Что такое типаж пассажирских автомобилей – Типаж автомобильного транспорта

Типаж автомобилей. Компоновочные схемы автомобилей. Классификация.

Типаж – минимальная совокупность модели а/м рекомендуемая к производству для удовлетворения всех имеющихся потребностей.

Анализ компоновки легковых а/м

Компоновочная схема прежде всего относительное расположение двигателя и ведущих колес, что влияет на размеры а/м, его массу, распределение основной нагрузки на дорогу, комфорт пассажиров, устойчивость движения и т.д. Необходимо обеспечить нагрузку на ведущую ось достаточную для получения нужных тяговых параметров и проходимости. Основные компоновочные схемы:

1) Классическая: двигатель расположен впереди, а ведущие колеса задние.

2) Заднеприводная: с задним расположение двигателя и ведущих колес.

3) Переднеприводная: с передним расположение двигателя и ведущих колес.

4) Полноприводная: для движения по хорошей дороги используется привод на все колеса.

Анализ компоновки грузовых а/м

Грузовик - автомобиль оборудованный кузовом для перевозки грузов. Различные виды компоновки грузового автомобиля применяются в зависимости от назначения грузового автомобиля. Разнообразные схемы компоновки грузовиков позволяют компенсировать некоторые недостатки. Грузовики принято классифицировать по их грузоподъемности, то есть по максимально полезной нагрузке, на которую рассчитан автомобиль для данных условий эксплуатации. Максимально полезная нагрузка устанавливаемая для

автомобиля с учетом его эксплуатации на дорогах с твердым покрытием называется

номинальной грузоподъемностью. По ней обычно делят на массы:

1. Особо малая до 0.75 т.

2. Малая от 0.75 до 2.5 т.

3. Средняя от 2.5 до 5 т.

4. Большая от 5 до 10 т.

5. Особо большая от 10 и больше

В зависимости от вида перевозимого груза существуют разные типы кузовов:

- Пикапы (для легких грузов)

- Самосвалы (для тяжелых сыпучих грузов)

- Кузова-цистерны (для жидких грузов)

- Кузова-фургоны (снабжены спецоборудованием).

Классификация а/м

На основе международного стандарта предусмотрены следующие категории т/с:

L1 … L7 – трициклы, квадрациклы, мотоциклы.

М1 … М3 – механические т/с имеющие не менее 4-х колес для перевозки пассажиров.

N1 … N3 – т/с имеющие не менее 4-х колес для перевозки грузов.

О1 … О4 – прицепы и полуприцепы.

М1 – для перевозки пассажиров помимо водителя не более 8 человек.

М2 – имеющие более 8 мест, максимальная масса не более 5 тонн.

М3 – общая масса свыше 5 тонн.

N1 – до 3.5 тонн.

N2 – свыше 3.5 тонн до 12 тонн.

N3 – свыше 12 тонн.

1. класс; 2. вид; 3,4. модель; 5. модификация; 6. вариант.

Вид:

1) легковой а/м

2) автобус

3) грузовой бортовой

4) тягач

5) самосвал

6) цистерна

7) фургон

8) резерв

9) специальная пожарная

Вопрос45: Генераторные установки. Назначение. Структурный состав. Характеристики генераторных установок.

Электрооборудование любого автомобиля включает в себя генератор - основной источник электроэнергии. Вместе с регулятором напряжения он называется генераторной установкой. На современные автомобили устанавливаются генераторы переменного тока. Они в наибольшей степени отвечают предъявляемым требованиям.

Основные требования к автомобильным генераторам:

1. Генератор должен обеспечивать бесперебойную подачу тока и обладать достаточной мощностью, чтобы:

- одновременно снабжать электроэнергией работающих потребителей и заряжать АКБ;

- при включении всех штатных потребителей электроэнергии на малых оборотах двигателя не происходил сильный разряд аккумуляторной батареи;

- напряжение в бортовой сети находилось в заданных пределах во всем диапазоне электрических нагрузок и частот вращения ротора.

2. Генератор должен иметь достаточную прочность, большой ресурс, небольшие массу и габариты, невысокий уровень шума и радио-помех.

Отечественные разработчики и производители электрооборудования используют следующие понятия.

Система электроснабжения автомобиля - предназначена для бесперебойного питания электроприборов, включенных в бортовую сеть автомобиля. Состоит из генераторной установки, аккумулятора и устройств, обеспечивающих контроль работоспособности и защиту системы от перегрузок.

Генератор - устройство, преобразующее механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую.

Регулятор напряжения - устройство, поддерживающее напряжение бортовой сети автомобиля в заданных пределах при изменении электрической нагрузки, частоты вращения ротора генератора и температуры окружающей среды.

Аккумуляторная стартерная батарея (аккумулятор) - накапливает и хранит электроэнергию для запуска двигателя и питания электроприборов в течение непродолжительного времени (при неработающем двигателе или недостаточной мощности, развиваемой генератором).

В основе работы генератора лежит эффект электромагнитной индукции. Если катушку например, из медного провода, пронизывает магнитный поток, то при его изменении на выводах катушки появляется переменное электрическое напряжение. И наоборот, для образования магнитного потока достаточно пропустить через катушку электрический ток. Таким образом, для получения переменного электрического тока требуются катушка, по которой протекает постоянный электрический ток, образуя магнитный поток, называемая обмоткой возбуждения и стальная полюсная система, назначение которой — подвести магнитный поток к катушкам, называемым обмоткой статора, в которых наводится переменное напряжение. Эти катушки помещены в пазы стальной конструкции, магнитопровода (пакета железа) статора. Обмотка статора с его магнитопроводом образует собственно статор генератора, его важнейшую неподвижную часть, в которой образуется электрический ток, а обмотка возбуждения с полюсной системой и некоторыми другими деталями (валом, контактными кольцами) - ротор, его важнейшую вращающуюся часть. Питание обмотки возбуждения может осуществляться от самого генератора. В этом случае генератор работает на самовозбуждении. При этом остаточный магнитный поток в генераторе, т. е. поток, который образуют стальные части магнитопровода при отсутствии тока в обмотке возбуждения, невелик и обеспечивает самовозбуждение генератора только на слишком высоких частотах вращения. Поэтому в схему генераторной установки, там, где обмотки возбуждения не соединены с аккумуляторной батареей, вводят такое внешнее соединение, обычно через лампу контроля работоспособного состояния генераторной установки. Ток, поступающий через эту лампу в обмотку возбуждения, после включения выключателя зажигания и обеспечивает первоначальное возбуждение генератора. Сила этого тока не должна быть слишком большой, чтобы не разряжать аккумуляторную батарею, но и не слишком малой, т. к. в этом случае генератор возбуждается при слишком высоких частотах вращения, поэтому фирмы-изготовители оговаривают необходимую мощность контрольной лампы — обычно 2...3 Вт.

При вращении ротора напротив катушек обмотки статора появляются попеременно "северный", и "южный" полюсы ротора, т. е. направление магнитного потока, пронизывающего катушку, меняется, что и вызывает появление в ней переменного напряжения. Частота этого напряжения f зависит от частоты вращения ротора генератора N и числа его пар полюсов р:

f=p*N/60

За редким исключением генераторы зарубежных фирм, также как и отечественные, имеют шесть "южных" и шесть "северных" полюсов в магнитной системе ротора.

Бортовая сеть требует подведения к ней постоянного напряжения. Поэтому обмотка статора питает бортовую сеть автомобиля через выпрямитель, встроенный в генератор.

Характеристики генераторных установок.

Основной характеристикой генераторной установки является ее токоскоростная характеристика (ТСХ), т. е. зависимость тока, отдаваемого генератором в сеть, от частоты вращения его ротора при постоянной величине напряжения на силовых выводах генератора.

Характеристика эта определяется при работе генераторной установки в комплекте с полностью заряженной аккумуляторной батареей с номинальной емкостью выраженной в А/ч, составляющей не менее 50% номинальной силы тока генератора. Характеристика определяться в нагретом состояниях генератора, т. е. в состоянии при котором узлы и детали генератора нагреты в каждой определяемой точке до установившейся величины за счет выделяемых в генераторе потерь мощности при температуре охлаждающего воздуха 23 градуса.

Диапазон изменения частоты вращения при снятии характеристики заключен между минимальной частотой, при которой генераторная установка развивает силу тока 2А (около 1000 мин-1) и максимальной. Снятие характеристики осуществляется с интервалом 500 до 4000 мин-1 и 1000 мин-1 при более высоких частотах. Метод определения токоскоростной характеристики, требующий специального автоматизированного стенда, при котором генератор прогревается в течение 30 мин при частоте вращения 3000 мин-1, соответствующей этой частоте, силе тока и указанном выше напряжении. Время снятия характеристики не должно превышать 30 с при постоянно меняющейся частоте вращения.

Токоскоростная характеристика имеет характерные точки, к которым относятся :

n0 - начальная частота вращения без нагрузки. Поскольку обычно снятие характеристики начинают с тока нагрузки около 2А, то эта точка получается экстраполяцией снятой характеристики до пересечения с осью абсцисс.

nL - минимальная рабочая частота вращения, т. е. частота вращения, примерно соответствующая частоте холостого хода двигателя. Условно принимается, nL = 1500 мин-1. Этой частоте соответствует ток IL . Обычно IL составляет 40...50% номинального тока.

nR - номинальная частота вращения, при которой вырабатывается номинальный ток IR. Эта частота вращения принята nR = 6000 мин-1. IR - наименьшая сила тока, который генераторная установка должна выработать при частоте вращения nR.

NМАХ - максимальная частота вращения. При этой частоте вращения генератор вырабатывает максимальную силу тока Imax. Обычно максимальная сила тока мало отличается от номинального IR (не более, чем на 10%).

Кроме токоскоростной характеристики генераторную установку характеризует еще и частота самовозбуждения. При работе генератора на автомобиле в комплекте с аккумуляторной батареей генераторная установка должна самовозбуждаться при частоте вращения двигателя меньшей, чем частота вращения его холостого хода. При этом, конечно, в схему должны быть включены лампа контроля работоспособного состояния генераторной установки мощностью и параллельно ей резисторы, если они предусмотрены схемой.

Рис.8 Выходные характеристики автомобильных генераторов: 1 - токоскоростная характеристика,

2 - КПД по точкам токоскоростной характеристики

Другой характеристикой, по которой можно представить энергетические способности генератора, т. е. определить величину мощности, забираемой генератором от двигателя, является величина его коэффициента полезного действия (КПД), определяемого в режимах соответствующих точкам токоскоростной характеристики (рис.8), величина КПД по рис.8 приведена для ориентировки, т.к. она зависит от конструкции генератора - толщины пластин, из которых набран статор, диаметра контактных колец, подшипников, сопротивления обмоток и т. п., но, главным образом, от мощности генератора. Чем генератор мощнее, тем его КПД выше.

Наконец, генераторную установку характеризует диапазон ее выходного напряжения, при изменении в определенных пределах частоты вращения, силы тока нагрузки и температуры. Обычно в проспектах фирм указывается напряжение между силовым выводом "+" и "массой" генераторной установки в контрольной точке или напряжение настройки регулятора при холодном состоянии генераторной установки частоте вращения 6000 мин-1, нагрузке силой тока 5 А и работе в комплекте с аккумуляторной батареей, а также термокомпенсация - изменение регулируемого напряжения в зависимости от температуры окружающей среды. Термокомпенсация указывается в виде коэффициента, характеризующего изменение напряжения при изменении температуры окружающей среды на ~1°С. Как было показано выше, с ростом температуры напряжение генераторной установки уменьшается. Для легковых автомобилей некоторые фирмы предлагают генераторные установки со следующим напряжением настройки регулятора и термокомпенсацией:

Напряжение настройки,В ................................. 14,1±0,1    14,5+0,1 Термокомпенсация, мВ/°С ............................... —7+1,5     —10±2

studfiles.net

Подвижной состав автомобильного транспорта -

Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.

Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.

Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).

Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных катего­рий. К специализированным относятся автомобили скорой помо­щи,такси и др.

Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппа­ратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобу­сами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитар­ные, туристические и школьные автобусы.

Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускают­ся на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборуду­ются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.

Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальны­ми устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цис­терны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для вы­полнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомо­билей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мас­терские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетоно­мешалки.

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвиж­ного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинако­вых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепной автопоезд состоит из грузового авто­мобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полупри­цепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомо­биля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сор­тового металла и др.).

Прицепной подвижной состав включает в себя прице­пы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами со­стоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены

Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с ак­тивным приводом, так и без него. При активном приводе прице­пы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без актив­ного привода — не имеют ведущих колес.

Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

Автомобили ограниченной проходимости пред­назначены для движения по дорогам с твердым покрытием и су­хим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обо­значается также индексом 4×2.

Автомобили повышенной проходимости пред­назначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и засне­женные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это авто­мобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.

Безопасность подвижного состава.

Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную бе­зопасность: активную, пассивную и экологическую.

Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.

Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспорт­ных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспе­чивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопаснос­ти, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопас­ное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирова­ние водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.

Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, во­дителю и окружающей среде.
«Читайте далее-Грузовой подвижной состав»
«Классы легковых автомобилей»
«Седельный тягач»

autotehnica.ru

Классификация пассажирских автомобилей

 

Автомобиль стал одним из основных транспортных средств для перевозки пассажиров. Условия, цели и задачи перевозки пассажиров весьма различны, поэтому конструк­ции пассажирских автомобилей непрерывно развиваются, увеличивается число типов и моделей автомобилей. Пасса­жирские перевозки осуществляются многими разновидно­стями автомобилей, отличающихся по большому числу при­знаков.

Пассажирский автомобиль, предназначенный для пере­возки 9 и более чел., считая водителя, называют автобу­сом.

Применяемые пассажирские автомобили объединены в классификации (рис. 3.1).

По типу применяемого двигателя автомобили класси­фицируют следующим образом.

Рис. 3.1. Классификация пассажирских автомобилей

Автомобили с карбюраторными дви­гателями работающими на бензине, являются наиболее распространенными среди легковых автомобилей и автобусов малой и средней вместимости.

Автомобили с двигателями, рабо­тающими на газе, пока распространены недос­таточно. Двигатель, работающий на газе, является пер­спективным для легковых автомобилей и автобусов малой и средней вместимости. Одним из перспективных газовых топлив может стать водород (экологически чистый по соста­ву отработавшего газа).

Автомобили с дизельными двига­телями имеют преимущественное распространение на многоместных автобусах. Дизельный двигатель более эко­номичен и менее токсичен по сравнению с карбюраторным, работающим на бензине. Доля дизельных автомобилей в нашей стране увеличивается. В перспективе дизельные дви­гатели будут применяться на автобусах большой и особо большой вместимости, а со временем — и на легковых ав­томобилях.



Автомобили с газотурбинными дви­гателями пока не получили большого распростра­нения. В перспективе они могут применяться на авто­бусах особо большой вместимости, предназначенных для междугородных перевозок.

Автомобили с электрическими дви­гателями — это прежде всего легковые автомоби­ли и автобусы особо малой вместимости, в основном рабо­тающие в городах. Их преимущества: бесшумность, от­сутствие отработавших газов, хорошая динамика. Основные недостатки — малый радиус действия без подзаряда ак­кумуляторов (около 100 км) и значительная собственная масса из-за большой массы аккумуляторных батарей (75— 125 % к полезной нагрузке). В перспективе по мере совер­шенствования аккумуляторных батарей электрические ав­томобили будут вытеснять легковые автомобили с карбю­раторными двигателями и автобусы особо малой вмести­мости, работающие в городах.

По проходимости автомобили подразделяют на до­рожные (с ограниченной проходимостью) для движения по дорогам (в том числе и по грунтовым) и автомобили повышенной и высокой проходимо­сти которые могут работать в тяжелых дорожных усло­виях 'и по относительному бездорожью.

По массе и наибольшей осевой нагрузке на опорную поверх­ность все автомобили подразделяются на три группы в за­висимости от возможности их применения на тех или иных дорогах. Все автомобили, предназначенные для применения на сети дорог общего пользования (дорожные), подразде­ляются на две группы: А и Б. Для автомоби­лей и автопоездов группы А установлена предельно допу­стимая нагрузка на одиночную наиболее нагруженную ось, равная не более 10 тс (при расположении ее на расстоянии не менее 2,5 м до смежной с ней оси).

Автобусы группы А допускаются к движению по доро­гам I и II категорий и по вновь построенным или реконстру­ированным дорогам III категории.

Для автомобилей группы Б предельно допустимая на­грузка на ось не должна превышать 6 тс. Они допускаются к применению на всей сети дорог общего пользования без ограничений. Эта группа автомобилей наиболее многочис­ленна. К ней относятся автобусы ЛАЗ, ПАЗ и КАвЗ, все автобусы малых размеров и все легковые автомобили.

К третьей группе относятся автомобили, у которых на­грузка хотя бы на одну ось превышает 10 тс (например, карьерные грузовые автомобили).

Автобусы классифицируются по конструктивной схе­ме, размерам (пассажировместимости) и назначению.

По конструктивной схеме автобусный подвижной со­став подразделяют на три вида: одиночные, сочле­ненные (рис. 3.2) и автобусные поезда (имеющие ограниченное распространение по соображениям безопасности движения).

По размерам автобусы разделены на пять клас­сов (см. табл. 3.1). Для работников автомобильного транспорта более показательным критерием размеров явля­ется номинальная вместимость автобуса, выраженная чис­лом пассажирских мест. В зависимости от назначения и числа мест для сидения номинальная вместимость одинако­вых по длине автобусов может быть различной (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Рис. 3.2. Сочлененный автобус

 

По назначению автобусы подразделяются на: городские, пригородные, местного сообщения, общего назначения, ту­ристские и междугородные.

Городские автобусы (рис. 3.3, с) имеют многоместные кузова, как правило, вагонного типа или сочлененные с низко расположенными полами, широкими дверями (не менее двух), широкими проходами в салоне авто­буса и большими накопительными площадками. Они должны обладать хорошей ходовой и тормозной динамикой, что обеспечивает высокую скорость сообщения при частых оста­новках. Управление должно быть облегчено и упрощено при­менением сервомеханизмов, гидравлических передач и дру­гих автоматических устройств.

 

Рис. 3.3. Планировка салона автобусов:

а — городского; б — междугородного; 1 — площадки для проезда стоя; 2 — откидные сиденья

 

Междугородные автобусы (рис. 3.3, б) должны иметь, кроме пассажирского салона, багажное от­деление, туалет, гардероб, бар. Площадь пассажирского салона должна быть максимально использована для установки пассажирских сидений (в том числе откидных в про­ходах). Сиденья должны иметь регулируемые спинки. В са­лоне автобуса должны быть: индивидуальное освещение, вентиляция и другие устройства, повышающие комфорт поездки пассажиров,

Междугородные автобусы должны обладать высокими скоростными качествами, позволяющими двигаться в соот­ветствии с предельно допустимыми, разрешенными Прави­лами движения, скоростями. Автобусы для перевозок пас­сажиров в сельской местности при отсутствии благоустроен­ных дорог должны иметь колесную формулу 4 X 4 и по проходимости отвечать условиям движения по грунтовым дорогам.


pdnr.ru

Классификация автомобилей: пассажирские автомобили

Пассажирские, или легковые автомобили представляют собой наиболее популярный и массовый вид автотранспорта. Они имеют самое широкое распространение, используются частными автовладельцами, а также подавляющим большинством компаний и организаций.

Часть 1: Классификация автомобилей: грузовые автомобили.
Часть 3: Классификация автомобилей: грузопассажирские автомобили.
Часть 4: Классификация автомобилей: специальные автомобили.

Пассажирские, или легковые автомобили представляют собой наиболее популярный и массовый вид автотранспорта. Они имеют самое широкое распространение, используются частными автовладельцами, а также подавляющим большинством компаний и организаций.

Определение и назначение пассажирских автомобилей

К пассажирским автомобилям относят транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров. Также с их помощью может осуществляться транспортировка грузов, которые перевозятся в виде багажа.

Необходимо отметить, что перевозки пассажиров могут быть как одиночными, так и групповыми. Соответственно, к данной категории можно относить не только легковые машины, но также микроавтобусы и автобусы. Однако в большинстве случаев речь идет именно о легковых машинах.

Легковые автомобили сегодня имеют самое широкое распространение. Они используются частными лицами в качестве личных и семейных машин. Кроме того, легковой транспорт используется предприятиями и организациями для осуществления служебных поездок. В некоторых видах бизнеса легковые автомобили выступают в качестве основного средства производства. Ярким примером являются службы такси, службы проката авто и т.д.

Классификация легковых автомобилей

Легковые автомобили, выпускаемые современными производителями, отличаются большим разнообразием. В связи с этим к ним может применяться классификация по разным признакам.

Одним из ключевых признаков является тип кузова. Всего существует более 20 видов кузова, в числе которых имеются и совсем экзотические для нашей страны, такие как баркета или тарга. Наиболее популярными на российском рынке являются автомобили таких типов кузова, как седан, хэтчбек, кроссовер, внедорожник, универсал, купе.

Европейская классификация, которая также принята и в России, разделяет легковые автомобили по классам, в зависимости от их габаритных размеров. Также по этой классификации определяется и престижность той или иной модели. Основными являются следующие классы:

  • Класс A. Этот класс объединяет малогабаритные автомобили (длина до 3,8 м) с малым объемом двигателя. Машины этого класса отличаются экономичностью и маневренностью. Они предназначены, главным образом, для городских условий эксплуатации. К этому классу принадлежат такие модели, как «Таврия», «Ока», Peugeot 107, Hyundai Getz, Daewoo Matiz.
  • Класс B. Этот класс объединяет компактные автомобили, длина кузова которых составляет от 3,8 до 4,2 м, а ширина – от 1,5 до 1,7 метра. В данном классе особенно популярен кузов хэтчбек. К классу Bотносятся модели семейства Лада, а также иномарки Ford Fusion, Ford Fiesta, Nissan Note, Citroen C3, Hyundai Solaris и многие другие.
  • Класс C. Также называют «гольф-классом» или низшим средним классом. Габариты автомобилей составляют 4,2-4,5 м в длину и 1,6-1,75 м в ширину. Наиболее популярными представителями являются Volkswagen Golf, Renault Megane, Subaru Impreza, Toyota Auris.
  • Класс D. Это так называемый средний класс, который является наиболее динамично развивающимся сегментом. Здесь водителю и пассажирам предоставлен достаточно высокий комфорт. Длина автомобилей составляет 4,6-4,85 м. Наиболее известными и популярными в России представителями являются VW Passat, Toyota Camry, Audi A4, Mazda 6, Ford Mondeo, BMW 3-series и другие модели.
  • Класс E. Этот класс также называют высшим средним. Он объединяет машины длиной от 4,8 м до 5,05 м. К этому классу относятся самые большие и комфортабельные машины среднего сегмента. Яркимипредставителямиявляются Mercedes-Benz E-class, BMW 5-series, Audi A6, Volvo S80.
  • Класс F. Это люксовый класс авто, объединяющий мощные и комфортабельные машины длиной более 5 метров. Сюда относятся такие престижные модели, как Mercedes-Benz S-class, BMW 7-series, Jaguar XJ8, Audi A8, Volkswagen Phaeton.

Следует отметить, что такие автомобили, как внедорожники, купе, минивэны нельзя относить ни к одному из этих классов.

Производство легковых автомобилей является наиболее интенсивно развивающимся сегментом автопрома.

cnev.ru

Классификация подвижного состава

Подвижной состав автомобильного транспорта и ГНЭТ —самоходные и прицепные технические средства, допускаемые согласно действующему законодательству к эксплуатации на дорожной сети общего пользования и предназначенные для перевозки пассажиров, их ручной клади и багажа.

Классификация подвижного состава производится по ряду технических и эксплуатационных признаков, имеет целью установить целесообразные для производства и эксплуатации конкретные виды и типы единиц подвижного состава применительно к существующим производственным, эксплуатационным и экономическим требованиям и условиям. С точки зрения организации перевозок пассажиров имеет значение используемый подвижным составом путь сообщения, пассажировместимость и назначение по виду сообщения.

По виду используемого пути сообщения различают транспортные средства нежестко или жестко привязанные к пути. Нерельсовые транспортные средства перемещаются по дорожному полотну, используя пневматический ход, и подразделяются на средства автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Пассажирские автомобили в зависимости от пассажировместимости подразделяют на автобусы и легковые автомобили. Средства нерельсового электрического транспорта подразделяют на троллейбусы и электромобили. Электромобили в ближайшей перспективе начнут вытеснять автомобили. Производятся и эксплуатируются также гибридные безрельсовые транспортные средства —дуобусы, имеющие двигатель внутреннего сгорания для движения в местах, где нет троллеев, для подзарядки аккумуляторов, тяговые электродвигатели и штанги для токосъема от троллеев.

Дорожные транспортные средства, жестко привязанные к пути, в городах представлены трамваем, использующим для направления движения рельсовый путь, уложенный либо на проезжей части улиц, либо рядом на обособленной полосе. В ряде городов эксплуатируют скоростной трамвай, рельсовый путь которого преимущественно проложен на обособленной полосе, в туннелях и по эстакадам.

Автобусы классифицируют по назначению и пассажировместимости. По назначению, согласно ГОСТ 27815 —88, автобусы подразделяются на городские, междугородные, дальнего следования. На базе стандартных автобусов выпускаются модификации, предназначенные для специальных перевозок. Выпускаются также специальные автобусы, например аэродромные, эксплуатируемые вне дорог общего пользования.

Назначение автобуса предопределяет планировочные решения по размещению мест для пассажиров, ручной клади и багажа, сопровождающего персонала, номенклатуру оборудования салона и требования, предъявляемые к тягово — мощностным и экономическим качествам силовой установки автобуса.

Городские автобусы имеют планировку пассажирского салона, позволяющую провозить большое число пассажиров в условиях интенсивного пассажирообмена. Для этого предусмотрены преимущественно трехрядное расположение сидений, ровный и низкий пол салона, минимум невысоких ступеней, несколько широких дверей, накопительные площадки около дверей для ускорения выхода и входа большого числа пассажиров. У задней двери расположено место кондуктора. Планировка и оборудование салонов троллейбусов и вагонов трамвая аналогичны городским автобусам.

На пригородных маршрутах используют как обычные внутригородские автобусы, так и их специальные модификации, отличающиеся четырехрядной планировкой салона с увеличенным числом мест для сидения, накопительными площадками уменьшенной емкости. Пригородные автобусы могут также отличаться от внутригородских меньшим числом дверей и их шириной.

В городских автобусах пассажиры перевозятся как сидя, так и стоя, за исключением автобусов особо малой вместимости, в которых разрешается перевозить только сидящих пассажиров. Междугородные автобусы предназначены для перевозки только сидящих пассажиров на сравнительно большие расстояния. Поэтому в салонах междугородных автобусов устанавливают удобные мягкие кресла, как правило, с регулируемой по углу наклона спинкой, применяют черырехрядное расположение кресел. На междугородных маршрутах небольшой протяженности могут использоваться автобусы с полумягкими сиденьями, имеющими нерегулируемые спинки. Для перевозки почты по регулярным автобусным маршрутам междугородные автобусы могут иметь изолированный и пломбируемый отсек для почтовой корреспонденции.

Автобусы дальнего следования используют на международных маршрутах большой протяженности и для перевозки групп туристов на большие расстояния, например в автобусных турах. Пассажиры перевозятся только сидя. Эти автобусы часто по ряду элементов конструктивно близки к междугородным автобусам и отличаются повышенной комфортабельностью. Туристские автобусы выпускаются преимущественно двухэтажными, причем пассажирский салон имеет остекление, обеспечивающее повышение обзорности. Для туристских автобусов выпускаются прицепы с раскладываемыми местами для ночлега на стоянке.

Автобусы используются также организациями при перевозках работников для собственных нужд, в том числе для внутриусадебных перевозок работников сельскохозяйственных организаций.

Пассажировместимость является критерием различия между автобусами и легковыми автомобилями. Международной конвенцией о дорожном движении установлено, что к автобусам относятся пассажирские автомобили с числом мест для пассажиров более восьми. Последствием этого разграничения является требование к водителям автобусов иметь в своем водительском удостоверении отметку о допуске к управлению транспортным средством категории D, что предполагает существенно более высокую квалификацию и наличие опыта работы, в то время как для управления легковым автомобилем требуется категория В.

Пассажировместимость также является основным критерием подразделения автобусов на классы.

Ранее основным классификационным признаком для автобусов всех видов назначения была габаритная длина кузова автобуса. Это было актуально в связи с тем, что в плановой экономике единые ставки тарифной части заработной платы водителя устанавливались в зависимости от габаритной длины автобуса. Ныне тарифные ставки устанавливаются АТО самостоятельно, и классификация автобусов по габаритной длине утратила экономическое значение, хотя кое-где еще используется по инерции. Классификацию по длине целесообразно использовать только для междугородных и туристских автобусов.

Рациональная структура парка городских автобусов в Российской Федерации должна включать все приведенные классы по вместимости. Парк междугородных автобусов состоит в основном из автобусов большой и средней вместимости. Исследованиями установлено, что рациональная структура парка автобусов Российской Федерации, используемых в междугородном сообщении, должна состоять приблизительно из 20 % автобусов малой, 33 % средней и 47 % большой пассажировместимости. Для перевозок туристов наиболее предпочтительны автобусы большого класса.

Дополнительными классификационными признаками для автобусов являются:

используемое горючее ;

специальное исполнение ;

принятая конструктором компоновка ;

колесная формула.

Применявшаяся ранее советская классификация легковых автомобилей в качестве основного признака использовала объем двигателя, что не соответствует современной практике оснащения автомобилей одной модели силовыми агрегатами различного объема и мощности. Поэтому советская классификация ушла в прошлое как непригодная для целей организации коммерческой деятельности и ныне используется западноевропейская классификация, согласно которой легковые автомобили различают по габаритам и по особенностям конструкции кузова и шасси.

Для целей потребительской ориентации производства и маркетингового сегментирования рынка выделяют 10 условных групп, среди которых рассматривают шесть классов и четыре типа кузова или шасси.

Легковые автомобили выпускаются преимущественно с колесной формулой 4×2. Такие автомобили предназначены для эксплуатации на дорогах, имеющих хорошее техническое состояние и надлежащее содержание. Схема привода с колесной формулой 4×4 используется в автомобилях, предназначенных для эксплуатации на дорогах заснеженных, горных и с покрытием низкого качества или для эксплуатации как на дорогах, так и вне дорог.

Для целей удержания налога с владельцев автотранспортных средств легковые автомобили в России подразделяют по мощности двигателя на две категории —до 100 л. с. и свыше. Для целей взимания таможенных пошлин за ввоз автомобилей на территорию Российской Федерации легковые автомобили подразделяют по виду используемого топлива и объему двигателя.

Для целей нормирования технических требований к безопасности пассажирских автомобилей они, согласно ГОСТ 25487 —91, подразделяются на категории:

M1 —имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя, или созданные на их базе модификации, при полной массе базовой модели, соответствующей полной массе базовой модели легкового автомобиля;

М2 —то же, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя, и полной массой до 5 т;

М3 —то же, что и М2, но при полной массе свыше 5 т.

В сельской местности при выполнении внутриусадебных и внутрирайонных перевозок, при других перевозках пассажиров в связи с производственной необходимостью допускаются перевозки людей в кузовах «бортовая платформа» или «фургон» грузовых автомобилей. Перевозки людей в самосвальных кузовах, в полуприцепах и прицепах запрещены. Грузовой автомобиль, используемый для перевозки пассажиров, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3…0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта кузова, а при перевозке детей, кроме того, борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола.

Сиденья, расположенные вдоль заднего и боковых бортов, должны иметь прочные спинки. Предельную пассажировместимость грузовых автомобилей устанавливают по числу оборудованных в зависимости от модели автомобиля мест для проезда сидя. Такой грузовой автомобиль часто оснащают тентом. Для входа и выхода пассажиров задний борт может выполняться с откидной дверцей, а в задней части кузова устанавливают складной трап. Перевозки пассажиров грузовыми автомобилями по регулярным маршрутам не допускаются. Водитель грузового автомобиля, перевозящего пассажиров, должен иметь удостоверение на право управления автомобилем категории С —при перевозке до восьми пассажиров и категорий Си D —при перевозке большего числа пассажиров, при условии стажа управления автомобилями данных категорий более трех лет.

В СССР государственными органами раз в пять лет разрабатывался перспективный типаж пассажирских автомобилей, целью которого было распределение плана выпуска автомобилей различных типов между производителями. В рыночных условиях хозяйствования планово — распределительные функции типажа автомобилей утратили значение. Однако актуальной остается рационализация структуры парка автобусов. Эта задача в современных условиях самостоятельно решается производителями автобусов и составляет основу проводимой ими маркетинговой политики. Целесообразной представляется разработка ассоциациями автопроизводителей и автотранспортников справочно — рекомендательного типажа автобусов. В ряде стран успешно эксплуатируются автобусы с прицепами. Целесообразно распространить такой зарубежный опыт на автобусных маршрутах, проходящих по дорогам с хорошим состоянием покрытия.

В 80 — е гг. XX в. был спроектирован и построен «активный» автобусный поезд. Такой поезд состоит из головного автобуса с водителем и прицепного автобуса, соединенного с головным автобусом телескопической сцепкой. В движении автобусы испытывают различное сопротивление и нагрузки. Поэтому их движение не будет синхронным без соответствующего управления. Телескопическая сцепка, растягиваясь или сжимаясь в процессе движения, вырабатывала сигналы для управления подачей горючей смеси в двигатели сцепленных автобусов. Рулевой привод обоих автобусов был соединен тягами. Поезд был успешно испытан в Киеве.

В перспективе следует ожидать появления модульного подвижного состава ГПТ. Модульная единица подвижного состава состоит из головной и кормовой частей и может оснащаться несколькими промежуточными модулями различной длины. Идея модульного поезда основана на возможности оперативно изменять пассажировместимость единицы подвижного состава на конечных пунктах маршрутов за счет стыковки и расстыковки дополнительных промежуточных модулей. Конструкция ходовой части обеспечивает движение различных сцепленных между собой модулей по следу первого модуля, подобно движению змеи. По расчетам использование модульного подвижного состава приведет к снижению себестоимости перевозок на 10%. Модульный принцип используется при производстве трамвайных вагонов.

Изготовителями проводится работа по унификации элементов конструкции автобусов, что снижает разнообразие номенклатуры запасных частей и упрощает техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В конструкции подвижного состава широко используются современные материалы, передовые технологии, включая компьютеризацию различных систем автобусов и легковых автомобилей, в первую очередь систем, обеспечивающих безопасность движения.

maestria.ru

Классификация автомобилей: грузопассажирские автомобили

В настоящее время применяются автомобили самых разных типов, которые позволяют решать транспортные задачи различного характера. В сфере коммерческого транспорта большой популярностью пользуются грузопассажирские автомобили благодаря своей универсальности и высокой функциональности.

Часть 1: Классификация автомобилей: грузовые автомобили.
Часть 2: Классификация автомобилей: пассажирские автомобили.
Часть 4: Классификация автомобилей: специальные автомобили.

В настоящее время применяются автомобили самых разных типов, которые позволяют решать транспортные задачи различного характера. В сфере коммерческого транспорта большой популярностью пользуются грузопассажирские автомобили благодаря своей универсальности и высокой функциональности.

Понятие и назначение грузопассажирских автомобилей

К числу грузопассажирских автомобилей относятся транспортные средства, которые обеспечивают возможность одновременной перевозки людей и различных грузов. Необходимо учитывать, что на таких автомобилях, как правило, перевозятся грузы сравнительно небольшой массы и габаритов.

Также к разряду грузопассажирского транспорта зачастую относят легковые автомобили, функциональность которых предусматривает возможность трансформации салона. В этом случае задние сидения имеют складное исполнение, что позволяет помещать в салон габаритные грузы, не помещающиеся в багажное отделение.

Грузопассажирские автомобили имеют чрезвычайно широкую область применения. Они наиболее широко используются в сфере малого и среднего бизнеса. Это отличный вариант для работы в качестве развозного транспорта, осуществляющего снабжение и доставку товаров. Отлично подходят такие машины для организации выездной торговли, работы передвижных мастерских.

Также грузопассажирский транспорт может использоваться для перевозки выездных ремонтных и строительных бригад с инструментом, материалом и оборудованием. Еще одним вариантом использования является перевозки спортивных команд на соревнования, музыкальных коллективов на концерты вместе с багажом и инвентарем. Зачастую машины этой категории работают в качестве грузовых такси.

Разновидности грузопассажирских автомобилей

Грузопассажирские автомобили, как правило, выпускаются путем модификации серийного пассажирского или грузового транспорта. На базе пассажирских автомобилей выпускаются такие разновидности автомобилей, как микроавтобусы, развозные фургончики, минивэны и пикапы. На базе грузового транспорта выпускают вахтовые грузопассажирские автомобили, вездеходы, автомобили специального назначения.

Наиболее широкое применение имеют грузопассажирские автомобили, выпускаемые на базе пассажирского транспорта. Основными их разновидностями являются:

  • Грузопассажирские микроавтобусы. Как правило, имеют места для перевозки до 8 пассажиров и грузовое отделение. Длина кузова обычно составляет до 5 метров.
  • Минивэны. Транспорт меньшего размера с улучшенными параметрами комфортабельности. Также может использоваться для перевозки грузов.
  • Развозные фургончики. Традиционный «каблучок», который может использоваться для доставки небольших партий товаров в городских условиях и является очень популярным в малом бизнесе. Как правило, имеет 2-4 пассажирских места и грузовой отсек. Также может использоваться и в качестве семейного транспорта.
  • Пикап. Сочетание внедорожника и небольшого грузовика. Обычно имеет одно пассажирской место, однако также в салоне может располагаться и второй ряд пассажирских сидений. Благодаря повышенной проходимости и достаточно высокой грузоподъемности пикапы пользуются популярностью у фермеров, в лесных хозяйствах, строительных бригад и т.д.

Наиболее популярными видами грузопассажирских автомобилей являются микроавтобусы и развозные фургончики. К наиболее популярным моделям грузопассажирских автобусов на российском рынке можно отнести продукцию ГАЗ, атакжетакиеиномарки, как Mercedes Sprinter, Peugeot Boxer, Ford Transit, Fiat Ducato, Citroen Jumper идругие. Среди «каблучков» популярностьюпользуются Renault Kangoo, Fiat Doblo, Peugeot Partner, Citroen Berlingo.

Грузопассажирские автомобили пользуются наиболее высокой популярностью у представителей малого и среднего бизнеса.

cnev.ru

Классификация автомобилей: специальные автомобили

В современном мире перед транспортными средствами могут ставиться задачи самого разнообразного характера. Далеко не всегда они ограничиваются только лишь перевозкой пассажиров и грузов, а зачастую требуется выполнение целого ряда дополнительных функций. Для решения таких задач используются специальные автомобили, или спецтранспорт. Сегодня эта категория транспортных средств представлена широким разнообразием типов и моделей.

Часть 1: Классификация автомобилей: грузовые автомобили.
Часть 2: Классификация автомобилей: пассажирские автомобили.
Часть 3: Классификация автомобилей: грузопассажирские автомобили.

В современном мире перед транспортными средствами могут ставиться задачи самого разнообразного характера. Далеко не всегда они ограничиваются только лишь перевозкой пассажиров и грузов, а зачастую требуется выполнение целого ряда дополнительных функций. Для решения таких задач используются специальные автомобили, или спецтранспорт. Сегодня эта категория транспортных средств представлена широким разнообразием типов и моделей.

Что такое спецтранспорт

Большинство автомобилей, представленных на современном рынке, предназначено для решения традиционных задач. Как правило, машины используются для перевозки людей или для транспортировки грузов, а также могут сочетать эти функции. Кроме того, некоторые машины предназначены для того, чтобы радовать владельцев комфортом и функциональностью, высокими скоростными качествами и выполнять задачи имиджевого характера.

Однако в некоторых областях перед автомобилем ставится задача совмещения функции транспортного средства с другими узкопрофильными функциями. Для этих целей обычные машины не подходят, и возникает необходимость использовать специальные автомобили.

Спецтранспорт, как правило, изготавливается на базе серийных моделей. Обычно в качестве шасси используются коммерческие автомобили – грузовики, микроавтобусы, фургоны и т.д. Переоснащение осуществляется путем установки навесного оборудования, специальных устройств и приспособлений в салоне или грузовом отсеке транспортного средства. Также могут вноситься определенные изменения в конструкцию подвески, кузова, тормозной системы и других систем автомобиля.

Специальные автомобили являются незаменимыми в работе самых разных служб, выполняя важные функции, которые зачастую имеют высокое социальное значение. В том числе они могут использоваться в решении задач медицинских, пожарных и спасательных служб, правоохранительных органов, армии и т.д.

Благодаря спецтранспорту может обеспечиваться повседневная работа этих служб. Также возможно использование этих автомобилей для решения экстренных задач при чрезвычайных ситуациях. Поэтому качество, надежность и функциональность транспортных средств этой категории имеют чрезвычайно высокое значение.

Разновидности спецтранспорта

Специальные автомобили выпускаются сегодня в чрезвычайно широком ассортименте, что позволяет подбирать машину под исполнение самых разнообразных задач. К числу наиболее распространенных разновидностей можно отнести следующие типы спецтранспорта:

  • Полицейские автомобили. Эта категория объединяет патрульные машины, изготовленные на базе легковых автомобилей, машины спецназа, транспорт для перевозки заключенных и т.д.
  • Инкассаторские машины. Бронированные автомобили с отсеком для перевозки наличности.
  • Пожарные автомобили. Машины, обеспечивающие тушение пожаров в самых разных условиях.
  • Медицинские автомобили. Широкая категория транспортных средств, наиболее типичным представителями которой являются машины скорой помощи. Также сюда относятся специальные автомобили для перевозки пациентов в тяжелом состоянии, мобильные операционные и другие виды машин.
  • Автомобили системы МЧС и военных – мобильные штабы, машины отдыха спасателей и обслуживающего персонала, мобильные пункты видеонаблюдения и многое другое.

В большинстве случаев для создания специального транспорта применяются автомобили ведущих российских и иностранных производителей, отличающиеся высоким качеством, надежностью и проходимостью.

Современные специальные автомобили оснащаются с применением передовых технологических решений.

cnev.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о