Абразивное изнашивание (износ)
Абразивным называется механическое изнашивание материала в результате, в основном, режущего или царапающего действия на него абразивных частиц, находящихся в свободном или закреплённом состоянии.
Абразивные частицы, обладая большей, чем металл твёрдостью, разрушают поверхность деталей и резко увеличивают износ. Это наиболее распространённый вид изнашивания.
В технологических машинах более 60 % изнашивания имеют абразивный характер. Основным источником попадания абразивных частиц в сопряжения машин является окружающая среда. В 1 м3 воздуха содержится от 0,04 до 5 г. Пыли на 60 % состоящей из взвешанных частиц имеющих размеры от 5 мкм до 120 мкм, т. е. соизмеримых с зазорами в сопряжении машин. Основные состовляющие пыли: окись железаFe2O3, двуокись кремния SiO2, соединения Al, Ca, Mg, Na. Данные частицы обладают достаточно высокой твёрдостью. Для SiO2 прочность достигает 10780 – 11700 МПа, окись алюминия от 20900 до 22900 МПа, что превышает, что превышает твердость рабочих поверхностей большинства деталей технологических машин.
Рисунок 1.2 Схемы деталей машин в условиях абразивного изнашивания
а) рабочие органы, б) режущие кромки РО, в) опорные катки, г) опоры скольжения, д) детали трубопроводов, пневмосистем, гидроприводов; 1-деталь; 2-абразив.
В роли абразива могут выступать так же продукты изнашивания из выпавших в осадок присадок масел.
Если твёрдость абразивных соизмерима с твёрдостью основного материала рабочей поверхности детали, то при работе сопряжения абразивная частица будет способствовать разрушению окисной плёнки (рис.1.3. а). В результате этого в металле под воздействием окружающей среды (кислорода, воздуха, влаги) активизируются коррозионные процессы и происходит коррозионно механическое изнашивание поверхности.
Если твёрдость абразивной частицы превышает твёрдость основного материала детали (Н а≈1,7На), то при взаимодействии рабочей поверхности с частицами наблюдается пластическое оттеснение материала (рис. 1.3. б).
Если частица внедряется острой гранью в поверхность детали, то пластическое оттеснение переходит в микрорезание (рис. 1.3. в).
Рисунок 1.3. Виды взаимодействия поверхности детали с абразивными частицами.
а-при коррозионно-механическом изнашивании; б-при пластическом изнашивании; в-при микрорезании.
Интенсивность абразивного износа прямо пропорциональна твёрдости На абразивных частиц и обратно пропорциональна твёрдости Нмет поверхности трения. Поверхности большей твёрдости обладают большей износостойкостью.
Рисунок 4. Зависимость износа поверхности от твёрдости абразивных частиц
На‹Нмет; II. На≈Нмет
Абразивное изнашивание является одним из наиболее быстропротекающих процессов разрушения рабочих поверхностей деталей.
Детали ТТМ обладают следующими скоростями абразивного изнашивания, мм/ч.
Аустенитная марганцовая сталь:
Зубья ковша экскаватора | 0,13 – 12,70 |
Ножи скрепера | 0,13 – 2,54 |
Рабочие органы молотковых дробилок | 0,13 – 25,40 |
Дробящие плиты щековых дробилок | 0,05 – 0,5 |
Низколегированная высокоуглеродистая сталь
Дробильные шары шаровых мельниц -в мокрых кремниевых рудах -в мокром цементном тесте -в сером цементном клинкере
| 0,004 – 0,011 0,001 – 0,004 0,0011 – 0,004 |
Лопасти бетоносмесителей | 0,003 – 0,127 |
Перлитный белый чугун
Крыльчатки смесителей | 0,001 – 0,025 |
Для снижения абразивной составляющей изнашивания твердость рабочей поверхности детали должна быть в 1,3 раза больше твёрдости абразива. Но обычно твёрдость материала на такую величину не повышают в следствие низкого экономического эффекта. С повышением твёрдости поверхность становиться хрупкой и растрескивается под действием динамических нагрузок.
Для защиты от абразивного изнашивания обычно применяется:
-герметизация сопряжений с помощью уплотнительных элементов;
-обеспечение частоты применяемых в машинах топлив, смазочных материалов и рабочих жидкостей;
-фильтрация дизельных топлив перед заправкой машин.
Все эти мероприятия позволяют снизить интенсивность износа в 10 раз.
Абразивное изнашивание при ударе
Такому разрушению подвергаются детали буровых долот, камне- и рудомелющих агрегатов, породоразрушающий инструмент и др. Ударно-абразивное изнашивание поверхности происходит о монолитный или свободный абразив. Для ударно-абразивного изнашивания характерно образование на поверхности трения лунок в результате локальной или пластической деформации металла. Края лунок образуют те выступы, которые внедряются в сопряженную поверхность и имеют твердость, превышающую твердость металла или имеют наиболее благоприятное расположение своих граней к поверхности детали. При многократном взаимодействии абразива с поверхностью детали лунки углубляются и расширяются. В результате поверхность наклепывается и происходит отрыв от неё частиц. Обычно это происходит у пластичных материалов. Для изнашивания твердых материалов характерно хрупкое выкрашивание. На ударно-абразивное изнашивание влияет природа, геометрическая форма, твердость и хрупкость абразивных частиц, толщина слоя абразива, энергия удара, твердость испытываемого материала, наличие жидкости в зоне удара и др.
Изнашивание от абразивных частиц в потоке жидкости и газа
При допущении, что среда неагрессивная к поверхности, следует различать два случая взаимодействия абразива с материалом.
Удар прямой, угол атаки α = 900. В зависимости от массы частиц, скорости их падения, свойств абразива и физико-механических свойств материала детали возникает упругая деформация, пластическая деформация, хрупкое разрушение, перенаклеп с отделением материала в виде чешуек. Наибольшей износостойкостью при изнашивании твердыми частицами кварца и более твердыми при скорости потока около 100 м/с обладает резина и спеченные материалы, малой износостойкостью – базальт и стекло. Износостойкость углеродистых и инструментальных сталей примерно одинакова и низка.
Косой удар. 0 < α < 900. При углах атаки не выше угла трения на характер повреждения сильно влияет касательная составляющая импульса и сопротивления материала воздействию касательных сил на поверхность. У резины скорость изнашивания уменьшается при увеличении угла атаки до угла трения, а затем становиться постоянной; у других материалов скорость изнашивания может непрерывно возрастать или достигать максимума при некотором угле атаки, а затем убывать. Все зависит от свойств материала.
Изнашивание абразивными частицами в зазоре пары трения
Попавшие в зазоры пар трения абразивные частицы участвуют в восприятии приложенной нагрузки и могут впрессовываться в поверхность трения, раздавливаться на более мелкие фракции, скользить или перекатываться вдоль поверхности изнашивания, упруго и пластически деформирую её.
Абразивные частицы могут попасть в рабочие полости машины из воздуха вместе с горючим, смазочными материалами и др. путями. Из абразивных частиц, попадающих из воздуха, наибольшее изнашивающее действие оказывают частицы кварца, имеющие высокую твердость. Размер их колеблется от 1…30 мкм, и они могут долго находиться в воздухе при его движении. Воздушные фильтры машин задерживают крупные частицы, а мелкие частично попадают в цилиндры двигателей. Считается, что с каждым кубометром воздуха засасывается 5…20 мг пыли. Значительная часть поступивших частиц удаляется с отработанными газами, остальная часть осаждается на стенки цилиндров и проникает во все системы.
Рис 5.4 – Зависимость износа газоуплотнительного кольца двигателя от размера абразивных
частиц дорожной пыли
Абразивный износ — о трибологии
Содержание
Абразивный износ представляет собой тип механизма износа, который приводит к разрушению материала на поверхности из-за воздействия твердых частиц, находящихся в контакте с поверхностью. Это также происходит, когда твердая поверхность или частицы взаимодействуют или скользят по мягкой поверхности и вызывают потерю материала [1]. Это вид изнашивания, возникающий из-за нагружения твердой частицы на поверхность материала, имеющего равную или меньшую твердость по сравнению с нагруженной частицей [2].
Рис-1 Рисунок, иллюстрирующий абразивный износ сплава Ti-6Al-4V [3]
Абразивный износ может быть вызван любым состоянием поверхности при наличии твердых частиц. например, в случае взаимодействия поверхности автомобильной шины с дорожным покрытием очень легко изнашивается из-за взаимодействия более мягкого материала шины с меньшей твердостью по сравнению с дорожным покрытием. Канавки можно найти в следах абразивного износа, образующихся на границе раздела двух одинаковых металлов, испытывающих трение скольжения. При этом также происходит образование частиц износа или мусора, влияющих на дальнейший износ на поверхности материалов [4]. Причина образования частиц износа связана с наклепом, фазовым превращением или взаимодействием третьего тела на границе раздела [5].
Первоначально считалось, что механизмы абразивного износа вызываются резкой, инициируемой предметами с острыми краями или абразивными частицами. Однако при микроскопическом анализе обнаруживается, что существует много других косвенных механизмов, участвующих в инициировании абразивного износа. Это включает удаление частиц путем резки, разрушения, усталости и образования зерен. Эти четыре причины механизмов абразивного износа объясняются ниже.
Абразивный износ из-за микрорезания:Первым механизмом, представляющим классическую модель образования абразивного износа, является резание, при котором острые частицы или шероховатости вызывают порез на более мягкой поверхности материала, что приводит к износу [6]. Изношенный материал с поверхности более мягкого материала называется остатками износа. Этот механизм микрорезки показан на Рис-2.
Рис-2 Абразивный износ при резании [7].
Абразивный износ из-за разрушения:Износ, вызванный образованием хрупкого излома, вызванного трещиной, зародившейся в недрах. В основном существует три режима образования трещин, которые включают в себя вентиляционные трещины, которые распространяются под углом 30 градусов к поверхности, второй способ — через локализованную фрагментацию на поверхности и последний — глубокие срединные трещины [8]. Хрупкий излом образуется из-за высоких нагрузок, действующих на острые зерна, и из-за хрупкости на поверхности материалов. Этот механизм проиллюстрирован на рис. 3.
Рис-3 Абразивный износ при разрушении [7].
Абразивный износ вследствие усталости:Когда частицы на поверхности, вызывающие абразивный износ, вызывают повторяющиеся напряжения на поверхности металла, вызывающие усталость. Эти повторяющиеся деформации влияют на деформацию за счет бокового смещения материала, что впоследствии приводит к образованию частиц износа и вызывает абразивный износ [9]. Этот механизм показан на рис. 4.
Рис-4 Абразивный износ вследствие усталости [7].
Абразивный износ за счет вытягивания зерен:Вытягивание зерен представляет собой механизм абразивного износа, особенно характерный для керамических материалов. Вырыв зерен в керамических материалах происходит на поверхностях, где границы зерен на поверхности слабее и удаляются в виде продуктов износа [10]. Этот механизм проиллюстрирован на рис. 5.
Рис-5 Абразивный износ за счет вырывания зерна [7].
Основываясь на перемещении продуктов износа, образующихся во время абразивного износа, за пределы изнашиваемой поверхности, абразивный износ можно разделить на две группы, а именно абразивный износ на две части и абразивный износ на три части.
Двухчастный абразивный износ:В этом режиме износ происходит за счет удаления материалов с поверхности острыми абразивами или твердыми частицами. Этот режим можно просто объяснить на примере удаления материала наждачной бумагой на противоположной поверхности. Перемещение материала в этом режиме происходит за счет операций резания или вспашки [11]. Режим абразивного износа двух тел показан на рис. 6.
Рис-6 Абразивный износ в режиме двухтелового износа [7].
Абразивный износ трех тел:В этом режиме износ происходит очень медленно по сравнению с режимом двухкомпонентного износа из-за свободного движения зерен на границе раздела поверхности, вызывающей износ. Зерна свободно катятся и скользят по границе раздела, такие свойства, как твердость поверхности, которая прижимает частицы к поверхности, являются важной характеристикой, определяющей износ [12]. Абразивный износ трех тел показан на рис. 7.
Рис-7 Абразивный износ в режиме трехчастного износа [7].
GK Nathan et.al., [13] изучали различные факторы, влияющие на абразивный износ металлов, и такие условия, как приложенная нагрузка, длина абразивного пути, скорость абразивной поверхности, типы абразивных частиц, температура и абсолютная влажность. окружающей среды и т.д. являются влияющими параметрами абразивного износа. В исследовании поведения полимерных материалов при абразивном износе, проведенном H. Unal et.al. [14], было обнаружено, что скорость износа увеличивается линейно с увеличением продолжительности износа. Модель демонстрации стойкости многофазных материалов к абразивному износу была показана Н. Аксеном и др. [15], эта модель помогает прояснить роль матрицы и армирующей фазы в композите, сопротивляющемся износу многофазных материалов. материалы.
[1] Бхушан Б. Принципы и применение трибологии. Нью-Йорк: публикация Wiley-Interscience; 1999.
[2] Като К. Абразивный износ металлов. Международная трибология. 1997: 333-8.
[3] Редмор, Э., Ли, Х. и Донг, Х., 2019. Трибологические характеристики недорогого бета-титанового сплава с поверхностной инженерией. Одежда , 426 , стр.952-960.
[4] Ригни Д.А. Комментарии о нотах Износ металлов скольжением. 1997;30.
[5] Мур, Массачусетс. Обзор абразивного износа двух тел. 1974;27.
[6] Т. Каяба, Последние исследования износа с помощью микроскопических наблюдений, JSLE Transactions, Vol. 29, 1984, стр. 9-14.
[7] Stachowiak, G.W. и Batchelor, A.W., 2013. Инженерная трибология . Баттерворт-Хайнеманн.
[8] К. Филлипс, Исследование свободного абразивного шлифования стекла и плавленого кремнезема, доктор философии. Диссертация, Университет Сассекса, Соединенное Королевство, 1975 г.
[9] О. Вингсбо и С. Хогмарк, Износ сталей, Материаловедческий семинар ASM по основам трения и износа материалов, 4-5 октября 1980, Питтсбург, Пенсильвания, редактор: Д.А. Rigney, Metals Park, Ohio, Publ. ASM, 1981, стр. 373-408.
[10] М.В. Суэйн, Микроскопические наблюдения за абразивным износом поликристаллического оксида алюминия, Wear, Vol. 35, 1975, стр. 185-189.
[11] Н. Эмори, Т. Сасада и М. Ойке, Влияние комбинации материалов в трущихся деталях на абразивный износ трех тел, JSLE Transactions, Vol. 30, 1985, стр. 53-59.
[12] Т. Сасада, М. Ойке и Н. Эмори, Влияние размера абразивного зерна на переход между абразивным и адгезионным износом, Износ, Vol. 97, 1984, стр. 291-302.
[13] Натан Г.К. и Jones, WJD, 1966. Эмпирическая взаимосвязь между абразивным износом и применяемыми условиями. Одежда , 9 (4), стр. 300-309.
[14] Унал, Х., Сен, У. и Мимароглу, А., 2005. Поведение полимерных материалов при абразивном износе. Материалы и дизайн , 26 (8), стр. 705-710.
[15] Аксен, Н. и Якобсон, С., 1994. Модель сопротивления абразивному износу многофазных материалов. Одежда , 174 (1-2), стр. 187-199.
Манодж Раджанкунте Махадешвара
В настоящее время я работаю аспирантом в Университете Лидса. Ранее я закончила магистратуру по престижной совместной магистерской программе Erasmus Mundus (магистр трибологии). Я также получил степень бакалавра в области машиностроения в ВТУ, Белгаум, Индия. Я работаю менеджером по социальным сетям в Tribnet, а также у меня есть свой канал на YouTube Tribo Geek.
Что такое абразивный износ?
Последнее обновление: 22 июля 2020 г.
Что означает абразивный износ?
Износ в материаловедении просто означает эрозию или смещение материала из его первоначальной формы. Это может произойти само по себе или быть вызвано контактом с другой поверхностью. Абразивный износ возникает, когда шероховатая твердая поверхность скользит по относительно более мягкой поверхности.
Реклама
Corrosionpedia объясняет абразивный износ
Абразивный износ обычно классифицируется в зависимости от контактной среды и типа контакта. Тип контакта определяет режим абразивного износа. Как правило, существует два типа абразивного износа:
- Абразивный износ двух тел. Этот тип имеет место, когда твердые частицы или песок удаляют материал с противоположной поверхности. Лучше всего это можно описать, представив материал, смещаемый или удаляемый при вспахивании или резке.
- Тройной износ. Это происходит, когда частицы не связаны и могут скользить вниз и катиться по поверхности. Среда контакта определяет, относится ли классификация износа к закрытому или открытому типу. Среда открытого износа имеет место, когда поверхности достаточно смещены, чтобы освободиться друг от друга.
Существует несколько факторов, влияющих на возникновение абразивного износа и способ удаления материала. Для определения способа удаления материала используются различные механизмы. Три основных механизма, связанных с абразивным износом:
- Фрагментация. Это происходит, когда определенный материал отделяется от фасада в процессе резки. Это приводит к вдавливанию абразива, что может вызвать локальные разрушения в изнашиваемом материале. Трещины свободно распространяются по всему износу, что приводит к дальнейшему удалению материала.
- Резка. Это происходит, когда материал отделяется от поверхности в виде крошечных стружек или мусора с минимальным смещением или без смещения к обеим сторонам канавки. Это похоже на обычную обработку.
- Вспахивание — Это происходит, когда материал смещается в сторону, удаляясь от частиц износа. Это приводит к образованию канавки, которая не требует удаления материала. Смещенный материал создает гребни вдоль канавок, которые могут быть устранены при последующем прохождении абразивного материала.