Дополнительные требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы Инструкция МВД СССР от 23.09.1985 N б/н — Что такое Дополнительные требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы Инструкция МВД СССР от 23.09.1985 N б/н?
УТВЕРЖДЕНА
МВД СССР
23 сентября 1985 года
ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению безопасности перевозки опасных
грузов автомобильным транспортом
Введена в действие с 1 января 1986 г.
Дополнительные требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы
1. Опасные грузы перевозятся специализированными транспортными средствами или транспортными средствами общего назначения, приспособленными для этих целей.
Технико-эксплуатационные характеристики и техническое состояние указанных транспортных средств должны отвечать инструкциям заводов-изготовителей, Правилам дорожного движения настоящей Инструкции и условиям безопасной перевозки конкретного опасного груза.
2. Транспортные средства для перевозок взрывчатых веществ и изделий, а также легковоспламеняющихся жидкостей и газов (в цистернах и баллонах) оборудуются выпускной трубой с выносом ее в правую сторону перед радиатором. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации. Выпускная труба автомобилей для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей и газов оборудуется съемным искрогасителем.
Топливный бак указанных транспортных средств оборудуется металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища устанавливается металлическая сетка с размером ячейки 10х10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и стенки должно быть не менее 20 мм.
3. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4, 5, должно отвечать следующим требованиям:
а) номинальное напряжение не должно превышать 24 В;
б) электрические цепи должны предохраняться от повышенных токов при помощи предохранителей;
в) электрические цепи должны размыкаться с помощью выключателя, приводимого в действие из кабины водителя;
г) электрические лампы, находящиеся внутри кузова транспортного средства, должны быть закрыты прочной сеткой или решеткой.
Транспортные средства, имеющие неподвижные или съемные цистерны или другие емкости, в которых перевозятся легковоспламеняющиеся жидкости или газы, оборудуются устройством для отвода статического электричества, конструкция которого указывается в условиях безопасной перевозки конкретного опасного груза.
4. У транспортных средств с кузовом типа «фургон», перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4, 5, и 7, кузов должен быть закрытым, прочным, не иметь щелей и разделяться с кабиной водителя промежутком не менее 150 мм.
Кузова-фургоны автомобилей, перевозящих опасные грузы, в необходимых случаях должны иметь вентиляцию в соответствии с условиями безопасной перевозки, а их двери оборудованы замками.
5. В случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов, предназначенных для перевозки опасных грузов, используется ткань, она должна быть трудновоспламеняющейся, непромокаемой, хорошо натянутой и перекрывать борта не менее чем на 200 мм.
6. В необходимых случаях могут быть предусмотрены и другие дополнительные требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки опасных грузов.
7. Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов, кроме дополнительного оборудования, указанного в Правилах дорожного движения, комплектуется:
а) набором инструмента для мелкого ремонта транспортного средства;
б) огнетушителем порошковым или углекислотным емкостью не менее 5 литров;
в) не менее чем одним противооткатным упором.
В случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки и автомобильной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала. При перевозке опасных грузов классов 1, 3, 7, а также легковоспламеняющихся и ядовитых газов и сильнодействующих ядовитых веществ транспортное средство дополнительно комплектуется двумя знаками «Въезд запрещен».
8. Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, указанные в Положении N 4 к настоящей Инструкции, и автоцистерны с опасными веществами должны быть обозначены информационными таблицами системы информации об опасности, описание которых приводится в разделе YII «Система информации об опасности» настоящей Инструкции.
Если на транспортном средстве (в т. ч. в отделочных отсеках автоцистерны) перевозится несколько различных опасных веществ, то информационные таблицы должны содержать сведения о наиболее опасном веществе.
Информационные таблицы на транспортном средстве располагаются спереди и сзади перпендикулярно его продольной оси.
Спереди таблица устанавливается на правой стороне бампера, сзади — на стенке кузова или цистерны. Таблицы не должны выступать за габариты автотранспортного средства и перекрывать номерные знаки и внешние световые прожекторы.
После выгрузки опасных грузов и очистки тары информационные таблицы снимаются (закрываются).
Если конструкция цистерны не позволяет установить сзади информационную таблицу, то последняя может быть нанесена на задней стенке цистерны.9. Автоцистерны для перевозки опасных веществ и транспортные средства, перевозящие опасные грузы класса 1, должны дважды в год предоставляться автоинспекции на осмотр с целью проверки соответствия их инструкции заводов-изготовителей, Правилами дорожного движения, настоящей Инструкции, условиям безопасной перевозки конкретного вида опасного груза. Остальные транспортные средства, перевозящие опасные грузы, представляются на осмотр ежегодно.
При удовлетворении требований указанных документов госавтоинспекцией выдаются свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке грузов (приложение N 6).
На автоцистерны для перевозки опасных веществ и транспортные средства, перевозящие опасные грузы класса 1, госавтоинспекции заполняют регистрационные карточки-дубликаты, которые хранятся в отдельных ящиках-картотеках.
Текст документа сверен по:
«Сборник руководящих материалов по обеспечению безопасности движения и лицензированию автотранспортных средств независимо от форм собственности и принадлежности», 1997 г.
Переоборудование ТС для перевозки опасных грузов
1. Электропроводка (п. 9.2.2.2 ДОПОГ).
В целом электропроводка транспортного средства должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы была защищена от механических и термических воздействий. Распространяется на транспортные средства типов EXIII, AT, FL.
2. Главный переключатель аккумуляторной батареи (п. 9.2.2.3 ДОПОГ).
Внешний переключатель должен быть расположен максимально близко к аккумуляторной батарее, насколько позволяет конструкция ТС. Если используется однополюсный переключатель, то он должен быть размещен на проводе питания, а не заземления. В кабине должно быть размещено устройство дистанционного управления выключателем, оно должно иметь маркировку и быть защищенным от случайного включения. Распространяется на транспортные средства типов EXIII, FL.
3. Аккумуляторные батареи (п. 9.2.2.4 ДОПОГ).
Клеммы должны быть изолированы или под крышкой контейнера. Батареи расположенные не под капотом должны быть размещены в вентилируемом контейнере. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII, FL.
4. Электроцепи, постоянно находящиеся под напряжением (п. 9.2.2.5 ДОПОГ).
Оборудование должно отвечать требованиям стандарта МЭК 60079. Распространяется на транспортные средства типа FL.
Обходные соединения с главным переключателем аккумуляторной батареи электрооборудования, которое должно находиться под напряжением при разомкнутых контактах главного переключателя аккумуляторной батареи, должны быть защищены от перегрева с помощью соответствующих средств, таких как плавкий предохранитель, автоматический выключатель или защитный барьер (ограничитель тока). Распространяется на транспортные средства типа EXIII.
5. Электрооборудование, расположенное позади кабины водителя (п. 9.2.2.6 ДОПОГ).
Весь этот блок должен быть сконструирован, изготовлен и защищен таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации транспортных средств в нем не возникало ни воспламенения, ни короткого замыкания и чтобы в случае удара или деформации эта опасность сводилась к минимуму. Распространяется на транспортные средства типов EXIII, FL.
6. Тормозное оборудование (п. 9.2.3 ДОПОГ).
Автотранспортные средства и прицепы, предназначенные для использования в качестве транспортных единиц для перевозки опасных грузов, должны удовлетворять всем соответствующим техническим требованиям Правил ООН № 13. Согласно п. 5.2.1.22 Правил ООН №13 механические ТС категорий М2, М3, N2 и N3, имеющие не более четырех осей, должны быть оборудованы системой АБС. Согласно п. 5.2.2.13 Правил ООН №13 прицепы категории О3 и О4 должны быть оборудованы системой АБС. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII, AT, FL.
7. Предотвращение опасности возникновения пожара (п. 9.2.4 ДОПОГ)
Топливные баки для подачи горючего в двигатель транспортного средства должны отвечать следующим требованиям: в случае любой утечки топливо должно стекать на землю, не попадая на нагретые части транспортного средства или на груз; топливные баки с бензином должны быть оснащены эффективной пламеотражательной заслонкой, предохраняющей отверстие наливной горловины, или устройством, позволяющим герметично закрывать горловину бака. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII, FL.
Двигатель, приводящий транспортное средство в движение, должен быть оборудован и расположен таким образом, чтобы груз не подвергался никакой опасности перегрева или воспламенения. В случае транспортных средств EXII и EXIII в качестве двигателя должен использоваться двигатель с воспламенением от сжатия. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII, FL.
Система выпуска выхлопных газов (включая выхлопные трубы) должна быть расположена или защищена таким образом, чтобы груз не подвергался никакой опасности перегрева или воспламенения. Части выхлопной системы, расположенные непосредственно под топливным баком (дизельное топливо), должны быть удалены от него минимум на
100 мм или отделены от бака теплозащитным экраном. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII, FL.
Транспортные средства, оборудованные износостойкой тормозной системой, нагревающейся до высоких температур и расположенной за задней стенкой кабины водителя, должны быть оснащены надежно закрепленным теплозащитным экраном, установленным между этой системой и цистерной или грузом, таким образом, чтобы не происходило какого бы то ни было, даже локального, нагрева стенки цистерны или груза. Кроме того, этот теплозащитный экран должен защищать тормозную систему от любых, даже аварийных, утечек или выбросов перевозимого продукта. Удовлетворительной считается, например, защита, обеспечиваемая экраном с двойной оболочкой. Распространяется на транспортные средства типов EXIII, AT, FL.
Топливные обогревательные приборы должны отвечать соответствующим техническим требованиям Правил ООН № 122. Использование программируемого включения (таймера) не допускается. Включение должно осуществляться вручную (кнопкой, тумблером). Использования газа в качестве топлива для автономных отопителей и подогревателей недопустимо. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII, AT, FL.
8. Устройство ограничения скорости (п. 9.2.5 ДОПОГ)
Автотранспортные средства максимальной массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы устройством ограничения скорости (УОС) в соответствии с техническими требованиями Правил ООН № 89. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII, AT, FL.
9. Сцепные устройства прицепов (п. 9.2.6 ДОПОГ)
Сцепные устройства прицепов должны отвечать техническим требованиям Правил ООН № 55. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII (включая MEMU). С 31 марта 2018 года будет применимо и для ТС типов AT, FL.
10. Проблесковый маяк (п.3.4 Правил Дорожного Движения; пункт 1.18.9 приложения №6 ТР ТС).
Автомобиль, осуществляющий перевозку опасных грузов, должен быть оборудован маяком желтого цвета. Распространяется на транспортные средства типов EXII, EXIII, AT, FL.
Также на автомобилях, осуществляющих перевозку опасных грузов, должна иметься техническая возможность оснащения (места для установки) аппаратурой спутниковой навигации и техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
Все перечисленные технические меры являются внесением изменений в конструкцию ТС и подлежат регистрации в установленном порядке.
Более 13 000 транспортных средств, перевозящих опасные материалы/опасные грузы, были проверены в ходе необъявленной пятидневной инспекционной инициативы CVSA
13 октября 2021 г.
Инспекторы коммерческих транспортных средств в Канаде, Мексике и США проверили 13 471 транспортное средство, перевозящее опасные материалы/опасные грузы (HM/DG), в рамках целенаправленной инициативы по проверке и контролю HM/DG, проводимой Альянсом по безопасности коммерческих транспортных средств (CVSA).
Во время дорожных налетов HM/DG 2021 года, проходившего 21–25 июня, инспекторы собрали и передали Альянсу ценные данные о соответствии HM/DG. В США и Канаде 10,9За пятидневный период было осмотрено 05 грузовых автомобилей и 8 363 упаковки HM/DG. Инспекторы выявили 2714 нарушений.
- 496 нарушения товаросопроводительных документов
- 628 Нарушения при упаковке неоптовых/мелких средств сдерживания
- 390 Упаковочные материалы/крупногабаритные средства сдерживания нарушения правил размещения табличек
- 277 нарушения маркировки негабаритных/малых средств сдерживания
- 307 крупногабаритные/крупногабаритные средства сдерживания, рекламирующие нарушения
- 167 других нарушений знаков безопасности
- 288 нарушения погрузки и крепления
- 50 Нарушение целостности упаковки HM/DG (утечка)
- 63 Нарушения Сертификата об обучении перевозке опасных грузов (только для Канады)
Кроме того, ниже приводится краткая информация о проверенных типах классов HM/DG с разбивкой по странам и в совокупности для общего количества по Северной Америке.
Класс | Описание | Канада | Мексика | США | Итого |
Класс 1 | Взрывчатые вещества, такие как боеприпасы, фейерверки, сигнальные ракеты и т. д. | 115 | 90 | 317 | 522 |
Класс 2 | Легковоспламеняющиеся, негорючие/неядовитые и ядовитые вещества. | 286 | 367 | 1 564 | 2 217 |
Класс 3 | Легковоспламеняющиеся жидкости, такие как ацетон, клеи, краски, бензин, этанол, метанол, некоторые пестициды и т. д. | 484 | 1, 526 | 3 140 | 5 150 |
Класс 4 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, способные к самовозгоранию, и вещества, которые при контакте с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы, такие как белый фосфор и натрий. | 102 | 17 | 133 | 252 |
Класс 5 | Окислители и органические перекиси, такие как перекись водорода, перманганат калия, нитрит натрия, нитрат аммония, удобрения и генераторы кислорода. | 110 | 26 | 203 | 339 |
Класс 6 | Токсичные и инфекционные вещества; любой материал, кроме газа, который настолько токсичен для человека, что представляет опасность для здоровья во время транспортировки, например, цианид, биологические образцы, медицинские отходы и некоторые пестициды. | 113 | 39 | 120 | 272 |
Класс 7 | Радиоактивные материалы, такие как кобальт и цезий. | 96 | 2 | 40 | 138 |
Класс 8 | Жидкие или твердые коррозионные вещества, такие как серная кислота и гидроксид натрия, вызывающие полное разрушение кожи человека в месте контакта в течение определенного времени. | 192 | 160 | 1 149 | 1 501 |
Класс 9 | Прочие HM/DG, такие как ацетальдегид, аммиак, асбест, высокотемпературные материалы и бензальдегид. | 114 | 146 | 430 | 690 |
Правительства Канады, Мексики и США имеют строгие программы проверки и контроля для обеспечения соблюдения правил, касающихся перевозки ТМ/ДГ. В США Управление по безопасности трубопроводов и опасных материалов (PHMSA) и Федеральное управление по безопасности автомобильных перевозчиков (FMCSA) несут ответственность за регулирование и обеспечение безопасного и надежного перемещения опасных материалов. В Канаде Правила TDG являются требованиями безопасности при перевозке опасных грузов. А в Мексике официальные мексиканские стандарты (Normas Oficiales Mexicanas или NOM) содержат правила наземной перевозки опасных материалов и отходов.
Во время рейда HM/DG Road Blitz инспекторы провели проверки коммерческих автомобилей, содержащих HM/DG, и любых транспортных средств, в которых были обнаружены нарушения правил эксплуатации, связанные с HM/DG, а также любых других водителей или транспортных средств, вышедших из строя. служебных нарушений, были ограничены в поездках до тех пор, пока не будут устранены все нарушения, связанные с неработоспособностью.
HM/DG Road Blitz помогает повысить осведомленность о действующих правилах и нормах HM/DG для обеспечения безопасности водителя, населения и окружающей среды. В нем также выделяются трудолюбивые, специально обученные сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся коммерческими транспортными средствами, которые проверяют транспортные средства, перевозящие HM/DG.
Кроме того, автоперевозчики, водители которых перевозят HM/DG, специально обучены технике безопасности в чрезвычайных ситуациях и применимым федеральным нормам HM/DG. HM/DG Road Blitz привлекает внимание водителей, грузоотправителей и автотранспортных перевозчиков, отвечающих требованиям безопасности, которые гарантируют, что HM/DG всегда должным образом маркируются, размещаются на табличках, упаковываются и закрепляются при транспортировке по нашим дорогам.
Более 6000 транспортных средств, перевозящих опасные материалы/опасные грузы, были проверены в ходе необъявленной пятидневной инспекционной инициативы CVSA
12 октября 2022 г.
С 13 по 17 июня инспекторы коммерческих автотранспортных средств проинспектировали 6 204 транспортных средства, перевозящих опасные материалы/опасные грузы (HM/DG), и 6 668 упаковок HM/DG в Канаде и США в рамках пятидневной необъявленной инспекции HM/DG и правоприменительной инициативы для Альянс безопасности коммерческих транспортных средств (CVSA). Общее количество нарушений составило 1774.
Водители, которые перевозят HM/DG, специально обучены технике безопасности в чрезвычайных ситуациях и применимым федеральным нормам HM/DG. Программа CVSA HM/DG Road Blitz посвящена водителям, грузоотправителям и автоперевозчикам, соблюдающим требования безопасности, которые гарантируют, что HM/DG всегда должным образом маркируются, размещаются на табличках, упаковываются и закрепляются при транспортировке по нашим дорогам.
Транспортным средствам, в которых были обнаружены нарушения правил эксплуатации, связанные с HM/DG, и/или любые другие нарушения водителей или транспортных средств, выведенные из эксплуатации, было запрещено движение до тех пор, пока не будут устранены все нарушения, связанные с выходом из эксплуатации.
Во время дорожного налета HM/DG в 2022 году инспекторы обнаружили следующие нарушения HM/DG:
- 408 нарушения товаросопроводительных документов
- 269 нарушения упаковки неоптовых/мелких средств сдерживания
- 272 Нарушения в отношении упаковки больших объемов/крупногабаритных средств сдерживания
- 76 нарушения маркировки негабаритных/малых средств сдерживания
- 159 упаковка сыпучих материалов/крупногабаритные средства сдерживания нарушения табло
- 79 другие нарушения знаков безопасности
- 168 нарушения погрузки и крепления
- 43 Нарушение целостности упаковки HM/DG (утечка)
- 84 Нарушения сертификата об обучении перевозке опасных грузов (только для Канады)
Ниже приводится сводка проверенных типов классов HM/DG с разбивкой по странам и суммированием для общего количества по Северной Америке.
Класс | Описание | Канада | США | Итого |
Класс 1 | Взрывчатые вещества, такие как боеприпасы, фейерверки, сигнальные ракеты и т. д. | 15 | 150 | 165 |
Класс 2 | Газы, легковоспламеняющийся, негорючий кислород и опасность при вдыхании | 129 | 1 343 | 1 472 |
Класс 3 | Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, такие как мазут, ацетон, клеи, краски, бензин, этанол, метанол, некоторые пестициды и т. д. | 240 | 2 962 | 3 202 |
Класс 4 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, способные к самовозгоранию, и вещества, которые при контакте с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы, такие как белый фосфор и натрий. | 6 | 331 | 337 |
Класс 5 | Окислители и органические перекиси, такие как перекись водорода, перманганат калия, нитрит натрия, нитрат аммония, удобрения и генераторы кислорода. | 8 | 179 | 187 |
Класс 6 | Токсичные и инфекционные вещества; любой материал, кроме газа, который настолько токсичен для человека, что представляет опасность для здоровья во время транспортировки, например, цианид, биологические образцы, медицинские отходы и некоторые пестициды. | 12 | 119 | 131 |
Класс 7 | Радиоактивные материалы, такие как кобальт-60 и цезий-137. | 0 | 19 | 19 |
Класс 8 | Жидкие или твердые коррозионные вещества, такие как серная кислота и гидроксид натрия, вызывающие полное разрушение кожи человека в месте контакта в течение определенного времени. | 64 | 921 | 985 |
Класс 9 | Прочие HM/DG, такие как ацетальдегид, аммиак, асбест, высокотемпературные материалы и бензальдегид. | 11 | 369 | 380 |
У правительств Канады и США есть строгие программы проверки и контроля для обеспечения соблюдения правил, касающихся перевозки ТМ/ДГ. В США Управление по безопасности трубопроводов и опасных материалов (PHMSA) и Федеральное управление по безопасности автомобильных перевозчиков (FMCSA) несут ответственность за регулирование и обеспечение безопасного и надежного перемещения опасных материалов.