Все о сабвуферах: Все, что вы хотели знать о сабвуферах (но боялись спросить). Статья от MJ Acoustics

Содержание

Всё о сабвуферах: их типы и особенности установки

20 Октября 2021, Вс

Нет такого меломана, который хотя бы раз в жизни не задумывался о приобретении сабвуфера. Как и нет звукорежиссера, который мог бы представить себе концерт без акустики данного типа. Прочитав нашу публикацию, вы узнаете некоторые полезные факты о сабвуферах: особенности конструкции, правила установки, нюансы их настройки и многое другое. Цель данной статьи дать основную информацию о данном типе акустических систем.

Electro-Voice TX2181

Дословно слово «сабвуфер» означает «сверх низкочастотный динамик». Этот термин используется для описания любой акустической системы, в конструкции которой есть низкочастотный излучатель. Если другими словами, то «сабвуфер» — это громкоговоритель, воспроизводящий самые низкие звуки, которые не способна передать стандартная широкополосная акустика.

Electro-Voice EVC-1181S-W

Читайте также:  Схема подключения сабвуфера в авто, 1 ом, 1+1, 2+2, 4+4, Пионер, Мистери, Урал, Супра

Где и для чего используется сабвуфер?

В большинстве своем фонограммы современной музыки имеют ярко выраженное звучание в низкочастотном спектре, этот спектр музыки наиболее важен для передачи музыкальной энергетики, драйва. Именно по этой причине для качественного воспроизведения современных профессиональных записей требуется сабвуфер. Данный тип акустики кроме сцены, так же нашел свое применение в ночных клубах, домашних кинотеатрах, автомобилях.

Следует так же отметить, что качественные акустические системы воспроизводят звук во всей полосе частот и не способны озвучить только самый низкий частотный диапазон. Вот для этого используют сабвуферы. В наше время часто сабвуфер используют в качестве mid-басового компонента системы, что не совсем верно. Ведь Суб бас это скорее дополнение к вашей аудиосистеме. Сабвуфер лишь придает НЧ звучанию необходимый объем и бархатистость, как соль и пряности, которые мы добавляем приготавливая пищу.

RCF S8018

Конструктивные особенности сабвуферов

Слух молодого здорового человека способен улавливать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. С возрастом границы этого диапазона сужаются, и человек начинает слышать немного хуже, именно в высокочастотном диапазоне. Это связано с тем, что в отличии от низких звуков, высокие имеют более короткую звуковую волну и малую собственную энергию, по этой же причине воспроизвести высокие частоты намного проще чем низкие. В наши дни среднечастотная и высокочастотная акустика конструктивно близка к своему совершенству. Для воспроизведения НЧ излучателем частотного диапазона от 20 до 400 Гц требуется более габаритный и массивный диффузор, который в добавок, должен иметь высокую механическую жесткость, обеспечивающую устойчивость к изгибанию. Применение диффузоров большого диаметра позволяет увеличить сопротивление и сжимаемость воздуха. Конструктивной особенностью НЧ динамиков является использование мощной катушки индуктивности, что значительно увеличивает вес конструкции.

Из-за большой мощности, подводимой к низкочастотному динамику, требуется быстро и эффективно отводить тепло от звуковой катушки и усилителя. Источник питания нужен мощный и качественный, что в свою очередь влияет на стоимость. До сих пор нерешаемыми остаются проблемы, связанные с резонансами, возникающими из-за наложения отраженных и прямых волн. Причиной появления интерференции служит большая длинна НЧ волны сопоставимая с размером помещения и самого корпуса акустики.

Во избежание этих проблем низкочастотная акустика нередко размещается в отдельном корпусе. Конструктивно активный сабвуфер очень простой: кубический корпус, НЧ головка и усилитель способный воспроизводить звук в диапазоне частот 20 — 500 Гц.

Изучив конструкцию сабвуфера можно прийти к одной немаловажной истине: чем больше динамик, тем обьемнее и мощнее бас. Из-за того, что диффузор находящийся внутри корпуса сабвуфера имеет достаточно большой диаметр, низкочастотная акустика всегда имеет большие размеры.

Размер громкоговорителя (динамика)

Очень часто сабвуферы делят на классы согласно размеру (чаще диаметру) рабочей поверхности диффузора установленного динамика. Применяемые в строительстве сабвуферов динамики (вуферы) имеют, как правило, наибольшие размеры, т.к. они должны двигать большое количество воздуха для создания низкочастотных звуковых волн. Для получения того же уровня громкости на частоте на одну октаву ниже (например на 30 Гц вместо 60 Гц) вам потребуется в четыре раза больше мощности. Чем ниже резонансная частота динамика, тем меньшей частоты звуки способен воспроизвести громкоговоритель с заданным уровнем искажений. Резонансная частота динамика (обозначается Fs) определяется комбинацией массы его подвижных частей (диффузора, защитного колпачка, катушки и ее основания) и гибкости подвеса. При нормальных условиях нам потребуется более мощный усилитель, чтобы «раскачать» динамик сабвуфера, нежели обычную акустическую систему. Однако важно помнить, что хотя вы и должны иметь усилитель с запасом по мощности, чтобы избежать искажений (клипинг), основной задачей все же является согласование сабвуфера с основными акустическими системами. На любом уровне громкости сабвуфер не должен выделяться и локализироваться, а лишь невидимо расширять границу звучания системы вниз по кривой АЧХ.

Самыми распространенными размерами динамиков для использования в сабвуферах являются 8″, 10″, 12″, 15″ или 18″ (речь о диаметре круглого диффузора). Несмотря на то, что 18″ сабвуфер способен воспроизвести бас самой низкой частоты и на максимальной уровне громкости, самый большой динамик далеко не всегда является наилучшим выбором для оптимального воспроизведения басовых нот. Большие вуферы сложнее контролировать и настраивать. В наши дни на рынке присутствуют 10″ сабвуферы, способные двигать столько же воздуха, сколько могли переместить старые 15″ модели. Это стало возможным благодаря очень длинноходному диффузору 10″ динамика, спроектированному с учетом сохранения параметров линейности на протяжении всего своего рабочего хода, и высокомощному цифровому усилителю класса D, способному как следует раскачать такой вуфер в корпусе небольших размеров.

Виды сабвуферов по типу усиления

Все сабвуферы по типу усиления можно разделить на два вида: активные и пассивные. Первые, оборудованы усилителем мощности и специальным фильтром, отсекающим звук за пределами рабочего диапазона. Пассивные сабвуферы состоят из корпуса и динамика. Они требуют наличия внешнего усилителя.

dB Technologies SUB 15D

Характеристики
  1. Частотный диапазон, измеряющийся в герцах, является одной из важнейших характеристик сабвуфера. Данный диапазон для удобства разделяют на несколько октав:
  2. Самый низкий бас 20-40 Гц,
  3. Средние басы 40-80 Гц,
  4. Высокие басы 80-160 Гц.

Даже самые бюджетные модели воспроизводят диапазон от 40 до 200 Гц. А частоту от 20 Гц способны воспроизвести только топовые модели акустики.

  1. Частота раздела кроссовера — это верхний диапазон работы сабвуфера и он же — нижний диапазон СЧ- НЧ излучателя.
  2. SPL (Максимальное звуковое давление) – Maximum Pressure Level это пиковая давление, которое способен обеспечить сабвуфер.
  3. Чувствительность динамика (дБ) – динамики с большей чувствительностью меньше нагружают усилитель и способны выдать большее звуковое давление.
  4. Диаметр НЧ-динамика.

Типы акустического оформления суб басов

Конструктивные особенности оформления корпуса сабвуфера существенно влияют на его акустические свойства. Акустическое оформление НЧ головки сабвуфера разделяют на следующие основные типы:

  • Закрытый,
  • С фазоинвертором,
  • С полосовым фильтром.

HH Electronic VRS-118A

Сабвуферы с закрытым корпусом имеют самую простую и самую эффективную конструкцию. Из достоинств конструкции можно выделить:

  1. Отсутствие утечки воздуха наружу а значит и звука,
  2. Глубокий бас,
  3. Ровная амплитудно-частотная характеристика,
  4. Низкий уровень искажений.

К недостаткам сабвуферов типа «закрытый ящик» можно отнести:

  1. Низкий коэффициент полезного действия (КПД),
  2. Большой вес и габариты.

Park Audio SW128 MkII

У сабвуферов фазоинверторного типа имеется специальное отверстие в корпусе, через которое часть воздуха выходит наружу. В это отверстие зачастую вставлена трубка определенной длинны. Иногда их бывает несколько. Подбор длинны трубки позволяет настроить правильную резонансную частоту фазоинвертора. Иногда порт фазоинвертора выполнен в виде щели. Это позволяет сделать корпус более компактным. Такой тип фазоинвертора часто применяют в студийных мониторах. В процессе усиления низких частот важную роль играет акустический резонанс и его главная частота, на которой ноты звучат значительно громче остальных. Правильная настройка резонансной частоты фазоинвертора позволяет получить больший КПД колонки и красивый, бархатный бас. Очень часто резонансную частоту определяют не верно, из-за чего появляется много проблем. Во избежание ошибок при расчете руководствуются следующим правилом: «Частота резонанса фазоинвертора должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым фазоинвертором».

Достоинства сабвуферов с фазоинвертором:

  1. Благодаря большому ходу, диффузор может иметь небольшие размеры и обеспечить достаточно низкий звук,
  2. Высокое звуковое давление,
  3. Высокий КПД.

Недостатки:

  1. Для его правильной настройки нужно обладать знаниями в электроакустике и уметь настраивать задержки между СЧН_ВЧ трактом и суб басом,
  2. Такая конструкция вносит в звук большое количество искажений.

RCF SUB705AS

Сабвуфер с полосовым фильтром (часто такая конструкция называется bandpass) имеет признаки как фазоинверторного, так и закрытого корпуса, тем самым унаследовав их достоинства и недостатки. Его ящик разделен перегородкой на две ровные части, одна из которых имеет фазоинвертор, вторая представляет собой закрытый обьем. Данная конструкция позволяет повысить уровень звукового давления, но при этом уменьшает диапазон воспроизводимых частот. Сабвуферы такого типа очень компактны и с успехом применяются в закрытых помещениях.

Корпус громкоговорителя с туннельным типом акустического оформления. (Разрез)

Самым редким типом акустического оформления сабвуфера является «лабиринт», его работа основана на акустических резонансах. Акустика с данным типом оформления сложна в производстве, готовые изделия стоят намного дороже аналогов.

Достоинства сабвуферов с акустическим оформлением «Лабиринт»:

  1. КПД выше чем у закрытого типа, но равен фазоинверторному,
  2. Минимальное количество вносимых искажений (в сравнении с фазоинвертором)

Недостатки:

  1. Высокая стоимость,
  2. Сложность настройки

Корпус с пассивным излучателем изнутри

Сабвуфер с пассивным излучателем (так же обозначается как PAS) – довольно новый тип акустического оформления, в качестве пассивного резонатора в нем используется неподключенный дополнительный громкоговоритель. Таким образом, имея всего один канал усиления, вы получаете вдвое большую площадь излучения, благодаря суммарной площади двух диффузоров.

Достоинства сабвуферов с пассивным излучателем:

  1. Меньшие габариты в сравнении с закрытым типом,
  2. Отсутствие посторонних и резонаторных звуков.

Недостатки:

  1. Большая потеря мощности,
  2. Низкая чувствительность динамика,
  3. Массивный пассивный излучатель негативно влияет на передаточную характеристику.

Технические характеристики

Приобретая сабвуфер, следует обращать внимание на следующие характеристики:

  • пиковая мощность (Вт). Именно с помощью пиковой (максимальной) мощности происходит привлечение покупателей. Ведь автовладельцы прежде всего хотят знать, сможет ли система «раскачать» автомобиль басами, чтобы привлечь внимание окружающих. Пиковые нагрузки говорят о том, на каком уровне динамик сможет работать максимально эффективно. Чаще всего они примерно в 3 раза превосходят показатели, оптимальные для долговременной работы, однако устройства с такими характеристиками часто находятся на самой верхушке рейтинга сабвуферов для авто;


    Таблица, показывающая зависимость пиковых мощностей сабвуферов от объёма помещений
  • номинальная мощность (Вт). На номинальной мощности производитель старается не концентрировать внимание — этот показатель не так впечатляет, как предыдущий. Но именно эта информация говорит покупателю о том, какой уровень звука без искажения может выдать выбранный динамик. При этом он может работать и на более высоких мощностях в оптимальном режиме. Большинство автолюбителей, решивших приобрести сабвуфер, не гонятся за большой мощностью. Поэтому оптимальными устройствами считаются те, у которых этот показатель колеблется от 200 до 300 Вт;

    Кстати, у дорогих динамиков высокого качества нет существенной разницы между пиковыми и номинальными нагрузками, чего нельзя сказать о дешёвых моделях. Объясняется это тем, что у качественного динамика есть возможность даже на очень высоких мощностях воспроизводить качественный бас. А значит, его номинальные нагрузки близки к пиковым значениям. При этом показатель пиковой мощности у недорогих динамиков может быть даже выше, чем у более качественных. Однако показатель номинальной мощности непременно будет ниже.

  • чувствительность (дБ). От показателя чувствительности динамика зависит его громкость. Однако не следует забывать о негативном влиянии громкости на качественные показатели звучания;
  • диапазон воспроизводимых частот (Гц). Диапазон воспроизводимых частот динамиков, используемых в сабвуферах, колеблется от 20 до 200 Гц. Глубина баса, интересующая автовладельца, напрямую зависит от того, каков нижний показатель. Кроме того, большое значение имеет корпус, используемый для размещения динамика и объём, в котором он находится. Именно от этих показателей зависит, как сабвуфер воспроизведёт определённые частоты;


    Диаметр диффузора сабвуфера — важная техническая характеристика
  • диаметр диффузора (дюймы). Ещё одним важным параметром является диаметр диффузора. Именно с ним у многих пользователей ассоциируется мощность сабвуфера. Наиболее востребованными размерами являются 8”, 10”, 12”, 15”. Правда, нельзя отрицать наличие некоторого разброса в меньшую или большую сторону. Наличие небольшого диффузора говорит о том, что и мощность выдаваемых басов будет не очень велика.

    Имеются размеры, признанные оптимальными, то есть позволяющие выдавать звучание, устраивающее основную массу владельцев автомобилей. Так, 10” — оптимальный вариант для любителей не очень мощных басов, а 12” — для тех, кто любит «погорячей».

Как правильно расположить сабвуфер?

Обычно сабвуферы устанавливают на полу, перед сценой или под ней, прямо под акустической системой или за ней. Есть модели подвесных сабвуферов, которые крепятся к монтажной раме, позволяя собрать кластеры из НЧ и широкополосных кабинетов и обеспечивая ровное звуковое поле. Иногда целесообразно расставить все НЧ кабинеты в центре в виде моно кластера, в другом случае их располагают слева и справа от сцены, прямо под широкополосными кабинетами.

В последние годы широко распространен метод кардиоидного расположения сабвуферов. Он основан на точно рассчитанном взаимном расположении суб басов и позволят управлять суммарной направленностью массива из сабвуферов, изменяя уровни сигнала определенных групп элементов массива. Это дает возможность устранить эффект гребенчатого фильтра, (попросту говоря, обеспечить равномерный бас без перепадов давления) и направить энергию суб басов только вперед, или вперед и в стороны, в зависимости от геометрии озвучиваемого пространства. Эта же технология позволяет практически полностью убрать звук, идущий от суб баса назад, что обеспечивает максимальную передачу звуковой энергии вперед и получить почти тишину на сцене. Другими словами, звук от суб баса не мешает исполнителю на сцене.

Кардиоидное расположение сабвуферов

Одна из главных проблем, связанных с применением сабвуферов, это неправильно рассчитанная задержка сигнала между широкополосными колонками и суб басом. На слух это ощущается как размытое звучание в СЧ диапазоне и малую отдачу в низах. Упрощенно говоря, вам необходимо чтобы звук суб баса и широкополосной системы доносился до слушателя строго в одно и то же время.

Самый простой способ достичь этого это передвигать сабвуфер вперед –назад относительно широкополосного кабинета, и таким образом найти место, в котором вы получите наибольшую отдачу в НЧ диапазоне, и разборчивое звучание. Для более точной настройки задержки лучше воспользоваться акустических процессором и специальным программным обеспечением, которое позволяет при помощи микрофона точно определить фазы сигналов от разных источников звука и правильно их скорректировать.

Виды взаминого расположения сабвуферв и широкополосной акустики

Расположение сабвуферов в виде моно кластера позволяет значительно уменьшить их количество. Из недостатков такого способа можно выделить:

  1. Обрезание нижней части акустического пространства для увеличения площади покрытия звуком увеличивает звуковое давление на передних рядах.
  2. Разница в звуковом давлении между первыми и последними рядами может достигать 26 Дб.

Взаминое расположение сабвуферов и линейного массива

Направленность излучателя

В зависимости от того, в какую сторону смотрит динамик, сабвуферы можно разделить на:

Излучающие вниз (Down
Firing).
Этот тип сабвуферов имеет динамик, установленный в нижнюю стенку корпуса и направленный в пол. Сабвуферы данного типа выглядят больше похожими на некую мебель, нежели на акустическую систему. Им не нужен защитный гриль. Играть они могут даже более эффективно, чем их сородичи, потому следует избегать их установки в углах комнат и в непосредственной близости к стенам (касается варианта с одним сабвуфером в системе). Иначе звук может быть слишком гулким.

Down Firing cабвуферы Yamaha и Atlantic Tech

Излучающие вперед (Front
Firing).
Динамик у этого типа сабвуферов установлен на одной из фронтальных стенок корпуса и направлен параллельно плоскости пола. Сабвуферы данного типа нуждаются в защитном гриле, оберегающем от повреждений динамик, и больше похожи на обычную акустическую систему.

Front Firing cабвуферы Earthquake и Rhythmic Audio

Применение сабвуферов с линейными массивами

Между сабвуферами и линейными массивами появляется задержка в небольшом диапазоне частот в общем спектре вблизи частоты раздела кроссовера. Для того, чтобы устранить задержку нужно компенсировать временную задержку тем самым синхронизировав их. Но синхронизация не решает данную проблему, так как задержка у передних и последних рядов может значительно отличаться.

Опираясь на физические законы логично будет расположить сабвуферы на одной высоте с линейными массивами. Таким образом, у нас получится устранить задержки, выровнять АЧХ и убрать частотные искажения, но взамен придется пожертвовать эффективностью работы сабвуферов. Данный компромисс позволяет получить однородную звуковую картину в области частоты среза кроссовера.

Electro-Voice XLC118

Как выбрать сабвуфер?

Мы подготовили для вас несколько простых правил, руководствуясь которыми, можно выбрать хороший сабвуфер:

  1. Дороже – чаще значит лучше. Не старайтесь сэкономить, ведь вложенные средства окупятся качественным звуком и годами эксплуатации.
  2. Покупайте сабвуфер чуть большей мощности, чтобы иметь запас. Это позволит вам использовать вашу звуковую систему на 50-60% мощности и получить качественное звучание без искажений.
  3. Всегда выбирайте усиление для сабвуфера с хорошим запасом. Помните: катушка динамика чаще сгорает при работе со слабым усилителем. В следствии перегрузки слабого усилителя на его выходе появляется огромное количество искажений сигнала, и его постоянная составляющая легко повредит катушку вашего диффузора. Напротив: усилитель большей мощности заставит лишь интенсивнее двигаться диффузор, не причинив ему вреда. Многочисленные испытания доказывают верность этого постулата. Его верность вы можете проверить, внимательно изучив характеристики активных моделей сабвуферов. Иногда мощность усилителя может в 2-2.5 раза превышать мощность динамика.
  4. Не все зависит от вашей широкополосной акустики. Чем мощнее сабвуфер, том больше площади он способен наполнить звуком. К тому же, сабвуфер имеет большую энергию, чем СЧ+НЧ кабинет.
  5. Чем уже диапазон работы сабвуфера, тем более эффективно вы будете использовать мощность усилителя и получите качественный бас. Хотя, в некоторых случаях необходимо больше «открыть» верхний диапазон саба, обеспечив тем самым лучшую атаку в mid-басовом спектре.
  6. Очень желательно, что бы сабвуфер имел следующие регуляторы: Level, Frequence и Phase. Это позволит вам легко и просто настраивать его.

Electro-Voice QRX118S

Какой сабвуфер для дома лучше купить

Все 12 номинантов в обзоре демонстрируют современные возможности, удовлетворяющие требования разных покупателей. На основе отзывов, обозначенных преимуществ, недостатков проще выбрать, какой сабвуфер лучше и что стоит купить. Указанные модели можно подключить к ПК, домашнему кинотеатру, музыкальной аппаратуре. Сравнительный анализ показал следующие итоги сравнительного анализа:

  • Yamaha YST-FSW100 – лучшая бюджетная модель закрытого типа;
  • Jamo J 10 SUB – качественная сборка, 5 расцветок на выбор;
  • Onkyo SKW-770 – доступная модель с режимом Standby для экономии энергии;
  • Sony SA-CS9 – лучшее предложение для дома с хорошим качеством звука;
  • Heco Victa Prime Sub 252 A – продвинутый миниатюрный саб с защитой от перегруза;
  • APart CMSUB8 – миниатюрная модель для встраивания в потолок;
  • Wharfedale Pro Delta 15B – высокая защита, выдерживающая транспортировку;
  • American Audio Sense 18B – большой потенциал, современные возможности;
  • JBL JRX218S – самый высокий показатель мощности для концертной аудиосистемы.

Домашний сабвуфер чаще всего используется для усиления звучания игр, кино, музыки. Насколько мощным, высокотехнологичным, продвинутым он должен быть – вопрос сугубо индивидуальный. Опираться нужно на критерии, названные экспертами, а также возможности собственного бюджета.

все, что нужно знать при выборе ─ UPsound.com.ua

Практически каждый ценитель качественного звука задумывается о покупке сабвуфера. Но саб используют не только «в домашних условиях». Он — обязательный элемент сценического звукового оборудования. В сегодняшней статье рассмотрим все, что нужно знать о сабвуферах: типы, варианты конструкции, особенности установки и настройки.

Сабвуфер в буквальном объяснении — сверх-низкочастотный динамик. Проще говоря, это тип динамика, излучающего предельно низкие звуки, недоступные широкополосной акустике.

Предназначение сабвуфера

Современная особенность большинства музыкальных фонограмм — подчеркнутое звучание в НЧ-спектре, которое позволяет передавать энергетику музыки — так называемый «драйв». Чтобы воспроизводить современные профессиональные фонограммы в полноценном качестве, нужен сабвуфер. Со сценических площадок сверх низкочастотная колонка перекочевала в клубы, салоны авто, бытовые аудиосистемы.

Может ли с задачей справиться хорошая акустическая система без сабвуфера? Она будет воспроизводить звук по всей доступной полосе частот. Но вот предельно низкий частотный диапазон ей недоступен. Вот зачем нужен сабвуфер.

Однако сейчас часто можно встретить вариант использования сабвуфера в роли mid-басовой части системы. Это не совсем правильно, так как суб бас является по большей части дополнением аудиосистемы. Он делает низкочастотное звучание более бархатистым и объемным.

Конструкция сабвуфера

Молодой человек со здоровым слухом может улавливать звук в стандартном диапазоне 20 Гц-20 кГц. Чем старше человек становится, тем уже рамки диапазона — особенно в высокочастотном спектре. Это происходит по причине укороченной звуковой волны и небольшой собственной энергии, характерной для высоких звуков. У низких все наоборот. Но в то же время воспроизведение высоких частот (по этой же причине) намного проще, чем низких.

Сейчас средне- и высокочастотная акустика по своим конструктивным особенностям приближена к совершенству. Чтобы низкочастотный излучатель мог воспроизводить 20-400 Гц, его нужно оснастить массивным и жестким увеличенным диффузором с хорошей стойкостью к изгибанию. Крупный параметр диффузора увеличивает показатели сжимаемости воздуха, а также сопротивления. Еще одна конструктивная характеристика НЧ-динамика — высокомощная катушка индуктивности. Она, кстати, делает конструкцию достаточно тяжелой.

Высокая мощность, подводимая к НЧ-динамику, приводит к сильному нагреванию. Поэтому актуален оперативный и эффективный отвод тепла. Для питания сабвуфера необходим мощный и надежный источник, который напрямую влияет на цену конструкции. 

Комбинация волн приводит к резонансам, и эта проблема до сих пор не решена. Интерференция появляется из-за длины волны, соразмерной с параметрами корпуса и комнаты. Частично проблема решается за счет размещения сабвуфера в автономном корпусе.

Итак, конструкция типового сабвуфера достаточно простая:

Логика конструкции простая: чем больше размеры динамика, тем мощнее и объемнее будет бас. Поэтому профессиональная НЧ акустика всегда достаточно большая и массивная.

Классификация сабвуферов по усилению

По типу усиления сабвуфера делят на пассивные и активные. В конструкцию активных входит усилитель звука и фильтр, способный отсекать звук за границами рабочего диапазона. Конструкция пассивного саба — динамик и корпус. Он работает только от внешнего усилителя.

Одна из самых важных технических характеристик сабвуфера — частотный диапазон, который измеряют в герцах. Чтобы было удобнее, диапазон делят на три категории (Гц):

  • 20-40;

  • 40-80;

  • 80-160.

Наиболее недорогие современные модели работают в диапазоне 40-200 Гц. Работать в частоте от 20 Гц могут исключительно профессиональные варианты акустики.

Другие важные характеристики моделей:

  • частота раздела кроссовера — предельный верхний диапазон функционирования кроссовера. В СЧ и НЧ излучателях это одновременно нижний диапазон;

  • предельное звуковое давление (SPL) — пиковое значение, которое обеспечивает конкретная модель;

  • чувствительность динамика — измеряемое в децибелах значение. Чем оно выше — тем меньше нагрузка на усилитель и больше звуковое SPL;

  • диаметр низкочастотного динамика — как уже было сказано выше, влияет на показатели звучания НЧ-частот.

Акустическое оформление суб басов

Акустические свойства корпуса сабвуфера зависят от варианта конструкции. Если рассматривать акустическое оформление как отдельную характеристику, выделяют такие ключевые типы:

Модели с закрытым корпусом

У этих моделей предельно упрощенная конструкция в виде «закрытого ящика». Ее преимущества:

  • воздух, а значит и звук не утекают наружу;

  • глубокое басовое звучание;

  • ровная АЧХ;

  • низкий показатель искажений.

Есть и недостатки: большие габариты и масса, низкий КПД.

Сабвуферы фазоинверторного типа

У таких моделей предусмотрено специализированное отверстие на корпусе, обеспечивающее выход воздуха. В отверстии находится трубка, длину которой специально подбирают. Это делается для грамотной наладки резонансной частоты. Бывает, что порт фазоинвертора выполняют в виде щели: это делается для достижения компактности корпуса. Эти фазоинверторы чаще всего эксплуатируют в мониторах для студий.

При НЧ-усилении особое значение имеет акустический резонанс и ключевая его частота, на которой громкость нот выше, чем у остальных. При грамотной наладке резонансной частоты можно достичь высокого КПД и бархатного звучания баса. Но часто показатель определяют ошибочно, что приводит к проблемам. Поэтому, чтобы не ошибиться, используют правило: частота фазоинверторного резонанса должна быть ниже до 33% от резонанса динамика в аналогичном корпусе при закрытом фазоинверторе.

К преимуществам сабвуфера с фазоинвертором относят:

Среди недостатков выделяют необходимость знаний в области электроакустики для грамотной настройки. Кроме того, нужно уметь оптимизировать задержки между СЧН_ВЧ трактом, а также суб-басом.

Сабвуферы с полосовым типом (bandpass)

Модели объединяют характеристики закрытого и фазоинверторного вариантов, а также их плюсы и минусы. В ящике предусмотрена перегородка, разделяющая корпус поровну. В одной части предусмотрен фазоинвертор, вторая полностью закрыта. С помощью этой конструкции можно увеличить звуковое давление, но при этом снизить диапазон частот при воспроизведении. Это самая компактная категория сабвуферов, которые можно применять в том числе и в закрытых помещениях.

Сабвуферы «лабиринт»

Самая нераспространенная категория, работа которой базируется на акустических резонансах. Производить такую акустику сложно, и она стоит на порядок дороже аналогичных моделей с другими типами корпусов. Преимущества:

  • КПД выше, чем у закрытых, но на уровне фазоинверторных;

  • минимальные искажения (если сравнивать с фазоинверторными).

Но сложная настройка и высокая цена являются серьезными недостатками моделей.

Сабвуферы с пассивными излучателями

Их обозначают как PAS. Современный вариант акустического оформления. В таких моделях пассивным резонатором служит дополнительный не подключенный динамик. С одним каналом усиления можно получить вдвое большее значение площади излучения, достигаемой за счет суммирования площади двух диффузоров.

Преимущества моделей:

К недостаткам относят серьезное снижение мощности, невысокую чувствительность, массивные характеристики пассивного излучателя, что отражается на общей работе оборудования.

Особенности правильного расположения сабвуферов

Чаще всего сабвуферы ставят на полу. Существуют и подвесные сабвуферы, фиксируемые на монтажной раме. Так можно объединить кластеры низкочастотных и широкополосных кабинетов, достигая ровного звукового поля.

Иногда оправдано расположение всех НЧ кабинетов в центральной части в варианте моно-кластера. Но можно расположить их в левой и правой частях сцены, сразу под кабинетами с широкополосными излучателями.

Сейчас весьма распространен способ кардиоидного расположения. Это грамотно просчитанное взаимное размещение суб басов, с помощью чего можно руководить общей направленностью сабвуферного массива, измерять уровни сигнала по группам. Таким образом можно устранять эффект гребенчатого фильтра (то есть, добиваться равномерности НЧ без перепадов). Плюс, энергия суб басов направляется вперед (или дополнительно в стороны). С помощью этого способа можно почти полностью убрать звук, распространяемый суб басом назад, и достичь предельной передачи звука в переднюю часть, получив на сценическом пространстве практически полную тишину. Бас не будет мешать артистам.

При эксплуатации сабвуферов сталкиваются с проблемой неправильного расчета задержки сигнала. Это можно вычислить по размытости среднечастотного диапазона и низкой басовой отдачи. Поэтому важно достичь, чтобы звук был синхронизирован. Чтобы добиться этого, сабвуфер передвигают. Так можно найти позицию, с помощью чего отдача в НЧ-диапазоне будет максимальной, а звучание хорошо различимым. Чтобы настройка была более точной, лучше пользоваться процессором и специализированным ПО. Так можно провести грамотную коррекцию.

Расположение сабвуферов монокластером дает возможность оптимизировать их количество. Однако:

Если использовать оборудование с линейными массивами, появится задержка. Убрать ее можно, проведя синхронизацию. Однако она полностью не решит проблему, ведь задержка сильно отличается зависимо от расстояния. 

По законам физики лучше расположить сабвуферы в одном показателе высоты с массивами. Это поможет избежать задержек, выровнять частоту и нивелировать искажения. Однако эффективность низкочастотных излучателей будет снижена. Но это необходимый компромисс.

Критерии выбора сабвуфера

  1. Первое правило — цена. Экономить на этом оборудовании нельзя, так как это отражается на качестве и долговечности. В этой категории действует принцип: «чем дороже — тем лучше».

  2. Выбирайте сабвуфер большей мощности, чем вам нужно: это даст запас и позволит эксплуатировать звуковую систему до 60% мощности, с качественным звуком без искажений.

  3. Выбирайте большой запас усиления — в 2-2,5 раза. Катушка динамика быстрее сгорит от слабого усилителя. В перегруженном состоянии он выдает много искажений сигнала, что повреждает катушку. Высокомощный усилитель влияет на интенсивность движения диффузора, но не вредит ему.

  4. Чем уже сабвуферный диапазон, тем выше эффективность использования характеристик усилителя и выше качество баса.

  5. Чем мощнее модель, тем большую площадь она наполняет звуком.

  6. Важно наличие у сабвуфера регуляторов уровня громкости, Phase и Frequence для простоты настро

Все, что вы хотели знать о сабвуферах

Если вы действительно хотите создать свой бас, без сабвуфера не обойтись. Вот краткое изложение…

Когда я впервые начал интересоваться звуком, домашние сабвуферы были довольно специализированными устройствами, которые представляли интерес только для двух групп энтузиастов Hi-Fi: тех, кто слушал большие органные концерты и тех, кто любит регги! С тех далеких дней многое изменилось, и сегодня сабвуферы считаются почти стандартной частью современных Hi-Fi и студийных систем мониторинга — скорее из-за фактора «принятия внутри страны», чем из-за каких-либо потенциальных звуковых преимуществ.

Сабвуфер PMC TLE1.

Поэтому становится все более распространенным использование небольших «сателлитных» левого и правого громкоговорителей, а также одного или нескольких сабвуферов — формат, часто называемый 2.1. Двойка относится к основной паре стереодинамиков (левый и правый), а «.1» относится к сабвуферу с ограниченной полосой пропускания. Точно так же система объемного звучания часто обозначается как 5.1, что означает пять основных каналов плюс сабвуфер для обработки канала низкочастотных эффектов (LFE).

Однако в случае домашнего кинотеатра 5.1 и систем объемного звучания требуется специальный сабвуфер специально для обработки канала низкочастотных эффектов (LFE). Тот факт, что этот сабвуфер обычно также удваивается за счет использования управления басами (объяснено позже), чтобы обрабатывать басовое содержимое всех пяти основных каналов, является просто удобством, позволяющим использовать сателлитные динамики меньшего размера. Опять же, я вернусь к этой теме позже, но сначала я хочу рассмотреть схемы стереомониторинга 2.1.

При правильной конструкции и использовании сабвуферы могут быть чрезвычайно эффективными и очень удобными. В равной степени, тем не менее, очень легко уничтожить любую возможность хорошего качества мониторинга с помощью неподходящего или плохо настроенного сабвуфера — и стоит отметить, что я, вероятно, видел девять неудовлетворительных установок на каждую хорошую!

Некачественные установки сабвуфера обычно страдают от слишком сильных или плохо выраженных басов. Часто в частотном спектре имеется очевидная «дыра» в области кроссовера между сателлитными динамиками и сабвуфером. Именно «интеграция» через эту пересекающуюся область действительно создает или разрушает систему в целом.

Наихудший тип системы сабвуфера будет обеспечивать только гулкий или монотонный «гул» энергии, независимо от высоты тона или динамики басового инструмента, и поэтому бас может казаться медленным или поздним по сравнению с основными динамиками. С другой стороны, хорошо спроектированная и хорошо сконфигурированная система, как правило, обеспечивает более точную визуализацию и более четкие и прозрачные средние частоты (благодаря более низким уровням искажений и интермодуляции) и более высокий общий выходной сигнал, чем можно было бы достичь с помощью одни спутники.

С практической точки зрения, сателлит и сабвуфер намного проще разместить и передвигать. Отдельные корпуса динамиков компактнее и легче, чем полнодиапазонные динамики, и это часто является важным фактором, особенно в небольших домашних студиях и для студийной записи.

Таким образом, цель этой статьи состоит в том, чтобы попытаться объяснить, как и почему выбирать и использовать сабвуфер в контексте как стереофонического, так и объемного звучания.

Первое, что нужно понять, это основная концепция системы сабвуфера. Что он пытается сделать и как это работает? Очевидно, что основная идея заключается в воспроизведении низких частот. В большинстве случаев это примерно две нижние октавы, от 20 Гц до 80 Гц. Однако здесь кроется первая серьезная проблема, которую нам нужно принять во внимание: наличие специального ящика, генерирующего низкие частоты, не гарантирует хорошего баса в комнате для прослушивания — на самом деле, это далеко не так!

Собственные акустические свойства помещения имеют первостепенное значение. Если вы поместите лучший в мире сабвуфер в акустически плохую комнату, вы получите очень плохие басы! Я часто сталкивался с системами мониторинга, в которых владелец добавлял сабвуфер в надежде вылечить слабый или неравномерный бас, но обнаруживал, что ситуация либо не улучшается, либо даже ухудшается!

Если в комнате есть неприятные проблемы со стоячими волнами — а они есть почти во всех домашних студиях — очень важно сначала решить эти акустические проблемы, прежде чем тратить деньги или время на сабвуфер.

Захват басов для контроля и уменьшения стоячих волн в помещении — это тема, которую мы обсуждали много раз, а также популярная тема для постоянных обсуждений и рекомендаций на форуме Studio Design & Acoustics на веб-сайте SOS . Вы часто можете значительно улучшить акустику комнаты с минимальными затратами с помощью некоторых простых вещей. И в обработанной комнате вы вполне можете обнаружить, что ваши существующие динамики на самом деле воспроизводят гораздо больше и лучше басов, чем вы думали!

Еще одним полезным преимуществом сабвуфера является дополнительная мощность, приходящаяся на систему в целом. Акустическая энергия в музыке максимальна на низких частотах и ​​спадает с увеличением частоты. Таким образом, использование специальной коробки для обработки большей части прожорливых басов снимает эту нагрузку с сателлитов, с полезными преимуществами в общей мощности и чистоте.

Большинство стереосистем имеют два основных динамика, а у нас только один сабвуфер. Почему не два сабвуфера? В некоторых ситуациях может быть преимущество в наличии двух (или более) сабвуферов, но обычно достаточно одного. Причина этого связана с тем, что для частот ниже примерно 700 Гц наш слух измеряет разность фаз между звуками, поступающими в каждое ухо, тогда как выше этой частоты он использует в основном разность уровней. На открытом воздухе наша способность определять направление звука остается достаточно точной вплоть до удивительно низких частот, но эта способность теряется при прослушивании в помещении. Источники, генерирующие низкочастотные звуки (ниже примерно 100 Гц), имеют тенденцию делать это более или менее всенаправленно (звуковая волна распространяется от источника во всех направлениях), потому что длина волны звука обычно больше, чем сам объект. Когда низкочастотный звук генерируется в замкнутом пространстве, созданные сферические звуковые волны будут отражаться от граничных поверхностей комнаты и возвращаться к ушам с множеством отклонений фазы из-за различий в длине пути. Эта путаница сигналов делает невозможным определение ухом и мозгом надежной разности фаз, поэтому нормальная острота направления невозможна.

Теоретически, поскольку вы не можете сказать, откуда в комнате исходят низкие частоты, одного сабвуфера будет вполне достаточно. Гармоники басовых нот будут воспроизводиться динамиками-сателлитами, которые обычно начинают брать верх выше 90 Гц, и они будут предоставлять много информации о направлении через разность фаз и уровней обычным способом. Так что, хотя сами басы свернуты в моно, впечатление от стереоизображения на самом деле сохраняется вполне удовлетворительно.

Эта теория хороша, но я часто слышу, как люди говорят, что они могут слышать, где в комнате находится сабвуфер. Это не из-за каких-то особых акустических способностей с их стороны, а из-за плохой работы некоторых сабвуферов! Проекты, созданные с низкой стоимостью, с использованием низкокачественных драйверов и те, которые предназначены для повышения эффективности прежде всего, как правило, генерируют много «внеполосного» шума — много гармонических искажений и слышимых шумов порта или других артефактов. Они занимают среднечастотный диапазон, что не только делает их положение легко обнаруживаемым, но также затемняет и маскирует критические средние частоты от сателлитных динамиков. Таким образом, добавление дешевого сабвуфера к качественным сателлитам фактически сделает систему менее точной, чем более точной.

Хороший сабвуфер должен иметь очень линейный драйвер (что дорого), точный и мощный усилитель (что дорого) и хорошо спроектированный и собранный корпус (что… дорого). Но срезать углы в любом из этих аспектов — ложная экономия. Я слушал и использовал много разных сабвуферов, и лучшие из них, по понятным причинам, произведены теми же компаниями, которые ассоциируются у вас с хорошими мониторными колонками. Blue Sky, ATC, Genelec и PMC производят превосходные системы сабвуферов, которые очень хорошо интегрируются с предполагаемыми партнерскими разработками. Все они относительно просты в настройке из-за присущего им точного согласования и соответствующих средств электрической настройки. В моей собственной системе мониторинга я использую сабвуфер PMC TLE1 (показан выше), как часть большой 5.1-канальной установки, так и для расширения нижнего края крошечных мониторов DB1 или ближнего поля TB2. В то время как многие сабвуферы представляют собой большие прямоугольные коробки, TLE1 имеет форм-фактор корпуса компьютерной башни, что я нахожу привлекательным как с эстетической, так и с практической точки зрения.

При покупке сабвуфера важно попробовать его в своей собственной среде прослушивания, с вашими собственными сателлитными динамиками, особенно если сабвуфер другого производителя. Некоторые комбинации будут интегрироваться гораздо лучше, чем другие, и только домашнее прослушивание покажет успех или неудачу конкретной комбинации.

На схеме показана система управления басами. Каждый из пяти основных каналов проходит через фильтр верхних частот для удаления низкочастотного элемента сигнала перед передачей на соответствующий усилитель и динамик.

Управление басами — это процесс удаления басового элемента из сигнала, подаваемого на каждый сателлитный динамик, и направления его вместо этого на один или несколько сабвуферов. По сути, это ничем не отличается от обычного кроссовера — просто басовый динамик размещен в отдельном корпусе, и должно быть какое-то средство микширования, чтобы объединить низкочастотные вклады как минимум двух каналов.

В случае простой стереосистемы 2.1 управление басами или фильтрация кроссовера обычно встроены в сабвуфер и могут быть активными или пассивными (в наши дни большинство систем активны). Существуют различные подходы к проводке, но большинство из них сначала направляют сигналы линейного уровня от контроллера или предусилителя к сабвуферу, который фильтрует сигналы и выводит их для сателлитов. Некоторые системы работают наоборот, сначала подключая сигнал к спутнику, а затем к сабвуферу. Системы, предназначенные для домашнего использования, часто работают с сигналами уровня громкоговорителей.

Для систем объемного звучания 5.1 управление басами обычно выполняется в контроллере объемного звука или контроллере мониторинга, а не в самом сабвуфере. На схеме на предыдущей странице показана такая система. Каждый из пяти основных каналов проходит через фильтр верхних частот для удаления низкочастотного элемента сигнала перед передачей на соответствующий усилитель и динамик.

Все пять каналов также суммируются и проходят через фильтр нижних частот для удаления средне- и высокочастотного контента. Затем этот сигнал объединяется с выделенным сигналом LFE (который также проходит фильтрацию нижних частот и усиливается в соответствии с соответствующими спецификациями) и направляется на динамик сабвуфера. Стоит иметь в виду, что, поскольку каждый из пяти каналов в системе 5.1 является каналом с полной полосой пропускания, сабвуфер должен быть в состоянии справиться с вкладом басов пяти полных каналов, плюс все, что может быть передано на LFE. канал — а то может быть много баса! Так что не стоит ожидать, что очень маленькая коробка сможет справиться, если вам нравится слушать на серьезном уровне.

Конечно, разные системы реализуют управление басами немного по-разному. Некоторые используют активную фильтрацию везде, в то время как некоторые используют фильтр нижних частот только для сигнала, подаваемого на сабвуфер, полагаясь на естественный спад сателлитов для механической фильтрации высоких частот. Некоторые из них позволяют регулировать частоты оборотов фильтра и наклоны. Профессиональные устройства обычно делают это со значимыми техническими параметрами, в то время как бытовые контроллеры, как правило, имеют более простые описания «больших» или «маленьких» динамиков.

Лучшие системы часто включают какое-либо ограничение или защиту от перегрузки для сабвуфера, а некоторые также включают средства для задержки звука в каждом динамике, чтобы компенсировать далеко не идеальное физическое положение. В большинстве бытовых систем управление басами применяется только к цифровым входам объемного звучания (звуковые дорожки Dolby Digital и DTS), но не к дискретным многоканальным аналоговым входам, и это может создать проблемы, если вы хотите использовать дешевый домашний контроллер объемного звучания для мониторинга объемного звучания. Еще одна распространенная ловушка заключается в том, что некоторые DVD-плееры имеют собственные встроенные средства управления басом, а это означает, что вам нужно убедиться, что вы не дублируете обработку!

Несмотря на то, что относительно легко создать высокий уровень баса в очень узкой полосе пропускания (и это то, что обычно делают большинство дешевых сабвуферов), разработка чего-то, что может генерировать высокий уровень выходного сигнала в широкой полосе пропускания с очень низким уровнем искажений и оставаться разумный размер, довольно сложно. Для создания низкочастотного звука на уровне студийного воспроизведения требуется движение большого количества воздуха. Для этого нужен мощный усилитель, очень большой басовый динамик (или несколько меньших) и большое смещение диафрагмы.

Простым способом достижения высокой эффективности является размещение драйвера в так называемом «полосовом шкафу». По сути, это резонансная настроенная коробка, внутри которой спрятан драйвер, а звук выходит через один или несколько портов. Вы часто видите их в дешевых системах домашнего кинотеатра и в автомобильных «бумбоксах». Несмотря на эффективность (для чего читайте вслух!), такой дизайн всегда имеет тенденцию звучать гулко, с ответом на одну ноту. Это отлично подходит для взрывов фильмов и сбоев, но не очень полезно, если вы хотите услышать, какие ноты играет басист, поэтому его лучше избегать для серьезных задач мониторинга.

В большинстве сабвуферов используется некоторая форма «рефлекторной» конструкции, которая сочетает в себе практическую эффективность с удобной широкой полосой пропускания и в корпусах удобных размеров. Принципы проектирования полностью понятны: передняя часть драйвера излучается напрямую, а задняя — через закрытый объем корпуса через один или несколько портов. Не все рефлекторные конструкции рождаются одинаковыми, но большинство сабвуферов студийного качества имеют такую ​​конструкцию.

Менее распространенной альтернативой является конструкция «закрытого ящика». Корпус герметичен, и звук в комнату вносит только фронтальная сторона драйвера. Эффективность относительно низкая, а к усилителю и драйверу предъявляются значительные требования (последний должен выдерживать необычно большие отклонения). Однако этот подход имеет значительные преимущества с точки зрения фазовой характеристики, синхронизации и искажений. Еще одна близкая вариация на эту тему — подход «линия передачи», целью которого является объединение лучших элементов как герметичных, так и рефлекторных кабинетов. Эти два типа, как правило, самые дорогие, но и самые простые в настройке и интеграции, а также с наиболее точным звуком.

Пусть вас не вводит в заблуждение размер сабвуфера. Больше не обязательно означает лучшее или даже большее расширение низких частот, хотя обычно оно означает громче; это дело о необходимости перемещать много воздуха, снова.

Физическая и электрическая юстировка сабвуфера — процесс, который часто понимают неправильно, но ошибиться — значит разрушить точность системы мониторинга в целом. Во-первых, очень важно, чтобы сабвуфер и сателлитные динамики находились в одной фазе друг с другом — под этим я подразумеваю их электрическую полярность и временную синхронизацию. Если это не так, область пересечения будет иметь очевидную выпуклость или провал уровня. Потенциально существует множество источников фазовых сдвигов, которые могут испортить область кроссовера. Сабвуфер и динамики-сателлиты имеют свои механические фазовые характеристики, которые необходимо учитывать, а также электрические фазовые характеристики самих кроссоверных фильтров. Существует также временная задержка, вызванная расположением динамиков на разном расстоянии от слушателя, а некоторые конструкции кабинетов вводят дополнительные акустические задержки, которые часто сильно зависят от частоты (и в некоторых случаях могут превышать 40 мс — целый видеокадр!).

Если на вашем сабвуфере есть регулятор фазы, как на изображенном здесь PMC TLE1, вы обнаружите, что небольшая регулировка фазы часто может привести к удивительно большим различиям в гладкости области кроссовера, особенно если сабвуфер и сателлиты из разных производители.

Многие сабвуферы с улучшенными характеристиками включают в себя функцию регулировки фазы (переключаемую или бесступенчатую), которая может помочь скорректировать механическую и электрическую разницу фаз между сателлитами и сабвуфером. К сожалению, не все конструкции одинаково эффективны, и, что более важно, фазовая коррекция — это не то же самое, что компенсация задержки. Если сабвуфер расположен ближе или дальше от слушателя, чем сателлиты, потребуется некоторая компенсация задержки для достижения правильного временного выравнивания. Хотя некоторые системы управления басами или мониторинга объемного звука включают эту функцию, не все это делают.

Когда дело доходит до размещения сабвуфера, необходимо учитывать несколько моментов. Хотя качественный сабвуфер не должен воспроизводить более высокие частоты, которые позволяют определить его положение при прослушивании, это не означает, что его можно поставить где угодно. Во-первых, расположение сабвуфера в комнате, особенно его близость к стенам, будет иметь значительное влияние на его частотные и временные характеристики. В типичной комнате будет несколько «лучших» мест среди многих неприемлемых. Во-вторых, если компенсация задержки недоступна, сабвуфер в идеале должен быть расположен на том же расстоянии от слушателя, что и сателлитные динамики.

Имеет смысл разместить одиночный сабвуфер перед слушателем, а не сзади, а также непосредственно лицом к слушателю. Он должен быть далеко от углов, но также не следует размещать его в центре комнаты по ширине, чтобы свести к минимуму возбуждение стоячих волн. Чем ближе сабвуфер к стене, тем сильнее будет усиление басов. Некоторые модели предназначены для размещения вплотную к стене, специально для того, чтобы извлечь из этого пользу, а некоторые нет — а это значит, что вы всегда должны сверяться с рекомендациями производителя. Часто небольшие изменения расстояния по отношению к стене могут иметь большое значение в балансе глубоких басов, поэтому не бойтесь экспериментировать.

Чтобы сабвуфер работал должным образом и его нельзя было обнаружить, кроссовер между сателлитом и сабвуфером должен быть установлен ниже примерно 90 Гц, а это означает, что в идеале сателлит должен иметь достойную характеристику до 70 Гц или около того. Все, что выше этого, начнет вторгаться в средние частоты, и сабвуфер станет обнаруживаемым. Организация THX рекомендует переходить на частоте 85 Гц, и я обнаружил, что в большинстве случаев это хорошая отправная точка.

В идеале сабвуфер и сателлитная система должны быть согласованы с использованием надлежащего акустического измерительного оборудования, но лишь немногие из нас имеют к нему доступ или опыт для правильной интерпретации результатов. Однако, к счастью, вы обычно можете получить очень хорошие субъективные результаты, если уделите этому немного времени и терпения и примените логический подход.

Начните с установки сабвуфера в положение прослушивания, с приблизительными настройками фильтра и громкости — 85 Гц и громкостью, которая кажется примерно правильной. Затем вам нужно будет сыграть коллекцию музыкальных треков с хорошо записанными басовыми партиями в разных тональностях. Кроме того, создайте свой собственный тестовый трек, используя звуковой генератор или клавиатуру, играя каждую ноту перкуссионно (не непрерывно) и с одинаковыми настройками скорости. Все, что вам нужно будет сделать, это ползать по полу, прислушиваясь к каждому потенциально практичному месту расположения сабвуфера, положение которого дает наиболее последовательный и естественный басовый звук. Вы обнаружите, что в некоторых местах есть гулкие и резонансные ноты, в то время как в других будут явно слабые или отсутствующие ноты. Надеюсь, вы обнаружите одно или два места, где звук хорошо сбалансирован, а все басовые ноты довольно однородны. Определив оптимальное место, поместите туда сабвуфер и верните кресло для прослушивания.

Важное значение имеет размещение сабвуфера. Чтобы найти правильное место, нужно встать на четвереньки, передвигаться и слушать хорошо записанный бас, установив сабвуфер в обычное для прослушивания положение. Когда вы найдете место, где оно звучит лучше всего, переместите сабвуфер туда.

Теперь вы можете оптимизировать уровень сабвуфера и, если предусмотрено, частоту оборота фильтра и фазу/задержку. Эти элементы управления, как правило, интерактивны, поэтому вам, вероятно, придется перебирать их настройки, прежде чем вы найдете наилучшую комбинацию. Я обычно начинаю с того, что сабвуфер полностью выкручен, а затем играю большую коллекцию музыки, концентрируясь на том, как звучат средние и верхние басовые ноты.

Узнав, что сателлиты делают сами по себе, я начинаю увеличивать уровень громкости сабвуфера до тех пор, пока все басовые ноты не станут ровными, независимо от высоты тона. Очень легко переварить уровень сабвуфера, и хотя это может звучать впечатляюще, это быстро утомляет и приводит к миксам бас-лайт, так что не торопитесь и слушайте критически.

Если самые глубокие и самые высокие басовые ноты кажутся правильными, но все идет не так в области кроссовера, попробуйте немного увеличить или уменьшить частоту кроссовера, чтобы найти наиболее плавный переход. Если есть регулировка фазы, вы обнаружите, что небольшая регулировка фазы часто может привести к удивительно большим различиям и здесь, особенно если сабвуфер от другого производителя, чем сателлиты. Помните, что все три элемента управления будут взаимодействовать, поэтому не торопитесь, поживите какое-то время с хорошей настройкой и не бойтесь экспериментировать.

Обычно я выделяю не менее часа на настройку сабвуфера на слух и обычно продолжаю точную настройку в течение пары дней после этого, пока не удостоверюсь, что добился наилучших возможных характеристик.

Наконец, помните, что низкие частоты очень трудно сдержать. Добавление сабвуфера неизбежно приведет к тому, что некоторые из ваших новых глубоких басов покинут комнату для прослушивания. Это вполне может раздражать ваших соседей, даже если раньше они мирились с системой без сабвуфера. Генерация низких частот может также возбудить стоячие волны в помещении, о которых вы раньше не знали, и это также может привести к тому, что различные конструкции вашего здания будут дребезжать и резонировать так, как вы раньше не слышали! В прошлый раз, когда я перекалибровал сабвуфер в моей собственной системе 5.1 дома, моя дочь бросилась жаловаться, что все на ее туалетном столике гремит и падает!

Купить версию в формате PDF

Что отличает хороший сабвуфер?

Что такое бас?

Басовые ноты охватывают нижнюю часть звукового спектра, низкочастотные и часто гортанные барабанные ноты трека или взрывы в кино. Когда вы идете в кинотеатр на просмотр последнего блокбастера, бас — это звук, который вы не только слышите, но и чувствуете; мощные вибрации, которые физически сотрясают вас в кресле.

Обычные динамики воспроизводят высокие и средние частоты, а также немного басов. Например, высокие частоты в обычном громкоговорителе могут включать в себя струны исполнения оркестра, а средние частоты обычно могут быть богатыми, теплыми вокалами ведущего певца. Бас может быть мощным битом или вкусной басовой фразой вашего любимого трека. Именно здесь в дело вступает сабвуфер, который берет на себя задачу обработки глубоких, детализированных и насыщенных басов, с которыми большинство громкоговорителей просто не могут справиться сами по себе.

 

Как это измеряется?

Бас, как и большинство вещей, требует сравнения качества и количества. Больше баса не обязательно означает лучший бас.

Мощность определяется мощностью рассматриваемого сабвуфера, где более высокая мощность свидетельствует о более мощном сабвуфере. Более мощный сабвуфер, как правило, предпочтительнее менее мощного сабвуфера не только потому, что он будет играть громче, но и потому, что он сможет более точно обрабатывать низкие частоты с гораздо лучшим управлением динамиками в сабвуфере.

Просто помните: 500-ваттный сабвуфер не обязательно означает, что он должен воспроизводиться в пять раз громче, чем 100-ваттный сабвуфер. Мощность — это грубый показатель того, насколько мощным может быть сабвуфер, а не то, как на нем следует играть! Обязательно время от времени давайте соседям выходной…

 

Зачем мне добавлять сабвуфер?

Нельзя отрицать, что эстетика и дизайн теперь так же важны, когда мы выбираем технику для дома, поэтому тенденция к маленьким, привлекательным колонкам продолжает расти.

Динамики меньшего размера, как и ожидалось, часто не обладают низкими частотами и поэтому требуют отдельного сабвуфера. Бас важен по ряду причин, не в последнюю очередь потому, что он дополняет высокие и средние частоты, обеспечивая более полное и богатое звучание.

Если вы используете небольшие напольные или сателлитные колонки, без сабвуфера вы почти наверняка почувствуете, что в вашей музыке и фильмах чего-то не хватает; Будь то более глубокая часть трека или вращающиеся лопасти вертолета в последнем голливудском фильме, сабвуфер дополняет звуковой спектр.

Как мы упоминаем во многих наших блогах, не существует четкого правила, определяющего, зачем вам нужен сабвуфер или какой сабвуфер следует бежать и покупать. Размер и мощность могут зависеть от комнаты, но стоит отметить, что более крупные и мощные сабвуферы, как правило, обеспечивают более полный звук даже при меньшей громкости и в небольших помещениях.

Как улучшить басы в моей системе Hi-Fi или AV?

Хотя глубокий бас вашего сабвуфера не направлен (в отличие от обычных полочных или напольных динамиков), это не означает, что его нужно прятать или оставлять в углу; вы будете удивлены тем, насколько большую разницу может иметь учет акустики комнаты и расположения сабвуфера.

Еще один вариант — добавить в систему более одного сабвуфера. Например, саундтрек к фильму в формате 7.2 имеет два выделенных канала сабвуфера (или LFE), поэтому два сабвуфера можно использовать с большим эффектом. Просто помните, что целью является улучшение басов, а не их увеличение. Нет необходимости включаться на полную громкость и вибрировать на всю улицу. Размещение имеет решающее значение, и, потратив немного дополнительного времени на поиск правильных позиций, вы можете получить ОГРОМНУЮ разницу в качестве звука. Наличие нескольких сабвуферов в разных частях комнаты обеспечивает лучший тональный баланс, однако вложение в два может обойтись вам в копеечку, а также занять место в вашей комнате.

 

В заключение

Ирония хорошего сабвуфера заключается в том, что разница, которую он создает, должна быть незаметна, а не бросаться в глаза. Любой, кто страдал от резких, гулких звуков, исходящих от плохого сабвуфера, поймет!

Одни только технические характеристики не помогут вам выбрать отличный сабвуфер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *