Какой будет температура замерзания бензина разных сортов
Под замерзанием нередко подразумеваются разные процессы, но их суть сводится к тому, что бензин теряет свои рабочие качества – консистенцию, способность к воспламенению. Согласно ГОСТ 5066-2018 такой процесс, как замерзание состоит из трёх этапов:
✔ Помутнение
✔ Начало кристаллизации
✔ Загустение (замерзание)
Следует отметить, что в обязательных требованиях ГОСТ температура замерзания бензина не определена как постоянная величина, в отличие от дизельных сортов. Все методы исследования, описанные в стандарте для бензинов, необходимы чаще только для решения спорных ситуаций, связанных с качеством топлива. Если бензин замерзает, кристаллизуется или густеет при таких же температурах, как и нефть, то есть от -20 до -350С, это однозначно указывает на неприемлемое количество присадок в топливе или низкое, кустарное качество производства горючего.
Для того чтобы качественное горючее помутнело, загустело, требуется достичь отметки в -72 градуса С. Это относится к бензинам АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Также среди автовладельцев распространена информация о том, что бензины повышенной чистоты, качества ЕВРО 6, поддаются замерзанию при температурах от -118 градусов С. Впрочем, убедительных результатов испытаний в поддержку этих данных не представлено.
При какой температуре возможно загустение смеси – Госстандартами не установлено, в условиях средней полосы России подобных морозов не бывает и топливо не замерзает, однако разница между летним и зимним горючим всё же определена.
Зачем это сделано и как такое разграничение влияет на запуск двигателя зимой?
Зимний и летний бензин, в чем разница
Современные условия производства бензинов подразумевают добавление в воздушно-топливную смесь различных присадок ещё на этапе нефтепереработки в заводских условиях. Различные технические условия, изложенные в государственных стандартах, ограничивают содержание таких веществ. Но для того, чтобы бензин выполнял свои функции в автомобиле, в качестве добавок всё же разрешены спирты, эфиры и другие, безопасные для деталей авто, для окружающей среды и человека соединения.
С помощью таких присадок можно улучшить эффективность горения смеси, поднять октановое число – порог детонации. Так бензин марки АИ-92 имеет меньше присадок в составе, в 98-м и 100-м их, соответственно, больше. Чем меньше дополнительных веществ в составе, тем резче возникает вспышка, тем быстрее прогорает воздушно-топливная смесь.
Этот процесс связан и с температурой выкипания: параметр, который показывает, возможно ли запускать двигатель в холодную погоду. Если бензин содержит больше трудноиспаряемых фракций, чем положено по ГОСТ, температура замерзания топлива, изменится. Низкое качество нефтеперегонки и присутствие тяжёлых фракций однозначно приведёт к неполному сгоранию горючего в цилиндрах двигателя, перерасходу топлива и масла, смываемого со стенок цилиндров, засорению топливного фильтра. В то же время легкоиспаряемые фракции в составе топлива создают повышенное давление насыщенных паров.
Давление насыщенных паров (ДНП) – параметр, что определяет целесообразность применения одного из видов бензинов зимой. Если купленный на АЗС бензин соответствует указанным в сертификате параметрам качества, состав демонстрирует лучшие пусковые качества двигателя в холодное время года, так как такое топливо способно выдержать большее давление насыщенных паров.
ДНП – это также один из показателей качества горючего:
✔ Чем выше это значение, тем больше в топливе легкоиспаряемых, кипящих фракций, но также выше опасность появления паровых пробок, что приводит к проблемам с пуском двигателя;
✔ Высокое значение в рамках нормы – показатель хороших пусковых свойств горючего, быстрый старт и прогрев двигателя.
Из-за низких температур меняется и состояние только некачественного топлива – на морозах такой составы замерзает буквально, то есть превращается в гель, желеобразную субстанцию. Испаряемость воздушно-топливной смеси утрачивается, как и качество её распыления. Если замерзает бензин, это говорит о присутствии в составе тяжелых фракций, в том числе парафинов, которые и приводят к загустению смеси. Температура замерзания горючего имеет решающее значение только в условиях крайне холодного климата, а проблемы с кристаллизацией топлива больше свойственны дизельным сортам.
Какой бензин заправлять летом и зимой
Качественный, приобретенный на АЗС с высоким рейтингом надёжности, у проверенных производителей. Проблему замерзания бензина по сути, уже решили производители продуктов нефтепереработки, ещё на этапе производства. На заправки надёжных поставщиков топливных продуктов поставляется сезонный бензин, тот, что рекомендуется к эксплуатации при соответствующих температурах окружающей среды.
Также стоит учесть «гигиену» заправочного процесса. Если при не самой холодной температуре замерзает бензин, стоит обратить внимание на возможное попадание в бак воды. В этом случае эффективность работы топливной системы ухудшает не сам бензин, а именно замерзшая вода. Качество горючего при этом остаётся достаточно высоким.
Каким правилам нужно следовать, чтобы избежать проблем с замерзанием:
✔ Пользоваться моющими, абсорбирующими присадками – такие составы эффективно удаляют влагу из топливной системы, очищают пути подачи горючего;
✔ Обеспечить защиту заливной горловины от намеренных действий посторонних;
✔ Не заправляться на сомнительных АЗС.
В помощь всем, кто заботится о качестве заливаемого горючего – карта надёжных автозаправок по всей России.
Бензин
Главная / Нефтепродукты / Бензин
ООО «ЛенДизельТорг» имеет возможность поставки в любом объеме всех марок бензина ЕВРО-5 наливом напрямую с Киришского НПЗ.
В качестве топлива для большинства легковых автомобилей применяется бензин. Это смесь углеводородов, имеющих температуру кипения от 30 до 205 градусов Цельсия. Помимо углеводородов в составе бензина имеются примеси, содержащие азот, серу и кислород.
В зависимости от количества тех или иных соединений автомобильный бензин делится на разные марки, имеющие несколько различные эксплуатационные свойства: Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98 и даже Евро-100.
На сегодняшний день, найти качественный бензин ниже октанового числа 92 очень сложно.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
Основные свойства бензина – его химический состав, способности к испарению, горению, воспламенению, образованию отложений, а также коррозионная активность и стойкость к детонации.
Физико-химические свойства бензина варьируются в зависимости от того, какие углеводороды и в каких пропорциях в нем содержатся. Температура замерзания бензина достигает –60 градусов по Цельсию, в случае применения специальных присадок можно понизить это значение до –71 градуса. Бензин активно испаряется при температуре выше 30 градусов, и с повышением температуры испарение происходит интенсивнее. Когда концентрация его паров в воздухе достигает 74 – 123 граммов на кубический метр, образуется взрывоопасная смесь
Фракционный состав бензина напрямую влияет на эксплуатационные свойства. При производстве важно добиться правильного соотношения легких и тяжелых фракций, чтобы, с одной стороны, обеспечить достаточно высокую испаряемость при низких температурах, а с другой – не допустить перебоев в работе мотора из-за образования паровых пробок в топливопроводе, которые могут возникнуть вследствие интенсивного испарения большого количества легких фракций. В связи с этим бензины, применяющиеся в местах с жарким климатом и в районе полярного круга, имеют разный химический состав для того, чтобы обеспечить необходимые эксплуатационные свойства.
Получить бензин можно несколькими способами: прямой перегонкой нефти и отбором определенных фракций (такой способ применялся в начале эры автомобилизации), в середине прошлого века стали применять крекинг и риформинг. Основная составляющая бензина, полученного путем прямой перегонки, – цепочки алканов. При крекинге и риформинге они преобразуются в разветвленные алканы и ароматические соединения.
В качестве присадок могут быть использованы и другие соединения, менее токсичные, такие как этиловый спирт или ацетон. Например, если добавить 100 мл спирта в литр бензина АИ-92, то октановое число увеличится до 95. Однако применение таких присадок экономически невыгодно.
ХИМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Рассматривая химические свойства бензина, следует основной упор сделать на то, насколько долго состав углеводородов останется неизменным, поскольку при длительном хранении более легкие соединения испаряются, и эксплуатационные свойства сильно ухудшаются. Особенно остро эта проблема стоит в том случае, если из топлива с меньшим октановым числом (например, АИ-92) получили бензин более высокой марки (АИ-95) путем добавления в его состав пропана или метана. Их антидетонационные свойства выше, чем у изооктана, но и испаряются они очень быстро.
Государственный стандарт требует, чтобы химический состав бензина любой марки, будь то АИ-92, 95, 98 и 100 оставался неизменным не менее пяти лет при соблюдении правил хранения. Однако на деле зачастую даже только что купленное горючее уже имеет октановое число ниже заявленного (например, не 95, а 92). Виной тому недобросовестность продавцов, добавляющих сжиженный газ в резервуары с топливом, срок хранения которого истек, и состав не соответствует ГОСТу. Как правило, к одному и тому же бензину добавляют разное количество газа, чтобы получить октановое число, равное 92 или 95. Очевидным подтверждением подобных ухищрений служит сильный запах газа на АЗС.
ООО «ЛенДизельТорг» поставляет только качественный бензин класса ЕВРО-5 с сертифицированных нефтебаз и Нефтеперерабатывающих заводов.
Авиакеросин, от А-1 до Т
Фактически нет. Если вы летите за границу, вы столкнетесь с различными видами топлива для реактивных двигателей по всему миру — и вы даже можете найти различия в Северной Америке. Вы знакомы с Jet A, но правда в том, что Jet A редко можно найти за пределами США и Канады. Наиболее распространенной во всем мире спецификацией топлива для гражданских реактивных двигателей является Jet A-1. А если вы полетите достаточно далеко на север — в такие места с очень холодным климатом, как северная Канада или Аляска, — вы можете даже встретить Jet B.
На разных континентах можно встретить и другие реактивные топлива, а также военные варианты. Хотя есть и другие отличия, самым большим является температура замерзания.
Имеет ли значение точка замерзания? 17 января 2008 г. Боинг 777, выполнявший рейс 38 British Airways, потерпел крушение у взлетно-посадочной полосы лондонского аэропорта Хитроу в конце полета из Пекина, Китай; Причиной аварии были кристаллы льда в топливе, которые забили топливно-масляные теплообменники обоих двигателей, которые обычно передают тепло от горячего моторного масла к холодному топливу.
А в роковом 2009 году замешано обледенение топлива.крушение самолета Pilatus PC-12 в Бьютте, штат Монтана («Turbine Pilot: Frozen Fuel», ноябрь 2016 г., AOPA Pilot).Как и большинство вещей в авиации, требования к самолетам Jet A и Jet A-1 подробно описаны в стандарте — на этот раз ASTM D1655. «Единственная разница между марками ASTM заключается в температуре замерзания, которая составляет максимум минус 40 градусов Цельсия для Jet A и максимум минус 47 градусов Цельсия для Jet A-1», — сказал Алисдер Кларк, менеджер по исследованиям и разработкам авиационного топлива в Air BP. «Чуть более мягкая спецификация для Jet A выгодна для производства, помогая удовлетворить спрос на крупных рынках, таких как в Соединенных Штатах».
ASTM определяет Jet B как авиационное турбинное топливо с широкой фракцией. «Термин «широкая фракция» относится к диапазону летучести продукта, который достигает диапазона бензина», — сказал Кларк. Это дает Jet B более низкую максимальную температуру замерзания минус 50 градусов по Цельсию.
— В наши дни Jet B редко используется, — сказал Кларк. «В прежние годы низкая температура воспламенения Jet B была выгодна для очень холодных регионов, например, на севере Канады, но в настоящее время она в значительной степени вытеснена технологией двигателей. Это хорошая новость, так как продукт не так безопасен, как Jet A и A-1, из-за его низкой температуры воспламенения».
«Вы можете увидеть Jet B только в очень холодном климате», — добавил Джонни Эскандер, руководитель отдела продаж AEG Fuels с 11-летним опытом работы в отрасли. «Обычно его используют как альтернативу Jet A-1».
Многие операторы указывают присадки к своему реактивному топливу. «Prist — это торговое название ингибитора обледенения авиационной топливной системы, монометилового эфира диэтиленгликоля. Это одобренная присадка, которую можно добавлять в топливо для реактивных двигателей — Jet A, A-1, B — для предотвращения образования льда из свободной воды и потенциальной блокировки фильтров двигателя», — сказал Кларк. Даже кристаллы слякотного льда могут заблокировать экраны и фильтры. Ингибитор легко соединяется с любой присутствующей свободной водой, снижая температуру замерзания воды; он также действует как биоцид, предотвращая микробное загрязнение топливных систем, делая любую воду, не содержащую следов, менее пригодной для роста. Даже если закачиваемое на борт топливо не содержит примесей, влага может втягиваться через влажный воздух, а затем конденсироваться в баках.
Prist и подобные присадки могут использоваться в топливах с более низкой температурой замерзания. «Это основано на предпочтениях клиентов», — сказал Эскандер. «Это зависит от диапазона температур, который ожидает клиент». По его словам, добавки могут использоваться исключительно из-за их биоцидных свойств, для борьбы с плесенью или грибком, которые могут накапливаться на фильтрах. Следуйте указаниям руководства по летной эксплуатации самолета или руководства по эксплуатации пилота.
Топливо для реактивных двигателей обычно также включает другие добавки, в том числе антистатические вещества; антиоксиданты для предотвращения склеивания; и ингибиторы коррозии.
Самолет А-1 не везде господствует. Стандартным реактивным топливом в России является ТС-1, а в Китае – реактивное топливо №3. «Даже в Китае люди называют его Jet A», — сказал Эскандер. «Это всего лишь техническая терминология». TS-1 обычно встречается в Содружестве Независимых Государств, свободной конфедерации 11 стран, образованной в 1991 году, когда распался бывший Советский Союз. «У него более высокая летучесть и температура воспламенения, чем у Jet A или Jet A-1, и более низкая температура замерзания, чем у Jet A-1», — сказал Эскандер.
Страны Восточной Европы имеют свои собственные национальные стандарты с собственной номенклатурой. Многие очень похожи на российские стандарты, но другие отражают требования посещения международных авиалиний и аналогичны Jet A-1. «Производители самолетов и двигателей, а также Международная ассоциация воздушного транспорта усердно работают над тем, чтобы все спецификации соответствовали требованиям и подходили для использования в целях поддержания функционирования глобального авиационного транспорта», — пояснил Кларк. «Это может быть сложной задачей для более малоизвестных регионов земного шара».
Существует отдельная линейка реактивного топлива военного назначения, которое, вообще говоря, обладает схожими свойствами. «Обычно военные марки имеют более низкую температуру замерзания, чем Jet A, из-за больших высот, на которых летают военные самолеты», — сказал Эскандер. «Все дело в точках заморозки».
Кларк сказал, что существуют детальные различия между военным и гражданским топливом, но в целом военный JP-4 похож на Jet B с военным пакетом присадок. JP-5 аналогичен Jet A-1, также с добавками, максимальной температурой замерзания минус 46 градусов по Цельсию и минимальной температурой вспышки 60 градусов по Цельсию. JP-8 аналогичен Jet A-1, но с антикоррозионными и противообледенительными присадками. Сегодня американские военные в основном используют JP-8. Он менее горюч, чем его предшественник JP-4, который ВВС США сняли с производства в середине 19-го века.90-е. ВМС США используют аналогичный состав JP-5, который имеет более высокую температуру воспламенения для повышения безопасности, особенно на борту авианосцев.
«Производители самолетов и двигателей устанавливают подробные требования относительно того, какое топливо можно или нельзя использовать. Некоторые продукты могут быть разрешены для ограниченных операций и требуют специальной записи в бортовом журнале», — сказал Кларк. «Обычно это приводит к раннему капитальному ремонту и потенциально дополнительным расходам».
Перед международным путешествием всегда полезно определить, какое реактивное топливо будет доступно, и подтвердить его пригодность для вашего самолета.
Электронная почта [электронная почта защищена]
Майк Коллинз
Технический редактор
Майк Коллинз, технический редактор и директор по развитию бизнеса AOPA, скончался в возрасте 59 лет 25 февраля 2021 года. Он был неотъемлемой частью команды AOPA Media почти 30 лет и занимал многие ключевые редакторские должности в AOPA Pilot, Flight Training и AOPA Online. Он был одаренным писателем, редактором, фотографом, аудиорассказчиком и видеооператором, а также пилотом-инструментальщиком и пилотом дрона.
Перейти к профилю Майка Коллинза
Давайте перейдем к точке (замораживания) – International Ops 2022 – Оперативная группа
Топливо для самолетов – то же, что кофе для пилотов – то, без чего вы просто не можете летать. Но так же, как есть разные сорта кофе, вы встретите и разные виды топлива…
Вы когда-нибудь слышали о кофе из кошачьих какашек?
Да, есть кофе, приготовленный из зерен, выброшенных странными камышовыми кошками. Было, не очень вкусно.
Существует также ряд видов топлива, которые можно использовать для газотурбинных самолетов. Вы можете найти в продаже не только стандартный Jet A1, и не все они подходят для вашего самолета или операции.
Топливо обычно классифицируют не по тому, из чего оно сделано (группа различных углеводородов), а по характеристикам, которые оно имеет.
Всегда заправляйте свой самолет только теми видами топлива, которые одобрены в вашем руководстве по летной эксплуатации, но вот небольшое резюме на случай, если вы не узнаете пункты меню.
Меню
Jet-A1 – самый традиционный напиток соломенного цвета с температурой вспышки 38°C (100°F) и температурой замерзания -47°C.
Jet A – Еще одно вкусное топливо на основе керосина, которое отлично подойдет. Температура вспышки такая же, но превращается в ледяную жижу уже при -40°C.
Jet B – Деликатес из северных регионов. Это коктейль из керосина и нафты — вещества, которое драконы выделяют из ноздрей (ладно, это неправда, но вполне может быть, потому что с этим веществом трудно обращаться из-за его повышенной воспламеняемости). Широкий срез, реально используемый только в более холодном климате, с температурой замерзания -50°C.
ТС-1 – Русский коктейль, более яркий, чем большинство при 28°C, но с температурой замерзания -50°C. Его также иногда называют RT (что выглядит как PT, когда оно написано по-русски). RT — это улучшенный сорт TS-1, но он не является широко доступным.
RP – Сваренные в Китае, RP бывают разных стилей. RP-1 имеет температуру замерзания -60°C, RP-2 -50°C, но мы действительно рекомендуем именно RP-3, потому что это в основном Western Jet-A1, произведенный в экспортном сорте.
Жирная стружка — Не буквально, но если вы прилетаете в отдаленный аэропорт в некоторых регионах, вы можете обнаружить, что топливо не соответствует требуемому стандарту. Ищите все, что не соломенного цвета, не пахнет должным образом или в нем плавают какие-то предметы.
Широкий разрезТопливо для широких фракций представляет собой смесь керосина и бензина (для сравнения, Jet A1 представляет собой высокоочищенный керосин). Производители самолетов не часто рекомендуют широкие разрезы, потому что качество и технические характеристики, как правило, не такие хорошие.
Если вы собираетесь его использовать, то, скорее всего, вам потребуется несколько довольно специфических операционных процедур, потому что эти виды топлива гораздо более летучие. Такие вещи, как заправка через крыло, как правило, запрещены, и система фильтрации оценит медленный поток, чтобы она могла не отставать.
Все эти цифры
Топливо не замерзает, как вода. Это не жидкость в одну минуту и лед в следующую. Вместо этого он превращается в странную, слякотную консистенцию каши.
Более того, если у вас смесь температур замерзания, температура замерзания не будет приятной в середине -44,5°C, так что единственный надежный способ определить это, когда вы смешали загрузку вместе, это взять измерение – при условии, что у вас есть собственное устройство для измерения точки замерзания топлива…
Если нет, следующий лучший метод для использования –
- 90% или более вашего топлива относится к одному типу? Используйте эту точку замерзания.
- 89% или менее вашего топлива относится к одному типу? Используйте самую высокую (наихудшую) точку замерзания.
- У вас есть 900 галлонов Jet A1, замерзающих при -47°C, и 100 галлонов Jet A, замерзающих при -40°C? Тогда назовите это -47°C и отправляйтесь в путь.
- У вас есть 899 галлонов Jet A1 и 101 галлон Jet A? Затем возьмите самую высокую точку замерзания, которой в данном случае будет Jet A при -40°C
Действительно ли нас волнует точка замерзания топлива?
Да, очень важно, особенно если зимой вы совершаете дальние перелеты над Северным полюсом на большой высоте.
При температуре наружного воздуха ниже -60 градусов замерзшее топливо может привести к попаданию в очень горячую воду (или, если быть более точным, к холодному топливу). EGLL/Хитроу после полета из Пекина, Китай. Они курсировали между эшелонами полета FL350 и FL400, при этом OAT, как сообщается, составляли от -65 до -74°C. Хотя само топливо никогда не замерзало, оно стало достаточно холодным, чтобы в топливной системе образовались кристаллы льда.
Эти надоедливые маленькие ледяные частицы забивали воздух и уменьшали подачу топлива, вызывая голодание двигателей и большую потерю тяги именно тогда, когда это было необходимо пилотам.
На высоте чертовски холодно!
Что мы можем с этим поделать?
В конце концов, вам нужно повысить температуру! Есть только несколько способов подогреть топливо, если оно становится слишком холодным:
Перемешайте . В отличие от Бонда, который предпочитал взбалтывать напитки, а не перемешивать, смешивание холодного топлива с более теплым делает его лучше. Некоторые более крупные самолеты со сложными топливными системами делают это автоматически, но если вы можете сделать это вручную, вероятно, будет иметься контрольный список, и следование ему, чтобы избежать отключения неправильных насосов, может быть разумным.
Ускорься – Быстрый полет означает большее сопротивление, а значит больше энергии преобразуется в жар.