принцип работы, на каких машинах стоит, видео
Содержание
- 1 Устройство дифференциала Торсен
- 2 Как работает дифференциал Торсен
- 3 Виды самоблокирующегося дифференциала Торсен
- 4 Достоинства и недостатки
- 5 Блокировка дифференциала Торсен
- 6 На каких машинах стоит дифференциал Торсен
- 7 Заключение
С ростом популярности кроссоверов с полным приводом, а также автомобилей с высокой проходимостью, большое распространение получили различные системы блокировки дифференциала. К таким относится система Торсен. Знать принцип работы дифференциала Торсен для автовладельца также необходимо, как и общее устройство своего авто.
Устройство дифференциала Торсен
Данный механизм был запатентован в конце 1950-х годов в США и дал название одноименной компании. Самоблокирующийся дифференциал представляет собой устройство, внедренное в систему автомобиля, которое предает крутящий момент на приводы машины. Это необходимо для перераспределения мощности с трансмиссии и с двигателя на колеса для улучшения проходимости. Также его называют дифференциал повышенного трения torsen. Оно получило широкое применение на автомобилях с полным приводом и служит для блокировки мощности колеса при его проскальзывании и передаче его на рабочий привод. Такой эффект позволяет авто без усилий преодолеть дорожные препятствия в условиях непогоды или при экстремальных дорожных условиях в сравнении с обычными транспортными средствами. Типовые ситуации, в которых происходит применение данной системы следующие:
- Зимние погодные условия, когда колеса могут потерять сцепление с дорогой. Эта ситуация грозит ДТП, заносом и потерей общего управления. В таком случае крутящий момент от потерявшего сцепления агрегата перераспределяется на действующие оси – авто не теряет управляемость, что, соответственно, не приводит к потере контроля над машиной.
- Экстремальные природные условия – грязь, топи и иные типы покрытия, в которых может происходить пробуксовка. В такой ситуации блокиратор позволяет хоть и с трудом, но выбраться машине, также перераспределяя момент на колесах в различных пропорциях. Часто дифференциал торсен для УАЗ служит именно таким задачам.
К конструктивным особенностям межосевого дифференциала Торсен относятся:
- В сравнении с конкурентами, которые в большинстве своем имеют в своей основе конические шестерни, в данной схеме присутствуют червячные. Наличие шестерен данной формы позволяет повысить КПД изделия в сравнении с конкурентами, а также перераспределять крутящий момент между колесами и осями в более широком диапазоне.
- Наличие полуосевых шестерен также способствует увеличению эффективности на трении, что позволяет практически моментально при потере крутящего момента на колесе (потеря связи с покрытием – проскальзывание) передать его на рабочую деталь, тем самым повысив тягу на отдельном участке машины.
- Корпус устройства служит не только для защиты от механического воздействия (так как данная деталь крепится на днище автомобиля), но и содержит все составные части.
- Сателлиты – ведущие червячные шестерни в процессе работы выполняют функцию расклинивания, так как в силу особенностей конструкции червячная шестерня может приводить в действие иные элементы, но в момент блокировки находится в неподвижном состоянии.
Также за время своего существования данное изделие пережило выпуск 3 поколений. Текущее семейство устанавливают на многие современные модели.
Важно! Также на рынке большое распространение получают электронные устройства принудительной блокировки, которые приводятся в действие автоматически. Это продукция последних поколений, которая не требует вмешательства водителя, а посредством электронного блока управления самостоятельно перераспределяет крутящий момент в определенном соотношении.
Как работает дифференциал Торсен
Чаще всего такая система выпускается на полноприводных автомобилях, где распределение может осуществляться непосредственно на каждое колесо или ось. Однако не редкостью является и наличие самоблокирующегося дифференциала на передний привод Торсен или даже на переднеприводные автомобили отечественного производства.
Принцип работы устройства заключается в передаче от трансмиссии высвободившегося крутящего момента на определенную ось или колесо в различных пропорциях. Такое отношение на первых сериях составляло 50 на 50, то есть 1 к 1. В современных устройствах такое отношение может составлять 7 к 1, что позволяет передавать практически весь момент на единственное колесо со сцеплением с дорогой.
Во время проскальзывания колеса червячная шестерня блокируется, тем самым останавливая свое движение – дифференциал включается в работу. Затем в результате расклинивания передается на ось, которая задействована в работе.
Посредством передачи момента, мощность «перебрасывается» на отдельный участок, что позволяет эффективно справиться с управлением и преодолеть затрудненный участок пути или же выйти из сложного ледяного или снежного заноса.
Дифференциал Торсен на ВАЗ также имеет место на отечественном рынке. Он устанавливается как на заднеприводные модели, так и на переднеприводные лады для улучшения характеристик проходимости. Сделать из легковушки внедорожник он не сможет, однако в сочетании с неплохим дорожным просветом и приемлемой геометрической проходимостью делает данные модели гораздо более приспособленными к ухудшенным дорожным условиям.
Виды самоблокирующегося дифференциала Торсен
Существует единственная классификация данных изделий в зависимости от поколения и времени выпуска:
- Первое поколение, именуемое Т1, в своей конструкции имеет косозубое крепление полуосей к осям. Эта особенность позволяет при помощи распределения момента вращать колеса с различной скоростью, повышая эффективность движения. Также в данном устройстве оси сателлитов (ведущих шестерен) будут расположены перпендикулярно полуосям. Такая конструкция довольно эффективна, а при этом такая схема отличается большой выносливостью, так как имеет простую конструкцию.
- Второе поколение с индексом Т2 отличается продольным расположением осей, а также расположение ведущих шестерен – они находятся в специальных карманах корпуса, что по заявлениям производителей уменьшает общее трение и износ данных деталей на автомобилях с дифференциалом torsen.
- Третье самое современное поколение устройства с индексом Т3 отличается наличием принципиально новой компоновки для данных устройств – планетарного типа. Ввиду наличия такой системы удалось уменьшить общие габаритные показатели агрегата, стало возможным устанавливать на небольшие автомобили. Расположение оси и сателлитов здесь параллельное. В целом такое расположение не отразилось на общей надежности системы при правильной ее эксплуатации.
Важно! Различные автопроизводители используют разные поколения системы в зависимости от целей и задач, которые ставят перед машиной. Поэтому перед приобретением необходимо узнать, какая именно система стоит на конкретной модели, а также каковы правила ее эксплуатации.
Достоинства и недостатки
Как и любое сложное устройство, такие системы имеют как свои достоинства, так и недостатки. К явным плюсам относятся:
- низкая вибронагруженность и отсутствие сильного шума в работе, благодаря наличию червячных шестерен наличие паразитных шумов сведено к минимуму;
- отсутствие постоянной профилактики и устранения недостатков при адекватном использовании;
- быстрый процесс распределения момента, который занимает не более десятых долей секунды, что позволяет эффективно и быстро избежать опасной ситуации;
- при наличии электронного блока управления в современных моделях работа системы не требует вмешательства и участия водителя.
К некоторым недостаткам агрегата можно отнести:
- возможность заклинивания при неправильной эксплуатации или перегреве;
- потеря эффективности на трении в процессе работы, а также при использовании разноразмерных колес;
- при профилактике система требовательна к качеству смазочных материалов;
- общее увеличение расхода автомобиля из-за применения такой системы составляет порядка 10-13%, при этом этот эффект является лишь ее особенностью и устранить его не представляется возможным.
Блокировка дифференциала Торсен
Блокирование дифференциала происходит при возникновении нештатной ситуации, например, проскальзывание колес или оси, потеря сцепления. В данном процессе происходит передача избыточного неиспользованного крутящего момента с оси, потерявшей связь с дорожным покрытием, на рабочую ось, тем самым повышается сцепление с отдельным участком дороги, что позволяет эффективно выйти из трудной дорожной ситуации.
На каких машинах стоит дифференциал Торсен
Благодаря наличию неоспоримых преимуществ, такая система получила большое распространение среди ведущих автомобильных производителей, к которым относятся – Хонда, Тойота, Субару, Ауди, Альфа Ромео. Чаще всего такая конструкция ставится на полноприводные экземпляры, а также на спортивные версии легковых машин. Знаменитая система Quattro основана на использовании именно дифференциала Торсен Ауди.
Заключение
В итоге принцип работы дифференциала Торсен позволяет данной системе оставаться эффективным помощником любого водителя, вне зависимости от его стажа, навыков и умений при возникновении затруднительной или опасной ситуации на дороге. Наличие электронного блока управления позволяет повысить общий КПД изделия и не вовлекать в работу самого владельца.
Полный привод Toyota. Torsen AWD
Eugenio,77 © Toyota-Club.Net Feb 2020
Предложите продолжить ассоциативный ряд «полный привод», «торсен»… — скорее всего, услышите «ауди». Хотя именно Тойота сегодня через JTEKT владеет самим брендом «Torsen», да и применяет такие LSD более двух десятков лет. Первый именно межосевой дифференциал Torsen появился на больших внедорожниках тойоты в 2002-м, а рассматриваемая нами легковая схема привода началась с топовой серии Lexus в 2006 году, но относительно массовой стала только с середины 2010-х, на моделях семейства Crown. Раздаточная коробка данного типа носит обозначение LF1A и совмещается с 8- или 10-ступенчатыми АКПП AA80F/AGA0F или гибридными трансмиссиями L110F/L210F/L310F.
• Межосевой дифференциал — цилиндрический, несимметричный, LSD (дифференциал повышенного трения) типа Torsen Type-C.
Водило планетарного ряда (с 8 сателлитами) соединено с выходным валом трансмиссии. От солнечной шестерни вращение через шестеренную передачу идет на передний вал, от эпицикла идет вращение на задний карданный вал.
При движении в повороте частота вращения солнечной шестерни и эпицикла различаются, и сателлиты вращаются вокруг своей оси. Благодаря форме их зубьев в зацеплении возникает усилие, которое прижимает сателлиты к стенкам водила. Возникающее от трения сопротивление останавливает вращение сателлитов, в результате чего начинает вращаться шестерня, имевшая более низкую скорость. Разность частот вращения солнца и эпицикла уменьшается, крутящий момент перераспределяется на «медленную» шестерню.
Коэффициент распределения крутящего момента между передними и задними колесами в LSD Torsen зависит от условий движения:
• При движении по прямой частоты вращения солнца и эпицикла не отличаются, крутящий момент передается на передние и задние колеса без вращения сателлитов, момент распределяется в соотношении 40:60.
• Если скорость передних колес выше, чем задних, то солнечная шестерня вращается быстрее эпицикла, момент распределяется в соотношении 31:69 — в результате ослабляется снос передних колес и автомобиль лучше входит в поворот.
• Если скорость передних колес ниже, чем задних, то солнечная шестерня вращается медленнее эпицикла, коэффициент распределения момента составляет 48:52 — в результате ослабляется склонность к заносу и улучшается устойчивость в повороте.
• При замедлении в повороте, кроме трения между между сателлитами и водилом создается дополнительное трение от смещенной и прижатой к шайбе солнечной шестерни. Если при этом скорость передних колес выше, чем задних, то момент распределяется в соотношении 50:50, если наоборот — то 30:70. В итоге улучшается курсовая устойчивость автомобиля при замедлении в повороте.
Для смазки компонентов в передний картер раздатки встроен шестеренный масляный насос трохоидного типа, приводимый от вала промежуточной шестерни переднего привода.
Заправочный объем раздаточной коробки — 0.7 л, рекомендованная жидкость — Toyota Transfer Oil LL80 (08885-02806). Полный привод Toyota. Обзор
|
Torsen® Traction
Часть 1
Как вы можете себе представить, очень часто задают вопрос об этих деталях: как работает дифференциал Torsen®? Хотя это может показаться чем-то, что должно быть в FAQ (который касается этого), на самом деле там недостаточно места, чтобы углубляться в тему. Но я же говорил, что это будет «простая» версия, верно? Это правда, но в основном потому, что я не собираюсь вдаваться в математику, стоящую за этим. Но останься со мной — это будет иметь смысл.
Основы
Возможно, вы полагали, что разобраться в дифференциале с косозубой шестерней по своей сути сложно. В сущности, однако, основной принцип действительно довольно прост. Многие из тех, с кем я разговаривал, настолько убеждены, что это выше их головы, что закрывают глаза на простоту. Важно понимать следующее: это фрикционное устройство. В Интернете много говорится о червячных колесах, обратном движении и т. д. Вы должны игнорировать все это. На практике получается 9В игру вступает 0003, а не . Вместо этого важно трение.
Для любого типа дифференциала повышенного трения (LSD) основным назначением является создание внутреннего трения. Это верно независимо от того, использует ли он конструкцию с винтовой передачей, диски сцепления или даже насос с G-ротором. Трение в дифференциале ограничивает пробуксовку колеса. Это фактическое ограничение, к которому относится термин «Limited Slip». Трение также является причиной того, что дифференциал может позволить большему крутящему моменту передаваться на шину с лучшим сцеплением. Обеспечивая устойчивость к пробуксовке одной шины, другая шина может получить больший крутящий момент, чем могла бы в противном случае. Таким образом, больший крутящий момент передается шине с более высоким сцеплением. Это просто трение — и все.
Вызов
Это приводит к интересной ситуации. Это означает, что мы намеренно пытаемся создать трение, в то время как мы пытаемся уменьшить его от любой другой части трансмиссии. LSD обычно представляет собой смазываемую маслом часть автомобиля only , которая намеренно пытается создать трение. Имейте в виду, что дифференциал существует в системе с другими компонентами, такими как зубчатый венец и различные осевые подшипники. Эти другие части требуют надлежащей смазки, чтобы выжить. В результате важно иметь подходящую смазку, которая снижает трение этих частей. Поэтому очень важно правильно выбрать смазку для системы.
Это усложняет задачу создания достаточного трения в дифференциале, чтобы оно выполняло свои функции. В последнее время производители транспортных средств начали разрабатывать смазочные материалы с еще более низким коэффициентом трения, что усложняет задачу. Это означает, что эти типы смазочных материалов будут еще больше снижать характеристики дифференциала с ограниченным проскальзыванием, иногда называемые «эффектом блокировки». Дифференциальные дизайнеры должны компенсировать разницу другими способами. В Torsen это обычно достигается за счет корректировки геометрии шестерни на этапе проектирования. Иногда помогает регулировка упорных шайб. Но, в конце концов, все, что пытается сделать дизайнер, — это создать трение и управлять им полезным способом. Это довольно просто, не так ли?
torsen — Викисловарь
Содержание
- 1 голландский
- 1. 1 Этимология
- 1.2 Произношение
- 1.3 Глагол
- 1.3.1 Перегиб
- 2 валлийский
- 2.1 Произношение
- 2.2 Глагол
- 2.3 Мутация
Этимология0066, то же самое), от старофранцузского
torser («упаковывать, связывать вместе») (фр. trousser ), от вульгарной латыни *torsare , от *torsus , вариантная форма tortus , причастие прошедшего времени от Torqueō .Произношение
Аудио | (файл) |
Глагол[править]
торсен
- (архаичный) Переносить или переносить с трудом.