Электрооборудование автомобилей. Автоматическая коробка переключения передач с электронным управлением
1. Электрооборудование автомобилей
Урок № 15Тема: Автоматическая коробка
переключения передач
с электронным управлением
2. Электрооборудование автомобилей
Автоматическая коробка переключенияпередач с электронным управлением
План
1. Общие сведения.
2. Устройство автоматической коробки
переключения передач.
3. Устройство и работа гидротрансформатора.
4. Работа автоматической коробки
переключения передач.
5. Техническое обслуживания АКПП.
http://howcarworks.ru/вопрос/какие-бывают-типы-коробокпередач-и-чем-они-отличаются
3. Электрооборудование автомобилей
1. Общие сведенияПередача крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к ведущим
колесам автомобиля (к движителям) осуществляется посредством трансмиссии.
Классическая трансмиссия включает в свой состав:
сухое дисковое сцепление,
механическую коробку переключения
передач (КПП),
карданный вал,
задний ведущий мост.
Для согласования энергетических возможностей ДВС с нагрузкой и скоростью
движения механическая КПП современного легкового автомобиля имеет шесть
ступеней переключения – четыре понижающие скорости, одну повышающую
«вперед» и одну понижающую «назад».
Переключение передач с помощью механического редуктора (КПП) связано с
необходимость разъединения коленвала двигателя и первичного вала КПП.
4. Электрооборудование автомобилей
1. Общие сведенияФункцию разъединения вала на
время переключения скоростей
осуществляет сцепление.
Дисковое сцепление и
механическая коробка переключения
передач управляются водителем, что
является главным недостатком
классической трансмиссионной передачи
– индивидуальное управление не
исключает ошибок и неточностей в
действии водителя.
Так, сначала на большегрузных, а
затем и на легковых автомобилях стали
устанавливать автоматическую коробку
переключения передач (АКПП), которая
переключает скорости без непосредственного
участия водителя.
5. Электрооборудование автомобилей
2. Устройство автоматической коробки переключения передачОбычно автоматическая коробка переключения передач (АКПП) для
легковых автомобилей состоит из:
гидротрансформатора,
планетарного редуктора со ступенчатым переключением,
фрикционных устройств с гидроприводом (тормозные ленты и муфты),
гидронасос для управляющего давления,
блок электромагнитных клапанов.
6. Электрооборудование автомобилей
2. Устройство автоматической коробки переключения передачИз представленной функциональной блок-схемы АКПП следует, что
входными сигналами для ЭБУ-АКП, по совокупности которых формируется
последовательность переключений в блоке электромагнитных клапанов, могут
являться следующие сигналы:
частота вращения коленвала ДВС (от ДКВ),
частота вращения вторичного (выходного)
вала АКПП или скорость движения автомобиля (от КД),
положение дроссельной заслонки и
скорость ее перемещения (от ДПД),
нагрузка ДВС (от ДНД),
температура ДВС (от ДТД),
температура масла в АКПП,
положение рычага АКПП (ОТ МФП),
положение переключателя режима
(Kickdown) (ОТ ДТТ).
7. Электрооборудование автомобилей
2. Устройство автоматической коробки переключения передачТак как все перечисленные сигналы управления представляют собой
неэлектрические величины, то они преобразуются в электрические с помощью
соответствующих аналого-цифровых датчиков.
Если автомобиль оборудован электронными системами управления
двигателем (ЭСАУ-Д) и гидравлическими тормозами (ЭСАУ-Т), то часть
управляющих сигналов для АКПП поступает из этих систем.
На блок-схеме указаны также следующие
элементы:
П1…П5 — входные преобразователи неэлектрических воздействий в электрические
сигналы для МК-АКП,
Р1…Р5 – выходные реле для включения
электромагнитных клапанов АКПП,
ЗУП и ЗУН – запоминающие устройства для
хранения программ переключения и кодов
неисправностей.
8. Электрооборудование автомобилей
2. Устройство автоматической коробки переключения передачБлок-схема и таблица со спецификацией дополнительных компонентов
9.
Электрооборудование автомобилей3. Устройство и работа гидротрансформатораГидротрансформатор состоит из трех рабочих колес:
Первое рабочее колесо соединено жестко с коленвалом ДВС и называется насосным. Своими лопатками
насосное колесо нагнетает трансмиссионное масло
под центробежным давлением (зависящим от частоты
вращения ДВС) на лопатки второго (турбинного) колеса, которое приводит во вращение вторичный (выходной) вал АКПП, с которым турбинное колесо связано
жестко. Третье рабочее колесо установлено на муфте
свободного хода между насосным и турбинным колесами. Это колесо называется реактором или статором.
Лопатки реактора принимают поток масла от турбинного колеса и изменяют направление потока таким образом, что он направляется
на лопатки насосного колеса, которое снова направляет поток на турбинное
колесо, но с большим крутящим моментом. Для иллюстрации принципа
действия гидротрансформатора как элемента, передающего крутящий момент,
можно воспользоваться примером с двумя вентиляторами.
10. Электрооборудование автомобилей
3. Устройство и работа гидротрансформатораТаким образом, суммарный крутящий момент на выходе гидротрансформатора может быть больше, чем на его входе, и определяется частотой вращения
турбинного колеса.
Если скорость движения автомобиля снижается под
воздействием увеличения нагрузки (подъем в гору), то
частота вращения турбинного колеса падает, а крутящий момент увеличивается.
При увеличении скорости автомобиля (разгон на
прямом участке дороги) частота вращения турбины
увеличивается, что приводит к уменьшению крутящего момента в гидротрансформаторе, значит, тяговая сила на ведущих колесах уменьшается.
При некоторой частоте вращения выходного вала АКПП реактор начинает
проворачиваться относительно муфты свободного хода и гидротрансформатор
теряет свойства преобразователя крутящего момента. При этом скорости
вращения первичного и вторичного валов АКПП становятся почти одинаковыми.
11. Электрооборудование автомобилей
3. Устройство и работа гидротрансформатораДиапазон изменения крутящего момента с помощью гидротрансформатора
ограничен увеличением в 2,5 3 раза. Но этого достаточно для обеспечения
нормальной работы АКПП в одном из фиксированных положений переключателя скоростей. Однако этого недостаточно
для устойчивой работы двигателя на всех
возможных режимах движения автомобиля.
Поэтому автоматическая КПП содержит в
своем составе многоступенчатую механическую коробку с переключением скоростей
при помощи электромагнитных клапанов.
Сами клапаны управляются сигналами от
электронного блока управления автоматической коробкой передач (ЭБУ-АКП).
12. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передачАвтоматический переключатель скоростей АКПП – это блок
электромагнитных клапанов, главная функция которого заключается в
механическом перемещении шестерен планетарного редуктора в
позиции, соответствующие одной из передач АКПП. Современные АКПП
легковых автомобилей имеют 3 или 4 передачи переднего хода и одну
заднего. Этим обеспечиваются стандартные режимы движения
автомобиля. Динамика движения и работа КПП в значительной степени
определяются целью поездки и манерой вождения автомобиля,
которые определяются водителем. При поездке «за город» на отдых
водитель управляет автомобилем не торопливо, на повышенные
передачи переключается по спидометру:
первая передача – до 20 км/час,
вторая передача – до 40 км/час,
третья передача – до 60 км/час,
четвертая передача – до 80 км/час,
пятая передача – до 100 км/час.
13. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передачТакую программу движения можно реализовать и с помощью АКПП,
если алгоритм управления заранее поместить в постоянную память
ЭБУ-АКП. Тогда система «АКПП» будет действовать аналогично
водителю.
Такой режим движения называется «экономичным» и закладывается
в память ЭБУ-АКП как «первый».
Возможен другой случай, когда водителю необходимо срочно
приехать в заданное место, а время «в обрез». Теперь водитель мало
думает об осторожности и совершенно забывает об экономии топлива.
Передачи включаются быстрым толчком рычага, скорость развивается
предельно быстро, двигатель работает на предельно высоких оборотах.
Такой режим движения называется «спортивным» и тоже легко
программируется для системы АКПП.
При составлении программ для АКПП между экономичным и
спортивным режимами движения автомобиля в память записывают еще
три промежуточные стандартные программы для обычного движения.
14. Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКПППо сравнению с ручной коробкой передач,
автоматическая трансмиссия имеет следующие
неоспоримые преимущества:
— увеличивает комфортность вождения автомобиля за счет
освобождения водителя от контрольных функций;
— автоматически и плавно производит переключения,
согласовывая нагрузку двигателя, скорость его движения,
степень нажатия на педаль газа;
— предохраняет двигатель и ходовую часть автомобиля от
перегрузок;
— допускает и ручное, и автоматическое переключение
скоростей.
15. Электрооборудование автомобилей
В кругу автомобилистов часто идут споры о том, что лучше:«автомат» или «механика». До сих пор однозначного ответа на этот
вопрос не существует. Не так давно автопроизводителями был
предложен промежуточный вариант — роботизированная «механика». Но
по поведению она больше напоминает обыкновенный «автомат» с
функцией Tiptronic.
Многие автомобилисты, особенно со стажем 30 лет и более,
откровенно недолюбливают АККП. Они считают, что автоматические
трансмиссии уступают механическим по следующим показателям.
Цена автомобиля. В среднем ценовом диапазоне автомобиль
дорожает на 1-2 тыс. долларов. В более дорогом сегменте с
«механикой» предлагают либо базовые комплектации, либо
«приспортивленные» версии.
Экономичность. Оборудованные «автоматом» машины
расходуют на 5-15% больше топлива в городском режиме. За городом
расход топлива фактически одинаковый. Роботизированная «механика»
по этому параметру находится в выигрышной позиции. Расход по городу
16. Электрооборудование автомобилей
Автомобиль с АККП не может выехать из сугроба.Действительно, с автоматической коробкой передач сложнее
передвигаться по скользкому покрытию. Радует, что на большинстве
современных автомобилей стоит множество электронных
вспомогательных систем, которые не дают колесам буксовать как при
трогании, так и при резких маневрах. Тем более что у многих автоматов
есть зимний режим. «Роботы» тоже бывают с зимним режимом, в
крайнем случае можно тронуться со второй передачи.
АККП дорого обслуживать и ремонтировать. Действительно,
масло в «автомате» нужно менять чаще, и вместе с ним меняется
фильтр. Дело в том, что в АКПП масло не только смазывает трущиеся
поверхности, но также передает крутящий момент. Если упрощенно
рассматривать механизм работы АКПП, то получится, что на каждую
передачу есть свое многодисковое сцепление. Частички, которые
получаются в результате трения между всеми «сцеплениями», нужно
удалять вместе со старым маслом. В механических коробках масло
служит гораздо дольше. В случае ремонта оба типа коробок требуют
хорошего финансирования, но «автомат» действительно дороже.
17. Электрооборудование автомобилей
АККП уступает механике по динамике разгона. Для дорогихавтомобилей это уже в прошлом. Для автомобилей среднего ценового
диапазона этот недостаток более актуален. Но те, кто выбирает
«автомат», предпочитают комфорт, а не спорт.
Однако у «автомата» есть одно огромное
преимущество, за которое можно простить все его недостатки: он
не напрягает водителя. В городской суете с постоянными пробками,
светофорами через каждые двести метров, авариями и прочими
препятствиями, чтобы сэкономить драгоценные нервные клетки, лучше
купить машину с «автоматом».
18. Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКППЖидкостью, используемой в автоматической трансмиссии,
выполняются самые разнообразные функции: передача крутящего
момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач,
обеспечение функционирования системы управления и контроля,
работа фрикционных блоков, смазка и охлаждение трущихся деталей и
т. п. Поэтому в автоматической коробке передач применяется
специальное высококачественное минеральное масло, получаемое из
нефти и смешанное с несколькими особыми добавками. Это масло
называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью.
Использование иных типов масел снижает эксплуатационные
характеристики и зачастую приводит к отказу автоматической
трансмиссии. Тип используемой трансмиссионной жидкости, как
правило, указан на масляном щупе коробки передач или в сертификате
качества автомобиля. Для обеспечения правильного функционирования
коробки передач и ее долговечности необходимо поддерживать
оптимальный уровень и обновлять жидкость по мере ее использования.
19. Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКППСрок эксплуатации трансмиссионной жидкости указан на
упаковке или в сертификате качества на саму жидкость. Однако опыт
эксплуатации показывает, что средняя периодичность ее замены
составляет около 30-40 тыс. километров. На старых машинах эта цифра
уменьшается до 15-20 тыс.км. Это объясняется еще и тем, что
подержанные автомобили сильно изношены и эксплуатируются в
жестких условиях. Кроме того, часть жидкости остается в
гидротрансформаторе, клапанной коробке, насосе и других полостях,
поэтому можно сменить только половину используемого объема, т.е.
происходит только обновление жидкости, а не замена. В большинстве
автомобилей, оснащенных автоматической трансмиссией, используется
жидкость типа «Dexron», «Dexron-II», «Dexron-III».
20. Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКППВ настоящее время в автоматических коробках передач на авто
средствах типа 4WD используется более новая модификация
смазывающей жидкости — тип «Т» или «T-II». Указанные типы
трансмиссионной жидкости специально окрашены в разные цвета, тип
«Dexron» — красный, а тип «Т» — желтый. Этим подчеркивается, что
смешивать их не рекомендуется. Необходимо также отметить, что в
автомобилях, оснащенных автоматическими трансмиссиями, блок
главной передачи и сама коробка передач могут быть разделены, и
поэтому при замене масла оба отсека должны заполняться раздельно. В
отсеке главной передачи используется обычное трансмиссионное масло
«SAE 85W/90» или отечественное «ТАД 17», периодичность его замены
составляет 50 000 км пробега.
21. Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКПП22. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач23. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач24. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач25. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач26. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач27.
Электрооборудование автомобилей4. Работа автоматической коробки переключения передач28. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передачПринципиальная электрическая схема АКПП
29. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач30. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач31. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач32. Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передачОсобенность конструкции автоматической коробки передач Мазда 6
Автоматическая коробка передач с адаптивной системой управления обеспечивает выбор оптимального режима переключения передач практически для любых стилей вождения и дорожных условий
Особенностью коробки передач автомобилей Mazda 6 по сравнению с автоматическими КП предыдущих поколений является возможность перехода из полностью автоматического режима управления в ручной режим (так называемая секвентальная коробка передач), при котором водитель во время разгона автомобиля самостоятельно выбирает момент переключения на повышающую передачу
Это позволяет при желании добиться более интенсивного разгона по сравнению с автоматическим режимом, искусственно задерживая переключение на повышающую передачу, что позволяет довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до диапазона наибольшего крутящего момента
В то же время электронная система управления постоянно контролирует скорость автомобиля и нагрузку двигателя, исключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой скорости движения, чтобы избежать перегрузки двигателя, и не позволяя включить понижающую передачу на слишком большой скорости, что исключает возможность превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя
При снижении скорости автомобиля передачи автоматически переключаются на более низкие без участия водителя.
В момент полной остановки автомобиля автоматически включается I передача.
Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, насоса, планетарного редуктора, многодисковых муфт, многодисковых тормозов и блока клапанов.
Гидротрансформатор выполняет роль сцепления и служит для плавного соединения двигателя и механизма коробки передач, а также для увеличения крутящего момента в начале движения автомобиля
Корпус гидротрансформатора соединен с коленчатым валом двигателя через ведущий диск и постоянно вращается при работе двигателя.
Внутренняя полость гидротрансформатора заполнена рабочей жидкостью для автоматических коробок передач
Двигатель вращает гидротрансформатор и приводит в действие насосное колесо, которое создает потоки рабочей жидкости в направлении турбинного колеса турбинное колесо начинает вращаться за счет потоков рабочей жидкости, создаваемых насосным колесом
При большой разности скоростей вращения турбинного и насосного колес реактор изменяет направление потока жидкости, увеличивая крутящий момент.
По мере уменьшения разницы скоростей он становится ненужным и поэтому установлен на обгонной муфте.
Насос, установленный в передней части картера коробки передач, создает давление и подает рабочую жидкость ко всем системам в коробке передач.
Планетарный редуктор системы Равинье представляет собой зубчатую передачу с наружными и внутренними зацеплениями шестерен, которая обеспечивает различные способы соединения ее элементов для получения различных передаточных чисел.
Принципы работы многодисковых муфт и дисковых тормозов очень сходны, разница заключается в том, что многодисковая муфта соединяет звенья коробки передач между собой, а дисковый тормоз — с картером коробки передач.
Рабочая жидкость, подаваемая к муфте, приводит в действие поршень — фрикционные диски сжимаются. Звенья, блокирующиеся муфтой, начинают вращаться за одно целое.
При отключении дисковых тормозов рабочая жидкость перестает подаваться в муфту и поршень под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение.
Особенность конструкции многодисковой муфты заключается в том, что она находится в постоянном вращении и под действием центробежной силы, действующей на рабочую жидкость, создается давление, которое не позволяет муфте разблокироваться.
Дополнительно в муфте установлен шариковый клапан. Он расположен как можно ближе к краю от центра муфты
При увеличении давления рабочей жидкости в камере многодисковой муфты шариковый клапан закрывает сливное отверстие, а при уменьшении давления в камере шариковый клапан под действием центробежной силы открывает сливное отверстие и муфта разблокируется.
Принцип работы и схема распределения мощности в автоматической коробке передач показаны на рисунках
Привод управления автоматической коробкой передач тросовый, сконструирован по тому же принципу, что и привод управления механической коробкой, но отличается от него количеством и конструкцией деталей
Селектор автоматической коробки передач установлен на том же месте на тоннеле пола, что и рычаг управления механической коробкой, и соединен с блоком управления на коробке передач тросом управления.
Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналогичен дифференциалу механической коробки передач.
Для ремонта коробки передач, особенно автоматической коробки, требуются большой набор специальных инструментов и соответствующая подготовка исполнителя, поэтому в данном подразделе рассмотрены только снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений, ремонт привода.
В случае необходимости отремонтируйте коробку передач на специализированном сервисе.