Трехкомпонентный нейтрализатор это: Каталитический нейтрализатор: устройство и принцип работы

устройство, принцип работы, виды, неисправности

Автомобильный катализатор – прямой ответ инженеров на всё более и более строгие требования к экологической чистоте транспорта. Можно сколько угодно рассуждать о полном сгорании топлива, высчитывать параметры стехиометрической смеси топлива и воздуха, улучшать качество моторных масел, но рано или поздно наступает предел для таких улучшений. А результат всё равно не идеален: то топливо не слишком чистое, то сбоит система подачи, то свечи зажигания начинают шалить… А требования к составу выхлопа только ужесточаются. Часто катализаторы подвергаются замене, для того чтобы обеспечить экологичный выхлоп автомобиля. Приём катализаторов в Самаре и в других городах осуществляется специализированной фирмой, которая занимается утилизацией данных каталитических нейтрализаторов.

Так были созданы системы доочистки: каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр, система дожига. Они помогли добиться того, чего так хотят защитники природы – минимального количества вредных веществ, выбрасываемых автомобилем в атмосферу. В этой статье мы приподнимем тайну и раскроем все секреты устройства и принципа работы автомобильного катализатора.

Содержание

  1. Что такое катализатор и для чего он нужен?
  2. Устройство и принцип работы катализатора
  3. Классификация нейтрализаторов
  4. Неисправности катализатора, их признаки
  5. Как проверить катализатор?
  6. Полезные советы
  7. Заключение

Что такое катализатор и для чего он нужен?

Катализатор – это устройство нейтрализации вредных веществ, входящих в состав выхлопных газов. В процессе сгорания топлива образуются углеводороды CH (именно их присутствие окрашивает выхлоп в черный цвет), оксид азота NO и NO2 (он вызывает так называемые кислотные дожди) и оксид углерода CO (угарный газ, отбирающий кислород из воздуха для полного окисления). Именно с этими соединениями борются экологи.

Каталитический нейтрализатор, встроенный в выхлопную систему, проводит окислительно-восстановительную химическую реакцию, в результате которой образуются безвредные вещества азот N2, углекислый газ CO2 и вода h3O. Автокатализаторы, выполняющие нейтрализацию всех трех вредных элементов выхлопа, называют трехкомпонентными или трехступенчатыми, и именно их устанавливают в современные автомобили.

Расположение катализатора в системе выхлопа автомобиля

Для своей работы нейтрализатор не требует никаких дополнительных источников энергии, все реакции происходят благодаря активному покрытию. Однако он имеет достаточно высокую рабочую температуру, поэтому он находится за выпускным коллектором, но на таком расстоянии от двигателя, чтобы не перегреться (примерно под передним пассажирским сиденьем). Так он разогревается от раскаленных выхлопных газов и выходит на рабочий режим.

Для контроля работы катализатора (и двигателя тоже) устанавливаются датчики кислорода: один перед входом в катализатор, другой – на выходе из него. По количеству остаточного кислорода в выхлопе система ЭБУ делает выводы о режиме работы двигателя, и в случае необходимости корректирует подачу воздуха и топлива в камеры сгорания.

Устройство и принцип работы катализатора

Устройство типового автомобильного катализатора

Автокатализатор имеет довольно простое устройство.

  1. Стальной корпус с термоизолирующим слоем находится позади выпускного коллектора.
  2. Внутренний наполнитель – сотовая (сотово-трубчатая) структура, покрытая внутри активным слоем (в качестве каталитического вещества может использоваться платина, платиново-иридиевый сплав, родий, палладий). Сотовая структура позволяет повысить площадь контакта выхлопных газов с активным веществом, а значит, более эффективно провести химические реакции.
  3. Материал наполнителя – керамика или металл, в зависимости от конструкции и стоимости катализатора.

Принцип работы по своей сути простой, и подробно описан на видео, ниже.

  • Драгоценные металлы, нанесенные на внутреннюю поверхность сот катализатора, активируют процессы окисления.
  • Оксид азота NO разлагается на составляющие атомы: азот N и кислород O. Атомы азота соединяются между собой, образуя устойчивый азот N2. Кислород присоединяется к угарному газу CO и образует углекислоту CO2.
  • Захватывая остаточный кислород из выхлопных газов, катализатор расщепляет углеводороды CH, после чего углерод C соединяется с двумя молекулами кислорода, образуя всё тот же CO2, а оставшийся водород присоединяется к кислороду и получается вода h3O.
  • Остаточный кислород фиксирует лямбда-зонд на выходе из катализатора, и это дает бортовому компьютеру информацию о работе устройства.

В идеальных условиях автокатализатор ничего не накапливает внутри: все поступающие в него вещества покидают сотовую структуру. Однако добиться идеальных условий практически невозможно, значит, каталитический нейтрализатор со временем «деградирует» и хуже справляется со своей задачей.

Классификация нейтрализаторов

По функционалу катализаторы-нейтрализаторы делятся на двух- и трехкомпонентные.

  1. Двухкомпонентный каталитический нейтрализатор работает только с обезвреживанием угарного газа и углеводородов. Это устаревшая модель, которая уже не используется в новых автомобилях.
  2. Трехкомпонентный автокатализатор получил еще и функцию нейтрализации оксида азота. Новый вид, который быстро «взяли на вооружение» инженеры автоконцернов.

По материалу изготовления катализаторы бывают керамические, металлические и спортивные.

  1. Керамические – намного дешевле, чем их металлические аналоги, но при этом более хрупкие (удар по корпусу гарантировано разбивает дорогую сердцевину), страдают от перепадов температур (достаточно заехать с раскаленным катализатором в достаточно глубокую лужу) и страдают от сбоев в системе зажигания (детонация или позднее зажигание разрушает соты). Кроме того, керамический автокатализатор может разрушаться не сразу, а постепенно, образуя мелкую пыль. Эта керамическая пыль (очень твердая) может попасть в двигатель через выпускной коллектор и вызвать поломки, требующие капитального ремонта.
  2. Металлические – более дорогие, но и более надежные устройства, выполненные из металлической сотовой структуры, упругой и устойчивой к механическим воздействиям. Кроме того, металл не образует мелких частиц, а значит, более безопасен для двигателя.
  3. И еще одна, отдельная категория катализаторов – спортивные. Так называют устройства с повышенной пропускной способностью, благодаря которой двигатель прибавляет несколько процентов мощности. Спортивные автокатализаторы устанавливаются в прямоточные выхлопные системы и считаются самыми надежными, хоть и самыми дорогими.

Неисправности катализатора, их признаки

В нормальном, «европейском» режиме эксплуатации катализатор служит примерно 150-200 тысяч километров (если верить производителям), после чего требует замены. У нас же условия для этого девайса далеко не курортные: низкое качество бензина, поддельные моторные масла, установка ГБО сокращают и так не слишком большой срок его жизни. А это означает, что нужно разбираться в том, как именно автокатализатор дает сигнал о неисправности.

1. Нагар внутри катализатора. Это проблема номер один для тех, кто ездит на некачественном (этилированном) топливе. Причиной нагара может стать и неисправная система зажигания: пропуски зажигания заставляют двигатель выбрасывать несгоревший бензин в выхлопную трубу, и он забивает катализатор.

Нагар на катализаторе

Также нагар может появляться, если большое количество моторного масла попадает в камеру сгорания. В этом случае дым становится густо-черным, и катализатор попросту не справляется с таким количеством углеводородов. На сотах образуется нагар и они перестают пропускать выхлопные газы.

Первый признак забитого нейтрализатора – снижение динамики автомобиля. Машина всё хуже набирает скорость, особенно после полноценного прогрева. Растет расход топлива, вплоть до прибавки нескольких литров на 100 километров, а также быстрей уходит на угар моторное масло. В конце-концов автомобиль однажды просто не заводится.

2. Оплавление автокатализатора. Это проблема керамических катализаторов, менее устойчивых к высоким температурам, чем металлические. Причиной оплавления сот может стать сбой в системе зажигания, когда огонь попадает в выпускной коллектор. А также система ГБО, у которой температура выхлопа выше, чем у бензина (но выясняется это, конечно, уже пост-факту).

Оплавление нейтрализатора

Внешне, катализатор может выглядеть нормально, однако если внутренняя часть пострадала от слишком высоких температур, использовать его больше нельзя.

3. И третья проблема – выгорание активного слоя внутри сот. Сделать с этим ничего нельзя: автокатализатор имеет свой срок службы, и расход каталитического вещества, к сожалению, у него тоже есть.

Во всех трех случаях катализатор меняют на новый. Некоторые водители предпочитают вообще удалить его из выхлопной системы автомобиля, оставив «обманку» для ЭБУ. Что ж, это вопрос личной ответственности и перед природой, и перед будущими поколениями.

Как проверить катализатор?

На видео, ниже, есть несколько лайфхаков по проверке каталитического нейтрализатора.

https://www.youtube.com/watch?v=RcvEdfisc_Y

Понять, почему машина стала хуже ездить, а на приборной панели горит «чек», могут в сервисе после детальной компьютерной проверки всех систем. Но и самостоятельно можно провести элементарную диагностику работы катализатора.

  1. Посмотреть на цвет выхлопа: черный цвет указывает на то, что катализатор не работает, поскольку пропускает вредные углеводороды наружу.
  2. Оценить давление выходящих выхлопных газов «наощупь» – приложить руку к отверстию выхлопной трубы. Низкий напор говорит о том, что катализатор пора менять.
  3. Заглянуть под машину после длительной поездки: если корпус катализатора раскален, это говорит о снижении его пропускной способности.
  4. Следующая диагностика уже делается в сервисе: проверка давления выхлопа и сравнение показателя с эталонными данными. Манометр для определения давления устанавливается на место лямбда-зонда.
  5. И, наконец, визуальный осмотр демонтированного нейтрализатора выхлопных газов на предмет засорения, выгорания или оплавления.

Замена катализатора делается после того, как будет установлено, что в проблемах виноваты забитые или оплавленные соты. Однако и причину оплавления или засорения катализатора нужно найти и устранить, иначе новый нейтрализатор постигнет та же участь. Именно поэтому в современных автомобилях настолько взаимосвязаны все системы и установлено множество контролирующих датчиков.

Полезные советы

На видео с популярного канала «Главная дорога» очень доходчиво показано зачем катализаторы в автомобилях, как их правильно эксплуатировать, можно ли без них и чем это грозит.

Подытожив видео, несколько полезных советов, ниже, для тех, у кого в автомобиле установлен катализатор.

  1. Высокая цена нейтрализатора объясняется использованием драгоценных металлов в конструкции катализатора. Сейчас инженеры и химики пытаются использовать золото, которое немного дешевле, чем металлы, что уже применяются для производства катализаторов.
  2. Бережное отношение ко всем системам автомобиля – залог долгой их службы. Катализатор связан с другими узлами автомобиля, и зависит от их адекватной работы.
  3. Выбор моторного масла для автомобиля с катализатором – отдельная история. Нужно только то масло, что помечено как «подходящее для современных систем доочистки выхлопных газов», то есть катализаторов на бензиновом двигателе и сажевых фильтров – на дизельном.
  4. Залегание поршневых колец означает не только перерасход масла, но и скорый выход катализатора из строя.
  5. А сам неисправный автокатализатор, наоборот, влияет на работу двигателя. Забитые соты способствуют перегреву ЦПГ, поскольку не дают нормально отводить выхлопные газы.
  6. Катализатор, который демонтирован с автомобиля (если его меняют из-за преждевременного выхода из строя) содержит в своем составе драгоценные металлы.
    Так что можно либо попросить за него скидку на работу мастера, либо забрать с собой (правда, непонятно, что делать дальше с этим «сокровищем»). И только полностью отработанное устройство не стоит ничего.

Заключение

Пока что у нас каталитический нейтрализатор считается в основном проблемой: бензин грязный, и из-за этого катализатор служит недолго. Есть уже налаженный бизнес по замене штатного устройства на пламегаситель-«обманку», который никак не влияет на чистоту выхлопа, но и не отнимает деньги.

Правильно ли это? Каждый решает для себя, что ему выгодней и легче: дышать вредными испарениями или периодически оплачивать ремонт или замену фильтра. Однако в странах Европы давно просчитали, что именно в конечном итоге выгодней каждому гражданину, и теперь наличие катализатора в системах доочистки выхлопа является обязательным на всех новых автомобилях.

Как работает катализатор

Катализатор — как правильно диагностировать его работу?


Каталитические реакторы или каталитические нейтрализаторы, так как это правильные названия катализаторов, используемых в настоящее время во всех вновь выпускаемых транспортных средствах, являются важным элементом системы выпуска отработавших газов.

Задача катализатора состоит в том, чтобы уменьшить количество вредных веществ, попадающих в атмосферу из выхлопных газов, прежде всего, окиси углерода (CO), углеводородов (HC) и оксидов азота (NOx).


С КАКИХ ЭТО ПОР?


Правила, касающиеся контроля выхлопных газов, имеют почти 60-летнюю историю. Они были впервые введены в действующий закон США в 1960 году.

Также в Соединенных Штатах, в качестве одной из первых стран (к которой позже присоединились Япония и Европа), было введено не только обязательство использовать каталитические нейтрализаторы в выхлопных системах, но и была создана единая бортовая диагностическая система.

Последнее состояло в основном из контроля эффективности катализаторов, конечно, в очень ограниченном объеме для контроля выбросов вредных выхлопных соединений для тех времен.

ГДЕ ОН СОБРАН И КАК ОН РАБОТАЕТ?


Внешне каталитический нейтрализатор представляет собой жестяную коробку, напоминающую глушитель в выхлопной системе. Из-за материала, используемого для строительства, мы различаем два типа катализаторов: керамический с керамическим блоком и металлический с металлическим блоком.

бортовые мини погрузчики Bawoo

Внутренние части блоков содержат большое количество каналов с сотовой структурой. Они покрыты слоем благородного металла: чаще всего это платина, но также собраны родиевые и палладиевые катализаторы. Драгоценные металлы вступают в химическую реакцию с токсичными компонентами, содержащимися в выхлопных газах, что приводит к их снижению.

HC, CO И NOX — ТОЛЬКО В БЕНЗИНЕ

Одним из наиболее часто используемых компонентов в автомобилях с бензиновым двигателем является трехкомпонентный катализатор TWC (от Трехстороннего катализатора). Название происходит от его работы, то есть одновременного восстановления оксидов азота (NOx) и окисления углеводородов (HC) и оксида углерода (CO). В свою очередь, в установках самовоспламенения используются реакторы, окисляющие только соединения НС и СО. Одновременное снижение NOx невозможно из-за того, что эти двигатели работают на плохих смесях.

КОГДА И КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ?


Не все знают, что в транспортных средствах, изготовленных в первые годы 21-го века, эффективность каталитических реакторов не контролировалась бортовой диагностической системой. Как следствие, владелец может переместить автомобиль с неисправным устройством, не зная об этом факте.

Ситуация изменилась в январе 2005 года, когда вступили в силу правила Euro IV. Они ввели обязательство контролировать эффективность работы каталитического нейтрализатора с помощью бортовой системы автодиагностики. Когда эффективность каталитического нейтрализатора значительно снижается, водитель информируется о ситуации, загорая контрольную лампу MIL (индикатор неисправности) на комбинации приборов.

АВТОДИАГНОСТИКА — КАК ЭТО РАБОТАЕТ?


Два датчика, измеряющие содержание кислорода в выхлопных газах, используются для системы самодиагностики. Один из зондов расположен перед каталитическим реактором (управление некоторыми системами для уменьшения выбросов выхлопных газов и работы двигателя), другой — за каталитическим преобразователем (управление некоторыми системами для снижения выбросов, а также самого катализатора).

Когда каталитический нейтрализатор нагревается до рабочей температуры, датчик, расположенный за каталитическим реактором, должен поддерживать состояние напряжения около 0,8 В. Благодаря эффективному каталитическому нейтрализатору в выхлопных газах остается небольшое количество свободных молекул кислорода. Это нормальное явление, потому что кислород расходуется в каталитическом процессе для окисления вредных газов в безвредные газы.

Однако, если катализатор поврежден или, по крайней мере, значительно снижается его эффективность, зонд за катализатором будет показывать количество молекул кислорода, аналогичное количеству зонда перед катализатором. Как следствие, напряжение зонда за каталитическим нейтрализатором будет колебаться между 0,8 и 0,45 В, в зависимости от пропорций топливовоздушной смеси, контролируемой электронным блоком управления. Отклонения в работе от значений, хранящихся в памяти блока управления, приводят к тому, что соответствующий код ошибки сохраняется в памяти и вышеупомянутый индикатор MIL на комбинации приборов. в зависимости от пропорции топливовоздушной смеси регулируется электронным блоком управления. Отклонения в работе от значений, хранящихся в памяти блока управления, приводят к тому, что соответствующий код ошибки сохраняется в памяти и вышеупомянутый индикатор MIL на комбинации приборов. в зависимости от пропорции топливовоздушной смеси регулируется электронным блоком управления. Отклонения в работе от значений, хранящихся в памяти блока управления, приводят к тому, что соответствующий код ошибки сохраняется в памяти и вышеупомянутый индикатор MIL на комбинации приборов.

Нейтрализатор конденсата

— что это такое и нужен ли он вам?

Источник: Emerson Swan.

Вы приобрели высокоэффективную печь, чтобы использовать меньше топлива и уменьшить свой углеродный след. Вы всегда считали себя ответственным за окружающую среду, но знали ли вы, что ваша высокоэффективная печь Trane может выделять кислоту в канализационную или септическую систему? Читайте дальше, чтобы узнать, как свести к минимуму риск кислотного загрязнения.

Что такое конденсат?

Ваша высокоэффективная печь работает на сжигании природного газа. При сжигании природного газа в качестве побочных продуктов образуется вода и угарный газ. Сточные воды сливаются в вашу канализационную систему, а отработанные газы, такие как угарный газ, выводятся за пределы вашего дома. Хотя сточные воды или конденсат, образующиеся в результате сжигания, технически чисты, их рН составляет от 2,9 до 4, что делает их кислыми.

Чем опасен конденсат

Поскольку конденсат является кислотным, он может повредить водопроводные трубы, вызывая их преждевременную коррозию. Кислый конденсат также может нанести серьезный ущерб местной канализации, трубам, септическим системам и водоочистным сооружениям.

Что такое нейтрализатор конденсата?

Нейтрализатор конденсата фильтрует и нейтрализует побочные продукты воды, что позволяет безопасно утилизировать их в канализацию. С профессиональной помощью к дренажной трубе, выходящей из вашей печи, можно присоединить нейтрализатор конденсата, чтобы нейтрализовать сточные воды.

Нейтрализатор конденсата представляет собой устройство, устанавливаемое в линию слива конденсата из конденсационного котла, водонагревателя или печи. Он предотвращает попадание конденсата в канализацию.

Как работают нейтрализаторы конденсата?

Нейтрализаторы конденсата представляют собой трубы или ящики, заполненные гравийными частицами. Эти частицы, которые включают основные соединения, такие как карбонат кальция, CO2 и соль, фильтруют и нейтрализуют сточные воды, когда они проходят через дренажную трубу.

Вам нужен нейтрализатор конденсата?

В некоторых городах владельцам высокоэффективных печей требуется установка нейтрализаторов конденсата. Это может быть связано с тем, что в городе были проблемы с кислой водой, вызывающей повреждение канализационных труб. Даже если ваш город не требует от вас установки нейтрализатора конденсата, вам обязательно следует подумать об этом, если у вас есть высокоэффективная печь или вы заметили коррозию дренажных труб вашей печи. Все высокоэффективные печи создают кислую воду как побочный продукт процесса сгорания, поэтому лучше всего установить нейтрализатор конденсата до того, как коррозия повредит ваши трубы, септическую или канализационную систему.

Как приобрести и установить нейтрализатор конденсата

Чтобы приобрести и установить нейтрализатор конденсата, обратитесь к местному подрядчику по отоплению, например, в Ray N. Welter Heating Company. Специалисты HVAC обладают наилучшей квалификацией, чтобы помочь вам выбрать нейтрализатор конденсата, который соответствует вашей печи и вашим потребностям. Как и все остальное, нейтрализаторы конденсата можно найти и купить в Интернете. Тем не менее, они бывают разных размеров и могут быть сложными в установке, поэтому лучше всего обратиться за помощью к профессионалу.

Чтобы узнать больше о нейтрализаторах конденсата или установить их в своем доме, свяжитесь с Ray N. Welter Heating Company уже сегодня!

Как нейтрализовать кислоты и щелочи

Разливы опасных веществ должны быть абсорбированы, нейтрализованы или контролироваться во время происшествия, чтобы обеспечить безопасность на рабочем месте.

Кислотная и щелочная нейтрализация помогает сделать разлитые материалы более безопасными при обращении и снизить стоимость утилизации.

Как узнать, является ли раствор кислотным или щелочным?

Лучший способ определить, является ли материал кислотным или щелочным, — это измерить его рН. Это можно сделать с помощью рН-бумаги, химических индикаторов или рН-метров. Шкала pH измеряется от 0 до 14. Химические вещества с pH от 0 до 3 считаются сильными кислотами. Химические вещества с рН от 12 до 14 считаются сильными основаниями. Чтобы считаться нейтральным, химическое вещество должно иметь рН 7.

Кислоты обычно имеют кислый вкус и рН менее 7. Существует два типа кислот: минеральные (неорганические) кислоты, такие как серная, соляная или азотная. и карбоновые (органические) кислоты, такие как муравьиная или уксусная. Для нейтрализации кислот используют слабое основание.

Основания имеют горький или вяжущий вкус и рН выше 7. Обычными основаниями являются гидроксид натрия, гидроксид калия и гидроксид аммония. Основания нейтрализуют слабой кислотой.

Продукты для нейтрализации кислот и щелочей

Существует множество различных продуктов, помогающих нейтрализовать кислоты и щелочи. Они могут быть такими же простыми, как пакет с лимонной кислотой или бикарбонатом натрия (пищевая сода), или сложными, как отвердитель и нейтрализатор вместе взятые. Одними из основных соображений при выборе наилучшего метода нейтрализации являются безопасность (смешивание химикатов всегда является потенциально опасным процессом), стоимость и удобство.

При нейтрализации кислота и основание реагируют с образованием воды, соли и тепла. Если и кислота, и основание очень сильные (например, концентрированная соляная кислота и концентрированный гидроксид натрия), произойдет бурная реакция. Вот почему большинство нейтрализаторов очень слабые — они помогают поддерживать медленный темп реакции и уменьшают выделение тепла и газа.

Большинство производителей нейтрализаторов указывают приблизительный объем кислоты/щелочи, который их продукт нейтрализует. Для нейтрализации кислоты или основания может потребоваться большое количество продукта, особенно если он концентрированный. Некоторые нейтрализаторы кислот и оснований имеют встроенный цветовой индикатор, который сообщает вам, когда разлив нейтрализован. Другие нейтрализаторы требуют, чтобы вы проверяли pH с помощью pH-бумаги или pH-метра, чтобы контролировать процесс нейтрализации. Некоторые нейтрализаторы также затвердевают при нейтрализации разлива, что облегчает его очистку. См. сравнительные таблицы ниже для примеров соотношения обработки для некоторых распространенных нейтрализаторов кислот и щелочей.

Таблица A

Галлоны нейтрализованной кислоты

Кислота

Spill-X-A ®
2,5 фунта.

Spilfyter ® Сухая кислота
2,0 фунта.

Уксусная кислота 99%

. 30

.25

Соляная 37%

.27

.31

фтористоводородная 49%

.25

*

Азотная 70%

.55

*

Перхлорная 70%

.29

*

Фосфор 85%

.30

.10

Серный 93%

.30

.27

*Не применимо


Таблица B

Галлоны нейтрализованного основания

Основание

Spill-X-C ®
2,0 фунта.

Spilfyter ® Сухая основа
2,0 фунта.

Гидроксид аммония

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *