Система охлаждающей жидкости: Система охлаждения двигателя: описание и принцип работы

Для чего нужно давление в системе охлаждения?

  • Главная
  • Статьи
  • Для чего нужно давление в системе охлаждения и нужно ли оно вообще

Автор: Евгений Балабас

Давление в системе охлаждения автомобиля, и на что оно влияет – одна из популярных тем автомобильных интернет-холиваров, хотя по накалу страстей ей, конечно, далеко до «масляных тёрок» или дискуссий типа «греть – не греть». Тем не менее вопрос этот важный и интересный, и хотелось бы расставить в нем точки над i.

 

Температура кипения воды при атмосферном давлении – всем известные и каноничные 100 °С. Этиленгликолевого антифриза в тех же условиях – 105-107 °С. Но, поскольку при повышении давления температура кипения охлаждающей жидкости становится выше, в системе охлаждения двигателя целенаправленно создается давление около 1,2-1,5 атм.

Благодаря этому предел кипения антифриза сдвигается к значениям 120-125 °С и даже выше, и «горячие» моторы (которых в последние 10 лет стало большинство) успешно поддерживают стабильную температуру без риска закипания охлаждающей жидкости в нормальных условиях. 

Давление, превышающее атмосферное, – норма для систем охлаждения 99,9% современных двигателей. Его главная и единственная задача – обеспечить отсутствие кипения антифриза, если рабочая температура мотора выше, чем температура кипения охлаждающей жидкости при атмосферном давлении. Кипение порождает обильное парообразование, которое мешает лопастям помпы эффективно прокачивать жидкость, а пузырьки пара, встающие барьером между жидкостью и омываемой ей поверхностью, резко ухудшают теплоотвод. Два этих процесса тесно связаны, взаимно поддерживают друг друга и стремительно прогрессируют. Результат – быстрый перегрев двигателя, не сразу останавливающийся даже после глушения и по этой причине редко обходящийся совсем без последствий.

 

Собственно, рабочая температура двигателей внутреннего сгорания росла на протяжении всей их эволюции, и этот процесс продолжается и сейчас. Условно «этапы роста» можно обозначить так:

  • «80-85 °С» (давно ушедшие температурные характеристики, свойственные моторам середины ХХ века)
  • «95-105 °С» (характеристики, являющиеся нормой последние несколько десятилетий и по-прежнему актуальные для относительно простых двигателей) 
  • «120-130 °С» (температуры, при которых работают самые продвинутые современные моторы, находящиеся на пике топливной экономичности и экологических норм) 

Эти цифры – приблизительные, приведенные просто для понимания, о каких значениях идет речь. Встречаются и исключения, где «все наоборот», но они редки и лишь подтверждают правило.

Нас же сейчас интересует ранний период развития автопрома – те самые 80-85 °С. Как мы видим, эта температура ниже температуры кипения воды при атмосферном давлении, и тем более – ниже температуры кипения антифриза в тех же условиях. Стало быть, давление в системе охлаждения этим двигателям было не нужно? Совершенно верно – его там и не было!

Староглиняные времена – эпоха моторов с открытой системой охлаждения! Пробки в радиаторах машин того периода, конечно же, были, но они не обеспечивали герметичность, а служили лишь для предотвращения разбрызгивания воды, когда автомобиль трясло на колдобинах. Все остальное не отличалось существенно от современных моторов: помпа так же крутилась и гнала своей крыльчаткой жидкость по кругу через рубашку двигателя и радиатор, а расширяющаяся при нагреве вода вытеснялась в компенсационный объем, которым служил верхний бачок не заполненного до конца радиатора. 

Несмотря на приличную общую мощность, эти моторы работали в мягких условиях невысоких оборотов и небольшой мощности, снимаемой с каждого литра кубатуры. Блоки и головки были чугунными, массивными, с большими объемами масла в картерах, с крупными радиаторами и постоянно вращающимися крыльчатками охлаждения, установленными непосредственно на шкиве помпы или коленвала, без всяких термодатчиков и вискомуфт. Поэтому даже на максимальной нагрузке температура воды в системе охлаждения без давления не приближалась к ста градусам, и исправный мотор не кипел. И даже при начальной стадии неисправностей (не до конца открывающийся термостат, пониженный уровень жидкости, частично забитый радиатор и т. п.) проблема не вставала ребром сразу – у мотора имелся большой запас по «мясу», и довести его до изрыгания пара было не так-то просто.

Впрочем, обратной стороной медали и неотъемлемыми спутниками характеристик таких двигателей была топливная прожорливость и низкая экологичность. Эти два момента впоследствии потребовали проведения реформ в моторном инжиниринге, и двигатели стали уменьшаться в размерах, кушать меньше, отдавать с литра больше, а рабочая температура их возросла. Открытые системы охлаждения исчезли, уступив место герметичным – температура повысилась, и давление антифриза взяло на себя основную роль в защите его от закипания.

Соответственно, под капотом появилась такая деталь, как пробка расширительного бачка с тарированным клапаном, на который возлагалась большая ответственность – держать давление на строго обозначенном пределе. А при его превышении в случае неисправности в системе охлаждения – открываться и выпускать пар и антифриз наружу, дабы не полопались шланги и радиаторы.

Однако, несмотря на то что в работе системы охлаждения после внедрения давления ничего принципиально не изменилось, кроме смещения температуры в более высокую зону, многие автолюбители стали ошибочно считать давление необходимым условием для самых разных процессов. На автофорумах очень часто можно встретить высказывания, что если по причине неисправности или отсутствия пробки расширительного бачка в системе исчезнет давление, то не сможет нормально работать помпа, не откроется термостат, двигатель не наберет рабочую температуру (!) и тому подобные фантазии. 

Это не так. Помпа гоняет жидкость и не знает, под каким она давлением или вообще без оного. На качество циркуляции влияет только целостность крыльчатки, натяжение ремня, чистота каналов в радиаторе и вязкость антифриза. Термостат открывается лишь от температуры охлаждающей жидкости и ни от чего иного. При достижении антифризом в зоне термостата температуры открытия термостата последний откроется, даже если помпа вообще не будет вращаться.

Да, повышение рабочей температуры двигателей стало одним из неизбежных мероприятий, обеспечивающих современные требования к экологичности и экономичности. Но у системы охлаждения, работающей под давлением, имеются и два весьма существенных недостатка… 

Первый – это повышенный риск утечек антифриза. Пока автомобиль новый, никаких проблем, разумеется, нет, но с возрастом в системе охлаждения начинают появляться слабые места. Ослабевают пружинные хомуты, теряют эластичность и покрываются трещинами резиновые патрубки. Пластиковые элементы (переходные соединители, штуцеры, корпуса термостатов и т. п.) становятся хрупкими и ломкими. А где тонко – там и рвется. Давление охлаждающей жидкости начинает выгонять ее наружу при первой же возможности. «Возрастная» система охлаждения непредсказуема в своих сюрпризах, цена которых весьма высока – если не «крякнет» от перегрева мотор, то уж на эвакуатор как минимум придется раскошелиться, поскольку без антифриза даже после остывания далеко не уедешь.

.. 

Второй недостаток отчасти является разновидностью первого. У современных моторов практически нет запаса по «мясу», куда ни ткни, не исключая и теплоемкость системы охлаждения. Повышенное давление ускоренно выгоняет антифриз на асфальт при появлении малейшей негерметичности, и там где старый мотор (даже с системой охлаждения, работающей под давлением, не говоря уже об открытой!) какое-то время держался бы, теряя жидкость постепенно, современный двигатель лишается ее опасными темпами. Вернее, темпы-то те же самые, но результат разный. Система охлаждения современного автомобиля B-класса вмещает вдвое меньше антифриза, чем даже у классического «жигуля», и если за полчаса каждый из автомобилей потеряет литр, то у первого это будет 10% потери, а у второго – уже 20%… Пропорционально падает «живучесть» машины, пропорционально же возрастает и риск последствий перегрева. 

Можно ли с этим бороться? Можно, но сложно… «Газелисты» со стажем, к слову, могут припомнить достаточно массовую историю конца 90-х, когда качество сборки было таким, что победить утечки антифриза даже рукастым водилам не удавалось месяцами. И только приоткручивание пробки расширительного бачка и перевод системы охлаждения в режим «без давления» позволяло избавиться от бесконечных синих луж на асфальте поутру… Но такой трюк прокатывал лишь с древними ЗМЗ-шными движками, прародители которых как раз спокойно работали без давления воды. 

На современных авто во избежание перегрева переводить герметичную систему охлаждения в открытый вариант, к сожалению, нельзя. Поэтому, приобретая машину с возрастом 7-10 лет и/или с большим пробегом, крайне желательно провести полную замену всей системы охлаждения – как минимум всех резиновых шлангов, хомутов, большинства пластиковых деталей (переходных соединительных патрубков между шлангами и т.п.), термостата и пробки расширительного бачка. Вот только даже с использованием приличного неоригинала подобная процедура оказывается весьма недешевой, и редкие покупатели подержанных авто решаются на подобные превентивные меры без явных поломок…

Опрос

А ваша система охлаждения в порядке?

id == data.answer_id»>Ваш голос

Всего голосов:

практика

 

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 14717 7 201 13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. .. 12535 10 41 13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 9534 25 30 10.08.2022

Как правильно очистить систему охлаждения двигателя

Агрегат/система: Двигатель

Неисправность: Как правильно очистить систему охлаждения двигателя

Симптомы

  • Приборы автомобиля фиксируют перегрев.
  • Звучит предупреждающий сигнал.
  • Из под капота идет пар.
  • Снизилась тяга.
  • Посторонние звуки в двигателе.

Причины возникновения неисправности

  • Загрязнение системы охлаждения продуктами износа антифриза.
  • Загрязнение внешних поверхностей радиатора.
  • Выход из строя термостата, помпы, клапана, регулирующего давление, потеря герметичности.
  • Прорыв газов из камеры сгорания.

 

При малейших признаках перегрева следует прекратить эксплуатацию автомобиля, т.к. в противном случае двигатель гарантировано выйдет из строя!

Возможные последствия неустранения
Работа двигателя при повышенной температуре крайне негативно сказывается на его ресурсе. Даже незначительный перегрев может привести к залеганию поршневых колец, что в свою очередь приведет к потере компрессии, повышенному расходу масла и износу ЦПГ*, что потребует капитального ремонта двигателя. В особо тяжелых случаях, возможно полное разрушение деталей ЦПГ* и блока цилиндров. Подобные поломки требуют полной замены двигателя
* Цилиндро – поршневая группа

 

Решение проблемы

Следует неукоснительно соблюдать предписанные регламентом сроки обслуживания, вовремя менять охлаждающую жидкость, ремни, помпы, следить за герметичностью и чистотой системы охлаждения.

Очиститель системы охлаждения Kuhler-Reiniger

Средство для чистки контуров охлаждения. Эффективно растворяет накипь и загрязнения в радиаторах, патрубках и водяной рубашке двигателя, обеспечивает нормальную температуру двигателя, его надежную работу. Подходит для всех систем охлаждения и нагрева. Средство не содержит агрессивных кислот и щелочей. Рекомендуется при каждой замене охлаждающей жидкости.

Артикул: 1994
Объем: 0,3 л

Как применять Очиститель системы охлаждения Kuhler-Reiniger

  • Добавить в систему охлаждения из расчета 300 мл очистителя на 10 л охлаждающей жидкости.
  • Завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.
  • Дать ему поработать на холостых оборотах 10-30 минут.
  • Средство может находиться в системе охлаждения сроком до 3 часов, в том числе и во время движения автомобиля.
  • Слить жидкость из системы и промыть ее водой.
  • Залить новую охлаждающую жидкость.

 

Очиститель наружной поверхности радиатора Kuhler Aussenreiniger

Очиститель внешних поверхностей радиатора. Отлично очищает внешние поверхности любых радиаторов: радиатор системы охлаждения, конденсатор кондиционера, радиатор системы смазки, радиатор автоматической коробки передач и другие. Превосходно удаляет все виды тяжелых загрязнений такие как: грязь, соль, смазочные материалы, жиры и следы насекомых. Радиаторы остаются чистыми и защищенными от коррозии на протяжении длительного времени.

Артикул: 3959
Объем: 0,5 л

Читайте также:
Сильное загрязнение наружных поверхностей радиаторов

Как применять Очиститель наружной поверхности радиатора Kuhler Aussenreiniger

  • Сильно встряхнуть упаковку.
  • Смочить средством наружные поверхности холодного радиатора.
  • Выдержать на поверхности 2 — 3 минуты, в зависимости от степени загрязнения.
  • Смыть слабым напором воды.

При сильных загрязнениях рекомендуется повторить процесс очистки. Также остатки загрязнений могут быть удалены сжатым воздухом. Важно: мойка радиатора сильным напором воды или сжатого воздуха чревата механическими повреждениями ячеек радиатора. Средство работоспособно только при положительной температуре.

 

ДО

ПОСЛЕ

Результат применения средств для очистки системы охлаждения

  • Система свободна от отложений на внутренних поверхностях.
  • Обеспечивается оптимальная прокачиваемость.
  • Обеспечивается правильный теплоотвод от внутренних деталей двигателя.
  • Очищена внешняя поверхность радиатора.
  • Обеспечивается правильный теплообмен.
  • Обеспечивается правильная работа вискомуфт и вентиляторов.


ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ: ПРОМЫВКА И ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Наряду со спущенными шинами и разряженными или неисправными аккумуляторными батареями перегрев двигателя является одной из основных причин поломок автомобилей. Двигатель может перегреваться по многим причинам, но часто виноваты проблемы с охлаждающей жидкостью. Когда антифриз грязный или заканчивается из-за отсутствия замены или утечки, способность двигателя оставаться прохладной под давлением подавляется. Вот почему так важно сделать промывку и замену охлаждающей жидкости частью планового технического обслуживания автомобиля.

American Pride может проверить вашу систему радиатора и промыть/заменить антифриз, но если вы хотите сделать это самостоятельно в первый раз, ознакомьтесь с нашим удобным руководством.

*ПРИМЕЧАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ:

Антифриз очень токсичен. Вылейте его в контейнер с герметичной крышкой и следите за тем, чтобы вода не попала в ливневые стоки. Ознакомьтесь с местными правилами, касающимися безопасной утилизации охлаждающей жидкости (найдите место для утилизации опасных отходов в районе Хэмптон-Роудс здесь) и держите ее подальше от детей и животных!

Никогда не снимайте горячую крышку радиатора. Несмотря на свое название, охлаждающая жидкость может ОЧЕНЬ сильно нагреться и обжечь вас, если вы не промоете систему при холодном двигателе.

Обязательно надевайте перчатки и защитные очки на протяжении всего процесса.

Что вам потребуется:

  • 1–2 галлона антифриза (в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля указаны рекомендуемые производителем тип и марка).
  • 2 галлона дистиллированной воды
  • Садовый шланг
  • )
  • Одноразовый дренажный поддон
  • Воронка
  • Несколько больших закрывающихся контейнеров

Хорошо, давайте промоем эту систему охлаждения! По мере продвижения следите за треснутыми или изношенными шлангами и заглушками, которые могут нуждаться в замене.

1. СЛИВ СТАРОЙ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Поместите одноразовый дренажный поддон под автомобиль, под радиатор. Предполагая, что вы подняли капот и имеете под рукой руководство по эксплуатации, найдите сливную пробку радиатора. Он будет расположен вдоль нижней части радиатора и может представлять собой резьбовую пробку, болтовую пробку или кран. Если это винт или болт, удалите его полностью. Если это кран, откройте его полностью и дайте старой охлаждающей жидкости стечь в поддон.

Когда вся охлаждающая жидкость будет слита, закройте кран (или замените винт/болт) и с помощью воронки перелейте старую жидкость в один из герметичных контейнеров.

2. ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ

Время промывки! Снимите крышку заливной горловины радиатора и, если вы решите ее использовать, залейте емкость с раствором для промывки. Затем возьмите садовый шланг и заполните оставшуюся часть верхнего радиатора водой. Поместив дренажный поддон под радиатор, откройте кран и дайте воде вылиться. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Утилизируйте промывочную воду, как и старую охлаждающую жидкость, в герметичный контейнер. Закройте кран.

3. ДОБАВЬТЕ СВЕЖУЮ ОХЛАЖДАЮЩУЮ ЖИДКОСТЬ

Когда вы уверены, что система безупречно чистая, вы можете добавить новую охлаждающую жидкость. Если ваш автомобиль специально не требует предварительно смешанный антифриз 50/50, заполните половину отделения дистиллированной водой, а другую половину несмешанным антифризом. Пока не заменяйте крышку радиатора!

4. ПРОДУВКА ИЗ СИСТЕМЫ

Теперь пришло время «прокачать» систему, которая представляет собой просто процесс удаления воздушных пробок из системы радиатора. Сняв крышку радиатора, запустите двигатель. Дайте ему поработать около 10 минут, а затем включите обогреватель на максимальную мощность еще примерно на 10. Выключите автомобиль и дайте двигателю остыть.

5. ЗАВЯЗИТЕ КОНЦЫ

Аккуратно добавьте еще немного антифриза, чтобы восполнить потери в процессе прокачки, и закройте крышку заливной горловины. Вы почти готовы идти, но подождите!

Дважды проверьте, нет ли утечки охлаждающей жидкости под автомобилем. Даже небольшая лужа может попасть в ливневую канализацию или оказаться смертельной для любопытных животных. Соберите запечатанные контейнеры и доставьте их в пункт утилизации опасных отходов как можно скорее. И обязательно мойте руки, даже если вы были в перчатках.

Регулярная промывка и замена охлаждающей жидкости может помочь вам избежать неприятного дыма в двигателе и максимизировать производительность вашего автомобиля в долгосрочной перспективе. American Pride рекомендует менять антифриз каждые два года (но проверьте рекомендации производителя в руководстве пользователя). Когда вы приносите нам свой автомобиль для этой услуги, мы не останавливаемся только на сливе и заливке охлаждающей жидкости. Вместо этого наша команда выполняет полную проверку и промывку радиатора, которая включает:

    9A Гарантия на 6 месяцев/6000 миль

Ваша радиаторная система нуждается в настройке или ремонте? Компания American Pride готова предоставить вам квалифицированную помощь и ответы на любые вопросы, связанные с автомобилем. Позвоните, свяжитесь с нами или зайдите сегодня.

Система охлаждения | Христианские братья Автомобильный

Надежный ремонт автомобилей от Christian Brothers Automotive

Промывка охлаждающей жидкостью дает много преимуществ вашей системе охлаждения. Это важно для обслуживания вашей системы охлаждения, как и любой другой части вашего автомобиля, именно поэтому специалисты Компания Christian Brothers Automotive рекомендует проводить промывку охлаждающей жидкостью один раз в год для обеспечения эффективной работы. Если вы не помните, когда в вашем автомобиле в последний раз производилась промывка охлаждающей жидкостью, наша команда готова помочь вам.

Что такое система охлаждения?

Система охлаждения двигателя состоит из нескольких частей, в том числе:

  • Водяной насос
  • Антифриз (или охлаждающая жидкость)
  • Верхний шланг радиатора
  • Радиатор
  • Нижний шланг радиатора
  • Несколько труб и вентиляторов

Во-первых, система охлаждения — это не система кондиционирования. Это могло, это может быть роковой ошибкой для вашего двигателя. Хотя кондиционер — это приятная роскошь, система охлаждения жизненно важна для управляемости вашего автомобиля.

Система охлаждения выполняет три основные функции:

  • Предохраняет двигатель от перегрева
  • Поддерживайте температуру двигателя на достаточно высоком уровне, чтобы соответствовать требованиям по выбросам
  • Обеспечение тепла зимой

Поддержание безопасной рабочей температуры двигателя является основной целью система охлаждения. Это легче сказать, чем сделать. Система охлаждения использует охлаждающую жидкость (также называемую антифризом) для рассеивания тепла, создаваемого двигатель внутреннего сгорания. Охлаждающие жидкости обычно представляют собой смесь этилена или пропиленгликоль с деминерализованной водой.

Также важно отметить, что охлаждающая жидкость не срок службы транспортного средства. Его необходимо постоянно контролировать. Охлаждение система не нуждается в капитальном ремонте при каждой замене масла, но уровни антифриза должны быть проверены и скорректированы. Его Также важно проверить качество этой жидкости.

Почему охлаждающая жидкость важна

Температура вашего двигателя поддерживается потоком антифриза, также называемого «хладагент». Когда мы делаем промывку охлаждающей жидкости, мы заливаем антифриз через систему охлаждения вашего автомобиля, чтобы полностью очистить старую антифриз и любые скопившиеся загрязнения. Вся старая охлаждающая жидкость откачан из системы, чтобы при заливке нового антифриза он не будет просто смешиваться со старым. Наконец, добавляются кондиционеры для предотвращения отложений ржавчины и накипи, в результате чего получается новый антифриз с более длительным сроком службы.

Все марки и модели разные, поэтому рекомендуемый график технического обслуживания варьируется. Обратитесь к руководству по эксплуатации, чтобы узнать, когда вашему автомобилю требуется промывка охлаждающей жидкости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *