Устройство автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115 🦈 avtoshark.com
Машины ВАЗ 2108-2115 – элита советского и российского автопрома. Два семейства — «Лада Самара» и «Лада-110» – уникальный проект тольяттинских инженеров, который, благодаря воплощенным в металле новаторским решениям, на долгие годы сумел покорить сердца отечественных автомобилистов и составить достойную конкуренцию своим западным одноклассникам. Достойные технические характеристики этого продукта АвтоВАЗа позволяют держаться данным моделям на плаву и быть востребованными даже сегодня, спустя много лет после закрытия их производства.
Машины ВАЗ 2108-2115 – элита советского и российского автопрома. Два семейства — «Лада Самара» и «Лада-110» – уникальный проект тольяттинских инженеров, который, благодаря воплощенным в металле новаторским решениям, на долгие годы сумел покорить сердца отечественных автомобилистов и составить достойную конкуренцию своим западным одноклассникам. Достойные технические характеристики этого продукта АвтоВАЗа позволяют держаться данным моделям на плаву и быть востребованными даже сегодня, спустя много лет после закрытия их производства.
ВАЗ 2108-2115: общее устройство
Прежде чем детально углубится в устройство автомобиля ВАЗ 2109-2115, 2108, стоит упомянуть тот факт, что эти машины хоть и производились на одном предприятии, все же являются образцами двух разных семейств. Данной информацией владеют далеко не все автовладельцы и даже часто путают эти машины.
Так, первое из двух семейств, стартовало в 1984 году, трехдверным хэтчбеком – ВАЗ-2108 «Лада Самара», дебютная для данной линейки модель авто. Чуть позже вышла пятидверная версия — ВАЗ- 2109, в аналогичном исполнении кузова, а 1990 год стал датой выхода седана с индексом 21099, почти идентичного первым моделям зубилоподобного дизайна, но, соответственно седану, с отдельным от салона задним багажным отсеком.
Лада ВАЗ 2108
Далее, с 2001 и до 2013 года, АвтоВАЗ разработал и поставил на серийный поток рестайлинговые версии базовых моделей, которым осовременили дизайн и присвоили новые индексы в названиях – ВАЗ 2113 (усовершенствованная «Восьмерка»), 2114 (обновленная «Девятка») и 2115 (рестайлинг седана 21099).
Таким образом, упомянутые образцы, представляют семейство «Самара». Эти машины являются представителями поколения II автомобилей ВАЗ, первыми переднеприводными автомобилями “Волжского Автозавода”, а также абсолютно оригинальными моделями, пришедшими на смену устаревшим жигулям и не связанными технической преемственностью с Fiat 124.
Недостающее звено в цепочке номерных обозначений – машина «ВАЗ-2110», которая стала первенцем отдельной от «Лада Самара» линейки и по совместительству третьим поколением автомобилей ВАЗ. Концепт этого седана разрабатывали параллельно с «Восьмеркой», как несколько иную, более продвинутую версию, но выпустили модель гораздо позже, в 1996 году. Позднее семейство «Десятки» дополнили модификации в кузове универсал, а также пятидверный хэтчбек, под индексом 2111 и 2112 соответственно.
Следовательно, хэтчбек ВАЗ 2108 — первенец линейки «Лада Самара», а седан ВАЗ 2110 («Десятка») является головной моделью семейств 110, в которую также входят универсал 2111 и хэтчбек 2112. Теперь приступим непосредственно к ознакомлению с устройством этих популярных советско-российских автомобилей.
Поскольку модели ВАЗ 210-2115 построены на одинаковой компоновочной тележке – «Гамма», у них много одинаковых узлов и агрегатов, включая силовые установки, элементы ходовой части, а также тормозной системы.
Передняя подвеска
На “Самарах» и «Десятых», спереди реализована однорычажная независимая подвеска – «Макферсон». Ее конструкция состоит из главного элемента, гидравлической амортизационной стойки с витой пружиной. Она гасит вертикальные колебания кузова при наезде на неровности. Амортизационные стойки прикреплены верхней частью к брызговикам крыльев машины, а нижней к поворотным кулакам, соединенным со ступицами колес. Поворотные кулаки выполняют функцию поворота колес, при помощи прикрепленных к ним тяг, рулевого управления.
Подвеска Лада Самара
Дополнительные элементы подвески — нижние поперечные рычаги, соединяющие подвеску с рамой, отвечающие за гашение продольных колебаний ТС, а также растяжка с приводами стабилизатора поперечной устойчивости, предназначенными для снижения горизонтальных кренов кузова машины.
Задняя подвеска
На машинах ВАЗ 2108-2115 установлена задняя подвеска типа “торсионная балка”. Система подрессоривания задних колес снабжена основными элементами, уменьшающими динамические нагрузки на несущую конструкцию и снижающими колебания авто во время движения. Элементы задней подвески упруго прикреплены к поперечной балке.
Трансмиссия
Трансмиссия автомобиля – совокупность узлов и агрегатов, отвечающих за передачу крутящего момента от работающего двигателя на ведущие колеса. На моделях ВАЗ 2108-2115 этот агрегатный комплекс состоит из однодискового сухого сцепления и механической коробки переключения передач, частью которой являются конический двухсателлитный дифференциал, а также валов привода колес с внутренними и наружными ШРУСами.
Коробка передач
На моделях обоих семейств стоит безальтернативная пятиступенчатая коробка передач производства АвтоВАЗ. Все шестеренчатые передачи переднего хода оснащены синхронизаторами.
Коробка передач Лада Самара
Сухое однодисковое сцепление управляется при помощи педали на тросовой тяге. Средний ресурс данной ВАЗовской КПП рассчитан на 150 000 км пробега.
Приводные валы
Поскольку на автомобилях ВАЗ 2108-2115 установлена подвеска — “Макферсон”, передний привод комплектуется приводными валами с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУСами), которые водители, также называют гранатами. Привода колес, внутренней гранатой, входят в шлицевое соединение с коробкой передач, а точнее, с находящимся внутри коробки, дифференциалом. Наружные гранаты приводов соеденены шлицами со ступицей колес.
Двигатели, рулевой механизм, тормоза, электрика
На обсуждаемых моделях машин стоят рядные четырехцилиндровые бензиновые моторы, с четырехтактным рабочим циклом.
ДВС ВАЗ 2108-2115: принцип работы
Мотор «Самар» и «Десятых» состоит из кривошипно-шатунного, газораспределительного механизмов. КШМ находится в блоке цилиндров ДВС, отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии.
ДВС ВАЗ 2108-2115
ГРМ служит для своевременного впуска горючей смеси в цилиндр, выпуска отработанных газов. Его месторасположение — головка блока цилиндров. Рассмотрим подробнее принцип работы этих ключевых для работы двигателя систем.
КШМ: принцип работы
Устройство КШМ — совокупность таких деталей как коленчатый вал с кривошипами (коренными и шатунными шейками), поршни с шатунами, находящиеся в блоке цилиндров мотора, а также маховик. Поршни присоединены шатунами к шейкам коленвала. Во время работы ДВС, посредством энергии, образуемой при сгорании топлива, происходит вращательно-поступательное движение поршней внутри цилиндров. При этом поршни вращают коленвал. Вращаясь, коленвал передает вращение, на прикрепленное к его концу (хвостовику), маховое колесо, отвечающее за дальнейшую передачу крутящего момента на трансмиссию.
КШМ ВАЗ 2108-2115
Справка! Маховик коленвала, помимо передачи вращения на трансмиссию, участвует в запуске двигателя. Это происходит при помощи стартера. Дело в том, что кромка маховика имеет зубчатый венец. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, из стартера выдвигается бендикс, так называемая обгонная муфта. Эта муфта своими зубьями входит в зацепление с зубцами венца махового колеса. Одновременно с этим начинает вращатся электромагнитный двигатель стартера, который вместе с бендиксом проворачиваетт маховик и таким образом запускает мотор.
ГРМ: принцип работы
Газораспределительный механизм состоит из распределительного кулачкового вала, клапанов, ременной передачи. ГРМ расположен в верхней части БЦ, так называемой голове блока цилиндров. Приводной ремень надет на два шкива (колеса с желобами). Нижний шкив прикреплен к коленчатому валу, а верхний соединен непосредственно с распредвалом. Таким образом, при вращении коленвала вращается распредвал, который во время нахождения поршня в конкретной точке цилиндра, надавливает кулачками на клапана, чтобы открыть впускной или выпускной канал и открыть подачу топливо-воздушной смеси либо выпустить отработанные газы, сгоревшего топлива. Когда распредвал, продолжая вращаться вокруг своей оси, смещает кулачки, клапана закрывают каналы.
Чтобы было понятнее, давайте, на примере одного цилиндра, рассмотрим полный цикл работы ДВС, состоящий из четырех последовательных тактов.
- Впуск. Поршень опускается в цилиндре, увеличивая объем камеры сгорания. Одновременно, при помощи распредвала, открывается впускной клапан, и цилиндр начинает наполняться топливовоздушной смесью. Когда поршень достигает нижней мертвой точки, распределительный вал закрывает клапан, подача смеси прекращается, заканчивается такт впуска.
- Сжатие. На этом такте, при закрытых клапанах, поршень движется от нижней к верхней мертвой точки камеры сгорания, уменьшая объем цилиндра. Когда плунжер достигает верхнего предела, он вверху сжимает топливо-воздушную смесь, создавая давление около 10-15 бар. При этом под таким давлением топливо сильно нагревается, примерно до 300-480 градусов Цельсия. При подходе поршня к самой верхней точке, срабатывает свеча зажигания, между электродами которой образуется электрическая искра, воспламеняющая горючее. После воспламенения топлива заканчивается второй такт.
- Рабочий ход. После воспламенения, топливные газы нагреваются до 2000-2500 градусов Цельсия. А в результате окисления углеводородов и образования СО, СО2, газы расширяются, создавая давление порядка 30-40 бар, которое толкает поршень вниз. Опускаясь в нижнюю мертвую точку, поршень вращает коленчатый вал. Так происходит рабочий ход двигателя и завершается третий такт.
- Выпуск отработанных газов. На последнем этапе поршень из нижнего крайнего положения вновь перемещается к верхней мертвой точке. При этом в цилиндре находится сгоревшая топливовоздушная смесь в виде отработанных газов. На подходе плунжера к ВМТ, распредвал открывает выпускной клапан, и поршень выталкивает отработку из цилиндрической камеры внутреннего сгорания.
Газораспределительный механизм ВАЗ 2108-2115
После выдавливания выхлопных газов завершается полный рабочий цикл двигателя. Затем поршень возвращается в исходное положение и четырехтактный цикл снова повторяется. Такие вращательно поступательные движения обеспечивают вращение коленчатого вала, который соединен с поршнями. Затем, когда водитель включает скорость и отпускает педаль сцепления, коленвал передает крутящий момент через трансмиссию на ведущие колеса авто.
ВАЗ 2108-2115: типы двигателей
Модели линейки «Лада Самара» и семейства 110 выпускались с достаточно обширной гаммой моторов собственного производства, включающих карбюраторные агрегаты (на ранних моделях) и инжекторные двигатели с распределенным типом впрыска. Это исключительно четырехцилиндровые моторы, но с разным количеством клапанов: 8 или 16, в зависимости от модификации мотора.
Двигатели ВАЗ 2108-2015 | ||||||
Модели «Лада» (года выпуска) | Марка ДВС | Узел питания ДВС | Цилиндры/клапана | Объем, см³ (л) | Мощность кВт (л.с.)
| Загиб клапанов при обрыве ремня ГРМ |
2108 (1984 – 2004) | 2108 | карбюратор | 4/8 | 1289 (1,3) | 47,2 (64) | да |
2109 (1987 – 1997) | ||||||
21099 (1990 – 2004) | ||||||
2108 (1987 – 1996) | 21081 | карбюратор | 4/8 | 1100 (1,1) | 40 (54) | да |
2109 (1987 – 1996) | ||||||
21099 (1990 – 1996) | ||||||
2108 (1987 – 2003) | 21083 | карбюратор | 4/8 | 1499,8 (1,5) | 50,3 (72) | нет |
2109 (1987 – 2004) | ||||||
21099 (1990 – 2004) | ||||||
2110 (1996 – 2004) | 2110 | карбюратор | 4/8 | 1499 (1,5) | 52,3 (73) | нет |
2111 (1998 — 2004) | ||||||
2112 (1998 — 2004) | ||||||
21083 (1994 – 2003) | 2111 | инжектор | 4/8 | 1499 (1,5) | 57 (78) | нет |
21093 (1994 — 2004) | ||||||
21099 (1994 — 2004) 2110 (1996 — 2004) | ||||||
2111 (1998 — 2004) | ||||||
2112 (2002 — 2004) | ||||||
2113 (2004 — 2007) | ||||||
2114 (2003 – 2007) | ||||||
2115 (2000 – 2007) | ||||||
2110 (1997 – 2007) | 2112 | инжектор | 4/8 | 1499 (1,5) | 67 (91)-68 (93) | да |
2111 (1998 — 2004) | ||||||
2112 (2000 — 2004) | ||||||
2110 (2004 — 2007) 2111 (2004 — 2009) 2112 (2004 — 2008) 2113 (2007 — 2013) 2114 (2005 — 2013) 2115 (2007 — 2012) | 21114 | инжектор | 4/8 | 1596 (1,6) | 59,5 (81,6) | да |
2110 (2003 — 2007) | 21128 | инжектор | 4/16 | 1798 (1,8) | 72 (98) | нет |
2111 (2003 — 2009) | ||||||
2112 (2014 — 2016) | ||||||
2110 (2004 — 2007) | 21124 | инжектор | 4/16 | 1599 (1,6) | 65,5 (89,1) | нет |
2111 (2004 — 2009) | ||||||
2112 (2004 — 2008) | ||||||
2113 (2010 — 2013) | ||||||
2114 (2009 — 2013) | ||||||
2113 (2010 — 2013) 2114 (2009 — 2013) | 21126 | инжектор | 4/16 | 1597 (1,6) | Мощность 72 (97,9) | нет |
Мотор, которым оснащали первые модели семейства «Самара», вышедшие в 1984 году, – восьмиклапанный ДВС марки 2108, объемом 1,3 л. Так как машине требовался более мощный и надежный двигатель, на АвтоВАЗЕ провели глубокое усовершенствование данного ДВС. Так, в 1987 году появился улучшенный агрегат под индексом 21083.
Объем нового мотора увеличили до 1,5 л, повысили мощность до 72 лошадок против 64 л. с. у базовой версии. Также впервые разработчики установили безвтыковые поршни, с выборками на рабочей поверхности. Такие углубления на поршнях, исключили удар, повреждающий клапана при обрыве ременной передачи ГРМ. Кроме того на базе ДВС 21083, созданы все последующие движки для «Лад» восьмого и десятого семейства.
В целом двигатели машин ВАЗ 2108-2115 – надежные для своего ценового сегмента агрегаты. Средний службы этих моторов, заявленный производителем, составляет 120 тыс. км. Впрочем, при должном уходе и умеренной эксплуатации, эти ДВС могут отбегать намного больше.
Вдобавок среди достоинств этих двигателей, стоит выделить неприхотливость в обслуживании, относительно экономный расход топлива, превосходную ремонтопригодность. Основные, отрицательные моменты – шумность работы, появление течей в смазывающе-охлаждающих магистралях, ненадежный ремень ГРМ, жестяной картер, который значительно уступает по прочности более жестким и надежным алюминеевым картерам на многих импортных моторах.
Рулевое управление
На моделях ВАЗ 2108-2115 рулевой механизм – рейка-шестерня. Приводной вал руля соединен с шестерней которая входит в шлицевое соединения с расположенным поперечно реечным механизмом.
Рулевая рейка ВАЗ 2108
От рейки идут две тяги, соединенные внешними наконечниками с поворотными кулаками, телескопических стоек подвески. Данная система рулевого управления реализована как на «Самарах», так и на машинах десятого семейства.
Тормозная система
На передних колесах автомобилей ВАЗ 2108-2115 установлены дисковые гидравлические тормоза, оснащенные плавающими суппортными скобами,позволяющими сжимать двумя колодками тормозной диск, при помощи одного поршня.
Дисковые тормоза ВАЗ 2108-2115
Для торможения задних колес, применена тормозная система, барабанного типа, также с гидравлическим приводом.
Электрооборудование
На автомобилях ВАЗ 2108-21 реализована однопроводная электропроводка. 12-вольтовая АКБ питает большинство потребителей, при заглушенном моторе. Когда двигатель работает, источник энергии – генератор переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения.
Читайте также: Штатный бортовой компьютер «ВАЗ 2115»: инструкция по эксплуатации, обозначения значков
Блок предохранителей ВАЗ 2108
Электрические цепи защищены обычными трубчатыми или флажковыми (на более новых моделях) предохранителями. Для удобства ремонта, предохранители собраны в монтажном блоке, к которому через пронумерованные разъемы подключены электроцепи основных энергопотребляющих устройств.
Комплектации
Гамма комплектаций обоих семейств достаточно бедная, без особых наворотов. После выхода на рынок производитель предлагал две основные сборки – «Люкс» и «Стандарт», которые отличались лишь кубатурой моторов, кузовными аэродинамическими обвесами, а также декоративными элементами салона. Все же, отдельные модели линейки «Лада 110», люксовой комплектации, могут порадовать наличием дополнительных систем комфорта. Так, на «Десятках» можно встретить иммобилайзер с центральным замком, бортовой компьютер, открывание багажника при помощи кнопки в салоне, электростеклоподъемники, подогреваемые электрозеркала, обогрев передних сидений.
ВАЗ-2113, -2114, -2115 руководство эксплуатация, обслуживание, ремонт, тюнинг
ВАЗ-2113, -2114, -2115 руководство эксплуатация, обслуживание, ремонт, тюнингЛАДА / ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 с инжекторным двигателем: ВАЗ-2111 1.5 л (1499 см³) 77.8 л.с./57.2 кВт; Иллюстрированное руководство, устройство, обслуживание, диагностика, ремонт, электросхемы, контрольные размеры кузова, каталог запчастей, все работы в цветных иллюстрациях.
Производственно-практическое издание Лада Самара седан и хэтчбек модели 113/ 114/ 115 выпуска с 1997 года по 2012 годВАЗ-2113/ ВАЗ-2114/ ВАЗ-2115 Руководство по эксплуатации, техобслуживанию и ремонту здесь
ВАЗ 2115 — Руководство по ремонту и эксплуатации
ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ ОШИБКУ 406 Not Acceptable и не видите документ, то скорей всего у Вас IP РФ и его надо сменить, на любой другой страны, с помощью VPN ( Scribd и SlideShare блокируют посетителей с Российским IP).
Видео Lada Samara замена главного тормозного цилиндра и бензонасоса ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115
ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 (Лада) общая информация
Автомобили ВА3-2113, -2114, -2115 созданы на базе моделей ВА3-2108, -2109, -21099 соответственно. Новая передняя светотехника, форма капота и передних крыльев, передний и задний бамперы и спойлер-антикрыло на крышке багажника (двери задка) улучшили внешний вид и аэродинамику кузовов. Пластмассовые детали внешней отделки защищают панели кузова от повреждений и коррозии. Дополнительный сигнал торможения, встроенный в спойлер, и новая задняя светотехника автомобиля ВА3-2115 повышают безопасность при движении. Измененная форма крышки багажника и задней панели ВА3-2115 позволили уменьшить погрузочную высоту. ВА3-2113 — трехдверный хэтчбек, ВА3-2114 — пятидверный хэтчбек, ВА3-2115 — четырехдверный пятиместный легковой автомобиль с кузовом «Седан».
Система питания
Схема подачи топлива двигателя с системой впрыска топлива:
1 — форсунки; 2 — пробка штуцера для контроля давления топлива; 3 — рампа форсунок; 4 — кронштейн крепления топливных трубок; 5 — регулятор давления топлива; 6 — адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 — шланг для отсоса паров бензина из адсорбера; 8 — дроссельный узел ; 9 — двухходовой клапан; 10 — гравитационный клапан; 11 — предохранительный клапан; 12 — сепаратор; 13 — шланг сепаратора; 14 — пробка топливного бака; 15 — наливная труба; 16 — шланг наливной трубы; 17 — топливный фильтр; 18 — топливный бак; 19 — электробензонасос; 20 — сливной топливопровод; 21 — подающий топливопровод
Топливо подается из бака, установленного под днищем в районе заднего сиденья. Топливный бак — стальной, состоит из двух сваренных между собой штампованных частей. Заливная горловина соединена с баком резиновым бензостойким шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметичная. Бензонасос — электрический, погружной, роторный, установлен в топливном баке. Развиваемое давление — не менее 3,2 бар (320 кПа).
Бензонасос включается по команде контроллера системы впрыска (при включенном зажигании) через реле. Для доступа к электрическому разъему насоса под задним сиденьем в днище автомобиля имеется лючок. От насоса по гибкому шлангу топливо под давлением подается к фильтру тонкой очистки и далее — через стальные топливопроводы и резиновые шланги — к топливной рампе. Фильтр тонкой очистки топлива — неразборный, в стальном корпусе, с бумажным фильтрующим элементом. На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива.
Топливная рампа служит для подачи топлива к форсунками закреплена на впускном коллекторе. С одной стороны на ней находится штуцер для контроля давления топлива, с другой регулятор давления. Последний изменяет давление в топливной рампе — от 2,8 до 3,2 бар (280-320 кПа) — в зависимости от разрежения в ресивере, поддерживая постоянный перепад между ними. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками. Регулятор давления топлива представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой. Под действием пружины клапан закрыт.
Диафрагма делит полость регулятора на две изолированные камеры — «топливную» и «воздушную». «Воздушная» соединена вакуумным шлангом с ресивером, а «топливная» — непосредственно с полостью рампы. При работе двигателя разрежение, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму, открывая клапан. С другой стороны на диафрагму давит топливо, также сжимая пружину. В результате клапан открывается, и часть топлива стравливается через сливной трубопровод обратно в бак. При нажатии педали «газа» разрежение за дроссельной заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины прикрывает клапан — давление топлива возрастает. Если же дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимально, диафрагма сильнее оттягивает клапан — давление топлива снижается. Перепад давлений задается жесткостью пружины и размерами отверстия клапана; регулировке не подлежит. Регулятор давления — неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Форсунки крепятся к рампе через уплотнительные резиновые кольца. Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании. На выходе форсунки имеется распылитель, через который топливо впрыскивается во впускной коллектор. Управляет форсунками контроллер системы впрыска. При обрыве или замыкании в обмотке форсунки следует заменить форсунку. При засорении форсунок их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО.
В системе впрыска с обратной связью применяется система улавливания паров топлива. Она состоит из адсорбера, установленного в моторном отсеке, сепаратора, клапанов и соединительных шлангов. Пары топлива из бака частично конденсируются в сепараторе, конденсат сливается обратно в бак. Оставшиеся пары проходят через гравитационный и двухходовой клапаны. Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля, а двухходовой препятствует чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке. Затем пары топлива попадают в адсорбер, где поглощаются активированным углем. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом с дроссельным узлом, а третий — с атмосферой. Однако на выключенном двигателе третий штуцер перекрыт электромагнитным клапаном, та к что в этом случае адсорбер не сообщается с атмосферой. При запуске двигателя контроллер системы впрыска начинает подавать управляющие импульсы на клапан с частотой 16 Гц.
Клапан сообщает полость адсорбера с атмосферой и происходит продувка сорбента: пары бензина отсасываются через шланг в ресивер. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов и тем интенсивнее продувка. В системе впрыска без обратной связи система улавливания паров топлива состоит из сепаратора с двухходовым обратным клапаном. Трубка, сообщающая бак с атмосферой, выведена в полость заднего правого крыла. Воздушный фильтр установлен в передней левой части моторного отсека на трех резиновых держателях (опорах). Фильтрующий элемент — бумажный. После фильтра воздух проходит через датчик массового расхода воздуха и попадает во впускной шланг, ведущий к дроссельному узлу.
Дроссельный узел закреплен на ресивере. Нажимая педаль «газа», водитель приоткрывает дроссельную заслонку, изменяя количество поступающего в двигатель воздуха, а значит, и горючей смеси, — ведь подача топлива рассчитывается контроллером в зависимости от расхода воздуха. Когда двигатель работает на холостом ходу и дроссельная заслонка закрыта, воздух поступает через регулятор холостого хода — клапан, управляемый контроллером. Изменяя количество подаваемого воздуха, контроллер поддерживает заданные (в программе компьютера) обороты холостого хода. Регулятор холостого хода — неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Книга из серии полноцветных иллюстрированных руководств по ремонту автомобилей своими силами. В руководстве приведены особенности конструкции узлов и систем автомобилей ВАЗ-2113, -2114, -2115 c двигателем -2111, оснащенным системой распределенного впрыска топлива. Подробно описаны основные неисправности, их причины и способы устранения. На цветных фотографиях, снабженных комментариями, детально изображены все операции по обслуживанию и ремонту. Изложены рекомендации по тюнингу автомобиля. В Приложениях приведены инструменты, смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, лампы, манжетные уплотнения, подшипники, моменты затяжки резьбовых соединений, а также схемы электрооборудования. Книга предназначена для водителей, желающих обслуживать и ремонтировать автомобиль самостоятельно, а также для работников СТО.
|
О Книге
- Название: ВАЗ-2113 -2114 -2115 эксплуатация, обслуживание, ремонт, тюнинг
- Бензиновые двигатели: ВАЗ-2111 1. 5 л (1499 см³) 77.8 л.с./57.2 кВт
- Выпуск с 1997 года
- Серия: «Своими силами»
- Год издания: 2012
- Автор: Коллектив авторов
- Издательство: «Ассоциация независимых издателей»
- Формат: PDF
- Страниц в книге: 231
- Размер: 64.38 МБ
- Язык: Русский
- Количество электросхем: 4
-
Ссылка для скачивания: Файлообменник
-
Купить Книгу в мягком переплёте с доставкой
-
Купить Книгу в электронном виде
Поиск по сайту
Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.
suПодключение бортового компьютера к ВАЗ 2115. Подключение компьютера к системам автомобиля. Общие принципы подключения ЭБУ
Первым отечественным переднеприводным автомобилем стал ВАЗ 2108. Его создание ознаменовало собой переход от проверенных временем классических заднеприводных автомобилей к современным автомобилям с передним приводом.
Преимущества такого перехода были очевидны. Управляемость автомобиля на скользкой дороге и на крутых поворотах значительно повысилась. Улучшилась проходимость автомобиля, что позволило расширить диапазон использования автомобиля в домашнем хозяйстве и быту. Комфортный салон, новый динамичный двигатель, «легкое» рулевое управление и хороший обзор вызвали небывалый спрос автолюбителей на этот автомобиль. Серийное производство ВАЗ 2109началось в 1985 году и продолжалось до 2003 года. За время своего выпуска автомобиль несколько раз дорабатывался. Изменился его внешний вид и внутреннее убранство. Так, из-за непрактичности первое «короткое» крыло было заменено на «длинное», что привело к дальнейшим изменениям в передней части автомобиля. Приборная панель также была заменена. Если первые «восьмерки» выпускались с так называемой «низкой» панелью, то она уступила место «высокой» «люксовой» панели, которая уже имела тахометр и блок сигнализаций.
Высокая популярность ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 (Лада Самара) привела к тому, что с 2003 года эти автомобили подверглись серьезной модернизации. Внешний вид сильно изменился, внутри автомобиль стал оснащаться велюровым салоном, панель приборов сменилась с «высокой» на европанель. Так появилось новое семейство автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 (Лада Самара 2). Новые автомобили не утратили популярности и стали достойным продолжением своих предшественников.
Бортовой компьютер ВАЗ 2108, ВАЗ 2115
С установкой инжекторных двигателей на автомобили ВАЗ 2108 и ВАЗ 2115 стали востребованы бортовые компьютеры, что позволило ЭБУ ( ) автомобиля на наличие ошибок с возможностью их сброса. Некоторые производители, такие как и установили на свои бортовые компьютеры функцию, позволяющую регулировать температуру включения вентилятора (тропический) и функцию горения свечей накаливания (плазменный). Другие производители, такие как Microline (Prestige) и Gamma (Ferrum), подчеркивали простоту установки и эксплуатации своего устройства.
В этом разделе вы можете найти бортовые компьютеры любого производителя, выбрать и заказать понравившуюся модель БК. Если у вас другая модель автомобиля, то можно и на нее.
Приборная панель автомобиля ВАЗ-2115 имеет предустановленное место для последующей установки бортового компьютера. В этом случае, если нужно поставить в машину устройство управления, то нет необходимости менять конструкцию торпеды, а достаточно использовать штатную розетку.
Бортовой компьютер предоставляет водителю исчерпывающую информацию о следующих показателях:
- Режим движения автомобиля.
- Расход бензина.
- Состояние электросети автомобиля и тд.
Помимо информационных возможностей, такое устройство способно диагностировать состояние системы управления двигателем внутреннего сгорания. Отдельные разновидности бортовиков можно ставить на автомобили с карбюраторами. Однако, чтобы все заработало, потребуется дополнительная установка ряда датчиков.
В модификации ВАЗ-2113 установлен ЭБУ, взаимодействующий с контроллером системы управления двигателем внутреннего сгорания. Его задача — обрабатывать всю поступающую информацию и отображать основные показатели на экране в понятной форме.
Автомагазины сегодня продают большое разнообразие подобных устройств, отличающихся функциональностью и расположением в автомобиле.
Все функции рассматриваемого устройства разделены на две части:
- Информационная.
- Диагностика.
Для включения необходимого режима работы используются семь кнопок на панели прибора:
- Нажатие этой кнопки сообщает компьютеру о начале поездки. Этот же элемент обнуляет накопленную информацию в памяти.
- + и – предназначены для корректировки значений различных характеристик при нахождении прибора в режиме настройки, а также для изучения информации о состоянии конкретных узлов автомобиля.
- Помимо функций индикации, бортовой компьютер может подавать звуковые сигналы при выходе фактических значений параметров за максимально допустимые пределы. Это своего рода сигнал тревоги.
Это не все функции рассматриваемого устройства, а только основные возможности. Далее мы рассмотрим процесс установки компьютера в автомобиль.
Общие принципы подключения компьютера
В принципе бортовой компьютер устройство недорогое, но достаточно полезное. Мы уже упоминали об этом. Теперь рассмотрим процесс установки БК в машину.
Если вы еще не купили устройство, но думаете что выбрать, обратите внимание на Мультитроникс и Гос. Процесс подключения рассмотрим на примере Multitronics X140. Отметим, что в продаже сейчас есть аналогичная модификация, которая оснащена цветным дисплеем.
Купить бортовой компьютер в интернет-магазинах. На авторынках стоимость такой продукции часто сильно завышена.
К любому бортовому компьютеру необходимо подключить следующие провода:
- Питание +12 В.
- Питание при включении зажигания для запуска ЭБУ.
- Мощность, которая появляется при включении габаритных огней. От этого индикация БК будет гаснуть ночью.
- Вес.
- Сигнал датчика уровня топлива. Некоторые модификации устройства позволяют не подключать этот провод. Multitronics X140 рассчитывает остаток бензина на основе мгновенного расхода.
- Подключить диагностическую линию от контроллера K-Line.
Для первых четырех точек используется 4-контактная колодка, специально разработанная для подключения БК. Соответственно, его достаточно подключить с помощью переходников, которые идут в комплекте с компьютером. Если такой возможности нет, то первый пункт подключается от прикуривателя, второй — от замка зажигания, 3 — от подсветки прикуривателя. Масса подключается от корпуса того же прикуривателя.
Очень важно перед любыми действиями с электропроводкой нужно сбросить минусовую клемму на аккумуляторе. Так вы обезопасите себя и автомобиль от короткого замыкания и прочих неприятностей. Сигнал датчика уровня топлива снимается с указателя уровня бензина. Его расположение можно узнать по электрической схеме машины.
Линия диагностики (K-Line) подключается к колодке ЕВРО-3 в седьмой розетке.
Если ЭБУ идет с забортовым датчиком температуры, то он вам не понадобится, так как он идет с завода на ВАЗ-2115. Полный счетчик можно использовать в салоне, чтобы узнать температуру в самом автомобиле.
Пошаговая установка компьютера на ВАЗ-2115
Устройство будет считывать информацию с ЭБУ двигателя.
- Изначально обесточить бортовую сеть автомобиля — снять клеммы с аккумулятора.
- В машине уже есть место для установки БК. К этому месту уже подведена вся необходимая проводка.
- После снятия вилки вы увидите жгут проводов и вилку — вставьте все в соответствующие разъемы на компьютере и закрепите панель.
- На этом процесс подключения завершен.
Какими возможностями должен обладать бортовой компьютер
В следующем списке мы представляем самые важные функции, которые должны быть у каждой букмекерской конторы:
- Остаток топлива в баке.
- Напряжение аккумулятора.
- Время.
- температура антифриза.
- Температура снаружи.
Дополнительно доступны следующие опции:
- Средний расход топлива на 100 км.
- Качество моторного масла.
- Изношенные свечи зажигания.
Диагностический компьютер Multitronics X140, помимо вышеперечисленных возможностей, имеет голосовое сопровождение. Эта функция вовремя предупреждает водителя о различных изменениях в автомобиле. Например, при выработке топлива система мгновенно оповещает, если в баке осталось менее 5 литров бензина. В холодную погоду компьютер напоминает, что на дороге возможен гололед.
По отзывам опытных водителей, некоторых людей сильно раздражает подсветка дисплея при поездках в вечернее/ночное время. Но после некоторого времени использования к этому устройству все привыкают, и ездить без него становится не так удобно.
Диагностические возможности Multitronics x140:
- Расход бензина при движении и стоянке.
- температура антифриза. Этот индикатор позволяет контролировать правильность работы датчика температуры. Он же определяет процесс прогрева двигателя внутреннего сгорания.
- Напряжение электрической сети автомобиля в вольтах. Благодаря этому параметру можно вовремя отследить различные неисправности генератора, проскальзывание ремня и другие поломки в бортовой системе.
- Тахометр отображает частоту вращения коленчатого вала при работе двигателя на холостом ходу. Если отклонения значительны, это говорит о наличии неисправностей в топливной системе автомобиля.
- Положение дроссельной заслонки. По этой характеристике можно следить за исправностью датчика (TPPS). Кроме того, водитель знает о глубине хода педали газа. При выключенном двигателе, но включенном зажигании, при нажатии на педаль показатели должны плавно меняться от 0 до 100 процентов.
- Скорость. Дублирует традиционный спидометр, но здесь показания более точные.
- Неисправности системы впрыска.
Таким образом, рассматриваемый бортовой компьютер получает все диагностические коды поломок и интерпретирует их на своем дисплее в понятной водителю форме. БК позволяет сбросить накопленную информацию.
Аварийный сигнал — практичный или нет
Аварийное оповещение в современных компьютерах для автомобилей играет важную роль. В частности, водитель может быть оперативно уведомлен о следующем:
- Перегрев двигателя при температуре выше 115 градусов.
- Изменения в электросети автомобиля. Сигнал появляется, когда напряжение падает или превышает допустимые пределы.
- Превышение заданного порога скорости.
Также бортовые компьютеры информируют водителя о необходимости технического обслуживания. В процессе настройки ЭБУ указываются показатели, при которых необходимо заменить масло, воздушный фильтр и так далее.
Установка бортового компьютера — формат Sigma
Установка рассматриваемого устройства на ВАЗ-2115 также достаточно проста:
- Отсоедините клеммы от аккумулятора.
- Снимите посадочную заглушку.
- Соедините клемму «М» диагностического разъема и резервный вывод разъема ЭБУ с проводом «К-линия».
- Далее подключаем колодки БК к штатному разъему бортового компьютера.
- Подключить массу к аккумулятору.
- Подключить датчик температуры.
Для проверки правильности установки при включении зажигания на дисплее БК будут отображаться параметры потока. Если нет, убедитесь, что у вас есть иммобилайзер. При его отсутствии нужно сделать перемычку между выводами 9 и 18 разъема.
Подводя итоги статьи, отметим, что бортовой компьютер на ВАЗ-2115 является отличным помощником, дающим водителю большой объем информации о состоянии основных узлов автомобиля. Обычные индикаторные панели, к сожалению, не могут похвастаться подобным функционалом. В этом случае очень помогает дополнительное оборудование.
Если вы купили бортовой компьютер, но никогда не имели опыта работы с автоэлектрикой, то установку и настройку БК лучше доверить профессионалам — это сэкономит ваше время и деньги.
Учитывайте тот факт, что каждый производитель качественного устройства комплектует изделие всей необходимой документацией, как по установке, так и по настройке. В процессе выполнения работ рекомендуется в первую очередь смотреть инструкцию. В статье даны только общие рекомендации и краткий обзор установки двух БК на ВАЗ-2115.
Бортовой компьютер предназначен для установки на инжекторные автомобили ВАЗ семейств Лада-Самара и Лада-Самара 2 (совместим с контроллерами семейств Январь 5. 1, Бош М1.5.4 и ВС 5.1 Ителма.
Бортовой компьютер функции:
1. Остаток топлива в баке:
Режим заполнения бака
Нажимая кнопки, набрать число, равное количеству залитого в бак топлива, в литрах. Бортовой компьютер автоматически добавит введенное вами значение к остатку топлива (дискретность «+» 5л, «-» 1л). Максимальное значение показаний 50л. Эту процедуру следует проводить после каждой заправки.
Коррекция «Полный бак»
При входе в этот режим маршрутный компьютер БК Штат 115 Сигма Формат автоматически сохранит в памяти значение =43л.
Режим «Калибровка бака»
При калибровке автомобиль должен стоять на горизонтальной площадке, двигатель должен быть включен более 2 минут. Для проведения калибровки необходимо знать точное количество литров топлива в баке вашего автомобиля.
2. Прогноз пробега по остатку топлива. Параметр рассчитывается путем деления остатка топлива в баке на средний расход.
3. Суммарный расход топлива. Количество израсходованного топлива с начала поездки. Предельное значение составляет 999 литров. Когда этот счетчик переполняется, все остальные счетчики хода также сбрасываются.
4. Расход топлива за поездку. То же, что и общая стоимость. При сбросе показаний расход в пути сохраняется.
5. Пройденное расстояние за поездку. Пробег за поездку. Точность индикации при значении счетчика менее 1000 км составляет 0,1 км, при большем значении — 1 км. Предельное значение составляет 5000 км. Когда этот счетчик переполняется, все остальные счетчики хода также сбрасываются.
6. Средний расход топлива за поездку. Параметр позволяет определить экономичность автомобиля или ваш стиль вождения.
7. Средняя скорость движения за поездку. Параметр рассчитывается путем деления пробега на время в движении. Если время движения меньше 1 минуты, параметр считается неопределенным.
8. Время в пути. Время за поездку, в течение которого автомобиль находился в движении. Предельное значение составляет 99 ч 59 м. Если этот счетчик переполняется, все остальные счетчики отключений также сбрасываются.
9. Мультидисплей. В этом режиме на экране одновременно отображаются следующие функции: текущее время, мгновенный расход топлива, остаток топлива в баке, температура воздуха за бортом, средний расход топлива, прогноз пробега на остатке топлива.
Функции диагностического тестера:
1. Текущий расход топлива [л/ч или л/100]. При стоянке автомобиля параметр отображается в [л/ч], при движении — в [л/100]. Позволяет научиться экономичному стилю вождения.
2. Температура охлаждающей жидкости [градусы]. Параметр позволяет контролировать исправность датчика температуры охлаждающей жидкости.
Также многие водители любят наблюдать за процессом прогрева двигателя.
3. Напряжение бортовой сети [В]. Параметр позволяет контролировать незначительные отклонения напряжения. Это полезно для обнаружения пробуксовки ремня генератора, контроля исправности самого генератора и других неисправностей в системе электропитания.
4. Тахометр [об/мин]. Параметр позволяет управлять процессом настройки регулятора частоты вращения коленчатого вала на холостой ход. Большие отклонения этого параметра в процессе регулировки свидетельствуют о неисправностях в системе подачи топлива.
5. Положение дроссельной заслонки. Параметр позволяет контролировать исправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), а также глубину хода педали акселератора. При плавном нажатии на педаль (можно при выключенном двигателе, но включенном зажигании) показания должны плавно меняться от 0 до 100 процентов.
6. Скорость [км/ч]. Дубликат штатного спидометра. Но самый точный.
7. Ошибки в системе впрыска. Бортовой компьютер извлекает из контроллера все накопленные им диагностические коды неисправностей системы впрыска и отображает их на дисплее (с текстовой расшифровкой), а также позволяет стереть их.
Функции сигнализации. При перегреве двигателя (температура более 115°С), недопустимом напряжении в бортовой сети (менее 10,4 и более 14,8 Вольт) и превышении установленного порога скорости бортовой компьютер подает звуковой сигнал звуковой сигнал и на экране отображается причина включения сигнализатора.
1. Перегрев двигателя. При повышении температуры двигателя выше 115°С маршрутный компьютер переходит в режим тревоги. Бортовой компьютер подает предупреждающий сигнал. При нагреве выше 115° отключить сигнализатор невозможно.
2. Недопустимое напряжение бортовой сети. При выходе напряжения за пределы 10,4-14,8 В при работающем двигателе маршрутный компьютер переходит в режим тревоги (бортовой компьютер выдает предупредительный сигнал).
3. Превышение установленного порога скорости. При превышении установленного порога скорости бортовой компьютер подает звуковой сигнал.
Определение сроков обслуживания:
1. Замена масла ДВС. Интервал замены по умолчанию устанавливается в соответствии со стандартами ВАЗ и может быть скорректирован водителем.
После технического обслуживания рекомендуется установить частоту замены в каждой группе. Водитель оповещается о наступлении события текстовым сообщением на дисплее при включении зажигания.
Дальнейшая корректная работа бортового компьютера возможна ТОЛЬКО после исчезновения текстового сообщения с дисплея.
2. Замена воздушного фильтра.
3. Замена ремня ГРМ.
4. Замена масла в вариаторе.
5. Ремень генератора.
6. Замена свечей.
7. Замена топливного фильтра.
Часы:
1. Текущее время. Можно установить время и откорректировать точность часов.
2. Будильник. При включении в правом верхнем углу появляется символ колокольчика. Отключение звукового сигнала будильника производится нажатием любой кнопки.
3. Календарь.
4. Куранты.
5. Температура воздуха за бортом. Бортовой компьютер определяет температуру за бортом. С возможностью его коррекции, если показания кажутся вам неточными. Для этого нужен дополнительный термометр. Датчик температуры наружного воздуха входит в комплект вместе с маршрутным компьютером.
6. Отрегулируйте яркость индикатора.
7. Информация о бортовом компьютере.
8. Телефон горячей линии.
Установка бортового компьютера:
Установка бортового компьютера «SIGMA Format» очень проста и вы можете установить его самостоятельно, либо доверить его установку нашему специалисту:
Перед установкой бортового компьютера проверьте какой у вас контроллер.
Запрещено подключение и подключение К-линии бортового компьютера к диагностическому разъему при включенном зажигании.
Установка в автомобиль семейства ВАЗ 2115:
Отсоедините клемму заземления от аккумуляторной батареи.
Отсоедините штекер бортового компьютера от панели приборов.
Подсоедините провод «К-линия» (входит в комплект поставки) к выводу «М» диагностического разъема (расположен внизу консоли под декоративной накладкой) и резервному контакту разъема бортового компьютера.
Подключить блок БК к штатному разъему бортового компьютера.
Внимание! В случаях, когда:
— зажигание выключено;
— провод К-линии не подключен;
— бортовой компьютер не соответствует типу контроллера;
— при нажатии кнопки на дисплее появится сообщение «К-линия не подключена». При этом доступны режимы группы «Бортовой компьютер», а также режимы «мгновенный расход» и «скорость», режимы группы «Техническое обслуживание».
Установить маршрутный компьютер вместо штатного штекера в панель приборов.
Установить датчик наружной температуры. Для этого необходимо: провести провод датчика температуры от места установки бортового компьютера к левому кронштейну крепления переднего бампера (под капотом через резиновый уплотнитель троса спидометра по жгуту проводов в отверстие в передней раме к левому кронштейну переднего бампера), отверните гайку бампера. Установите датчик на шпильку (над шайбой), затяните гайку.
Подсоедините провод заземления к аккумулятору.
Включите зажигание. При правильном подключении питания бортовой компьютер выведет текущие параметры на индикатор. Если это не так, проверьте наличие иммобилайзера. Убедитесь, что при отсутствии иммобилайзера между выводами 9 и 18 разъема имеется перемычка. Если между клеммами разъема нет перемычки, установите ее.
Если в вашем автомобиле «высокая» панель, см. вкладыш для адаптера «высокой» панели (входит в комплект поставки).
Установить текущее время, яркость индикатора и остаток топлива в баке.
На панели приборов автомобиля ВАЗ 2115 предусмотрено специальное гнездо для установки маршрутного компьютера, закрывающееся заглушкой. Мы решили использовать это место по прямому назначению.
Маршрутный или, как его еще называют, бортовой или маршрутный диагностический компьютер – электронное устройство, позволяющее водителю получать информацию о режиме движения транспортного средства, расходе топлива, напряжении в бортовой сети и некоторых других параметрах . Кроме того, некоторые модели бортовых компьютеров позволяют в том или ином объеме проводить диагностику электронной системы управления двигателем. Стоит отметить, что некоторые бортовые компьютеры могут устанавливаться и на автомобили, оснащенные карбюраторными двигателями, однако для того, чтобы компьютер в полной мере выполнял свои функции, может потребоваться установка дополнительных датчиков.
Инструкция
К устанавливаемым устройствам прилагаются инструкции для штатного бортового компьютера. Он информирует и подробно инструктирует автовладельцев о том, что делать в той или иной ситуации. Поговорим о том, как пользоваться бортовым компьютером. Для правильного использования необходимо:
— Эти маршрутные компьютеры представляют собой очень сложные электронные устройства, наделенные способностью выполнять более 500 различных функциональных обязанностей. Все это требует от водителя тщательного изучения этого устройства. Руководство пользователя помогает в этом. Хорошо изучать его с включенной информационной доской;
— Основное внимание при изучении следует уделить значкам и символам аварийных команд.
— На приборной панели есть кнопки, управляющие работой БК. Нужно выучить и запомнить правила работы с ними.
При выборе таких устройств к ним не предъявляются особые требования. Выбранная модель должна поддерживать программы для ECU4. Сегодня стоимость бортового компьютера ВАЗ 2114 может составлять от 1500 до 4000 рублей. В интернет-магазинах можно найти еще более низкие цены на эти товары.
Нет смысла запоминать все возможные коды ошибок, отображаемые на информационном табло. Их не нужно декламировать наизусть, как в школе. Мы живем в век интернет-технологий, найдите обозначение этих кодов ошибок, распечатайте и возьмите с собой в машину. В случае, когда вы видите символы на информационном табло, вы сможете быстро принять верное решение. Продолжайте движение или вызовите техническую помощь. К сожалению, бывают случаи, когда бортовой компьютер ошибочно выдает сигнал опасности. Виновником в таких случаях может быть какой-то датчик или сам процессор. Никто не застрахован от возникающих неисправностей электроники, но в большинстве случаев табло сигнализирует достоверную информацию.
Основные возможные коды ошибок на этом аппарате будут показаны ниже:
2 — превышено напряжение бортовой сети;
3 — проблемы с датчиком уровня топлива;
4 — неисправность с датчиком, следящим за температурным режимом мотора;
5 — некорректный сигнал датчика температуры наружного воздуха;
6 — сигнал о перегреве двигателя;
7 — слишком низкое давление в системе смазки автомобиля;
8 — проблемы с тормозной системой;
9 — недозаряд АКБ.Следует реагировать на коды 4, 6 и 8, которые необходимо устранить и только после этого продолжить дальнейшее движение. После устранения процессор необходимо перезагрузить. Ошибки сбрасываются нажатием и удержанием клавиши ежедневного запуска.
Как подключить
В этой статье мы рассмотрим процесс установки бортового компьютера Престиж с функцией диагностики и чтения ошибок.
Для работы нам нужно:
Отвертки, бортовой компьютер, провод 1м.
Снимаем штекер на центральной панели и ищем в нем 9-контактную колодку проводки. Этот блок должен присутствовать на всех автомобилях нашей модели. Осталось только подключить блок к компьютеру и все, а нам нужно провести k-линию.
Водители с большим стажем вождения вполне могут обойтись без всяких электронных помощников в виде навигаторов, бортовых компьютеров и так далее. Однако эти устройства облегчат жизнь водителям, предоставив им больше полезной информации об автомобиле. Ну а для новичков бортовой компьютер вообще вещь незаменимая. На сегодняшний день такая электроника используется на многих автомобилях зарубежного и отечественного производства, и ВАЗ пятнадцатой модели не исключение. Как вы уже поняли, в этой статье речь пойдет о бортовых компьютерах.
Что выбрать?
Сейчас во многих магазинах можно найти кучу различной электроники, каждая из которых имеет тот или иной набор функций. Ограничений в выборе здесь нет – функциональность устройства определяет сам автомобилист, то есть будущий пользователь. Однако современный бортовой компьютер должен иметь как минимум следующий набор функций:
- Напряжение аккумулятора.
- Уровень остатка топлива в баке.
- Температура тосола/тосола.
- Текущая дата, время.
- Температура воздуха внутри и снаружи.
Но на этом функции этого устройства не заканчиваются. Можно найти бортовой компьютер ВАЗ 2115 со встроенной опцией измерения, а также приборы, предоставляющие информацию о состоянии и износе свечей. Также есть опции, предоставляющие информацию о среднем и максимальном расходе топлива на единицу километра. Выбирая устройство, обязательно протестируйте его прямо в магазине (это обезопасит вас от покупки подделок и подделок).
Куда установить бортовой компьютер на ВАЗ 2115?
Стоит отметить полезную вещь — в салоне этого автомобиля не нужно сверлить и замерять свободное место под бортовой компьютер, так как производитель позаботился об этом заранее и оставил специальную розетку, либо скорее пластиковая заглушка, куда можно легко установить нашего электронного помощника. Еще одна особенность заключается в том, что не нужно тянуть и подключать провода к блоку управления — они все уже подключены и установлены на конвейере. Благодаря этим двум особенностям установка компьютера в салоне не займет более пяти минут.
ВАЗ 2115 — бортовой компьютер и его установка
Итак, для начала нужно отключить минусовую клемму от аккумулятора. Далее снимаем пластиковую заглушку и приступаем к подключению. Сняв вилку, вы увидите вилку и жгут проводов. Эти две части должны быть подключены к самому компьютеру. Однозначного ответа на вопрос, к какой розетке подключать бортовой компьютер ВАЗ 2115, нет, так как разные модели (а их очень много) имеют разные точки подключения.
Поэтому в этом случае лучше всего пользоваться инструкцией, которая должна прилагаться к товару. После того, как провода подключены к розетке, проверьте качество соединения – вилка не должна отсоединяться при прикосновении. Все, бортовой компьютер ВАЗ 2115 установлен. Можно смело начинать использовать.
Датчики ВАЗ 2115: их особенности и назначение
Автомобили российского производства сегодня оснащены множеством электронных устройств, обеспечивающих нормальную работу многих узлов и агрегатов. В этой статье мы поговорим о контроллерах и регуляторах, которые есть на ВАЗ. Где находятся датчики на ВАЗ 2115, какова цель их назначения, какие неисправности могут возникать в работе приборов – читайте ниже.
Положение распредвала (датчик фаз)
ДПРВ или датчик фаз оснащаются всеми двигателями с форсункой на 16 клапанов, а также 8-клапанными карбюраторными двигателями с фазированным впрыском горючей смеси.
Регулятор отправляет на блок управления информацию о цикле работы двигателя:
- какой клапан открыт в данный момент;
- что такое фаза газораспределения.
По полученным данным бортовой компьютер рассчитывает момент впрыска бензина таким образом, чтобы топливо подавалось до открытия впускного клапана. Датчики ВАЗ, как правило, находятся в моторном отсеке и ДПРВ не исключение, он находится рядом с головкой блока цилиндров и воздушным фильтром.
ДТОЖ
Регулятор температуры охлаждающей жидкости или ДТОЖ находится на термостате, его функция — контроль уровня температуры силового агрегата. Как показывает практика, обычно такие контроллеры отличаются надежностью и высоким сроком службы, так как, по сути, выполняют только одну функцию. , получив сигнал от ДТОЖ, регулирует обороты двигателя, а также соотношение топлива и воздуха для образования горючей смеси.
Основными признаками неисправности регулятора являются неверные данные о нагреве ДВС или силовой агрегат начинает перегреваться из-за неработоспособности. Если система показывает признаки неисправности, деталь необходимо заменить как можно скорее.
Детонаторы
Также оснащаются 8- и 16-клапанными двигателями. Этот элемент находится на головке БК, между 2 и 3 цилиндрами. Его видно, если посмотреть на блок со стороны вентилятора. Показания этого прибора определяют угол опережения зажигания. Поэтому, если в системе появляются ошибки или замечены признаки неисправности контроллера, устройство необходимо менять.
Кислород
Кислородный регулятор обычно называют лямбда-зондом. Этот контроллер предназначен для передачи на компьютер данных о том, сколько кислорода содержится в выхлопных газах. Элемент находится во впускной магистрали глушителя, рядом с резонаторным устройством. В случае поломки авторегулятор начнет дергаться во время движения, поэтому при появлении признаков неисправности устройство необходимо менять.
Положения коленчатого вала
Это элемент, позволяющий передавать на бортовой компьютер сигналы о положении коленчатого вала. От того, как работает этот элемент, зависит работоспособность систем подачи горючей смеси, а также системы зажигания. А если речь идет об форсунке, то ДПКВ определяет функциональность форсунок.
Часто этот элемент называют регулятором фаз газораспределения, так как блок управления, получив от него данные, определяет необходимый момент для впрыска бензина в цилиндры двигателя. В случае поломки устройства бортовой компьютер начнет передавать неверные данные, что впоследствии приведет к сбоям в работе системы подачи бензина. Соответственно, нормальная работа форсунок будет невозможна. Сам регулятор находится рядом с распредвалом и ремнем генераторного механизма.
Положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ) является одним из основных узлов, обеспечивающих нормальную работу топливной системы. Из названия можно догадаться, что контроллер дроссельной заслонки ВАЗ передает на бортовой компьютер данные об угле, под которым в данный момент находится дроссельная заслонка. Более подробно симптомы поломки и процесс замены устройства описаны в видео (автор — Иван Васильевич).
Частота импульсов — одна из ключевых характеристик датчика дроссельной заслонки. Учитывая изменения этого параметра, ЭБУ по мотору определяет нужную степень нажатия на педаль акселератора. В конечном итоге бортовой компьютер выбирает наиболее оптимальный для силового агрегата режим охлаждения, а также количество подаваемого бензина. Поскольку сам регулятор является частью дроссельной заслонки, он находится на корпусе этого узла, недалеко от регулятора холостого хода.
Скорости
Сигналы скорости машины передаются на блок управления с помощью импульсных сигналов. Как правило, за один пройденный автомобилем километр устройство передает около 6 тысяч импульсов. Скорость машины определяется бортовым компьютером с учетом чистоты импульсов. В конечном итоге полученные данные используются для корректировки оборотов силового агрегата на холостом ходу. Когда устройство выходит из строя, это приводит к увеличению расхода топлива, особенно при движении на холостом ходу. В этом случае мощность двигателя будет снижена, а также откажется работать спидометр.
Холостой ход
Как вы уже поняли, почти все контроллеры на ВАЗ 2115 предназначены для считывания информации. Но регулятор холостого хода не только передает данные, но и является регулирующим элементом, так или иначе влияющим на работу силового агрегата в режиме холостого хода. Подробнее о диагностике неисправностей устройства, а также его замене, вы можете узнать из видео ниже (автор видео — Иван Васильевич).
DHX оснащен электроприводом, а также специальной конической иглой, установленной таким образом, что она входит в дроссельную магистраль. Когда автомобиль работает на холостом ходу или стоит на месте, регулятор меняет положение этой иглы, в зависимости от чего линия открывается или закрывается. В конечном итоге регулируется и воздух, поступающий в дроссельный узел. В дросселе есть специальное место для установки контроллера, поэтому его легко найти в случае необходимости — устройство крепится к магистрали двумя болтами.
массовый расход воздуха
Этот датчик, как и большинство других, передает данные в блок управления двигателем.