Замена электролита в аккумуляторе своими руками — можно ли и как правильно поменять электролит в АКБ
В свинцово-кислотных аккумуляторах используется жидкий электролит. Он представляет собой смесь из серной кислоты и дистиллированной воды. Со временем эксплуатации она засоряется, из-за чего снижается эффективность работы. После определенного срока работы возникает необходимость замены активной жидкости. Но как поменять электролит в аккумуляторе, чтобы он восстановил свою емкость и отдавал максимальный пусковой ток? Можно ли это сделать своими руками и как можно выполнить данную операцию?
Устройство и работа свинцово-кислотных аккумуляторов
Конструкция всех аккумуляторов практически идентична. Имеется корпус, разделенный на 6 банок. В каждой из них находится по пакету парных пластин. На отрицательных пластинах содержится активная паста из оксида свинца, это пористое вещество. Они погружены в раствор серной кислоты h3SO4, а также оснащены сепараторами, которые исключают вероятность короткого замыкания при разрушении структуры активного вещества. Пластины объединены в ячейки, выдающие напряжение 2,1 В, а все шесть формируют напряжение 12,6 В.
Режим разряда
Во время разрядки в аккумуляторе запускается химическая реакция между металлическим свинцом и пористым наполнителем диоксидом свинца. Они начинают взаимодействовать с серной кислотой, а точнее, с ее активными ионами. В результате химической реакции электролита в батарее образуется сульфат свинца PbSO4 и вода. Последняя в результате длительного воздействия большим током испаряется. Побочным эффектом этой реакции является выделение большого количества электронов на аноде или положительном выводе АКБ. На противоположном электроде — катоде — возникает недостаток электронов. Такое состояние приводит к росту потенциала между выводами батареи и при замыкании цепи возникает электрический ток. Электроны с плюсовой клеммы устремляются по пути наименьшего сопротивления к минусовой.
Режим заряда аккумулятора
Когда к зажимам подключается зарядное устройство, запускается обратный процесс. Происходит реакция восстановления металлического свинца до исходного состояния, диоксида свинца и кислоты, но из-за несовершенства условий и материалов процесс не протекает до конца. В электролите остаются невосстановленные элементы, из-за чего концентрация кислоты снижается, как и эффективность работы батареи автомобиля. В таком случае нужно восстановить аккумулятор. И такое может происходить не только с первыми сурьмянистыми моделями. В том числе и аккумулятор с легированными кальцием пластинами подвержен этому процессу, но в несколько иной степени. Это связано с особенностями технологии производства батарей.
Состав и количество электролита
В производстве аккумуляторов для автомобиля применяется единый или схожий тип электролита. Он соответствует ГОСТ 667-73 для серной кислоты и ГОСТ 6709-72 для дистиллированной воды. В составе электролита аккумулятора содержится до 35% кислоты и 65% дистиллята. Вода должна быть особо чистая, так как наличие в ней любых примесей может навредить.
Электролит в аккумуляторе автомобиля обладает такой важной характеристикой, как плотность. По ней напрямую можно судить, в каком состоянии сейчас батарея. В нормальном состоянии, когда батарея исправна и отдает максимальный рабочий ток, она находится в пределе от 1,23 до 1,4 г/см3.
Чтобы наиболее точно определить состояние электролита в автомобильном аккумуляторе, производить измерения плотности нужно при температуре окружающей среды в районе 25 градусов. Чем она будет ниже, тем и меньше показания. Существует таблица поправок в зависимости от температуры. Например, при -55 от номинальной плотности 1,23 г/см3 следует отнять 0,05, а при увеличении до +46, наоборот, прибавить 0,02 г/см3. Получается, в зимнее время плотность уменьшается, а летом — увеличивается. В любом случае она должна быть при температуре +25 градусов на уровне 1,23-1,28 г/см3.
Как правильно заменить электролит?
Замена электролита в аккумуляторе поможет далеко не во всех случаях неисправности АКБ. Она поможет в том случае, если не произошло разрушение пластин и они не подверглись сульфации, то есть на решетках не образовалось много белого налета. К такому состоянию его можно подвести только после нескольких случаев глубокой разрядки и относительно непродолжительного простоя в таком виде.
Правильно произвести смену электролита в автомобильном аккумуляторе несложно. Процесс состоит из 5 шагов:
- Замена начинается со снятия батареи, так как произвести это на месте можно только при помощи отсасывающего устройства с тонкой трубкой. Перевернуть аккумулятор на бок проще, чем пытаться удалить жидкость из банок приспособлением.
- Перед заливкой нового раствора все банки нужно промыть. Для этого можно использовать только дистиллированную воду. Достаточно пару раз залить ее и слить, одновременно измерив необходимый объем.
- На следующем шаге нужно залить новый раствор в аккумулятор. Уровнем будет состояние пластин. Они должны быть полностью закрыты жидкостью.
- Дать пропитаться пластинам новым химикатом в течение 2-3 часов.
- Подключить батарею к зарядному устройству и установить ток не более 1 А на 2-3 суток.
- Через 2 дня следует проверить плотность или стабильность отдаваемого тока. Сделать это можно нагрузочной вилкой, просто подключив лампочки дальнего света на 5 минут. Напряжение должно сохраниться за исключением незначительного падения.
Если аккумулятор быстро разрядится, то процедуру зарядки можно повторить, установив меньшую длительность и больший ток. В старых батареях пробки откручиваются отверткой. В новых они закрыты планкой и снаружи не видны, но они там есть. Планку нужно аккуратно поднять (возможно, она будет под наклейкой), под ней будут пробки. Это вполне реально выполнить в домашних условиях.
Выбираем аккумулятор для Infiniti FX 35, 45,Infiniti G35, M35 и M45 >
Замена электролита в аккумуляторе: как правильно это сделать
Главная » Обслуживание
Для любого уважающего себя автолюбителя необходимо знать, как происходит замена электролита в аккумуляторе. Процедура не очень тяжелая, но нужно знать, как выполнить это действие правильно, чтобы не нанести какие-либо повреждения своей машине. Аккумулятор — это важная составляющая практически любого транспортного средства. Его неисправность приносит много хлопот и неудобств. Чтобы у вас не возникали неожиданные остановки во время дороги, предлагаем рассмотреть одну из тем ухода за данным агрегатом — как заменить электролит в аккумуляторе.
Аппарат состоит из двух основных частей: свинцовые пластины и электролит. В качестве последнего выступает раствор из серной кислоты и дистиллированной воды. Считается, что если возникли проблемы с аккумулятором, то проще его заменить, нежели пытаться исправить нарушение. Но есть целый ряд неполадок, которые возможно исправить своими руками, не имея при этом высокотехничной аппаратуры. Очень часто проблемы в АКБ связаны с кислотным раствором. В таком случае батарею можно спасти, поменяв техническую жидкость. Замена электролита в аккумуляторе — это процедура, с которой справится даже новичок.
Содержание
- Какие признаки говорят о том, что пора сменить электролит?
- Смена электролита в домашних условиях
- Пошаговая инструкция
Какие признаки говорят о том, что пора сменить электролит?
Обратите внимание на следующее:
- Изменение плотности. Об этом свидетельствует нехарактерный для раствора цвет, например, ярко-рыжий. Чтобы проверить плотность, воспользуетесь динсиметром (ареометром), предварительно зарядив АКБ. Она должна варьироваться в промежутке 1,25 – 1, 27 г/см3 .
- Мутный раствор. Это может стать следствием некачественного состава, добавления воды с примесями или сульфатации свинцовых пластин.
- Аккумулятор новый, но плохо держит заряд, даже может быстро сесть за ночь. Чаще всего это связано с малой плотностью электролита (концентрация кислоты H2SO4 в растворе).
- При проверке обнаружилось, что в одной из секций отсутствует необходимая жидкость.
- Раствор подвергался замерзанию.
- Понизился уровень из-за плохой герметизации (характерно только для обслуживаемых АКБ).
Смена электролита в домашних условиях
Итак, вы решили заменить электролит в аккумуляторе автомобиля самостоятельно в домашних условиях, но не знаете, как правильно это сделать.
Для этого вам понадобится:
- средства защиты — работать предстоит с кислотой, поэтому необходимы химически стойкие перчатки, желательно до локтей, лишними не будут и защитные очки;
- тара для слива старого электролита — желательно стеклянная, так как она не взаимодействует с серной кислотой;
- ткань;
- резиновая груша;
- ареометр;
- воронка;
- сода;
- дистиллированная вода;
- новый электролит;
- кислотоустойчивый пластик — если у вас необслуживаемый аккумулятор.
АКБ необходимо извлечь из машины и установить на ровную поверхность. Затем аккуратно очистить ее раствором от загрязнений и обработать водой с разведенной в ней содой (на один литр воды 2 или 3 столовых ложки).
Пошаговая инструкция
А теперь расскажем, как поменять электролит в аккумуляторе.
Первым этапом будет вскрытие. Существует два типа АКБ: обслуживаемые и необслуживаемые. Если у вас первый — достаточно открутить пробки банок (секций), но, а если же второй, то придется использовать дрель и аккуратно просверливать отверстия.
Затем происходит извлечение старого раствора. При замене электролита возникает вопрос: можно ли переворачивать АКБ? Если перевернуть аккумулятор, то все имеющиеся осадки могут застрять между пластинами, что приведет к замыканию и выходу аппарата из строя, поэтому используйте резиновую грушу или шприц (они продаются в любой аптеке). Извлеченную жидкость сливайте в заранее заготовленную тару.
По окончанию данной процедуры необходимо промыть аккумулятор. Для этого заливается дистиллированная вода, очищаемый объект аккуратно покачивают, и затем жидкость из него сливают. Действие повторяется до тех пор, пока сливаемая вода не будет чистой.
После того как промыты все секции, можно приступить к смене электролита на новый. Нужно установить воронку в отверстие и залить готовый раствор в сектора батареи. Жидкость должна достигать установленной отметки. Если таковой не наблюдается, то раствор должен покрывать пластины примерно на 5-7 миллиметров. Но не стоит сразу достигать этих объемов. В магазинах предлагаются сильно концентрированные средства, поэтому при проверке может оказаться, что их необходимо разбавить дистиллированной водой.
Не стоит сразу производить заряд устройства. Сначала необходимо вновь аккуратно покачать АКБ для устранения воздушных пузырьков и дать ему отстояться (2-3 часа).
При наличии сульфатации пластин нужно добавить присадку, устраняющую сульфаты.
Заряжать АКБ на начальных этапах следует малыми токами — около 0,1 ампер. Зарядка должна быть цикличной — «заряд – разряд». Эту процедуру повторять до появления нужной плотности. Не забывайте следить, чтобы жидкость не выкипала. Разрядку не производить до половины емкости.
Следующим действием будет герметизация. Закройте сектора имеющимися приспособлениями, а затем поместите его в машину.
Если проблемы остались — обратитесь в сервисные центры.
Внимание! При попадании кислоты на кожу, промойте ее обильным количеством воды и нейтрализуйте раствором пищевой соды.
Как вам статья?
Похожие статьи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
аккумулятор автомобиля электролит
Как заменить электролиты в свинцово-кислотной батарее
Дэвид Сандовал
Изображение цифрового мультиметра TekinT с сайта Fotolia. com
Свинцово-кислотная батарея вырабатывает электрическую энергию за счет взаимодействия раствора электролита со свинцовыми пластинами батареи . Результирующее взаимодействие создает перепад напряжения между клеммами батареи и позволяет батарее работать в качестве источника питания.
Со временем раствор электролита соединяется со свинцом в пластинах батареи, образуя кристаллы сульфата свинца. Электролит ослабевает, и пластины батареи выстилают кристаллы. Перезарядка батареи вместе с заменой раствора электролита изменит химический состав батареи и позволит батарее снова производить электроэнергию.
Шаг 1
Подключите зарядное устройство к сетевой розетке и включите зарядное устройство; это разрушит любые кристаллы сульфата свинца, которые образовались на пластинах батареи. Дайте аккумулятору зарядиться не менее двух часов. Проверяйте аккумулятор каждые 30 минут во время зарядки; если аккумулятор вздулся или стал горячим на ощупь, немедленно отключите зарядное устройство от сетевой розетки и отсоедините провода зарядного устройства от аккумулятора.
Шаг 2
Дайте аккумулятору остыть в течение как минимум одного часа после зарядки. Наденьте защитные очки и перчатки.
Шаг 3
Ослабьте и снимите вентиляционные крышки аккумулятора с помощью вентиляционного ключа. Проверьте уровень электролита в каждом элементе аккумуляторной батареи. Наклоните аккумулятор вперед, чтобы слить раствор электролита из элементов аккумулятора. Поскольку электролит батареи содержит серную кислоту, убедитесь, что весь использованный раствор электролита собран в кислотостойкий контейнер.
Шаг 4
Заливайте раствор электролита для замены в каждое вентиляционное отверстие аккумулятора, пока в каждом элементе аккумулятора не будет достаточно раствора, чтобы достичь нижней отметки «заполнить».
Шаг 5
Замените и затяните вентиляционные крышки аккумулятора. Нейтрализуйте пролитый раствор электролита, посыпав пятно пищевой содой, а затем поливая рассыпанную пищевую соду водой. Вытрите нейтрализованную жидкость по мере необходимости.
Шаг 6
Включите мультиметр и установите шкалу на «В постоянного тока». Подсоедините красный (положительный) провод мультиметра к положительной клемме аккумулятора. Поместите черный (отрицательный) провод мультиметра на отрицательную клемму аккумулятора. Проверьте дисплей мультиметра. Напряжение должно быть на уровне или выше 12,6 В для 12-вольтовой батареи (или 6,3 В для шестивольтовой батареи).
Ссылки
- Автомагазин 101: Основы аккумуляторов
- Автомагазин 101: Сервис аккумуляторов
- «Популярная механика»; Обслуживание батареи; Майк Аллен; Август 2000 г.
Советы
- Если напряжение батареи ниже 12,6 В для 12-вольтовой батареи (или ниже 6,3 В для шестивольтовой батареи), подключите зарядное устройство, как указано в шаге 1, и зарядите батарею в течение по крайней мере один час.
Вещи, которые вам понадобятся
- Безопасные очки
- Резиновые перчатки
- Ведущие аккумуляторы
- БАСПЛАТНЫЙ Вентиляционный ключ
- РЕГУЛИРОВАНИЕ АКТИЦИИ.
- Цифровой мультиметр
Предупреждения
- Свинцово-кислотные батареи обычно не требуют замены электролита. Проще, безопаснее и экономичнее просто купить новую батарею, если электролит загрязнится, станет слишком слабым или непригодным для использования по другим причинам.
- Раствор электролита содержит серную кислоту и может потребовать специальной процедуры утилизации. Узнайте в местных органах власти, как безопасно и законно утилизировать раствор электролита в вашем регионе.
Writer Bio
Дэвид Сандовал работает тренером и техническим писателем с 2000 года. Он написал несколько статей в Интернете на темы обустройства дома, финансов, электроники и науки. Сандовал имеет степень младшего специалиста по прикладным наукам в области микроэлектроники Северного колледжа Нью-Мексико.
Другие статьи
BU-805: Добавки для повышения эффективности залитых свинцово-кислотных аккумуляторов
Аккумулятор покидает завод-изготовитель с характеристиками, обеспечивающими оптимальную работу. Не изменяйте физику хорошей батареи, если только это не требуется для восстановления умирающей батареи. Добавление так называемого «улучшающего лекарства» к хорошему аккумулятору может иметь негативные побочные эффекты. Многие услуги по улучшению характеристик свинцово-кислотных аккумуляторов могут быть достигнуты путем дозарядки (см. BU-403: Зарядка свинцово-кислотных аккумуляторов)
Добавление химикатов в электролит залитых свинцово-кислотных аккумуляторов может растворить отложения сульфата свинца на пластинах и улучшить общую производительность аккумулятора. Эта обработка используется с 1950-х годов (и, возможно, дольше) и обеспечивает временное повышение производительности стареющих батарей. Это временная мера, поскольку в большинстве случаев пластины уже изношены из-за осыпания. Химические добавки не могут заменить активный материал, а треснувшие пластины, корродированные разъемы или поврежденные сепараторы не могут быть восстановлены внешними средствами.
Повышенный саморазряд — распространенная неисправность старых аккумуляторов. При осыпании активного материала на дно емкости образуется проводящий слой, который постепенно заполняет отведенное пространство в отстойнике. Теперь проводящая жидкость может достигать пластин, создавая мягкое короткое замыкание. Осыпание также приводит к увеличению внутреннего сопротивления, что снижает допустимый ток.
Продление срока службы стареющей батареи может быть полезным, поскольку присадки дешевы, легкодоступны и стоят того, чтобы их поэкспериментировать для мастера на все руки. Эти соли могут снизить внутреннее сопротивление, что продлит срок службы сульфатированной батареи на несколько дополнительных месяцев. Подходящими добавками являются сульфат магния (английская соль), каустическая сода и ЭДТА (ЭДТА представляет собой кристаллическую кислоту, используемую в промышленности).
При использовании английской соли выполните следующие простые действия для обработки большинства стартерных аккумуляторов. Нагрейте примерно 250 мл (8 жидких унций или чашку) дистиллированной воды примерно до 66ºC (150ºF), добавьте столько соли Epson, сколько вода может впитать (несколько столовых ложек), и перемешайте до растворения. Избегайте использования слишком большого количества соли, так как высокая концентрация увеличивает коррозию свинцовых пластин и внутренних разъемов.
При заливке теплого раствора в аккумулятор уровень электролита повысится. Не удаляйте электролит, а добавляйте столько присадки, сколько может выдержать батарея. Будьте осторожны, чтобы не переполнить. Не помещайте нерастворенную соль Эпсома непосредственно в батарею, поскольку это вещество плохо растворяется. Вместо английской соли попробуйте добавить щепотку едкого натра. Зарядите аккумулятор после обслуживания. Результаты не мгновенны, лечение может занять месяц. Результат не гарантирован.
Аккумуляторы улучшились, и присадки могут быть наиболее эффективными для старых моделей аккумуляторов, продлевая срок их службы на несколько месяцев, пока не появится замена. Современные аккумуляторы уже включают присадки, уменьшающие сульфатацию и коррозию. Промышленные пользователи редко полагаются на корректирующие добавки для продления срока службы батареи, поскольку система требует обслуживания.