Правила заполнения диагностической карты — Российская газета
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
02.08.2012 23:00
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 14 июня 2012 г. N 170 г. Москва»Об утверждении правил заполнения диагностической карты (городской наземный электрический транспорт)»
Дата подписания: 14.06.2012Опубликован: 02.08.2012
Зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июля 2012 г.
Регистрационный N 24865
В соответствии с Правилами проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 3, ст. 439), пунктом 5.2.5350 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 24, ст. 2601; N 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (1 ч.), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (2 ч.), ст. 2249; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650; N 6, ст. 652; N 11, ст. 1222; N 12 ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935; N26, ст. 3801; N 26, ст. 3804; N 32, ст. 4832; N 38, ст. 5389; N 46, ст. 6526; N 47, ст. 6660; N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686; N 14, ст. 1630; N 19, ст. 2439), приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила заполнения диагностической карты (городской наземный электрический транспорт).
Министр М. Соколов
Правила заполнения диагностической карты (городской наземный электрический транспорт)
1. Настоящие правила устанавливают требования к заполнению диагностической карты, оформляемой по результатам проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее соответственно — технический осмотр, транспортное средство), по форме согласно приложению N 2 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 12401 (далее — Правила).
2. В графе «Оператор технического осмотра» указывается полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра — юридического лица или фамилия, имя и, в случае, если имеется, отчество оператора технического осмотра — индивидуального предпринимателя (далее — оператор технического осмотра), номер оператора технического осмотра в реестре операторов технического осмотра, адрес оператора технического осмотра.
3. В графе «Пункт технического осмотра» указывается адрес трамвайного депо или троллейбусного парка, непосредственно в месте размещения которого проводится технический осмотр.
4. В графах «Первичная проверка» и «Повторная проверка», в зависимости от вида проверки технического состояния транспортного средства, ставится знак «х».
5. В графах «Год выпуска», «VIN», «Тип ТС», «Марка, модель ТС» указываются данные в соответствии с документацией изготовителя транспортного средства, представленной владельцем или его представителем, и в соответствии с заводскими табличками на транспортном средстве.
6. В графе «Пробег» указывается пробег транспортного средства в километрах, установленный на основе показаний одометра или на основе документально подтвержденных данных статистического учета пробега транспортных средств, представленных владельцем или его представителем.
7. В графе «Бортовой номер» указывается инвентарный (гаражный) номер, нанесенный на транспортное средство.
8. В графе «Владелец ТС» указывается полное и сокращенное наименование юридического лица — владельца транспортного средства.
9. Графы, содержащие параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра, заполняются техническим экспертом по результатам проведения технического диагностирования транспортного средства.
В случае обнаружения несоответствия в ячейке справа от наименования соответствующего параметра/требования, предъявляемого к транспортным средствам при проведении технического осмотра, ставится знак «х».
В ячейке справа от наименования параметра/требования, не распространяющегося на данное транспортное средство, ставится знак «-«.
10. В графах «Нижняя граница» и «Верхняя граница» подраздела «Параметры, по которым установлено несоответствие» раздела «Результаты диагностирования» указываются минимально допустимое и максимально допустимое значения параметра в соответствии с требованиями, установленными в приложении N 1 к Правилам.
В графе «Результат проверки» указывается фактическое значение параметра, полученное в результате проведения технического диагностирования транспортного средства.
В графе «Наименование параметра» указывается наименование параметра в соответствии с разделом «Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра».
В графе «П/пункт диагн. карты» указывается номер пункта раздела «Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра», которым предусмотрен соответствующий параметр.
9. В графе «Предмет проверки (узел, деталь, агрегат)» подраздела «Невыполненные требования» раздела «Результаты диагностирования» указываются наименования узлов, агрегатов или деталей, которые по результатам технического диагностирования транспортного средства не соответствуют требованиям, установленным в приложении N 1 к Правилам.
В графе «Содержание невыполненного требования (с указанием нормативного источника)» указывается наименование требования в соответствии с разделом «Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра» и нормативный источник, устанавливающий указанное требование.
В графе «П/пункт диагн. карты» указывается номер пункта раздела «Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра», которым предусмотрено соответствующее требование.
10. В графе «Примечания:» указывается дополнительная информация, необходимая для установления результатов технического диагностирования.
11. В графах «Масса без нагрузки», «Разрешенная max масса», «Тип тормозной системы», «Подъемное устройство для инвалидной коляски», «Наличие антиблокировочной системы торможения» и «Расположение пола» раздела «Данные транспортного средства» указываются данные в соответствии с документацией изготовителя транспортного средства, представленной владельцем или его представителем, и в соответствии с заводскими табличками на транспортном средстве.
В графе «Марка шин» указываются данные по результатам осмотра шин троллейбуса, предъявляемого для проведения технического осмотра; при наличии разного типа шин на разных осях указываются все марки шин через запятую, начиная с передней оси. При техническом осмотре трамваев графа «Марка шин» не заполняется.
12. В случае, когда транспортное средство соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств, в графе «Заключение о возможности эксплуатации транспортного средства» слово «невозможно» перечеркиваются знаком «х». В случае обнаружения несоответствия слово «возможно» перечеркиваются знаком «х».
13. В графе «Пункты диагностической карты, требующие повторной проверки:» указываются номера пунктов раздела «Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра», в ячейке справа от наименования которых стоит знак «х».
14. В графе «Повторный технический осмотр пройти до:» указывается дата, соответствующая последнему дню срока для проведения повторного технического осмотра (не позднее чем двадцать дней с момента проведения предыдущего технического осмотра2), в формате: день (два цифровых знака), месяц (два цифровых знака), год (четыре цифровых знака).
15. В графе «Дата:» указывается дата проведения технического осмотра транспортного средства по форме: день (два цифровых знака), месяц (два цифровых знака), год (четыре цифровых знака).
16. В графе «Ф.И.О. технического эксперта» указываются фамилия, имя, отечество технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства.
17. В графе «Подпись» ставится подпись технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства.
18. Графы заполняются шариковой ручкой, чернилами или на печатающем устройстве.
19. Диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра не менее трех лет. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранится у оператора технического осмотра не менее пяти лет.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 3, ст. 439.
2 Часть 2 статьи 18 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881; N 49 (ч. 1), ст. 7020, 7040; N 49 (ч. 5), ст. 7061).
Российская газета — Федеральный выпуск: №177(5850)
Главное сегодня
ERR: В Эстонии не хотят выставлять напоказ подбитый танк Т-72
Российский космонавт полетел к МКС на американском Crew Dragon
Генерал Фазлетдинов: Россия разрабатывает новый вид военных операций для защиты от США
Express: Зеленский опасается скорого разгрома войск ВСУ в Артемовске
Ветеран Дрейвен: В США готовят атаку под ложным флагом, чтобы развязать войну с Россией
FT: Западные страны потребовали от ОАЭ прекратить поставки электроники в Россию
- Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1125 и 1171 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. N 50-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»»
Приложение N 3. Диагностическая карта (форма) \ КонсультантПлюс
Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку
Приложение N 3
к Правилам проведения технического
осмотра транспортных средств
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434)
(см. текст в предыдущей редакции)
(форма)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Certificate of periodic technical inspection
N | Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра | N | Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра | N | Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра | |||
I. Тормозные системы | 22. | Наличие и расположение фар и сигнальных фонарей в местах, предусмотренных конструкцией | 43. | Работоспособность запоров бортов грузовой платформы и запоров горловин цистерн | ||||
23. | Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения | |||||||
1. | Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения | IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели | 44. | Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки | ||||
2. | Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям | 24. | Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей | 45. | Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы | |||
3. | Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения | 25. | Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла | 46. | Наличие работоспособного звукового сигнального прибора | |||
4. | Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер | 26. | Работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей | 47. | Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам | |||
5. | Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе | V. Шины и колеса | 48. | Наличие задних и боковых защитных устройств, соответствие их нормам | ||||
6. | Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением | 27. | Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям | 49. | Работоспособность автоматического замка, ручной и автоматической блокировки седельно-сцепного устройства. Отсутствие видимых повреждений сцепных устройств | |||
7. | Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов | 28. | Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации | 50. | Наличие работоспособных предохранительных приспособлений у одноосных прицепов (за исключением роспусков) и прицепов, не оборудованных рабочей тормозной системой | |||
8. | Отсутствие трещин остаточной деформации деталей тормозного привода | 29. | Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес | 51. | Оборудование прицепов (за исключением одноосных и роспусков) исправным устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем | |||
9. | Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем | 30. | Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес | 52. | Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача | |||
10. | Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания | 31. | Отсутствие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес | 53. | Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром | |||
11. | Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов | 32. | Установка шин на транспортное средство в соответствии с требованиями | 54. | Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям | |||
II. Рулевое управление | VI. Двигатель и его системы | 55. | Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности | |||||
12. | Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса | 33. | Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям | 56. | Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек) | |||
13. | Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе | 34. | Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания | 57. | Наличие не менее 2 противооткатных упоров | |||
14. | Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении | 35. | Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива | 58. | Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям | |||
15. | Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма | 36. | Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям | 59. | Надежное крепление поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки | |||
16. | Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления | 37. | Соответствие нормам уровня шума выпускной системы | 60. | Работоспособность механизмов регулировки сидений | |||
17. | Отсутствие устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией | VII. Прочие элементы конструкции | 61. | Наличие надколесных грязезащитных устройств, отвечающих установленным требованиям | ||||
III. Внешние световые приборы | 38. | Наличие зеркал заднего вида в соответствии с установленными требованиями | 62. | Соответствие вертикальной статической нагрузки на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) установленным нормам | ||||
18. | Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям | 39. | Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям | 63. | Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса | |||
19. | Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов | 40. | Соответствие норме светопропускания ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей | 64. | Работоспособность механизмов подъема и опускания опор и фиксаторов транспортного положения опор | |||
20. | Работоспособность и режим работы сигналов торможения | 41. | Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя | 65. | Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей | |||
21. | Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям | 42. | Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства | 66. | Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями | |||
67. | Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб | |||||||
68. | Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований | |||||||
69. | Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям | |||||||
70. | Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа) |
Advanced Brake Diagnostic Tools
Мастера по тормозам настолько хороши, насколько хороши инструменты, которые они используют. Я жил этим утверждением в течение долгого времени, и это имеет смысл, верно? Ну, а что, если я скажу, что самый важный инструмент, который есть у специалиста по тормозам, — это его разум. Разум является мощным инструментом, когда он оснащен правильной информацией, но может стать препятствием, если информация, содержащаяся в нем, неточна. Я считаю, что самая серьезная проблема, с которой сталкивается специалист по тормозам, — это отделить факты от вымысла. К сожалению, в нашей отрасли больше вымысла, чем фактов, и это создает множество проблем, с которыми мы сталкиваемся (см. рис. 1).
По большей части техники самоучки. Большая часть того, что мы знаем, исходит из производственного цеха или от других техников. Результатом этого является то, что, хотя большинство техников знают, как восстанавливать и восстанавливать детали, многие из них не знают, как эти детали работают. Многое из того, что средний техник думает, что знает о работе деталей тормозной системы, основано на вымысле, а не на фактах. Не принимай неправильно то, что я говорю. Я считаю, что все мы, работающие в автомобильной промышленности, выбрали отрасль, которая не справляется с обучением своих людей наилучшим образом, и это отсутствие знаний создает многие из наших проблем.
Рисунки 1-8
Вам может быть интересно, какое отношение все это имеет к теме этого месяца? Ну, ни один из инструментов, которые я собираюсь обсудить, не будет вам полезен без фактического понимания того, как работает тормозная система и компоненты, входящие в ее состав. Информация, которую предоставляют эти инструменты, будет практически бесполезной, если вы не знаете, что она означает.
Прежде чем мы углубимся в суть темы, давайте рассмотрим типичный диагностический подход, используемый в большинстве магазинов:
Введем шаг 3 – осмотр и диагностика. Во многих случаях эта часть процесса включает в себя просто визуальный осмотр различных компонентов тормоза и, возможно, измерение таких параметров, как толщина ротора, диаметр барабана и биение ротора. В лучшем случае такой подход позволит вам выявить симптомы других проблем в системе. Преждевременный и неравномерный износ колодок — два распространенных симптома неисправности в системе, а также признаки перегрева ротора. Вот некоторые другие симптомы, которые проявляются при таком подходе:
Этот список можно было бы продолжить, если бы у нас было достаточно места. Некоторые из этих симптомов будут иметь прямые причины, которые также будут обнаружены при описанном выше подходе, но другие не будут обнаружены при визуальном осмотре/осмотре на основе измерений. Здесь начинается основная тема этого месяца.
Что имеется в наличии
Я хотел бы начать с описания некоторого оборудования, которое доступно в мастерской или для технического специалиста, что позволяет проводить более глубокую диагностику проблем с тормозами. Как только мы обсудим, что там есть, мы кратко расскажем, как это можно использовать.
Манометры
Манометры (рис. 2) существуют уже довольно давно, но они есть у очень немногих мастерских/специалистов. Цена и отсутствие информации о том, как использовать результаты, являются двумя основными причинами этого. Комплект доступен от нескольких разных производителей и стоит около 350 долларов. В комплект входят два манометра на 3000 фунтов на квадратный дюйм, снабженные иглами с памятью, ассортимент переходников для прокачки, колена на 45 и 90 градусов, а также адаптер, позволяющий проводить испытания под давлением некоторых встроенных систем ABS.
Инфракрасный термометр
Этот инструмент становится все более популярным среди специалистов по тормозам благодаря простоте использования. Большинство устройств удерживаются в руках и позволяют пользователю наводить и снимать, в результате чего измеряется температура наводимого объекта (см. рис. 3). Стоимость этого типа инструмента начинается примерно со 100 долларов и может достигать более 800 долларов в зависимости от точности, диапазона и предлагаемых функций. Инструмент на рис. 3 представляет собой высокотехнологичную модель, позволяющую собирать данные и иметь возможность взаимодействовать с ПК.
Для среднего техника наиболее важной характеристикой является диапазон измерения. Обязательно выберите модель, которая предлагает до 1000 градусов по Фаренгейту, иначе вы не сможете справиться с некоторыми возникающими ситуациями.
Измерители зажимной пластины колодки
Этот инструмент позволяет напрямую измерять усилие зажима штангенциркуля (см. рис. 4). Инструмент поставляется с двумя узлами зажимных пластин и футляром для переноски и стоит около 185 долларов США.
Расширенный инструмент для прокачки
Этот инструмент существует уже некоторое время и до сих пор неизвестен многим специалистам (см. рис. 5). Те, кто знает об этом, могут спросить, почему я должен указывать его как инструмент диагностики тормозов, когда инструмент в первую очередь предназначен для прокачки?
Хотя этот инструмент определенно является эффективным средством для прокачки тормозов и наиболее эффективным инструментом для решения проблем при попытке удалить воздух из системы, он еще более полезен для специалиста по тормозам.
Благодаря своей гибкой конструкции способность этого инструмента вводить жидкость может использоваться для точного определения засоров. Об этом пойдет речь далее в статье.
Блокировка линии
Что он сейчас делает? Возможно, вы спрашиваете, когда я включаю этот инструмент в список расширенных диагностических инструментов, верно? Ну, этот простой инструмент, при правильном использовании, может быть очень эффективным диагностическим инструментом. Это может помочь определить низкую педаль, пульсацию, шум и проблемы с тягой. Модель, изображенная на рис. 6, стоит около 10 долларов США за комплект из 4 штук.
Тестер опорных плит
Есть еще один инструмент, который существует уже много лет, но средний технический специалист мало или совсем ничего о нем не знает. Инструмент называется «Низкоскоростной компьютеризированный планшетный тестер» (см. рис. 7). Эта машина позволяет техническому специалисту динамически измерять тормозной баланс автомобиля. Он измеряет фактическую тормозную силу транспортного средства, а также динамическую передачу веса транспортного средства так, как это происходит при резком торможении на высоких скоростях.
За считанные минуты вы узнаете передне-задний тормозной баланс автомобиля, поперечный баланс передней и задней оси, а также предпочтительное соотношение между передними и задними колесами в зависимости от веса автомобиля и переноса веса. Я прозвал его «рентгеновским аппаратом для тормозной системы». Этот инструмент в руках специалиста, знающего, как работают системы, не остановить. В настоящее время у меня есть один и я использую его для исследований.
За пределами нормы
За последние три года я стал участвовать в судебных разбирательствах в области ответственности за качество продукции. Это потребовало использования более современного оборудования, чем то, что является нормой для магазина или технического специалиста. Я включаю его, чтобы читатель мог понять, что доступно и что возможно с таким оборудованием.
Датчики давления – высокого и низкого давления
Эти инструменты (рис. 8) выполняют ту же функцию, что и аналоговые манометры, описанные выше. Наиболее заметными различиями являются точность и типы использования. Датчик давления передает данные на ноутбук, Vantage или другое устройство сбора данных. Данные могут быть получены, когда транспортное средство находится в статическом или динамическом состоянии.
Рисунки 9-18
Vericom 3000
Этот инструмент (см. рис. 9) позволяет измерять замедление и тормозной путь автомобиля, а также позволяет одновременно использовать до 24 других входных данных. Это еще один инструмент для динамических испытаний, который позволяет измерять общую тормозную способность автомобиля и в то же время собирать другие важные данные.
Тензодатчик для педали
Этот инструмент подключается к педали тормоза и позволяет точно измерить усилие, воздействующее на тормоз (см. рис. 10). Тензодатчик выдает сигнал, который можно зафиксировать с помощью ноутбука, сканера или другого устройства захвата, такого как Vericom 3000.
Струнный потенциометр
Это устройство, сокращенно известное как струнный потенциометр (см. рис. 11), позволяет точно измерить ход педали тормоза. Данные захватываются так же, как и другие устройства, с помощью ноутбука, Vantage или другого устройства захвата.
Использование инструментов
Использование вышеуказанных инструментов будет рассмотрено в оставшейся части этой статьи. Невозможно подробно описать каждый инструмент из-за нехватки места, но предоставленная информация даст общее представление об использовании инструмента.
Проверка давления – аналоговые манометры
Чтобы правильно использовать результаты проверки давлением, вы должны сначала понять давление, создаваемое при различных типах торможения, и функции различных тормозных клапанов, используемых в системе.
Поскольку большинство производителей не публикуют характеристики давления, во многих случаях необходимо использовать общие значения. Как правило, гидравлическое давление, создаваемое при легком или обычном торможении, составляет от 300 до 500 фунтов на квадратный дюйм.
Паническое торможение обычно начинается при давлении около 600 psi. В это время дозирующий клапан начнет ограничивать давление на задние тормоза. Если происходит полная аварийная остановка, пропорциональный клапан ограничит давление задних тормозов примерно до 800 фунтов на квадратный дюйм, в то время как передние тормоза поднимутся до уровня от 1500 до 2000 фунтов на квадратный дюйм.
Представленные здесь цифры являются средними, основанными на многих тестах, проведенных на разных автомобилях. Главное, что нужно понять, это то, что давление спереди и сзади должно быть ОДИНАКОВЫМ до определенного момента (обычно около 500-600 фунтов на квадратный дюйм), а затем задние должны уменьшаться по мере того, как передние продолжают расти.
Два распространенных метода проверки давления: проверка давления передних и задних тормозов и проверка поперечного давления оси. Использование каждого из этих тестов объясняется ниже:
Проверка давления в направлении спереди назад:
Выполнение теста давления в направлении спереди назад может помочь диагностировать следующие состояния:
Функция пропорционального клапана — обычно используется для диагностики причины блокировки заднего колеса во время экстренного торможения или, возможно, пропорционального клапана, вызывающего ограничение (не открывается после отпускания).
Преждевременный износ передних тормозных колодок – испытания давлением используются для определения того, связано ли отсутствие торможения задним ходом с причиной износа передних колодок.
Диагностика или регулировка регулирующего клапана, чувствительного к высоте – эти клапаны обычно включают в себя испытания давлением в процедуре регулировки, и их можно диагностировать с помощью манометров.
На рис. 12 показаны результаты типичной проверки давления в направлении спереди назад. Разница давлений указывает на нормальную работу дозирующего клапана.
Проверка поперечного давления:
Испытания поперечным давлением выполняются для диагностики следующих состояний/симптомов;
Тормозное усилие – различное гидравлическое давление приводит к разным силам зажима и может привести к рывку; и
Разница в поперечном износе колодок – если колодки на одной стороне оси изнашиваются быстрее, чем колодки на противоположной стороне.
Результаты типичного испытания на поперечное давление показаны на рис. 13. Это испытание показывает разницу между сторонами, которая может указывать на ограничение нижней стороны. Имейте в виду, что тормозная система не может генерировать слишком большое давление, поэтому при просмотре боковых показаний сторона с низким уровнем обычно будет проблемной стороной, указывающей на ограничение между мастером и колесом.
Еще одна вещь, которую следует иметь в виду, это допустимая разница между сторонами? На этот вопрос нет простого ответа. Теоретически давления должны быть одинаковыми, но вы обнаружите, что это не всегда так. Чего вы не хотите делать, так это гоняться за тем, что я называю «призраками» или не-проблемами.
Проведение испытания давлением в направлении спереди назад:
Подсоедините манометры в соответствии с инструкциями производителя. Большинство манометров подключаются к отверстию для прокачки суппорта или колесного цилиндра (см. рис. 14). Обязательно прокачайте каждый манометрический шланг.
Установите стрелки памяти датчика на ноль.
Завести автомобиль. Сначала затормозите с усилием от легкого до умеренного, как при обычной остановке. Обратите внимание на показания давления. При таком усилии на педали переднее давление в большинстве автомобилей не должно превышать 500 фунтов на квадратный дюйм. Сравните показания давления спереди и сзади. При этом усилии на педали они должны быть равны или почти равны. Если они равны, перейдите к следующему шагу. Если есть большая разница, когда задние колеса значительно ниже передних, существует потенциальная проблема. Список возможных причин будет зависеть от конфигурации системы. В список войдут:
Дроссельный дозирующий клапан;
Ограниченный тормозной шланг к колесу или оси;
Ограниченная стальная тормозная магистраль;
Не отрегулирован или ограничен регулирующий клапан, чувствительный к высоте; и
Ограничение в модуляторе АБС.
Переднее и заднее давление на свету равно нормальному усилию на педали – При работающем автомобиле увеличьте усилие на педали, чтобы дублировать аварийную остановку. Переднее давление должно подняться между 1200 и 2000 фунтов на квадратный дюйм. Заднее давление должно соответствовать переднему давлению примерно до 500-600 фунтов на квадратный дюйм, а затем останавливаться где-то ниже 1000 фунтов на квадратный дюйм.
Ключевым моментом здесь является то, что давление сзади должно резко падать по сравнению с давлением спереди, когда давление спереди превышает 1000 фунтов на квадратный дюйм. Это свидетельствует о правильной работе дозирующего клапана. Если давление сзади растет с той же скоростью и до того же уровня, что и давление спереди, переходите к следующему шагу.
Переднее и заднее давление одинаково при усилии на педали экстренного останова – Это указывает на нефункционирующий механический пропорциональный клапан или неотрегулированный дозирующий клапан, чувствительный к высоте. ПРИМЕЧАНИЕ: Испытания переднего и заднего давления на автомобилях, оснащенных электронной системой распределения тормозных усилий (EBD) или динамической системой распределения тормозных усилий сзади (DRP), должны быть одинаковыми независимо от базового давления. Заднее давление ограничивается модулятором и может быть проверено только в динамическом состоянии.
Сила зажима суппорта
В большинстве случаев датчики силы зажима устанавливаются вместо внутренней тормозной колодки (см. рис. 15). Оказавшись на месте, поршни суппорта выкачиваются, чтобы заполнить зазор, а затем измеряется давление зажима.
Это не прямой показатель давления в тормозной системе. Это сила, создаваемая поршнями суппорта. Если бы у вас был диаметр поршня суппорта, вы могли бы использовать результат этого теста для расчета давления в тормозной системе.
Сила зажима каждого суппорта должна быть примерно одинаковой. Существует не так много рекомендаций, чтобы сказать, насколько приемлема разница между сторонами, поэтому вы должны руководствоваться здравым смыслом. Опять же, теоретически усилие прижима должно быть равным, но реальные результаты не всегда показывают это.
Я придерживаюсь эмпирического правила: если разница между сторонами не может быть связана с симптомом, таким как преждевременный износ колодок или тормозное усилие, не беспокойтесь об этом.
Эти инструменты помогут напрямую определить заедание поршней суппорта и косвенно помогут определить гидравлические ограничения.
Измерение температуры с помощью инфракрасного термометра
T В большинстве случаев эти ручные термометры просты в использовании, просто наведите и снимите. Большинство устройств имеют цифровой дисплей, на котором отображается температура измеряемого компонента. Единицы обычно имеют максимально точное расстояние, поэтому они не могут быть слишком далеко от измеряемого объекта, иначе это повлияет на точность показаний. Некоторым из продвинутых устройств действительно необходимо ввести тип материала, чтобы обеспечить точные измерения. Обязательно прочтите инструкцию по эксплуатации используемого устройства.
Самая большая проблема при использовании одного из этих инструментов — что делать с информацией. Информация, предоставляемая этими инструментами, может быть еще более расплывчатой или неуловимой, чем показания гидравлического давления и давления зажима, которые обсуждались ранее. Вот некоторые из причин, почему:
Спецификации не предоставлены;
Нет способа узнать, насколько должна различаться температура спереди и сзади;
При боковых различиях может быть трудно определить, какое чтение является проблемой; и
При нормальной работе тормозов можно ожидать некоторых боковых различий.
Вот несколько советов, которым необходимо следовать при измерении температуры:
Проведите измерения вблизи измеряемого объекта и как можно скорее после тест-драйва;
Сравните боковые показания. Ищите симптомы перегрева, такие как посинение ротора. Это поможет определить, работает ли колесо слишком сильно или слишком холодно;
Чрезмерный нагрев одного колеса может быть вызван перегрузкой колеса, недостаточным высвобождением или чрезмерной разницей в толщине ротора между сторонами;
Не всегда осуждайте верхнее чтение; возможно недостаточно работает низкая сторона; и
Помните, что чрезмерный нагрев является признаком неисправности системы.
На рисунках с 16 по 18 показаны некоторые примеры показаний температуры и связанные с ними причины. В настоящее время я работаю над развитием этой методики тестирования, чтобы собранная информация имела больше смысла. Вы можете найти это в будущей статье.
Впрыск тормозной жидкости
Поскольку усовершенствованный инструмент для прокачки представляет собой ручной насос для жидкости, его можно использовать в качестве эффективного метода определения наличия гидравлического ограничения. В состоянии покоя каждый из колесных тормозов должен быть соединен с бачком главного цилиндра через открытые вентиляционные отверстия в обоих гидравлических контурах.
Этот путь для жидкости необходим для расширения тормозной жидкости, которое происходит во время торможения из-за нагрева. Если в какой-либо из колесных тормозных цепей существует ограничение, это может привести к отсутствию расцепления или торможению этого колеса.
Инструмент можно использовать для закачки жидкости в любой конец системы для определения легкости потока жидкости. Обычно это делается на суппортах и колесных цилиндрах.
Поскольку спецификаций нет, для определения наличия проблемы используется здравый смысл и сравнение сторон. Если спусковой крючок становится жестким при использовании медленных устойчивых движений, это указывает на ограничение в этой цепи. Ограничение можно отследить, пройдя вверх по каждому компоненту, проверяя как вход, так и выход (см. рис. 19).).
Рисунки 19-24
Блокировка линии
Блокировка линии — это простой, но очень эффективный инструмент для специалиста по тормозам (Рис. 20). Блокировку линии можно использовать для поиска источника ряда различных проблем с тормозами. Ключевым преимуществом линейного замка является то, что он позволяет техническому специалисту изолировать различные части тормозной системы. Изоляция колесных тормозов может быть полезна для определения места проблемы с низкой педалью, шума тормозов, пульсации и некоторых проблем с тормозным усилием.
Диагностировать причину низкого положения педали тормоза можно с помощью проверки блокировки магистрали. Установка замков на каждый из тормозных шлангов системы позволит вам разбить тормозную систему на более мелкие части, что позволит провести более точную диагностику (Рисунок 21). Вот несколько советов:
Убедитесь, что колесные тормоза отключены, задействовав тормоз на работающем автомобиле и проверив, вращаются ли колеса.
Выполните проверку на работающем автомобиле. Нажмите на тормоз и отпустите каждый фиксатор троса, отмечая величину падения педали.
Тест блокировки линии не покажет вам, что не так, только где именно.
Линейные замки можно использовать для определения источника шума тормозов, пульсации или некоторых проблем с тягой путем изоляции одного колеса или оси и пробного вождения автомобиля. Это следует делать только в изолированной среде, такой как парковка, по соображениям безопасности. Никогда не управляйте автомобилем по дороге общего пользования с установленным замком троса.
Некоторые проблемы с тормозным шумом трудно определить. Изоляция различных частей системы, а затем вождение автомобиля, чтобы увидеть, устранен ли шум, поможет определить источник проблемы. То же самое верно и для пульсаций. Если у вас повторяющаяся пульсация, не было бы полезно знать, что она всегда исходит от одного колеса?
Динамическое измерение тормозной системы – тестер защитной пластины
Одним из наиболее важных аспектов правильной работы тормозной системы является балансировка торможения или смещение системы. Есть два типа баланса, которые беспокоят специалиста по тормозам: передний и задний и поперечный. Передний и задний баланс тормозной системы встроен в тормозную систему и определяется размером и типом тормозов на каждой оси, распределением веса автомобиля и тормозным клапаном. Боковая балансировка передней и задней осей должна быть одинаковой независимо от типа тормозной системы.
Это должно вызвать два вопроса: каким должен быть передний и задний баланс автомобиля и как определить, правильный ли он.
Ответ на первый вопрос не такой прямой, как хотелось бы. Нет никакой таблицы спецификаций, к которой у вас или у меня есть доступ, которая предоставила бы эту информацию. Лучшее, что мы можем сделать, это оценить. Двумя основными факторами, определяющими передне-задний тормозной баланс автомобиля, являются масса, приходящаяся на каждую ось, и размер колесных тормозов. Мы все слышали и использовали числа, такие как 60/40, 70/30 и 80/20, чтобы описать этот баланс. Единственная проблема заключается в том, использовали ли мы правильное соотношение? Что ж, тестер защитной пластины может помочь дать ответ на этот важный вопрос.
Тест легко выполнить. На тестер защитной пластины натягивается автомобиль со скоростью от 4 до 7 миль в час. Тормоза применяются при агрессивной остановке, но не до такой степени, чтобы заблокировать колеса. Цель состоит в том, чтобы использовать как можно больше пластины и пройти минимальное значение замедления.
После остановки автомобиль задним ходом поднимается над весами, а затем результаты отображаются на экране (см. рис. 22). Поначалу результат теста может показаться ошеломляющим и перегруженным. Это легче понять, если вы посмотрите на это по одной части за раз. На рис. 23 показана левая часть результата теста. Это график зависимости тормозного усилия от времени. Каждая линия представляет одно из колес автомобиля. Темно-синяя линия — правая передняя часть, голубая — левая передняя, оранжевая — левая задняя, желтая — правая задняя. Чуть ниже графика приведены фактические результаты тормозного усилия.
Программа берет показания с левой стороны экрана и переводит их в более понятный формат.
Отображается в правой части экрана (см. рис. 24). В верхней правой части экрана показаны результаты поперечной балансировки передней оси. В этом случае левая передняя часть весит 865 фунтов. на 11,4% меньше, чем 976 фунтов правого переднего колеса. (Рисунок 24а).
На следующей гистограмме внизу показаны результаты балансировки задней оси. В этом случае 241 фунт. слева сзади на 10,7% меньше, чем справа сзади 270 фунтов. (Рисунок 24б). Небольшие квадраты по обе стороны от центра графиков передней и задней осей представляют собой пределы прохождения/непрохождения для каждой оси.
Третья гистограмма показывает баланс между передними и задними динамиками. В показанном примере передние тормоза обеспечили 78,3 процента остановки этого автомобиля во время теста. Дельта (маленький треугольник) под диаграммой «перед-зад» показывает рассчитанный идеальный баланс «перед-зад» на основе веса автомобиля и динамического переноса веса, имевшего место во время теста. Квадраты с обоих концов графика баланса между передними и задними колесами представляют собой минимальное и максимальное допустимое значение для переднего торможения. Оставшаяся часть экрана показывает замедление, скорость и вес автомобиля.
ПРИМЕЧАНИЕ. Показанные снимки экрана относятся к более старой версии программного обеспечения. Экран новейшего программного обеспечения немного отличается.
Эта информация в руках специалиста, разбирающегося в работе тормозной системы и ее компонентов, является очень мощным инструментом. Пока машина не «скажет», что не так с тормозами, она подскажет, где не так. У меня большой опыт работы с этой машиной, и я могу лично сказать, что эта машина найдет проблемы, которые никогда не найдут тест-драйв или диагностика в магазине.
Возвращаясь к балансу между передними и задними колесами, основываясь на многих тестах, которые я проводил на протяжении многих лет, лучше всего использовать следующие числа:
Легковые автомобили и внедорожники с гидравлическими системами с разделением между передними и задними колесами: 60/40.
Легковые автомобили с диагонально-раздельной гидравлической системой: 80/20;
Пикап с раздельной гидравликой в пропорции 70/30; и
Внедорожник с гидравлическими системами диагонального разделения: 60/40.
Я хочу подчеркнуть, что эти цифры являются средними, и нет никаких спецификаций, которые мы с вами можем получить. В общих чертах, вес автомобиля на каждую ось является ключевым фактором наряду с переносом веса, который происходит во время остановки, а также размером и типом колесных тормозов при определении баланса между передними и задними тормозами автомобиля.
Рисунки 25-28
Электронное измерение давления
Этот раздел будет коротким, но, надеюсь, интересным. Датчики давления позволяют измерять давление в гидравлической системе не только в статическом состоянии, но и во время движения транспортного средства. На рисунках 25 и 26 показаны графики двух таких тестов. На рис. 25 показано испытание под давлением легкого грузовика во время аварийной остановки. Обратите внимание, что переднее и заднее давление остаются одинаковыми примерно до 300 фунтов на квадратный дюйм, а затем заднее давление растет с меньшей скоростью и достигает примерно 800 фунтов на квадратный дюйм. Это свидетельствует о правильной работе дозирующего клапана. Точка разделения дозирующего клапана ниже, чем 600 фунтов на квадратный дюйм, о которых я упоминал ранее, из-за легкой задней части.
На рис. 26 показано показание давления во время обычной остановки автомобиля, испытывающего высокоскоростные пульсации. Легко понять, откуда исходит пульсация, если посмотреть, как изменяется давление во время остановки.
Датчики низкого давления могут использоваться для измерения сопротивления и других гидравлических ограничений.
График на рис. 27 показывает величину остаточного давления, необходимого для создания заметного сопротивления в типичном дисковом тормозе с плавающим суппортом. Два с половиной фунта на квадратный дюйм было достаточно, чтобы поставить тормозные колодки туда, где им не место — к роторам!
Vericom 3000
С помощью этого инструмента я могу не только регистрировать тормозной путь транспортного средства и соответствующее замедление, но также могу подключить ряд других различных датчиков, таких как датчики давления, тензодатчик педали, струнный датчик и многочисленные другие. Данные собираются в течение всего события остановки и предоставляют информацию, подобную той, что показана на рисунке 28. На рисунке 28 показана остановка ABS в трехканальной системе ABS.
Тензодатчик педали и струна POT
Эти устройства обычно используются в сочетании с другими датчиками, чтобы обеспечить согласованный способ контроля входного усилия и измерения хода педали. Они монтируются, как показано на рис. 11, а выходные данные направляются в устройство сбора данных.
В заключении
При условии, что вы сможете его расшифровать, оборудование, обсуждаемое в этой статье, может предоставить массу информации. Отсутствие спецификаций или указаний о том, что означает эта информация, возлагает бремя на плечи специалиста по тормозам. Готовы ли ваши плечи к дополнительному весу?
Инструменты для сканирования тормозной системы: новый необходимый инструмент
Хотя во многих случаях вы сможете отремонтировать тормоза автомобиля без сканирующего прибора, вам нужно столкнуться только с одной машиной, которая нуждается в этом, чтобы она стоила того. Реальность такова, что если транспортному средству вашего клиента 10 лет или новее, почти 100% вероятность того, что вам может понадобиться сканер для выполнения какого-либо теста/ремонта тормозной системы.
При принятии решения о покупке сканеров есть два основных варианта. Вы можете приобрести автономный сканирующий прибор/тестер ABS, или вы можете приобрести систему сканирующего прибора, которая имеет ABS в стандартной комплектации или в качестве дополнительного программного обеспечения. Почти так же важны, как и само программное обеспечение, OEM-разъемы / кабели ABS для конкретных автомобилей, которые позволяют вам получить доступ к тормозным системам через соединения, отличные от стандартного разъема OBD II. Это обязательно для некоторых автомобилей и систем. Крайне важно, чтобы выбранный вами сканирующий прибор мог взаимодействовать со всеми модулями и типами или последовательными шинами данных.
Одним из самых распространенных ремонтов является диагностика датчиков скорости вращения колес. С помощью полнофункционального или заводского сканирующего устройства можно просмотреть выходные данные датчика скорости вращения колеса. Эта информация может быть более точной, чем обратное исследование разъема с помощью осциллографа, потому что вы видите, как модуль интерпретирует данные. Сканирующий инструмент позволит вам выполнять множество услуг, таких как диагностика и устранение неисправности ABS, очистка кодов, связанных с тормозами. и, в некоторых случаях, сбросить сервисные индикаторы после стандартного обслуживания тормозов, например, тормозных колодок.
Одним из самых больших преимуществ полнофункционального сканера является возможность диагностировать и просматривать информацию о последовательной шине данных. Большинство модулей ABS последних моделей обмениваются информацией с модулями PCM и BCM по последовательной шине данных. В этих сетях есть такие датчики, как датчик угла поворота рулевого колеса и датчик рыскания. Если модуль или проводка имеют короткое замыкание на массу или обрыв, это может вывести из строя несколько модулей, таких как BCM, средство защиты от кражи и даже PCM, что приведет к невозможности запуска. Наиболее распространенными кодами для этого типа неисправности являются U-коды, которые указывают потеря связи.
Полнофункциональные или заводские инструменты сканирования позволят вам «пинговать» и наблюдать, какие модули активны. Это может помочь вам сфокусировать диагностические тесты на обнаружении коротких замыканий и разомкнутых цепей. Все автомобили 2008 года выпуска и новее имеют высокоскоростную шину CAN, на которой работает ABS и система контроля устойчивости вместе с PCM. Просто вытащить код и заменить компонент не получится на этих автомобилях.
Часто закороченный модуль вызывает код связи с другой моделью. Сканеры также можно использовать для прокачки системы ABS после замены гидравлического компонента. Это двунаправленное управление модулятором может удалять пузырьки воздуха, которые невозможно удалить с помощью обычного стравливания.
Новая и постоянно развивающаяся система транспортных средств создала потребность в особом электронном оборудовании. Несколько лет назад несколько европейских автопроизводителей сделали электронные стояночные тормоза стандартным оборудованием для своих автомобилей.