Волга кгб: «Волга КГБ»: спецавтомобили Горьковского автозавода

«Волга КГБ»: спецавтомобили Горьковского автозавода

Среди советских автолюбителей об этом автомобиле слухов ходило немало. Называли его по-разному — «Волга КГБ» или «догонялка», но суть оставалась одна — это была специальная модель Волги с мощным двигателем V8 разработанная для нужд КГБ. Что это за автомобили, какие у них характеристики и в каком количестве их выпустили мы расскажем в этой статье.

ГАЗ-23

ГАЗ-М-20Г

Тенденция оснащать легковые автомобили для спецслужб двигателями повышенной мощности на ГАЗе зародилась еще до начала войны. Первым автомобилем, который примерил на себя импортный мотор Ford V8 стал ГАЗ-М-1. Достоверно не известно сколько таких машин было изготовлено, но с началом войны все они были разукомплектованы, а двигатели использовались в военной технике. После окончания войны почетная миссия ведомственного автомобиля перешла к ГАЗ-М-20. На базе Победы горьковские специалисты создали ГАЗ-М-20Г, оснащенный 6-цилиндровым мотором мощностью 90 л. с. от ГАЗ-12 (ЗИМ).

ГАЗ-23Б с улучшенной отделкой интерьера

В 1962 году по заказу КГБ СССР была создана специальная модель Волги «повышенной динамики» — ГАЗ-23. Автомобиль оснащался 195-сильным двигателем V8, автоматической трехступенчатой коробкой передач и главной передачей от ГАЗ-13 Чайка. Внешне автомобиль в задачи которого вменялось скрытое наблюдение или сопровождение, никак себя не выдавал и выглядел аналогично ГАЗ-21. Даже выхлопные патрубки V-образного мотора были сведены в один, как на стандартных Волгах.

Под скорлупой кузова отличий имелось гораздо больше. Специалисты серьезно усилили передние лонжероны кузова, а также установили новый увеличенный радиатор системы охлаждения. Подвески переработали — спереди внедрили усиленные пружины с прутком увеличенного диаметра, а сзади рессоры увеличенной толщины. Кроме того путем установки оригинального тормозного цилиндра и барабанов с износостойкими колодками, значительно повысили эффективность тормозной системой.

Уникальный универсал ГАЗ-22В V8 для кинофотолаборатории

В результате всех переработок по сравнению с ГАЗ-21 масса ГАЗ-23 увеличилась на 300 кг (до 1780 кг). При этом динамические данные «догонялки» серьезно возросли. Так до 100 км/ч «Волга КГБ» разгонялась всего за 16 секунд, на 18 секунд меньше чем стандартная машина и на 2 секунды меньше нежели Чайка! Максимальная скорость ГАЗ-23 составляла 170 км/ч.

Всего с 1962 по 1970 год собрали 603 экземпляра. Интересный факт — один из автомобилей имел кузов универсал и внешне соответствовал ГАЗ-22В. Кроме того под нужды собственной кинофотолаборатории в единственном экземпляре газовцы создали уникальный универсал с люком в крыше и технической «начинкой» ГАЗ-23. Создание этой машины никак не афишировалось, и по документам она проходила как ГАЗ-22В.

ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-25, ГАЗ-24-34

ГАЗ-24-25

В след за началом массового выпуска ГАЗ-24, появилась и его супермодификация ГАЗ-24-24. Новая «Волга КГБ» получила модернизированный 8-цилиндровый мотор от Чайки объемом 5,53 л мощностью 195 л. с. В паре с ним по-прежнему работал 3-ступенчатый «автомат». Как и на предыдущей «догонялке», кузов ГАЗ-24 усилили в передней части, сообразно усовершенствовали подвески и тормоза. Кроме того серьезно перекомпоновали моторный отсек. Там разместили гидроусилитель руля, гидровакуумный усилитель тормозов, отказоустойчивый двухконтурный коммутатор системы зажигания и более мощную аккумуляторную батарею. Снаряженная масса быстроходной «двадцатьчетверки» составляла 1750 кг. Разгон 0-100 км/ч — 15 секунд, максимальная скорость 190 км/ч.

ГАЗ-24-34

Существовала также экспортная модификация ГАЗ-24-25 в основном применявшееся Девятым управлением КГБ. В техническом плане она полностью соответствовала ГАЗ-24-24, но имела экранированное электрооборудование и дополнительные крепления для аппаратуры спецсвязи в багажнике. По мере начала выпуска в 1987 году ГАЗ-24-10 появилась соответствующая версия спецмашины — ГАЗ-24-34 получившая все преимущества модернизированной Волги, и двигатель оснащенный системой принудительной вентиляции картера.

По сравнению с предшественником, выпуск 8-цилиндровых ГАЗ-24 был куда обширнее — всего с 1979 по 1991 год выпустили 2131 экземпляра всех модификаций.

ГАЗ-31012 и ГАЗ-31013

ГАЗ-31013 в предсерийном варианте оформления кузова

В 1981 году параллельно с ГАЗ-24, Горьковский автозавод приступил к производству «номенклатурной» Волги ГАЗ-3102. От базовой модели она отличалась улучшенным экстерьером и интерьером. Модернизации подверглась ходовая часть, впервые в практике завода появились дисковые передние тормоза и тандемный вакуумный усилитель. Кроме того предусмотрев зоны деформации кузова и изменив расположение топливного бака, конструкторы улучшили пассивную безопасность автомобиля.

Чиновникам строгий ГАЗ-3102 очень понравился, так что появление «догонялки» на его основе было лишь делом времени. Первые 4 автомобиля под индексом ГАЗ-31012 собрали в 1985 году. По традиции от базовой машины — «Волга КГБ» отличалась усиленными кузовом, подвеской и тормозами. Донором силового агрегата послужил ГАЗ-14.

Помимо закамуфлированного под «ноль вторую» ГАЗ-31012, в 1988 году начался выпуск ГАЗ-31013. В отличие от собратьев этот автомобиль никак не скрывался и щеголял сдвоенными патрубками выхлопной системы и стандартным селектором АКПП.

Выпуск моделей 012 и 013 получился довольно ограниченным, до 1991 года собрали всего 136 автомобилей.

Волга КГБ — специальное производство

Все специализированные Волги собирались в цехе малых серий фактически вручную. Как следствие автомобили отличались повышенным качеством сборки и окраски. После распада СССР «догонялки» выпускались ограниченной серией до 1993 года, затем функцию машин спецсвязи и наружного наблюдения выполняли автомобили иностранного производства.

Секретный авто 9-го управления КГБ – Газ 31013 «Волга»

Автомобили ГАЗ «Волга» известны не только в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Когда-то это был престижный седан, в 1990-х годах – доступный, но больше эта модель не выпускается.


Но слышали ли вы легенды про машины КГБ? Нестандартные «Волги», переоборудованные в секретных гаражах, которые без труда настигали скоростные Мерседесы и БМВ? Они действительно существовали, и самая последняя «догонялка» — это ГАЗ-31013.

Черная «Волга» КГБ – это легенда

Прежде чем начать наш рассказ, хотелось бы прояснить ситуацию на счет тонированных черных автомобилей КГБ. В СССР ходили легенды, что «Волга» такого цвета – это слежка и прослушка, лучше держаться от нее подальше.

На самом деле, все советские «догонялки» старались замаскировать под обычные «Волги», и красили их в неприметные цвета. Слухи о черных автомобилях распускались, скорее всего, специально. Никто не станет выпячивать машины КГБ намерено – это демаскирует.

Автомобиль строгий и стильный. Фото: Youtube.com

Были черные «Волги» с мощными двигателями, но это не «догонялки», нашпигованные спецоборудованием, а автомобили сопровождения кортежей. Там важна была скорость и презентабельный внешний вид.

Краткая история спецавтомобилей КГБ

Историю скоростных авто отечественного производства для КГБ следует начинать с 1956 года. Тогда появилась первая «Победа» с нестандартным двигателем, получившая заводской индекс М-20Г или М-26. Этот автомобиль получил мотор V6 от представительского советского седана ЗиМ.

Следующий этап – появление первой «Волги» ГАЗ-21 и спецавтомобиля на ее базе под индексом ГАЗ-23. Это мощная «догонялка» – с мотором V8 от «Чайки» и автоматической коробкой передач от этого же двигателя. Была попытка совместить мотор с обычной МКПП, но он разбивал коробку. Двигатель развивал фантастическую для тех времен мощность – 195 л. с.

ГАЗ-23 в идеальном состоянии. Фото: Youtube.com

На базе ГАЗ-24 тоже выпускались «догонялки». Все они получили те же моторы от «Чайки» на 195 л. с. Двигатели модернизировались, но мощность оставалась на том же уровне.

«Догонялки» на базе ГАЗ-24 имели индекс 24-24. Более новые версии на базе ГАЗ-24-10 назывались 24-34.

ГАЗ-31013 собственной персоной

ГАЗ-3102 стал знаковым в истории Горьковского автомобильного завода. Он выпускался с 1981 по 2008 годы и считался лучшей «Волгой». Это элитный седан для высоких военных чинов и партийных деятелей.

Естественно, на шасси этой «Волги» решили разработать «догонялку», ставшую последним серийным автомобилем, созданным специально для КГБ. Кстати, на базе ГАЗ-3102 делали еще два спецавтомобиля для нужд МВД и ГАИ, но один из них так и остался опытным, а второй выпустили мелкой серией. Про эти машины будет упомянуто ближе к концу статьи.

Последняя горьковская «догонялка» получила индекс ГАЗ-31013. Автомобиль, как и его предшественники, разрабатывался под грифом «совершенно секретно». Поэтому достоверную информацию о нем узнали только ближе к середине 1990-х годов.

Автомобиль мог догнать почти любую иномарку. Фото: Youtube.com

Выпускали ГАЗ-31013 в секретном режимном цеху Горьковского автомобильного завода. Все рабочие давали подписку о неразглашении государственной тайны. Модель делалась на шасси ГАЗ-3102, подвеску и кузов усиливали, мотор устанавливали все тот же 505 от «Чайки».

Многие утверждают, что при создании «догонялки» брали за основу Мерседес W123. На самом деле, ничего общего с моделью от немецкого производителя у ГАЗ-31013 нет. Есть вероятность, что при разработке базовой 3102 дизайн Мерседес W123 послужил некой отправной точкой. Но это слухи, которые никогда не подтверждались документами Горьковского автомобильного завода.

Двигатель не имеет ничего общего с мерседесовским. Это модель ЗМЗ-505.10 с мощностью 195-220 л. с. в зависимости от года выпуска.
Внешне отличить ГАЗ-31013 от простой «Волги» было довольно сложно, но эти автомобили маскировались по-разному. Стандартная «догонялка» отличалась наличием двух выхлопных труб, более низким дорожным просветом, антеннами спецсвязи.

Посадка связана с использованием тяжелого двигателя V8 спереди. Сзади его уравновешивали чугунной плитой в багажнике. Делалось это не только для сохранения развесовки, но и для того, чтобы автомобиль поменьше пробуксовывал, трогаясь с места.

Мощный V8 без проблем поместился под капотом. Фото: Youtube.com

Но некоторые «догонялки», предназначенные для слежки за важными объектами, маскировали очень тщательно.

Особенности:

  • 👉 Подвеску усиливали ровно настолько, чтобы сохранить стандартный дорожный просвет базовой ГАЗ-3102
  • 👉 Автоматическую коробку передач маскировали под рычаг механики
  • 👉 Сделали фальшпедаль сцепления
  • 👉 Два выхлопные тракта были соединены под днищем в один

Сборка ГАЗ-31013 осуществлялась вручную. Кузов лудили, чтобы он не ржавел, проклеивали толстой шумоизоляцией, красили автомобили так, как «Чайку» — несколько слоев эмали и лака.

Оборудованию «догонялок» могли позавидовать даже владельцы иномарок:

  • 👉 Гидроусилитель руля
  • 👉 Электростекла
  • 👉 Кондиционеры

И это не считая специального оборудования на борту!

Чтобы управлять таким мощным автомобилем со специфической развесовкой, да еще на высоких скоростях, нужны особые навыки. Сотрудники спецслужб проходили курсы «экстремального вождения», как это называется сейчас.

Конец эпохи «догонялок» и последней модели серии – ГАЗ-31013, печален. Сначала автомобили перестали выпускать. Отслужив свой срок, они списывались и продавались желающим. Вот только не в виде «догонялок», а наскоро переоборудованные в обычные «Волги».

Серийный ГАЗ-3102, на базе которого делали ГАЗ-31013. Фото: Youtube.com

Снимали не только спецоборудование, даже двигатели и КПП менялись на стандартные. Дескать, автомобиль секретный, нельзя его «в народ»! Точно сказать, когда были списаны последние ГАЗ-31013 в утиль невозможно, скорее всего, произошло это в самом начале 2000-х.

Неизвестные догонялки для ГАИ и МВД

Кроме последней «догонялки», на шасси ГАЗ-3102 еще в 1980-х годах хотели создать автомобиль попроще для подразделений ГАИ. Чтобы максимально удешевить производство, решено было устанавливать на стандартную «Волгу» двигатель и механическую коробку от ГАЗ-53. Это V8 с рабочим объемом 4,25 литра.

Специально для установки на новую машину, получившую заводской индекс ГАЗ-31011, мотор от «Газона» форсировали до 160 л. с.
Но модель так и не пошла в серию – руководство завода посчитало, что переделка вручную автомобилей не окупит себя.

Еще одна версия на шасси ГАЗ-3102 – это роторно-поршневой ГАЗ-31028, созданный в сотрудничестве с АвтоВАЗом. Автомобиль получил самый мощный двигатель ВАЗ серии – 413 модификацию на 140 л. с.

Сколько именно было выпущено роторных «догонялок», доподлинно неизвестно, скорее всего, это одна опытная партия. В дальнейшем сочли, что делать такие автомобили нерентабельно, но ГАИ получали роторно-поршневые ВАЗ разных моделей.

При разработке ГАЗ-31028 была попытка подружить родную КПП с РПД. Сделать это не удалось из-за особенностей мотора, который раскручивался до слишком высоких оборотов. Пришлось дорабатывать жигулевскую КПП к «Волге».

Похоже на то, что это оригинальная версия ГАЗ-31013.

Фото: Youtube.com

Сейчас найти ГАЗ-31013 в заводском исполнении невозможно. Редкие автомобили, которые существуют – это самоделки, выполненные близко к оригиналу.

ГАЗ-24-24 — Спецавтомобиль КГБ

ГАЗ-24-24

Нельзя носить новенькую обувь под старомодную подходить. Нехорошо ездить на современном правительственном ЗИЛе в хороводе устаревшие «погонщики». Внешний вид машин сопровождения должен быть изменен в сопровождении флагмана. Советские бонзы этому усердно подчинялись неписаный закон. Поэтому ГАЗ-23 превратился в ГАЗ-2424 в 1968 году.


Для бригады реставраторов «Автоклассики» не является чем-то новым, чтобы привести в чувство «Волгу» по специальному назначению. Успешная реализация предыдущего проекта вдохновила на реставрацию другого «охотника». Таким образом, в октябре 2016 года желаемый автомобиль был куплен. от ремесленных партнеров. История его мифична и туманна, как и у большинства подобных автомобилей. Это известно только, что до начала 2000-х годов он принадлежал какому-то лесничий Харьковской области.

Состояние кузова и ЛКП оставил сильно быть желанным.

Именно поэтому для переоформления документов автомобиль (как а так же ГАЗ-23) пришлось временно покрасить в черный цвет. Ну, прежде чем погрузиться в долгий процесс восстановления, было принято решение приобрести донора на замену неподходящие детали. Это значительно ускорило ход работ.


Так как спецверсия 24 го была несколько отличается от обычных моделей, чтобы сохранить аутентичность важно было определить наличие всех конкретных узлов и деталей. комплектация «Чейзер» была достойна внимания. В добавок к V-образный 8-цилиндровый двигатель с автоматической коробкой передач, машина имела номер исходных присущих элементов. Например, люк бензобака не имел замок. Его можно было открыть только изнутри багажника, что, в свою очередь, было разблокируется с помощью электромагнитного механизма. Кстати, топливо сам танк был свой.


Большой двигатель, втиснутый в стандартный купе, также заставил конструкторов внести коррективы в кузов. Из-за выпирающего коллектора пришлось изменить геометрию одного из лонжероны, а огромный воздушный фильтр заставил нас сделать вмятину сзади поперечный усилитель капота. Все эти приятные мелочи пришли к свет в нашей Волге.



Процесс восстановления прошел без сюрпризов, но все по тому же длинному и кропотливому пути. Традиционный старт с разборкой автомобиля и поиском неисправностей узлов, был заменен на сварочно-выравнивающие работы и разборка кузова до металла. Далее — проверка зазоры и стыки, затем — предварительная сборка перед покраской. В малярном цехе г. Помимо педантичной подготовки поверхности, была разработана и технология нанесения покрытий. соблюдено: многослойное с промежуточной полировкой без лака. Как результат, глубина и яркость черного цвета создавали впечатление, что вы глядя на спокойную гладь вечернего озера.


Все новые хромированные детали были найдены, родом из 80-х годов прошлого века, которые никогда не применялись к транспортному средству. реставрация салона коснулась замены потолка, перетяжка сидений, замена ковриков салона. Дверные карты с. их уникальное тиснение удалось сохранить в первозданном виде только прибегнув к их тщательная очистка. Виниловая приборная панель также осталась оригинальной.


Что касается механики, целью было максимально укомплектовать машину новыми запчастями из старых стоковых запасов. Топливная и тормозная системы, рулевое управление, охлаждение и электросеть с оборудованием имеют был обновлен. Пришлось заказывать оригинальную проводку на специализированном заводе. по оригинальным чертежам.


Шасси получили усиленные рессоры, а задний мост добавил высокоскоростная главная пара. Подвеска разобрана до мелочей и отпескоструил добела, потом покрасил свежей черной краской. Все застежки и фурнитура кузова покрыты стойким желтым цинком. непроезжие покрышки, вынутые из закромов родины, приукрашивались с белыми ластами. Естественно, всестороннее внимание было уделено и двигателю. и коробка автомат. И, конечно же, мы не забыли установить такие вкусности для завершения картины, как элементы спецсвязи СГУ60 с телефоном между сиденьями и набором световых сигналов.


Подход к восстановлению «2424» окаймлен между трепетом и щепетильностью. Ведь мы хотели улучшить свои собственные достижение перед лицом строгого жюри Европейской комиссии исторические автомобили. Кроме того, было и желание оправдать ожидания клиента, у которого уже есть высоко оцененный предыдущий продукт «Автоклассики» в коллекции — проект ГАЗ-23.

 

Состоялась первая публичная демонстрация автомобиля в Киеве на фестивале OldCarLand Retrofit осенью 2017 года. Многие профессиональные реставраторы положительно отозвались об автомобиле. Последнее слово Об этом заявили международные эксперты. Честно говоря, удивило неожиданно. результат оправдал всю работу и затраты, так как эстонские эксперты определили подлинность «погонщика» на 99,9%!

КГБ: Понятия Волги

Главная | Расписание | Записи и т.
д. | О нас | Ссылки | Кротовые отчеты
Страницы КГБ поддерживаются Дэйвом Бартли
© 2009 Mole Records
Главная
О нас
Расписание и новости
Записи и книги
  Контрразведка
  Волжские понятия
  С холода
  Красный свет вечера
  Досье на мелодию КГБ
  Досье на мелодию КГБ Том. 2
Ссылки
Mole Records
Электронная почта

Читать отзывы:

  • НЕФФА Новости
  • Обзор Зеленого Человека (Гэри Уайтхаус)

Контент и звуковые клипы

  1. Tiger Mountain Special (Дэйв Бартли)
    / В Последняя соломинка (Rex Blazer)
  2. Купол Оддвилля (Клод Гинзбург) / Пэдди на булочке (Дэйв Бартли) [СЛУШАТЬ]
  3. Газовый завод Парк (Джули Кинг) / Рассеять грязь / Феррис Юджин (Дэйв Бартли)
  4. Рейс (Джули Кинг)
  5. Дым попадает в уши (Дэйв Бартли) / Разрушение железного занавеса (Дэйв Бартли)
  6. Bear Creek (Джули Кинг) / Jack Bartley’s (Dave Bartley) / Jig of Slurs
  7. Frenchie’s / Habanera (Себастьян Ирадье)
  8. Ветер в горах (Дэйв Бартли)
  9. Sligo Creek (Дэнни Новек) / High Reel
  10. Volga Notions (Дэйв Бартли) / Скалистый купол (Дэйв Бартли) / The Коридор I-5
    (Дэйв Бартли)
    / Необжитая местность (Дэйв Бартли)
  11. Пустое место (Дэйв Бартли) / Вальс для Аниты Бартли (Дэйв Бартли)
» Volga Notions — музыкальная веха контраданса; ряд оригиналов КГБ попадают прямо в сердце, и вы обнаружите, что напеваете их уже после пары прослушиваний. Подготовить плавать, вертеться, качаться, качаться, качаться, улыбаться, восхищаться и лелеять укоренившееся, но устремленное в будущее творчество, веселое разнообразие стилей, и вдохновляющий инструментальный талант лучшего контрданса Сиэтла группа!»
— Новости НЕФФА

2-я запись КГБ, Volga Notions , с субтитрами «Музыка контраданса для критических масс», 64 минуты. образец нашего танцевального репертуара 1999 года, с уклоном в сторону мелодии, которые мы написали. В него входят блюзовый джиг Ferris Eugene, «Разрушение железного занавеса» с цыганским влиянием, гипнотический «Оддвилль» Купол, барабаны высокой энергии и три восхитительных вальса. это доступен на компакт-диске и кассете.

В отличие от контрразведки, музыка на этом альбоме отформатирован для занятий танцами или призывами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *