Ушастый заз: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»? Автомобильный портал 5 Колесо

Самый известный советский автомобиль: «ушастый» ЗАЗ

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

02.05.2020 07:27

Поделиться

Валерий Карташов

скриншот с youtube.com

Журналист и видеоблогер Иван Зенкевич рассказал о версии «Запорожца» с индексом -968А. Сегодня встретить живой экземпляр в отличном состоянии большая удача.

ЗАЗ-968А является глубокой модернизацией «запорожца» первого поколения ЗАЗ-966. От предшественника модель отличается иным оформлением передней части кузова. Фальшрадиаторная решетка типа «китовый ус» уступила место алюминиевой детали с двумя прорезями, указатели поворота сместились вниз, в уровень с габаритными огнями. «Уши-воздухозаборники» стали короче, круглые фары и фонари сохранились.

Салон получил новую приборную панель и оригинальные сиденья. Также появился замок зажигания «жигулёвского» образца с противоугонной блокировкой. В остальном внутри «Запорожца» царит минимализм и теснота. Щиток приборов состоит из спидометра и указателя уровня топлива. Доступ на задний ряд осуществляется с помощью откидного кресла. Из особенности можно отметить педальный узел, который заметно смещен вправо относительно рулевой колонки.

Советский автомобиль обладает заднемоторной компоновкой. Соответственно багажное отделение находится спереди, а подкапотное пространство сзади. В багажнике пространство съедается запасным колесом, аккумулятором и бензиновой печкой.

Фото: скриншот с youtube.com

ЗАЗ-968А оснащается 1,2-литровым двигателем МеМЗ-968 мощностью 41 л.с. Мотор расходует в среднем всего 6 литров на 100 км при скорости 80 км/ч. До «сотни» «Запорожец» разгоняется за долгие 32 секунды, максимальная скорость составляет оптимистичные 118 км/ч.

Подвеска у машины полностью независимая — торсионная спереди и пружинная сзади. Дорожный просвет равен 200 мм, а днище идеально плоское. Тормозная система стала двухконтурной, но «барабаны» остались.

Прежде всего ЗАЗ любили за доступность, простоту, ремонтопригодность и высокую проходимость. ЗАЗ-968А выпускался в период с 1973 по 1979 годы. С конца 1979 года в серию пошла модернизированная модификация -968М с обновлённым экстерьером. «Малолитражка» производилась на Запорожском автомобильном заводе до 1994 года.

Фото: скриншот с youtube.com

Поделиться

Главное сегодня

  • Путин назвал завистниками тех, кто предрекает России зависимость от Китая

  • Причиной взрыва в тульском Киреевске стал разведывательный беспилотник

  • Под Сватово уничтожен командир националистического отряда «Бешкетники Сирка» Иван Щеголов

  • NHK: Решение разместить ядерное оружие РФ в Беларуси стало ответом на действия Запада на Украине

  • Ожидаемая продолжительность жизни россиян приблизилась к допандемийным значениям

  • Sunday Times: ВС Украины теряют до 200 военнослужащих в сутки в боях за Артемовск

чем радовал и злил владельцев «ушастый» — журнал За рулем

Как быстро летит время! Казалось, еще совсем недавно я был счастливым обладателем не «горбатого», а «ушастого» Запорожца! И вот уже этот автомобиль отмечает полувековой юбилей. Прекрасный повод вспомнить о курьезах и некоторых технических проблемах, с которыми сталкивались владельцы шумного, но популярного 966-го.

Так получилось, что в моей истории было два «ушастых» Запорожца. Первый — с мотором 30 л.с., который мне достался от отца, и второй, с 40-сильным движком и в экспортном исполнении, талон на приобретение которого вручили тестю к его уходу на пенсию. Поэтому все, о чем пойдет дальше речь, — истории жизненные, которые случались со мной или другими знакомыми владельцами Запорожцев.

ЗАЗ-966 В


Сиденье без спинки

Удобным сиденье 966-го можно было назвать весьма условно. На зависть водителям «горбатых» ЗАЗ-965, под дерматином кресла «ушастого» имелся слой вспененного полиуретана. Поэтому кресло смотрелось солидно, хотя солидности в нем никакой не было. Каркас спинки был сварен из тонкостенных стальных трубок, которые по мере эксплуатации постепенно отгибались назад. Сами спинки не регулировались. Для компенсации со временем возрастающего наклона под салазки сиденья подкладывались дощечки разной толщины. При этом неизбежно усиливался наклон подушки. Приходилось выбирать золотую середину между тем, чтобы не завалиться назад и не съехать под руль.

Сиденье водителя вот так просто приподнималось. За ним можно было пристроить запаску в случае поломки спинки.

Юбилей ЗАЗ-966: откуда уши растут

Меня проблема как-то обходила стороной. Но ровно до тех пор, пока не остановился на перекрестке на Пушкинской улице (ныне Большая Дмитровка), у дома Педагогической книги. В тот момент, когда я выжал сцепление и уже включал передачу, спинка моего сиденья дала трещину и я повалился навзничь. Вместо дороги и светофора перед глазами белел потолок салона. Каким чудом удалось рвануть ручник, чтобы удержать автомобиль на уклоне, до сих пор для меня остается загадкой. Что было дальше? Дальше я вынул запаску и водрузил ее между злополучной спинкой и задним диваном.

Так и добрался до дома.

Одометр, сокращающий расстояния

Как-то раз по дороге на юг я обратил внимание на то, что при нажатии на педаль акселератора на прямой передаче стрелка спидометра, вместо того чтобы отклоняться в сторону увеличения показаний, делает совершенно обратное. Скорость же самого автомобиля при этом растет. При сбросе «газа» все происходит с точностью до наоборот: скорость падает, а стрелка подскакивает к отметке 100 км/ч. В результате вместо ожидаемых трех тысяч километров пробега за отпуск я привез в Москву только две.

Приборный щиток «ушастого» иногда начинал стрекотать кузнечиком, когда тросик спидометра требовал смазки

Виной тому оказалась ослабшая гайка ведущего вала главной передачи. Дело в том, что шестерня тросового привода спидометра на 30-сильной версии установлена на круглом, без единой зацепки, ведущем валу главной передачи и удерживается от проворачивая только за счет стяжки, обеспечиваемой гайкой (на схеме она фигурирует под номером 10). Постепенный износ деталей плюс повышение рабочей температуры привели к тому, что при уменьшении вязкости масла шестеренка спидометра стала проскальзывать. Косые зубья четвертой скорости при разнонаправленных нагрузках то зажимали, то ослабляли стяжку деталей на валу главной передачи. Проблема решилась при затяжке злополучной гайки с нужным моментом.

Коробка передач и главная передача ЗАЗ-966 в разрезе. Под номером 10 — гайка ведущего вала главной передачи.

Хорошо, в то время на трассах не было детекторов скорости, да и сами инспектора не обзавелись радарами. Ведь доказать постовому, что ты ехал с разрешенной, согласно показаниям спидометра, скоростью, было бы невозможно!

Кстати, на 40-сильных агрегатах ведущие валы главной передачи имели шлицы, и шестерни привода спидометра на них не прокручивались.

Перегретое «сердце»

Неудачной была система воздушного охлаждения «ушастого», слов нет. На «тридцатке» – так именовался среди владельцев 30-сильный мотор — она работала вопреки всем законам физики. Задыхающийся от жары вентилятор засасывал разреженный горячий, проходящий через раскаленные чугунные ребра гильз цилиндров воздух и пытался загнать его в металлический кожух, чтобы выбросить внизу под номерным знаком.

Моторный отсек вечно перегревающегося из-за неудачной конструкции системы охлаждения ЗАЗ-966В.

С этой проблемой боролись разными способами. Наращивали «уши», приподнимали капот, подпирая его, кто чем может. Лично я противостоял перегреву правильной регулировкой карбюратора и точно выставленным зажиганием – 966-й был очень чувствителен к настройкам. К тому же не гнушался в некоторых особо трудных случаях чуть снизить темп движения.

На 40-сильных моторах конструкторы одумались. Вентилятор нагнетал холодный воздух к разогретым частям.

Знакомьтесь, Запорожец, легенда на колесах

Знакомьтесь, Запорожец, легенда на колесах

EN

  • дополненная реальность
  • Великобритания

ЕН

  • дополненная реальность
  • Великобритания

ЭКСКЛЮЗИВ Киев

Запорожец впервые сошел с конвейера завода в 1960 году в промышленном городе Запорожье на юго-востоке Украины.

Самая дешевая советская машина, ее освистывали за неудобную конструкцию багажника. Различные его модели назывались горбатыми, ушастыми и мыльницами, но невысокая цена делала Запорожец народным автомобилем. Его прочность и относительная простота ремонта были частью сделки.

Оригинальная версия Запорожца ЗАЗ-965 был в основном плагиатом популярного итальянского Fiat 600, который было легко производить массово. Цена оригинального «Запорожца» составляла 1800 советских рублей, что часто сравнивают с ценой 1000 бутылок водки. Зарплата обычного инженера в те времена составляла около 120 рублей.

К 1969 г. было выпущено около 320 000 автомобилей первой модели «Запорожца». За 34 года до окончания производства в 1994 г. было выпущено около 3,5 млн автомобилей всех моделей.
Николай Казаков, 31-летний программист, любитель «Запорожца», купил себе 1968 модели ЗАЗ-965А за 400 долларов в 2002 году. Говорит, что теперь машина стала его другом.

— Когда бывший хозяин подъезжал ко мне, я заметил на лобовом стекле наклейку «Продается друг», — улыбается Казаков. «Теперь я могу сказать то же самое об этой машине».

Казаков — часть сообщества, посвященного крутым модификациям старого Запорожца. Владимир Путин, избранный президент России, является счастливым обладателем модели 1972 года, что свидетельствует о том, что люди всех рангов неравнодушны к старому доброму продукту советского промышленного дизайна.

Версия старого Запорожца.

Оригинальный ЗАЗ-965 имеет форму насекомого, отсюда и его прозвище: горбатый. Но Казаков находит силуэт автомобиля очаровательным.

«Мне с детства нравилась форма горбатого Запорожца, — признается он. «Его внешний вид всегда вызывает положительные эмоции, и мне даже нравится звук его двигателя».

Модель имела ряд модификаций, специально разработанных для инвалидов-ветеранов Великой Отечественной войны, которые получали автомобили с большими скидками. Была более шикарная версия этой модели, которая делалась на экспорт и называлась Ялта или Ялта.

Казаков старается сохранить первоначальный вид своего Запорожца. «Этой зимой я начал капитальную реконструкцию своего автомобиля, чтобы сделать двухцветную классическую ялтинскую версию, — говорит он. «Хотя мне нужно сделать его более современным внутри».

Следующую модель Запорожца, ЗАЗ-966, начали выпускать в 1966 году. Как и у родителя, у него был двигатель сзади, а также своя особенность – комичные ушные дефлекторы, за что он и получил прозвище « ушастый».

Несмотря на то, что «Запорожец» был предметом многих шуток, он обладал прекрасными проходными качествами, за что его очень хвалили владельцы.

Юрий Пуляев, 25-летний житель Днепропетровска, владеет двумя ушастыми моделями. «Запорожец бросает вызов почти любой дороге; с толстым снежным покровом справляется», — хвастается Пуляев.

Он не против видеть улыбки на лицах людей, когда они видят, как он водит машину. Он сказал, что раньше его оскорбляли улыбки и тычки, но не больше. «Я могу позволить себе современный автомобиль, но не хочу», — говорит он.

Несмотря на то, что производство Запорожца закончилось 18 лет назад, сообщество его владельцев по-прежнему очень активно.

Несмотря на то, что производство «Запорожца» закончилось 18 лет назад, сообщество его владельцев по-прежнему очень активно. У них есть форумы в Интернете, и они часто собираются, чтобы поделиться опытом и отметить важные даты в истории легендарного автомобиля.

Киевский клуб болельщиков «Запорожца» в 2010 году отметил свое 10-летие съездом из 60 автомобилей.

«Наш клуб основан на товариществе и сотрудничестве, — говорит Казаков, член киевского клуба.

«Кто-то умеет сваривать, другой гуру электроделов. Я бы никогда не смог привести в порядок свою машину, если бы мои друзья не помогли мне», — говорит он.

Казаков говорит, что несмотря на шутки, «Запорожец» — технически исправная машина. Он называет это набором «сделай сам» для взрослых.

«Нет почвы для творчества, когда новый автомобиль на гарантии. Просто бери и езжай», — говорит он.

Он также добавляет, что, в отличие от большинства современных автомобилей, у него очень своеобразный дизайн. «И «Запорожец», и другие классические машины бросались в глаза. В них что-то было».

Сотрудник Kyiv Post Денис Рафальский доступен по адресу [email protected].

РОДСТВЕННЫЕ СТАТЬИ

Подробнее по этой теме

Глава МВД среди 14 погибших в результате крушения вертолета под Киевом

Еще 25 человек пострадали в результате крушения самолета возле детского сада.

Подробнее по этой теме

Kyiv Post Morning Memo – все, что вам нужно знать, среда, 18 января

Ежедневные сводки новостей прямо из столицы Украины.

вернуться к началу

Мастерская по индивидуальному заказу в Беларуси построила этот Porsche Boxster с кузовом ЗАЗ

Shift Custom изготовит для вас мотоцикл вашей мечты в Беларуси. Судя по выполненным проектам мастерской, мастера там неплохо умеют работать с металлом на заказ. Мне особенно нравятся завершенные проекты Ducati Bastardo и Shif Planeta Sport. Мастерская не так уж часто занимается сборкой автомобилей, но когда они это делают, они делают все возможное. Это не более очевидно, чем тот факт, что в магазине разбили ЗАЗ 9.68 на Porsche Boxster 986-го поколения. И заставил это работать.

Запорожцы были серией советских супермини, построенных как восточное следствие Volkswagen Beetle или английского Mini. Они были построены как человеческие автомобили в различных формах. ЗАЗ 968 представлял собой заднеприводное купе с выпуклыми закругленными воздухозаборниками по бокам для подачи охлаждающего воздуха к двигателю. В результате он получил прозвище «большие уши» или ушастый. Это очаровательная маленькая машинка, и, судя по всему, она ничем не примечательна в управлении. Это был основной транспорт для густонаселенного населения, которому не разрешалось ничего, кроме основного транспорта.

Если бы вы мечтали о ЗАЗ 968 и хотели бы, чтобы он ехал особенно хорошо, вам, по сути, пришлось бы вернуться к чертежной доске и начать все сначала. Это то, что сделали Shif Custom и дизайнер/владелец Юрий Шифа при создании этого автомобиля. 986 Boxster является одним из лучших автомобилей для водителя, и на него не особенно интересно смотреть, поэтому этот новый кузов может быть улучшением. Поскольку это частично Porsche и частично ZAZ, я думаю, что с этого момента я буду называть его P’ZAZ.

Легко сказать, что автомобиль основан на 3,2-литровом Boxster S, потому что лобовое стекло, боковые зеркала, верх и салон остались стандартными для Porsche. Однако спереди или сзади он выглядит очень похоже на кузов ЗАЗа, хотя и модифицированный.

По-видимому, в бывшем Советском Союзе существует старая бабья сказка, в которой говорится, что СССР заключил контракт с Porsche на разработку ЗАЗ, и что в его происхождении есть некоторая история Porsche. Я не могу найти никаких доказательств того, что такое произошло, хотя Porsche всегда был готов нанять дизайнеров по контракту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *