Беларусь: Новое законодательство как инструмент преследования политэмигрантов
Click to expand Image
Члены белорусской диаспоры у памятника Адаму Мицкевичу в Кракове, Польша, 2 октября 2022 года. © 2022 Artur Widak/NurPhoto via AP Photo(Вильнюс, 22 декабря 2022 г.) – Принятые парламентом Беларуси поправки в закон о гражданстве 2002 г. могут быть использованы против оппозиционеров, активистов и других критиков режима в эмиграции, заявила сегодня Human Rights Watch. В случае подписания президентом новая редакция закона позволит главе государства лишать белорусского гражданства эмигрантов даже в том случае, если у них нет никакого другого.
После массовых протестов августа 2020 г. и последовавших за ними репрессий тысячи человек уехали из Беларуси, опасаясь преследования. Точное число таких эмигрантов неизвестно; по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), число белорусских граждан, зарегистрированных им по всему миру в качестве беженцев и лиц, ищущих убежища, выросло с 2020 г.
«Массовые и систематические репрессии против несогласных и многочисленные случаи политически мотивированного уголовного преследования вынудили значительное число белорусских граждан покинуть собственную страну, — говорит Анастасия Круопе, младший исследователь Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – Попытки властей дотянуться до политэмигрантов через заочные суды и лишение гражданства – беспрецедентный акт трансграничных репрессий».
В августе 2021 г. в Беларуси были приняты нормы, позволяющие лишать гражданства осужденных за определенные преступления, если такое гражданство было приобретено ими в порядке натурализации.
Теперь предлагается распространить возможность лишения гражданства и на тех, кто приобрёл его с рождения.21 декабря 2022 г. верхняя палата парламента приняла одобрила поправки в закон о гражданстве. Помимо дополнительных требований для граждан Беларуси по уведомлению властей о наличии иностранного гражданства или вида на жительство они разрешают лишать белорусского гражданства лиц, которые находятся за рубежом и при этом осуждены в Беларуси за «участие в экстремистской деятельности» или «причинение тяжкого вреда интересам Республики Беларусь». Заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Лилия Ананич заявила, что решение о лишении гражданства будет приниматься президентом по каждому конкретному случаю.
В законе указано, что под участием в экстремистской деятельности или причинением тяжкого вреда интересам РБ понимается совершение преступлений, предусмотренных 55-ю статьями УК, многие из которых уже широко применяются для политически мотивированного уголовного преследования. В частности, по данным белорусского правозащитного центра «Вясна», более 200 лиц из текущего списка политзаключенных обвинялись в «разжигании вражды или розни» (статья 130 УК), 148 – в «участии в массовых беспорядках» (часть 2 статьи 293 УК), 140 – в «насилии либо угрозе применения насилия в отношении сотрудника органа внутренних дел» (статья 364 УК).
По словам Ананич, положения о лишении гражданства будут применяться только к тем, кто «фактически утратил правовую связь с государством», однако неясно на основании чего будет делаться такое заключение.
В сентябре президент Александр Лукашенко высказывался за лишение гражданства уехавших из страны, задаваясь риторическим вопросом о том, достойны ли эти люди оставаться гражданами Беларуси.
Ананич заявила, что новый закон подготовлен «для обеспечения защиты национальных интересов и безопасности нашего государства» и «стабильности социально-политической системы», а также для «упреждения граждан Республики Беларусь от совершения уголовно наказуемых деяний против национальной безопасности и интересов государства».
В июле в УПК были внесены поправки, разрешающие «специальное производство», то есть фактически заочное следствие и суд, по 43 статьям УК, включая «разжигание вражды или розни», «участие в массовых беспорядках», «призывы к санкциям» в отношении Беларуси, «измену государству», «акт терроризма». По некоторым статьям предусмотрено наказание вплоть до смертной казни.
Власти уже инициировали «специальное производство» в отношении 16 человек, в том числе из Координационного совета оппозиции, правозащитного центра «Весна», Telegram-канала NEXTA и Белорусского фонда спортивной солидарности.
12 декабря в Минском городском суде начался первый заочный процесс по делу пяти человек, обвиняемых в «разжигании социальной вражды» и «незаконных действиях в отношении информации о частной жизни и персональных данных» в связи с деятельностью Telegram-канала «Черная книга Беларуси». Этот канал, который в настоящее время заблокирован администрацией Telegram, был создан во время протестов августа 2020 г. и публиковал персональные данные сотрудников правоохранительных органов, судей и чиновников, которых оппозиция считала причастными к нарушениям прав человека.
В числе подсудимых – Ольга Высоцкая, уехавшая из Беларуси в Европу в 2020 г. Она рассказала Human Rights Watch, что суд отказался удовлетворять или проигнорировал ее ходатайства об участии в процессе онлайн и ознакомлении с материалами дела, сославшись на то, что для этого нет законных оснований, и предложив ей лично участвовать в процессе.
Связавшись с Минской городской коллегией адвокатов, Высоцкая узнала, что следователь уже назначил ей защитника. Ей удалось созвониться с ним, однако после этого он заблокировал ее номер. Высоцкая ходатайствовала перед судом об отстранении назначенного защитника, однако, как сообщают, получила отказ. 14 декабря суд закрыл процесс для публики.
Высоцкая неоднократно обращалась в различные инстанции, в том числе в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру, с просьбой разъяснить ее процессуальные права, но содержательного ответа ей получить не удалось.
Недавно введенное «специальное производство» выводит нарушение белорусскими властями права на справедливый суд на качественно новый уровень, отмечает Human Rights Watch. В совокупности с поправками в закон о гражданстве этот процессуальный формат создает высокие риски произвольного лишения гражданства по политическим мотивам, что может приводить к ситуации безгражданства.
Обязательства государств в области недопущения ситуации безгражданства уже давно сформулированы в международном праве прав человека. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Конвенция ООН о сокращении безгражданства (Беларусь не является ее участником) по общему правилу не допускает лишения гражданства, если в результате этого человек станет апатридом.
Конвенция допускает лишение единственного гражданства, если лицо «ведет себя таким образом, что причиняет серьезный вред жизненным интересам этого Государства», однако запрещает лишать «лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям» (статья 9).
Статья 10 Конституции РБ гласит, что «никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство». Стремление к избежанию случаев безгражданства также заявлено одним из основных принципов белорусского закона о гражданстве.
«Лишение покинувших страну беларусов гражданства было бы и дополнительным наказанием для тех, кому и так пришлось сделать выбор в пользу эмиграции, и отказом от одного из базовых принципов международного права, — говорит Анастасия Круопе. – УВКБ ООН и принимающие государства должны обеспечить любым лицам, лишенным гражданства Беларуси по политическим мотивам, доступ к правовым каналам защиты и все базовые права, которые гарантируются Конвенцией ООН о статусе апатридов 1954 года».
Республика Беларусь
Правовая система Беларуси относится к так называемой семье романо-германского права. Основным источником права в Беларуси являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция.
Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими и экономическими судами и Верховным судом. Деятельность судебной системы регулируется Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными нормативно-правовыми актами.
Экономика и финансовый сектор
Экспортно-ориентированное государство с развитой промышленностью, сектором услуг и сельским хозяйством. Беларусь придерживается модели социально-ориентированной рыночной экономики.
Финансовый сектор Республики Беларусь представлен следующими типами организаций: банки, небанковские кредитно-финансовые организации, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», лизинговые организации, микрофинансовые организации, форекс-компании, Национальный форекс-центр, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и брокеры, операторы почтовой связи, товарные биржи. По состоянию на 14.09.2020 в Республике действует 24 коммерческих банка, 3 небанковских кредитно-финансовых учреждения, 111 лизинговых компаний, 82 микрофинансовые организации и 18 форекс-компаний.
Подразделение финансовой разведки
Органом финансового мониторинга, уполномоченным в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять деятельность по ПОД/ФТ, является Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Деятельность Департамента финансового мониторинга связана с принятием мер по ПОД/ФТ; учетом, обработкой и анализом информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю; осуществлением международного сотрудничества по вопросам ПОД/ФТ.
Департамент финансового мониторинга представляет интересы Республики Беларусь в ЕАГ.
Директором Департамента финансового мониторинга КГК Республики Беларусь является Реут Вячеслав Геннадьевич.
Органы, участвующие в системе ПОД/ФТ
В соответствии со статьей 16 Закона от 30.06.2014 № 165-З контроль над деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в сфере ПОД/ФТ/ФРОМП осуществляют: Национальный банк, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство связи и информатизации, Министерство по налогам и сборам, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Государственный комитет по имуществу.
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМП осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.
Правоохранительные органы Республики Беларусь, участвующие в противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма:
- Государственный пограничный комитет Республики Беларусь;
- Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;
- Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;
- Министерство внутренних дел Республики Беларусь;
- Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;
- Следственный комитет Республики Беларусь.
Правовая база
- Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;
- Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Официальная публикация нормативно-правовых актов осуществляется на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Официальный Интернет-ресурс, содержащий нормативно-правовые акты: Информационно-поисковая система (ИПС) «ЭТАЛОН-ONLINE».
В рамках повышения эффективности национальной системы ПОД/ФТ в 2014 году Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон от 30.06.2014 № 165-З) принят в новой редакции.
Нормативно-правовая база Республики Беларусь в области ПОД/ФТ также включает:
- Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом»;
- Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З;
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З;
- Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З;
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З;
- Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З.
Международное сотрудничество
Член-основатель ООН и СНГ, Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), а также член других международных организации. В 2004 году Беларусь стала одним из государств – учредителей Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в 2012 году – Совета руководителей подразделений финансовой разведки Содружества Независимых Государств (СРПФР).
Беларусь: новые законы нацелены на критиков в изгнании
Нажмите, чтобы развернуть изображение
Члены белорусской диаспоры у памятника Адаму Мицкевичу в Кракове, Польша, 2 октября 2022 г. © 2022 Артур Видак/NurPhoto через AP Photo(Вильнюс, 22 декабря 2022 г. ) – Парламент Беларуси принял законодательные поправки к закону о гражданстве 2002 г., которые могут быть использованы против членов политической оппозиции, активистов и других критиков в изгнании, сообщила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Законопроект, в случае его одобрения президентом, позволит президенту лишать белорусов за границей гражданства, даже если у них нет другого.
После массовых протестов в августе 2020 года и последовавших за ними репрессий тысячи людей бежали из Беларуси, опасаясь преследований. Точное число тех, кто бежал, неизвестно, хотя в период с 2020 по 2021 год количество белорусских беженцев и просителей убежища, зарегистрированных во всем мире УВКБ ООН по делам беженцев, увеличилось более чем на 3 500 – с 7 837 до 11 431. Тысячи других получили гуманитарные или иные визы. Большинство белорусов бежали в Польшу, Литву, Латвию, Германию, Чехию, Эстонию или другие государства-члены Европейского Союза, а также в Грузию и Украину, при этом многие впоследствии были перемещены из Украины в 2022 году, по словам специального докладчика ООН по прав человека в Беларуси.
«Массовые и систематические репрессии против инакомыслия в Беларуси и массовые преследования по политическим мотивам уже вынудили многих белорусов покинуть свою страну, — говорит Анастасия Крупе, ассистент исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. «Попытки преследовать белорусов за границей и способствовать лишению их гражданства являются беспрецедентными актами репрессий против белорусов в изгнании».
Законодательные положения о лишении гражданства натурализованных граждан Беларуси, осужденных за определенные преступления, были приняты в августе 2021 года. Предлагаемые поправки распространят эти положения на граждан Беларуси по рождению.
21 декабря 2022 года верхняя палата белорусского парламента приняла поправки в Закон о гражданстве. Помимо введения новых требований к белорусам по уведомлению органов власти о наличии у них иностранного гражданства или вида на жительство, законопроект позволяет лишать гражданства белорусов за рубежом, осужденных белорусскими судами за преступления «участие в экстремистской организации» или «тяжкий вред здоровью». интересы Беларуси». Заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ нижней палаты парламента Лилия Ананич заявила, что решение о лишении гражданства будет приниматься президентом в индивидуальном порядке. .
В законопроекте перечислены 55 статей Уголовного кодекса Беларуси, которые квалифицируются как «участие в экстремистской организации» или «причинение тяжкого вреда интересам Беларуси». Многие из статей уже широко используются для политически мотивированных преследований. Среди этих статей, по данным белорусской правозащитной организации «Вясна», более 200 действующих политзаключенных были обвинены в «возбуждении ненависти» (ст. 130), 148 — в «участии в массовых беспорядках» (ч. 2 ст. 293), а 140 обвинялись в «насилии или угрозе применения насилия в отношении сотрудника правоохранительных органов» (статья 364).
Ананич сказал, что положения поправок будут применяться только к гражданам, которые «утратили законную связь» с Беларусью. Однако неясно, как это будет оцениваться.
В сентябре глава белорусского государства Александр Лукашенко высказался в поддержку лишения белорусов в изгнании гражданства, подразумевая, что они «недостойны» такого гражданства.
Ананич сообщил, что законопроект направлен на обеспечение «внутренней безопасности, национальных интересов» и «стабильности общественно-политического строя», а также на «предотвращение совершения гражданами Беларуси преступлений против национальной безопасности и интересов государства».
В июле белорусские власти внесли поправки в Уголовный кодекс, разрешив «особые процедуры», касающиеся уголовных производств и судебных процессов без присутствия обвиняемого. Измененный Уголовный кодекс предусматривает заочные суды над обвиняемыми по одному или нескольким преступлениям, предусмотренным 43 статьями УК, в том числе «возбуждение ненависти», «участие в массовых протестах», «призывы к санкциям» против Беларуси, «государственная измена, »и теракты. В качестве возможного наказания за некоторые из этих преступлений предусмотрена смертная казнь.
Власти уже инициировали «спецпроцедуры» в отношении 16 человек, в том числе членов Координационного совета оппозиции, правозащитной группы «Вианса», Telegram-канала «Nexta» и Белорусского фонда спортивной солидарности.
12 декабря в Минском городском суде начался первый процесс «особого производства» в отношении пятерых подсудимых, бежавших из Беларуси, по обвинению в «возбуждении социальной розни» и «незаконных действиях в отношении частной жизни и персональных данных» Администрирование или иное содействие телеграм-каналу «Черная книга Беларуси». Канал, ныне заблокированный Telegram, был создан во время протестов августа 2020 года и публиковал личную информацию сотрудников правоохранительных органов, судей и государственных чиновников, предположительно причастных к нарушениям прав.
Волга Высоцкая, одна из пяти обвиняемых, в 2020 году бежала из Беларуси в другую европейскую страну. Она сообщила Хьюман Райтс Вотч, что суд отклонил или проигнорировал ее просьбы разрешить присоединиться к судебному процессу онлайн и ознакомиться с материалами дела. Суд заявил, что не было законных оснований для удовлетворения ее требований, но она могла участвовать лично.
О том, что следователь назначил ей адвоката, Высоцкая узнала только после того, как обратилась в Минскую городскую коллегию адвокатов. Ей удалось связаться с назначенным государством адвокатом, но он заблокировал ее номер. Высоцкая просила суд отстранить адвоката, но судья, как сообщается, отказался. 14 декабря суд закрыл процесс для публики.
Высоцкая неоднократно обращалась в органы власти, в том числе в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру, с просьбой разъяснить ее права в суде, однако ответа по существу не получила.
Недавно введенные «специальные процедуры» выводят нарушение права на справедливый суд в Беларуси на совершенно новый уровень, отмечает Хьюман Райтс Вотч. Эти процедуры вместе с проектом поправок к закону о гражданстве создают серьезные риски произвольного лишения гражданства по политическим мотивам, что может привести к безгражданству.
Обязательства государств по предотвращению безгражданства глубоко укоренены в международном праве прав человека. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека защищает право каждого на гражданство и запрещает произвольное лишение гражданства. Конвенция ООН о сокращении безгражданства, стороной которой Беларусь не является, в целом запрещает лишение гражданства, если привести к безгражданству. В то время как Конвенция допускает лишение гражданства только тех, кто вел себя «таким образом, который серьезно наносил ущерб жизненно важным интересам государства», она запрещала «лишать любое лицо или группу лиц их гражданства по расовому, этническому, религиозному признаку». или политическим мотивам» (статья 9).
Статья 10 Конституции Беларуси гласит, что «никто не может быть лишен белорусского гражданства». Белорусский Закон о гражданстве также провозглашает недопущение безгражданства одним из своих основных принципов.
«Лишение гражданства белорусов в изгнании было бы расправой над теми, кто уже был вынужден покинуть свою страну, и предательством ключевого принципа международного права», — сказал Крупе. «Агентство ООН по делам беженцев и страны, принимающие белорусов, должны обеспечить, чтобы любые белорусы, лишенные гражданства по политическим мотивам, имели доступ к юридическим средствам защиты и всем основным правам, гарантированным в соответствии с 1954 Конвенции ООН о статусе апатридов».