сборки автомобилей, в его конструкции воплощены черты наземного и водного транспорта, благодаря чему «амфибия» способна с одинаковой эффективностью передвигаться, как по суше, так и по воде. В эту категорию не входят суда на воздушной подушке. Это уже вид водного транспорта.
Все эти типы шасси также делятся на следующие категории:
- Рамная конструкция. Он выглядит как сварные металлические швеллеры, на которых закреплены все механизмы и агрегаты автомобиля. На шасси этого типа создаются грузовики и многие полноценные внедорожники. Раньше на такой тележке базировались и легковые автомобили, но из-за большого веса конструкция требовала установки мощного силового агрегата.
- Несущий кузов. В основном такой тип шасси используется в легковых автомобилях. В такой тележке можно использовать подрамник, но есть и автомобили без этого элемента.
- Самоходная конструкция. Данная модификация включает в себя только специальное оборудование. Тележка состоит из основных узлов, позволяющих ей двигаться независимо. В нем обязательно предусмотрено место оператора. Эта категория шасси часто используется военными структурами для перемещения военной техники, а также крупными строительными компаниями.
- Рамная конструкция мотоцикла. Этот тип шасси используется для создания мотоциклов. Существует также тип спортивного автомобиля «Багги», в основе которого также лежит рама из сварных труб (для облегчения конструкции).
Шасси грузового автомобиля
Для грузовых автомобилей разработано несколько вариантов шасси. В основе такой тележки всегда лежит рама. В зависимости от модели ходовая часть автомобиля может быть представлена гусеницами или колесами. Гораздо реже встречаются комбинированные варианты: рулевая часть – это колеса, а ведущая – гусеницы.
В зависимости от назначения автомобиля на его шасси может быть установлен кузов, будка, цистерна, манипулятор, бетономешалка, люлька и т.д. Шасси грузового автомобиля классифицируется по:
- Количество осей не менее двух и не более четырех;
- Грузоподъемность — малая, средняя или большая вместимость;
- Колесная формула — количество колес, которые устанавливаются на тележку. Они могут быть одинарными или двойными.
Несмотря на то, что в основе большинства грузовиков лежит классическая рама, существуют и модели с несущим кузовом. Но этот тип автомобиля менее практичен для перевозки приличных грузов.
Например, вот обзор четырехосного грузовика Kenworth W900, в основе которого лежит шасси рамного типа:
Красавчик Kenworth W900 за 230 тыс. $
Посмотреть это видео на YouTube
Факторы, влияющие на изменения в конструкция шасси автомобиля
С момента появления первых автомобилей на базе шасси тележка постоянно модернизировалась. В первых автомобилях приоритет отдавался облегчению конструкции, чтобы можно было использовать менее мощный силовой агрегат, но при этом динамичность транспорта не терялась.
Первые колеса были деревянными. Чтобы они были легче, в них были проделаны отверстия. С момента изобретения металлического аналога спицы его сразу же стали использовать в транспортных средствах. Поскольку скорости, которые могли развивать автомобили, увеличивались, им требовалась более эффективная подвеска. По этой причине инженеры начали разрабатывать более стабильные и эффективные демпферные системы. И судя по тому, что появляются новые технологии (например, магнитные амортизаторы, которые описаны здесь ), работа над усовершенствованием шасси не прекращается.
В зависимости от типа тележки может использоваться облегченный материал, например, композитный несущий кузов, но в целях безопасности все автопроизводители пока не спешат отказываться от использования стальных элементов конструкции. Когда использование альтернативных материалов, таких как композиты или наноматериалы, станет экономически оправданным (сегодня такие автомобили неприлично дороги для рядового покупателя), скорее всего, автопроизводители будут постепенно адаптировать производственные линии для изготовления шасси этого типа.
Неисправности ходовой части
Если при переключении с одной передачи на другую обнаруживаются необычные шумы, это является сигналом неисправности ходовой части. Одна из самых частых проблем, когда машину уводит в сторону, вправо или влево.
Это происходит по нескольким причинам:
- нарушена геометрия передних колес,
- повышенное давление в шинах,
- деформированы рычаги,
- большая разница в размерах шин,
- нарушение параллельности между осями задний и передний мосты.
Эти проблемы могут привести к повреждению амортизаторов, поломке пружин или другим повреждениям подвески. При подозрении на повреждение шасси водитель также должен обратить внимание на наличие утечек из шасси. Возможно расшатывание сайлентблоков, что часто приводит к повреждению дисков и разбалансировке передних колес. Скрип при торможении – это сигнал о неисправности амортизатора, стабилизатора или частей опорных элементов. При появлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов следует незамедлительно принимать меры и обращаться в автосервис.
Также вы можете узнать, что такое НОМЕР ШАССИ: ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ И ЧТО ОН СЛУЖИТ?
Преимущества и недостатки шасси наземных транспортных средств
Учитывая, что инженеры всего мира работают над совершенствованием шасси транспортных средств уже более века, современный транспорт демонстрирует высокую устойчивость, надежность, безопасность и комфорт. Благодаря этому все агрегаты и механизмы, установленные в автомобиле или мотоцикле, не страдают от тряски и собственных вибраций. Срок службы этих узлов увеличивается, что положительно сказывается на общих оценках современной продукции автопроизводителей.
Также шасси, использующее в качестве точки опоры землю, а не воздух или воду, позволяет перевозить большие грузы на приличные расстояния, используя при этом минимальное количество топлива (по сравнению с воздушным или водным транспортом, которые могут перевозить те же грузы) .
Несмотря на то, что современные автомобили базируются на таких тележках, отвечающих нормам безопасности, шасси наземного транспорта имеет свои недостатки. Конечно, большинство недостатков старых тележек исправляется установкой новых, более устойчивых комплектующих. Но ключевой недостаток всех наземных модификаций шасси заключается в том, что такие машины могут передвигаться только по суше.
Исключение составляют автомобили-амфибии, но эта технология в основном используется в спецтехнике, и то только в узких условиях эксплуатации (например, вездеход нецелесообразно использовать в городских условиях). Гражданский транспорт пока не может похвастаться универсальностью, комфортом и одинаковой эффективностью как на суше, так и на воде, не говоря уже о машинах, которые могут летать. Хотя, по мнению киноиндустрии, человечество скоро решит этот вопрос (подводная лодка когда-то тоже считалась плодом бурной фантазии писателей-фантастов).
Видео по теме
В завершение предлагаем короткую видео-лекцию об общем строении шасси автомобиля:
Общее строение шасси
Посмотреть это видео на YouTube
Вопросы и ответы:
900 05 Что это шасси в автомобиле. Под шасси транспортного средства понимается конструкция, включающая в себя раму (вместо нее во многих легковых автомобилях используется несущая часть кузова), агрегаты трансмиссии, элементы шасси, подвески, а также органы управления механизмы (рулевые). Рамное шасси можно считать законченной конструкцией, так как оно может свободно перемещаться на гусеницах или колесах.