Система охлаждения двигателя ямз 238: Система охлаждения ЯМЗ-238: возможные неисправности

Система охлаждения двигателя ЯМЗ | Грузовики и спецтехника

Двигатель ЯМЗ-650

Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей, соприкасающихся во время работы двигателя с горячими газами. Температурный режим работы двигателя существенно влияет как на эффективные показатели двигателя, так и на износостойкость деталей цилиндро-поршневой группы.

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 имеют жидкостное охлаждение с замкнутой схемой циркуляции жидкости. Система рассчитана на работу в пределах температур охлаждающей жидкости 75-98° С. Циркуляция охлаждающей жидкости в системе осуществляется насосом центробежного типа. Отвод тепла от охлаждающей жид­кости производится в специальном теплообменнике — радиаторе.

В подавляющем большинстве случаев для отбора тепла приме­няется поток воздуха, просасываемого через радиатор вентилятором.
Для более интенсивного прогрева двигателя после пуска, а также для поддерживания более стабильной температуры охлаждающей жидкости на двигателях установлены термостатические устройства.

Охлажденная в радиаторе жидкость из нижнего бачка радиатора поступает во всасывающий патрубок центробежного насоса и пода­ется им через литой канал крышки шестерен распределения в про­дольные каналы блока, расположенные на обоих рядах цилиндров с наружной стороны. Через выполненные в литье на внутренней стенке канала отверстия, расположенные против каждого цилиндра, жидкость поступает в рубашку блока. Такое распределение жид­кости обеспечивает более равномерное охлаждение всех цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхней привалочной плоскости блока поступает в полость головки цилиндров. Для охлаждения наиболее нагретых частей головки (выпускного канала и стакана форсунки) охлаждающая жидкость подается непосредственно из распредели­тельного канала блока направленным потоком.

Нагретая жидкость отводится из двигателя через верхние трубы, установленные на головках со стороны развала. На передних концах труб установлены термостаты, имеющие два клапана. Во время прогрева двигателя при температуре охлаждающей жидкости до 70* С центральный клапан термостата плотно закрывает отверстие, сооб­щающее рубашку двигателя с радиатором. Охлаждающая жидкость циркулирует через перепускную трубу, соединяющую полость коробки термостата со всасывающим патрубком насоса. В этом случае жидкость быстро нагревается. Когда ее температура будет выше 70° С, центробежный клапан начнет открываться, и часть жидкости пройдет через радиатор. При дальнейшем повышении температуры охлаждающей жидкости увеличивается открытие цент­рального клапана, и при температуре около 85 градусов клапан полностью открывается. В то же время кольцевой клапан полностью закрывает отверстия в корпусе термостата, через которые жидкость поступала в перепускную трубу. С этого момента вся жидкость циркулирует через радиатор.

Центробежный насос системы охлажде­ния установлен на правой боковой стенке крышки шестерен рас­пределения и крепится к ней четырьмя шпильками с гайками. Стык между крышкой и корпусом насоса уплотняется паронитовой прокладкой.

Насос приводится в действие клиновым ремнем от шкива колен­чатого вала. Для регулировки натяжения ремня ведомый шкив, насаженный на передний конец валика насоса, выполнен разъемным. Задняя боковина шкива выполнена как одно целое со ступицей, передняя 24 — штампованная из листовой стали. Обе боковины скрепляются тремя шпильками через регулировочные прокладки. Количество прокладок равно, толщина каждой прокладки 1 мм. При регулировке натяжения ремня часть прокладок переставляется на наружную сторону передней боковины шкива. Выбрасывать прокладки нельзя, так как они вновь используются при установке нового ремня.

Чугунный литой корпус насоса в задней части выполнен по спирали для направления потока воды, сходящего с лопастей крыль­чатки насоса.
В расточки передней части на шарикоподшипниках и устанавливается валик насоса. От осевого перемещения валик фиксируется корпусом сальника, который крепится к переднему торцу корпуса винтами. Для уплотнения полости подшипников в корпусе насоса также установлен войлочный сальник.
Полости подшипников заполняются консистентной смазкой через специальную пресс-масленку шприцем до появления свежей смазки из контрольного отверстия.

К корпусу насоса через прокладку крепится вса­сывающий патрубок, со­единяемый трубопроводом с нижним бачком радиа­тора. Сверху в корпус ввер­нут ниппель, к которому дюритовым шлангом подсоединяется перепускная трубка. На заднем конце валика на­соса установлена литая чу­гунная крыльчатка, в которой смонтирован тор­цовый сальник, состоящий из резиновой манжеты с латунными обойками, пру­жины и уплотнительного кольца из графитированного текстолита. Крестооб­разные выступы кольца входят в пазы крыльчатки, и, таким образом, при вра­щении крыльчатки кольцо вращается вместе с ней. Сальник в крыльчатке удер­живается стопорным коль­цом.

Крыльчатка крепит­ся на валу колпачковой гайкой со специальной стопорной шайбой. Для уменьшения износа торца корпуса, соприкасающегося с уплотнительным кольцом, в корпус между его торцом и кольцом запрессована стальная втулка с буртом. Рабочий торец втулки полируется. Для отвода проникающей через торцовый сальник охлаждающей жидкости в корпусе насоса имеется дренажное отвер­стие, через которое просачившаяся жидкость свободно вытекает наружу. Выделение отдельных капель жидкости из дренаж­ного отверстия при работе двигателя не является признаком ненор­мальной работы насоса.

Задний фланец корпуса закрывается штампованной крышкой с паронитовой прокладкой, закрепленной шестью шпильками стайками.

В случае нарушения торцового уплотнения водяного насоса и появления течи воды из дренажного отверстия корпуса насоса необходимо, сняв заднюю крышку водяного насоса, расконтрить и отвернуть болт крыльчатки и снять крыльчатку с сальником. Изношенные или разрушившиеся детали сальника заменить новыми и установить крыльчатку на место.

Особенности системы охлаждения двигателя ЯМЗ и советы по уходу за ней

Жидкостную, циркуляционную систему охлаждения двигателя  МАЗ 5551 образуют следующие элементы:

  • Водяной насос
  • Жидкосно-масляный теплообменник
  • Вентилятор
  • термостаты
  • водяной радиатор
  • охладитель наддувочного воздуха (типа «воздух-воздух»)
  • дистанционный термометр, который указывает температуру охлаждающей жидкости — устанавливается в кабине автомобиля.

Для поддержания стабильной и «безсюрпризной» работы СОД автомобиля МАЗ, рекомендуем выполнять следующие требования, указанные заводом изготовителем:

  1. в первую очередь заполнять систему только специальной всесезонной жидкостью, которая одобрена и допущена к применению заводом изготовителем 
  2. заливая жидкость, необходимо использовать воронку с сеточкой, дабы избежать попадания мусора или других, абсолютно не нужных СОД элементов.
  3. постоянно контролировать температуру двигателя, нормальная температуру варьируется в пределах 75-90C или 75-95С при использовании загущенных масел минимальной вязкости М53.
  4. Превышение лимита в 95-100С градусов допускается лишь до 10 минут, но при использвовании тех же масел, вязкость которых не ниже М53 (14Д(М) (SAE10w40).
  5. движение на пониженных передачах рекомендуется начинать в момент, когда температура охлаждающей жидкости достигла 40С.
  6. Прогревая двигатель, старайтесь плавно, с минимальных оборотов холостого хода увеличивать их число до средних. Выше средних — лучше не рисковать. 
  7. Регулярно, перед выездом, проверять уровень охлаждающей жидкости (минимальный уровень ОЖ = 10 мм от дна расширительного бачка). Сделать это можно через заливную горловину на расширительном бачке. Если жидкости мало — лучше долейте. (кстати, замер производится только при холодном двигателе). 
  8. Жидкость для СОД расчитана в среднем на 2-3 года работы без замены. (конечно, лучше всего убедится в этом факте, прочитав инструкцию проивзодителя жидкости). 
  9. Ни в коем случае не смешивайте разные типы охлаждающей жидкости с разными основами!!!
  10. Когда будете менять ОЖ, промойте систему водой от 2-х раз.
  11. При наличии магнитных пробок (установлены в нижнем патрубке водяного насоса, на жидкостно-масленном теплообменник, если установлен подогреватель — в нижней точке шланга, закрепленного на лючке картера маховика, если подогревателя нет, ищите на фланце жидкостно-масленного теплообменника.), отверните их и очистите от металлической стружки и других лишних элементов. Рекомендуется делать эту процедуру при каждой смене ОЖ.
  12. в жаркое лето наблюдайте за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и регулярно чистите их от засоренности сжатым воздухом, направленным в воздушные каналы сердцевины радиатора
  13. увидели течь на соединения СОД — срочно устраните, вернув ей герметичность
  14. проверьте клапана на расширительном бачке на момент срабатывания их при заданном давлении. Если при нужном давлении клапан не сработал, его лучше всего заменить, иначе будьте готовы покупать ноовые трубки,бачки радиатора и, конечно же, сам расширительный бачок.
  15. Соблюдая данные простые рекомендации, Вас не застанут в расплох нелепые неисправности СОД в самый неподходящий момент. 

А Если Вы ищите запчасти для системы охлаждения МАЗ по выгодным ценам, компания ООО «МАЗИК» является официальным дилером МАЗ более 10 лет и предоставляет экспертную консультацию, гарантию качества, мгновенную комплектацию и доставку запчастей + у нас есть региональные склады.

« Преимущества автомобилей МАЗ

Таблица примененяемости сцеплений на автобусах отечественного производства »

Проектирование + техническое обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

Система охлаждения двигателя (рис. 1) жидкостная, циркуляционная, включающая водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты

Кроме того, Система охлаждения включает водяной охладитель, доохладитель типа «воздух-воздух» и выносной термометр, установленный на транспортном средстве.

При работе двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

От водяного насоса 1 жидкость поступает по поперечному каналу 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров через патрубок подвода жидкости-масла теплообменник 13, охлаждающий масло в двух элементах, далее в левый продольный канал.

Для прохождения охлаждающей жидкости через жидкостно-масляный теплообменник в переднюю крышку распределительных шестерен запрессована пробка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям — выпускным каналам и стаканам форсунок и далее собирается в водосборных патрубках 6.

При прогреве холодного двигателя , каналы, соединяющие трубы водосбора с радиатором, перекрыты вентилями термостата 9.

Охлаждающая жидкость циркулирует через тройник с патрубками 10 и перепускной трубкой 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры 80˚С клапаны термостата открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло воздушному потоку, создаваемому вентилятором 14, а затем возвращается к водяному насосу.

При снижении температуры охлаждающей жидкости термостаты автоматически направляют весь поток охлаждающей жидкости непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.

Таким образом, с помощью термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим двигателя.

Водяной насос центробежного типа установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится в движение клиновым ремнем от шкива, закрепленного на переднем конце коленчатого вала.

Конструкция водяного насоса представлена ​​на рисунке 2. В чугунном корпусе 7 насоса вращается рабочее колесо 10, напрессованное на валик 4, создавая поток теплоносителя.

Вал насоса установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением.

При сборке насоса полость подшипника заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.

Герметизация полости подшипника насоса осуществляется торцевым самозажимным уплотнением.

Для контроля герметичности торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется сливное отверстие «В». Ведущий шкив 1 напрессован на вал насоса.

Водяной насос имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

Ремонт водяной помпы смотрите в статье «Ремонт водяной помпы МАЗ».

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы двигателя должны выполняться следующие требования:

  • 1. Заполнить систему охлаждения рекомендуемыми специальными незамерзающими жидкостями или в исключительных случаях на короткое время чистой мягкой вода.
  • 2. Залить охлаждающую жидкость через воронку с сеткой, используя чистую посуду.
  • 3. Следить за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах 75 — 90ºС.
  • 4. Во избежание появления деформаций головок и рубашки блока цилиндров охлаждающую жидкость в систему охлаждения прогретого двигателя добавлять постепенно и всегда во время его работы.
  • 5. Если система охлаждения заполнена водой, то регулярно промывайте систему охлаждения чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при его отсутствии — сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей.

Систематически удалять накипь из системы охлаждения.

  • 6. При использовании Антифриза в качестве охлаждающей жидкости необходимо периодически контролировать его цвет.

Если «Тосол» приобретает красно-коричневый цвет, то это свидетельствует о его агрессивности по отношению к конструкционным материалам деталей двигателя. В этом случае «Тосол» необходимо заменить, предварительно промыв систему охлаждения.

7. Следить за исправностью торцевого уплотнения крыльчатки водяного насоса, учитывая, что охлаждающая жидкость, просачивающаяся в подшипники водяного насоса, повреждает их.

На неисправность торцевого уплотнения указывает подтекание воды из сливного отверстия (рис. 4) на корпусе водяного насоса, которое не должно быть забито.

Требуется ремонт насоса с плохим уплотнением.

8. При нарушении температурного режима проверить исправность термостатов и их прокладок.

Температура открытия главного клапана термостата должна быть 80 ± 2ºС (указана на корпусе термостата).

Клапан должен полностью открываться, перемещаясь не менее чем на 8 мм от своего седла. Замените неисправный термостат на новый.

9. Во избежание размораживания радиатора при эксплуатации в зимних условиях систему охлаждения двигателя при использовании термостатов со сливным клапаном необходимо заливать только низкозамерзающей жидкостью.

Указанные термостаты имеют обозначение Т117-06 или Ц107-06М1, изготовлены из нержавеющей стали (вместо латуни на ранее применявшихся термостатах) и устанавливались на двигатели с марта 2007 г.

Удаление накипи из системы охлаждения

Удаление накипи с систему охлаждения раствором трилона технического Б (ТУ 6-01-634–71) в воде с концентрацией 20 г/л.

Трилон — порошок белого цвета, нетоксичный, легко растворимый в воде, не вызывает вспенивания воды при нагревании и кипячении.

Залить раствор трилона в систему охлаждения.

Через сутки работы двигателя (не менее 6–7 часов) слить отработанный раствор и залить свежий.

Промывка продолжается от четырех до пяти дней. После промывки залить в систему охлаждения воду с содержанием трилона 2 г/л.

При отсутствии Трилона Б накипь из системы охлаждения можно удалить раствором, состоящим из кальцинированной соды (промывной) в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1 кг на 10 л воды.

Залить раствор в систему охлаждения на 24 часа, из них двигатель должен работать не менее 8 часов в рабочем режиме, затем слить раствор горячим, а после остывания двигателя промыть систему охлаждения чистой водой.

Проверка уровня охлаждающей жидкости (воды) в системе охлаждения

Открыть (на холодном двигателе) заливные пробки радиатора и отопителя. Нормальный уровень жидкости (при открытом кране отопителя кабины) должен быть на уровне верхней кромки трубок охлаждения радиатора.

Тосол-А концентрированный низкозамерзающий (ядовитый) применяют в качестве охлаждающей жидкости, разбавляя мягкой и чистой водой в пропорции, зависящей от климатической зоны эксплуатации автомобиля (см. таблицу).

Температура

вокруг

воздух, °с

Имя

жидкости

Жидкая композиция

по объему, в %

Плотность жидкости

при температуре

смеси +20˚с, г/см3

Тосол-А

концентрированный

вода это

чистый

До -40

Тосол А-40

56

44

1077…1085

До -65

Тосол А-65

65

35

1085…1095

Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения и отопителя

Для слива охлаждающей жидкости из системы припаркуйте автомобиль на ровной или наклонной вперед площадке. Откройте четыре крана, расположенных на котле отопителя 3 (рис. 1), насосном агрегате отопителя 5, нижнем бачке радиатора 4, нижнем патрубке 2 водяного насоса двигателя.

При этом кран отопителя, пробки горловины радиатора и заливной патрубок отопителя должны быть открыты.

Если один из кранов забит, прочистите его проволокой.

Для слива жидкости из расширительного бачка поднимите его вверх.

Если в системе охлаждения использовалась вода, включить на 10…15 с насосный агрегат отопителя для ее удаления из насоса.

Во избежание перегрева двигатель нельзя запускать без охлаждающей жидкости.

Заполнение системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью

Закрыть краны слива охлаждающей жидкости.

Откройте заливную трубку/пробку накаливания, затем кран отопителя кабины и заполните систему охлаждения через заливную горловину радиатора.

Проверить на герметичность.

Регулировка натяжения приводных ремней

Проверить натяжение приводных ремней гидромуфты водяного насоса, генератора и привода вентилятора нажатием на середину наибольшей ветви ремня с усилием 4 кгс (рис. 3 ).

Ремни должны провиснуть на 15…22 мм. Если они прогибаются больше или меньше, отрегулируйте их натяжение.

Отрегулировать натяжение приводных ремней водяного насоса 3 и генератора I, изменив положение генератора относительно оси его крепления, ослабив гайки 7 и 2.

Отрегулировать натяжение привода гидромуфты ремни 6 натяжителем 4, ослабив гайку 5 крепления рычага и перемещая его со шкивом вокруг оси, вставив кривошип в отверстие на конце рычага.

Регулирование режимов работы вентилятора

При установке клапана 4 (рис. 4) переключателя гидромуфты в положение «В» (метка на корпусе переключателя) температура теплоносителя в системе автоматически поддерживается в пределах 80 …95°С.

Когда кран установлен в положение «О», вентилятор выключается. При этом он может вращаться с низкой частотой.

Если клапан установлен в положение «Р», вентилятор всегда включен (заблокирован).

Использование этого режима допустимо только на короткое время при возможных неисправностях гидромуфты или ее переключателя.

Если при работе вентилятора в автоматическом режиме температура охлаждающей жидкости в системе поднимается выше 105 °С, необходимо отрегулировать ход штока переключателя путем смещения регулировочных шайб 1.

На новой схеме выключатель, все шайбы расположены над датчиком термосилы 3; при нарушениях теплового режима их необходимо последовательно переместить под датчик, а после перемещения всех шайб и необходимости очередной регулировки датчик термосилы заменить.

Момент затяжки гайки 2 крепления датчика термосилы не должен превышать 2…2,3 кгс.м.

Проверить жалюзи и их привод.

При необходимости установить причину их неполного открытия или закрытия. Устранение возможных задержек.

технические характеристики, масло моторное, расход топлива

Мощные, надежные двигатели ЯМЗ соответствуют высокому уровню и мировым тенденциям двигателестроения. На сегодняшний день существует 12 семейств двигателей ЯМЗ и более 250 модификаций. Дизельные двигатели ЯМЗ – выносливые, неприхотливые, простые в обслуживании силовые агрегаты, отлично приспособленные для работы в условиях низких температур.

Двигатели ЯМЗ-850 производства Ярославского моторного завода являются одними из самых мощных в линейке тяжелых дизелей ЯМЗ. Моторы этого семейства относятся к турбированным моделям и соответствуют двум экологическим нормам Евро-0 и Евро-1. Эти силовые агрегаты предназначены для тракторов и стационарных силовых агрегатов. Читать далее Двигатель ЯМЗ-850

Двигатель ЯМЗ-651 — 6-цилиндровый 4-тактный дизель с рядным расположением цилиндров, системой жидкостного охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике «воздух-воздух», устанавливаемый на транспортном средстве (без система EGR). Читать далее Двигатель ЯМЗ-651

Двигатель ЯМЗ-236 — первый из V-образных силовых агрегатов ЯМЗ, до него Ярославский моторный завод выпускал только рядные двигатели: 4-цилиндровый ЯАЗ-204 и 6-цилиндровый ЯАЗ-206. Поскольку компоновка нового двигателя оказалась более удачной, производство рядных моделей старой модели было прекращено в восьмидесятых годах прошлого века. Все остальные V-образные дизеля ЯМЗ, это лишь развитие конструкторских наработок, заложенных в конструкцию двигателя ЯМЗ-236. Читать далее Двигатель ЯМЗ-236

Двигатель ЯМЗ-238 заслужил репутацию очень надежного и неприхотливого в эксплуатации, благодаря чему запущенный в серию в начале 60-х двигатель продолжает выпускаться на мощностях Ярославского моторного завода и по сей день. Читать далее Двигатель ЯМЗ-238

Двигатель ЯМЗ-240 — 12-цилиндровая дизельная силовая установка производства Ярославского моторного завода. Технические характеристики двигателей серии ЯМЗ-240 разные, двигатели этого семейства делятся на атмосферные – мощностью 300-360 л.с., и турбированные – мощностью 420-500 л.с., но все имеют экологические показатели Евро-0. . Основным преимуществом серии ЯМЗ 240 являются высокие мощностные характеристики, позволяющие устанавливать эти агрегаты на мощные многотоннажные автомобили, тягачи и дизель-поезда. Читать далее Двигатель ЯМЗ-240

6-цилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМ3-650 стал российской версией французского двигателя от Renault Trucks.

Лицензия на его серийный выпуск была приобретена в 2006 году. Этот силовой агрегат получил широкое распространение на большегрузных автомобилях и положительно зарекомендовал себя. Мотор считается идеально сбалансированным благодаря количеству цилиндров и идеально подобранному порядку их работы. Читать далее Двигатель ЯМЗ-650

Дизельный двигатель ЯМЗ-7511, предназначенный для эксплуатации на крупногабаритных грузовых автомобилях, отличается современным оборудованием, передовыми технологиями производства и сборки. Жидкостно-масляный теплообменник, которым оснащен двигатель, позволяет осуществлять его быстрое охлаждение. Возможна работа как с редукторами отечественного производства, так и с редукторами ведущих зарубежных производителей. Читать далее Двигатель ЯМЗ-7511

Серия двигателей ЯМ3-7601 является результатом дальнейшей модернизации классических 6-цилиндровых V-образных дизелей Ярославского моторного завода. По сути, двигатель ЯМ3-7601 — это форсированный двигатель ЯМ3-2З6БЕ2, с увеличенной до 300 л. с. власть. Читать далее Двигатель ЯМЗ-7601

Двигатель ЯМЗ-534 — новое семейство Г-образных 4-цилиндровых дизелей производства Ярославского моторного завода. Серия ЯМЗ-534 разрабатывалась с нуля. Этот двигатель относится к средним рядным дизелям и используется в качестве силовой установки для грузовых автомобилей, самосвалов, шасси, тракторов с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4 и полной массой до 12т, а также автопоезда до 21т. Читать далее Двигатель ЯМЗ-534

Двигатель ЯМЗ-7Э846 — дизельный, турбированный, V-образный, 8-цилиндровый четырехтактный двигатель для спортивных грузовиков, выпускаемый Ярославским моторным заводом с 1994 года. В 2014 году снят с производства на Ярославском моторном заводе. На ТМЗ (г. Тутаев, Ярославская область) продолжили выпуск серийных усовершенствованных версий ЯМЗ-7Э846 под обозначениями ТМЗ-7Э846 и ТМЗ-7Э846.10-07 соответственно. Читать далее Двигатель ЯМЗ-7Э846

Двигатель ЯМЗ-536 — дизельный 6-цилиндровый 4-тактный двигатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *