Эксплуатация трактора: система охлаждения
Роль системы охлаждения в безотказной работе трактора
Для безотказной работы дизеля очень важна поддержка правильного температурного режима эксплуатации. Если температурный режим выдерживается, двигатель, как правило, работает долго и без нареканий. А вот нарушение температурного режима из-за неполадок в системе охлаждения влечёт за собой значительное количество поломок дизеля, вплоть до полного его выхода из строя. Для тракторов марки МТЗ 80/82 нормальная работа всех механизмов дизеля обеспечивается при температуре 85–95 °С. Эксплуатация как при более низких, так и при более высоких температурах крайне негативно сказывается на состоянии трактора. В первом случае происходит значительная потеря мощности и, соответственно, перерасход топлива. Во втором — двигатель может просто заклинить, что приведет к механическому разрушению ряда деталей.
Только исправная система охлаждения позволяет трактору постоянно работать в оптимальном температурном режиме.
Что и в каком количестве заливать в систему охлаждения
Безотказную работу самой системы охлаждения гарантируют две составляющие: количество и качество охлаждающей жидкости, залитой в систему.
Основная ошибка операторов при обслуживании системы охлаждения состоит в том, что они, после того как залили в агрегат какую-либо охлаждающую жидкость, считают свои обязанности полностью выполненными. На самом деле всё сложнее и требует чуть больше ответственности и внимания.
В первую очередь обратимся к вопросу качества. Оптимальной охлаждающей жидкостью для дизеля является тосол: в нем нет никаких минеральных добавок и активных веществ, которые вступают в реакцию с системой охлаждения и выводят её из строя. В пользу тосола говорит и тот факт, что новенькие тракторы с завода поставляются покупателям именно с этой охлаждающей жидкостью.
Можно в качестве охлаждающей жидкости использовать и воду, но не любую, как полагают многие, а исключительно мягкую. В естественных условиях — это дождевая или талая вода. Но если под рукой есть только жёсткая колодезная или водопроводная вода, то и её вполне можно смягчить. Для этого необходимо добавить в воду кальцинированную соду (в пропорции 10–12 г соды на 10 литров воды).
Ещё один важный вопрос — количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Его в обязательном порядке необходимо регулярно контролировать. В верхнем бачке радиатора уровень жидкости должен быть на 50–60 мм ниже уровня заливной горловины. Если уровень охлаждающей жидкости будет выше, то, нагреваясь и расширяясь в процессе работы дизеля, она будет вытекать через контрольное сливное отверстие радиатора. Проблема, вроде бы, и не критичная, но приводит к напрасному перерасходу недешёвого тосола, загрязнению окружающей среды (тосол считается активным веществом) и загрязнению других узлов двигателя прилипающей пылью — со всеми вытекающими последствиями. Кстати, операторы часто жалуются на проблему вытекания охлаждающей жидкости через контрольное сливное отверстие радиатора, а ведь сами же её и создают собственной небрежностью.
Если уровень охлаждающей жидкости окажется ниже нормы, то не будет происходить необходимая её циркуляция по всей системе охлаждения, что, естественно, приведет к скорому перегреву дизеля.
Типичные ошибки и недосмотры операторов
Когда потребители обращаются с жалобами на какие-то непонятные сбои в работе системы охлаждения, при дальнейшем разбирательстве очень часто выясняется, что они элементарно не выполняют обязательного ежесменного технического обслуживания системы, о котором чётко говорится в пособии по эксплуатации. Одним из этапов такого обслуживания является обязательная проверка натяжения ремня, идущего на водяной насос. Проверять его очень просто: необходимо взяться за ремень рукой на самой большой его ветви между генератором и водяным насосом и нажать с усилием около 40 Ньютонов (приблизительно 4 кг) . При этом прогиб ремня должен составить от 15 до 22 мм. Если натяжение ремня недостаточное, водяной насос будет работать неэффективно: перекачка охлаждающей жидкости будет проводиться не по всей системе охлаждения, что может привести к сбою.
Также необходимо внимательно следить за состоянием пробки заливной горловины, а именно за состоянием имеющегося в ней специального клапана. Система охлаждения герметична, и, когда содержащаяся в ней охлаждающая жидкость нагревается, образовавшиеся пары выходят через предназначенный для этого клапан в пробке заливной горловины, тем самым обеспечивая нормальную работу системы. Если пробка каким-то образом повреждается или закупоривается, пары начинают искать альтернативные пути выхода. В результате могут быть повреждены уплотнители водяного насоса, начнется подтекание охлаждающей жидкости из водяного насоса.
Промывка системы охлаждения
Не реже, чем через каждые 2 000 часов работы трактора необходимо проводить промывку системы охлаждения. Независимо от того, на какой охлаждающей жидкости (воде или тосоле) работает система, через определённый промежуток времени отработавшая жидкость загрязняется, начинает менять свой химический состав и становится непригодной для дальнейшего использования. Для промывки используется специальный раствор, для приготовления которого в одном литре воды необходимо развести 50–60 г соды. Промывка осуществляется следующим образом: в радиатор необходимо залить 2 литра керосина, а затем заполнить его приготовленным раствором. На этой смеси дизель должен проработать 8–10 часов. После этого раствор сливается, а радиатор промывается чистой водой.
Помимо этого радиатору необходима регулярная сухая чистка. Поскольку трактор постоянно эксплуатируется в агрессивных условиях, то в радиатор нередко попадают пыль, солома и другой мелкий мусор, который необходимо выдувать сжатым воздухом. Без этого агрегат быстро выйдет из строя.
Напоследок хочется предостеречь владельцев тракторов от ещё одной распространенной ошибки, с которой нередко сталкиваются специалисты Тракторного завода во время проведения ремонтных работ.
Некоторые пользователи просто выбрасывают термостат из системы охлаждения. Обычно это происходит после того, как термостат по каким-то причинам вышел из строя. Вместо того чтобы отремонтировать его или купить новый, владельцы или операторы трактора начинают «экономить», действуя по принципу «нет термостата — нет проблемы». И при этом даже ни на минуту не задумываются о том, какую сумму в результате придется заплатить за сэкономленные копейки. Вскрывать корпус, в котором установлен термостат, и изымать его из системы охлаждения категорически нельзя: подобные действия сразу же приводят к нарушению температурного режима эксплуатации дизеля, а это уже прямая угроза его существованию. Если при эксплуатации трактора в летний период отсутствие термостата не слишком пагубно влияет на работу двигателя, то зимой нагреть дизель без термостата до необходимого температурного режима практически невозможно. Помните о том, что за ремонт всего дизеля платить придется куда больше, чем за замену термостата.
Охлаждение двигателя трактора: как работает система
Главная » Трактора
ТрактораОпубликовано
Система охлаждения дизельного двигателя трактора работает на регулирование температуры рабочих деталей с целью сохранения скольжения всех трущихся поверхностей, которое напрямую влияет на мощность силового агрегата и эксплуатационные характеристики машины. Для техники МТЗ от работы системы охлаждения зависит также отопление кабины в холодное время года.
Содержание
- Тип системы охлаждения
- Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ
- Техническое обслуживание системы охлаждения трактора
Тип системы охлаждения
Двигатель трактора может быть с воздушным или водяным устройством понижения внутренней температуры. Первое дает возможность уменьшить общий вес силового агрегата, так как не предполагает наличие радиатора, патрубков и двойных стенок. Воздушная система не представляет сложностей в обслуживании и более износоустойчива, ей не грозит размораживание при перепаде температур. Такое устройство обеспечивает быстрый запуск двигателя.
Водяная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания трактора обеспечивает более интенсивный отвод тепла, из-за чего снижается напряженность деталей и эффективнее наполняются цилиндры. Это дает возможность уменьшать зазор на поршнях, тем самым снижая расход масла. Водяные комплексы могут быть термосифонные и принудительные. Первые в чистом виде на тракторы не ставят из-за малой скорости движения воды. Их используют в пусковом двигателе ПД-10 машин «Беларусь». Преимущество термосифонных устройств – небольшая интенсивность циркуляции воды на пуске и прогреве силовой установки, а также саморегуляция охлаждения в зависимости от степени загруженности двигателя.
Непосредственно в рабочих силовых установках, например, в Д-36, Д-24 и Д-14, устанавливаются принудительные водяные системы. Принцип их действия состоит в применении центробежного насоса, который нагнетает воду в рубашку картера, а затем она, уже нагретая, поступает в радиатор. Охлаждаясь, вода по патрубку снова идет к насосу.
По способу сообщения с атмосферой водяные системы охлаждения делятся на открытые и закрытые. Первые имеют постоянную связь с внешней средой посредством пароотводной трубки радиатора. Вторые сообщаются черед паровоздушный клапан и работают по принципу повышения давления, из-за чего уменьшается общий расход воды.
Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ
Машины Минского тракторного завода комплектуются силовыми установками Д-240 с закрытой принудительной системой охлаждения на 20 литров. От внешней среды она защищена крышкой с паровоздушным клапаном. Циркуляция жидкости обеспечивается центробежным насосом. Основными элементами комплекса охлаждения считаются:
- Водяная рубашка. Так называют соединенные термостойкой прокладкой полости в блоке и головке газораспределителя. Именно благодаря циркуляции воды в рубашке обеспечивается теплообмен в двигателе и поддержание термобаланса цилиндров поршней.
- Насос и вентилятор. Двигатель Д-240 оснащен центробежным насосом, соединенным с передней стенкой блока цилиндров, а нагнетательной полостью примыкающим к водяной рубашке. Назначение помпы – обеспечение постоянной скорости циркуляции жидкости, которая поддерживает разницу температуры на входе и выходе из водяной рубашки на уровне +4…+8°С. За приводным шкивом насоса находится вентилятор для нагнетания воздуха, проходящего через радиатор охлаждения двигателя трактора МТЗ.
- Теплообменник. Расположен между рулевой колонкой и вентилятором. Его функция – улавливание встречного потока воздуха во время движения трактора. Радиатор состоит из соединенных патрубками латунных емкостей. Чтобы увеличить рабочую площадь, трубки скрепляют теплоотводящими пластинами. От верхней емкости нагретая вода идет к охлаждающему узлу. От нижней уже холодная жидкость поступает к всасывающему трубопроводу насоса.
- Термостат. Функция этого узла – регулирование теплообмена. В него поступает нагретая вода, которая затем распределяется по малому или большому кругу. За счет термостата удается ускорить процесс нагревания охлаждающей жидкости и поддерживать температуру в рабочих пределах.
- Датчик температуры. Необходим для измерения рабочих показателей жидкости внутри системы охлаждения трактора. В него входит термопара, включенная в блок двигателя, и температурная шкала, вынесенная на панель управления машиной. Старые модели комплектуются прибором механического типа, а новые – электрическими датчиками.
- Охлаждающая жидкость. Для создания теплового баланса работы трактора используют тосол и антифриз, но для отвода тепла от цилиндров двигателя тракторов МТЗ применяется обычная вода. От накипи в нее добавляют кальцинированную соду.
Техническое обслуживание системы охлаждения трактора
Неисправность охлаждающего комплекса проявляется в перегреве двигателя. Это может быть связано с образованием течи соединительных патрубков из резины. Устраняют неполадку затягиванием хомутов или полной заменой неисправных деталей.
Силовая установка может перегреваться также из-за снижения производительности насоса и вентилятора вследствие проскальзывания ременной передачи привода. Чтобы исправить ситуацию, необходимо отрегулировать натяжение ремня. Для этого отпускают гайку, удерживающую генератор, и смещают корпус теплообменника. После выравнивания натяжения генератор фиксируют гайкой в подобранном положении.
На теплоотдачу узла влияет состояние теплообменника. При попадании на рабочую поверхность масла происходит запыление и налипание пожнивных остатков, что снижает теплоотдачу. Еще одна причина нарушение работы системы охлаждения – отказ клапана термостата, в результате чего циркуляция жидкости происходит по малому циклу. В этом случае необходима полная замена термостата.
Одна из глобальных проблем системы охлаждения – выход из строя насоса. К этому приводит износ подшипников из-за перенатяжения приводного ремня, которое увеличивает усилие на подшипники и обеспечивает несвоевременную смазку.
Техобслуживания системы охлаждения заключается в промывке водяной рубашки, на стенках которой образуется накипь. Она затрудняет проходимость каналов и нарушает циркуляцию жидкости. При слое накипи 1 мм расход топлива увеличивается на 8%.
Промывку проводят через 1000 моточасов или во время сезонного ТО. Задача процедуры – удаление осадка и ржавчины. В систему заливают раствор: 10 л воды, 750 г стиральной соды и 250 г керосина. Оставляют узел работать на 7-8 часов, после чего состав меняют на воду для работы в течение 5 минут, а затем проводят полный слив.
American Express
Система охлаждения трактора состоит из двух основных частей, которые предотвращают перегрев двигателя. Вот как это работает.1. Система воздушного охлаждения
Система воздушного охлаждения трактора состоит из воздуходувки, которая обеспечивает циркуляцию воздуха для регулирования температуры в двигателе. Он отводит тепло от поверхности двигателя, особенно от цилиндра. Воздуходувка также оснащена специальными перегородками или ребрами, которые направляют воздух к нагретому компоненту, не касаясь по пути каких-либо горячих точек.
Размер и расстояние между перегородками зависят от модели трактора и его двигателя. Помимо марки и модели трактора и двигателя, на дефлекторы влияют также температура воздуха, материал ребер, зазор между цилиндром и ребрами, скорость воздуха. Большинство известных производителей тракторов используют несколько коротких ребер, поскольку они более эффективно охлаждают поверхность двигателя.
Система воздушного охлаждения работает по основному принципу: чем выше давление воздуха, тем меньше расстояние между ребрами. Это идеальное состояние, которое должно быть у каждого трактора. При более низком давлении воздуха ребра не будут вращаться так быстро, чтобы снизить температуру двигателя.
Производители предпочитают использовать двигатели с воздушным охлаждением по двум причинам: их легче прогревать по сравнению с двигателями с водяным охлаждением и они легкие. Кроме того, двигатели с воздушным охлаждением подходят для ферм, работающих в экстремальных погодных условиях, когда вода может легко замерзнуть.
2. Система водяного охлаждения
Тракторы с системами водяного охлаждения имеют водяные рубашки вокруг гильз двигателя или цилиндров двигателя. Рубашки содержат воду, которая циркулирует внутри и поглощает тепло с поверхности цилиндра. Затем нагретая вода охлаждается за счет прохода воздуха внутри радиатора.
Система водяного охлаждения содержит некоторые важные компоненты, такие как клапан термостата, радиатор, водяной насос, водяные рубашки, вентилятор, шкив и ремень. Вода является основной охлаждающей жидкостью в этой системе, но многие производители также добавляют специальные охлаждающие жидкости с лучшими свойствами, такими как более высокая температура кипения и отсутствие коррозии. Они помогают получить и поддерживать более высокую эффективность двигателя.
Система охлаждения заставляет воду циркулировать в рубашках с определенной скоростью и давлением. Большинство тракторов поставляются с центробежными водяными насосами, имеющими выходы и входы воды с рабочими колесами. Они выталкивают воду из выпускного отверстия насоса с помощью центробежной силы. Вход насоса соединяется в нижней части радиатора, чтобы он мог всасывать охлаждающую жидкость из радиатора.
Когда двигатель остывает, клапан термостата открывается, и та же охлаждающая жидкость снова циркулирует внутри водяной рубашки. Это дает воде достаточно времени для нагрева, позволяя термостату рассеивать тепло и предотвращая его контакт с воздухом, проходящим через радиатор. Системы водяного охлаждения располагаются в передней части тракторов. Радиатор находится прямо перед автомобилем и состоит из бака с охлаждающей жидкостью, герметичной крышки и трубок.
Герметичная крышка, хотя и является небольшой частью системы охлаждения, предотвращает испарение воды из рубашек. Это также помогает поддерживать повышенное давление воздуха внутри системы охлаждения. Тепло рассеивается быстро, когда существует разница температур воды внутри радиатора и воздуха снаружи. Воздух образуется в системе охлаждения за счет движения трактора вперед и назад и установленного в агрегате вентилятора.
Двигатели тракторов обычно эффективно работают при температуре от 800°C до 900°C. Крайне важно, чтобы двигатель достиг этого температурного диапазона как можно быстрее, особенно в холодных погодных условиях, чтобы работать на оптимальном уровне. Встроенный термостат дает вам представление о диапазоне температур, когда вода циркулирует в водяных рубашках.
Все запчасти для трактора можно приобрести на сайте ReliableAftermarketParts.com.
Вернуться к блогуАмерикан Экспресс
Для максимальной производительности двигатель трактора должен работать правильно. Если он работает неправильно, могут возникнуть различные ситуации. Вот почему так важна система охлаждения двигателя. Чтобы понять, как работает система охлаждения двигателя трактора, важно узнать, зачем вообще нужна система охлаждения и каковы ее функции. Изучение этого типа информации полезно для всех, кто использует трактор по любой причине.
Необходимо решить 3 функции системы охлаждения. Во-первых, система охлаждения предназначена для отвода лишнего тепла от двигателя. Во-вторых, будет поддерживать рабочую температуру двигателя. Третья и последняя функция, которую выполняет система охлаждения, заключается в том, что она как можно быстрее доводит двигатель до правильной рабочей температуры. Это основные функции системы охлаждения двигателя, чтобы люди могли понять, насколько они важны, прежде чем обсуждать, как система на самом деле работает в тракторе.
Для решения проблем с двигателем система охлаждения подает жидкую охлаждающую жидкость на головки и блоки двигателя. Это горячая жидкость, и при движении к радиатору она будет проходить по тонким трубкам. Он охлаждается потоком воздуха, поступающим в отсек, где находится двигатель, из решетки в передней части трактора. Другой способ объяснить этот процесс состоит в том, что существуют двигатели с воздушным охлаждением, обеспечивающие циркуляцию воздуха. Это позволит рассеять горячий воздух с поверхности двигателя, чаще всего это цилиндр.
Существуют специальные способы, которыми воздух достигает желаемого теплового компонента, называемые перегородками/ребрами. Они используются, чтобы избежать возникновения любого типа горячей точки.Размер и расстояние между ребрами имеют огромное значение. В большинстве случаев плавники меньшего размера лучше и их будет большое количество. Есть много других факторов, влияющих на процесс, включая температуру воздуха, скорость воздуха и размер ребер. Иногда используются стальные и медные сплавы, потому что они обеспечивают лучшую теплопроводность, что позволяет значительно улучшить теплопередачу. Многое в работе системы охлаждения двигателя зависит от исправности деталей. Они должны иметь возможность поддерживать движение воздуха и охлаждать двигатель. Когда это работает правильно, трактор можно использовать по назначению.
Существуют определенные распространенные причины перегрева двигателей. Могут быть утечки в двигателе, неправильная концентрация охлаждающей жидкости, плохой термостат, плохой радиатор, ослабленные или сломанные ремни, и это лишь некоторые из них.