Степень затяжки болтов головки блока цилиндров: Момент затяжки головки блока цилиндров

Содержание

Момент затяжки болтов головки блока цилиндров — Лада мастер

Когда возникает необходимость закрутить болт, любой человек начинает думать, что все происходит просто – берется ключ и прилагаются определенные усилия. Но данное мнение не подходит в случае, если разговор ведется о болтах ГБЦ. Суть в том, что несоблюдение порядка и технологических особенностей этого процесса может стать причиной поломок двигателя внутреннего сгорания. Поэтому в данном вопросе следует разбираться особенно внимательно.

Содержание:

  1. В чем необходимость подобных знаний?
  2. Общие технологические особенности
  3. Последовательность выполнения действий
  4. Работаем самостоятельно, видео

В чем необходимость подобных знаний?

Итак, рассмотрим, для чего следует знать момент затяжки болтов головки блока цилиндра.

Понятное дело, если у вас финансовые средства имеются в достатке, то обращение в автосервис – не проблема. Но для тех, кто занимается ремонтом двигателя самостоятельно, данная информация окажется весьма полезной.

Для начала обращаем ваше внимание на одну особенность, что разные модели моторов установлены свои параметры. Затяжка и их протяжка выполняются в строжайшем соответствии рекомендаций изготовителя.

Общие технологические особенности

Начать следует с того, что многие водители волнуются, когда вопрос касается протяжки болтов в профилактических целях. Данная необходимость чаще всего возникает после проведения ремонтных работ на ДВС. Для современных автомобилей такая операция не нужна, так как головка цилиндра у них фиксируется самозатягивающимися болтами. И все самостоятельные действия способны лишь навредить.


Так что на сегодняшний день такой вид работ рекомендован только для моторов, установленных на «Москвичах», «ГАЗ» и «Жигулях».

Последовательность выполнения действий

В случае наличия разных параметров и характеризующих особенностей, общепринятые требования проведения работ в большинстве случаев могут использоваться на любом типе мотора:

  • строго соблюдается схема затяжки и момент усилий;
  • в работе необходимо пользоваться динамометрическим ключом, который находится в исправном состоянии и поверен. Не надейтесь на глазомер и память своих рук;
  • изделия для крепления должны находиться в идеальном состоянии. Бывшие в употреблении либо перерезанные крепежи лучше не использовать, перед началом работ необходимо проверить качество резьбы и ее чистоту. Если вы повторно их использовали, то нужной силы затяжки вы никогда не добьетесь, да и масло начнет подтекать через некоторое время;
  • категорически запрещено дотягивать или подтягивать болты, используемые на алюминиевых головках. Их тянут не с моментом силы, а по выставленному градусу. Об этом вы обязательно узнаете из инструкции по эксплуатации вашего транспортного средства;
  • приобретая прокладку под головку, к ней должна прилагаться спецификация изготовителя, где указан момент силы затягивания, который к ней применим. Это учитывается в обязательном порядке;
  • если отверстие под болт «слепого» типа, то старайтесь не перелить в него масло, в противном случае он до конца дойти не сможет. При сквозных отверстиях, выходящих в охлаждающую систему, его рекомендуется смазывать пластичными герметиками.

Работаем самостоятельно, видео

Специальным ключом затягиваем элементы по установленной схеме. При данной операции необходимо следить за протягивающим моментом, значение которого может колебаться от 3.4 до 4.0 кгс на м.
Первыми затягиваем пару элементов, расположенных в центре. Потом подходит очередь двух сверху и такого же количества нижних, располагаемых сбоку от среднего крепления.
Выполняется затягивание левых крайних элементов, потом переходим к паре правых. Не надо затягивать болт под маркировкой № 11.

Выполнив первый рабочий этап по установленной схеме, профессионалы советуют вновь повторить все действия, соблюдая ту же последовательность. При этом необходимо смотреть, чтобы момент   не превысил 11.5 кгс на м.
В последнюю очередь тянется № 11. Для него установлено усилие не выше 4.0 кгс на м.
Если вами принято решение выполнить работу своими силами, то учтите, что ее выполняют для моторов с головкой из чугунного сплава при разогретом ДВС до 80-ти градусов, а для алюминиевых ГБЦ – на «холодную». Выполняя все требования, вы успешно справитесь с поставленной перед собой задачей.

Момент затяжки болтов ГБЦ и тонкости проведения процедуры

Содержание

  1. Чем опасен неправильный момент затяжки
  2. Как контролировать момент затяжки
  3. Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
  4. Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров
  5. Когда необходимо производить затяжку ГБЦ
  6. Затяжка болтов ГБЦ: момент и порядок затяжки, способы и особенности работ
  7. Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров
  8. Регулировка момента затяжки болтов ГБЦ
  9. Затяжка болтов ГБЦ на дизеле и бензиновом моторе
  10. Может ли человек чувствовать момент затяжки.
  11. Как выкрутить болт ГБЦ с сорванными гранями из блока цилиндров
  12. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров в зависимости от модели авто

Разъем головки блока цилиндров (ГБЦ) и блока пересекает камеры сгорания и полости, в которых циркулируют масло и охлаждающая жидкость (ОЖ). Важность правильной затяжки крепежей ГБЦ объясняется необходимостью разделения этих рабочих сред. Момент затяжки болтов ГБЦ удерживает головку, на которую действует давление газов и тепловая нагрузка. Сложная деталь испытывает и сложные деформации, что вынуждает производителя тщательно разрабатывать технические условия затяжки ГБЦ, основными из которых являются момент и порядок затяжки.

Чем опасен неправильный момент затяжки

Невыполнение ТУ может вывести из строя ДВС в результате вытекания и смешения рабочих жидкостей. К этому приводит нарушение герметичности прокладки либо самой головки блока.

Если момент затяжки ГБЦ неправилен, прокладка головки блока будет обжата неравномерно: недогруженный болт не прижмет ее с должной силой, а перетянутый — удлинится и ослабит хватку. Головка будет деформироваться, выгибаться и в результате прокладка даст течь.

Деформация головки блока цилиндров.

Чаще всего охлаждающая жидкость идет в масло. Нарушение условий смазки приводит к выходу из строя вкладышей и шеек коленчатого вала, а недостаток ОЖ — к перегреву и дальнейшей деформации ГБЦ. Реже в воду прорываются выхлопные газы и масло, но последствия тоже плачевны.

Перетяжка болтов в сочетании с сильным перегревом могут привести к трещине в ГБЦ.

Как контролировать момент затяжки

С каким усилием затягивать головку блока цилиндров прописано в документации по ремонту. Там же обязательно присутствует схема затяжки болтов ГБЦ и описание технологического процесса. Для затяжки используют динамометрический и угловой ключи.

Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений

Динамометрические ключи бывают:

  • стрелочные;
  • со щелчком;
  • комбинированные;
  • электронные.
Шкальный (стрелочный) ключ.

Динамометрические ключи различаются размерами и диапазонами:

  • Стрелочный, или шкальный представляет собой квадрат под головку, с гибким упругим рычагом — это чувствительный элемент ключа. На нем закреплена шкала, к которой от квадрата параллельно рычагу подведена неподвижная стрелка. При затяжке рычаг изгибается, и шкала вместе с ним поворачивается относительно стрелки. При определенном моменте затяжки болтов ГБЦ затяжку прекращают. Шкала такого прибора может быть вынесена на циферблат
  • Ключ со щелчком чаще всего применяется для затяжки ГБЦ . Инструмент считается профессиональным и более точным, чем шкальный. К тому же он компактнее, и позволяет работать в труднодоступных местах, не всматриваясь в шкалу. Необходимый момент затяжки точно настраивается предварительно. При его достижении ключ щелкнет — значит работу нужно остановить.
  • Комбинированный ключ — очень редкий. Дополнительно к шкале он имеет специальный зуб, который при достижении установленного момента срывается с упора и щелкает. Инструмент позволяет точно выдерживать параметр затяжки, а также наблюдать за динамикой изменения момента затяжки.
  • Электронные динамометры при этих работах применяются редко, хотя и обладают высокой точностью.

Момент затяжки болтов головки блока пропорционален углу поворота в идеальных условиях. Однако сопротивление болта не постоянно: шероховатость резьбы, температура, смазка, попадание случайной взвеси — все влияет на показания. Наша задача — сообщить болту необходимый натяг, чуть растянуть его в диапазоне упругой деформации.

Угловой ключ нечувствителен к сопротивлению, а потому более точен. Им чаще производится затяжка головки блока цилиндров на окончательных этапах. В отсутствии углового ключа крепеж вращают, применяя засечки маркером или мелом, и считают количество граней. Этот метод примитивен, но обеспечивает необходимую точность и им пользуются профессионалы.

Динамометрические ключи являются не слесарным, а измерительным инструментом. Они не предназначены для постоянной работы в качестве трещотки, а тем более для срыва гаек.

Задать вопрос

Понимая предназначение инструмента, им важно правильно пользоваться. Я проводил обучение среди мотористов по обслуживанию газопоршневых электростанций дальнем севере. Мужики попались работящие и неумелые. Показал практически как пользоваться динамометрическим ключом со щелчком. Выставлять момент все натренировались. Объяснил, что как только ключ щелкнет, так все — затяжка окончена. Пошли работать. Тянуть-то нужно было всего лишь 5 кгс·м. Прохожу мимо одного, а он ногой в раму уперся и рожковым ключом эту гайку тащит. Спрашиваю, почему так делаешь, а он отвечает: «Все нормально. Я динамометром пятерку затянул, а потом просто придавливаю, для надежности». Не надо как лучше. Надо — как положено.

Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров

Если открыть руководство по ремонту двигателя, там будут указаны стандартные моменты затяжки различных соединений, но не столь ответственных. Для таких операций, как затяжка болтов головки блока цилиндров, или шатунных болтов производитель отдельно указывает момент затяжки.

Размеры крепежа могут сильно отличаться от табличных данных на крепеж общего применения.

Если вам удастся вычислить правильный конечный момент затяжки, то где взять данные по промежуточным этапам, рекомендациям о прогреве, выдержке, смазке? С применением угловой затяжки этот вопрос вовсе теряет актуальность.

Когда необходимо производить затяжку ГБЦ

Затяжка болтов ГБЦ проводится при всех работах, связанных с установкой этой детали. Чаще всего встречается замена прокладки под головку. Ремонт самой головки, замена поршневых колец и многое другое также вызывает необходимость монтажа/демонтажа головки.

Замену лопнувшего болта ГБЦ можно произвести не снимая головки.

Регламентом технического обслуживания может быть предусмотрена протяжка болтов ГБЦ. Эта процедура относится больше к старым технологиям, но применяется и поныне в случае растяжения болтов, усадки прокладки или деформации самой головки.

Если вдруг незначительно потекла прокладка, можно попробовать произвести подтяжку, но, к сожалению, в большинстве случаев это не помогает.

Затяжка болтов ГБЦ: момент и порядок затяжки, способы и особенности работ

Очень часто при ремонте или замене головок не обращают внимание на состояние их посадочной поверхности. Может раковины и увидят, но тому, что головка выгнулась и стоит на блоке «домиком» значения не придадут, а это влияет на качество затяжки болтов ГБЦ. Головка блока в этом случае стоит на краях и приподнята посередине. Сила обжатия центральных болтов уходит на разгибание детали причем почти впустую.

Динамометрический ключ фиксирует необходимый момент, но усилия не хватает, чтобы прижать прокладку должным образом. Посередине она уплотняется меньше и срок ее службы сократится, хотя и не катастрофически.

Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров

В инструкции по ремонту всегда представлена схема затяжки болтов ГБЦ. Болты головки надо прижимать от центра к периферии. Это улучшает прилегание и сокращает начальные напряжения. Правило незыблемое, но конкретные схемы разные. Продвижение от центра может идти крест-накрест по диагонали, или попарно (то слева, то справа). Бывает, что путь через все болты на схеме являет собой спираль.

Важно не запутаться, когда в некоторых случаях крепеж имеет разные размеры и, соответственно, разные моменты затяжки:

  1. На нулевом этапе внимательно прочитайте руководство и выполните все технические условия. ТУ могут обязывать заменять болты при каждой установке, измерять их длину и сравнивать с предельно допустимой. Некоторые болты разрешено использовать определенное количество раз. При этом каждый раз нужно оставлять на головке кернение. Как правило, резьбы болтов и торцы шайб смазываются моторным маслом, но встречается и сухая установка.
  2. Очень важно, и об этом в инструкциях пишут редко, удалить из отверстий под болты в блоке всякую влагу. Если этого не сделать, при затяжке болтов ГБЦ, они упрутся в масло, не смогут его сразу выдавить. Динамометрический ключ при этом покажет грамотную затяжку. Позже, жидкость все же выйдет наружу, и болт ослабнет окончательно.
  3. Смазанные тонким слоем моторного масла болты вставляйте в отверстия и наживляют от руки. Закручивать лучше ручным инструментом (например, коловоротом) чтобы вовремя почувствовать, если в резьбе что-то не так. Прихватываем головку до фиксации.
  4. Настраивайте динамометрический ключ и производите затяжку головки блока цилиндров по первому этапу. Работая правой рукой, придерживайте инструмент левой по оси вращения, чтобы избежать перекосов, снижающих точность затяжки. Только кручение. Движение инструмента должно быть равномерным, без рывков. Затем переходим к следующим этапам.

Порядок протяжки головки блока цилиндров тот же, что и при ее установке.

Порядок раскручивания крепежа обратен обтяжке. Не разбирайте узел как попало, расслабляйте конструкцию постепенно, от периферии к центру.

Регулировка момента затяжки болтов ГБЦ

Многие автолюбители сомневаются в грамотной затяжке головки блока цилиндров. Мол: «ремонтировались в поле, какие там динамометры». Можно подкорректировать: термины регулировка, настройка не очень подходят. Затяжку не регулируют, а стяжной крепеж не крутят в разные стороны, как гитарный колок, их правильно затягивают. Изменение момента идет только в сторону увеличения.

Если головку демонтировать не хочется, а проверить затяжку прикипело, желательно ослабить болты ГБЦ и затянуть далее согласно инструкции.

Например, последовательность затяжки следующая:

  1. Обжатие моментом 8 кгс·м.
  2. Доворот угловым ключом на 90°.
  3. Доворот угловым ключом на 90°.

Должно быть так, а как затянуто — никто не знает. Постепенно раскручиваем болты до момента менее 8 кгс·м. Выравниваем затяжку до 8. Обжимаем на 90° все болты. И еще одна протяжка ГБЦ на 90°. Крепеж старый и какой-нибудь болт может лопнуть, или грани сорвет. Будем выкручивать чуть позже.

Затяжка болтов ГБЦ на дизеле и бензиновом моторе

Затяжка ГБЦ на дизеле проводится так же, как и на моторе с принудительным зажиганием. На дизелях чаще можно встретить чугунную головку, которую иногда, в соответствии с инструкцией обжимают на горячую. Но это не должно волновать: просто открывайте руководство, и выполняйте пункт за пунктом.

Дизельный мотор очень напряженный, поэтому все технические требования, такие как порядок затяжки болтов ГБЦ, момент затяжки нужно соблюдать особо педантично.

Может ли человек чувствовать момент затяжки.

С опытом безусловно приходит способность чувствовать стяжное усилие. Небольшие моменты можно научиться определять почти безошибочно, но с возрастанием нагрузки делать это все труднее.

Протяжка ГБЦ ЯМЗ 236.

Навык очень полезен. Динамометрический ключ — это техническое устройство, которое может выйти из строя. Мышечная память поможет нам держать инструмент под контролем и избежать поломки крепежа.

Как выкрутить болт ГБЦ с сорванными гранями из блока цилиндров

Сначала нужно попробовать выкрутить болт, не применяя режущего инструмента. Стружка и металлическая пыль, не говоря уже об абразиве, попадая в двигатель, не сулят ничего хорошего:

  • Головку болта необходимо обстучать в осевом направлении через латунную проставку. Это значительно ослабит прочность соединения.
  • Постарайтесь забить внутрь или снаружи головки болта подходящий инструмент. Дюймовый, метрический — уже все равно. Лишь бы держался. Откручивайте.
  • Есть такой инструмент — гайкорез. Кольцо, внутрь которого выдвигается режущий зуб. Если позволяют габариты накиньте его на головку болта, вдавите зуб и пробуйте отвинчивать.
  • Можно приварить новую гайку.
  • Если есть сноровка, воспользуйтесь зубилом. Сначала зубилом, что поострей, внедритесь в головку крепежа. Теперь на этот уступ установите тупой инструмент и резко бейте на откручивание. Метод требует навыка, но он очень эффективен.

Если предыдущие варианты не дали результата, ручной пилой или болгаркой нарежьте шлиц и срежьте головку (сумейте не повредить посадочную поверхность). Распустите остальные болты и снимите головку блока. Обломок торчит высоко — все в ваших руках. Шпильковерт, шведки, крокодилы — вполне подойдут.

Если пришлось высверливать, то после прохождения отверстия сверлом воспользуйтесь экструдером — это конический инструмент с левой резьбой и крутым подъемом витков, который напоминает буравчик. Внедренный в сверление он жестко цепляется за стенки рабочими кромками. Вращайте его против часовой стрелке вместе с застрявшим метизом. Экструдер гораздо эффективнее вбитого внутрь трехгранного напильника.

Перед сверлением обезопасьте двигатель от попадания стружки.

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров в зависимости от модели авто

Таблица порядка и моментов затяжек болтов ГБЦ на автомобилях разных марок. Из примеров видно, что угловая затяжка находит широкое применение.

МодельМоменты затяжек (нм)
1 Этап2 Этап3 Этап4 Этап
Нива (Шевроле)2070–86

31–39 (отдельно расположенный болт)

 + 90°+ 90°
ВАЗ 1111 Ока (1998–2003)2069,4–85,7 + 90°+ 90°
ЗМЗ-409051. 10;

ЗМЗ-409052.10

33–37Выдержать 1 мин+ 90°
КамАЗ 740

Прим: Резьбы предварительно смазываются тонким слоем графитной смазки.

39–4998–127186–206
ГАЗ-53Окончательный момент затяжки болтов головки блока цилиндров 77–82, через некоторое время проверка момента и обжатие макс. моментом
Лада Гранта 21126 16 кл. паронитовая прокладка2069.4–85.7 + 90°+ 90°

*Сведения, приведенные в таблице, не являются руководящим документом и приведены с ознакомительной целью.

На заметку. Процедура затяжки ГБЦ на ГАЗ-53 понятна, но выделяется из общего ряда. Современные производители стараются по возможности конкретизировать этапы работ.

крутящий момент — Как измерить угол при закручивании болта?

спросил

7 лет, 5 месяцев назад

Изменено 3 года, 1 месяц назад

Просмотрено 57 тысяч раз

Спецификация крутящего момента для моей Tacoma говорит, что болты головки блока цилиндров сначала должны быть затянуты (в определенной последовательности) с моментом 27 ft/lbs, а затем снова каждый должен быть повернут еще на 180 градусов в той же последовательности.

Я знаю, как использовать динамометрический ключ для установки крутящего момента на определенное значение фут/фунт, но я не знаю, как измерить угол поворота с помощью храповика. Как убедиться, что определенное количество щелчков храповика соответствует определенному углу?

В качестве дополнительного вопроса, можете ли вы объяснить, почему Toyota указывает второй раунд затяжки в углах, а не в футах/фунтах? Я думаю, что футы/фунты были бы более чистой спецификацией.

  • крутящий момент

90° = четверть оборота. 180° = половина оборота. Ничего страшного, если вы отклонитесь на несколько градусов.

Я обычно начинаю с перпендикулярного (прямого) стержня и делаю четверть оборота или прямо влево. Просто держите себя параллельно или перпендикулярно к тому месту, где вы начинаете.

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ КЛЮЧ. Плохо, когда динамометрический ключ крутится после щелчка. Используйте размыкатель.

Эти болты рассчитаны на предел текучести. Они растягиваются, поэтому их нельзя использовать повторно.

Если вы хотите быть точным, вы можете использовать измеритель угла крутящего момента.

4

Я собираюсь опровергнуть два других ответа и сказать вам

ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО .

Очень важно правильно затянуть болты головки. На самом деле предпочтительным методом достижения надлежащего крутящего момента является определение растяжения крепежа, а не использование динамометрического ключа. При затяжке вы прикладываете зажимную нагрузку к закручиваемому объекту. Вы можете получить это наиболее точно, измерив растяжение застежки с помощью циферблатного индикатора. это далеко проще затянуть крепеж с помощью динамометрического ключа, и в большинстве случаев это достаточный метод.

В вашем случае, похоже, вы используете крепежные детали с пределом текучести (T2Y) . Это (как указал @rpmerf) только одноразовые застежки ( ПРИМЕЧАНИЕ: Если бы я мог заставить этот текст мигать, я бы подчеркнул это). Эти

должны быть заменены после того, как вы освободите их (это также будет мигать). Если нет, то прокладка ГБЦ потерпит неудачу . Прокладка головки является типичным местом для этих типов крепежа. Причина, по которой эти застежки хороши только для одного раза, заключается в том, что они предназначены для работы до этой «точки отказа», но не выше. Они начинают выходить из строя, давая немного или растягиваясь. Это специальные крепежные детали, разработанные производителем. Они сделали инженерную растяжку для вас. Применяя поворот на последний градус, вы растягиваете болт до допуска, который они заложили в болт. Если вы пройдете этот этап, вы только навлечете смерть на свой двигатель. Если вы не зайдете достаточно далеко, у вас будет слабое место в вашей цепи крутящего момента, что может привести к деформации в части, которую вы пытаетесь прикрепить .
.. особенно это касается головы.

Как указано в rpmerf, получите измеритель угла крутящего момента:

6

Затяните болт требуемым моментом. Затем отметьте головку болта маркером или ручкой. Таким образом, вы можете визуально проверить угол. Это обычно используется для обеспечения затяжки болтов во время сборки.

Если у вас нет доступа к измерителю угла крутящего момента (как рекомендует rpmerf) или места мало, вот один из возможных способов оценки угла с помощью храповика:

  • Найдите трещотку, подходящую для

  • Без гнезда на храповике поверните квадратный хвостовик на 180° вручную, считая количество ощутимых щелчков.

    [Моя собственная трещотка с приводом 1/2″ щелкает 36 раз при повороте на 180°, то есть 5° на щелчок]

  • Установите головку, поместите храповик на болт и поверните его в противоположном направлении, чтобы имитировать максимально возможный размах.

    Идея здесь состоит в том, чтобы определить количество кликов за один проход.

    Если храповик щелкает менее двух раз за проход , ошибка будет слишком высокой , чтобы можно было полагаться на этот метод. Не используйте его. Не продолжать.

    [Если угол поворота за проход 15°, это будет 2-3 клика]

  • Если на проход приходится более 2 щелчков, рассчитайте количество проходов, необходимых для достижения общего числа щелчков на 180°, и выполните соответствующие действия.

    [Предполагая 36 кликов и 3 клика за развертку, вы смотрите на 12 проходов]


Предостережение

С этим подходом может быть связано большое количество ошибок. В приведенном выше примере можно было отклониться на целых 90°. Чем больше кликов за развертку, тем лучше будут результаты при таком подходе.

Я измерил степень с помощью лака для ногтей и белой бумаги. Я нарисовал два места на моей розетке (конец розетки квадратный), сначала я нанес красный лак для ногтей по всей длине розетки в углу квадрата, затем еще один вниз по длине гнезда в следующем углу квадрата, затем нанесите небольшой кусочек бумаги посередине каждой красной линии, затем выровняйте бумагу по углам гнезда, затем добавьте прозрачный лак для ногтей, затем нужно затянуть до 32 фунтов, затем поверните на один оборот все болты, затем затяните до 22 фунтов, затем 42 фунтов, затем 62 фунтов, что я нашел на крутящем моменте болта головки на 1999 двигатель форд 3. 0 вулкан,

1

Integrated Publishing — ваш источник военных спецификаций и образовательных публикаций

Администрация — Навыки, процедуры, обязанности и т. д. военного персонала

Продвижение — Военный карьерный рост книги и т. д.

Аэрограф/метеорология — Метеорология основы, физика атмосферы, атмосферные явления и др.
Руководства по аэрографии и метеорологии военно-морского флота

Автомобилестроение/Механика — Руководства по техническому обслуживанию автомобилей, механика дизельных и бензиновых двигателей, руководства по автомобильным деталям, руководства по деталям дизельных двигателей, руководства по деталям бензиновых двигателей и т. д.
Автомобильные аксессуары | Перевозчик, персонал | Дизельные генераторы | Механика двигателя | Фильтры | Пожарные машины и оборудование | Топливные насосы и хранение | Газотурбинные генераторы | Генераторы | Обогреватели | HMMWV (Хаммер/Хамви) | и т.

д…

Авиация — Принципы полета, авиастроение, авиационная техника, авиационные силовые установки, справочники по авиационным частям, справочники по авиационным частям и т. д.
Руководства по авиации ВМФ | Авиационные аксессуары | Общее техническое обслуживание авиации | Руководства по эксплуатации вертолетов AH-Apache | Руководства по эксплуатации вертолетов серии CH | Руководства по эксплуатации вертолетов Chinook | и т.д…

Боевой — Служебная винтовка, пистолет меткая стрельба, боевые маневры, штатное вооружение поддержки и т. д.
Химико-биологические, маски и оборудование | Одежда и индивидуальное снаряжение | Боевая инженерная машина | и т.д…

Строительство — Техническое администрирование, планирование, оценка, планирование, планирование проекта, бетон, кирпичная кладка, тяжелый строительство и др.
Руководства по строительству военно-морского флота | Совокупность | Асфальт | Битумный корпус распределителя | Мосты | Ведро, Раскладушка | Бульдозеры | Компрессоры | Обработчик контейнеров | дробилка | Самосвалы | Землеройные машины | Экскаваторы | так далее. ..

Дайвинг — Руководства по водолазным работам и спасению различного снаряжения.

Чертежник — Основы, методы, составление проекций, эскизов и т. д.

Электроника — Руководства по обслуживанию электроники для базового ремонта и основ. Руководства по компонентам компьютеров, руководства по электронным компонентам, руководства по электрическим компонентам и т. д.
Кондиционер | Усилители | Антенны и мачты | Аудио | Батареи | Компьютерное оборудование | Электротехника (NEETS) (самая популярная) | техник по электронике | Электрооборудование | Электронное общее испытательное оборудование | Электронные счетчики | и т.д…

Машиностроение — Основы и методы черчения, составление проекций и эскизов, деревянное и легкокаркасное строительство и т. д.
Военно-морское машиностроение | Армейская программа исследований прибрежных бухт | так далее. ..

Еда и кулинария — Руководства по рецептам и оборудованию для приготовления пищи.

Логистика — Логистические данные для миллионов различных деталей.

Математика — Арифметика, элементарная алгебра, предварительное исчисление, введение в вероятность и т. д.

Медицинские книги — Анатомия, физиология, пациент уход, оборудование для оказания первой помощи, фармация, токсикология и т. д.
Медицинские руководства военно-морского флота | Агентство регистрации токсичных веществ и заболеваний

Военные спецификации — Правительственные спецификации MIL и другие сопутствующие материалы

Музыка — Мажор и минор масштабные действия, диатонические и недиатонические мелодии, паттерны такта, и т.д.

Основы ядра — Теории ядерной энергии, химия, физика и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *