Двигатель FSI — что это такое, описание, особенности, основные проблемы — RUUD
Содержание статьи:
- Характеристика
- Особенность топливной системы
- Преимущества
- Недостатки
- Неисправности
- Профилактика неисправностей
- Стоит ли приобретать автомобили с данными силовыми агрегатами
- Заключение
Моторы FSI разрабатывались немецкими специалистами на базе инновационных технологий. Особенность данных двигателей в том, что горючее подается непосредственно в камеры сгорания. Технология значительно превосходит все прочие способы топливоподачи. Сегодня одними из самых удачных силовых агрегатов FSI – это агрегаты Volkswagen. Давайте узнаем, что это такое двигатель FSI.
Характеристика
С момента изобретения бензиновых моторов конструкторы и инженеры пытались решить вопрос высокой эффективности. В 20 веке было сделано много удачных конструкторских решений в данной области. В 90-х годах японские автопроизводители предложили систему прямого впрыска топлива. Особенность в том, что форсунка установлена непосредственно в цилиндре. Но затем GDI, а именно так называлась технология, не получила широкого распространения, так как эксплуатация двигателей с ней была довольно дорогой, а повышение мощности и экономичность удалось увеличить лишь минимально. Однако эта система была взята за основу для изобретения новых систем впрыска, и сегодня мы наблюдаем появление новых более эффективных силовых агрегатов.
Вам будет интересно:МАЗ-516: технические характеристики, фото
В отличие от Японии, в Европе к подобным решениям пришли лишь в начале 2000-х годов. Работу по созданию эффективного непосредственного впрыска вели инженеры группы VAG. В ходе разработок специалисты проанализировали ошибки и опыт японских моторостроителей, после этого и родился двигатель FSI. Что это такое, понятно уже из названия. В отличие от GDI в FSI, применяют так называемый послойный впрыск.
Вам будет интересно:Забит топливный фильтр: симптомы, признаки и причины
Конструкция напоминает японский GDI, но инженеры VAG смогли добавить систему электронного управления составом топливной смеси. Да, за счет этого двигатель получился более сложным, но в итоге мощность и экономичность выросла до 15 %, а это уже солидная цифра.
Расшифровывается аббревиатура FSI или Fuel Stratified Injection, как послойный впрыск топлива. Одно из основных отличий от всех прошлых технологий – отсутствие турбонаддува. В данной линейке компания предлагает только атмосферные силовые агрегаты.
При помощи насоса, который создает высокое давление в топливной системе, бензин тут же поступает в цилиндры. Впрыск осуществляется специальными форсунками с шестью калиброванными отверстиями. За счет данных отверстий бензин распределяется по цилиндру максимально равномерно. Топливная смесь готовится благодаря наличию управляемым электроникой воздушным заслонкам. За счет этого смесь получается более однородной и сгорает с максимальной эффективностью.
На этом и построена экологичность, безопасность и прирост мощности.Электронные системы управляют работой двигателя так, что в камеры сгорания поступает максимально точное количество топлива. Имеется также функция двойного впрыска – здесь смесь может распределяться между тактами. Данная функция очень полезна, когда осуществляется холодный пуск, например, зимой. Смесь обогащается до полного нагрева мотора и катализатора.
Еще один важный нюанс – наличие ТНВД в двигателе FSI. Что это такое, хорошо знают владельцы дизельных агрегатов.
Особенность топливной системы
Используется две схемы движения горючего – это два контура. В одном давление низкое, в другом – высокое. Контур с низким давлением состоит из стандартных элементов. Это топливный бак, регулятор давления, бензонасос, фильтр, клапан регуляции давления. Такой контур предназначен для подачи горючего к ТНВД от бака.
В контур высокого давления входит ТНВД, топливопровод (в том числе распределяющий), датчики давления, предохранительный клапан и форсунки. Основная его задача – обеспечить впрыск бензина в цилиндры двигателя. Рабочее давление в этом контуре доходит до 10–11 МПа.
Преимущества
Среди главных преимуществ моторов можно выделить следующее. Это более высокий КПД за счет уникальных особенностей двигателя FSI. Также агрегат может похвастаться сниженным расходом топлива по сравнению с атмосферными двигателями с обыкновенным распределенным впрыском. Еще агрегат производит меньше вредных выбросов в окружающую среду.
Недостатки
Теперь давайте рассмотрим недостатки двигателя FSI. Что это такое, мы уже знаем – это мотор, где используется послойный впрыск. Недостатки имеются, несмотря на то, что агрегат действительно имеет более высокую мощность при сниженном расходе топлива. Все дело в том, что мотор за счет конструктивных особенностей очень требователен не только к качеству горючего, но и требует более хорошего обслуживания. Чтобы силовой агрегат работал без поломок, владелец должен пристально следить за ним.
Первым недостатком считается расположение форсунок в цилиндрах. Данная конструкция, даже если учесть, что двигатель питается только дорогим качественным топливом с брендовых заправок, больше подвержена загрязнениям. Это влечет за собой существенные перебои в работе мотора:
- затрудненный запуск;
- пропуски зажигания;
- троение;
- большой расход.
В критических ситуациях могут возникнуть необратимые последствия, которые приводят к дорогому ремонту, а то и замене двигателя на Volkswagen.
Чтобы избежать засорения форсунок, необходимы частые профилактические чистки. Естественно, постоянное их снятие с последующей очисткой на специальных стендах – это очень дорого. Сам же VAG рекомендует заливать в бак вместе с топливом специальные очищающие присадки. Концерн присадки не изготавливает, а вся та продукция, что продается под брендом VAG, иногда имеет очень высокую цену. Владельцу нужно обращать внимание на присадки известных брендов.
Неисправности
К сожалению, необходимость частого профилактического обслуживания форсунок – это далеко не все проблемы двигателей FSI. Дело в том, что из-за особенностей конструкции быстро загрязняются еще и впускные клапаны газораспределительного механизма. В отличие от тех же форсунок, это более серьезная проблема. Для ее решения нужно участие высококвалифицированных специалистов. В силу тех же особенностей конструкции ДВС нельзя убрать отложения присадками. Нужно разбирать мотор, хоть и частично.
Профилактика неисправностей
Можно существенно снизить интенсивность загрязнения двигателя. Для этого нужно применять различные топливные присадки. Они не только очищают топливную систему, но и увеличивают ресурс двигателя. Нужно учитывать, что для разных систем моторов «Фольксваген Пассат Б6» необходимы различные присадки.
Еще один важный момент – это масло. Моторное масло для немецкого двигателя должно быть качественным и только синтетическим. Никакое другое использовать нельзя. Менять его нужно каждые 7 тысяч километров, а не 10, поскольку данный мотор очень нагружен.
Стоит ли приобретать автомобили с данными силовыми агрегатами?
Вот мы и узнали подробней про двигатель FSI. Хороший это или плохой выбор, каждый решит для себя сам. Но автомобили бренда с этими моторами очень привлекают потенциальных владельцев повышенными динамическими характеристиками и высокой экономичностью. Но, с другой стороны, имеется масса негативных отзывов о силовых агрегатах. Хотя практика показывает, что при должном уходе можно избежать серьезных проблем и дорогостоящего ремонта.
Заключение
Инженеры VAG, без сомнения, смотрят в будущее. Буквально каждый год автомобилистам предлагаются все новые и новые технологичные двигатели. FSI уже сейчас сменяется системой TFSI, которая также отличается особенностями в процессе эксплуатации. А двигатели FSI пока не модернизируются.
Источник
различия, особенности, плюсы и минусы
Содержание
- FSI двигатель: что это такое
- FSI. Что скрыто под капотом?
- Отличие двигателя FSI от обыкновенного бензинового двигателя
- Принцип работы
- Двигатели FSI: недостатки и основные преимущества
- Недостатки двигателя FSI
- Характеристика
- Плюсы и минусы использования
- Что означает TSI
- Особенности двигателей TSI
- Достоинства и недостатки двигателей TSI
- Что такое двигатели системы FSI
- Особенности впрыска топлива FSI
- Что такое TFSI – расшифровка и особенности технологий
- Чем отличаются двигатели TSI и TFSI?
- Основные недостатки и преимущества технологии TFSI
- Что в итоге
FSI двигатель: что это такое
Прежде всего, расшифровка «FSI двигатель» представляет собой аббревиатуру Fuel Stratified Injection, что дословно означает послойный впрыск топлива. Главным отличием этого ДВС от широко известного сегодня TSI является отсутствие на версии FSI турбонаддува. Другими словами, в этой линейке представлены безнаддувные (атмосферные) бензиновые двигатели FSI с прямым (непосредственным) впрыском топлива.
Двигатель FSI не является «свежей» разработкой, так как готовый агрегат в качестве первых тестовых образцов появился в далеком 1998 г. Через два года этот мотор начали серийно устанавливать на модели Volkswagen. Отметим, что по состоянию на 2016 год последней моделью Volkswagen с FSI остается внедорожный автомобиль Touareg 4 WD. На других моделях двигатель FSI сегодня уступил место версии TSI (TFSI) или MPI.
FSI. Что скрыто под капотом?
Ну что ж, начнём раскрывать тайны немецких моторов. Загадочные буквы FSI являются сокращением от слов Fuel Stratified Injection, что в дословном переводе на русский — послойный впрыск топлива. Немного коряво звучит, поэтому, если быть точнее, то FSI это разновидность топливной системы, давшая название широкому спектру силовых агрегатов Volkswagen.
Кстате, если возникнет вопрос, почему Ауди, то знайте, автомобили Ауди всегда выпускал и выпускает концерн Фольксваген. И Шкоду тоже. Кажется в 90-е годы он купил этот завод, поэтому Шкоды стали похожи на Фольксваген и причислены к весьма добротным автомобилям.
Главной её фишкой является непосредственный впрыск бензина в цилиндры, благодаря чему данные двигатели обладают большей мощностью, лучшей экономичностью и экологичностью, чем их собратья, выполненные по классической схеме с образованием топливно-воздушной смеси во впускном коллекторе. Впрыск горючего производится через специальные форсунки в чётких дозировках, которые просчитываются электроникой в зависимости от нагрузки мотора.
Отличие двигателя FSI от обыкновенного бензинового двигателя
Что же изменилось в обычном бензиновом моторе, что он стал называться FSI? Есть несколько таких моментов, которые стали отличительными:
- В обычном моторе топливо поступает в поршни через коллектор впуска.
- Улучшенные свойства топлива в цилиндрах обеспечивается за счёт наличия форсунок с шестью отверстиями, которые эффективнее распределяют горючую массу по камере сгорания.
- Высокая разгонная динамика характерна для нового изобретения.
- Сниженные выбросы вредных продуктов, в частности, углекислого газа.
- Моторы ФСИ также отличаются от своего прародителя уменьшенным расходом топлива.
Отличия существенные и весомые, что объясняет популярность и востребованность новой модели бензиновых агрегатов.
Принцип работы
Работа двигателя FSI сразу в некоторых моментах отличается от обычных бензиновых агрегатов. После изучения принципов работы этого двигателя, многие моменты станут более понятными:
- Контур, отвечающий за высокое давление, поддерживает работу топливного насоса иного типа.
- Насос делает забор топлива из зоны с пониженным давлением, при этом, он может осуществлять регулировку уровня давления.
- По мере ускорения работы машины показатель давления увеличивается до 0,5 МПа. При спокойной езде давление не превышает 0,05 МПа.
- За управление насосом отвечает блок управления и датчик. Эта электроника обеспечивает точную дозировку топлива, которое забирается для цилиндров. Следовательно, о голодании и переливе двигателя речи быть не может.
- Важным моментом в работе агрегата является двойной топливный впрыск. Суть этого процесса заключается в распределении топливной смеси между впрыском и сжатием. Преимущества такой особенности остановятся особенно явными при холодном запуске, ведь до момента прогрева нейтрализатора и мотора топливо подаётся в обогащенном виде.
И всё-таки сотрудники компании Volkswagen изрядно потрудились над модернизацией обычного бензинового мотора. Их труды увенчались успехом, не зря двигатель FSI так полюбился многими производителями и автомобилистами.
Начнем с основных плюсов и принципов работы. Отличительно особенностью атмосферных ДВС линейки FSI можно считать реализацию впрыска горючего и схему устройства системы питания. Дело в том, что система топливоподачи на таких моторах конструктивно получила сразу два контура. В первом контуре давление низкое, во втором более высокое.
Контур с низким давлением в списке составных элементов имеет:
- топливный бак
- бензонасос
- фильтр горючего;
- перепускной клапан;
- регулятор давления топлива;
Устройство контура высокого давления предполагает наличие:
- топливного насоса высокого давления
- магистралей высокого давления;
- распределительных трубопроводов;
- датчика высокого давления;
- клапана-предохранителя;
- инжекторных форсунок;
Также в конструкцию включен адсорбер и специальный клапан его продувки.
На простых бензиновых агрегатах топливный впрыск реализован так, что горючее подается во впускной коллектор, а на моторах FSI горючее впрыскивается сразу в камеру сгорания (непосредственный впрыск). Инжекторные форсунки на этих моторах имеют 6 отверстий, что позволяет наиболее эффективно распределить топливо в камере.
Воздух подается в цилиндры отдельно посредством заслонки. В результате удается добиться наилучшего смесеобразования и однородности рабочей топливно-воздушной смеси. Такая смесь полноценно и равномерно сгорает в двигателе, отдавая максимум энергии поршню на разных режимах работы ДВС.
По этой причине двигатели FSI обеспечивают лучшую разгонную динамику, отличаются высокой экологичностью и экономичностью. В ряде случаев такие моторы экономят до 2.5 литров топлива на 100 км. пути по сравнению с простыми аналогами в одинаковых условиях.
Вернемся к особенностям. Как уже было сказано выше, для бесперебойной работы бензинового двигателя с прямым впрыском инженеры в конструкцию FSI отдельно внедрили контур высокого давления. Такое давление необходимо для максимально точного и экономичного впрыска.
Давление впрыска создает топливный насос высокого давления, который берет топливо из контура низкого давления. Такая конструкция отдаленно напоминает дизельный двигатель. Более того, топливный насос высокого давления нагнетает горючее не постоянно, а с учетом необходимости применительно к тому или иному режиму работы агрегата.
Другими словами, во время резких ускорений и роста нагрузок давление поднимается до 0.5 Мпа, при этом во время езды накатом показатель давления в контуре может находиться на отметке всего 0.05 Мпа. Добиться такого гибкого управления насосом позволяет отдельный электронный блок управления, а также наличие датчика низкого давления.
Динамичная работа электронных систем управления позволяет подавать в цилиндры строго ограниченное количество топлива применительно к режиму работы. Другими словами, исключается излишнее обогащение или обеднение топливно-воздушной смеси. Параллельно с этим впрыск послойный, то есть двойной. Это значит, что горючее дозируется между тактом впрыска и тактом сжатия.
Такое решение позволяет добиться экономии горючего и снизить токсичность выхлопа до общего прогрева мотора и катализатора, так как в моменты запуска холодного агрегата в цилиндры обычно подается обогащенная смесь.
Недостатки двигателя FSI
Начнем с того, что любой двигатель с прямым впрыском топлива сильно чувствителен к качеству горючего.
- Низкое качество горючего часто становится причиной проблем с топливной аппаратурой на этом ДВС. Форсунки нужно постоянно чистить, так как мелкие проблемы с впрыском позже перерастают в серьезные поломки. Также в моторах данного типа следует регулярно менять свечи зажигания и отдельно следить за их состоянием.
- Если брать во внимание распространенные неполадки и двигатели FSI, проблемы в этой линейке могут возникнуть с холодным запуском. Виновником принято считать все тот же послойный впрыск и стремление инженеров снизить токсичность выхлопа во время прогрева.
Другими словами, агрегат может просто не завестись в сильные морозы. Данное явление встречается не на всех автомобилях с таким мотором, так как производитель устранил ошибку в более поздних версиях, программно изменив прошивку электронных систем.
- Также владельцы отмечают сильно повышенный расход топлива во время поездок, когда мотор данного типа еще не вышел на рабочие температуры.
На примере распространенного 2.0 литрового FSI становятся очевидны и другие присущие этому двигателю проблемы.
- Как правило, на отрезке 100-150 тыс. км. на впускных клапанах скапливается значительное количество нагара. В этом случае нагар на клапанах приводит к тому, что двигатель работает нестабильно и шумно, падает мощность, увеличивается расход. Такой нагар в некоторых случаях можно удалить только механически, то есть нужен разбор и ремонт двигателя FSI.
Добавим, что такая проблема усиленного нагарообразования больше актуальна для ранних версий агрегата, так как позже изготовитель поменял прошивку в блоках управления топливоподачей. При этом все равно нельзя исключать усиленное образование нагара применительно ко всем модификациям этого агрегата.
- Еще следует выделить повышенный расход моторного масла, причем как на ранних версиях, так и на более поздних. Главным симптомом явных проблем становится то, что уровень смазки быстро снижается. В этом случае зачастую необходима диагностика, а частым вердиктом становится капитальный ремонт двигателя.
Что касается вопроса расхода и какое масло для двигателя fsi лучше лить, главное условие, это придерживаться допуска VW 504 00/507 00. Сезонность нужно учитывать индивидуально, так как слишком жидкое масло (например, 0W-30) может очень сильно расходоваться на угар. По этой причине многие владельцы этого мотора при подборе смазки останавливают свой выбор на 5W-30.
- В отдельных случаях также отмечено, что быстро выходит из строя каталитический нейтрализатор, появляются проблемы с работой лямбда-зондов. Также неисправности возникают с распределительными валами и механизмом изменения фаз газораспределения, выходят из строя датчики ЭСУД. Малейшие сбои в работе агрегата приводят к тому, что на приборной панели загорается «сheck» и мотор требует проведения диагностики.
- Различные версии FSI могут иметь как цепной привод ГРМ, так и ремень ГРМ. Учитывая то, что агрегат достаточно технологичный, обрыв ремня ГРМ в этом случае может привести к очень серьезным последствиям, то есть отделаться только заменой погнутых клапанов уже не получится.
Характеристика
Силовой агрегат FSI — мотор немецкого производства от концерна Volkswagen. Этот движок завоевал народную популярность благодаря своим высоким техническим характеристикам, а также простоты конструкции, ремонта и технического обслуживания.
Volkswagen Passat
Аббревиатура FSI расшифровывается, как Fuel Stratified Injection, что в переводе означает — послойный впрыск горючего. В отличие от широко распространённого TSI, FSI не имеет турбонаддува. Если говорить человеческим языком, то это обычный атмосферный двигатель, который достаточно часто использовала компания Skoda.
Двигатель FSi
Аббревиатура TFSI расшифровывается, как Turbo Fuel Stratified Injection, что в переводе означает — турбированный послойный впрыск горючего. В отличие от широко распространённого FSI, TFSI имеет турбонаддува. Если говорить человеческим языком, то это обычный атмосферный двигатель с турбиной, который достаточно часто использовала компания Audi на моделях A4, А6, Q5.
Двигатель TFSi
Как и FSI, TFSI имеет повышенную экологическую норму и экономичность. За счёт системы Fuel Stratified Injection и благодаря особенностям впускного коллектора, впрыска топлива и «прирученной» турбулентности двигатель может работать как на сверхбедной, так и на гомогенной смеси.
Плюсы и минусы использования
Позитивной стороной мотора Fuel Stratified Injection является наличие двухконтурного впрыска горючего. С одного контура поступает топливо под низким давлением, а со второго — под высоким. Рассмотрим, принцип работы каждого контура подачи горючего.
Контур с низким давлением в списке составных элементов имеет:
- топливный бак;
- бензонасос;
- фильтр горючего;
- перепускной клапан;
- регулятор давления топлива;
Устройство контура высокого давления предполагает наличие:
- топливного насоса высокого давления;
- магистралей высокого давления;
- распределительных трубопроводов;
- датчика высокого давления;
- клапана-предохранителя;
- инжекторных форсунок;
Отличительной особенностью является наличие абсорбера и клапана продувки.
Мотор FSi Audi A8
В отличие от обычных бензиновых силовых агрегатов, где топливо, прежде чем попасть в камеру сгорания, попадает во впускной коллектор, на FSI — горючее попадает непосредственно в цилиндры. Сами форсунки имеют 6 отверстий, что обеспечивает улучшенную систему впрыска и повышенную эффективность.
Поскольку воздух попадает в цилиндры отдельно, сквозь заслонку, образуется оптимальное соотношение воздушно-топливной смеси, что позволяет бензину сгорать равномерно, не подвергая поршни излишнему износу.
Ещё одним позитивным качеством использования такого атмосферника является экономия горючего и высокая экологическая норма. Система впрыска Fuel Stratified Injection позволят водителю сэкономить до 2.5 литров горючего на 100 км пробега.
Таблица применяемость TFSi, FSi и TSi
Но, где много положительных сторон, найдётся и значительное количество недостатков. Первым минусом можно считать то, что атмосферник очень чувствительный к качеству горючего. На этом движке не сэкономишь, поскольку на плохом бензине, он попросту откажется нормально работать и будет давать сбои.
Ещё одним большим недостатком можно считать то, что в мороз, силовой агрегат моет попросту не завестись. Если брать во внимание распространенные неполадки и двигатели FSI, проблемы в этой линейке могут возникнуть с холодным запуском. Виновником принято считать все тот же послойный впрыск и стремление инженеров снизить токсичность выхлопа во время прогрева.
Расход масла — является одним из недостатков. Как утверждают большинства владельцев данного силового агрегата, часто заметно повышение расхода смазки. Чтобы этого не происходило, производить рекомендует придерживать допусков VW 504 00/507 00. Иными словами, менять моторное масло 2 раза в год — в периоды перехода на летний и зимний режим эксплуатации.
Что означает TSI
Двигатели с TSI – это агрегаты с двойным турбонаддувом и системой «послойного» впрыска топлива. Данная конструкция гораздо сложнее, чем у турбированных агрегатов, однако, стоит заметить, что их мощность, надежность и экономичность на достаточно высоком уровне. Он имеет множество плюсов и практически лишен недостатков.
Особенности двигателей TSI
Такой агрегат отличается от мотора FSI системой впрыска топлива. Он оснащен дополнительной системой механической компрессии. Конструкция этого мотора довольно сложная, однако данный недостаток компенсируется его большей мощностью, надежностью и экономичностью.
Компоновка агрегата TSI особенна тем, что его система механической компрессии и турбонагнетатель разнесены по разные стороны мотора. Традиционный турбированный агрегат получает дополнительную мощность с помощью энергию выхлопных газов, которые через систему приводов, раскручивая колесо турбины, создают нагнетание воздуха. Если сравнить такой двигатель с классическим бензиновым мотором, то эффективность мотора системой турбонаддува с системой TSI гораздо эффективней.
При пуске холодного агрегата TSI происходит двойной впрыск. Данная функция сделана для того, чтобы сразу же после запуска мотора быстро прогреть катализатор. Первый раз это происходит при такте всасывания топлива, второй – если коленчатый вал агрегата при вращении не дошел до 50° до верхней «мертвой точки». Если агрегат функционирует в нормальных эксплуатационных условиях, топливо подается лишь во время такта всасывания, равномерно распределяясь в камере сгорания.
Форсунки, установленные на двигателе TSI, имеют шесть каналов для впрыска топлива. Таким образом, направление отдельных струй топлива не допускает увлажнения элементов камеры внутреннего сгорания, тем самым обеспечивая оптимальное распределение топливно-воздушной смеси. Это позволяет достичь высокого значения давление впрыска топлива и гарантирует высококачественное приготовление топливной смеси, а также ее надежное распыление. Благодаря этому, топлива хватит даже в случае максимальных нагрузок.
На двигателях с TSI топливо поступает не во всасывающий коллектор, а прямо в цилиндры. Образование смеси происходит «послойно», при этом качественное сгорание происходит с максимальной эффективностью. Эти факторы позволяют несколько повысить мощность агрегата и понизить расход топлива.
Достоинства и недостатки двигателей TSI
К достоинствам силовых установок с TSI относятся:
- Экономия энергии. Топливо, потребляемое двигателем, значительно экономится.
- Эффективность конструкции. Можно добиться максимального крутящего момента даже при минимальном потреблении топлива.
- Благодаря снижению массы и рабочего объема двигателя уменьшаются потери, обусловленные трением.
- Улучшенные характеристики системы сжигания топлива способствуют уменьшению количества выбросов в атмосферу.
Такие дагрегаты несколько сложнее турбированных, однако, более надежны, экономичны и имеют мало минусов. Они предназначены для работы исключительно на хороших маслах и топливе.
К недостаткам моторов TSI, которые эксплуатируются в наших условиях, относят следующее:
- Своевременное и регулярное техническое обслуживание в авторизированных сервисных центрах.
- Использование горюче-смазочных материалов только высокого качества.
- Проблемы с эксплуатацией в зимнее время, так как эти моторы достаточно чувствительны к перепадам температур.
Однако водители, имеющие опыт эксплуатации моторов TSI, отмечают, что прогрев авто на холостых оборотах вовсе не обязателен – движение без рекомендуемого производителем прогрева при холодном моторе допустимо.
Что такое двигатели системы FSI
Автомобильный агрегат, работающий по технологии FSI, разработан в лаборатории автоконцерна Mitsubishi. Сегодня такие двигатели устанавливаются на многие марки автомобидей различных европейских, японских и американских производителей. Лидером в производстве силовых установок FSI считается немецкая компания Volkswagen. Практически все автомобили, которые они производят, сейчас оснащаются этими агрегатами. Кроме них такие моторы, но в меньших объемах, устанавливают такие автоконцерны, как: Ford, Mazda, BMW, Mercedes-Benz, General Motors, Hyundai, Infiniti.
Основное отличие в конструкции двигателей FSI от других ДВС заключается в подаче топлива под максимально высоким давлением сразу в камеру сгорания. Использование FSI двигателей позволяет снизить расход топлива (примерно на 10-15%) и существенно снижает количество выхлопных газов в окружающую среду.
Важной отличительной чертой системы FSI является наличие 2-х последовательных топливных систем, которые подают бензин. Первая – это система с низким давлением циркулирующего топлива. Она соединяет бензобак, сетчатый фильтр, контрольный датчик, циркуляционный насос, а также трубопровод подачи топлива во вторую систему. Вторая – подает топливо на форсунку, после чего оно распыляется и подается на цилиндры для сжигания, т. е в итоге – для выполнения механической работы.
Особенности впрыска топлива FSI
Дополнительная система FSI впрыскивает топливо равномерными слоями. Конструкторы разработали устройство достаточно небольшого объема. Дебютную модель мотора испытывали на 1. 4-л двигателе, мощностью 85 лошадиных сил. Такое новшество был встречено овациями, а выпущенный в 2006 году 2-х л силовой мотор с такой технологией, удостоился высокого признания в высших кругах.
Силовые установки с FSI предусматривают систему двойного впрыска. Ее прямое предназначение – запуск холодного двигателя. Соответственно в момент, когда мотор прогревается, в него поступает обогащенное топливо. Система FSI настолько универсальная, что ее популярность ежегодно только возрастает. Такой успех обусловлен ее практичностью и экономичностью.
Если сравнить старый двигатель с мотором FSI, то в первом, топливо подавалось через коллекторы, а потом попадало в цилиндры. В двигателях с технологией FSI топливо поступает непосредственно в камеру сгорания. Оно подается дозами и достаточно экономично расходуется. Данный процесс отличается от агрегатов старого образца, он более рационален, а также способствует повышению экологичности.
Что такое TFSI – расшифровка и особенности технологий
Изначальную технологию данные моторы заимствовали у более старых движков FSI. Очень популярным был мотор VAG 2.0 FSI, который ставили на Skoda, Seat и Volkswagen. Это атмосферный двигатель с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Агрегат получил довольно надежную основу, хорошо проработанную конструкцию и достаточно длительный срок эксплуатации.
TFSI двигатель расшифровывается как Turbo Fuel Stratified Injection. Название показывает, что это турбированный мотор с прямым впрыском топлива в камеры сгорания. Вот некоторые особенности турбомотора:
- Измененные поршни. Специально для турбированной версии изменили верхнюю часть поршней, они получили большие выемки для работы при сниженной компрессии.
- Повышение эффективности и снижение выбросов в сравнении со старой версией FSI, чтобы вместить новый движок в сложные требования экологических норм.
- Изменили конструкторы форму и особенности работы коленвала и шатунов. Изменения коснулись и качества материала, производитель повысил его для турбодвигателей.
- Впускная и выпускная системы также получили изменения, они стали более точными и эффективными, что было жизненно необходимо для версии с компрессором.
- Конечно, конструкторам пришлось установить более мощный и надежный топливный насос. Это обеспечило эластичность работы движка на высоких оборотах.
Основные понятия поясняют, что такое TFSI двигатель, как он работает, и каковы его основные преимущества. Если вы когда-нибудь сталкивались с моторами FSI от VAG, то знаете, что это были самые надежные и удачные двигатели среднего класса в атмосферном исполнении. Многие из них доезжают до 500 000 км без ремонта и вмешательства. Достаточно хорошо обслуживать агрегат и лить дорогое масло в нужный срок.
Чем отличаются двигатели TSI и TFSI?
Моторы TSI строятся на другой технологии. Для производства этого движка концерн Volkswagen не брал старые атмосферные моторы, а построил новый агрегат. У него есть впускной коллектор, две турбины, одна из которых электрическая и работает практически постоянно. Вторая механическая турбина имеет классическую конструкцию. То есть, по своей сути это мотор би-турбо.
Основные отличия от TFSI также заключаются в том, что Volkswagen не обеспечил достойную конструкцию самого блока цилиндров, поэтому ресурс движков TSI далеко не всегда добирается до 200 000 км. Да и сами турбины приносят владельцам очень много неприятностей, особенно при нарушении регламента обслуживания. Особыми капризами отличаются двигатели 1.4 TSI до 2012 года разработки.
Сегодня разработкой и продолжением серий этих двух агрегатов занимаются разные конструкторские бюро. Технологию TFSI на себя взял концерн Audi, а TSI устанавливается на VW, Skoda и Seat. Впрочем, уже ходят слухи о создании новой единой платформы для производства турбированных двигателей меньшего объема.
Основные недостатки и преимущества технологии TFSI
Как уже было сказано выше, разница TSI и TFSI налицо, и она не в пользу первой технологии. Моторы с буквой F в обозначении более объемистые, демонстрируют гораздо больший срок жизни. Сами турбины при условии хорошего обслуживания не ломаются до 300 000 км и 10 лет эксплуатации. В список преимуществ можно записать очень умеренный расход топлива, учитывая большую мощность, которую компания выжимает из данных разработок.
А теперь давайте немного поговорим о минусах технологии:
- двигатели с получением турбины утратили неприхотливость и всеядность, нужна хорошая заправка;
- стоимость обслуживания заметно возросла, приходится раскошеливаться на дорогие масла и фильтры;
- цена ремонта будет колоссально высокой, все запчасти нужно ставить оригинальные и дорогостоящие;
- высокий расход масла – конструктивная особенность движков, придется изредка доливать смазочную жидкость;
- в системе ГРМ установлена цепь, и это вызывает определенные недостатки в виде растяжения цепного привода.
Все минусы связаны с тем, что мотор производили в большой спешке, чтобы устанавливать его на машины к введению новых экологических норм. Многие недостатки уже не относятся к моторам TFSI нынешнего поколения, а встречаются только на движках 2012-2014 года производства. В остальном значительных минусов с агрегатами нет, каких-либо детских проблем и распространенных неполадок до лимитов пробега в 200-250 тысяч км не бывает.
Что в итоге
- Если оглянуться назад, то в 2000 году FSI с рабочим объемом 1.4 литра занял в своем классе почетное место лучшего агрегата. Через 6 лет новая версия 2.0 FSI снова получила высокую оценку благодаря выдающейся разгонной динамике, хорошему подхвату на любых оборотах, сниженному выбросу вредных веществ в составе выхлопных газов и топливную экономичность.
- Однако затем этот двигатель стал активно вытесняться другими аналогами и разработками. Более того, сегодня FSI является такой версией силового агрегата, от которой фактически отказался сам производитель. Причины для этого очевидны, так как мотор атмосферный, при этом имеет сложную конструкцию, требователен к качеству топлива и достаточно дорогой в ремонте.
- С учетом вышесказанного становится понятно, почему на своих бюджетных моделях авто VAG теперь устанавливает более простые и дешевые MPI, а на основе технологичного FSI производитель построил целую линейку более новых и производительных моторов с турбонаддувом TSI (TFSI).
Напоследок добавим, что при этом FSI никак нельзя считать неудачным или проблемным. Большое количество свойственных ему неполадок и сбоев не менее часто встречается и на других двигателях, схожих по особенностям конструкции и характеристикам.
Как показывает практика, при должном уходе, своевременном обслуживании и поддержании нормальной работоспособности всех элементов такой двигатель легко перешагивает среднюю отметку в 200-250 тыс. км. без каких-либо серьезных ремонтов, радует владельцев стабильной работой, уверенным разгоном и топливной экономичностью.
Источники
- http://KrutiMotor.ru/chto-znachit-fsi-dvigatel-osobennosti-remont-obsluzhivanie/
- https://auto-ru.ru/toplivnaya-sistema-fsi.html
- https://DriverTip.ru/osnovy/chto-znachit-fsi-dvigatel-preimuschestva-nedostatki.html
- https://avtodvigateli.com/detali/fsi-vs-tfsi.html
- https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/dvigatel-tsi-i-fsi
- https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/tfsi-dvigatel
FSI против TSI — какой из них лучше и надежнее?
FSI или TSI — что лучше и надежнее?
FSI означает «распределенный впрыск топлива», а TSI — «турбораспределенный впрыск». Эти аббревиатуры относятся к двигателям, в которых используется технология прямого впрыска топлива, разработанная Volkswagen и Audi. Эти двигатели используют топливо под высоким давлением в системе Common Rail, которая закачивается непосредственно в каждую из камер сгорания четырех цилиндров.
9В двигателях 0002 FSI используется «расслоенный заряд» с высоким содержанием топлива возле свечи зажигания. В результате образуется больше NOx [1].В результате соотношение воздух-топливо, используемое в двигателях FSI в США, такое же, как и в двигателях с впрыском через порт. Соотношение воздух-топливо, используемое двигателями FSI в Соединенных Штатах, такое же, как и в двигателях с впрыском через порт, тогда как двигатели FSI используют обедненную смесь в Европе для достижения наилучшей мощности и эффективности.
FSI против TSI
В 2008 году двигатель FSI был заменен двигателем TSI, дебютировавшим в 2004 году [2].
Между двигателями FSI и TSI есть некоторые заметные различия. Через насос бензин для двигателей FSI подается в машину. Для подачи воздуха в двигатель двигатели TSI оснащены турбонагнетателем. Он был опубликован 1 августа 2010 года.
Что общего в FSI и TSI?
- Рабочий объем: 1984 см3
- Максимальная мощность: 200 л.с.
- Максимальный крутящий момент: 206 фунт-фут2,8 мм
- Порядок стрельбы: 1-3-4-2
В чем разница между FSI и TSI?
- FSI использует цепную синхронизацию вместо ременной
- Степень сжатия 6:1, по сравнению с 10,5:1;
- Система управления двигателем Bosch MED 17, по сравнению с Bosch MED 9
- Кислородные датчики: добавление еще одного, чтобы довести общее количество до трех с двух
- Крышки коренных подшипников теперь крепятся к блоку перекрестными болтами для повышения прочности.
- Масляные форсунки на нижней стороне поршней для лучшего охлаждения валов.
- Более равномерно распределенные распределительные валы в середине блока
- Усовершенствованная система PCV,
- Обновленные внутренние детали с меньшими внутренними паразитными потерями,
- Улучшенная головка блока цилиндров
Самая последняя версия VW/small Audi с турбонаддувом, известная как платформа EA888 TSI, в конечном итоге обеспечит невероятную мощность [3].
Двигатели TSI имеют меньший расход топлива и выброс вредных веществ по сравнению с двигателями FSI. Это сделано для того, чтобы можно было использовать турбокомпрессор, который улучшает характеристики двигателя при более высоких степенях сжатия. Отличительными чертами турбокомпрессора являются более простая конструкция и меньшая частота отказов.
Проблемы с двигателем FSIНиже приведены примеры проблем с двигателем FSI:
- VW и Audi 2. 0T FSI Неисправные катушки зажигания и пропуски зажигания от VW и Audi. Например, мигание индикатора проверки двигателя чаще всего происходит при неисправности катушки зажигания [4].
Кроме того, пропуски зажигания в одном или нескольких цилиндрах могут быть следствием неисправности катушек зажигания. Переключив катушки зажигания на другие цилиндры, их можно осмотреть.
- Проблемы износа кулачкового ролика и распределительного вала
Для создания высокого давления, необходимого для непосредственного впрыска, FSI использует механический топливный насос высокого давления (свыше 1800 фунтов на квадратный дюйм). Толкатель кулачка защищает топливный насос FSI от выступа распределительного вала. Таким образом, кулачковый толкатель часто выходит из строя.
- 0T Неисправность перепускного клапана FSI (DV) (P2099)
Ключевым компонентом турбосистемы является перепускной клапан, часто называемый клапаном рециркуляции турбонаддува. Его обязанность — разряжать аккумулятор при сбросе газа или в перерывах между сменами [5].
Разрыв диафрагмы является основной причиной отказа этого компонента. DV поршневого типа лучше и надежнее, потому что в нем нет изнашиваемых компонентов.
- FSI Накопление углерода и пропуски зажигания при холодном пуске Проблема с FSI
Со временем на впускных клапанах двигателей VW или Audi FSI накапливается углерод. Когда это происходит, он обычно начинает случайным образом генерировать коды пропусков зажигания, когда машина холодная (или простояла какое-то время). Их часто называют «осечками при холодном пуске», и со временем они могут ухудшиться. Накопление углерода во впускном коллекторе может вызвать оба этих симптома.
Профилактические меры- CAN CAN
- Морская пена или другие службы химических коллекций
- Впрыскивание водного метанола (ориентировано на производительность)
- Пескоструйная обработка (сода, грецкий орех и др. ) (впускной коллектор выключен) Электродвигатель управления рабочими колесами впускного коллектора (IMRC) для 2,0T FSI
- Объем цилиндров: 1984 см3;
- Максимальная мощность в лошадиных силах: 200;
- Максимальный крутящий момент: 206 Нм;
- Клапанов на цилиндр: 4;
- Диаметр цилиндра (измеряется внутри): 82,5 мм;
- Высота цилиндра (измеряется внутри) или максимальный ход поршня: 92,8 мм;
- Порядок зажигания цилиндров: 1-3-4-2.
- Цепь ГРМ по сравнению с ремнем ГРМ;
- Степень сжатия 9,6:1 по сравнению с 10,5:1;
- Управление двигателем Bosch MED 17 по сравнению с Bosch MED9;
- 3 кислородных датчика по сравнению с 2 у FSI;
- Масло распыляется в виде струй на днище поршней для улучшения их охлаждения и смазки;
- Распредвал лучше сбалансирован;
- Усовершенствованная система подачи топлива;
- Модифицированная головка поршня;
- Внутренние детали, модифицированные для устранения паразитных потерь;
- Улучшенная система PCV.
- Я не думаю, что очень сложно понять, что двигатель TSI является улучшенным и гораздо более эффективным двигателем FSI.
По запросу двигателя заслонки управления двигателем IMRC во впускном коллекторе регулируют направление воздушного потока. Отказ двигателя IMRC приводит к тому, что двигатель иногда заедает или заедает. Проверьте индикатор двигателя со следующими кодами ошибок, которые могут возникнуть в результате этого. Чтобы исправить это, необходимо заменить двигатель впускной заслонки на вашем VW или Audi FSI.
Проверьте индикатор бензобака на VW и Audi 2.0T FSIУглеводороды в топливных парах могут нанести вред окружающей среде [6]. Клапан N80 регулирует объем паров топлива, которые возвращаются в двигатель. Этот клапан может застрять в открытом положении, засориться или потерять свою электронную функцию. На приборной панели чаще всего появляется индикатор «проверьте крышку бензобака» или код неисправности P0441 (система контроля выбросов EVAP: неправильный поток).
2.0T FSI Проблемы с регулятором цепи, цепью ГРМ и натяжителем цепи.Два распределительных вала двигателя FSI синхронизируются цепью ГРМ со стороны водителя, а не ремнем ГРМ со стороны пассажира. Давление масла подается на кулачки регулятором цепи кулачка для работы. Учитывая, что этот компонент приводится в действие маслом, изменение времени может оказаться невозможным, если он заблокируется.
Электромагнитный клапан ЭБУ, который регулирует подачу масла к регулятору кулачка, включает натяжитель. Цепь ГРМ, которая поддерживает работу кулачков по графику, скорее всего, перескочит, если сломается. Запущенный двигатель может иметь такие проблемы, как P000A/000010 — распределительный вал A: медленный отклик позиционера.
2.0T FSI Клапан PCV и громкий свистокКлапан PCV двигателя FSI имеет решающее значение. Вы можете столкнуться с несколькими проблемами, если этот компонент сломается. Например, если есть значительная утечка вакуума, автомобиль может издавать громкий свистящий звук снизу или работать с перебоями. В результате может даже произойти отказ обратного клапана, что приведет к потере мощности. Новый клапан PCV — фантастическое решение, если вы пытаетесь найти вакуум или увеличить утечку.
2.0t FSI Модуль управления топливным насосом VW и AudiМодуль управления топливным насосом FSI обычно находится под задним сиденьем автомобилей VW и Audi. Модуль электрического насоса устанавливается между жгутом электропроводки автомобиля и электрическим топливным насосом в баке. К сожалению, эти компоненты насоса часто выходят из строя и могут быть чрезвычайно проблематичными.
Датчик температуры охлаждающей жидкости FSIДатчик температуры охлаждающей жидкости является важным компонентом автомобиля, обеспечивающим правильную работу двигателя. Он выполняет множество задач и в случае сбоя может привести к нескольким проблемам. Например, большинство автомобилей VW и Audi обычно работают слишком холодно, а не перегреваются, если они неисправны в термостате.
Надежность FSI и TSIОба двигателя обычно надежны с точки зрения надежности. Но поскольку двигатель TSI новее и существует не так давно, как двигатель FSI, он может быть более надежным.
Согласно официальной технической статистике, двигатель Volkswagen Passat B6 2.0 FSI/TSI/TFSI (EA113) обычно потребляет более 8 литров топлива в час [7].
На практике производительность часто на 1,5 литра больше. Это показывает, что даже при рассмотрении 150 лошадиных сил предположение об увеличении экономии не было реализовано.
Читайте также: VW EPC Light Car Shaking
Современный бензиновый двигатель (EA113) с непосредственным впрыском топлива станет главным оружием Volkswagen Group против конкурентов. К сожалению, внешний вид новых двигателей оказался не таким ярким, как надеялись немцы. Двигатели 2.0 FSI / TSI / TFSI (EA113) больше не производились в 2009 году после пяти лет, поскольку они не были так популярны или не имели разумной цены, как могли бы быть.
ЗаключениеВ заключение следует отметить, что для оптимального функционирования технологии FSI требуется высокооктановое топливо, такое как супернеэтилированный бензин или Shell Optimax. Двигатели меньшего размера могут работать более эффективно с технологией TSI, что позволяет им преодолевать большее расстояние на заданном количестве топлива. Все мощные и легкие двигатели TSI обеспечивают высокий удельный крутящий момент на низких оборотах, повышая динамику, эффективность и чистоту работы автомобилей Volkswagen.
Все, что вам нужно знать о двигателях FSI, TSI и TFSI
Начнем с того, что означает каждая аббревиатура. FSI происходит от «послойного впрыска топлива», TSI означает «турбо-распределенный впрыск», а TFSI означает «турбо-распределенный впрыск топлива».
Я не думаю, что мы должны говорить, что эти 3 двигателя работают на бензине и что они принадлежат группе VAG. FSI вывела на рынок новую топливную систему, если до FSI топливо распылялось во впускном коллекторе, то новая технология пришла с системой, распыляющей бензин прямо в камеру сгорания.
Благодаря этому двигатели FSI, TSI или TFSI более экономичны с точки зрения расхода топлива, имеют более высокие характеристики и лучшую динамику, чем обычные двигатели.
Если вам нравятся цифры или вам просто любопытно, то на килограмм впрыскиваемого бензина сжигается 14,7 кг воздуха или эквивалент 12400 литров.
У всего этого есть обратная сторона. В обычные 1-литровые бензиновые двигатели добавляется гораздо меньше воздуха, FSI, улучшающий смесь, «добился успеха» и значительно увеличил выбросы углерода.
Из-за этого группа VAG не имела успеха с этими двигателями в США, потому что их бензин содержит много серы, разрушающей катализаторы, и автоматически люди перестали покупать двигатели FSI, TSI или TFSI.
TFSI — это FSI, к которому добавлена турбина. Благодаря богатой смеси воздуха и малому количеству топлива, технологии FSI удалось решить большую проблему старых двигателей с турбонаддувом.
Старые автомобили с турбонаддувом страдали от самовоспламенения/сгорания бензина внутри цилиндра, задолго до того, как это требовалось по рабочим параметрам двигателя. Турбина «умудрилась» очень сильно нагреть воздух и создать горячие точки внутри цилиндра, которые самопроизвольно и совершенно неуправляемо воспламеняли бензин.
С появлением TFSI это явление исчезло. TFSI вывел на рынок двигатель с высокой степенью сжатия, очень высокой термодинамической эффективностью и низким расходом топлива.
Двигатель FSI
Это бензиновый двигатель с непосредственным впрыском, точнее топливо впрыскивается непосредственно в камеры сгорания. Эта технология лучше термодинамически и повышает эффективность двигателя. Двигатели FSI улучшают характеристики двигателя и имеют лучшую динамику. Независимо от того, имеют ли они 4, 5, 6, 8, 10 или 12 цилиндров, все бензиновые двигатели AUDI сегодня используют систему FSI.
Сходства между FSI и TSI
В чем разница между TSI и FSI?
Проблемы с двигателем TFSI
Старые версии двигателей TFSI, устанавливаемые на A5, A4 и Q5, имеют заводскую ошибку, приводящую к повышенному расходу масла.
Проблема, по-видимому, связана с поршневыми кольцами, которые позволяют небольшому количеству масла поступать в цилиндры, это количество масла сгорает, и поэтому у нас будет более высокий расход масла. Водители замечают это, когда на автомобиле появляется индикатор уровня масла.
Когда загорается сигнальная лампа, указывающая на то, что вам необходимо восполнить уровень масла, вам не нужно немедленно останавливаться, но вам нужно будет вскоре долить моторное масло. Какие двигатели затронуты? Двигатели 2.0 и 1.8 TFSI, произведенные до 2012 года, коды затронутых двигателей: CAEB, CDNC и CNDC.
Проблемы с двигателем TSI
Двигатели TSI — это двигатели, которыми оснащается большинство автомобилей Vw, выпущенных в период с 2008 по 2015 год. Двигатели TSI также довольно проблематичны, поскольку возникают проблемы в основном со свечами зажигания, а также с индукционной катушкой.
Если у вас двигатель TSI и вы слышите странные звуки двигателя, возможно, у вас проблемы с клапаном PCV. Многие водители жаловались на проблемы с впускным коллектором и топливным насосом.
Двигатели TSI и TFSI
Разница между этими двигателями проста, оба работают по одному и тому же принципу, только двигатели TSI устанавливаются на модели VW, а двигатели TFSI — на модели Audi.
FSI или MPI? Как лучше?
Многие из вас наверняка не раз задавались вопросом, в чем разница между FSI и MPI. Двигатель MPI имеет многоточечный впрыск, по сравнению с двигателями TSI, имеющими непосредственный впрыск, для двигателей MPI бензин всасывается из бака электронасосом и через рампу впрыска передается на форсунки, двигатели FSI имеют другой впускной коллектор, чем Двигатели МПИ.
В завершение статьи хотелось бы привести несколько мнений непосредственно владельцев таких двигателей.
Golf 5 1.4 FSI владелец: «Я бы ездил на нем без остановок, мне очень нравится, как мы уживаемся. Что мне нравится в нем, так это его надежность, а двигатель, если он аккуратный, очень тихий и даже обеспечивает мощность, учитывая, насколько она мала, меня удивила».
Владелец Audi A3 1.4 TFSI: «Нужен бензин с октановым числом 98, расходует масло только при непрерывной езде 500-700км, залил 150мл на это расстояние и подвески немного жестковаты «.
Гольф 6 2.0 TSI владелец: «Супер быстрый, ездил на 200-сильном дизеле, но бензин — вау, на данный момент проблема с датчиком воздуха и расходует чуть больше.»
Гольф 6 1.2 TSI владелец: «У меня были только мелкие проблемы за почти 200 000 км пробега, так что мне с ним повезло. Менял только подшипники, перегоревшие лампочки, тормозные колодки и прочее, что со временем изнашивается, ничего особенного дорогой или сложный в ремонте».
Владелец Audi A5 2.0 TFSi: «Машина приятная в управлении, веселая, устойчивая, с ней можно было много чего делать, продуманная, но двигатель 2.0 TFSI разочаровал. Заводские проблемы с сегментами, средний и высокий расход масла (1л при 1500- 2000 км), небольшие слабые компоненты (индукционные катушки, клапан pcv) С точки зрения надежности мы столкнулись с некоторыми проблемами (шкив генератора, рычаги передней оси, ступичные подшипники, стабилизаторы поперечной устойчивости, сальники клапанов) в относительно короткие сроки.