Коробка передач «вариатор»: конструкция, принцип работы и перспективы
Может случиться, однажды автомобилисты забудут о том, что такое «автоматы». Не исключено, что их вытеснят вариаторы. Уже сейчас модификации с этим интересным и – главное – эффективным типом трансмиссии есть в модельной гамме многих автопроизводителей. Разберемся в вопросе «Что такое вариатор?».
Первые серийные автомобили с вариаторами появились полвека назад. Голландская фирма DAF еще в начале 50-х годов выпускала легковушки с бесступенчатой трансмиссией. Позже пробовали сделать нечто подобное и другие европейские и японские автоконцерны. Однако тогда механизм не получил широкого распространения. Если машины с вариатором и появлялись, то это были исключительно малолитражки. Первые вариаторы не отличались надежностью и просто не выдержали бы нагрузок, создаваемых мощными двигателями. Но, как говорится, все течет, все изменяется. К концу тысячелетия «детские болезни» удалось вылечить, и теперь вариаторами оснащается все больше автомобилей, в том числе крупных, с сильными моторами.
Чем отличается вариатор от «автомата»?
В традиционных КПП передаточное отношение меняется ступенчато. Вы сначала включаете первую передачу, затем вторую, третью… Автоматическая коробка «перебирает» передачи точно так же, хотя и без участия водителя. У вариатора принцип действия совершенно иной: здесь никакой первой или пятой скоростей нет вообще — передаточное отношение изменяется непрерывно и без «скачков». Это, пожалуй, можно сравнить с подъемом по ступенькам лестницы (привычные КПП) и на эскалаторе (вариатор). Разумеется, эскалатор несет вас гораздо более плавно. При этом вариатор проще, чем «автомат», дешевле и существенно легче.
Между прочим, конструкция современных вариаторов позволяет использовать несколько (обычно от пяти до восьми) фиксированных передач в трансмиссии. Это для тех, кто любит иногда поездить как на «механике». Есть такое желание — электроника по вашей воле будет останавливать скольжение ремня или цепи механизма на отметке, соответствующей той или иной передаче. Надоело — трансмиссия вновь превращается в чисто вариаторную.
Особенности конструкции вариатора
Вариаторы бывают нескольких типов: торовые, лобовые и клиноременные. У нас речь пойдет о клиноременных, поскольку именно они применяются на автомобилях (а также на скутерах, снегоходах и мотовездеходах).
Как устроен вариатор? Схема его действия напоминает… велосипед. Там педали вертят большую звездочку, она через цепь передает вращение на маленькую — и та заставляет крутиться колесо. Теперь вообразите, что звездочки одинакового размера, но могут по вашему желанию изменять диаметр. Если вы хотите ехать быстрее, передняя звездочка становится больше, а задняя меньше, если медленнее — передняя меньше, а задняя больше.
Велосипед, увы, на это не способен, а вот вариатор именно так и работает. Потому что вместо звездочек у него две пары дисков (нечто вроде тарелок, совмещенных донышками), а между ними натянут специальный ремень, который в поперечном сечении имеет форму клина (потому вариатор и называется клиноременным). Одну пару «тарелок» крутит мотор, а другая соответственно приводит в движение колеса автомобиля. Весь фокус в том, что каждая пара дисков может придвигаться друг к другу или расходиться. Когда вы нажимаете на акселератор, ведущие «тарелки» (которые вращает двигатель) сходятся, выдавливая ремень к внешним краям дисков. А вторая пара (та, что «ведает» колесами) раздвигается, пропуская свою часть ремня ближе к центру. Понятно, что колеса начинают вертеться быстрее и машина ускоряется. Сбрасываете газ — все происходит с точностью до наоборот. Ведущая пара дисков расходится, а ведомая сближается, заставляя колеса вращаться медленнее. Самое главное, что ремень между дисками перемещается без малейших пауз, рывков и дерганий. Отсюда и непревзойденная плавность вариатора, недоступная обычным КПП, которые переключают ограниченное число передач со «ступеньки» на «ступеньку».
Перспективы бесступенчатой трансмиссии
Чтобы сделать вариаторы еще надежнее, в последнее время автопроизводители применяют вместо ремня более долговечные металлические цепи, а две пары дисков заменяют одной парой валов. Эти валы в форме усеченного конуса располагаются бок о бок, так сказать, «налетом»: вершина одного соседствует с основанием другого. Жмем на газ — цепь, опоясывающая оба конуса, «поехала» в ту сторону, где ведущий вал расширяется, а ведомый (вращающий колеса) становится уже. Автомобиль едет быстрее. Хотим замедлить ход — цепь скользит в обратном направлении. Помимо всего прочего, металлическая цепь и прочные конусные валы в состоянии «переварить» солидный крутящий момент, что позволяет использовать вариатор даже в паре с мощными моторами, в том числе шестицилиндровыми. Пример тому — автомобили марок Nissan или Subaru. По всей вероятности, в дальнейшем появятся еще более совершенные варианты. Несомненно одно: у вариаторов в мире автомобилей большое будущее.
Почему ломаются вариаторы? | Об автомобилях | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 3 минуты
1955
Категория: Техника вождения
Существует несколько видов трансмиссий. Помимо классических гидромеханических автоматов, способных проработать около 250 тысяч километров пробега, есть преселективные роботизированные трансмиссии, а также вариаторы. Принято считать, что последние обладают недостаточной надежностью. Так ли это на самом деле и как продлить их срок службы?
Как работает вариатор?
Бесступенчатая трансмиссия стала применяться на разных видах техники и в первую очередь на снегоходах еще в 70-е годы прошлого века. Они требовали частых вмешательств и были недолговечными, что до сих пор оказывает влияние на отношение к подобным устройствам. Однако на автомобилях они стали применяться только после изобретения прочного цепного металлического ремня, который мог работать при высоких нагрузках в течение многих лет. Вариатор (CVT — continuously variable transmission) работает за счет изменения передаточного отношения посредством перемещения шкивов. В результате изменение происходит плавно, без рывков и резких ускорений, как это бывает с обычными гидромеханическими автоматами. У вариатора нет фиксированных первой, второй, шестой и прочих передач, как нет и привычных планетарных рядов. Поэтому по поведению эта трансмиссия в корне отличается от всех других, что и настораживает покупателей. Ускорение машины происходит равномерно, причем нередко при наборе скорости обороты мотора не растут, а замирают на одном уровне или даже снижаются.
Вариаторы бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные… Первый тип — самый распространённый. Интересно, что для смазки цепи применяется особая жидкость, которая меняет своё фазовое состояние под сильным давлением, возникающим в месте контакта со шкивом. Благодаря этому цепь может передавать значительное усилие, практически не проскальзывая, несмотря на очень маленькую площадь контакта.
Распространенные поломки
Регистрируется три распространенных «болезни» бесступенчатой трансмиссии. Во-первых, это повреждение подшипников конусов. Сопровождается такая неисправность гулом, и появиться она может даже при небольшом пробеге. Причин разрушения подшипников несколько. Самая частая — загрязнение поверхности продуктами износа. Иногда забиваются сразу 2 масляных фильтра и засоряется магнит для удержания крупных частиц.
Увеличить срок службы подшипников можно за счет замены масла каждые 30–50 тыс. км.
Во-вторых, инородные частицы попадают в редукционный клапан регулировки давления масла и вызывают его подвисание, отчего давление рабочей жидкости становится нестабильным. В итоге циркуляция масла нарушается, ремень еще больше трет поверхность, выработка усиливается. Давление в системе начинает скакать и ремень вариатора проскальзывает, вызывая трение и повышение температуры.
Третья распространенная неисправность это перегрев. При росте температуры масла сигнал от датчика поступает на электронный блок, после чего коробка переключается в аварийный режим.
Как увеличить срок службы?
Если эксплуатировать вариатор правильно, то он прослужит почти столько же, сколько гидромеханический автомат.
В России с ее долгими зимами вариатор требует особого отношения. К примеру, в морозы вариатор нельзя эксплуатировать без полного прогрева. При холодной смазывающей жидкости ремень пробивает защитную пленку и царапает поверхность конуса. Такие места становятся концентраторами напряжений, и при росте нагрузки выработка увеличивается. Поэтому в непрогретом состоянии трансмиссия фактически переходит в аварийный режим, устанавливает шкивы напрямую и ездит так до достижения рабочей температуры. Потребление топлива растет, а экономичность вариатора зимой резко падает.
Задиры приводят к выкрашиванию металла и образования микростружки, которая загрязняет масло. Часто такие процессы в коробке у неаккуратных водителей возникают после пробега 60 000 км.
Поэтому эксплуатировать вариатор необходимо бережно, тщательно прогревать зимой, не залезать на машине в грязь и стараться не нагружать транспортное средство резкими разгонами и торможениями.
Однако российские автомобилисты не все любят спокойный ритм езды.автоматическая коробка передачвариаторполомки авто
Следующий материал
Новости СМИ2
Китайский производитель редукторов, редуктор, поставщик червячных редукторов
НОВЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
МОТОР-РЕДУКТОР
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
ЧЕРВЯЧНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
СТАНДАРТНЫЙ ПРОДУКТ
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Видео
Свяжитесь сейчас
Профиль компании
{{ util. each(imageUrls, функция(imageUrl){}}
{{ }) }}
{{ если (изображениеUrls.length > 1){ }}
{{ } }}
Вид бизнеса: | Производитель/Фабрика | |
Основные продукты: | ||
Площадь завода: | >2000 квадратных метров | |
Сертификация системы менеджмента: | ИСО 9001 |
Компания Guangdong Starshine Drive Co.
, Ltd, предшественница которой была государственным военным предприятием по производству пресс-форм, была основана в 1965 году. Посвятите себя тому, чтобы стать ведущим предприятием в Китае с миссией «Благодаря ведущим в отрасли технологиям редуктора и трансмиссии, помогите Китаю». Машины и оборудование лидируют в мире!»В настоящее время Starshine имеет сильный технический персонал, насчитывающий более 342 сотрудников, в том числе более 40 инженерно-технических специалистов, а также виды передовых обрабатывающих машин и испытательного оборудования. Благодаря …
Просмотреть все
Сертификаты
16 шт.Сертификат СЕ
Сертификат ISO
Аутентификация CQC
Сертификат ТУВ
Интеллектуальная собственность
Свидетельство о патенте на полезную модель
Свидетельство о патенте на изобретение
Свидетельство о патенте на промышленный образец
Аутентификация CQC
Аутентификация CQC
Аутентификация CQC
Сертификат компании High-teach 2019
Новый и высокотехнологичный продукт-серия XGK
Новый и высокотехнологичный продукт — серия NCJ
Аутентификация CCC 1/2
CCC Authentication 2/2
Отправьте сообщение этому поставщику
* От:
* Кому:
миссис Джессика Чжоу
* Сообщение:
Введите от 20 до 4000 символов.
Это не то, что вы ищете? Опубликовать запрос на поставку сейчас
Катки -POLINI 16×9.7 мм- 2,0 г — для комплектов вариаторов POLINI Super Speed / 9R объемом 50 куб. См | Ролики вариатора | Вариатор (вариатор) | Двигатели
Товар успешно добавлен.
Описание
Центробежные грузы в вариаторе являются изнашиваемой деталью и должны регулярно заменяться в зависимости от нагрузки (проверка износа примерно каждые 5000 км).
Износ роликов характеризуется сплющиванием с одной стороны, после чего ролики больше не могут правильно скользить по дорожке качения вариатора. Это приводит к плохому ускорению и часто к более низкой конечной скорости, поскольку вариатор больше не может полностью выдвигаться из-за уменьшенного диаметра роликов.
Для предотвращения преждевременного износа вместо консистентной смазки рекомендуется использовать сухую смазку на основе ПТФЭ. Эта смазка не выбрасывается через несколько оборотов, как смазка, а постоянно остается в вариаторе.
ПРИМЕЧАНИЕ : Перед заказом проверьте, какие грузы должны использоваться в вашем вариаторе. Часто подержанные автомобили оснащаются спортивными вариаторами, в которых используется вес, отличный от исходных.
Поэтому при выборе автомобиля вы найдете размеры, которые изначально не использовались в вашем автомобиле.
Советы по настройке
Только если двигатель, например за счет другого выхлопа, только на более высоких оборотах, чем исходные, развивает полную мощность, то веса следует выбирать более легкие. В противном случае двигатель вообще не будет крутиться, поэтому, несмотря на более высокие обороты, он имеет меньшую мощность и, соответственно, хуже разгоняется, даже если звучит более спортивно.
Идеально подходят для тюнинга наборы с разными весовыми категориями. Вы также можете смешивать разные наборы веса, например. 3х5 грамм и 3х7 грамм. Они должны располагаться в вариаторе попеременно, чтобы избежать дисбаланса. В нашем примере вы получите среднее арифметическое 6 граммов. Единственным недостатком является несколько более быстрый износ более тяжелых грузов.
В первую очередь после настройки вариатора следует подобрать соответствующие пружины сцепления. В противном случае их часто выбирают слишком жестко, чтобы компенсировать большой вес вариатора.
Существует только один набор грузов, при котором самокат имеет наилучшие характеристики и ускорение. Вы не можете повлиять на конечную скорость с помощью грузов, если только они не выбраны настолько легко, что двигатель не имеет силы противодействовать контрпружине.
Контрпружина всегда должна выбираться как можно более мягкой, но жесткой по мере необходимости. Тогда клиновой ремень не будет проскальзывать, а привод не будет подвергаться чрезмерному трению, что приведет к износу и снижению производительности.
(США)
Грузики для POLINI SUPER SPEED Variomatics — 9 штук по 2 г и размерами 16×9,7
AI-перевод
18,05 € *
вкл. НДС плюс стоимость доставки
Доступно немедленно (срок поставки 1-3 рабочих дня*)
п За этот товар вы получаете точка/с верности
Роликовые грузы | |
---|---|
диаметр: | 16 мм |
ширина: | 9,7 мм |
масса: | 2,0г |
Количество роликов вкл.: | 9 |
Количество комплектов роликов: | 1 |
OEM-номера (только для сравнения) | |
Полини | 242. |