Неисправности и техническое обслуживание сцепления
Неисправности механизма сцепления, наблюдаемые в эксплуатации, заключаются в неполном его включении (пробуксовке ведомых дисков), неполном выключении (сцепление ведет), резком включении и неполном возвращении педали в начальное положение, в износе или разрушении подшипника муфты выключения.
Неисправности
Неполное включение (пробуксовка) сцепления проявляется при трогании автомобиля с места или при движении на подъем, когда педаль сцепления отпущена и при нажатии на педаль дросселя коленчатый вал двигателя увеличивает число оборотов, а автомобиль не развивает соответствующей скорости или она уменьшается (при движении на подъем).
Пробуксовка происходит при отсутствии свободного хода педали сцепления, износе и замасливании фрикционных накладок ведомых дисков (вследствие чрезмерной смазки подшипника муфты выключения), поломке или ослаблении пружины оттягивающей муфту выключения, поломке нажимных пружин, короблении ведомых дисков и износе шлицев ведущего вала коробки передач.
Уменьшение зазора между торцом подшипника муфты выключения и рычажками влечет за собой уменьшение величины свободного хода педали сцепления.
Неполнота выключения сцепления обнаруживается по шуму при включении передачи автомобиля, несмотря на полное «выжимание» педали сцепления, и является следствием увеличения ее свободного хода, заедания (склеивания) ведомых дисков и перекоса рычажков выключения сцепления, а также следствием попадания воздуха в систему гидравлического привода или износа уплотнительных манжет поршней главного и рабочего цилиндров.
Резкое включение сцепления указывает на заедание муфты включения на ведущем валу коробки передач вследствие износа и задиров рабочих поверхностей или на разрушение поверхности фрикционных накладок, а также может явиться результатом неправильной регулировки зазоров (зазоры неодинаковы) между рычажками выключения сцепления и подшипником муфты выключения.
Неполное возвращение педали сцепления в начальное положение может возникать в результате повышенного трения в шарнирах промежуточного вала привода сцепления или во втулках вала педали, поломки или ослабления отжимных пружин привода.
Преждевременный износ и разрушение подшипника муфты выключения может произойти в результате несвоевременной его смазки или слишком частого и длительного нахождения сцепления в выключенном состоянии.
Техническое обслуживание (ТО) сцепления
При техническом обслуживании механизма сцепления проверяют свободный ход педали и характер работы сцепления при включении передач: отсутствие пробуксовки при передаче крутящего момента, полнота выключения, плавность включения (при смазанном механизме привода сцепления). Указанное состояние сцепления достигается правильной регулировкой свободного хода педали сцепления.
Величина свободного хода педали сцепления соответствует установленному зазору между подшипником муфты выключения сцепления и рычажками выключения (1,5 – 4 мм) и для большинства отечественных автомобилей составляет: легковых – 32 – 40 мм, грузовых – 32 – 50 мм.
Свободный ход педали сцепления замеряют линейкой (рисунок 1, а) с двумя движками 1 и 2. Свободный ход у большинства автомобилей регулируют изменением длины тяги привода сцепления, вращая гайку или вилку тяги (рисунок 1, б).
Рисунок 1 – Регулировка сцепления
а – проверка свободного хода педали; б – регулировка свободного хода педали; 1 и 2 – движки на линейке; 3 – основание линейки; 4 – педаль сцепления; 5 – регулировочная гайка; 6 – тяга привода сцепления
Зазор между нажимными рычагами и подшипником муфты регулируют при снятом сцеплении в специально приспособлении, вращая гайки установочных винтов.
При регулировке сцеплений, у которых сжатие ведущих и ведомых дисков осуществляется одной центральной пружиной, необходимо вначале отрегулировать силу нажатия пружины, затем свободный ход педали сцепления.
У сцепления с гидравлическим приводом свободный ход педали обусловливается зазором между толкателем и поршнем в главном цилиндре (рисунок 2), величиной холостого хода поршня главного цилиндра до момента перекрытия компенсационного отверстия, зазором между подшипником муфты выключения и головками рычагов выключения.
Рисунок 2 – Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-21 «Волга»
1 – резьбовой наконечник; 2 – пробка; 3 – оттяжная пружина педали; 4 – буфер; 5 – подшипник муфты выключения; 6 – рычаг выключения; 7 – вилка выключения сцепления; 8 – оттяжная пружина вилки выключения; 9 – эксцентриковый палец; 10 – ось педали; 11 – толкатель; 12 – поршень главного цилиндра; 13 – манжета; 14 – главный цилиндр; 15 – перепускное отверстие; 16 – колпачок; 17 – перепускной клапан; 18 – поршень рабочего цилиндра; 19 – рабочий цилиндр; 20 – наконечник толкателя; 21 – контргайка; 22 — толкатель
Наиболее часто в эксплуатации величина свободного хода педали сцепления изменяется в результате уменьшения зазора между подшипником выключения сцепления и головками рычагов выключения.
Этот зазор проверяют по величине свободного хода конца вилки выключения сцепления (3 – 4 мм для автомобилей ГАЗ-21 «Волга») и регулируют изменением длины толкателя рабочего цилиндра. Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра регулируют эксцентриковым болтом, соединяющим толкатель с рычагом педали.
В механизме сцепления периодически смазывают подшипник муфты выключения и втулку оси педали и вилки выключения. У некоторых автомобилей в подшипник муфты выключения смазку закладывают на заводе при сборке сцепления.
Техническое обслуживание сцепления Камаз
Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической проверке и регулировании подвода сцепления, а также в подтяжке крепежных соединений пневматического усилителя и проверке герметичности привода
Кроме того, в соответствии с технологической картой в сцеплении смазывают опоры вала вилки выключения и подшипник муфты выключения.
Чтобы смазочный материал не попал в картер сцепления, при смазывании этих точек не следует делать более трех ходов шприцем.
Регулирование привода сцепления заточается в проверке и установке свободно хода педали сцепления, свободного да муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневматического усилителя.
Свободный ход муфты выключения сцепления проверяют перемещением вручную рычага вала вилки от регулировочной сферической гайки 15 (см. рисунок) толкателя пневматического усилителя (при отсоединенной пружине от рычага).
Если свободный ход рычага, измеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, его следует отрегулировать сферической гайкой толкателя до 3,7…4,6 мм, что соответствует свободному ходу муфты выключения сцепления 3,2…4 мм.
Полный ход толкателя пневматического усилителя должен быть не менее 25 мм.
Проверяют полный ход толкателя нажатием педали сцепления до упора.
При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления.
В случае недостаточного хода толкателя проверяют свободный ход педали сцепления, количество жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления и при необходимости прокачивают гидросистему привода сцепления.
Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен составлять 6…15 мм. Измеряют его в средней части площадки педали сцепления.
Если свободный ход выходит за пределы, указанные выше, регулируют зазор В между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра эксцентриковым пальцем 9 , который соединяет верхнюю проушину толкателя 8 с рычагом 7 педали.
При регулировании зазора оттяжная пружина 11 должна прижимать педаль сцепления к верхнему упору 10.
Поворачивая эксцентриковый палец привода, добиваются, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателя поршня составило 6…15 мм, после чего затягивают и зашплинтовывают корончатую гайку.
Полный ход педали сцепления должен составлять 185—195 мм.
Основными неисправностями сцепления и его привода являются неполное включение (пробуксовка сцепления), неполное выключение (появление шума при переключении передач), нарушение плавности включения сцепления и повышенное усилие на педали при выключении сцепления.
Неполное включение сцепления и, как следствие, его пробуксовка под нагрузкой происходят при ослаблении нажимных пружин, отсутствии зазора между упорным кольцом рычагов выключения и торцом подшипника муфты выключения, замасливании и значительном износе ведомых дисков.
Для устранения этой неисправности надо отрегулировать свободный ход муфты включения сцепления, проверяя его по свободному ходу рычага вала вилки выключения сцепления, как указано выше.
При попадании смазки на поверхности трения, сильном износе или разрушении фрикционных накладок необходимо снять сцепление с двигателя и заменить фрикционные накладки или ведомые диски в сборе.
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») приводит к затрудненному включению передач в коробке, так как привод не обеспечивает необходимого полного хода рычага вала вилки выключения сцепления.
Для устранения неисправности необходимо добиться установки полного хода рычага вала вилки сцепления, как описано выше.
Неполное выключение сцепления имеет место и при деформации ведомых дисков или заедании их ступиц на шлицах первичного вала коробки передач, а также при попадании воздуха в систему гидропривода, утечке рабочей жидкости и увеличении свободного хода педали сцепления.
Для устранения неисправности необходимо удалить воздух из гидросистемы; проверить и устранить подтекание рабочей жидкости; проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления.
Если при нажатии на педаль сцепления появляется шум (писк), то это указывает на отсутствие смазки или на выход из строя подшипника муфты выключения сцепления.
В случае попадания воздуха в систему ее необходимо прокачать. Для этого на головку перепускного клапана 7 (рис. 1) надевают специальный шланг, свободный конец которого опускают в сосуд с рабочей жидкостью.
Отвернув перепускной клапан на ½..-1 оборот, удаляют воздух из системы последовательными (через 0,5…1 с) резкими нажатиями педали сцепления до упора.
При этом необходимо следить за уровнем жидкости в бачке и постоянно, доливать ее, не допуская уровня ниже 40 мм от верхней кромки горловины. В противном случае воздух будет попадать в систему через главный цилиндр.
Прокачивают систему до прекращения выделения воздуха с жидкостью, поступающей по шлангу.
По окончании прокачки следует завернуть перепускной клапан при нажатой до упора педали.
Нарушение плавности включения, запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач, заклинивание в приводе сцепления обычно связано с разбуханием уплотнительных манжет гидропривода и потерей герметичности из-за применения некачественных рабочих жидкостей, а также с неисправным действием следящего устройства в пневматическом усилителе.
При эксплуатации автомобилей в условиях низких температур может произойти значительное повышение вязкости (застывание) рабочей жидкости в приводе, что нарушает его работоспособность.
В указанных случаях необходимо заменить манжеты и заправить систему гидропривода чистой тормозной жидкостью «Нева» или «Томь».
Сначала сцепление или тормоз
- Дом •
- В глубине •
- Советы по торможению: сначала сцепление или тормоз Советы по торможению: сначала сцепление…
Типичная проблема, с которой сталкиваются те, кто учится вождению, связана с торможением: следует ли сначала использовать сцепление или тормоз. В наших советах по торможению мы просто рассмотрим проблему в контексте ситуаций, с которыми вы, вероятно, столкнетесь, но сначала вам нужно знать, что делает сцепление.
Сцепление просто отключает коробку передач от колес, что позволяет колесам двигаться свободно и независимо от двигателя. Если вы хотите остановиться и не использовать сцепление, то ваша машина в конечном итоге заглохнет и остановится. Это приведет к повреждению двигателя, сцепления и трансмиссии. Автомобиль глохнет, потому что тормоза пытаются остановить автомобиль, в то время как двигатель пытается продвинуть автомобиль вперед. Поскольку вы не ускоряетесь, обороты двигателя продолжают падать, и в конце концов двигатель глохнет, и машина глохнет. Итак, как правильно тормозить? Вот четыре «ситуации торможения» и советы по их устранению:
На низких скоростях: сначала сцепление, затем тормоз
Вы должны нажать сцепление перед педалью тормоза, если ваша скорость меньше, чем самая низкая скорость передачи, на которой вы находитесь. Вы можете найти самую низкую скорость передачи, просто отпуская сцепление и не используя акселератор. Скорость, которую вы можете достичь без использования акселератора, является самой низкой скоростью передачи. Обычно это делается при движении от бампера к бамперу, поскольку ваша скорость обычно меньше минимальной скорости 1-й передачи.
Например, вы знаете, что самая низкая скорость вашего автомобиля на первой передаче составляет 10 км/ч, а вы едете со скоростью 8 км/ч. Поскольку ваша скорость уже меньше минимальной скорости передачи, ваша машина будет сопротивляться и глохнуть при торможении. Чтобы этого избежать, нужно было бы сначала выжать сцепление, чтобы двигатель не зависел от трансмиссии, а затем уже начинать торможение.
Внезапное торможение: сцепление и тормоз вместе
Совместное использование сцепления и тормоза обычно используется в чрезвычайных ситуациях, поскольку это наиболее эффективный способ торможения без повреждения механических частей автомобиля. Если кто-то или что-то окажется перед вашей машиной, вам придется выжать сцепление и тормоз одновременно, это гарантирует, что вы не ускоритесь случайно, так как ваша коробка передач будет отключена от колес. И вы сможете остановиться с полной тормозной силой вашего автомобиля.
На высоких скоростях: сначала тормоз, затем сцепление
Тормоз сначала используется, когда вы едете на приличной скорости, и вам нужно немного снизить скорость. Теперь, если вы решите остановиться или скорость вашего автомобиля достигнет самой низкой скорости передачи, вам нужно будет использовать тормоза, чтобы ваш автомобиль не заглох.
Когда вы начнете тормозить, ваша скорость начнет падать, и как только она упадет ниже 15 км/ч, вы начнете с трудом стартовать и, в конце концов, остановитесь. Чтобы избежать этого, вам нужно будет выжать сцепление, когда вы нажмете на более низкую скорость передачи или когда вы чувствуете, что двигатель вот-вот начнет бороться.
Временное замедление: Только тормоз
Тормозить нужно только в том случае, если вы хотите замедлиться или если на вашем пути есть препятствие, и вы хотите немного повернуть в сторону от него. Поскольку вы находитесь выше самой низкой скорости передачи, вы можете просто немного уменьшить скорость и продолжить.
Например, чаще всего это делается на шоссе, когда перед вами едет машина. Если вы едете со скоростью 100 км/ч на пятой передаче, вам нужно притормозить. Вы просто нажмете на тормоз, ваша скорость уменьшится, но вы не достигнете самой низкой скорости передачи, поэтому вам не нужно использовать сцепление.
Вот и все. Просто помните, что самая низкая скорость передачи варьируется от автомобиля к автомобилю. Это поможет вам понять, в каких обстоятельствах вы должны использовать тормоз в первую очередь или сцепление. Не забывайте продолжать практиковаться, и постепенно вам не нужно будет думать об этом, и вы сможете отлично тормозить.
Диагностика неисправности сцепления
18 марта 2015, 09:44
схватить
Сцепление — это часть автомобиля, которая почти постоянно подвергается трению, а это означает, что существует множество причин, по которым оно может изнашиваться или повреждаться.
Если вы подозреваете, что проблема может быть в вашем сцеплении, есть простой способ определить, не в нем ли проблема. Если вы выполните следующие четыре шага, не услышав никаких странных звуков, вы можете быть уверены, что проблема не в сцеплении.
Расценки на ремонт сцепления
Диагностика сцепления
- Включите зажигание, убедитесь, что стояночный тормоз включен, и поставьте автомобиль на нейтраль.
- При включенном двигателе, но без нажатия педали акселератора или сцепления прислушайтесь к шуму, похожему на низкое рычание. Если вы ничего не слышите, перейдите к следующему шагу. Если вы слышите рычащий звук, возможно, у вас проблема с коробкой передач на сцеплении. Если вы не знаете, как это исправить самостоятельно, вам следует отвезти свой автомобиль в гараж и сообщить им, когда вы услышите шум.
- Не включайте передачу, а частично нажмите педаль сцепления и прислушайтесь к любым звукам, которые она издает. Если вы ничего не слышите, снова перейдите к следующему шагу. Если вы слышите пронзительный писк при нажатии на педаль, значит, у вас проблема со сцеплением. Этот вид шума обычно связан с проблемами с выжимным или выжимным подшипником.
- Выжмите педаль сцепления до упора. Опять же, прислушайтесь к любым необычным звукам, исходящим из автомобиля. Если он начинает издавать визжащий звук, скорее всего, у вас проблема с направляющим подшипником или втулкой.
Если вы не слышите никаких шумов во время любого из этих тестов, то, вероятно, у вас нет проблемы со сцеплением . Если вы беспокоитесь о работе своего автомобиля, вам следует отвезти его в гараж и вызвать профессионала, чтобы выяснить, в чем может быть проблема. Если в какой-то момент во время вождения вы почувствуете, что сцепление пробуксовывает, заедает или заедает, то это может быть признаком того, что все сцепление изношено и вам необходимо заменить его целиком.
Если вы делаете слышите какой-либо из упомянутых выше шумов, то стоит отметить, какой именно шум вы слышите и когда именно он возникает.