Новая зона действия знаков, запрещающих остановку и стоянку, с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье мы продолжим рассматривать новые изменения, связанные с дорожными знаками, которые начнут действовать с 1 марта 2023 года.
Напомню, что в предшествующей статье речь шла про новые запрещающие дорожные знаки. Ну а сегодня подробно рассмотрим нововведения, относящиеся к знакам, регламентирующим парковку (остановку и стоянку транспортных средств).
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Перенос времени перестановки на конец суток
- Знак «Парковка» ограничивает зону действия запрещающих знаков
- Комбинированные знаки для парковки
Информация о нормативном документе
2022.12.02 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070049
Перенос времени перестановки на конец суток
Для начала напомню, что правила дорожного движения содержат информацию о дорожных знаках 3.29 и 3.30, которые запрещают стоянку транспортных средств по нечетным и по четным числам месяца соответственно:
Эти знаки могут применяться одновременно на противоположных сторонах проезжей части:
При этом появляется такое понятие, как время перестановки, которое обозначает период времени, в течение которого можно остановиться на любой стороне улицы. Именно в это определение и вносятся изменения с 1 марта 2023 года:
При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 19 часов до 21 часа (время перестановки).
При одновременном применении знаков 3. 29 и 3.30 на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 21 часа до 24 часов (время перестановки).
Если говорить коротко, то время перестановки сдвигается на 2 часа, а продолжительность времени перестановки увеличивается на 1 час.
Если же копнуть чуть глубже, то можно заметить, что законодатели наконец-то внесли изменения в пункт правил, который был составлен не вполне логично еще в 1993 году, когда текущие была выпущена первая редакция ПДД (почти 30 лет назад). Суть проблемы состояла в следующем:
При одновременном применение дорожных знаков 3.29 и 3.30 на разных сторонах проезжей части, водители могли парковаться:
нечетное число | 0:00-19:00 | ✘ | ✔ |
19:00-21:00 | ✔ | ✔ | |
21:00-23:59 | ✘ | ✔ | |
четное число | 0:00-19:00 | ✔ | ✘ |
19:00-21:00 | ✔ | ✔ | |
21:00-23:59 | ✔ | ✘ |
Обратите внимание на пункты таблицы, выделенные красным. Суть времени перестановки состоит в том, что это время дается водителю, чтобы переставить автомобиль с одной стороны проезжей части, на другую.
Однако формулировка пункта ПДД, которая используется до 1 марта 2023 года, делает такую перестановку абсолютно бессмысленной, т.к. после 21 часа автомобиль, оказавшийся на другой стороне проезжей части, может быть оштрафован за нарушение требований дорожных знаков.
Нововведение от 1 марта 2023 года исключает подобную проблему. Теперь водитель может спокойно переставить свой автомобиль на другую сторону дороги после 21:00 и не опасаться штрафов.
Знак «Парковка» ограничивает зону действия запрещающих знаков
Зона действия знаков может быть уменьшена:
для знаков 3.27 — 3.30 установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27 — 3.30 с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2. Знак 3.27 может быть применен совместно с разметкой 1.4, а знак 3.28 — с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.
для знаков 3.27 — 3.30 установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27 — 3.30 с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2, а также установкой знака 5.29 или 6.4.
В данном абзаце речь идет о зоне действия дорожных знаков 3.27-3.30, запрещающих остановку и стоянку:
С 1 марта 2023 года в правила будут внесены следующие изменения:
1. Зона действия знаков не будет ограничиваться протяженностью желтых линий разметки 1.4 и 1.10:
Разметка, как и раньше, сможет использоваться для дублирования дорожных знаков. Однако прекращение линии разметки не будет говорить о том, что прекращается зона действия запрещающего знака. Знак будет действовать до того момента, пока не появится одно из условий, свидетельствующих о прекращении его действия.
2. Зона действия запрещающих дорожных знаков будет заканчиваться при появлении на дороге знака 5.29 или 6.4:
Таким образом, с 1 марта 2023 года знаки, обозначающие парковку, будут прекращать зону действия знаков, запрещающих остановку или стоянку.
И это позитивное нововведение. Во-первых, оно приведет к тому, что дорожное движение будет организовано более логично и понятно. А, во-вторых, оно исключит возникновение вот таких странных ситуаций:
В данном примере автомобили (красный, зеленый и желтый) припаркованы в так называемом парковочном кармане.
Однако до 1 марта 2023 года на данный парковочный карман распространяется действие знака 3.27, установленного ранее. То есть все указанные автомобили могут быть эвакуированы за нарушение требований дорожного знака.
С 1 марта 2023 года подобной проблемы не будет.
Кроме того, важно понимать, что знаки 6.4 и 5.29, которые используются с дополнительными табличками, отменяют действие знаков 3.27-3.30 абсолютно для всех транспортных средств. Чтобы лучше разобраться с этим вопросом, рассмотрим дополнительный пример:
Расстояние от начала участка | Знак | Комментарий | Кому разрешена стоянка |
0 м | Знак запрещает стоянку транспортных средств, кроме нескольких исключений | — автомобилям с опознавательным знаком «Инвалид»; — автомобилям почты. | |
500 м | Знак ограничивает зону действия предшествующего знака 3.28 и разрешает стоянку только транспортным средствам инвалидов. Зона действия знака 100 метров. | — автомобилям с опознавательным знаком «Инвалид». | |
600 м | Зона действия знака 6.4 закончилась. | — всем транспортным средствам. |
Это довольно любопытный пример, который показывает, как парковочные места для инвалидов в итоге могут разрешить парковку всех транспортных средств.
Комбинированные знаки для парковки
6.4 «Парковка (парковочное место)».
6.4 «Парковка (парковочное место)». Изображение на знаке символа таблички 8.8 «Платные услуги» указывает на организацию парковки (парковочного места) на платной основе. Изображение на знаке символа таблички 8.17 «Инвалиды» указывает на организацию парковки (парковочного места) только для транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Действие знака, обозначающего парковку у края проезжей части около тротуара или на нем, распространяется до ближайшего перекрестка либо ограничивается табличкой 8.2.1.
С 1 марта 2023 года начнут действовать 2 важных нововведения, связанных со знаком «Парковка»:
1. Вводятся комбинированные дорожные знаки, которые по смыслу соответствуют комбинации традиционного знака 6.4 с дополнительной табличкой:
Новый дорожный знак | Старая комбинация дорожных знаков | Значение знака |
Платная парковка | ||
Выделенные парковочные места для инвалидов |
2. Для знака 6.4 вводится зона действия, которая может быть ограничена:
- перекрестком;
- табличкой 8.2.1.
Обратите внимание, зона действия знака 6.4 «Парковка» не заканчивается при появлении дорожных знаков 3.27 — 3. 30, запрещающих остановку и стоянку.
Основные выводы, которые можно сделать из данной статьи:
- время перестановки ТС передвинуто на конец суток;
- изменены условия, ограничивающие действие знаков, связанных с парковкой;
- введены комбинированные знаки для обозначения парковки.
Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года». Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет про новые способы оформления временных дорожных знаков. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Об авторе:
Максим Калашников
—
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
РАЗЪЯСНЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ЗОНЕ ДЕЙСТВИЯ ДОРОЖНОГО ЗНАКА 6.4
Приказом Росстандарта № 1425-ст от 20.12.2020 г. «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» утверждена новая редакция национального стандарта ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» с датой введения в действие 01.04.2020 г.
В соответствии с требованиями п. 5.7.5 ГОСТ Р 52289-2019 дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок и участков дороги, предназначенных для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов. В соответствии с п. 5.9.24 табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
Действие знака, обозначающего парковку у края проезжей части около тротуара или на нем, распространяется до ближайшего перекрестка либо ограничивается табличкой 8.2.1.
Для обозначения парковки вдоль одной из сторон площади, фасада здания и т. п. знак 6.4 с табличками 8.2.5, 8.2.6, 8.17 допускается устанавливать напротив въезда на площадь, подъезда к зданию и т. п. лицевой стороной к водителям транспортных средств.
В соответствии с требованиями п. 5.9.6 ГОСТ Р 52289-2019 таблички 8.2.2-8.2.6 «Зона действия» применяют со знаками 3.27-3.30, 6.4:
— таблички 8.2.5 и 8.2.6 применяют для указания зоны действия знака, справа и (или)слева от него, для обозначения парковки совместно со знаком 6.4 вдоль края проезжей части площади, фасада здания и т. п.
Для обозначения границ стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.
Организация стоянок (площадок) автотранспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями СП 113.
13330.2016 «Стоянки автомобилей» (актуализированная редакция СНиП 21-02-99), утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 776/пр. Согласно п. 5.1.5 СП 113.13330.2016 – параметры машиноместа для инвалидов на стоянках принимаются (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности) – 6,0х3,6 м.Таким образом, дорожный знак 6.4. «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.17 «Инвалиды», которые обращены к водителям при въезде на стоянку, учитывая требования СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей», распространяются на транспортные средства, которые совершили остановку либо стоянку в зоне их действия.
Зона действия данных знаков (6.4. «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.17 «Инвалиды») при отсутствии дорожной разметки будет составлять по ширине 3,6 м или 1,8 м вправо и влево от стойки дорожных знаков.
В соответствии с п. 1.3 ПДД РФ – участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и дорожной разметки.
доступных парковочных мест | ADA.gov
Когда государственные или местные органы власти, предприятия и некоммерческие организации предоставляют парковочные места или гаражи, должны быть предоставлены доступные парковочные места, соответствующие Закону об американцах с ограниченными возможностями (ADA).
Доступные парковочные места отличаются от традиционных парковочных мест. У них есть специальные функции, облегчающие людям с ограниченными возможностями доступ к вашим программам, товарам или услугам.
Характеристики
Расположение
На автостоянках или в гаражах доступные парковочные места должны быть расположены на кратчайшем доступном пути к доступному входу. Доступный маршрут — это путь, по которому человек с инвалидностью входит и перемещается по зданию или объекту.
Подъездные проходы
Доступные парковочные места должны иметь проходы. Проходы для доступа представляют собой специально отведенное место для людей, использующих инвалидные коляски или другие средства передвижения, для посадки и высадки из своего автомобиля или фургона. Мобильные устройства позволяют людям с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться. К ним относятся ходунки, трости, костыли, подтяжки, инвалидные коляски с ручным или электрическим приводом, сегвеи и электрические скутеры.
Подъездные проходы должны быть:
Два доступных парковочных места могут иметь общий проход с проходом между двумя парковочными местами (кроме угловой парковки).
Подъездной проход может быть расположен с любой стороны парковочного места (за исключением угловой парковки, где он должен располагаться со стороны пассажира парковочного места).
Парковочные места
Для легковых автомобилей и микроавтобусов должны быть предусмотрены доступные парковочные места.
Доступные для автомобилей места должны:
Доступные места для фургонов должны быть (выберите вариант № 1 или № 2)
Вариант № 1
Вариант № 2
Расчет доступных парковочных мест
Количество доступных парковочных мест необходимо учитывать отдельно для каждого строения (участок или гараж), не исходя из общего количества парковочных мест, предусмотренных на участке.
В приведенной ниже таблице показано количество доступных пространств, требуемых стандартами ADA 2010 для доступного дизайна.
Общее количество парковочных мест, предоставляемых на стоянке или объекте | Минимальное разрешенное количество доступных парковочных мест |
---|---|
от 1 до 25 | 1 |
от 26 до 50 | 2 |
от 51 до 75 | 3 |
от 76 до 100 | 4 |
от 101 до 150 | 5 |
от 151 до 200 | 6 |
от 201 до 300 | 7 |
от 301 до 400 | 8 |
от 401 до 500 | 9 |
501 до 1000 | 2 процента от общего числа |
1001 и выше | 20, плюс 1 на каждые 100 или их часть, свыше 1000 |
По крайней мере одно из каждых шести мест должно быть доступно для фургона. |
Специальные условия парковки
Ограниченная парковка
, где парковочные места ограничены четырьмя или меньшими пространствами:
Парковки на больничных учреждениях
Ампутационные средства
. Дополнительная информация об ADA и доступной парковкеНижеприведенные ссылки могут оказаться полезными:
- Обновление ADA: Учебник для малого бизнеса
- Обновление ADA: Учебник для государственных и местных органов власти
- Краткий обзор соответствия требованиям ADA: перепланировка парковочных мест
Связанный контент
Руководство
Краткий обзор соответствия требованиям ADA: перепланировка парковочных мест
Доступная парковка | Национальная сеть ADA
(версия PDF для печати | 393 КБ)
(файл PDF с крупным шрифтом | 386 КБ)
(версия на испанском языке)
Министерство юстиции США (DOJ) издало обновленные правила в соответствии с Законом об американцах с ограниченными возможностями (ADA) в 2010 году. Эти пересмотренные правила касаются государственных и местных органов власти (Раздел II ADA), а также общественных помещений и коммерческих объектов ( Раздел III). Правила требуют соблюдения Стандартов ADA 2010 года для доступного дизайна, в которых излагаются минимальные требования доступности для зданий и сооружений.
Существующие объекты
Новые строительные проекты должны соответствовать минимальным стандартам за очень немногими исключениями; к изменениям также предъявляются строгие требования, хотя они могут в большей степени зависеть от существующих структурных условий. Существующие здания и сооружения, не подвергающиеся плановым переделкам, рассматриваются несколько иначе.
Раздел II: Доступ к программе
Органы государственной власти штата и местного самоуправления, которые предлагают программы, услуги или мероприятия в существующих учреждениях, должны убедиться, что люди с ограниченными возможностями могут получить доступ и участвовать в этих мероприятиях. Добавление доступной парковки — это один из шагов, которые государственные органы могут предпринять для обеспечения участия людей с ограниченными возможностями.
Раздел III: Удаление барьеров
Общественные помещения (частные предприятия, открытые для широкой публики, такие как розничные магазины, рестораны, банки, гаражи и многие другие) должны снимать барьеры, когда это «легко достижимо» для Сделай так; «легко достижимый» означает «легко достижимый и способный быть выполненным без особых трудностей или затрат». Обозначение доступной парковки часто легко достижимо и считается главным приоритетом, поскольку позволяет многим людям с ограниченными возможностями «пройти через дверь».
Безопасная гавань
Стандарты 2010 г. включают «безопасную гавань» для функций, которые уже соответствуют Стандартам 1991 г., но могут не соответствовать новым Стандартам 2010 г.
Например: Парковка розничного магазина имеет в общей сложности 250 парковочных мест. В соответствии со стандартами 1991 года на участке есть семь доступных мест, одно из которых доступно для фургона. Стандарты 2010 г. требуют наличия двух мест для фургона, но магазину не нужно модифицировать свою парковку, чтобы предоставить дополнительное пространство, пока на парковке не будет запланировано изменение (повторная разметка, обновление покрытия и т. д.). Любые изменения, сделанные после марта 15, 2012 должны соответствовать Стандартам 2010 в максимально возможной степени.
Сколько необходимо доступных парковочных мест?
Минимальное необходимое количество доступных парковочных мест зависит от общего количества парковочных мест на стоянке, как показано в таблице ниже. Кроме того, одно из каждых шести доступных парковочных мест или часть шести должны быть «доступными для фургона ». Например: для парковки с общим количеством мест 400 требуется восемь доступных мест, и два из этих восьми мест должны быть доступными для фургонов.
Общее количество парковочных мест на стоянке (участке или в гараже) | Минимальное общее количество доступных парковочных мест | Минимальное количество парковочных мест в фургонах |
1 — 25 | 1 | 1 |
26 — 50 | 2 | 1 |
51 — 75 | 3 | 1 |
76 — 100 | 4 | 1 |
101 — 150 | 5 | 1 |
151 — 200 | 6 | 1 |
201 — 300 | 7 | 2 |
301 — 400 | 8 | 2 |
401 — 500 | 9 | 2 |
501 — 1000 | 2% от общего числа | |
1001 и выше | 20, плюс 1 на каждые 100 или их часть, свыше 1000 |
Медицинские учреждения
Некоторые виды медицинских учреждений нуждаются в более доступной парковке.
- Амбулаторным учреждениям больниц требуется 10% мест для пациентов/посетителей, чтобы они были доступны.
- Реабилитационным учреждениям, которые специализируются на лечении заболеваний, связанных с подвижностью, и амбулаторным физиотерапевтическим учреждениям требуется 20% мест для пациентов/посетителей, чтобы они были доступны.
Количество мест, доступных для фургонов, составляет одно из каждых шести доступных парковочных мест или часть шести.
Например: В амбулаторном физиотерапевтическом отделении есть автостоянка на 50 мест только для сотрудников. На участке должно быть два доступных места, одно из которых должно быть доступно для фургона. Для отдельного участка с общим количеством мест 200 для пациентов и посетителей требуется 40 мест для людей с ограниченными возможностями, семь из которых должны быть доступны для фургонов.
Исключения
Парковки, которые используются исключительно для автобусов, грузовиков, транспортных средств доставки, транспортных средств правоохранительных органов и транспортных средств, не должны включать доступные места. Однако, если такие участки доступны для общественности (например, для извлечения конфискованных транспортных средств), должна быть обеспечена доступная зона посадки пассажиров.
Расположение
Доступные помещения должны соединяться кратчайшим доступным маршрутом с доступным входом в здание или обслуживаемым им объектом.
- Если парковка обслуживает несколько зданий или доступных входов, доступные парковочные места должны быть рассредоточены, чтобы люди могли парковаться у как можно большего числа доступных входов.
Например: В торговом центре пятнадцать магазинов, каждый с отдельным входом. Имеется одна большая парковка на 1000 мест. Двадцать доступных парковочных мест должны быть рассредоточены, чтобы предоставить людям возможность парковаться рядом с различными магазинами.
- Если отдельные парковочные места обслуживают одно и то же здание или вход, доступные места могут быть сгруппированы вместе при условии, что количество предоставляемых мест определяется в соответствии с каждым из отдельных парковочных мест.
Например: Спортивный стадион имеет прилегающую парковку на 1000 мест и отдельную парковку на 1500 мест в нескольких кварталах от него. На соседнем участке требуется 20 доступных мест (четыре из которых должны быть доступны для фургона), а на удаленном участке требуется 25 доступных мест (пять из которых должны быть доступны для фургона). Поскольку места для людей с ограниченными возможностями должны располагаться как можно ближе к объектам, которые они обслуживают, 45 мест для людей с ограниченными возможностями (в том числе девять мест для фургонов) могут быть расположены на стоянке, прилегающей к стадиону.
Дизайн
Размеры (все размеры минимальны): Доступные парковочные места имеют ширину восемь (8) футов; Места, доступные для фургонов, имеют ширину одиннадцать (11) футов. Ширина проходов для любого типа помещений составляет пять (5) футов. Эти смежные проходы, которые могут быть разделены между двумя пространствами, предоставляют людям место для установки установленных на автомобиле подъемников для инвалидных колясок и/или для разгрузки и использования мобильных устройств, таких как инвалидные коляски, ходунки и т. д. восемь (8) футов шириной, если соседний входной проход также имеет ширину восемь (8) футов.
Проходы должны быть отмечены (например, заштрихованы) во избежание парковки в них. Это особенно важно, когда используется альтернативная конструкция, а проход в доступном для фургона пространстве имеет тот же размер, что и пространство.
Поверхность доступных пространств и проходов должна быть гладкой, устойчивой и практически ровной во всех направлениях, чтобы обеспечить безопасное использование людьми с ограниченными возможностями, в том числе теми, кто должен загружать, разгружать и использовать колесные средства передвижения.
Кроме того, места, доступные для фургонов, связанные с ними проходы для доступа и транспортные маршруты, обслуживающие их, должны обеспечивать вертикальный зазор не менее 98 дюймов, чтобы обеспечить высоту типичных транспортных средств, оборудованных подъемниками для инвалидных колясок.
Знаки
Доступные парковочные места должны быть обозначены знаками, которые включают Международный символ доступности. Знаки на местах, доступных для фургона, должны содержать дополнительную фразу «для фургона».
Знаки должны быть установлены таким образом, чтобы нижний край знака находился не менее чем в пяти (5) футах от земли. Это помогает обеспечить видимость как для автомобилистов, так и для местных правоохранительных органов.
Исключения
- Небольшие автостоянки на четыре или меньше мест должны иметь доступное пространство, но для этих мест не требуется знак, и любой, с ограниченными возможностями или без, может парковаться на доступном месте. Это сделано для того, чтобы очень малым предприятиям не приходилось резервировать от 25% до 100% доступной парковки для лиц с ограниченными возможностями.
- В жилых помещениях, где парковочные места закреплены за конкретными жилыми единицами, также не требуется размещать знаки на доступных местах.
Примечание. Эти два исключения относятся только к знакам; Доступные парковочные места по-прежнему необходимы.
Техническое обслуживание
Доступные места для парковки, проходы и маршруты должны содержаться в хорошем состоянии и не загрязняться снегом, льдом или скоплением опавших листьев.
Другие законы, другие требования
ADA устанавливает эти требования, чтобы гарантировать, что, когда парковочные места предоставляются организациями, подпадающими под действие Раздела II или Раздела III, доступны доступные места с определенными характеристиками. Многие государственные и местные органы власти имеют свои собственные требования, которые могут быть более конкретными или более строгими.
Каждый штат также устанавливает критерии и процедуры для выдачи разрешений на доступную парковку (часто в виде отличительных номерных знаков или табличек) лицам с ограниченными возможностями. Правоприменительные действия, связанные с этими вопросами (мошенническое использование разрешений, незаконная парковка в доступных местах и т. д.), как правило, осуществляются государственными и местными органами власти, такими как городские управления полиции.
Другие требования могут быть применимы в различных ситуациях или в соответствии с различными законами. Например, Закон о справедливом жилищном обеспечении требует, чтобы поставщики страхового жилья делали «разумные приспособления» для жителей с ограниченными возможностями, что может означать резервирование парковочного места для конкретного человека.
Контент был разработан Mid-Atlantic ADA Center и основан на профессиональном консенсусе экспертов ADA и Национальной сети ADA. | |
TransCen, Inc. | Содержание этого информационного бюллетеня было разработано в рамках грантов Национального института исследований в области инвалидности, самостоятельной жизни и реабилитации (грант NIDILRR № 9). |