Эксплуатация автоматической коробки передач: Инструкция по эксплуатации АКПП, чтобы она прослужила как можно дольше.

Содержание

Как правильно эксплуатировать АКПП: советы и рекомендации

Сегодня автоматическая трансмиссия по целому ряду причин становится выбором многих автолюбителей. Как показывает практика, хотя существуют различные типы и виды коробок-автомат, наиболее распространенным после традиционной механики агрегатом является «классическая» гидромеханическая АКПП.  

При этом многие автовладельцы зачастую не знают, как правильно эксплуатировать автоматическую коробку, чтобы  данный узел выходил весь свой заявленный ресурс и даже больше. Далее мы рассмотрим основные особенности эксплуатации АКПП, а также правила, которые позволяют  минимизировать риски  серьезных преждевременных поломок автомата.

Содержание статьи

  • Как правильно эксплуатировать автоматическую коробку передач
  • Советы и рекомендации
  • Что в итоге

Как правильно эксплуатировать автоматическую коробку передач

Прежде всего,  приведенный ниже материал, в первую очередь, ориентирован на начинающих водителей или автолюбителей, которые не имеют практического опыта эксплуатации коробки-автомат.

Итак, если автомобиль с автоматической коробкой, необходимо заранее изучить ряд основных правил и нюансов еще до начала использования АКПП. Как известно, автомат часто становится выбором водителей-новичков, которые не знают об особенностях его устройства и принципов работы.

Если не вдаваться в технические подробности, как в случае с самым распространенным типом АКПП (гидроавтомат), так и с другими видами автоматов (вариатор, робот), все автоматические коробки передач нуждаются в более деликатном обращении по сравнению с механикой. Другими словами, нужно знать, как правильно пользоваться автоматической коробкой. 

  • В общих чертах, сначала нажимается педаль тормоза, затем можно завести двигатель, после чего рычаг коробки (селектор АКПП) следует перевести в нужное положение, тем самым выбрав необходимый режим работы трансмиссии.
  • Важно понимать, что основные режимы (P-R-D) следует переключать при нажатой педали тормоза, а также после полной остановки автомобиля.
  • После выбора режима (например, «драйв» или положение «D»), тормоз можно отпустить, перенести ногу на педаль газа и плавно начать дозировать тягу акселератором. Обратите внимание, все действия выполняются только правой ногой, при езде на машине с АКПП левая нога не задействована.
  • Если нужно затормозить, правая нога переносится с педали газа на тормоз, то есть использовать левую ногу для торможения водителю также не следует.

Что касается режимов АКПП, независимо от типа автомата производители для упрощения взаимодействия стараются сделать их похожими. Конечно,  на разных коробках существуют отдельные допрежимы, однако основные зачастую одинаковые.

Можно выделить режим P (паркинг). Когда водитель переводит рычаг АКПП в данный режим, срабатывает блокиратор внутри коробки, что позволяет заблокировать колеса и избежать отката. При этом, в случае, когда машина стоит под уклон, нужно дополнительно затягивать ручной стояночный тормоз, так как механизм блокиратора АКПП достаточно хрупкий и не рассчитан на серьезные нагрузки.

Режим R (задний ход) нужно включать только после полной останови автомобиля, надежно удерживая ТС на месте педалью тормоза. Игнорирование данного правила и попытки включить заднюю скорость в момент, когда машина еще катится, может стать причиной поломки АКПП.

Режим N (нейтраль) означает, что двигатель и коробка условно разомкнуты, что позволяет перемещать машину как вперед, так и назад, прокручивать ведущие колеса (например, в автосервисе). Используется в качестве сервисного режима, а также при необходимости буксировки машины с АКПП без вывешивания ведущих колес. 

Отметим, что во время остановок (например, на светофорах) переводить АКПП в нейтраль не нужно. Достаточно просто оставаться в режиме «драйв». Однако некоторые автовладельцы рекомендуют переводить коробку в нейтраль при длительных простоях с заведенным двигателем (в пробке и т.п.)

Если говорить о других режимах, можно встретить обозначения: 3, 2, 1L или L и т.д. Нужно помнить, что эти режимы необходимы для разных и обычно сложных дорожных условий (затяжной подъем, спуск, снег, грязь и т. п.). Фактически, выбрав тот или иной режим, водитель «блокирует» включение повышенных передач.

Простыми словами, например, включив режим 3, АКПП не переключится выше третье передачи (режим подходит для активного маневрирования, движения на подъем). В режиме L1 будет работать только первая передача, что позволяет проезжать сложные участки с учетом высокого показателя крутящего момента и мощности на первой передаче, то есть без включения второй.

Еще среди допрежимов на некоторых АКПП можно выделить отдельную кнопку овердрайв, которая отключает повышенную передачу (OD/off). Коробка (например, 4-х ступенчатая) будет работать только в режиме трех передач.

Отдельного внимания заслуживает и типтроник АКПП (обозначен значениями M manual, «-» и «+»). Данный режим является полуавтоматическим, то есть водитель получает возможность переключать передачи вручную. На практике этот режим позволяет лучше контролировать работу АКПП, задействовать весь потенциал двигателя, активнее управлять автомобилем и т. д. 

Добавим, что современные автоматы также часто имеют «спортрежим S», а еще на всех АКПП есть режим кик-даун. В первом случае водитель переводит коробку в спортрежим, после чего трансмиссия автоматически переключается на повышенные передачи позже (то есть на высоких оборотах мотора).

В таком режиме можно активно ускоряться, свершать обгоны и перестроения. При этом данный режим не является экономичным, расход топлива сильно увеличивается, при его активном использовании растут нагрузки на КПП и двигатель, а также другие узлы автомобиля.

В случае с кик-даун стоит отметить, что включить его отдельно кнопкой или селектором нельзя. Данный режим задействуется автоматически в том случае, когда водитель сильно нажимает на педаль газа (до пола).

После включения кик-даун коробка понижает передачу на 1 или 2 ступени, обороты двигателя резко растут, машина динамично разгоняется. Как и в случае со спортрежимом, постоянно задействовать кик-даун не стоит, высокие нагрузки сокращают ресурс ДВС и АКПП.

Напоследок  следует выделить такие дополнительные режимы АКПП, как: E – экономичный, зимний режим snow или W, обозначенный снежинкой и т.д.  В первом случае коробка переключается как можно раньше на повышенную передачу для экономии горючего,  однако ухудшается динамика разгона. Получается, режим экономии подходит для спокойной размеренной езды.

Зимние режимы подходят для снега и льда, однако рассчитаны на езду с невысокой скоростью. При езде по асфальту или с высокой скоростью такой режим включать не нужно, так как возможен перегрев АКПП по причине больших нагрузок на трансмиссию.

Советы и рекомендации

С учетом большого количества разных видов и типов АКПП, у разных автопроизводителей обозначения тех или иных допрежимов могут отличаться. По этой причине необходимо отдельно изучить мануал для конкретного автомобиля.

Чтобы увеличить ресурс коробки автомат и снизить нагрузки, нужно плавно трогаться, а также не применять активного торможения без такой необходимости. При переключении разных режимов желательно выдерживать паузу около 2-3 сек. 

Простыми словами, например, перед тем, как включить R после D,  нужно полностью остановить автомобиль, выждать около 1 сек, переключиться в N, а уже затем через секунду включить R. Помните, резкие переключения могут стать причиной ускоренного износа АКПП, толчков при переключениях и т.д.

В случае с коробкой автомат, настоятельно не рекомендуется буксовать, выполнять буксировку других авто или прицепов. В этом случае нагрузки слишком высокие, значительно увеличивается износ самой трансмиссии, могут возникнуть перегревы масла в коробке или преждевременные поломки.

Если машина с АКПП застряла, например, в снегу, лучше вытолкать автомобиль или воспользоваться сторонней помощью, чем пытаться выехать своим ходом. В результате длительных пробуксовок агрегат может перегреться, что неизбежно приводит к поломкам.

Не следует пытаться завести авто с АКПП с разгона (с толкача). Еще при необходимости буксировать машину с автоматом без вывешивания ведущих колес, во время такой буксировки  нужно учитывать, что скорость не должна превышать отметки около 40-50 км\ч, а расстояние не более  40-50 км. При такой возможности оптимально сразу вызвать эвакуатор, что на деле зачастую обходится намного дешевле, чем  ремонт автоматической коробки передач.

Коробку-автомат желательно прогревать перед поездкой, особенно в зимний период. Прогрев АКПП выполняется путем нажатия тормоза и поочередного переключения основных имеющихся режимов (P-R-N-D-3-2-1) после запуска двигателя с задержкой в каждом режиме на 10-15 сек. Это позволяет немного улучшить циркуляцию холодного масла (жидкости ATF) в АКПП.

Затем можно начать движение, избегая резких стартов, пробуксовок, высоких или даже средних скоростей, езды на пониженных или повышенных передачах с высокими оборотами ДВС и т.д. При этом нужно помнить, что коробка полностью прогреется только через 10-15 км.

При езде нужно помнить, что если случайно или намеренно включить режим пониженных передач на высокой скорости, обороты двигателя могут упереться в отсечку, произойдет резкое замедление авто. Простыми словами, в случае, когда машина движется со скоростью 80-90 км/ч, включение режима «2» может стать причиной заноса, ДТП, поломок АКПП или двигателя.

При замене масла в автоматической коробке, а также фильтров АКПП, желательно использовать только рекомендуемые производителем оригинальные смазочные материалы и расходники. Подбирать аналоги нужно с учетом полной совместимости, сами продукты должны быть высокого качества, следует избегать всевозможных добавок и присадок, не смешивать масла для КПП разных производителей.

Что в итоге

Как видно, основное преимущество в виде комфорта и повышенной безопасности благодаря автоматическому переключению передач без участия водителя позволило АКПП стать уверенным конкурентом привычной МКПП и получить огромную популярность по всему миру. Также коробка-автомат позволяет быстрее и легче освоить практические навыки вождения.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое селектор АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какие виды селекторов коробки-автомат бывают, а также какие особенности встречаются в том или ином случае.

Однако следует помнить и то, что такая коробка менее надежна, чем механика, автомобиль с автоматической КПП (кроме РКПП) обычно расходует больше горючего, чем механическая трансмиссия. Еще автомат дороже как в обслуживании, так и в ремонте. 

Также несоблюдение или незнание основных правил эксплуатации коробки-автомат зачастую приводит к поломкам АКПП и дорогостоящему ремонту. Не следует перегружать агрегат, игнорировать регламент обслуживания автоматической коробки.

В качестве итога отметим, что соблюдение указанных выше рекомендаций, когда водитель учитывает особенности эксплуатации АКПП, позволяет значительно увеличить срок службы и ресурс автоматической трансмиссии.

На практике есть много примеров, когда автомат исправно работал без ремонтов 350-500 тыс. км. и более исключительно благодаря правильной эксплуатации и грамотному своевременному обслуживанию.

 

Правила эксплуатации автомобиля с АКПП

Редкий автомобиль сегодня в базовой или расширенной комплектации не оснащается автоматической коробкой передач. Большинство водителей выбирает «автомат» из-за удобства вождения, которое он предлагает (особенно в условиях городских пробок). Однако далеко не все автовладельцы знакомы с элементарными правилами эксплуатации этой коробки. Казалось бы, достаточно только нажать на газ — и едешь, а вот педаль тормоза – нажал и остановился.

Если знать о АКПП только это, то, скорее всего, она прослужит своему хозяину вдвое, а то и вчетверо меньше своего потенциального ресурса. В идеале же, автоматические коробки переключения передач при правильном обращении могут прослужить не меньше, чем «механика», не доставляя при этом проблем. Так как же нужно эксплуатировать АКПП, чтобы она работала долго и надёжно? Как следить за её техническим состоянием и как распознать первые признаки приближающихся неисправностей.

Чего не любит АКПП

Автоматическая коробка передач — это сложный гидромеханический агрегат, при эксплуатации которого могут возникнуть такие условия, в  которых она быстро выходит из строя.

После запуска холодного мотора, пока он будет прогреваться, рекомендуется прогреть и коробку передач

Автовладельцам стоит знать, что на АКПП не рекомендуется езда «на холодную», продолжительная буксировка (особенно со скоростью выше 50 км/ч),  запуск двигателя «с толкача», пробуксовка, переключение режимов работы во время движения, езда на нейтральной передаче.

После запуска холодного мотора, пока он будет прогреваться, рекомендуется прогреть и коробку передач. Делается это следующим образом. При нажатой педали тормоза селектор переключения режимов работы АКПП нужно переводить от первого положения Р до последнего (как правило, это L) и обратно, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Делается это для того, чтобы масло разошлось по корпусу и попало во все пакеты фрикционов. После этого можно ехать.

Первые пару минут движения нужно стараться не делать рывков и не давать больших оборотов. Это будет полезно как двигателю, так и АКПП. Дальше можно продолжать движение в обычном режиме. Но в любом случае нужно помнить, что резкие старты и ускорения – удел спортивных автомобилей. Ехать нужно в режиме D, а при остановках лучше вообще не трогать рычаг селектора коробки, а просто удерживать тормоз. Если остановка продолжительная, селектор устанавливается в режим Р.

Самой распространенной ошибкой является включение нейтральной передачи (N) каждый раз при остановке и при движении накатом, например, под горку

Все переключения режимов работы АКПП осуществляются только при полной остановке автомобиля и нажатой педали тормоза. После переключения ощущается лёгкий и плавный толчок. Это означает, что режим включен и можно отпустить педаль тормоза и начинать движение.

Ошибки владельцев автомобилей с АКПП

Одной из самых распространенных ошибок является включение нейтральной передачи (положение селектора — N) каждый раз при всякой остановке и при движении накатом, например, под горку.

Многие это делают по привычке, выработавшейся на «механике». Однако, режим N в автоматической трансмиссии и нейтраль в механической КПП – это далеко не одно и то же. Более того, проходя положение N, не нужно на нем задерживаться, а надо стараться  побыстрее его проскочить. Лишнее срабатывание автоматики в данном случае совершенно ни к чему.  Все это не вымысел, а информация, которую указывает автопроизводитель и которую почти никто не читает. Игнорировать это ни в коем случае нельзя, так как в положении N в АКПП не создаётся необходимого давления, и фрикционы, не получая необходимого количества смазки, начинают подгорать.

Также на автомате нельзя при движении задним ходом сразу переключиться на режим  D и поехать вперёд, без полной остановки автомобиля (и наоборот).  Чревато это не только механическими повреждениями шестерёнок и фрикционов, но и поломкой картеров АКПП. Для этого нужно обязательно дождаться полной остановки автомобиля, перевести селектор в нужное положение и не снимать ногу с педали тормоза до тех пор, пока не переключится режим.

Если автомобиль забуксовал, то нажимать на педаль акселератора абсолютно бесполезно, машина будет только буксовать. Пытаться, меняя режимы, раскачивать автомобиль взад-вперёд, как на механике, недопустимо по причинам, описанным выше.

Попробовать выбраться из ловушки можно следующим образом. Включив понижающий режим L, попробовать поехать «внатяг», действуя педалью тормоза как сцеплением и обеспечивая медленное вращение колёс. Когда автомобиль начнёт двигаться, педаль тормоза можно отпустить и плавно начинать прибавлять газ. Дальше выехать на укатанную и твёрдую дорогу поможет электроника, главное, не дать колёсам сорваться обратно в букс.

Для парковки автомобиля на крутом склоне тоже есть свой нюанс. Оставить автомобиль только на режиме P недостаточно, так как сильно увеличится нагрузка на элементы механизма парковки в АКПП и может выйти из строя блокировка вала. В данном случае необходимо воспользоваться ручным тормозом. Делается это следующим образом. Удерживая ногой тормозную педаль, АКПП переводится в режим N и вытягивается ручной тормоз. Отпускается тормозная педаль, автомобиль чуть-чуть двинется вперёд и нагрузку в виде части веса автомобиля, возьмут на себя тормозные колодки.   Селектор переключения  переводится в режим P. Теперь нагрузка на механизм блокировки вала АКПП невелика, и он уже не выйдет из строя.  Для начала движения, удерживая ногой педаль тормоза, селектор переводится в положение D и автомобиль снимается с ручника, после чего отпускается педаль тормоза.

Пара слов о дополнительных режимах современных АКПП

Автоматические трансмиссии, устанавливаемые на современные автомобили, бывают трёх типов: гидравлические, вариаторные и роботизированные. Две последние трансмиссии имеют всего лишь три режима работы (P, R, D и N) и возможность принудительного переключения передач с помощью того же селектора или подрулевых лепестков. Современная гидравлическая АКПП, кроме вышеперечисленных, имеет ещё несколько режимов работы. Для чего они существуют, полезно знать каждому водителю, а особенно тем, кто раньше ездил на вариаторе или роботе, а теперь приобрёл машину с обычной гидравлической коробкой передач.

АКПП

Итак, кроме уже известных режимов P, R, D и N, есть несколько дополнительных: 2, L, overdrive, кик-даун, PWR/SPORT, SNOW. Для чего же они используются?

OverDrive. Эта кнопка встречается на коробках, которые имеют более трех ступеней передач. Кнопка включения данного режима обычно находится на рычаге коробки. Предназначена для обгона или других случаев, когда необходим быстрый разгон. Ее действие заключается в том, что она не дает коробке переключиться выше третьей передачи, за счет чего обеспечивается ускорение. Встречается, в основном, на трансмиссиях американских автомобилей и на старых машинах европейского и японского производства. Постоянно использовать этот режим нельзя, так как его длительное использование  приводит к перегреву трансмиссионного масла и требует установки специального масляного радиатора для его охлаждения. Если это требование игнорировать, выйдут из строя фрикционы АКПП.

Кик-даун активируется автоматически при резко нажатой педали газа «в пол». При этом коробка переключается на одну или две передачи вниз. Переключения на повышенные передачи происходят на более высоких оборотах, что обеспечивает автомобилю более интенсивный разгон, чем обычно. Не рекомендуется пользоваться этим режимом для старта с места, так как это даёт очень большую нагрузку на фрикционы. Включается, в основном, при обгонах и интенсивных разгонах.

Режим PWR/SPORT предназначен для активной езды. Переключение происходит на более высоких оборотах, что обеспечивает хорошую динамику разгона. Однако расход топлива в этом режиме максимален.

Режим SNOW предназначен для движения зимой. В этом режиме не включается первая передача, разгон начинается сразу со второй передачи, что уменьшает вероятность проскальзывания ведущих колес. Также в этом режиме переключение происходит на более низких оборотах, что делает машину более «вялой», однако обеспечивает  безопасность движения на снегу. Некоторые люди используют этот режим и летом, так как расход топлива в этом режиме минимален. Но это делать не нужно, так как в этом режиме отключена первая передача, а, следовательно, все нагрузки падают на гидротрансформатор, который активно нагревается. Зимой для него это нормально, а летом может привести к перегреву и возможной поломке АКПП. Нельзя так же «буксовать» на автомобиле, пытаясь выехать из снега или грязи или пытаться «раскачать» его, меняя первую и задние передачи, как на механике – это приведёт к поломке АКПП.

Если разрядился аккумулятор

В случае возникновения такой ситуации лучше всего воспользоваться проводами для прикуривания. Заводить автомобиль с АКПП «с толкача» или буксира не рекомендуют ни производители, ни опытные автомобилисты. Практически такая возможность существует, но она очень сложна и требует специальных навыков и знаний устройства АКПП. Поэтому быстрее и безопаснее для «автомата» — зарядное устройство или провода для «прикуривания».

Автомобиль с автоматической КПП буксировать можно, но только при заведенном двигателе и в нейтральном положении коробки N на скорости до 50км/ч и на расстояние не более 50 км. Если же машина не заводится, большинство автолюбителей сходится во мнении, что лучше воспользоваться эвакуатором, чем потом оплачивать дорогостоящий ремонт коробки передач. Если же авто с автоматом само буксирует другой автомобиль или прицеп, то следует помнить следующие правила.

Буксировка другого автомобиля нежелательна вообще, так как это приводит к перегреву трансмиссионного масла, и к ней следует прибегать только при отсутствии альтернативных вариантов.

Буксируемый автомобиль должен быть легче или такой же массы, как и буксирующий. Двигаться с буксиром можно только в положении селектора коробки 2 или L и на скорости не более 40 км/ч.

Не слишком тяжелые прицепы автомат переносит без проблем, поэтому их буксировка разрешена в режиме D и со скоростью, разрешённой правилами дорожного движения. Для буксировки тяжёлого прицепа на автомобиль необходимо установить масляный радиатор. Сделать это очень непросто даже в авторизированном сервисе, так как в автомобиле для этого, скорее всего, банально не окажется свободного места.  Поэтому если существует постоянная необходимость эксплуатации автомобиля с тяжёлым прицепом, лучше приобрести машину с механикой или автомобиль с АКПП, но уже оборудованный масляным радиатором. Как правило, это тяжёлые пикапы и джипы с приводом на две оси, которые позволяют безопасно буксировать тяжёлый прицеп в соответствии с Правилами дорожного движения.  

От такого количества «не рекомендуется» и «нельзя» у водителя, ранее не имевшего опыта эксплуатации автомобиля с АКПП, поначалу голова может пойти кругом. Однако на самом деле правил не так уж и много, и знать их нужно очень хорошо. Если, в процессе эксплуатации не переключать селектор режимов коробки на ходу, без полной остановки автомобиля, прогревать коробку передач перед началом движения, не буксовать, не кататься на «нейтрали», не буксировать другие машины и не злоупотреблять спортивными и тяжело нагруженными режимами, то автоматическая КПП порадует своего владельца возможностью комфортного управления автомобилем и длительным сроком своей службы.

Как пользоваться коробкой автомат, инструкция

Как ездить на автомате? Существуют ли какие-то правила, универсальная инструкция или руководство для эксплуатации машины с АКПП? Какие особенности езды с автоматом необходимо помнить?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Эксплуатация АКПП
  • Переключение режимов АКПП
  • Пробуксовка колёс на АКПП
  • Режим «Нейтраль» АКПП
  • Буксировка прицепа с АКПП
  • Запуск двигателя на машине с АКПП
  • Транспортировка на привязи с АКПП
  • Буксировка другого автомобиля
  • Своевременное обслуживание АКПП — залог здоровья

Эти вопросы задают многие автолюбители, которые не имеют опыта езды с автоматической коробкой передач, и планируют покупку автомобиля с автоматом. Они справедливо опасаются, что могут сломать агрегат, если не будут знать как с ним ездить.

Эксплуатация АКПП

На самом деле всё не так страшно, как может показаться на первый взгляд.

Но нужно помнить, что вместе с неоспоримыми удобствами при движении автоматическая коробка имеет и свои особенности эксплуатации, способные доставлять и некоторые хлопоты, которые необходимо учитывать при выборе автомобиля с АКПП. Это касается как дорог, где планируется эксплуатация автомобиля, так и манеры езды (об этом ниже).

Самое главное, что необходимо знать каждому владельцу автомобиля с автоматом – это режимы АКПП, которыми оснащена коробка в его автомобиле. В каждой модели АКПП существуют несколько режимов работы. Водителю необходимо чётко представлять себе, какой режим для чего предназначен и использовать их строго по назначению. Для этого лучше всего изучить инструкцию завода-производителя автомобиля. Или прочитать об этом здесь >>>>

Следующее, о чём необходимо помнить владельцу автомобиля с автоматом — это правила езды на автомате (их можно считать универсальной инструкцией, руководством для езды на любой АКПП). Правила несложные, но необходимые к соблюдению. Следование этим правилам поможет продлить срок службы коробки и заметно отсрочить поездку в сервис по причине проблем с автоматом.

Переключение режимов АКПП

Первое и основное правило езды на АКПП – режимы коробки необходимо переключать аккуратно и выдержанно, без рывков (особенно если машина не новая).

При включении любого режима движения необходимо выждать секунду-две, дать коробке «включиться», прежде чем нажимать на педаль газа. Быстрое переключение режимов АКПП вместе с повышенными оборотами двигателя – прямой путь в сервис. Так же смена направления движения автомобиля – например, при парковке задним ходом – должна производиться только после полной остановки машины. Подробнее о режимах здесь >>>>

Пробуксовка колёс на АКПП

Второе основное правило езды на АКПП — водителю необходимо помнить, что любая АКПП очень не любит пробуксовки колёс.

На большинстве современных автомобилей устанавливается специальная электронная система,
предотвращающая пробуксовку колёс (это большое благо для автомата). Но немало и таких машин (как правило недорогих), где такой системы нет. Поэтому, при езде по любым скользким дорогам, (зимой по льду или летом где-нибудь в грязи) необходимо очень аккуратно нажимать на педаль газа и не допускать пробуксовки колёс. Про «гонщиков», любящих побуксовать даже на сухом асфальте, мы здесь говорить не будем.

Отдельно стоит упомянуть случаи застревания где-нибудь на просёлочных дорогах, когда без известного способа «враскачку» (вперёд – назад) вызволить машину из грязевого плена не получается. Зачастую владельцы машин с автоматом не придают им большого значения, однако, нередко именно из-за таких «приключений» автомат начинает подавать признаки ухудшающегося здоровья. Для автомобиля с автоматом езду по грязным просёлочным дорогам лучше всего вообще исключить.

Если же грязные просёлочные дороги полностью исключить не получается и случилось так, что машина застряла в грязи, нужно помнить о следующем:

  • «Раскачка» (чуть вперёд, и сразу же назад) исключена, после любой смены режимов движения необходимо выждать секунду-другую перед тем, как нажимать на педаль газа.
  • Буксование очень вредно для автомата, поэтому его лучше всего так же полностью исключить. Лучше откапывать машину лопатой, чем ремонтировать потом автомат;
  • Оптимальный вариант для вызволения машины с автоматом – это вытащить её на буксире, либо вытолкать на руках без помощи собственного двигателя. Для этого неплохо было бы иметь с собой в багажнике ручную лебёдку, которая, к слову, стоит не так уж и дорого;
  • Если лебёдки или буксира нет, а рук не хватает, то лучше всего использовать режим АКПП, наносящий меньше всего вреда автомату – режим «1» или «L», подробнее здесь >>>

Режим «Нейтраль» АКПП

Третье правило езды с автоматом – пользоваться режимом «нейтраль» как на механике нельзя.

То есть при езде на АКПП такие элементы как «подкатываться» к светофору на «нейтрали» лучше исключить. Езда на АКПП должна выглядеть примерно так — вначале поездки включается режим «драйв» (на некоторых моделях можно использовать «ручной режим»), а в конце поездки — режим «паркинг». Подробнее о режимах здесь >>>>

Практически для всех автоматов режим «нейтраль» — это сервисный режим, который используется для перемещения автомобиля без участия двигателя. Он не предназначен для регулярного использования, поэтому нередко в этом режиме некоторые элементы АКПП могут испытывать масляное голодание. При движении необходимо использовать только режимы, предназначенные для движения — «Драйв», «ручного переключения» и прочие.

Стоит так же сказать, что при очень медленном движении где-нибудь в пробках, постоянное нажатие на педаль тормоза начинает утомлять и появляется необходимость снять ногу с педали тормоза. Некоторые автовладельцы используют для этого режим «нейтраль», одновременно включая при этом ручной тормоз. В этом никакого вреда для АКПП нет. Но можно так же использовать для таких случаев режим «паркинг» — в этом случае нет необходимости помнить, что нужно снять автомобиль с «ручника» при начале движения.

Буксировка прицепа с АКПП

Четвёртое правило езды с автоматом — автомобиль с АКПП очень нежелательно использовать в качестве буксира для прицепа.

В России немало автовладельцев, эксплуатирующих свой автомобиль с прицепом. Однако, автомобиль с автоматом в качестве буксира для постоянных поездок с гружёным прицепом – не самый лучший выбор. АКПП такого автомобиля будет одним из первых кандидатов на поломку.

Любой автомобиль (равно как и его АКПП), разумеется, имеет определённый запас прочности. Однако, мало кто из владельцев машин на автомате, ездящих с прицепом, задумывается, что эксплуатирует свою машину очень близко к этому пределу, а зачастую и превышая его.

Посчитать этот предел довольно просто, для этого необходимо только посмотреть разрешённую грузоподъёмность автомобиля по паспорту. Для легковых автомобилей она, как правило, составляет около 500 кг, порядка 200 из которых составляет масса самого прицепа. То есть, масса автомобиля с тремя людьми в салоне и пустым прицепом составляет порядка 450 кг, которые приходится везти автомату. Стоит ли говорить, что прицеп редко бывает пустым, равно как и багажник автомобиля.

Разумеется, от десятка – другого поездок на АКПП с прицепом, с коробкой, скорее всего, ничего не случится. Но регулярные такие поездки будут постоянно приближать серьёзную поломку АКПП. Поэтому, для регулярной езды с прицепом лучше всего выбрать машину на механике. А если очень хочется и прицеп и автомат – лучше выбирать такую машину, в АКПП которой изначально заложен очень большой запас прочности, например тяжёлый внедорожник. Автомат такого автомобиля рассчитан на большой вес самого внедорожника и дополнительный вес не сильно загруженного прицепа не будет оказывать на него большого влияния.

Запуск двигателя на машине с АКПП

Пятое правило езды на автомобиле с автоматом (одно из самых неудобных) – машину с АКПП нельзя заводить «с толкача».

Разумеется, завести машину на автомате «с толкача» вполне возможно, однако бесследно для АКПП подобные фокусы не проходят. Поэтому если машина с автоматом не заводится — её можно только «прикурить» или вызвать эвакуатор.

Транспортировка на привязи с АКПП

Шестое правило езды на АКПП – автомобиль с автоматом нельзя буксировать на привязи. Ещё одно очень «неудобное правило». Если с двигателем автомобиля вдруг случается какая-то неприятность, то его нельзя просто взять и отбуксировать на сервис, как это делается на механике.

Это связано с тем, что внутри АКПП при движении должно постоянно циркулировать масло, и если двигатель автомобиля заглушен – должной смазки механизмов автомата не происходит и это может вывести из строя коробку.

В инструкции по эксплуатации некоторых АКПП написано, что автомобиль можно буксировать на небольшие расстояния (до 20-50 км) с небольшой скоростью (до 20-30 км/ч), но на практике если сервис находится дальше, чем в трёх- пяти километрах – лучше сразу вызывать эвакуатор. Стоимость такой поездки на эвакуаторе будет не сильно высокой, а вот серьёзных проблем с автоматом можно избежать.

Буксировка другого автомобиля

Седьмое правило езды на АКПП – автомобиль с автоматом нельзя использовать в качестве буксира для сломанной машины. Это так же одно из самых неудобных правил эксплуатации машины с АКПП в нашей стране, где поломки друзей и знакомых нередки.

Здесь всё просто – если к машине с АКПП прицепить другой автомобиль, то общая масса такого автопоезда сделает нагрузку на автомат гораздо выше его предела прочности. И если АКПП не сломается сразу – то вероятность серьёзной поломки в скором будущем резко возрастёт.

Своевременное обслуживание АКПП — залог здоровья

Так же необходимо помнить, что АКПП – очень сложный агрегат, который нуждается в качественном, своевременном обслуживании и замене масла. Обслуживание должно производиться точно в срок, указанный заводом-изготовителем, а в случае тяжёлых условий эксплуатации – таких как в России – сроки пробега между обслуживаниями лучше уменьшать.
Если АКПП не будет получать должного обслуживания, вероятность её поломки заметно возрастает.

Соблюдая эти правила, вы сможете продлить жизнь своей автоматической коробке передач. И даже если вы не планируете ездить на этом конкретном автомобиле долго – соблюдение этих правил поможет вам продать автомобиль с исправной АКПП, что, несомненно, скажется на его стоимости.

5 Преимущества владения автомобилем с механической коробкой передач

Верите вы в это или нет, вождение автомобиля с механической коробкой передач дает вам все необходимые возможности переключения передач. Хотя большинство производителей больше не разрабатывают механические коробки передач, это не означает, что они не представляют ценности на автомобильном рынке.

CVT, DCT или любая другая обычная автоматическая трансмиссия может быть эффективной и легкой. Тем не менее, ничто не кажется настолько аутентичным и практичным, как механическая коробка передач, которая отличается высокой надежностью. По сравнению с автомобилями с автоматической коробкой передач, где гидротрансформатор управляет переключением передач, автомобили с механической коробкой передач оснащены отдельным сцеплением, которое позволяет свободно переключать передачи. При этом давайте углубимся в пять преимуществ владения автомобилем с ручным переключением передач.

1. Вы контролируете ситуацию и меньше отвлекаетесь 

Механическая коробка передач в Peugeot 407 2004 года | National Motor Museum/Heritage Images/Getty Images

Контроль над поведением коробки передач вашего автомобиля — одно из лучших впечатлений, которые вы можете получить как водитель, благодаря контролю и отзывчивости, которые она вам дает. Вы должны научиться слушать двигатель всякий раз, когда вы управляете автомобилем с механической коробкой передач, поскольку повышение и понижение передачи зависит от вас. Переключение автоматической коробки передач может быть достаточно непредсказуемым, потому что они полагаются на компьютер и гидротрансформатор для переключения передач.

Примечательно, что большинство новых моделей автомобилей оснащены подрулевыми лепестками, которые создают моделируемое передаточное число для выбора передач. Однако вы не можете управлять сцеплением. Рычажное переключение предлагает вам больше, чем просто трансмиссию. Механическая коробка передач значительно повышает управляемость, когда дело доходит до торможения, поскольку вы можете управлять сцеплением, которое пропорционально распределяет необходимый крутящий момент.

2. Увеличенный расход бензина

По данным Erie Insurance, владение автомобилем с механической коробкой передач приводит к лучшему расходу топлива с возможным повышением топливной экономичности примерно на 5-10%. В то время как большинство производимых сегодня автомобилей с автоматической коробкой передач становятся более экономичными, руководство дает вам больше полномочий в отношении того, сколько вы хотите сэкономить без ущерба для мощности или опыта вождения.

Автомобили с автоматической коробкой передач оснащены гидравлическим насосом и гидротрансформатором, что, вероятно, увеличивает расход топлива. И наоборот, автомобили с механической коробкой передач обеспечивают лучший расход бензина, поскольку водитель может эффективно контролировать обороты двигателя, поддерживая их на низком уровне, но при этом имея возможность переключаться на более высокую передачу. Достижение лучшего расхода бензина в первую очередь зависит от вашего стиля вождения.

3. Транспортные средства с механической коробкой передач дешевле в обслуживании В автомате многое может пойти не так только из-за отказа трансмиссии. Да, автоматы эффективны. Однако подумайте о различных проблемах, которые могут возникнуть из-за дополнительных технологий, оборудования, датчиков и всего электрического. Это равнозначно более высоким потенциальным затратам на ремонт.

С другой стороны, механическая коробка передач проста. Наиболее распространенная проблема или ремонт, который у вас будет с ручным управлением, — это сцепление. Сцепления могут прослужить сотни тысяч миль. Эта простота в автомобилях с ручным переключением передач сопровождается минимальными затратами на техническое обслуживание и ремонт.

4. Автомобили с механической коробкой передач реже угоняют

С тех пор, как появились автомобили с автоматической коробкой передач, люди забыли, как управлять автомобилем с механической коробкой передач. Автоматов на дорогах больше, чем вы можете себе представить, и поколение, которое понятия не имеет, как на них ездить. Механическая коробка передач могла бы удержать любого угонщика, намеревающегося угнать машину из-за отсутствия знаний. Хотя это может не быть проблемой для них, есть вероятность, что они переосмыслят вождение. Это простое восприятие может легко помешать кому-то одолжить или украсть вашу машину.

5. Рычажное переключение передач — это удовольствие от вождения

Большинство спортивных автомобилей изготавливаются с ручным переключением передач, в частности, из-за управляемости, отклика и острых ощущений, присущих механическим коробкам передач. Когда вы нажимаете на педаль газа, вы ожидаете мгновенного отклика от трансмиссии вашего автомобиля.

Хотя вам придется начинать с более низкой передачи, ручное управление очень увлекательно, так как вы ускоряете автомобиль в зависимости от того, какая мощность вам нужна. Поскольку трансмиссия не привязана к блоку управления двигателем, это доставляет удовольствие от вождения, поскольку рычаг переключения передач позволяет переключаться между повышением и понижением передачи. Многих водителей это устраивает.

Несмотря на то, что рычаги переключения передач быстро исчезают с автомобильного рынка, по данным NY Times, они по-прежнему сохраняют свою ценность. Владение автомобилем с механической коробкой передач доставляет удовольствие от каждого рева, который вы слышите от двигателя вашего автомобиля при переключении передач. Эта способность слушать и управлять вашей коробкой передач — это захватывающий опыт вождения, который вы, возможно, не найдете в автомобиле с автоматической коробкой передач.

СВЯЗАННЫЕ: Топ-5 лучших автомобилей с механической коробкой передач на 2021 год

Уход за автоматической коробкой передач

Коробка передач — одна из самых тяжело работающих систем и одна из самых дорогих для замены в случае отказа. Симптомы проблемы с трансмиссией включают в себя: проскальзывание, колебания, раскачивание, скрежет шестерен и затрудненное переключение передач.

По данным Ассоциации ремонтников автоматических трансмиссий, 90% ВСЕХ отказов трансмиссии вызваны перегревом. И в большинстве из них можно обвинить изношенную жидкость, которую следовало заменить. При повышенных рабочих температурах жидкость для автоматических трансмиссий (ATF) окисляется, становится коричневой и пахнет подгоревшими тостами. Поскольку тепло разрушает смазывающие свойства жидкости и фрикционные характеристики, на внутренних деталях начинает образовываться лак, который мешает работе трансмиссии. При более высоких температурах трансмиссия начинает проскальзывать, а резиновые уплотнения начинают затвердевать, что приводит к утечкам и потерям давления. Поднять температуру ATF за пределы способности системы поддерживать безопасные пределы может множество факторов: буксировка прицепа, вождение в горах, вождение на постоянной высокой скорости в жаркую погоду, вождение с частыми остановками в городском потоке, «раскачивание» автоматической коробки передач от включите заднюю передачу, чтобы очистить шину от грязи или снега и т. д. Проблемы в самой системе охлаждения, такие как низкий уровень охлаждающей жидкости, термостат или водяной насос, забитый радиатор и т. д., также снижают эффективность охлаждения ATF.

В большинстве руководств по эксплуатации автомобилей интервал замены ATF не указывается, если только автомобиль не используется для буксировки. Производители транспортных средств заявляют, что их жидкости могут проехать более 100 000 миль при нормальных условиях вождения. Тем не менее, большинство экспертов по трансмиссиям говорят, что регулярная промывка трансмиссионной жидкости и замена фильтров каждые 25 000–30 000 миль или каждые 2 года могут значительно продлить срок службы трансмиссии. Как показывает опыт, каждые 20 градусов повышения рабочей температуры выше 175 градусов по Фаренгейту сокращают срок службы жидкости вдвое!

Для большинства автомобилей проверка ATF заключается в вытягивании щупа уровня коробки передач при прогретом и работающем двигателе, когда коробка передач находится в режиме парковки. Однако мы рекомендуем вам ознакомиться с руководством пользователя, поскольку у некоторых производителей может быть другая процедура. Конечно, всегда проверяйте уровень жидкости, если заметите утечку любого рода. Однако, в отличие от моторного масла, ATF не сгорает. Поэтому, если у вас мало трансмиссионной жидкости, у вас почти наверняка есть утечка. При доливке ATF используйте тип, указанный в руководстве по эксплуатации или напечатанный на щупе коробки передач.

ОСТОРОЖНО: Не переполняйте коробку передач. Слишком большое количество жидкости может вызвать пенообразование, что, в свою очередь, может привести к неустойчивому переключению передач, масляному голоданию и повреждению трансмиссии. Слишком большое количество жидкости также может привести к утечке ATF через уплотнения трансмиссии.

Специалисты по ремонту автоматических коробок передач Доц. рекомендует следующие советы, чтобы уменьшить нагрев и продлить срок службы трансмиссии:

1. Избегайте запуска зайца

2. Помогите смене — непосредственно перед сменой; немного сбавь газ

3. Поддерживайте систему охлаждения в хорошем состоянии

 

4. Установите охладитель трансмиссии, особенно если вы много путешествуете при экстремально высоких температурах или перевозите тяжелые грузы.

По данным Ассоциации ремонтников автоматических трансмиссий, 90% ВСЕХ отказов трансмиссии вызваны перегревом. И в большинстве из них можно обвинить изношенную жидкость, которую следовало заменить. При повышенных рабочих температурах жидкость для автоматических трансмиссий (ATF) окисляется, становится коричневой и пахнет подгоревшими тостами. Поскольку тепло разрушает смазывающие свойства жидкости и фрикционные характеристики, на внутренних деталях начинает образовываться лак, который мешает работе трансмиссии. При более высоких температурах трансмиссия начинает проскальзывать, а резиновые уплотнения начинают затвердевать, что приводит к утечкам и потерям давления. Поднять температуру ATF за пределы способности системы поддерживать безопасные пределы может множество факторов: буксировка прицепа, вождение в горах, вождение на постоянной высокой скорости в жаркую погоду, вождение с частыми остановками в городском потоке, «раскачивание» автоматической коробки передач от включите заднюю передачу, чтобы очистить шину от грязи или снега и т. д. Проблемы в самой системе охлаждения, такие как низкий уровень охлаждающей жидкости, термостат или водяной насос, забитый радиатор и т. д., также снижают эффективность охлаждения ATF.

В большинстве руководств по эксплуатации автомобилей интервал замены ATF не указывается, если только автомобиль не используется для буксировки. Производители транспортных средств заявляют, что их жидкости могут проехать более 100 000 миль при нормальных условиях вождения. Тем не менее, большинство экспертов по трансмиссиям говорят, что регулярная промывка трансмиссионной жидкости и замена фильтров каждые 25 000–30 000 миль или каждые 2 года могут значительно продлить срок службы трансмиссии. Как показывает опыт, каждые 20 градусов повышения рабочей температуры выше 175 градусов по Фаренгейту сокращают срок службы жидкости вдвое!

Для большинства автомобилей проверка ATF заключается в вытягивании щупа уровня коробки передач при прогретом и работающем двигателе, когда коробка передач находится в режиме парковки. Однако мы рекомендуем вам ознакомиться с руководством пользователя, поскольку у некоторых производителей может быть другая процедура. Конечно, всегда проверяйте уровень жидкости, если заметите утечку любого рода. Однако, в отличие от моторного масла, ATF не сгорает. Поэтому, если у вас мало трансмиссионной жидкости, у вас почти наверняка есть утечка. При доливке ATF используйте тип, указанный в руководстве по эксплуатации или напечатанный на щупе коробки передач.

ОСТОРОЖНО: Не переполняйте коробку передач. Слишком большое количество жидкости может вызвать пенообразование, что, в свою очередь, может привести к неустойчивому переключению передач, масляному голоданию и повреждению трансмиссии. Слишком большое количество жидкости также может привести к утечке ATF через уплотнения трансмиссии.

Специалисты по ремонту автоматических коробок передач Доц. рекомендует следующие советы, чтобы уменьшить нагрев и продлить срок службы трансмиссии:

1. Избегайте запуска зайца

2. Помогите смене — непосредственно перед сменой; немного сбавь газ

3. Поддерживайте систему охлаждения в хорошем состоянии

 

4. Установите охладитель трансмиссии, особенно если вы много путешествуете при экстремально высоких температурах или перевозите тяжелые грузы.

Хотите узнать больше о том, как правильно ухаживать за автомобилем? Узнайте больше о своем автомобиле, читая наши статьи!

 

Как водить автомобиль с автоматической коробкой передач

Раньше автомобили с автоматической коробкой передач предпочитали люди, которым не нравилась механическая коробка передач. На самом деле, благодаря их топливной экономичности, относительной простоте управления и сравнительно небольшим затратам на техническое обслуживание, они стали более популярными, чем когда-либо.

Но в то время как автомобили с автоматической коробкой передач выполняют большую часть работы за вас, садиться за руль одного из них, если вы привыкли к механической коробке передач, безусловно, сбивает с толку. В этой статье мы расскажем вам, чего ожидать, подробно расскажем о различных типах автоматических коробок передач и дадим несколько важных советов о том, как безопасно управлять автомобилем с автоматической коробкой передач.

Различные типы автоматических коробок передач

Прежде чем мы приступим к уроку вождения с автоматической коробкой передач, стоит взглянуть на различные доступные автоматические коробки передач, чтобы вы знали, чего ожидать за рулем.

Обычные автоматические коробки передач

Самая распространенная и усовершенствованная автоматическая коробка передач. В обычных автоматических коробках передач вместо сцепления используется гидротрансформатор, они имеют от трех до десяти передаточных чисел, но в конечном итоге потребляют больше топлива, чем механические.

Бесступенчатые трансмиссии (CVT)

В вариаторах, которые часто используются в гибридных автомобилях, используется ремень, который обеспечивает плавный привод автомобиля в действие без видимых передаточных чисел.

Эффективная и очень надежная, отсутствие передач обеспечивает более плавное и обтекаемое движение, хотя ускорение немного медленнее по сравнению с другими автоматическими коробками передач.

Автоматическая коробка передач с двойным сцеплением

Подобно обычным автоматическим коробкам передач, но без гидротрансформатора, автоматическая коробка передач с двойным сцеплением использует два автоматически управляемых сцепления. Одно сцепление управляет той передачей, на которой вы находитесь, а другое подготавливает ту, на которую вы хотите переключиться.

Из-за этого их часто можно найти в спортивных автомобилях, требующих молниеносного переключения передач.

Автоматизированные механические коробки передач

Подобно обычным механическим коробкам передач, автоматизированные механические коробки передач выбирают передачи автоматически и используют бортовой компьютер, а не педаль, для управления сцеплением.

Такие коробки передач когда-то безраздельно властвовали в мире автоматических передач, но в последнее время они потеряли популярность из-за их резких характеристик и более современных автоматических аналогов.

Основные советы по вождению автомобиля с автоматической коробкой передач

Привыкание к рычагу переключения передач

Прежде чем делать что-либо еще, советуем ознакомиться с рычагом переключения передач. При переключении между режимами вождения просто держите тормоз нажатым, как сцепление в ручном режиме.

В большинстве автомобилей с автоматической коробкой передач есть следующие основные режимы вождения:

P — Парковка: Используется, когда вы останавливаетесь и выходите из машины. Это «заблокирует» коробку передач, что предотвратит ее откат, но вам все равно придется задействовать ручной тормоз при парковке.

R — Задний ход: Как и следовало ожидать, действует так же, как и задняя передача в руководстве, и ее следует использовать, когда вам нужно ехать задним ходом.

N — Нейтраль: Если вы останавливаетесь на светофоре или в пробке на пару секунд, вы должны перевести автомобиль в нейтральное положение. Просто не забудьте использовать тормоз / ручник, чтобы избежать скатывания.

D — Привод: Используется для движения вперед, машина автоматически переключается на вторую, затем на третью и так далее, если вы двигаетесь достаточно быстро.

Вы также можете встретить автоматы, у которых есть другие настройки на рычаге переключения передач, такие как:

1: Оставайтесь на первой передаче (полезно при подъеме в гору)

2: Оставайтесь на второй передаче (опять же, хорошо для холмов)
L: Оставайтесь на пониженной передаче
S: Спорт (обеспечивает большее ускорение)

Вождение в автоматическом режиме в первый раз

Теперь, когда вы лучше знакомы с рычагом переключения передач, пора приступить к вождению. Несмотря на то, что автоматом легко управлять, остановка и запуск все же могут сбивать с толку.

При запуске поставьте правую ногу на левую педаль (тормоза) и нажмите вниз, заводя автомобиль ключом или кнопкой запуска. Удерживая ногу на тормозе, переместите рычаг переключения передач в положение Drive или Reverse, в зависимости от того, в каком направлении вы хотите двигаться.

Как только вы тронетесь с места, коробка передач выберет передачу, соответствующую скорости.

Когда вы достигли пункта назначения и вам нужно остановиться, держите ногу на тормозе и переместите рычаг переключения передач в парк. Выключите зажигание и выйдите из машины.

Педаль сцепления… или ее отсутствие

Поскольку за рулем с автоматической коробкой передач так мало забот, тех, кто привык к ручному вождению, может немного смутить отсутствие педали сцепления, а только педали тормоза и тормоза. акселератор, на который можно поставить ноги.

Автоматическая или нет, одновременное нажатие на педали тормоза и акселератора не рекомендуется. Но благодаря чистой силе привычки есть шанс, что вы обнаружите это на собственном горьком опыте.

Чтобы избежать этого, многие водители с ручным управлением, переходящие на автомат, прячут левую еду за правую ногу, привыкая к вещам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *