температура кипения, состав, плотность, чем отличается тосол от антифриза
Охлаждающие жидкости для автомобиля созданы для обеспечения бесперебойного охлаждения мотора в зимний период. Они обладают устойчивыми антиморозными свойствами, что позволяет сохранять необходимые вязкость и текучесть состава даже при значительном понижении температуры. Тосол – это торговое наименование охлаждающих жидкостей, разработанных для советского автопрома.
Содержание:
- Что такое тосол
- Температура кипения тосола
- Состав тосола
- Плотность тосола
- Тосол и антифриз: разница
Что такое тосол?
Первые охлаждающие жидкости для массового применения советского производства были выпущены в 1970-х годах. Как и любой антифриз, тосол состоит из следующих компонентов:
- вода;
- двухатомный спирт, преимущественно этиленгликоль;
- набор присадок с антикоррозийными свойствами, предотвращающий также образование газовых пузырьков и пены в самом жидком составе.
Отличие тосола от современных антифризов – в пропорциях воды по отношению к общему объему субстанции. Некоторые тосолы могли вообще не содержать воду и при этом не терять своих антизамерзающих свойств, в то время как в антифризах большее количество воды гарантирует лучшую текучесть в морозы. Химический состав вещества таков, что объем воды нужно подбирать в точной пропорции. Пример:
- тосол, не содержащий h3O, замерзает при температурном значении в -21 градус;
- тосол с 20% содержанием h3O теряет текучесть при морозах в -45 градусов;
- тосол с концентрацией воды 35% обладает самыми лучшими эксплуатационными свойствами и выдерживает понижение до -65 градусов;
- тосол, в котором вода находится в пропорции ½ от общего объема, затвердеет при похолодании ниже -40 градусов.
Чем больше воды в составе, тем ниже стоимость продукта. Водосодержащий тосол традиционно является дешевым антифризом.
Температура кипения тосола
Температура кипения тосола достаточно низкая и составляет +108 градусов. Показатель зависит от номинального внутреннего давления рабочего узла – чем выше давление, тем позже закипит жидкое вещество.
Тосол отлично подходил для использования в автомобилях советского выпуска, в частности в москвичах и моделях ГАЗ. Чем ниже был КПД моторного узла транспортного средства, тем дольше вещество не теряло своих изначальных характеристик. Дело в том, что чем мощнее работает двигатель, тем быстрее он нагревается – а антифризный состав не терпел сильного повышения температур. Так, лабораторным путем установлено, что при нагревании свыше +150 градусов тосол теряет устойчивость к низким температурам уже через 4 часа. Именно поэтому он слабо подходил для заливки в двигатели второго поколения машин ВАЗ.
Температура кипения антифриза превосходит показатель тосола и составляет +120 градусов. При прочих равных данных, летом предпочтительнее использовать антифриз традиционного или карбоксилатного изготовления.
Состав тосола
Отличие тосола от антифриза в части химической формулы кроется в составе пакета используемых присадок.
Ингибиторы коррозии тосола – это соли минеральных кислот. К ним относятся соли азотной кислоты, соли кремниевых кислот и фосфорных кислот. Такие компоненты имеют ряд недостатков: склонность к формированию мелких частиц, гелевого субстрата, выпадение в осадок, быстрое окисление. Уже через незначительное время снижается способность тосола защищать двигатель от перегрева, а шлам, попадая во внутренние магистрали, может вывести из строя насосную систему и сеть охлаждения.
В изготовлении современных антифризов используются соли органического происхождения или смешанный пакет добавок. Это обеспечивает быстрое покрытие внутренних поверхностей защитной пленкой и своевременную активацию антикоррозийных компонентов.
Плотность тосола
Плотность тосола зависит от объема воды и этиленгликоля в составе. Этиленгликоль имеет большую плотность, чем вода – 1,11 г/см3 против 1 г/см3. Кроме того, характеристика меняется под воздействием температуры. Чем холоднее, тем больше плотность у субстанции. При разогреве, наоборот, жидкость теряет плотность – ее структура приближается к водной.
Оптимальная плотность вещества при температуре в -40 градусов составляет 1,075 г/см3. Показатель для субстанции при температуре в -30 градусов – 1,063 г/см3. Такую же температуру застывания имеет состав с плотностью 1,11 г/см3. Отличие в том, что последний содержит до 93% этиленгликоля от объема, а первый, с меньшей плотностью – не более 46%.
Тосол и антифриз: разница
В чем разница тосола и антифриза с точки зрения эксплуатации? Ведь обе жидкости предназначены для создания защитной пленки на поверхностях охлаждающих магистралей и силовых узлов, препятствующей окислению металла. Отличие состоит в принципе действия.
Пленка, которую образует тосол, имеет толщину 0,5 мм. Этого достаточно, чтобы нарушить теплоотвод от самого нагружаемого элемента конструкции – двигателя. Он нагревается и изнашивается быстрее, одновременно расходуя для питания все больше и больше горючего. А чтобы осадок, образующийся от солей неорганических кислот, не забил патрубки, тосол нужно менять как можно чаще. Максимальный эксплуатационный пробег состава – 50 тысяч километров. Интересно, что при приближении к этой отметке жидкость теряет свой первоначальный цвет (допустим, голубой) и обесцвечивается (сначала становится зеленой, а потом постепенно – бледно-желтой).
Антифриз же действует точечно, активируясь только тогда, когда это нужно – во время трения деталей или контакта металла с водой или газом. Свежая порция жидкости способна поддерживать охлаждение на протяжении до двухсот тысяч километров.
Что касается стоимости, то тосол стоит дешевле – но экономия представляется сомнительной, учитывая частоту обновления субстанции. Смешивать составы нельзя, так как непредсказуемая химическая реакция может ускорить разрушение отдельных механизмов.
#Автомобиль
Статьи по теме
Марки бензина в СССР за весь период и стоимость бензина#Бензин#Автомобиль 5361 просмотр
Как заправиться до полного бака на автоматической АЗС, самообслуживания, сколько литров помещается в бак#АЗС#Автомобиль 4399 просмотров
Раскоксовка двигателя без разборки: что это, чем лучше делать (керосином, водородом, Лавр, Валера)#Автомобиль 3118 просмотров
Что такое АЗС, ТРК, СУГ, КПГ#Автомобиль#АЗС 2708 просмотров
Устройство автомобиля: двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, электрооборудование#Автомобиль 2023 просмотра
Тосол
По большому счету, разница между тосолом и антифризом не больше, чем между елью и хвойными деревьями. Тем не менее, автолюбители постоянно спорят, какую жидкость лучше использовать в системе охлаждения автомобиля, и дают друг другу массу «ценных» рекомендаций
Технические жидкости
Антифризами называются жидкости, не замерзающие при низких температурах. То есть любая охлаждающая жидкость – это антифриз. Тосол – это разновидность антифриза, который был выпущен в 70-е годы в СССР.
Что такое тосол?
В состав антифриза входят этиленгликоль, вода и разнообразные присадки. Вот именно этими присадками и отличаются все антифризы друг друга. Что касается непосредственно тосола, то в качестве присадок он имеет неорганические вещества (силикаты, фосфаты, нитриты) и относится к традиционным антифризам. На момент своего появления этот антифриз (тосол) считался передовым. Однако, на сегодняшний день предпочтение отдается карбоксилатным антифризам, в которых противокоррозионными присадками являются органические вещества.
Неразбериха началась из-за того, что с течением времени в России тосол стал нарицательным именем всех антифризов. Произошло смещение понятий, и все отечественные антифризы стали тосолами, а импортные – антифризами. Для того чтобы все стало понятнее, необходимо немного исторических фактов.
История создания
В конце 60-х годов был запущен Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Автомобили «Жигули», которые на нем производились, являлись аналогом итальянских автомобилей «Фиат». Итальянская сторона курировала проект, тщательно следя за всей технологией производства. В частности, в системе охлаждения «Фиата» использовалась итальянская жидкость «Парафлю», так что необходимо было найти отечественный аналог.
В СССР на тот момент не было такого изобилия антифризов, как сейчас. Существовал один-единственный «Антифриз по ГОСТ 159». Итальянские технологи провели необходимые исследования, которые показали, что интенсивная коррозия металлов, сильное вспенивание и низкий запас щелочности делают невозможным использование этого антифриза в «Жигулях». Встал вопрос о разработке нового советского антифриза.
И вот после трехлетних исканий в 1971 году сотрудниками отдела ТОС (Технологии органического синтеза) Государственного Союзного НИИ «Органической химии и технологии» была разработана охлаждающая жидкость нового состава. Имя придумал один из авторов пректа В.Н.Кирьян. Он соединил первые буквы названия отдела (ТОС) и добавил окончание ОЛ, узнаваемое для группы всех спиртов (этанОЛ и т.д).
Сразу были созданы три марки этого антифриза: «ТОСОЛ – А» ( «А»- означает автомобильный), «ТОСОЛ-А40» и «ТОСОЛ-А65» (цифры указывают температуру замерзания). Через несколько лет тот же самый отдел того же самого института выпустил новую марку «ТОСОЛ-АМ» («М»- означает модернизированный), добавив в состав новые присадки.
Таким образом, изначально ТОСОЛ являлся оригинальным антифризом со своим собственным узнаваемым именем. Выпускали его только государственные предприятия, строго соблюдая технологию.
В 90-е годы по понятным причинам многие государственные предприятия прекратили свое существование. Перестали выпускать и ТОСОЛ.
Долгое время существовал миф, что тосолы – это жидкости для отечественных машин, а антифризы – для иномарок
Авторскими правами марка защищена не была (это не практиковалось в СССР), вместе с тем являлась очень раскрученной. Это и позволило многочисленным мелким предприятиям начать выпуск охлаждающих жидкостей, используя марку ТОСОЛ. Хотя по сути это был уже совсем не тот ТОСОЛ, а разнообразные суррогаты. Их правильно было бы называть «Охлаждающие жидкости». Так и вошло в народ нарицательное название тосол.
В 2000 годы ситуация улучшилась, но кардинально не изменилась. Под названием ТОСОЛ продолжают выпускать совершенно другие жидкости по другим рецептам. Долгое время существовал миф, что тосолы – это жидкости для отечественных машин, а антифризы – для иномарок. Это утверждение неверное. В последнее время многие отечественные производители стали называть свои охлаждающие жидкости антифризами, тем самым как бы допуская их использование в иномарках. Однако правильный выбор антифриза можно сделать, только ориентируясь на допуск по применению антифриза в данном авто. В настоящее время тосол используют в грузовых машинах.
Недостатки тосола
Как уже отмечалось, на момент своего создания ТОСОЛ являлся передовым антифризом. Однако с течением времени появлялись все новые и новые охлаждающие жидкости, и на сегодняшний день проще отметить отрицательные стороны тосола.
- Тосол менее устойчив к высоким температурам, температура его кипения чуть выше, чем у воды (для сравнения, антифриз имеет температуру кипения 115 градусов).
- Тосол теряет охлаждающую способность через 30-40 км (антифриз — через 250).
- Благодаря тосолу на поверхности металла образуется защитный слой толщиной 0,5 мм. Но минусом этой защиты является низкая теплопередача, из-за этого увеличивается расход топлива, соответственно, двигатель быстрее изнашивается.
- Из-за того, что в его состав входят неорганические соли, в системе образуются гели и осадок. Это часто приводит к засорению радиатора.
- Тосол является более ядовитым, чем другие современные антифризы.
Технические советы: Антифризы RV: не все одинаковые
Вы здесь: Главная / Рубрики / Технические советы / Технические советы: Антифризы RV: не все одинаковые
Этот пост может содержать партнерские ссылки или упоминать наши собственные продукты, пожалуйста, проверьте из нашей политики раскрытия информации здесь.
Если ваша установка стоит в холодной местности, а вы еще этого не сделали, самое время подготовиться к зиме. Мы уже писали на эту важную тему. Предотвратить замерзание (и поломку) водопроводных линий вашего дома на колесах — серьезная задача. Один вопрос, который возникает при обсуждении подготовки к зиме, заключается в следующем: есть ли разница в типах антифризов RV?Большинство владельцев RV достаточно сообразительны, чтобы понимать, что существует огромная разница между антифризом для RV и автомобильным антифризом. Если вы пропустили это, вот краткий обзор. Антифриз RV нетоксичен и предназначен для закачки в водопроводную систему. Автомобильный антифриз — совсем другое дело. Многие типы токсичны, и их следует добавлять только в систему охлаждения двигателя.
Поэтому, когда их спрашивают, какой антифриз они используют для подготовки к зиме водопроводной системы своей буровой установки, многие владельцы домов на колесах отвечают: «О, я использую розовую жидкость». Хм? Что такое «розовая штучка»? В формулах антифриза RV действительно есть разница, и она может иметь большое значение в том, как все обернется.
В мире есть два основных претендента на нетоксичный антифриз RV. Основными компонентами являются либо этанол, либо пропиленгликоль. Вы, возможно, помните из школьных уроков химии, что этанол — это «удар» в Kickapoo Joy Juice — зерновом спирте. Да, этанол — хороший антифриз (не в вашей крови), потому что он повышает температуру замерзания воды.
Другой претендент на антифриз, пропиленгликоль, также является своего рода спиртом. Технически «двойной алкоголь», это не похоже на «двойной выстрел». Но, как и зерновой спирт, он также повышает температуру замерзания воды. Для наших целей, как RVers, пытающихся удержать наши трубы от поломки, любой из них будет делать эту работу. В этот момент экономная логика RV задаст вопрос: «Что дешевле?» Некоторые розничные продавцы хотят, чтобы вы поверили, что антифриз на основе этанола дешевле и, следовательно, является предпочтительным продуктом для подготовки к зиме.
Но придержите свои кредитные карты на минутку, это больше, чем деньги, которые нужно учитывать. Некоторые владельцы домов на колесах сообщили, что использование антифриза на основе этанола сохранило целостность их труб, но возникли неожиданные побочные эффекты. По крайней мере, один RVer говорит, что, когда он вытащил свою установку из «глубокой заморозки» и начал использовать ее во время сезона путешествий, у водопровода был неприятный вкус, и потребовалось довольно много времени, чтобы вымыть непрошеный дух из системы. Некоторые предупреждают, что контакт с этанолом может отрицательно сказаться на резиновых уплотнителях сантехники. Так как антифриз на основе этанола горюч, если вы решили его использовать, то обязательно держите его подальше от огня.
Означает ли это, что антифриз на основе пропиленгликоля — лучший выбор для автодомов? Вот еще одна ложка дегтя. В пресс-релизе, рекламирующем антифриз на основе пропиленгликоля собственной марки, Dow Chemical предостерегает от подобных продуктов, произведенных другими, которые, возможно, могут быть изготовлены из переработанных продуктов. Можете ли вы представить себе, как каждую весну туристы выбегают с ведрами, собирают эти драгоценные капли антифриза и отправляют их обратно на какой-нибудь химический завод для переработки? Неа! Но есть предприятия, которые действительно перерабатывают пропиленгликоль: аэропорты. Когда ваш Боинг-707 стоит на взлетной полосе в холодный день, то вещество, которое они распыляют на крылья, чтобы предотвратить обледенение самолета, обычно представляет собой пропиленгликоль. Часто сток улавливают и отправляют на переработку. Переработанный продукт, предупреждает Доу, может попасть к вам вместе с другими химическими гадостями, которые могут оказаться не такими уж пригодными для питья.
Как узнать, может ли антифриз на основе пропиленгликоля RV содержать переработанные материалы? Вы бы не посмотрели на этикетку. Dow, конечно же, поднимает большой шум из-за того, что ее материалы являются строго «девственными» в каждом кувшине Dowfrost. Чтобы избавить вас от проблем, мы проконсультировались с производителями других популярных марок антифриза RV. Делать покупки в Wal-Mart? Его собственный бренд, Super Tech RV и Marine Antifreeze, имеет девственную чистоту. То же самое относится и к бренду Camco Easy Going -50. Следите за погодой за другим брендом, Artic Ban -50. Это сделано с этанолом.
Что мы используем? Ха! Мы не беспокоимся о вкусовых качествах или проблемах с водопроводом: когда мы готовимся к зиме, мы используем давление воздуха, чтобы выдуть воду из наших труб. Те небольшие количества антифриза, которые мы используем, стекают в дренажные сифоны. Обещаю вам: я никогда не пробовал того, что оттуда выходит!
Расс и Тинья Де Марис — авторы книги «Основы жизни в кемпинге на колесах — руководство по жизни без знакомств», в которой рассматривается весь спектр тем, связанных с кемпингом в сухих условиях. Посетите icanrv.com для получения дополнительной информации.
Tagged:- полный рабочий день RV Living
Получайте бесплатные еженедельные обновления RV LIFE в свой почтовый ящик
Важность охлаждающих жидкостей в большегрузных транспортных средствах
Blogcoolant filter, производители автомобильных фильтров, охлаждающая жидкость двигателяfleetguard@admin
Охлаждающая жидкость двигателя — это общий термин, используемый для описания жидкостей, отводящих избыточное тепло от двигателя. Неотъемлемая часть всех двигателей HDV, охлаждающая жидкость двигателя отводит избыточное тепло от двигателя внутреннего сгорания, передавая тепло в атмосферу через радиатор. Он поддерживает температуру двигателя, тем самым предотвращая серьезные механические поломки. Химический состав охлаждающих жидкостей обладает антифризными и антикоррозийными свойствами, что защищает двигатель от окисления, коррозии, точечной коррозии, образования накипи и закупорки, обеспечивая безотказную работу оборудования.
Состав охлаждающей жидкостиОхлаждающая жидкость представляет собой смесь деионизированной воды, гликоля (в основном этиленгликоля или пропиленгликоля) и химических добавок. Необходимо выбрать охлаждающую жидкость в соответствии с вашими требованиями. Выбор зависит от типа окружающей среды и температур, которым часто подвергается двигатель. В жарком климате идеальная охлаждающая жидкость предохраняет себя от выкипания в воздух из-за перегрева, а в холодном климате не замерзает. Не менее 40% проблем с двигателем связаны с недостаточным охлаждением.
Типы охлаждающих жидкостей:В зависимости от использования и применения в двигателях большегрузных транспортных средств используются как минимум 3 типа охлаждающих жидкостей. Они следующие:
1. Традиционная охлаждающая жидкость
Это обычные или обычные охлаждающие жидкости, обладающие антикоррозионными свойствами, которые защищают такие металлы, как сталь, алюминий и медь, от коррозии. В двигателях, работающих в тяжелых условиях, эта охлаждающая жидкость обеспечивает превосходную защиту от коррозии вкладышей мокрых гильз. Эти охлаждающие жидкости обычно имеют зеленый или фиолетовый цвет. Ингибиторы коррозии в охлаждающей жидкости имеют более высокую скорость истощения и, следовательно, ограниченный срок службы.
2. Охлаждающая жидкость OAT
OAT или технология органических кислот — это охлаждающие жидкости с длительным сроком службы, не содержащие силикатов. В отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, применяемые в них карбоновокислотные ингибиторы коррозии имеют очень низкую скорость истощения. Следовательно, частая периодическая заправка дополнительными присадками к охлаждающей жидкости не требуется, и часто можно использовать одну доливку в течение всего срока службы двигателя. Обычно они красного или оранжевого цвета. Он также обеспечивает превосходную защиту алюминия при высоких температурах.
3. Гибридная охлаждающая жидкость
Эта технология охлаждающей жидкости сочетает в себе преимущества традиционной технологии ингибиторов коррозии и преимущества технологии ингибиторов коррозии OAT. Эта охлаждающая жидкость обычно бывает желтого и красного цвета. Они используются как в легких, так и в тяжелых дизельных двигателях. Эта гибридная технология также называется технологией HOAT.
Помимо охлаждающих жидкостей, в автомобильную систему интегрированы фильтры охлаждающей жидкости для защиты охлаждающих жидкостей от внешних загрязнений и очистки их от внутренних. Они также используются для добавления химических веществ, таких как SCA, в охлаждающую жидкость для пополнения ее ресурсов, которые со временем истощаются. Если вы ищете правильные решения для своего двигателя, лучше приобретать фильтры только проверенных и известных производителей автомобильных фильтров.