Тема 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами — Учебник
В каждом билете ГИБДД присутствует задача на данную тему, так что к ее изучению стоит подойти максимально внимательно.
Первым делом запомним понятия, которые пригодятся для понимания экзаменационных задач.
На автомобиле довольно много световых приборов. Все они представлены на картинке ниже:
Их следует вызубрить буквально наизусть, чтобы хорошо представлять себе, о чем пойдет речь ниже.
А теперь перейдем к ПДД.
Начнем с очевидного: движущееся транспортное средство должно быть хорошо заметно на дороге, особенно в темноте.
Поэтому в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на нем должны быть включены фары дальнего или ближнего света.
Но темно бывает не только ночью.
В тоннелях
Запомните: на одних габаритных огнях движение транспорта ночью запрещено! В местах, где темно или плохо видно, нужно обязательно включать дальний или ближний свет фар.
А вот на прицепе или буксируемом транспортном средстве можно обойтись одними «габаритами».
Как выбрать, какой свет фар включать – ближний или дальний?
Понятно, что если проезжая часть плохо освещена, водители стремятся увеличить видимую площадь дороги, воспользовавшись дальним светом. Но его можно включать не во всех случаях.
Дальний свет должен быть переключен на ближний:
в населенных пунктах, если дорога освещена;
на расстоянии не менее чем за 150 метров до встречного транспортного средства, чтобы случайно не ослепить водителя;
Но сейчас производят достаточно мощные фары, которые способны ослепить уже за 200 метров…
Поэтому переходите на ближний свет даже при большем, чем 150 метров, расстоянии. Особенно, если встречный водитель несколько раз «моргнет» вам фарами (так он показывает, что глазам дискомфортно).
Дальний свет должен быть переключен на ближний и в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей. Например, при подъезде к вершине подъема.
Между тем ослепление может произойти не только спереди, но и сзади – через зеркала заднего вида. И если передним можно помигать фарами, то что делать со слепящим транспортным средством, которое едет позади? Здесь стоит рассчитывать только на культуру водителя, движущегося сзади…
Водитель запомни: подъезжая к впереди едущему, вы должны переключить дальний свет на ближний.
Полезный совет: чтобы вас не ослепили, не смотрите на встречный транспорт, отводите глаза как можно ближе к правой обочине. Дорогу вы сможете наблюдать периферийным зрением. А при разъезде закрывайте левый глаз. Если правый ослепят, то вы далее будете смотреть на дорогу другим, пока второй глаз не адаптируется к ситуации.
При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию, а затем, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться. Перестраиваться поправее или съезжать на обочину – очень опасно: сослепу можно и перевернуться.
Минутка остановки в темное время суток может закончиться плохо, если не включить габаритные огни.
Это обязательное требование должно соблюдаться во время остановки и стоянки в темное время суток на неосвещенных участках дорог.
Кроме того, в дополнение к габаритам водитель может включить фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари – так машину будет виднее, а значит, безопаснее! А в условиях недостаточной видимости сделать это придется, чтобы не нарушить ПДД.
Выше мы упомянули новые световые приборы – противотуманные фары и противотуманные фонари.
Давайте разберемся с ними.
Фары, как вы понимаете, расположены спереди, а фонари – сзади.
Сначала поговорим о противотуманных фонарях. Они бывают красного цвета. При этом не всегда устанавливаются парно. Вполне возможно, что на вашей машине встретится всего один штатный экземпляр. Это не панацея от непогоды. Поэтому, если вы хотите приобрести недостающие световые приборы, надеясь в тумане видеть, как инфракрасная камера в темноте, то напрасно. Обзор дороги, безусловно, улучшится, но не настолько.
Противотуманные фонари используются только в условиях недостаточной видимости. То есть когда дорогу не видно на расстоянии меньше 300 метров во время дождя, снегопада или тумана.
В таких условиях габаритные огни практически не заметны. Зато более яркие противотуманные фонари смогут привлечь внимание других водителей.
В хорошую погоду включать противотуманные фонари запрещено. Так же, как запрещено подключать их к стоп-сигналам. Да-да, находятся умельцы…
Противотуманные фары – это вспомогательные световые приборы. То есть автомобиль вполне может обойтись и без них. Правилами дорожного движения это не запрещено.
Пользоваться «противотуманками» можно в двух случаях.
Во-первых, совместно с ближним или дальним светом фар как ночью, так и в условиях недостаточной видимости, если другого освещения на дороге нет.
Во-вторых, «противотуманки» можно включать вместо ближнего света фар, но только в светлое время суток. А въезжая в тоннель или в туман (то есть попав в условия недостаточной видимости) даже днем придется дополнить их фарами ближнего или дальнего света.
Зачем водителю могут понадобиться противотуманные фары?
Как следует из названия, основное их предназначение – помогать водителю видеть дорогу в тумане.
Если водитель в условиях тумана включит дальний свет фар, мощный пучок света будет отражаться в мельчайших капельках влаги, из которых собственно и состоит туман, и превращаться в сплошную белую завесу.
Менее интенсивный пучок ближнего света получает меньшее рассеивание. Видимость станет лучше, но ненамного.
Противотуманные фары светят еще слабее, чем ближний свет фар. При этом луч идет снизу, так как «противотуманки» устанавливают ниже основных световых приборов.
Еще в школе мы проходили особенности такого природного явления, как туман. Дымка никогда не стелется вдоль поверхности земли. Учитывая эту особенность погоды, можно без проблем осветить небольшой участок перед автомобилем и потихоньку ехать, не разгоняясь свыше 10-20 км/ч.
С ноября 2010 года все транспортные средства в светлое время суток должны включать фары ближнего света или дневные ходовые огни
: лучше видеть от этого не станете, зато другие смогут заметить вас.Как мы выяснили выше, днем обозначить транспортное средство можно также, используя «противотуманки».
Изначально требование об обозначении транспортного средства с помощью световых приборов касалось только мотоциклистов. Ведь двухколесный «конь» — довольно маневренный и скоростной вид транспорта, но в то же время малозаметный. И оттого мотоциклисты частенько становились жертвами ДТП.
Вот и стали думать, как же их выделить на общем фоне. Выход нашли, заставив мотоциклистов при движении включать световые приборы. В результате уже через год статистика по ДТП с участием мотоциклов значительно улучшилась. На этом фоне было решено обозначить все транспортные средства световыми приборами – так, безусловно, безопаснее!
Звуковые сигналы
За городом клаксоном можно предупредить другого водителя о намерении произвести обгон.
В населенном пункте для обозначения обгона можно использовать только мигание фарами – кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.
Сотни нарушителей: автоблогер объясняет, каких водителей нужно наказывать за эгоизм | Pchela.news
От дома до работы — 13 км. Дорога знакомая и спокойная. И я решил подсчитать, сколько среди попутных и встречных водителей наберется тех, кто нарушает правила пользования внешними световыми приборами. Насчитал больше сотни. Результат ошеломил.
Много раз слышал высказывание от других водителей: «Правил я не знаю, но их соблюдаю». Поймать таких водителей на несоблюдении ПДД просто. Достаточно спросить, тестируют ли они по утрам автомобиль на наличие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация в соответствие с п.2.3.1 ПДД? Количество данных неисправностей таково, что тестирование должно занимать не менее 30 минут. Естественно, что никто этим не занимается, оправдываясь: «А зачем?».
Юрий Панченко
А между тем, выезжать с места стоянки с перегоревшей лампочкой в фаре запрещено. Но народ предпочитает не обращать внимания на подобные мелочи. «Ну, мне же надо ехать!» А между тем, движение с негорящей фарой может дезориентировать встречных водителей.
Еще одна повальная ошибка водителей — это включение противотуманных фар. В темное время суток на освещенных участках дорог включать противотуманные фары запрещено!
Человек может смотреть бесконечно на три вещи: как течет вода, как горит огонь и как работают другие люди. Любовь к огню в нас заложена генетически. В первобытном обществе огонь защищал, огонь объединял, огонь научил говорить. Поэтому яркие огни притягивают взгляд любого человека. В том числе притягивают взгляд и световые приборы на автомобиле. Причем, чем ярче они светят, тем острее желание на них смотреть. То есть яркий свет рассеивает внимание других водителей, что крайне опасно. По данной причине запрещено пользоваться задним противотуманным фонарем в темное время суток. По этой причине запрещено включение в темноте противотуманных фар на дорогах с искусственным освещением.
Включение противотуманок удобно их хозяину. Искусственное освещение неравномерно — свет падает на дорогу пятнами. Ближний свет, который в темное время суток должен быть включен обязательно, и противотуманные фары сглаживают неровность освещения. И глаза хозяина меньше устают, и ему хорошо, но за счет других. Такая манера поведения называется эгоизмом. И подобных водителей надо наказывать.
Чтобы не рассеивать внимание других водителей, дневные ходовые огни должны гаснуть при включении ближнего света или притухать до уровня ниже 400 кд. Если у водителя одинаково ярко светит ближний свет фар и дневные ходовые огни, то водитель нарушает ПДД.
Еще хуже, когда между самостоятельно установленными ДХО или между противотуманными фарами маленький промежуток. Дело в том, что встречные водители в темноте определяют дистанцию до встречного автомобиля по расстоянию между фарами.
Если свет фар сливается, то до встречного автомобиля — не менее 300 метров. При дистанции менее 300 метров глаз человека уже способен различать две отдельные фары. И чем ближе автомобиль, тем большее расстояние между фар фиксируют глаза. Если дополнительные фары или ДХО установлены близко друг от друга, то они дезориентируют встречных водителей. Согласно нормативам, противотуманные фары должны быть установлены не далее 40 см от внешнего габарита автомобиля. В 2013 году самостоятельно ставил фирменный комплект ДХО, соответствующий Правилам ООН, на автомобиль. И помню, что по нормативам между дневными ходовыми огнями должно быть расстояние не менее 1200 мм.
Несколько раз наблюдал по утрам на Северном луче большой грузовик с включенными яркими дополнительными фарами, которые стоят рядом по центру — близко друг от друга. На их фоне габариты незаметны. Если такой в темноте будет ехать по загородной дороге, то в СМИ очень быстро появится сообщение: «Водитель легкового автомобиля пошел на обгон и врезался во встречный грузовик. Виноват водитель легковушки, водитель грузовика — в недоумении». Для водителя, вышедшего на встречную полосу при обгоне, две фары встречного автомобиля на маленьком расстоянии друг от друга говорят о том, что грузовик — далеко. А на самом деле он близко. Неверная оценка расстояния до встречного грузовика ведет к трагедии.
Каждое утро наблюдаю на перекрестке пр. Победы и ул. Героев Танкограда большой грузовой автомобиль, украшенный светодиодами с ног до головы как новогодняя елка. Запрет на установку любых огней, на которые нет отдельных Правил ООН, содержится в Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств».
На транспортные средства можно ставить лишь световые приборы из строго ограниченного списка. Ничего дополнительного! Правда, имеется одно исключение. Можно повесить какую-нибудь гирлянду или сделать подсветку днища. Но их включение должно происходить не иначе, как только после остановки, при заглушенном двигателе, после открывания дверей или крышки багажника.
Добрались, пожалуй, до самого главного — экспериментов с установкой ксеноновых и светодиодных ламп в галогеновые фары. Сюда же относится и неправильно отрегулированные фары, причем, бывает и умышленно. (Опускаю, как и для чего это делается, чтобы не плодить олухов за рулем).
Сколько людей угробили экспериментаторы-олухи! Сколько людей из-за них село в тюрьму, не подозревая, что их наказали без вины. Если смотрели фильм «О чем еще говорят мужчины», то вспомните, в конце фильма четверка друзей попадает в жесткое ДТП. Причем водитель, который опрокинул автомобиль, недоумевает: «Откуда взялась бабка перед автомобилем?». Именно из-за ее неожиданного появления ему пришлось отворачивать.
А все просто.
История Homo Sapiens насчитывает 200–300 тыс. лет. Из них только последние 100 лет человек использует автомобиль. По-настоящему с большими скоростями он ездит и того меньше. Самостоятельно человек может бегать со скоростью не более 40 км/ч, и скорость передачи информации от глаз в мозг адаптирована к данной скорости. Конечно, все сугубо индивидуально — у кого-то эта скорость меньше, у кого-то больше. Но в результате в среднем человек должен днем сфокусировать внимание на предмете на 0,2–0,3 с, чтобы разобраться, что находится перед ним.
За указанное время автомобиль проезжает определенное расстояние. И информация о том, что находится перед автомобилем или вдалеке от дороги — для сознания не актуальна. Все равно мозг не успеет ее обработать. Но ведь картинка об окружающем мире в сознании отображается полностью!
Здесь — игры разума. Недостающую информацию сознание берет из памяти.
Например, днем встречный грузовик мы замечаем на расстоянии 1600 м, и эта информация записывается в память. Ночью мы замечаем встречный грузовой автомобиль на расстоянии 1100 м, но когда информация из глаз о грузовике доходит до сознания, и сознание подключает память, то в итоговой картинке об окружающем мире грузовик оказывается на том расстоянии, на котором он виден днем — 1600 м. Возникает иллюзия.
Ночью расстояние до встречного автомобиля кажется больше, и скорость его — ниже, на самом деле встречный автомобиль ближе, и скорость его выше.
На больших скоростях в итоговой картинке об окружающем мире, которую мы якобы видим, только 10% информации — реальность. Все остальное — иллюзия. Реально мы видим глазами узкий сектор перед собой. И если в этом секторе происходит засветка, то сознание достраивает картинку из памяти… И вот она — неожиданная старушка перед автомобилем, когда засветка прошла.
Виновен тот, кто ехал навстречу с ксеноном или светодиодами в галогеновых фарах, а страдают совершенно невиновные люди.
Подробнее об этом читайте в отдельном материале.
Напоследок — большая просьба: не экспериментируйте со светом на своем автомобиле. Конструкторы транспортных средств — не дураки, они выполняют все требования технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Шаг вправо или шаг влево от этих требований — угроза другим участникам движения.
Послесловие. Мне часто задают вопросы об огнях рекламы магазинов, различных контор и предприятий вдоль дорог, а также про светящиеся экраны с рекламой. Особо достается зеленым крестам аптек на фоне работающего светофора. Подобные вещи запрещены, — п.13.8 технического регламента «Безопасность автомобильных дорог». Хотя для тихих улочек данный запрет не актуален.
Фото: unsplash.com
Автомобильные фары картинки | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
Car Lights Pictures | Скачать Free Images на Unsplash- ФотоФотографии 10k
- Пачка фотографийКоллекции 10k
- Группа людейПользователи 2
автомобиль
транспорт
свет головной
автомобиль1
1
длинная выдержка
световой след
асфальт
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве со Spenser Sembrat
Unsplash+
Разблокировать
исландское полярное сияние северное сияние
Маркус Беллами
гравийЛучшие каменные картинки и изображения
–––– –––– –––– – ––– – – –––– –– – –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Marc Sendra Martorell
Светлые фоныspaingerona
dominik hofbauer
bayerndeutschlandroad
Mattia Righetti
Hd bmw фоткиЗакат картинки и картинкиИталия картинки
PAUL SMITH
Hd red wallpapersmovementmotion
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images ar
Светлые фоныАвтомобилиmercedes-benz
фотоAarón Lares
Hd серые обоифарытранспортное средство
Emre Karataş
Hd фиолетовые обоиHd неоновые картинкиHd розовые обои0011
Jakob Rosen
Hd синие обоиlightingspotlight
Pedro Lopes
brazilHd городские обоиbelo Horizonte
Unsplash logoUnsplash+
В сотрудничестве с Ave Calvar0 Unsplash
10 10 Unsplashзамки
Сара Курфес
audiaudi a3a3
Фелипе Симо
белградсербияастон
Benjamin Blättler
nightHd black wallpaperslight trail
Vusal Ibadzade
guildford Cathedralguildford United Kingdom
Unsplash logoUnsplash+
В сотрудничестве с Ave Calvar 90 Unsplash1 90 Unsplash
1 90 10 Разблокироватьтранспортмаркерыдорожное путешествие
Якоб Розен
автомобильшинамашина
исландия северное сияние северное сияние
0011Hd снег обоина улицеЗима картинки и картинки
Hd фиолетовые обоиHd неоновые обоиHd розовые обои
Hd синие обоиосвещениепрожектор –––– ––– – – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
гравийЛучшие каменные фотографии и изображения
Светлые фоныspaingerona
Hd bmw фоткиЗакат картинки и фотоИталия картинки и фото 010 belgradeserbiaaston
Связанные коллекции
Автомобильные фары
71 фото · Куратор Иэн МурАвтомобильные фонари в городе
6 фото · Куратор Жоэль АнтонинCar & Truck Lights
11 фото · Куратор Кирк Уэллс 10 Светлые фоныАвтомобили фото и картинкиmercedes-benzHd синие обоиосвещениепрожектор0011
автомобильшинамашина
гравийЛучшие каменные картинки и изображения 010 –––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Светлые фоныspaingerona
Hd красные обоидвижениедвижение
Hd снег обоина улицеЗима фото и картинки
Фиолетовые обои HD неоновые обои HD розовые обои
Похожие коллекции
Автомобильные фары
11 фото · Куратор Кирк Уэллс0170 Просматривайте премиум-изображения на iStock | Скидка 20% на iStock Unsplash logoСделайте что-нибудь потрясающее
750+ изображений автомобильных фонарей [HQ]
750+ изображений автомобильных фонарей [HQ] | Скачать Free Images на Unsplash- ФотоФотографии 10k
- Пачка фотографийКоллекции 10k
- Группа людейПользователи 0
транспортное средство
фара
транспорт
1
1
1 автомобиль
Логотип UnsplashUnsplash+
При сотрудничестве с Woliul Hasan
Unsplash+
Разблокировать
Hd зеленые обоиHd абстрактные обоиHd абстрактные обоиДень Святого Патрика изображения
Erik Mclean
Автомобильные изображения и изображениятранспорташины
––––– –––– – – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Dave Goudreau
Hq фон фотографииHd обоимашина
Jonas Von Werne
germanyschwertered фары
Jesse Collins
United Statesnashville
Brad Starkey
United Kingdomlondonflare
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images Sara Kurfeß
Hd синие обоибыстрый автомобильэлектромобиль
Светлые фоныHd красные обоиcarphotography
Sanjeevan SatheesKumar
Нувара Элия Курсы скачекРи-Ланканувара Элия
Dylan Calluy
belgiëantwerpenstreet photography
Benjamin Blättler
nightHd черные обоисветлый след
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
10 90 Unsplashзамок
тренировка спиныконский хвост
Одержимая фотография
фараэкстерьеркомната
Ричард Гофф
транспортное средствоавтомобильпешеход
Сэм Джотам Сутхарсон
дорогадорогатрипери
Alexander Jawfox
virginialensflareheadlights
Tim Meyer
povolkswagen polovw
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
1 Unlock+1 Unlock+splashsplash
шлеммотороллераварийный шлем
Andres Lamartine
транспортHD серые картинкиСветлые фоны
HD зеленый фоткиHd Абстрактные картинкиДень святого патрика фото
Hq фон фотографииHd картинкимашина
Соединенные Штаты Нэшвилл
архитектурапамятникФранция
Hd синие обоибыстрый автомобильэлектромобиль
Нувара-Элия курсы скачекРи-Ланканувара Элия
ночьHd черные обоисвет тропа
фара 11
povolkswagen polovw
–––– –––– – ––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Автомобильные изображения и изображениятранспорташины
germanyschwertered фары
ВеликобританияЛондонвспышка
Светлые фоныHd красные обоиавтомобильфотография
бельгияантверпенуличная фотография
упражненияназадконский хвост
транспортное средствоавтомобильпешеход
виргинский шлемлинзывспышка фар
11
Похожие коллекции
Автомобильные световые дорожки
16 фото · Куратор bollosДетали автомобиля и светофор
34 фото · Куратор Рафаэль ТаскаАвтомобильный фонарь
2 фото · Куратор Jerry ZhangНувара Элия Скачки Курсы Шри-Ланканувара Элия
ночьHd черные обоисвет след
виргиниялинзывспышка фар
транспортHd серые обоиСветлые фоны
Автомобиль изображения и фотографиитранспортшина
Великобританияlondonflare
упражненияназадконский хвост
фараэкстерьеркомната
дорогадорогаtripeerie
0шлем–1 900авариямотороллер – –––– –––– – –––– – – ––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.