Для чего нужен расширительный бачок в автомобиле?
В автомобилях присутствует незначительный, на первый взгляд, но неотъемлемый и очень необходимый элемент системы жидкостного охлаждения – это расширительный бачок. Он работает как компенсатор колебаний объёмов охлаждающей жидкости при изменении температурных режимов. В зависимости от сложности конструкции охлаждающей системы, он может быть как обычным резервуаром для лишней жидкости, так и устройством, которое регулирует давление в системе охлаждения.
- Назначение расширительного бачка
- Расположение расширительного бачка
- Конструкция расширительного бачка
- Корпус
- Крышка расширительного бачка
- Возможные неисправности
- Разрыв расширительного бачка
- Течь расширительного бачка
- Поломка клапанов крышки расширительного бачка
Назначение расширительного бачка
Охлаждающие жидкости на основе водного раствора пропилен- или этиленгликоля имеют более высокий коэффициент теплового расширения, чем у дистиллированной воды.
Когда двигатель заглушат, и он остынет, объём охлаждающей жидкости в радиаторе снова нормализуется, и в охладительной системе возникнет разрежение. Клапан радиаторной крышки сработает и засосёт воздух, таким образом, высока вероятность появления воздушных тромбов в «охлаждающих «рубашках». Это повлечёт за собой более глобальные нарушения процесса теплообмена и перегрев силового агрегата. Вот поэтому и возникла потребность в установке дополнительной ёмкости для излишней жидкости, которая бы не давала поступать воздуху в радиатор, заполняя свободное пространство антифризом. Таким элементом и стал расширительный бачок.
На сегодняшний день имеют место для существования такие системы, в которых клапан, схожий с перепускным на радиаторной крышке, присутствует на крышке расширительного бачка. Его назначение – выпускать лишний пар и даже перегретый тосол. В данном случае на расширительный бачок возлагается функция своеобразной верхней части радиатора, что даёт ему полное право считаться важным элементом системы охлаждения.
Расположение расширительного бачка
Располагается данное устройство близко к радиатору и крепится прямо к автомобильному кузову. Расширительный бачок на половину своего размера выступает над радиатором. Это необходимо для того, чтобы имел место быть эффект сообщающихся сосудов. Они соединяются между собой с помощью шланга. Он с одной стороны крепится к нижней части расширительного бачка, с другой – к заливной горловине радиатора.
Благодаря такому конструктивному решению излишки разогретой охлаждающей жидкости попадают в расширительный бачок, а при остывании мотора происходит компенсация объёма охлаждающей жидкости в системе из содержимого расширительного бачка. При таком процессе в радиатор не может попадать и скапливаться воздух.
Конструкция расширительного бачка
По своей конструкции данный элемент предельно прост. Он имеет вид пластиковой ёмкости, в которую вмонтирован специальный датчик, который реагирует на изменение нормального уровня охлаждающей жидкости. Бачок герметично закрыт крышкой с клапаном, регулирующим давление, который срабатывает при излишнем давлении в системе выше номинального.
Корпус
Крышка расширительного бачка
Крышка расширительного бачка системы охлаждения силового агрегата содержит в себе всего три элемента: резиновое крепление, пружинное кольцо и верхушку. Последний элемент является единственным блоком впускного воздушного и выпускного парового клапанов.
Когда двигатель начинает нагреваться, давление ОЖ в системе охлаждения, а также и в расширительном бачке, соответственно, постепенно начинает расти. Когда давление достигает максимум 120 кПа, происходит открывание выпускного клапана. Если давление падает ниже 83,4 кПа, происходит его закрытие. Если давление в системе вырастает чрезмерно сильно, это может стать причиной повреждения шлангов и даже самого радиатора. Выпускной клапан пробки расширительного бачка предотвращает повышение давления в системе охлаждения до критической отметки.
Когда зажигание отключается и двигатель остывает, давление в системе начинает снижаться, и происходит её разрежение. Когда давление в системе падает ниже 3 кПа, открывается впускной клапан расширительного бачка, и в него попадает воздух. Давление начинает понемногу нормализовываться благодаря компенсации объёма ОЖ из содержимого бачка.
Возможные неисправности
Учитывая простейшую конструкцию расширительного бачка, даже не может прийти в голову, что в нём имеется нечто, что может поломаться. Это же просто контейнер с резиновой крышкой, но вот как раз она и является не простым элементом. Это пропускной клапан давления, как мы уже говорили ранее. Именно от её корректной работы и зависит нормальное функционирование системы охлаждения мотора. Также
Разрыв расширительного бачка
При разрыве расширительного бачка значительно снижается объём ОЖ, который необходим для нормального функционирования системы охлаждения двигателя, а это приводит к неизбежному выходу её из строя. Если РБ лопнул, продолжать движение категорически запрещено. Лопнувший расширительный бачок нужно сразу же заменить и залить номинальный объём охлаждающей жидкости. Доливать ОЖ категорически запрещается, так как это может привести к повреждению ГБЦ. Это значительная поломка и она серьёзно повлияет на эксплуатацию вашего автомобиля.
Течь расширительного бачка
Он начинает подтекать из-за нарушения целостности корпуса в результате какого-либо механического повреждения, дефекта соединительного шланга или сломанной либо просто неплотно прилегающей крышки.
Поломка клапанов крышки расширительного бачка
Если крышка расширительного бачка износилась, её разъело или распались клапаны, происходит разгерметизация системы охлаждения двигателя. В результате этого она наполняется излишним воздухом, который повышает давление и выводит из строя элементы системы. Это, конечно же, ведёт к неизбежному перегреву силового агрегата. Также лишний воздух провоцирует «тромбообразование» системы охлаждения, в результате чего перестаёт работать печка.
Если клапаны крышки засоряются, тогда их функции также нарушаются. Опять же лишний воздух не выходит из системы, она разгерметизируется, повреждаются патрубки, а двигатель повреждается. Если крышка засорена несильно, но клапаны не успевают своевременно втягивать воздух и выпускать его, то это пагубно отражается на радиаторе, он начинает течь. Также ломаются термостат и помпа.
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя: в чем его миссия?
Автомобильный мотор, как и любой двигатель внутреннего сгорания, при работе нагревается, поэтому требуется постоянно его охлаждать. Для этой цели предназначены системы охлаждения. По принципу работы они бывают двух видов: жидкостные и воздушные. Наибольшее распространение получили первые, хотя они и более сложны конструктивно. «Воздушники» при своей простоте, намного более склонны к перегреву.
Поскольку все двигатели сегодня работают с жидкостным охлаждением, в моторном отсеке любого авто находится небольшая емкость из полупрозрачного пластика с крышкой, предназначенная для заливки тосола. Это и есть расширительный бачок системы охлаждения двигателя. У разных моторов объем расширительного бака колеблется от 1,5 до 8 литров.
Его назначение
Для чего нужен расширительный узел? Дело в том, что любая жидкость при нагревании увеличивается в объеме. Так, объем воды при нагревании до 100°C возрастает на 4,5%, антифриза и тосола — до 6%. Чтобы при нагревании охлаждающей жидкости (ОЖ) она не выливалась из системы, нужен расширительный бак, являющийся своего рода буфером или компенсатором.
До середины прошлого века расширительные бачки под капотом отсутствовали, поскольку в качестве ОЖ использовалась обыкновенная вода, а роль компенсатора играл верхний бачок радиатора, который не доливали «под завязку». С появлением ОЖ на основе этиленгликоля (антифризы), коэффициент объемного расширения которых больше, чем у воды, появляются дополнительные расширительные бачки, чтобы не увеличивать радиатор.
Таким образом, расширительный бак (РБ) предназначен для компенсации объемного расширения ОЖ при повышении ее температуры. Располагается РБ в моторном отсеке таким образом, чтобы уровень жидкости находился примерно на середине высоты бачка.
При этом жидкость в радиаторе и бачке располагается на одном уровне по принципу сообщающихся сосудов. Поскольку РБ расположен выше радиатора, в качестве заливной горловины используется крышка расширительного бачка, про которую будет рассказано ниже.
Устройство и работа
Расширительный бак состоит из полипропиленового корпуса, крышки и двух патрубков для присоединения шлангов жидкостной системы. С помощью нижнего шланга устройство подключается к охлаждающей магистрали, верхний служит для отведения паров и воздушных пузырей из системы. На современных моделях часто устанавливаются поплавковые датчики уровня ОЖ.
Для этой опции расширительный бачок сверху оснащается еще одной горловиной, предназначенной для установки датчика. На боковой поверхности емкости нанесены несколько контрольных рисок, от нижней — min до верхней — max. В этом промежутке и должен располагаться уровень ОЖ.
Как работает устройство? Сначала немного теории. В таблице показаны температурные режимы работы современных моторов. Как видим, двигатели работают в критических температурных условиях.
Температура двигателя, °C | Рабочая | Кратковременно | |
80 — 100 | 120 — 125 | ||
Температура закипания жидкостей, °C (при атмосферном давлении) | воды | 100 | |
тосола | 105 — 110 | ||
антифриза | 120 |
Чтобы поднять планку допустимой температуры, конструкторы повышают давление в ОЖ (больше атмосферного), благодаря чему температура ее закипания повышается. Для этого система закрывается герметично, и в ней поддерживается избыточное давление. Для разных двигателей эта величина находится в пределах от 0,1 до 0,5 бар (кг/см²).
В то же время недопустимо и значительное разрежение (больше 0,03 — 0,1 кг/см²) в свободном пространстве расширителя, поскольку в систему будет подсасываться воздух, что приведет к появлению воздушных пробок, затрудняющих циркуляцию ОЖ и, следовательно, к перегреву двигателя.
Поддержание давления в ОЖ на требуемом уровне возложено на специальный регулятор, расположенный в заливной крышке.Крышка бачка — два в одном
Итак, крышка РБ, помимо защитной функции, выполняет еще задачу регулятора давления. Как было изложено выше, давление внутри бачка должно составлять до 1,1 — 1,5 кг/см². Как же это достигается?
Для этой цели в крышке смонтированы два клапана: предохранительный и вакуумный. Первый представляет собой подпружиненную резиновую диафрагму, которая прижимается снаружи и срабатывает, когда давление превышает усилие пружины. Второй состоит из резиновой шайбы с малой пружиной, установленной внутри большой.
При рабочей температуре ОЖ оба клапана закрыты, давление в бачке не превышает расчетного. Поскольку расширительный бак закрыт герметично, с повышением температуры давление возрастает, в результате чего предохранительный клапан открывается и стравливает часть воздушных паров, возвращая клапан в прежнее положение.
Отсутствие предохранительного механизма привело бы к появлению протечек ОЖ, повреждению соединений и даже к разрыву радиаторов охлаждения и печки.
После остановки двигателя жидкость в системе остывает и уменьшается в объеме, что приводит к возникновению разрежения внутри бачка. Результатом может быть подсос воздуха через соединения, который при последующем пуске приведет к образованию воздушных пузырей. А это может привести к перегреву и выходу из строя двигателя.
Тут и приходит на помощь другой маленький клапан — вакуумный. Под действием разрежения он открывается и уравнивает давление в бачке с атмосферным.
Неисправности РБ и причины
Понижение уровня ОЖ:
- течь пластикового корпуса бачка вследствие старения материала, в частности, это было хронической болезнью бачков автомобилей ВАЗ;
- не работает предохранительный клапан, в результате чего повышенное давление выдавливает тосол через места соединений.
Перегрев двигателя:
- из-за уменьшившегося объема жидкости вследствие утечек;
- не работает вакуумный клапан, в результате чего в жидкости появляется воздух («завоздушливание»).
Видимые потеки жидкости:
- течет расширительный бак;
- неисправность предохранительного клапана.
Проверяем работоспособность крышки
Упрощенная проверка: работают ли клапаны?
Заводим мотор и, соблюдая осторожность, отворачиваем крышку: если слышится шипящий звук спущенной камеры — перепускной клапан работает (однако, правильно или нет, — неизвестно).
Сняв крышку, сожмем рукой любой шланг охлаждающей системы. Продолжая удерживать его таким образом, установим крышку на место. Если он после этого восстанавливает свою форму, по всей видимости, вакуум заполняется. А вот если еще до запуска мотора шланги выглядят как бы сплюснутыми, вакуумный клапан точно не работает.
Более точно предохранительный клапан можно проверить с помощью насоса и манометра. Насос присоединяем к нижнему подводящему патрубку бачка, а верхний заглушаем с помощью подручных средств: болта или цилиндрического сверла, туго входящих в подводящий шланг.
Насосом создаем давление и контролируем момент, когда срабатывает предохранительный клапан (шипящий звук). Величина давления, зафиксированная на шкале прибора, показывает фактическое давление срабатывания.
Если предохранительный клапан излишне тугой, его можно отремонтировать. Зачем тратить лишние деньги, когда достаточно укоротить пружину давления на один-два витка, и пружина станет мягче. Разбирается узел легко, главное — не потеряйте мелкие детали. И не переусердствуйте, откусывая витки. Делайте это понемногу, проверяя результат.
Доливка охлаждающей жидкости
Уровень жидкости в бачке контролируют по двум крайним рискам: min и max. Как правильно доливать ОЖ в расширительный бак:
- Проверьте уровень жидкости на холодном или остывшем двигателе (дайте ему хорошо остыть).
- Откройте крышку РБ (если двигатель недостаточно остыл, прихватите крышку тряпкой) и медленно поворачивайте ее до выхода пара.
- Долейте жидкость, не доходя до риски max.
- Закройте крышку и заведите мотор при выключенном отоплении. Прогрейте двигатель около 3 мин на 2000 об/мин и дождитесь, пока не включится вентилятор принудительного охлаждения.
- Проверьте уровень ОЖ и долейте его до отметки max.
Небольшой совет: следите за внешним состоянием бачка и всех элементов системы охлаждения. Потеки жидкости в моторном отсеке зачастую свидетельствуют о неисправности расширительного бачка, в первую очередь крышки.
Как следует из написанного, от такого, второстепенного на первый взгляд, узла, как расширительный бачок системы охлаждения, на самом деле зависит — насколько стабильно будет работать двигатель вашего автомобиля.
Для чего нужен ваш бачок охлаждающей жидкости?
Если бачок охлаждающей жидкости вашего автомобиля является для вас загадкой, вы не одиноки. Когда вы открываете капот своей машины, вы можете увидеть кучу вещей, которые вы узнаете и понимаете, или вы можете увидеть лабиринт проводов и шлангов и понятия не иметь, на что вы смотрите. Если вы отождествляете себя с последним, не волнуйтесь, вы в хорошей компании. Даже самые опытные механики, как правило, специализируются на определенном типе транспортного средства или даже на определенном модельном ряде, и если вы представите им автомобиль, с которым они не знакомы, они могут быть так же сбиты с толку, как и средний автовладелец.
Все транспортные средства имеют одну и ту же основную цель — доставить вас из пункта А в пункт Б надежно и, по крайней мере, с некоторым комфортом. Реальность такова, что существует бесконечное количество различных способов выполнить эту задачу. Это еще более очевидно сегодня с появлением гибридных и электрических транспортных средств, которые выглядят совершенно иначе, чем любые автомобили, выпущенные до них.
Это по-прежнему верно, даже если вы рассматриваете более мелкие системы в вашем автомобиле, такие как система рулевого управления с усилителем. Ваш автомобиль может помогать рулевому управлению с помощью гидравлической или электрической системы, и эта система может заставить ваши шины вращаться с помощью рулевого механизма или реечной шестерни, а геометрия и размещение этой системы могут быть в разных местах в зависимости от конструкции автомобиля. вашего автомобиля и где расположены двигатель и трансмиссия.
Для чего нужна система охлаждения?
Одной из вещей, которая нужна каждому автомобилю, является система охлаждения. Система охлаждения в вашем автомобиле отводит отработанное тепло, образующееся в процессе сгорания, чтобы поддерживать безопасную температуру металлов в вашем двигателе, чтобы он мог работать в течение нескольких часов без каких-либо повреждений. Ваша система охлаждения заполнена специальной охлаждающей жидкостью, представляющей собой смесь воды и химикатов, которые предохраняют ее от замерзания, помогают смазывать систему, предотвращают коррозию и способствуют теплопередаче. Эта охлаждающая жидкость прокачивается через систему с помощью водяного насоса, который либо электрический, либо приводится в действие двигателем через ремень и шкив. Ваш автомобиль также будет иметь термостат и радиатор, которые регулируют температуру охлаждающей жидкости в вашем двигателе, направляя большее или меньшее количество охлаждающей жидкости через радиатор для охлаждения в зависимости от температуры вашего двигателя.
Одной из функций вашей системы охлаждения, о которой вы можете не задумываться, является поддержание постоянного давления. Как и в большинстве случаев, по мере того, как ваша охлаждающая жидкость нагревается, когда вы начинаете движение, она расширяется. Если ваша система полностью заполнена охлаждающей жидкостью, это расширение вызовет быстрый рост давления. Ваша крышка радиатора предназначена для поддержания этого давления ниже определенной точки, чтобы предотвратить утечку и ваши охлаждающие шланги, которые выскочат или лопнут при высоком давлении. Как только ваша система достигнет рабочего давления, крышка радиатора позволит охлаждающей жидкости протекать через нее в резервуар для охлаждающей жидкости, поддерживая надлежащее давление. Затем, как только вы остановились и ваш двигатель начал остывать, происходит обратное. По мере того, как температура падает, и ваша охлаждающая жидкость сжимается, создается вакуум, который может втягивать охлаждающую жидкость обратно через крышку радиатора, гарантируя, что ваша система охлаждения всегда будет заполнена охлаждающей жидкостью и не будет иметь пузырьков воздуха.
Какова роль бачка охлаждающей жидкости в системе охлаждения?
Резервуар с охлаждающей жидкостью играет очень важную роль в вашей системе охлаждения, так как он поддерживает вашу систему полной и свободной от пузырьков воздуха, чтобы она могла работать в полную силу. Ваш бачок с охлаждающей жидкостью также является первым местом, где вы сможете заметить утечку. Если из вашей системы вытекает охлаждающая жидкость, вы заметите, что даже когда ваш автомобиль прогрет, уровень в бачке не будет таким высоким. Если вы заметили, что это происходит в вашем автомобиле, убедитесь, что ваш бачок с охлаждающей жидкостью заполнен, чтобы избежать попадания воздуха в вашу систему охлаждения. Кроме того, потратьте некоторое время, чтобы определить место утечки и быстро устранить ее, чтобы вы могли безопасно вернуться к эксплуатации вашего автомобиля. Если вы заметили медленную утечку через прокладку головки блока цилиндров, вы можете использовать BlueDevil Pour-N-Go, чтобы устранить утечку и быстро и легко решить проблемы с системой охлаждения.
Для получения дополнительной информации о герметике BlueDevil Pour-N-Go посетите нашу страницу с информацией о продукте здесь: Pour-N-Go
Вы можете приобрести BlueDevil Pour-N-Go в любом из наших партнерских местных магазинов автозапчастей, таких как :
- Autozone
- Advance Auto Parts
- Bennett Auto Supply
- CARQUEST AUTO PATER
- NAPA AUTO PATER
- O’REILLY AUTO .0026
- S&E Quick Lube Distributor
- DYK Automotive
Фотографии предоставлены:
Исходная ссылка
Резервуар
Что такое Резервуар?
Кавитация охлаждающей жидкости двигателя возникает при превышении нормальных оборотов двигателя при спортивном вождении.
Кавитация вызывает нестабильное давление в системе охлаждения и приводит к перегреву.
Кавитация также может привести к серьезным повреждениям, таким как кавитационное повреждение (эрозия системы охлаждения). Резервуар
предотвращает возникновение кавитации и тем самым предотвращает проблемы.
Поддерживает высокую эффективность радиатора и контролирует давление в системе охлаждения, устраняя кавитацию. В результате он регулирует температуру от повышения.
Линейка
- @@ Резервуар @@
- Комбинированный переходник для шланга
Характеристики резервуара CARBING
Резервуар CARBING представляет собой компактный корпус (75 мм x 158 мм), который легко устанавливается на большинстве автомобилей.
Существует два типа крепления шланга для различных применений. Он изготовлен из легкого и прочного алюминиевого сплава A5052. Анодированное покрытие повышает устойчивость к ржавчине. В комплект входит крышка радиатора (1,3 кг/см2).
Осторожно
Снимать крышку радиатора при горячем двигателе довольно опасно. Радиаторная жидкость и другие окружающие детали горячие, а радиатор находится под высоким давлением, поэтому горячая охлаждающая жидкость вырывается наружу при открытии крышки радиатора в горячем состоянии. Пожалуйста, проводите установку, когда двигатель не горячий (остывший).
После установки крышки радиатора обязательно удалите воздух из системы. Наличие пузырьков воздуха может привести к перегреву. Пожалуйста, проконсультируйтесь с профессиональным установщиком.
Установить в месте, где выше двигатель и радиатор. Также избегайте установки в местах с высокой температурой, например, рядом с выпускным коллектором или турбоагрегатом.
Некоторые автомобили не оснащены шлангом возврата картерных газов. В таком случае заткните одно из отверстий резервуара. 98ф
Резервуар: Специальный тип
Транспортное средство | Модель | Деталь № | Фото | КодFF |
---|---|---|---|---|
ТОЙОТА 86/СУБАРУ БРЗ | ЗН6/ЗК6 | 220 055 0 | ||
НИССАН ГТ-Р | Р35 | 220 148 0 |
Крепление датчика температуры воды
Транспортное средство | Модель | Деталь № | Фото | КодFF |
---|---|---|---|---|
ТОЙОТА 86/СУБАРУ БРЗ | ЗН6/ЗК6 | 222 055 0 | ||
NISSAN МАРТ NISMO S / ПРИМЕЧАНИЕ NISMO S | К13кай/Е12кай | 222 159 0 |
Характеристики CARBING Комбинированный переходник для шланга.
Для датчика 1/8 PT. Этот комбинированный шланговый переходник подходит как для возвратного шланга резервного бака, так и для датчика температуры воды.
Осторожно
Пожалуйста, проверьте диаметр шланга вашего автомобиля для установки.
Серия
Шланг радиатора | Возвратный шланг | Деталь № | Фото | КодFF | |
---|---|---|---|---|---|
30 мм | 8 мм | 221 308 0 | снят с производства. | ||
30 мм | 6 | 221 306 0 | снят с производства. | ||
38 мм | 8 мм | 221 388 0 | снят с производства. |