Штихмас что это такое в лифте: Штихмас для контроля направляющих лифта

Штихмас для контроля направляющих лифта

 

Штихмас выполнен в виде трубчатого корпуса и телескопически установленной в нем подпружиненной линейки. На концах корпуса и линейки выполнены опоры в форме полуколес с ребордами, между ребордами которых выполнена проточка. На линейке нанесена шкала. Горизонтальное положение контролируется устройством в виде двух подвижных стержней, которые снабжены зажимами и монтированы перпендикулярно продольной оси системы «корпус — измерительная линейка» в плоскости; проходящей между ребордами опорных профилей. На обоих концах каждого стержня закреплены пластины так, что длина одного конца пластины равна расстоянию от оси стержня до вершины проточки, а длина другого конца — расстоянию от оси стержня до поверхности упора в головку направляющей кабины лифта. Ширина пластин соответствует расстоянию между ребордами опорных профилей.

Технический результат предложения — снижение трудоемкости работ при контроле положения направляющих лифтов и повышение точности измерений. 3 п.ф., 3 илл.

Полезная, модель относится к инструментам для измерения внутренних размеров и может быть использована при ремонте и эксплуатации лифтов.

Для безопасной эксплуатации лифтов необходима установка в шахте направляющих кабины и противовеса лифта, которые определяют положение кабины и противовеса в шахте путем ограничения перемещения их в горизонтальном направлении и позволяют им свободно перемещаться в вертикальном направлении. Направляющие служат также опорой для удержания кабины и противовеса в случаях посадки их на ловители. На лифтах современных конструкций направляющие кабины и противовеса изготавливаются из металла достаточной жесткости таврового или уголкового профиля.

При техническом осмотре и регулировке направляющих в условиях эксплуатации не реже 1 раза в месяц необходимо осмотреть, выверить по штихмасу и отрегулировать их прямолинейность в продольном и поперечном направлениях. Расстояние по штихмасу между поверхностями кабины и противовеса должно быть выдержано с точностью до 2 мм по всей их длине (В. Н.Федосеев, Г.К.Гончаров. Безопасная эксплуатация лифтов: Справочное пособие, — М.: Стройиздат, 1987, с.139-141).

В практике организация ООО «Лифт Сервис» использует штихмас, который состоит из двух указателей с поворачивающимися на оси стрелками и деревянной доски, к которой временно (на период монтажа) крепят указатели на расстоянии, указанном в установочном чертеже лифта (ООО «Лифт Сервис» liftservise/ru>stati/zazhimyi-4.html).

Известен также штихмас для контроля параллельности колесных пар двухосных тележек грузовых вагонов, содержащий трубчатый корпус, измерительную линейку, пружину и опоры (Российская Федерация, патент 2241955, МПК 7 G01B 3/00, G01B 5/25).

Известно также принятое за прототип «Устройство для контроля. установки направляющих лифта» (заявка 92006971/11 от 18.11.1992 г., МПК 6 В66В 7/02, по которой выдан патент на изобретение 2021965).

В состав этого устройства входят корпус, измерительная линейка, подпружиненные сменные удлинители с опорными элементами.

Данное устройство применяется исключительно для установки направляющих лифта при проведении монтажных работ в шахте.

Недостатком этого устройства является затруднительное применение его в процессе повседневной эксплуатации из-за его относительной сложности, неудобства работы в стесненных условиях шахты лифта, стоя на крыше кабины, а также отсутствия указателей горизонтального уровня, что, в свою очередь, снижает трудоемкость выполнения работ и точность измерения расстояний между направляющими лифта.

Задачей полезной модели является создание штихмаса для контроля положения направляющих лифта, обеспечивающего удобство, простоту и повышенную точность измерения расстояния между поверхностями головок направляющих кабины и противовеса.

Поставленная задача решается тем, что в штихмасе, содержащем корпус, измерительную линейку, пружину и опоры, опоры корпуса и линейки выполнены в виде профилей в форме полуколес с ребордами, расстояние между которыми превышает ширину направляющей поверхности направляющей кабины лифта, и проточкой для охвата направляющей поверхности направляющей противовеса, при этом в плоскости, проходящей между ребордами опорных профилей по оси симметрии, выполнено устройство для установки его в горизонтальное положение в виде двух стержней, снабженных зажимами и монтированных перпендикулярно продольной оси корпуса с измерительной линейкой причем один из стержней монтирован на корпусе, а другой — на измерительной линейке, а на обоих концах каждого стержня закреплены пластины так, что длина одного конца каждой пластины равна расстоянию от оси стержня до вершины проточки, а длина другого конца — расстоянию от оси стержня до поверхности опоры в направляющую поверхность направляющей кабины лифта, при этом ширина пластин соответствует расстоянию между ребордами опорных профилей.

Отличительными признаками предложения являются:

— конструкция опор корпуса и линейки, которые выполнены в виде профилей в форме полуколес с ребордами, расстояние между которыми превышает ширину направляющей поверхности направляющей кабины лифта;

— выполнение между ребордами опор проточки для охвата направляющей поверхности направляющей противовеса;

— конструктивное выполнение устройства для установки штихмаса в горизонтальное положение.

Совокупность отличительных признаков, обеспечивает решение поставленной задачи в процессе эксплуатации лифта как при контроле положения направляющих кабины, так и при контроле направляющих противовеса.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид штихмаса, на фиг.2 — вид А на фиг.1, на фиг.3 — сечение ББ на фиг.1.

Штихмас выполнен в виде трубчатого корпуса 1 и телескопически установленной в нем подпружиненной линейки 2. На концах корпуса 1 и линейки 2 выполнены опоры 3 и 4, имеющие форму полуколес с ребордами 5. Расстояние между ребордами 5 выполняется 26-28 мм, т.к. этот размер охватывает весь диапазон профилей направляющих кабины лифта (В.Н.Федосеев, Г.К.Гончаров. Безопасная эксплуатация лифтов: Справочное пособие, — М.: Стройиздат, 1987, с.139, таблица 28). Кроме этого, для контроля размеров между направляющими противовеса между ребордами 5 выполнена проточка 6, ширина которой выполняется равной 8-10 мм, поскольку направляющие противовеса, как правило, изготавливаются из проката уголкового профиля. Под действием пружины сжатия 7 корпус 1 и линейка 2 имеют возможность относительного перемещения на пути, определенном размерами паза 8, выполненным в корпусе, и ограничителем 9, установленным на линейке. На линейке 2 нанесена шкала 10.

Для установки штихмаса в горизонтальное положение на направляющих лифта на опорах 3 и 4 корпуса 1 и линейки 2 он снабжен устройством для установки его в горизонтальное положение, выполненным в виде двух подвижных стержней 11 и 12. Стержни снабжены зажимами 13 и монтированы перпендикулярно продольной оси системы «корпус 1 — измерительная линейка 2» в плоскости, проходящей между ребордами 5 опорных профилей 3 и 4 по оси симметрии. На обоих концах каждого стержня 11 и 12 закреплены пластины 14 так, что длина одного конца 15 пластины равна расстоянию от оси стержня до вершины проточки 6, а длина другого конца 16 — расстоянию от оси стержня до поверхности 17 упора в головку направляющей 18 кабины лифта. Ширина пластин 14 соответствует расстоянию между ребордами 5 опорных профилей 3 и 4.

Работа устройства.

Исходное положение штихмаса перед производством измерений: стержни 11 и 12 устройства для установки его в горизонтальное положение повернуты на 90° относительно положения опорных профилей 3 и 4, при этом один из стержней поднят в верхнее положение, а другой опущен в нижнее положение; оба стержня зафиксированы зажимами 13. Электромеханик, производящий техническое обслуживание лифта, стоя на крыше кабины, устанавливает под углом к горизонту опоры 3 и 4 штихмаса на направляющие 18 кабины, чтобы реборды 5 охватывали их, расфиксирует зажимы 13, поддерживая нижний (опущенный) конец и нажимая на верхний (поднятый) конец штихмаса ориентирует его горизонтально, разворачивает стержни 11 и 12 так, чтобы концы 15 или 16 охватывались ребордами 5 опор 3 и 4 и упирались в головки контролируемых направляющих. На фиг.1 слева показано положение штихмаса при контроле положения направляющих 18 кабины лифта, а на фиг.1 справа — положение штихмаса при контроле положения направляющих 19 противовеса. При указанных положениях штихмас установлен горизонтально. На шкале 10 снимается показание результата измерения. Отсчет размера ведется от кромки торца 20 корпуса 1. Далее, электромеханик, последовательно перемещаясь на кабине по стволу шахты лифта, аналогично снимает показания по всей длине направляющих, анализирует результаты измерений и, при необходимости, производит регулировку положения направляющих кабины лифта или противовеса.

На предприятии разработан, изготовлен и испытан с положительными результатами опытный образец штихмаса для контроля направляющих грузовых, пассажирских и грузопассажирских лифтов типа П1-ЖВ, ПП-404А, ПГП-366В, ПП-0601Щ и др. Вес опытного образца штихмаса не превышает 1 кгс.

Созданное устройство позволяет снизить трудоемкость работ по контролю положения направляющих лифтов и повысить точность измерений.

Предложение рекомендовано к внедрению.

Штихмас для контроля направляющих лифта, содержащий корпус, измерительную линейку, пружину и опоры, отличающийся тем, что опоры корпуса и линейки выполнены в виде профилей в форме полуколес с ребордами, расстояние между которыми превышает ширину направляющей поверхности направляющей кабины лифта, и проточкой для охвата направляющей поверхности направляющей противовеса, при этом в плоскости, проходящей между ребордами опорных профилей по оси симметрии, выполнено устройство для установки его в горизонтальное положение в виде двух стержней, снабженных зажимами и монтированных перпендикулярно продольной оси корпуса с измерительной линейкой, причем один из стержней монтирован на корпусе, а другой — на измерительной линейке, а на обоих концах каждого стержня закреплены пластины так, что длина одного конца каждой пластины равна расстоянию от оси стержня до вершины проточки, а длина другого конца — расстоянию от оси стержня до поверхности опоры в направляющую поверхность направляющей кабины лифта, при этом ширина пластин соответствует расстоянию между ребордами опорных профилей.

Направляющие для кабины лифта

Башмаки кабины лифта устанавливаются на боковых сторонах каркаса кабины со стороны направляющих по два вверху и внизу.
Башмак противовеса лифта модели ЭМИЗ (рис. 57) состоит из пластины 2, к которой крепятся болтами 1 две щечки 5. Башмак крепится болтами с гайками 4 к уголку каркаса противовеса 3. Таким образом, каждый противовес снабжен четырьмя башмаками, укрепленными со стороны направляющих на каркасе противовеса вверху и внизу.

Чтобы уменьшить износ направляющих и шум при движении противовеса по направляющим, на щечках 5 укреплены прокладки 7 из кожи или ферродо. Допустимые зазоры по шти,х-массу и боковые те же, что и для башмаков кабины. Наличие зазоров боковых и по штихмассу необходимо для того, чтобы компенсировать неровности на направляющих.

В отличие от рассмотренных башмаки лифтов модели КМЗ-1958 имеют сменные вкладыши 1 (рис. 58), что удлиняет срок службы всего башмака. В отличие от башмака кабины лифта модели ЭМИЗ действие пружины здесь таково, что при завинчивании гайки 9 и сжатии пружины башмак втягивается и может появиться зазор между вкладышем и направляющей, что недопустимо.

Вкладыши башмаков должны прижиматься к направляющим. Для того чтобы подпружинить башмак, надо отвинтить гайку 9 на необходимое число оборотов. При этом зазор по штихмассу не более 2 мм на сторону должен быть между гадкой 9 и корпусом 6, не учитывая шайб. Если зазора нет, башмак не будет подпружинен. Боковые зазоры

те же, что и для других башмаков. Башмаки

снабжаются смазывающими аппаратами, которые укрепляют на держателях вкладышей 12 (рис. 59).

Башмак кабины и противовеса лифта с раздвижными дверями
(рис. 60) разъемный и снабжен вкладышем 1. Амортизационное резиновое полукольцо 2 позволяет компенсировать неровное! и на направляющих.

Допустимые зазоры в башмаках по штихмас-су и боковые одинаковые должны быть не более
2 мм на каждую сторону. Положение башмаков можно регулировать за счет шелевидных крепежных отверстий.

Краткие технические характеристики башмаков кабины и противовеса основных моделей лифтов приведены в табл. 11.

Таблица 11
Краткие технические характеристики башмаков кабин и противовесов основных моделей лифтов

Модель лнфта

Башмак (вкладыш) кабины

Башмак (вкладыш) противовеса

Ширина паза, мм

Глубина паза, мм

Ширина паза, мм

Глубина паза, мм

ЭМИЗ

56—

58+4

40

8+4

35

КМЗ-1958

18+4

25

8+4

25

1964 г. с раздвижными дверями

18+4

25

8+4

25

1966 г. с раздвижными дверями

18+4

25

8+4

25

После того как электромеханик убедился, что после переключения электросхемы лифта в режим управления с крыши кабины кабина не приходит в движение от внешних вызовом, что кабина после воздействия на пусковую кнопку аппарата управления, установленного на крыше кабины, движется на малой скорости, он проверяет действие блок-контактов ловителей и слабины тяговых канатов.

При исправно действующем оборудовании электромеханик приступает к техническому осмотру направляющих кабины и противовеса. Выверку, острожку (если направляющие деревянные), смазку (если башмаки кабины и противовеса не снабжены смазывающими аппаратами) электромеханик по лифтам выполняет при неподвижной кабине. Разрешается перемещение кабины вверх с находящимся на ее крыше электромехаником по лифтам на малой скорости до предпоследнего рабочего этажа. На большой скорости перемещение кабины вверх разрешается только для выхода электромеханика из шахты; это разрешение не распространяется на лифты, которые имеют только два рабочих этажа — нижний крайний и верхний крайний. Всякое перемещение кабины лифта с находящимся на ее крыше электромехаником в зоне крайнего верхнего рабочего этажа запрещается.

Рис. 57. Башмак противовеса лифтов модели ЭМИЗ:
1 — болт; 2 — пластина; 3 — каркас противовеса; 4 — гайка; 5 — щечка; 6 — заклепка; 7 — прокладка

Рис. 58. Башмак кабины и противовеса лифта модели КМЗ-1958:
1 — вкладыш; 2 — держатель вкладыша; 3 —шайба амортизационная регулировочная; 4 — фланец разрезной; 5 — шток; 6 — корпус; 7 — шайба амортизационная; 8 — шайба стальная плоская; 9 — коронная гайка; 10 — пружина; II — шплинт

Рис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *