Замок зажигания ВАЗ 2109
Одним из ключевых узлов на транспортном средстве ВАЗ 2109 является замок зажигания. Электрическая схема машины использует его как коммутационный узел, обеспечивающий подачу напряжения на нужные цепи питания. Если этого не происходит по причине неисправности коммутатора, то возможно отключение отдельных групп потребителей или автомобиля в целом — он попросту не заведется.
Содержание
- Устройство и принцип действия замочного узла
- Возможные неисправности и способы их устранения
Вернуться к оглавлению
Устройство и принцип действия замочного узла
На автомобиле ВАЗ 2109 могут устанавливаться 2 штатные модификации замка. Старая имеет каталожный номер 21080-3704005-60. Отличается четырьмя положениями ключа (длинного), а также содержит реле зажигания. Новый узел с номером по каталогу 21080-3704005-30 имеет всего три положения ключа, реле в нем отсутствует.
Для подключения всех проводов на замок автомашины ВАЗ 2109, используется контактная группа.
Где ключ | Что происходит |
Положение «0». | Замкнутыми являются контакты «30» и «30/1». Все зависимые цепи питания являются отключенными. |
Положение «I». | В этой позиции производится подача напряжения на элементы системы управления зажиганием. Для этого замыкаются белый с коричневым проводом, а розовый — черным и голубым. При этом формируется несколько групп контактов. К примеру, «30 INT» включает цепь питания наружного, в том числе дальнего, освещения, подсветку приборной панели. Контакты «30/1» и «15/1» дают напряжение на лампы указателей поворотов, реверсного хода, элементы системы зажигания и т. д. Пара «30/1», «15/2» питает фары ближнего/дальнего освещения, противотуманки, омыватель, вентиляторы. |
Положение «II». | Включенное на предыдущем этапе реле зажигания продолжает работать. Основной является пара контактов «30», «50», которая дает напряжения для работы стартера. Параллельно ей должны формироваться цепи от контактных соединений «30/1», «15/1», а также «30/1», «15/2». Потребители, которые при этом подключаются, аналогичны описанным для положения «I». Розовый провод в контактной паре вместе с черным замыкается на красный (вместо голубого). |
Положение «III». | Используется для подачи напряжения на компоненты системы стояночного («30/1 Р») и габаритного освещения/подсветки приборной панели («30 INT»). Черный провод формирует замкнутую цепь вместе с коричневым и розовым. |
Замок, его схема выполняют две функции: электрическую и механическую. Суть первой заключается в замыкании определенных групп контактов, исходя из позиции ключа. С точки зрения механики, при выключенном зажигании блокируется рулевое колесо, делая невозможным его вращение.
То есть, вторая функция является защитной.
Вернуться к оглавлению
Возможные неисправности и способы их устранения
Характер неисправностей замочного узла на автомобиле ВАЗ 2109 также может быть электрическим либо механическим.
К первой группе можно отнести нарушения целостности электрических цепей в коммутаторе при определенном положении ключа. Если контакт отсутствует, то подключенные потребители могут не работать, или же автомобиль вовсе не заведется. Если контакт есть, но замыкаются не те участки цепи, которые должны, это чревато коротким замыканием и термическим повреждением замка. Он начнет плавиться, появится характерный запах. В зависимости от масштабов бедствия, скорее всего, понадобится замена контактной группы.
С точки зрения механики, может застопориться в каком-либо положении сердцевина/личинка. В таком случае физически невозможно будет провернуть ключ в замке. Единственно верным вариантом ремонта будет замена всего узла.
Для диагностики неисправностей в электрических цепях нужно запастись следующими инструментами.
- Мультиметр, или тестер. При его отсутствии, как вариант, можно использовать контрольную лампочку, работающую под напряжением 12В.
- Набор отверток, ключей для демонтажа замка. Поскольку единственным вариантом ремонта механических неисправностей является замена деталей, которые вышли из строя, то они пригодятся и в этом случае.
Перед началом диагностики придется отсоединить клеммный блок и прозвонить все контакты в той последовательности, которая соответствует каждому из положений ключа. Для наглядности под рукой должна быть электрическая схема агрегата. Если цепь замыкается, то на приборе будет присутствовать индикация сопротивления.
Замена замка должна начинаться с его обесточивания. Для этого придется ослабить гайку крепления и снять отрицательную клемму аккумулятора. После этого снимается защитно-декоративный кожух, переключатели поворотов/стеклоомывателей. Замок к рулевой колонке крепится при помощи четырех винтов или двух винтов и крючковой защелки. Снять его может оказаться проблемно из-за винтов. В этом случае их придется срезать либо высверлить, делая все крайне аккуратно. Клеммная колодка разъединяется, и процесс демонтажа на этом можно считать оконченным.
Сборка нового замочного узла происходит аналогично, но в обратном порядке.
Как устроен замок зажигания Ваз 2109
Перейти к контенту
Маргарита Электрооборудование 2 комментария
Замок зажигания бывает старого и нового образцов:
-Старый имеет четыре положения, реле и длинный ключ,
-Новый без реле и с коротким ключом на три положения.
Функций у замка зажигания две:
-Электрическая: замыкание контактов в зависимости от положения ключа.
-Механическая: блокировка рулевого колеса без ключа. То есть без ключа нельзя будет крутить руль, даже если минуя электрическую часть замка заведете машину. Чтобы вращать руль нужно будет разобрать замок и снять механическую блокировку.
Неисправностей по электрической части у замка зажигания Ваз 2108 2109 21099 всего две (как впрочем и у всей электрики):
2) Присутствие контакта там где не нужно. В таком случае замок начинает плавится, дымить и издавать характерный запах.
Замена замка зажигания:
1) Снимаем кожух рулевого колеса. Для этого откручиваем шурупы крепящие верхнюю и нижнюю его часть между собой. Убрав защиту, сразу получаем доступ к замку зажигания и подрулевым переключателям.Кожух рулевого колеса Ваз 2109
2) Откручиваем пластмассовую облицовку замка зажигания отверткой. Снимаем ее.
Замок зажигания3) Снимаем контактную группу замка зажигания.
Контактная группа замка зажиганияОна подсоединяется к остальной проводку с помощью штекера. Если замена производится на замок зажигания нового образца, то необходимо будет немного переделывать проводку.
Контактная группа замка зажиганияПросто так подключить не получится, так как схемы расключения у них разные.
4)Затем откручиваем механическую часть замка, крепящуюся к рулевому колесу.
Новый замок устанавливаем в обратном порядке.
Отдельно продается контактная группа замка зажигания, которую можно заменить не трогая весь замок.
Проверка правильности работы замка зажигания Ваз 2108 2109 21099:
Чтобы проверить исправен ли замок в случае подозрений, нужна схема , указывающая какие контакты замыкаются между собой при различных положения ключа в замке зажигания.
Схема приведена ниже:
Пояснения к схеме(по цветам проводов контактной группы):
Красный – на стартер,
Розовый – +12В,
Коричневый – +12В для включения реле зажигания,
Белый – включение реле зажигания,
Черный, голубой – прочие потребители.
Положение ключа “0”:
Ни один провод в контактной группе не должен звониться с другими. Все провода разомкнуты друг от друга.
Положение ключа “1”:
В данном положении включается реле зажигания и по голубому с черным проводу запитывается система зажигания.
Белый замкнут с коричневым, розовый с голубым и черным.
Положение ключа “2”:
В данном положении опять таки реле зажигания остается включенным, подается +12В на реле включения стартера.
Белый замкнут с коричневым, розовый с красным и черным.
Положение ключа “3”:
В данном положении замыкаются цепи, обеспечивающие подсветку авто, габариты, сигнализацию дальним светом фар.
Коричневый замкнут с черным, розывый с черным.
Типичный пример неисправности контактной группы: автомобиль не заводится. Крутишь стартер, нет искры. Начинаешь грешить на коммутатор, датчик Холла, катушку. Но потом оказывается, что все исправно, просто система зажигания не запитана. То есть с замка зажигания девятки не поступает питание на систему зажигания.
На Главную.
Электрооборудование Ваз 2109
регулировка зажигания. Как выставить зажигание
В статье будет рассмотрено, как осуществляется регулировка зажигания на ВАЗ-2109. Если у вас возникли проблемы с последним, это влияет на работу ДВС. Поэтому время от времени необходимо регулировать угол опережения зажигания для нормализации работы мотора. Делать это нужно по специальной инструкции, без нее настройку произвести сложно.
При регулировке зажигания необходимо поставить маркировку ГРМ
Обратите внимание, что угол опережения зажигания нельзя отрегулировать без установки коленчатого и распределительного валов. При каждой замене ремня ГРМ необходимо регулировать зажигание. В инструкции по эксплуатации автомобиля ВАЗ-2109 сказано, что менять ремень ГРМ необходимо каждые 60 тысяч километров. Но стоит отметить, что качество запчастей не всегда хорошее. Да и девятки — старые машины, у которых режим работы двигателя существенно отличается от нормального. Поэтому лучше всего сократить интервал между заменой ремня до 40-45 тыс. км. Также нужно время 15 тыс.км. Своевременно осматривать ремень для выявления замасливания, появления разнообразных потертостей, трещин и надрывов. При обнаружении любого дефекта ремень следует немедленно заменить на новый. Также следует помнить, что все элементы системы, особенно выключатель и катушка зажигания ВАЗ-2109, должен находиться в нормальном рабочем состоянии.
Маленькие особенности двигателя
Обратите внимание, что заменить этот ремень можно в полевых условиях, потратив на это немного времени. Для этой работы не требуется специальных инструментов. Главное наличие нового ремня. Также стоит отметить, что на автомобилях с двигателем 1,5 л при обрыве ремня ГРМ загиба клапанов не происходит. Во всех остальных двигателях, например, объемом 1,3 литра обрыв ремня заканчивается печальными последствиями. Не повредить катушку зажигания ВАЗ-2109, но пару клапанов обязательно загнет.
Инструменты
Для замены ремня ГРМ потребуется ключ на «19». Он имеется в арсенале любого автолюбителя, так как с помощью такого ключа откручиваются колесные болты на колесах. Также необходим любой ключ или головка размером «17». Кроме того, необходимо иметь гаечный ключ на «10» и «8». Кроме того, нужен специальный ключ, с помощью которого вращается ролик для натяжения ремня. Но если его нет, то могут подойти пассатижи, концы которых загнуты. Но можно даже схитрить и установить в отверстия ролика два толстых винта, между которыми просунуть отвертку и с их помощью растянуть этот механизм. Стоит отметить, что новый ВАЗ-2109замок зажигания не потребуется. Этот сайт встречается крайне редко. Но, конечно, нужно иметь хотя бы ремень ГРМ. Если это происходит в поле, то желательно, чтобы он мог проехать хотя бы 100 или 200 км. В том случае, если у вас заклинил натяжной ролик, желательно установить новый.
Подготовка к замене
Вне зависимости от того, делаете ли вы ремонт в своем гараже или где-то на дороге, вам нужно максимально ровно поставить машину. Это позволит добиться максимального удобства. Под заднее левое колесо установить колодки, также желательно отжать ручку, замок зажигания ВАЗ-2109поставить в выключенное положение. Под правую сторону автомобиля подставьте домкрат, немного приподнимите колесо. Затем ослабьте болты на ступице и полностью поднимите борт автомобиля. Снимите колесо и подложите его под двигатель ДВС. Если двигатель защищен, то нужно ключом «на 8» открутить часть креплений, чтобы открыть шкив на коленчатом валу.
Замена ремня
Обратите внимание, что схема зажигания ВАЗ-2109 такова, что необходимо промаркировать распределительный и коленчатый валы. Тремблер размещается только в одном положении! Открыв капот, необходимо ослабить натяжение ремня привода генераторной установки. Для этого ключом на «17» ослабьте верхнюю гайку на кронштейне, а затем переместите весь корпус устройства к блоку двигателя. Затем полностью снимите ремень и закрутите три болта, которые крепят пластиковую крышку с левой стороны двигателя, если смотреть спереди. Не теряйте резинку, которая надевается на край чехла! Сложнее всего в этом случае отвернуть болт, которым производилось крепление шкива, предназначенного для привода ротора генератора. Для скручивания можно применить ключ на «19″, на его край желательно установить небольшой кусок трубы, но все же необходимо остановить коленчатый вал. Для этого возьмите ключ на «13» или любой другой, установите его в прорезь на шкиве, чтобы при вращении он был зафиксирован.С помощью ключа шкив будет жестко соединен с корпусом масляного насоса.На ВАЗ-2109 регулировка зажигания — это правильная установка зубчатого колеса.
Ремень ГРМ Установка
Сначала демонтируем старый ремень, ключом на «17» ослабляем натяжение натяжного ролика.Теперь необходимо установить распредвал по меткам независимо от того какая там схема зажигания ВАЗ-2109. Затем сначала установите коленчатый вал по меткам, которые есть на его шкиве и корпусе масляного насоса. В картере сцепления вытащите резиновую заглушку и посмотрите, совпадают ли там метки. Если нет, то нужно провернуть коленчатый вал до тех пор, пока длинная линия на маховике не попадет в прорезь на пластине, прикрученной к блоку двигателя. После этого, стараясь не проворачивать шкивы, установить новый ремень ГРМ. Как было сказано ранее, с помощью специального ключа или саморезов с отверткой натяжной ролик проворачивается на эксцентрике. Таким образом, вы добиваетесь нормального натяжения ремня ГРМ. После затяните его и соберите весь механизм.
Инжекторные двигатели
Но автомобили ВАЗ-2109 комплектуются даже инжекторным двигателем, а распределителя зажигания нет. Поэтому зажигание ВАЗ-2109 имеет несколько иную конструкцию. Инжектор с механическим трамблером может не работать. Для установки угла опережения нужно программировать электронный блок, без опытного автоэлектрика это очень сложно. Но стоит отметить, что все вышеперечисленное обязательно относится и к инжекторным двигателям. Отличие только в разборке всего механизма привода газораспределительного механизма. А именно удерживать коленвал от проворачивания необходимо либо толстой отверткой, установленной в смотровое окошко картера сцепления, либо, включив пятую скорость и удерживая тормоза. В остальном все процедуры, которые были описаны выше, актуальны для регулировки зажигания на ВАЗ-2109.инжекторные двигатели.
Подготовка к регулировке с помощью стробоскопа
Но если у вас обычный карбюраторный мотор, то потребуется немного больше регулировки угла опережения. На ВАЗ-2109 регулировка зажигания без этого просто невозможна. Учтите, что в среднем количество оборотов должно быть около 850 (при условии, что рабочая температура двигателя составляет 90 градусов). Если обороты превышают допустимое значение более чем на 10-15 процентов, то нужно отрегулировать карбюратор, вращая пластмассовый винт. С его помощью осуществляется настойка количества топливно-воздушной смеси. После этого отсоединяем тонкий шланг, который идет к вакуумному корректору угла опережения. Заглушите двигатель и ослабьте крепление трамблера. Стоит отметить, что таким образом настроить модуль зажигания ВАЗ-2109у вас вряд ли получится.
Процесс регулировки
Резиновая пробка, которая находится в картере сцепления, снимается, после чего датчик стробоскопа подключается к армотрубке, ведущей к первому цилиндру. Также подключается питание к стробоскопу и запускается мотор. Если метка на маховике плохо видна, перед запуском двигателя желательно сделать ее четкой. Сделать это можно, например, с помощью обычного белого эквалайзера. После этого направьте луч, идущий от стробоскопа, на смотровое окно. В момент прохождения этикетки через прорезь на табличке должен проскочить световой сигнал от стробоскопа. Вы делаете это, вращая корпус распределителя зажигания. Больше никаких манипуляций не требуется. Теперь вы знаете, как регулируется зажигание на ВАЗ-2109.. Провести эту процедуру своими руками можно довольно быстро.
на заметку начинающему автомобилисту
Пластиковая панель ВАЗ 2109 оснащена комбинацией приборов, рычагами и решетками регулировки обдува, гнездом прикуривателя и другими необходимыми кнопками. Для улучшения тюнинга панели приборов ВАЗ 2109 некоторые автолюбители устанавливают светодиодную подсветку. Он не требует серьезного вмешательства в панель приборов. Комбинация приборов ВАЗ 2109, которая оснащена высокой панелью, просто меняется.
Улучшенные характеристики подсветки
Заводской тюнинг торпеды ВАЗ 2109 сделан так, что лампы могут подсвечивать все знаки снаружи. Качество такого освещения довольно низкое. Чтобы приборная панель автомобиля ВАЗ 2109 имела внутреннюю подсветку, необходимо произвести некоторые доработки. Обычно здесь используется прозрачная накладка. Схема выполнения такой операции достаточно проста.
Во-первых, высокая панель приборов ВАЗ 2109полностью разбирается. Убраны стрелки указателей и родные колодки. Для того чтобы новая вагонка освещалась изнутри, делаются специальные прорези. Это легко сделать горячим ножом или паяльником. Для новой подсветки панели ВАЗ 2109 необходимо использовать ленту со светодиодами. Его следует разрезать на отдельные куски, состоящие из трех диодов. Чтобы свечение было более равномерным, установлен светоотражающий лист из гладкой фольги.
Схема установки диодов следующая.
Когда проклейка диодной ленты завершена, выполняется схема ее подключения к контактным пластинам штатной подсветки. Осуществляя этот ремонт, необходимо соблюдать правильную полярность диодов.
Доработка торпеды в отечественной «Жигули»
Многие автолюбители, модернизируя ВАЗ 2109 своими руками, тюнингуют переднюю панель. Чаще всего пластик обтянут кожей или окрашен. Для этого сначала снимается штатная торпеда, после чего проводятся дополнительные работы. Хоть такой ремонт и очень хлопотное дело, но результат стоит того, чтобы потратить на него свое время. После ремонта передняя часть салона будет выглядеть более эффектно и привлекательно.
Если при движении автомобиля торпеда начинает издавать неприятные скрипы, необходимо заклеить панель. Для быстрого и качественного проведения такого ремонта потребуются следующие инструменты и материалы: Отвертка универсальная
- ;
- рожковые ключи;
- набор торцевых головок;
- плоскогубцы;
- ножницы;
- поролон;
- плотный материал на липучке (герлен).
Перед снятием панели необходимо отсоединить кабели от аккумулятора. Далее снимаются рычаги управления обогревом, и откручиваются консоли. Для этого используйте крестообразную насадку универсальной отвертки. В демонтированном блоке все жгуты проводов отключены. Прежде чем снимать кожух рулевого управления, открутите шесть крепежных винтов.
Чтобы добраться до привода спидометра на ВАЗ 2109, необходимо отсоединить трос от коробки передач. Для этого сначала разбирается крепление корпуса. Затем со спидометра откручивается фиксирующая гайка. Затем откручивается удерживающая скоба, и тросик спокойно снимается. На следующем этапе работы снимается крепление замка зажигания, после чего снимается устройство.
Дальнейшая схема разборки касается рулевого управления. Сигнальная табличка снимается с руля. Затем с помощью набора торцевых головок разбирается узел соединения рулевого колеса с валом и снимается рулевое колесо. Затем откручиваются оставшиеся крепежные винты, после чего освобождаемая торпеда снимается. На данном этапе можно считать, что схема демонтажа высокой панели успешно реализована.
В демонтированной торпеде открывается доступ к отражателям системы вентиляции, на которые можно установить дополнительное светодиодное освещение.
Добро пожаловать!
Сегодня заменим нижнюю панель приборов на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099.
Внимание!
В статье замена комбинации приборов производится на низкой панели! (Информацию о том, как заменить комбинацию приборов, на высокую панель, см. в статье «»)
Сколько будет стоить замена нижней панели приборов на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
1) Новая стандартная «низкопанельная» комбинация приборов, обойдется примерно в 1000-2400 руб.
Что нужно для замены нижней панели приборов на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
1) Отвертки.
Как заменить нижнюю панель приборов на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Снятие:
1) Сначала отсоедините трос спидометра от коробки передач.
2) Затем с помощью отвертки откручиваем два винта крепления козырька панели приборов.
Внимание!
Рулевое колесо снято для наглядности!
4) Затем, отжав и потянув руками за боковые защелки комбинации приборов, снимите комбинацию приборов с панели.
5) Далее откручиваем гайку крепления троса к спидометру, после чего отсоединяем трос.
7) Затем отсоедините шланг от штуцера эконометра.
Внимание!
Если трос сильно изношен, замените его новым!
10) Снимите комбинацию приборов с панели.
Установка:
1) Установите новую комбинацию приборов в порядке, обратном снятию.
Важно!
1) Перед началом работы отсоедините «минусовую» клемму от аккумулятора!
Для новичков!
Вопрос: Как выглядит стандартная комбинация приборов «низкая панель»?
Ответ:
Если у одних автомобилей ВАЗ 2109 панель высокая, то у других низкая. При этом схемы несколько отличаются, поэтому предлагаем вашему вниманию подробное описание панели приборов и панели приборов для девяток с низкой панелью.
Мы ознакомимся с макетом приборной панели и ее компонентов на основе изображения ниже.
Схема содержит следующие элементы.
Номер | Что это |
комбинация приборов | |
замок зажигания | |
Центральные патрубки системы отопления и вентиляции | |
Боковые патрубки системы отопления и вентиляции салона | |
крышка перчаточного ящика | |
Заглушка | |
Выключатель обогрева стекла на двери багажника | |
Выключатель задних противотуманных фар | |
Аварийный выключатель | |
Центральный выключатель наружного освещения | |
Панель управления системой отопления и вентиляции салона | |
Радиоразъем | |
рычаг переключения передач | |
Рычаг ручного тормоза | |
Пепельница | |
прикуриватель | |
Рычаг управления омывателем и стеклоочистителем | |
Педаль газа | |
Педаль тормоза | |
Сцепление | |
Ручка закрытия воздушной заслонки | |
Переключатель звукового сигнала | |
Ручка сброса суточного пробега | |
Выключатель освещения приборной панели | |
Ручка управления гидрокорректором фар | |
Рычаг замка капота | |
Рычаг управления фарами и указателями поворота |
Комбинация приборов
Что касается комбинации приборов ВАЗ 2109 с низкой панелью, то она имеет следующую схему.
Согласно изображению, компоненты комбинации приборов следующие.
Номер | Что это |
Спидометр | |
Указатель температуры охлаждающей жидкости | |
Вольтметр | |
Указатель уровня топлива в баке | |
Контрольная лампа резерва топлива | |
эконометр | |
Счетчик суточного пробега автомобиля | |
Счетчик общего пробега автомобиля | |
Индикатор уровня заряда батареи | |
Контрольная лампа воздушной заслонки | |
Сигнальная лампа включения сигнализации | |
Контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости | |
Контрольная лампа включения ручного тормоза | |
Контрольная лампа аварийного низкого давления масла | |
Контрольная лампа включения поворотных указателей | |
Контрольная лампа включения габаритной оптики | |
Контрольная лампа включения задней противотуманной оптики | |
Контрольная лампа включения дальнего света | |
Контрольная лампа включения заднего обогрева стекла |
Разборка
Причин для разборки нижней панели ВАЗ 2109 может быть несколько:
- Кузовной ремонт;
- Ремонт элементов панели;
- Шумоизоляция автомобиля;
- Желание поменять старую торпеду на новую и т. д.
Независимо от причин, вынудивших вас снять панель своими руками, работы следует проводить строго по инструкции.
Предлагаем вам пошаговую инструкцию, которая позволит без посторонней помощи снять панель низкого типа, устанавливаемую на ВАЗ 2109.
- Снимите элементы управления духовкой. Всего три.
- Снимите ручку переключателя вентилятора печки. Для этого его нужно потянуть на себя.
- Открутить с обеих сторон консоли по 2 крепления накладок приборной панели. Крышку нужно потянуть на себя.
- Отсоедините жгут проводов от выключателя заднего противотуманного фонаря.
- Отсоедините пару разъемов питания и один провод питания от выключателя обогрева заднего стекла.
- Отсоедините жгут проводов от аварийного выключателя.
- Снимите жгут проводов с выключателя наружного освещения.
- Отключить питание прикуривателя.
- Отсоедините жгут проводов прикуривателя и снимите облицовку панели.
- Демонтировать 4 крепления панели управления печкой.
- Открутить 2 крепления козырька панели приборов.
- Снять непосредственно сам козырек комбинации приборов.
- Пружинные хомуты должны быть сжаты.
- Снимите корпус комбинации приборов с панели.
- Отверните гайку крепления спидометра, затем отсоедините его трос.
- Отсоедините колодку с проводами (она белого цвета) от панели приборов.
- Снимите шланг с фитинга эконометра, затем снимите шплинт.
- Отсоедините трос от спидометра, который обнуляет счетчик суточного пробега.
- Теперь необходимо отсоединить красный блок от комбинации приборов.
- Демонтировать ручку выключателя освещения панели приборов и ручку гидрокорректора фар. Их нужно вытащить.
- Отвернуть гайку крепления переключателя подсветки приборов.
- Отвернуть гайку крепления гнезда гидрокорректора фар.
- Снимите рулевое колесо и его подрулевые лепестки.
- Вставьте ключ в замок зажигания, поверните его в положение 1. Это отключит противоугонное устройство. Только после этого блок питания замка зажигания можно отключить.
- Снимите 2 болта крепления и 2 гайки трубы рулевой колонки.
- Снимите эту трубку, забрав с собой замок зажигания.
- Потяните ручку воздушной заслонки на себя (речь идет о подсосе карбюратора). Должна быть тяга. После этого рукоять снимают с тяги.
- Снимите 2 крепления направляющего стержня воздушной заслонки, удерживающие его на приборной панели.
- Ослабьте фиксирующий винт на левой стороне приборной панели.
- Открутить крепления нижнего крепления панели слева.
- Аналогично снимаем крепления сбоку и снизу с правой стороны приборной панели.
- Открутите винт крепления панели, который находится внутри перчаточного ящика.
- С обеих сторон панели остается по одному креплению, которое следует открутить, чтобы в итоге снять приборку.
Низкая панель собирается в обратном порядке, если не планируется ее замена на более современную или модифицированную конструкцию. Дальше сборка зависит конкретно от панели, которую вы выбрали для своего ВАЗ 2109.
Не забывайте, что сборка не сложнее и не легче разборки. Поэтому не расслабляйтесь, выполнив только половину дела.
Обустройство салона ВАЗ-2109 зависит от года выпуска автомобиля. В любом случае демонтаж панели — очень трудоемкое занятие. Разберемся, как снять высокую или низкую панель приборов на ВАЗ-2109.
Процедура снятия низкой версии
Низкая приборная панель используется в некоторых автомобилях ВАЗ-2109, а также в модификации «Балтика». Если ситуация вынудила вас разобрать эту часть салона, то делайте работу так:
- Прежде всего снимите 3 ручки со щита, переключающие режимы печки.
- Снять ручку управления вентилятором просто — слегка потяните ее на себя.
- С обеих сторон щита снимите крепления декоративной накладки, затем сдвиньте ее на себя.
- Отсоедините колодки проводов от выключателей противотуманных фар и обогрева заднего стекла. К последнему идет еще один провод, который нужно отсоединить.
- Обесточить выключатель аварийного освещения и лампу прикуривателя.
- Теперь можно приступать к снятию проводки прикуривателя и декоративной накладки с печки.
- На пульте печки вы увидите 4 крепления, которые нужно будет демонтировать.
- Далее снимаем 2 крепления с панели приборов.
- Снимите козырек приборной панели.
- Сожмите пружинные зажимы и снимите корпус с комбинации приборов.
- Отверните крепление спидометра и отсоедините его от троса привода.
- На приборной панели найдите колодку с белыми проводами и отключите ее от источника питания.
- Найдите штуцер эконометра и снимите с него шланг. После этого можно удалить штифт.
- Затем отсоедините от троса спидометр, с помощью которого фиксируются показания прибора за сутки.
- Отключите красный провод от питания.
- Потяните ручки гидрокорректора и выключателя света на себя.
- Отвернуть две гайки крепления, которые находятся у гнезда гидрокорректора и рядом с выключателем подсветки приборов.
- Снимите рулевое колесо вместе с переключателями, которые находятся под ним.
- Снять силовые блоки с замка зажигания можно, только повернув его ключом в положение 1.
- Снимите 2 крепления и столько же гаек с рулевой колонки.
- Вместе с замком зажигания снимите рулевую колонку.
- Потяните ручку воздушной заслонки на себя, чтобы снять ее с дышла. Этот стержень держится на двух застежках, которые необходимо снять.
- Снимите болты с левой стороны и снизу панели приборов. Сделайте то же самое с правой стороны.
- Внутри бардачка находится еще одно крепление, которое нужно открутить.
- Удалите последние крепления и аккуратно снимите панель.
Теперь можно поставить новую торпеду на место или провести плановый ремонт.
Как снять высокую панель типа
Если на ВАЗ-2109 установлена модель высокой панели, то нужно действовать иначе:
- Для начала снимите руль, чтобы получить доступ к приборной панели.
- Если у вас карбюраторный двигатель, вытащите воздушную заслонку и снимите с нее ручку.
- Теперь нужно снять декоративную накладку, она держится на двух винтах.
- Снимите пепельницу и прикуриватель.
- Вытяните ручку управления вентилятором.
- Подденьте отверткой и демонтируйте декоративные ручки управления приводом отопителя салона.
- Будьте осторожны при снятии колодок силовых проводов, идущих к выключателю печки и к контрольной лампе отопления.
- Снять ручки гидрокорректора фар и регулятор подсветки панели приборов.
- Поверните эти регуляторы с помощью торцового ключа и осторожно нажмите на них внутрь.
- Снимите дефлекторы обдува левого и правого боковых стекол, а также открутите крепления, которые находились под ними.
- Подденьте отверткой выключатель фар и вытащите его на длину проводов, отключите от питания. Поместите блок обратно за пластиковую часть.
- Снимите радио или стандартное радио, а затем отвинтите центральное декоративное крепление.
- По краям декоративной накладки есть защелки, которые нужно будет отжать, чтобы снять декоративную часть торпеды движением вверх.
- Отключить питание от прикуривателя, подсветки, сигнализации.
- Снимите декоративные накладки и динамики, отсоединив их от проводки. Затем обесточить обогрев заднего стекла и выключатель противотуманных фар.
- Открутите крепления и снимите панель приборов, открутите центральный винт на спидометре и отсоедините его от тросов. Обесточить щит.
- Отсоедините и снимите замок зажигания, отсоедините тягу управления воздушной заслонкой от источника питания.
- Отключите подсветку отсека для личных вещей от источника питания. Выверните оставшиеся крепления слева и справа, снимите панель.
На ВАЗ 2109 схема подключения панели приборов состоит из трех групп штекеров в моделях с высокой торпедой, выпущенных после 1996 и два в старых машинах. Все приборы собраны в комбинацию и размещены со стороны водителя, справа от руля. Во время вождения достаточно одного взгляда, чтобы оценить техническое состояние автомобиля.
Схема подключения приборов на панели
На ВАЗ 2109 электрические цепи размещены печатным монтажом на плате, которая закреплена пружинами с защелками на задней стенке корпуса панели. Три группы вилок можно разделить на:
- освещение, размеры;
- характеристик узлов.
Условная нумерация гнезд отличается от стандартной. Верхняя заглушка имеет номер 1, затем нумерация продолжается вниз с правой стороны, цифры продолжаются с верхней левой стороны. Терминалы БСК имеют горизонтальное расположение и нумерацию слева направо, 2-5 верхний ряд, 6-9 нижний.
В приборных схемах с европейским вариантом торпедо и высоким, разъемные колодки расположены горизонтально. Если смотреть из багажника, то вверху БСК, справа 13 розеток освещения, слева индикаторы работы узлов.
Бортовая система управления
БСК создавалась на автомобилях с высокой модификацией торпеды и евро версии. Помогает во время движения контролировать состояние тормозных колодок и уровень жидкости в узлах. На панель выведены датчики уровня:
- тормозная жидкость; масла
- ; охлаждающая жидкость
- ;
- стирка.
В дополнение к этому реле контроля рабочего состояния ламп и датчик, показывающий степень износа накладок на тормозных колодках. В обычном состоянии индикаторы не светятся и не привлекают внимания.
Все лампочки БСК загораются в момент включения зажигания на несколько секунд и гаснут. Во время движения они начинают светиться, когда управляемый элемент приближается к критическому уровню, а точнее минимуму для нормальной работы того или иного узла. Меры необходимо принимать немедленно, так как места над головой для лампы сигнальной панели приборов не предусмотрено.
Бортовая система мониторинга значительно упрощает обслуживание автомобиля, особенно на дальних маршрутах, и предупреждает о критической ситуации. Но это не отменяет необходимости проверки уровня масла и тормозной жидкости перед выездом из гаража, регулярного обслуживания тормозов и замены колодок до их износа.
Основные индикаторы
ВАЗ 2109 имеет приборную панель, электрическую схему на плате, имеет выходные штекерные разъемы разного цвета. К красному подключены датчики, которые являются наиболее важными для безопасного движения и нормальной работы автомобиля. Это такие индикаторы, как:
- уровень топлива в баке;
- состояние стояночного тормоза;
- положение воздушной заслонки карбюратора;
- Аварийное давление в системе;
- уровень заряда батареи;
- впрыск топлива;
- тахометр.
Эта группа разъемов подключается к правому указателю поворота и резисторам. У более старых моделей до 1995 года, ВАЗ 2109, электрическая схема не имеет разъемов БСК, поэтому распределение ламп несколько иное и включает в себя некоторые лампы аварийного и контрольного освещения, уровня тормозной жидкости и сигнализации.
Осветительная арматура и габариты
Белый разъем выходных штекеров в основном подключается к датчикам, сигнализирующим о работе осветительных приборов, это лампы:
- наружное освещение;
- противотуманные фары;
- размеров;
- аварийное освещение;
- дальний свет;
- указатели поворота;
- остановок;
- дальнего света фар заднего хода;
- обогрев заднего стекла.
В эту группу гнезд входит также подключение индикаторов ремней безопасности и регулировки токсичности впрыска, индикаторов включения поворотов налево в момент начала движения.
Различия плат разных моделей
Фото Платы с низкой и высокой торпедой отличаются расположением гнезд, ориентированных вертикально и горизонтально. Автомобили выпуска до и после 1996 года ВАЗ 2109 электрическая схема приборов существенно не отличается, вне зависимости от модели. Они идентичны модификациям ВАЗ 2108 и ВАЗ 21099. На более ранних платах лампы стояночного тормоза и вольтметра ставились отдельно.
Скорость движения
Спидометр, спидометр, один из важнейших индикаторов. Помимо скорости движения, он также показывает пройденное расстояние. На моделях до 1995 года это в основном только общий пробег. Более поздние модели имеют счетчик суточного пробега и кнопку, которая позволяет его сбросить.
При неисправности спидометра проверьте крепления и состояние гибкого вала. Обратите внимание на изгибы, радиус которых должен быть более 10 мм. Замените трос привода, если это не поможет, то необходимо установить новый спидометр. Цена услуг в салоне по этому ремонту небольшая, поэтому лучше сразу обращаться к специалистам.
Ремонт электрической цепи
На ВАЗ 2109 схема питания построена на общих принципах соединения. Плюс идет от аккумулятора на все устройства. Минус по каждому суммируется отдельно, от узла, о работе которого сигнализирует конкретная лампочка. Большинство поломок можно устранить своими руками.
Любое видео подскажет, что при выходе из строя нескольких индикаторов следует начать с проверки исправности предохранителей. Открыв капот, вы увидите под ним справа черный ящик со схемой расположения каждого конкретного прерывателя. Выберите правильный предохранитель и замените его.
Перед началом ремонта помните, что инструкция по работе с электрическими схемами, независимо от напряжения и силы тока, требует отключения питания и разрядки имеющихся конденсаторов. Не стоит рисковать своим здоровьем. Более того, можно случайно замкнуть контакты и сжечь полностью всю плату.
При выходе из строя контрольных ламп проверить крепление в патронах, очистить и подтянуть контакты, которые со временем окисляются, заменить лампы. Используйте тестер, чтобы убедиться в отсутствии обрыва провода.
Чаще всего возникают сбои в работе показаний уровня топлива. Следует проверить настройку поплавка, который может сбить и обмотку резистора, отвечающую за отклонение стрелки.