Бск тормозная жидкость состав: Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывы

Содержание

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывы

Типы тормозных жидкостей и их характеристики

В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости, классифицируемые по стандарту американского департамента транспорта (Department of Transportation). Сокращённо – DOT.

Согласно этой классификации, сегодня более чем в 95% всех транспортных средств используется одна из нижеперечисленных жидкостей:

Отечественные жидкости «Нева» (сходная по составу с DOT-3, обычно модифицированная присадками, повышающими температуру замерзания), «Роса» (аналог DOT-4) и им подобные встречаются всё реже. Причиной тому стал практически повсеместный переход российских производителей на маркировку по американскому стандарту.

Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.

  1. DOT-3. Устаревшая гликолевая жидкость. Используется в основном в иномарках возрастом более 15-20 лет и в вазовской классике. Обладает высокой гигроскопичностью (способностью накапливать в объёме воду). Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется 205°C. После накопления более 3,5% воды от общего объёма жидкости температура кипения падает примерно до 140°C. Ведет себя довольно агрессивно по отношению к определённым пластикам и резинам.
  2. DOT-4. Используется в относительно свежих авто. Основа – полигликоль. Обладает большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды. То есть служит немного дольше (в среднем на полгода-год). Однако присадки, снижающие гигроскопичность и нивелирующие химическую агрессию слегка загустили эту жидкость. При температуре –40°C вязкость несколько выше, чем у других жидкостей семейства DOT. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 230°C. Влага (более 3,5%) снижает точку кипения до 155°C.
  3. DOT-5. Силиконовая жидкость. Не впитывает влагу из окружающей среды. Некоторое скопление влаги возможны в виде конденсата. Однако вода не перемешивается с силиконовой основой и выпадает в осадок (что также способно вызвать негативные эффекты). Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Закипает при температуре не ниже 260°C. Обладает хорошей текучестью при низких температурах.
  1. DOT-5.1. Модифицированный под спортивные автомобили (или новые ТС) гликолевый состав. Жидкость обладает очень малой вязкостью. Закипит только после прохождения точки в 260°C (при увлажнении на 3,5% температура кипения понижается до 180°C). Имеет хорошую сопротивляемость низким температурам.

Последние две жидкости используются только в случае, если это точно определено инструкцией по эксплуатации авто. Эти жидкости могут негативно повлиять на устаревшие тормозные системы, где низкая вязкость может стать причиной некорректной работы системы и образованию протечек через суппорты и поршни тормозных цилиндров.

Смешиваемость тормозных жидкостей от разных производителей

Сразу о главном: все рассмотренные тормозные жидкости, кроме DOT-5, можно частично смешивать между собой независимо от производителя. Важен именно класс, а не завод-изготовитель.

Категорически несовместимы между собой варианты с разными основами. При смешивании силиконовой (DOT-5) и гликолевой основы (остальные варианты) произойдёт разделение на фракции со всеми вытекающими последствиями. Из-за неоднородности жидкость будет по-разному реагировать не разогрев и охлаждение. Многократно возрастёт вероятность образования локальных газовых пробок.

Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 в теории можно временно смешать между собой. Только обязательно следите, рассчитаны ли эти жидкости для работы с ABS, если у вас установлена эта система. Резких критических последствий не возникнет. Однако это можно делать только в крайних случаях и на небольшой срок. И только тогда, когда нужная жидкость по той или иной причине недоступна. Но если в вашем автомобиле по заводу используется тормозная жидкость DOT-4, и есть возможность её приобретать – не стоит экономить и брать более дешёвую DOT-3. В долгосрочной перспективе это приведёт к ускоренному разрушению уплотнителей системы или проблемам в системе ABS.

Также не нужно покупать дорогую DOT-5.1, если система на неё не рассчитана. В этом нет смысла. Газообразования и внезапного отказа тормозов при исправном состоянии системы не произойдёт. Однако разница почти в 2 раза в низкотемпературной вязкости может разгерметизировать тормозную систему. Как это происходит? При отрицательных температурах теряют свою эластичность резиновые уплотнители. На авто, рассчитанных на DOT-3 или DOT-4, пропорционально густеет и жидкость. И густая «тормозуха» если и протекает через подношенные задубевшие уплотнители, то в небольшом количестве. Если же залить низковязкую DOT-5.1, то зимой нужно быть готовым к её утечке. Особенно при сильных морозах.

Классификация жидкостей

Чтобы найти решение проблемы и разобраться, какие составы допускается смешивать в автомобильной системе тормозов, стоит перечислить существующие марки жидкостей:

  • БСК;
  • DOT 3, DOT 4, DOT 5.1;
  • DOT 5, DOT 5.1/ABS.

В данном перечне различные марки сгруппированы по одному признаку – химическому составу. БСК – бутил-спиртокасторовая смесь – устаревший материал, применявшийся в предыдущих поколениях автомобилей и не отвечающий современным требованиям. Встречается в старых транспортных средствах с невысокой скоростью передвижения.

DOT 3, 4 и 5.1 – это разные тормозные жидкости одного класса со сходными характеристиками, изготавливаемые на основе гликоля. Отличаются они по температуре вскипания, играющей немаловажную роль для современных автомобилей. Чем выше порог кипения жидкой среды в системе, тем большие нагрузки способны безотказно выдерживать тормоза.

Справка. Гликолевые составы гигроскопичны, то есть, впитывают влагу из воздуха. После насыщения свыше 3% материал становится непригодным к дальнейшей эксплуатации и подлежит замене (последняя выполняется 1 раз в 2–3 года).

Температура закипания составов на основе гликоля зависит от степени насыщения влагой. Ниже представлены характеристики тормозных жидкостей в «сухом» и влажном состоянии:

  • DOT 3 – 230 °С, увлажненная – 140 °С;
  • DOT 4 – 240 / 155 °С;
  • DOT 5. 1 – 260 / 180 °С.

Следующая группа материалов – DOT 5, DOT 5.1/ABS – силиконовые, обладающие пониженной гигроскопичностью. Температурные показатели идентичны марке DOT 5.1, но химическая основа – другая. Благодаря невысокому водопоглощению жидкость способна прослужить дольше – до 5 лет без потери рабочих свойств. Минус – недостаточная степень смазки деталей суппортов (манжет, поршней, колец), отчего последние быстрее приходят в негодность.

Сухая и увлажненная смесь

В самом начале мне хочется рассказать про гигроскопичность тормозной жидкости (для тех, кто не знает — это способность поглощать влагу из окружающей среды). Именно поэтому ее обязательно нужно менять через определенный срок в среднем через 2 – 4 года, все зависит от класса (про это чуть ниже).

Так вот когда вы только что вскрыли запечатанную банку (у которой не было контакта с окружающим воздухом), и хотите налить в основной бачок, то такой состав будет называться – СУХИМ, потому как там нет влаги вообще! Ведь только что открыли.

А вот если ваша машина или открытая банка были в контакте с воздухом (банка могла лежать открытой на полке пару лет). То жидкость уже напитала в себя большой процент влаги! Причем достаточно всего 3,5% чтобы ее уже нельзя было применять в тормозной системе! Такая смесь называется – УВЛАЖДЕННОЙ (банально в ней есть вода)!

Классификация по DOT

Для начала что вообще такое DOT – если расшифровать получается Department Of Transportation (Или департамент транспорта) находится в юрисдикции США. Так вот этот департамент, решил разграничить различные составы по классам — в итоге появилась DOT1, а после и другие.

DOT1 – DOT2 – это самые первые тормозные жидкости, они были основаны на минеральных веществах, сейчас практически не применяются, поэтому забивать голову ими не будем, хотя для общего развития их отмечу. Применялись они на тихоходных автомобилях, скорости примерно до 40 — 60 км/ч, при больших нагрузках могли достаточно быстро закипеть. От этого очень быстро теряли свои характеристики.

Сейчас небольшая ремарка – спросите, а отчего она могла закипеть? Да все просто когда автомобиль тормозит, причем склон затяжной, колесные диски могут раскаляться до 350 — 400 градусов Цельсия. Часть тепла передается в суппорта, а уже от них самой «тормозухе». Минеральная начинала закипать уже при 140 градусах.

DOT3 – это третий класс, своего рода был инновационным. В его составе уже использовалась гликолевая основа. Температура кипения сухой жидкости – 230, а увлажненной – 140 градусов.

DOT4 – четвертый класс, не поверите третьего стало недостаточно, особенно в состоянии увлажненности. Основа опять же гликоли. Составы немного доработали, и теперь характеристики 240 и 155 соответственно. Стоит отметить для большинства легковых автомобилей на данный момент этого достаточно, но существуют авто с мощными моторами, тяжелыми кузовами и запредельными скоростями.

Что будет если смешать тормозные жидкости

Теперь самое интересное, именно за этим мы здесь собрались. Можно ли смешивать или нельзя. Как мы поняли, есть два основных подвида, условно назовем их:

ГЛИКОЛИ – это DOT3, DOT4, DOT5.1. Их можно смешивать в любом соотношении, если хотите они взаимозаменяемые, ничего страшного не произойдет! ОДНАКО ЕСТЬ ОДНО НО (как обычно). Если скажем в самую совершенную «тормозуху» DOT5.1 налить DOT3, то конечная смесь получится с заниженными показателями. ТО есть температурный порог провалится до низшего уровня. А теперь думаем, пятое поколение «5.1» – СТОИТ ДОРОГО, «3» — СТОИТ НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ. Кто в здравом уме будет их перемешивать?

Это скорее экстренная мера, допустим вы уехали в другой город, потек суппорт, вам его восстановили, но вашей DOT5.1 не оказалось, можно налить DOT4, но по приезду желательно все заменить на нужный уровень. Ведь производитель не так просто залили пятое поколение, значит на это были причины, например мощный или тяжелый автомобиль, при торможении нужно большое усилие чтобы его остановить, соответственно большой разогрев.

СИЛИКОНЫ – DOT5 и DOT5.1/ABS в них НЕЛЬЗЯ заливать другие классы DOT3, DOT4, DOT5.1 – ОНИ НЕ СМЕШИВАЮТСЯ! Гликоль и силикон, не одинаковые составы! ДАЖЕ DOT5 и DOT5.1/ABS не рекомендуется для смешивания, у них хоть и одинаковая база, но различные характеристики и свойства.

Можно ли доливать тормозную жидкость другой марки и смешивать разные типы жидкости

Начинающие водители часто сталкиваются с ситуацией, когда уровень тормозной жидкости в бачке достигает минимальной отметки. В этот момент, возникает вопрос: «а какую тормозную жидкость добавить в бачок?».

Вопрос резонный и интересный. В этой теме, мы попробуем с вами разобраться, можно ли доливать тормозную жидкость другой марки, и вообще — можно ли смешивать между собой разные типы тормозных жидкостей.

Начнем мы с небольшого теоретического отступления, чтобы понять, какие стандарты тормозных жидкостей существуют, и какие стандарты используются сейчас. Мы все знаем, что тип тормозной жидкости установлен стандартом DOT. Бывают тормозные жидкости класса: DOT 1, DOT 2, DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1ABS.

Тормозные жидкости класса: DOT 1 и DOT 2

изготавливались на минеральной основе и давно не используются, и не изготавливаются.

Тормозные жидкости класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1

изготавливаются и применяются до сих пор, а основой этих жидкостей является гликоль. Тормозная жидкость DOT 3 постепенно выходит из обихода, вытесняемая более современными классами.

Тормозные жидкости класса: DOT 5 и DOT 5.1ABS

изготавливаются из силиконов и применяются на спортивных автомобилях, с высокоэффективной системой торможения.

Больше всего распространены тормозные жидкости класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Эти жидкости мы и будем рассматривать, так как они применяются на подавляющем большинстве автомобилей.

Итак, как уже упоминалось выше, тормозные жидкости класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5. 1 изготавливаются на основе гликоля, а значит, вполне совместимы между собой. Если в вашем бачке содержится тормозная жидкость любого из указанных классов, то можно смело добавлять любую тормозную жидкость, если на бутылке указан любой из классов: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Какой именно класс выбрать, решать только вам.

В таблице выше, указаны характеристики тормозной жидкости, из которых видно, что с повышением класса жидкости, повышается и максимальная температура кипения. Следовательно, рекомендуется использовать тормозную жидкость с лучшими характеристиками.

Но, если у вас обычный автомобиль, а не какой-то офф-роад внедорожник, и вы не совершаете поездки по горной местности, то основным классом для вас может стать DOT 4.

Что делать, если в руководстве на ТС

указан рекомендуемый класс т/ж DOT 3, а этой жидкости уже нет, можно ли долить т/ж классом выше? Да, можно смело доливать тормозную жидкость класса DOT 4 или DOT 5.1. Таким образом, вы улучшаете характеристики тормозной жидкости.

Что делать, если в бачке налита

т/ж класса DOT 5.1, а этой жидкости нет под рукой, можно ли долить т/ж классом ниже? Да, можно смело доливать тормозную жидкость классом ниже: DOT 3 или DOT 4. Но, имейте ввиду, что доливая тормозную жидкость классом ниже, вы ухудшаете её характеристики.

Можно ли смешивать

т/ж разных классов и типов, например, DOT 5.1 и DOT 5, DOT 5.1ABS? Нет, это категорически противопоказано. DOT 5.1 изготовлена на основе гликоля, а DOT 5, DOT 5.1ABS — на основе силиконов. Разные основы смешивать ни в коем случае нельзя. Тормозные жидкости DOT 5 и DOT 5.1ABS смешиваются, так как имеют одинаковую основу — силиконы. DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, смешиваются, так как имеют тоже одинаковую основу — гликоль. Но, между собой, эти две разные основы (силикон и гликоль) смешивать нельзя.

И еще важно помнить, что среди опытных водителей есть негласное правило — тормозную жидкость не доливают, а полностью заменяют. Тормозная жидкость не улетучивается, а наоборот, увеличивается в объеме, за счет своей сильной гигроскопичности (впитывание влаги). Если в бачке вашего автомобиля упал уровень тормозной жидкости — ищите утечки в тормозной системе.

Подобные утечки могут привести к полной неработоспособности тормозной системы в самый ответственный момент. Доливка т/ж это крайняя мера, лучше найти утечку и устранить её, а затем — полностью заменить тормозную жидкость в системе.

Смесь от разных производителей

НУ и последнее, можно ли смешивать разных производителей? ДА КОНЕЧНО МОЖНО, почему нельзя то? Ведь здесь ЖЕСТКАЯ стандартизация, поэтому DOT4 от совершенно различных компаний взаимозаменяема, ведь они должны иметь одинаковую основу и температурные характеристики.

Конечно если это не подделка! Все же фирменные жидкости от самого производителя, купленные у дилера немного гарантируют качество, да и нужно ее не так-то уж и много, всего 0,5 – 1 литр, раз в 2 – 4 года.

ДА и запомните – это жидкость хранит вам вашу жизнь! А ЭТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО!

Сейчас видео версия статьи смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю, моя статья и видео были вам полезны. ИСКРЕННЕ ваш АВТОБЛОГГЕР.

(19 голосов, средний: 4,26 из 5)

Похожие новости

Почему скрипят тормозные колодки при торможении. Как старые, так.

Тормозная жидкость состав. Основные свойства, нужная информация

Электронный ручник. Как им пользоваться? Разберем плюсы и минусы

Как часто нужно менять тормозную жидкость

ТЖ рекомендуется менять не реже чем один раз в два года в независимости от модели автомобиля, так как работает она в тяжелых эксплуатационных условиях – нагревается до высокой температуры при частом торможении. Еще «тормозуха» гигроскопична, и со временем в ее составе накапливается влага, от этого температура кипения ТЖ снижается. Если влаги скопится слишком много, жидкость будет закипать при торможении, у автомобиля откажут тормоза.

Еще следует поменять тормозную жидкость:

  • при покупке подержанного автомобиля – неизвестно, когда последний раз предыдущий хозяин обслуживал ТС;
  • при помутнении жидкости или появления в ней осадка.

Промышленностью разработаны специальные тестеры, которые проверяют гигроскопичность ТЖ, примером может служить прибор компании Novitec. На его лицевой панели расположены четыре индикатора:

Когда при проверке ТЖ на тестере загорается зеленый индикатор Gut, это означает, что тормозная жидкость отвечает требованием гигроскопичности и воды в своем составе на содержит. 1% – состояние «тормозухи» удовлетворительное, 2 и 3% – жидкость необходимо менять, она не годится для дальнейшего использования.

Можно ли смешивать «тормозуху» различных видов

В старых автомобилях в свое время применялась тормозная жидкость БСК, она имела красный цвет – краситель был в нее добавлен специально, чтобы по цвету можно было определить подтекание жидкости. На современных авто часто используется ТЖ типа DOT-4 желтоватого цвета, и смешивать жидкости разного цвета в данном случае нельзя – при смешении БСК и DOT-4 «тормозуха» может вспениться, к тому же разбухнут манжеты тормозных цилиндров.

Основой современных тормозных жидкостей типа DOT-3/ 4/ 5.1 является полиэтиленэтиленгликоль, поэтому ТЖ этих типов по своему составу близки. Их смешивать допустимо, но нежелательно, так как жидкости разных марок отличаются по характеристикам, например, они имеют различную температуру закипания.

Основой тормозной жидкости DOT-5 является силикон, и ее состав никак не совместим с ТЖ типа ДОТ-4. Смешивать ДОТ-5 и ДОТ-4 не допускается, при их соединении происходит химическая реакция, в результате разъедаются все резиновые уплотнители в ТС.

Взаимозаменяемость различных марок

Рекомендация первая: доливка тормозной жидкости, сделанной на другой основе, недопустима и опасна для жизни пассажиров автомобиля. То есть, в гликолевый состав нельзя добавлять силиконовый либо БСК и наоборот.

В чем заключается опасность: последствия проявляются не сразу, а спустя некоторое время, пока произойдет перемешивание и нагрев материала в результате срабатывания тормозов. В смеси выпадает осадок и образуются плотные сгустки, блокирующие нормальную работу системы, – тормоза отказывают. В лучшем случае придется опорожнять все цилиндры и патрубки для тщательной промывки.

Теперь о том, можно ли доливать жидкость, изготовленную на той же основе. Разбавлять гликолевый состав аналогичным материалом вполне допускается, но с оговорками:

  1. Разрешается смешивать между собой гликолевые жидкости DOT 3, 4 и 5.1, DOT 5 – материал силиконовый, его добавлять нельзя.
  2. Если вы добавили в жидкость четвертой серии гликолевый состав с более низкой температурой вскипания, например, DOT 3, системе тормозов ничего не грозит, но по приезду в гараж рабочую среду рекомендуется поменять. Причина – ухудшение свойств смеси из-за добавления материала низкого класса.
  3. После доливки жидкости более высокого класса, например, серию 5.1 в состав DOT 3, температурные характеристики смеси улучшатся. Полностью менять жидкую среду в тормозной системе необязательно, разве что вы заметили подозрительные отклонения – провалы педали либо слабый отклик на ее нажатие.

Совет. Долить тормозную жидкость в пути рекомендуется лишь после устранения течи или неполадки, вызывающей потерю рабочей среды тормозов. Исключение – мелкая протечка, куда жидкость уходит в небольших количествах.

Как проверить состояние тормозной жидкости с помощью портативного тестера

С тестером проверить ТЖ на гигроскопичность очень просто, для проверки кроме самого прибора еще потребуется чистая емкость (банка или стакан) и медицинский шприц:

  • отворачиваем пробку бачка тормозной системы, шприцом забираем небольшое количество ТЖ;
  • жидкость сливаем в стакан;
  • щуп тестера опускаем в емкость с ТЖ, нажимаем кнопку включения прибора;
  • смотрим на индикаторы – в данном случае загорелись все светодиоды, в том числе и индикатор 3%. Это говорит о том, что в «тормозухе» присутствует не менее 3% воды, поэтому жидкость обязательно нужно менять.

Для сравнения проверяем состояние свежей, еще неиспользованной ТЖ, наливаем ее в другой чистый стакан. На приборе загорается только один зеленый светодиод «Gut» – эта жидкость в своем составе влаги не имеет.

Вода

Часто, особенно в жаркие дни мы используем кондиционер для охлаждения салона автомобиля, в результате чего под машиной образуется лужа жидкости (если автомашина стояла некоторое время). Многие из нас, кто не знаком с этим, часто пугаются, опасаясь, что эта жидкость является признаком поломки автомашины.

Все дело в том, что от работы кондиционера в автомобиле образуется конденсат (вода), которая через специальный шлаг выводит ее на улицу, в результате чего может образоваться небольшая лужа воды. Если Вы пальцем потрогаете эту жидкость то увидите, что она не маслянистая и практически прозрачная, не оставляет лишних следов на пальцах рук, так как это простая вода.

Промывка тормозной системы

Промывание ТС необходимо производить в следующих случаях:

  • если меняется один вид «тормозухи» на другой;
  • в случае помутнения ТЖ или выпадения в ней осадка;
  • при наличии в старой жидкости большого количества влаги.

Часто полностью меняется ТЖ с промывкой системы автовладельцем после покупки подержанного автомобиля – водитель не знает, какая жидкость была залита в ТС, поэтому проще в данном случае слить старую «тормозуху», промыть систему и залить новую ТЖ.

Есть два варианта промывки системы – новой тормозной жидкостью или техническим спиртом. Для промывки новой ТЖ ее необходимо покупать с запасом на 50-70% больше, чем это нужно для заполнения тормозной системы. Принцип промывки такой:

  • с помощью шприца жидкость откачивается из бачка;
  • производится прокачка тормозов до тех пор, пока из штуцеров не потечет свежая ТЖ;
  • операция несколько раз повторяется, затем система заполняется новой «тормозухой», окончательно прокачиваются тормоза.

Есть вариант промывки с использованием сжатого воздуха или разбором тормозных цилиндров, но принцип здесь одинаковый – нужно полностью удалить старую ТЖ из системы.

О совместимости различных марок тормозной жидкости

Из-за протечек системы и неисправностей тормозов автолюбителям нередко приходится доливать рабочую жидкость до требуемого уровня. Ситуация усугубляется, когда подобные вещи случаются в дороге – немногие водители возят в багажнике запас на доливку. В результате нужно покупать и мешать тормозную жидкость различных марок и производителей, чтобы доехать до гаража. Отсюда возникает вопрос о взаимозаменяемости разных составов, заслуживающий подробного рассмотрения.

91. Жидкости для тормозных систем.Состав,св-ва,разновидност

91. Жидкости для тормозных систем. Состав, свойства, разновидности по ГОСТ, методы подбора и применение

Тормозные жидкости должны обладать низкой температурой замерзания, хорошими антикоррозионными свойствами, иметь высокую смазывающую способность и не воздействовать отрицательно на резиновые изделия.

Выпускаются тормозные жидкости на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах.

На касторовой основе выпускаются автомобильные тормозные жидкости марок ЭСК и БСК. Жидкость ЭСК представляет собой смесь 60% касторового масла и 40% этилового спирта и окрашена в красный цвет. БСК — это смесь 50 % касторового масла и 50 % бутилового спирта и окрашена в оранжевый цвет Обе жидкости отвечают всем необходимым требованиям, обладая высокой смазывающей способностью Недостатком является невозможность применения в зимних условиях при температуре воздуха

ниже минус 20… 25°С, когда при низких температурах касторовое масло кристаллизуется в виде салообразной массы и в растворе остается практически только спирт. При попадании воды жидкости не пригодны к применению. Жидкость БСК токсична и огнеопасна и требует определенных мер безопасности при использовании.

На глицериновой основе готовят жидкости, содержащие 35 % очищенного глицерина и 65 % спирта ректификата. По эксплуатационным свойствам такие жидкости аналогичны ЭСК и БСК. Жидкости, содержащие спирты, необходимо хранить в герметичной таре, так как спирт легко испаряется.

На гликолевой основе выпускают автомобильные тормозные жидкости марки ГТЖ-22М и «Нева». Основным компонентом в них является гликоль и его производные. Обладают улучшенными эксплуатационными свойствами за счет введения вязкостных, противоизносных, противокоррозионных и других присадок Низкотемпературные качества этих жидкостей позволяют применять их в системах тормозов круглый год.

Жидкость ГТЖ-22М окрашена в зеленый или зелено-коричневый цвет и принята в качестве единой всесезонной гидротормозной жидкости для отечественных автомобилей всех марок. Не расслаивается при попадании воды, так как этиленгликоли хорошо смешиваются с водой. Устойчива при хранении. Имеет температуру замерзания -65 °С, вязкость -7.9..8.3 мм2/с при 50°С. Недостатком жидкости является се агрессивность к чугуну и невысокие смазывающие свойства.

Жидкость «Нева»- это композиция на основе этилкарбитола с добавлением загустителя и антикоррозионной присадки. Представляет собой прозрачную однородную жидкость от желтого до светло-желтого цвета без осадка. Температура застывания -60°С, кипения -190 °С. По эксплуатационным свойствам «Нева» превосходит ГТЖ-22М, но вызывает разбухание кожи, токсична и огнеопасна. Работоспособна при температурах от минус 50 до +50 °С. При обводнении «Невы» температура кипения резко падает до 120… 140 °С и при этом снижается безопасность автомобиля.

Жидкость «Томь» — всесезонная тормозная жидкость, желтого цвета, представляющая собой смесь гликолей и эфиров борной кислоты. Имеет низкую гигроскопичность, незначительно снижается температура кипения при попадании воды, хорошие противоизносные и коррозионные свойства. Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов грузовых и легковых автомобилей

Жидкость «Роса» — на основе борсодержащих соединений с комплексом антиокислительных и антикоррозионных присадок. Применяется для тормозных систем всех типов автомобилей. Работоспособность от минус 50 до +500С, совместима с «Невой».

На нефтяной основе применяется в качестве жидкостей для тормозных систем АМГ-10 и Г Т Н (обе красного цвета). Обладают хорошими низкотемпературными свойствами.

Температура застывания для ГТН — минус 63°С, вязкость — 10 mm2/c при 50 °С. Однако необходимо читывать, что при эксплуатации эти жидкости вызывают набухание резины, а поэтому должны применяться, когда уплотнительные детали тормозных систем изготовлены из маслобензостойкой резины.

Кроме того, смешивание любой тормозной жидкости с топливом и маслами недопустимо, так как нефтепродукты разрушают резиновые детали. Запрещается применение смеси спирта и глицерина и других веществ, не рекомендованных к использованию в тормозных системах

Перед заполнением тормозную систему промыть и прокачать растворителями, например ацетоном Жидкости требуют замены в соответствии с правилами по техническому обслуживанию.

Пополнять убыль в системе необходимо жидкостью той же марки, так как разные copтa жидкостей могут расслаиваться При сомнениях в имеющихся марках жидкостей надо проверять их совместимость Для этого примерно равные количества жидкостей из системы и добавляемой перемешивают и дают отстояться Если образуются два слоя, то жидкость добавлять нельзя, она приготовлена на иной основе.

В этом случае освобождают систему oт жидкости, промывают и заливают имеющейся.

Красная тормозная жидкость бск

Характеристики: Жидкость тормозная 0.5л БСК OIL RIGHT

Сертификаты

Дополнительное описание

Жидкость тормозная БСК

Тормозная жидкость, химически нейтральная ко всем материалам, применяемым в тормозной системе. Изготовлена на основе н-бутилового спирта и высококачественного касторового масла с применением антикоррозионных присадок. Касторовое масло, содержащееся в жидкости, обладает высокими смазывающими свойствами, что значительно увеличивает срок службы тормозных цилиндров.

Рабочий диапазон температур: от -20°C до +30°C
Температура кипения «сухая»: 120°C

Совместимость:
несовместима c другими тормозными жидкостями.

Область применения:
в гидроприводах тормозов легковых и грузовых автомобилей, кроме автомобилей, оборудованных дисковыми тормозам.

Представленные данные о запчастях на этой странице несут исключительно информационный характер.

Скачать прайс-листы

Чтобы скачать прайс-листы — вам необходимо авторизоваться.
Если вы впервые на сайте, заполните пожалуйста регистрационную форму.

Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссии легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования.

Гидравлические масла применяются в гидростатических системах летательных аппаратов, подвижной наземной, судовой технике и др. механизмах, эксплуатируемых на открытом воздухе.

Состав: Смесь равнх частей касторового масла и бутанола. За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет.

Область применения: Применяется в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.

Показатели физико-механических свойств
Внешний видПрозрачная однородная жидкость оранжево-красного цвета.
Кинематическая вязкость,мм2/с, при температуре:
50 °С, не менее9,0
100 °С, не менее
-40 °С, не более2500
Низкотемпературные свойства:
Внешний вид после выдержки (6ч, -50 °С)прозрачная жидкость буз расслоения и осадка
Время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с, не более
Температура кипения, °С, не ниже115
Температуре кипения увлажненной жидкости, не менее110
Содержание механических примесей, %отсутствие
рН>=6
Взаимодействие с металлами:
Изменение массы пластинок, мг/см2, не более:
белая жесть0,2
сталь 100,2
алюминиевый сплав Д-160,1
чугун СЧ 180,02
латунь Л620,4
медь М10,4
Воздействие на резину, %:
изменение объема резины марки 7-2462 при 70 °С5-10
то же, марки 51-1524 при 120 °С
изменение предела прочности резины марки 51-1524, %, не более

Автопроизводители и автолюбители отмечают высокое качество продукции.


Производители

KIAвод — есть боевая единица сама в себе, способная справиться с любой мыслимой и немыслимой неожиданностью.

Текущее время: 05 авг 2019, 07:37

  • Автомобильный форумЗнакомство и общение реальных владельцевCarnival
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • Мобильный вид

тормозная жидкость красного цвета

тормозная жидкость красного цвета

eugen » 08 окт 2013, 12:08

Re: тормозня жидкость красного цвета

MrCarlos » 08 окт 2013, 13:10

Re: тормозня жидкость красного цвета

Редкостный ГАД » 08 окт 2013, 13:50

Re: тормозня жидкость красного цвета

Himchanin » 08 окт 2013, 13:54

Ремонт и обслуживание корейских автомобилей.
г. Химки, Молодежный проезд, владение 7. Здание ГСК-37.
8-926-992-18-09 Дмитрий (Himchanin)

С МКАД, между ул. Свободы и Волоколамским ш. по указателю «Куркино, МЕГА», уходите в область, на светофоре после АЗС «Газпром» направо и Вы у нас
схема проезда

Re: тормозня жидкость красного цвета

Водитель » 08 окт 2013, 13:55

Re: тормозная жидкость красного цвета

Редкостный ГАД » 08 окт 2013, 14:04

Re: тормозная жидкость красного цвета

Водитель » 08 окт 2013, 14:16

Re: тормозная жидкость красного цвета

eugen » 08 окт 2013, 14:18

Re: тормозная жидкость красного цвета

Редкостный ГАД » 08 окт 2013, 14:43

Re: тормозная жидкость красного цвета

Sivka » 08 окт 2013, 14:51

Re: тормозная жидкость красного цвета

TENK » 08 окт 2013, 15:02

Re: тормозная жидкость красного цвета

Редкостный ГАД » 08 окт 2013, 15:06

Re: тормозная жидкость красного цвета

TENK » 08 окт 2013, 15:10

Заеду сегодня в магазин, посмотрю…

Re: тормозная жидкость красного цвета

eugen » 08 окт 2013, 15:22

Re: тормозная жидкость красного цвета

p-taurus » 08 окт 2013, 16:51

Re: тормозная жидкость красного цвета

Редкостный ГАД » 08 окт 2013, 17:05

Re: тормозная жидкость красного цвета

p-taurus » 08 окт 2013, 17:27

ну когда потекут будет основная часть процесса ))) а пока прелюдия

от ДОТ5 не потекут, от БСК с вероятностью 99% всё в хлам разъест )))

Re: тормозная жидкость красного цвета

eugen » 08 окт 2013, 22:26

Re: тормозная жидкость красного цвета

p-taurus » 08 окт 2013, 22:55

Re: тормозная жидкость красного цвета

eugen » 09 окт 2013, 09:57

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Тормозные жидкости


По материалам сайта «Иркутский экспресс»

Назначение тормозных жидкостей — передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Именно этим условием определяются технические требования к свойствам тормозных жидкостей. Состоят они в следующем.
Температура кипения. Опыт показывает, что рабочая температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60-70ОС при движении по шоссе, 80-100ОС в городе и 100-120ОС на горных дорогах. Но это в среднем, а в напряженных условиях она нередко достигает 150ОС и даже больше, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600ОС. Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации может закипеть, а это грозит катастрофой: объем главного цилиндра невелик (всего 5-15 мл), а как только объем пузырьков пара в системе превысит эту величину, то тормоза полностью откажут. Но и до этого, при малых размерах паровых пробок, эффективность тормозов уже заметно падает.
У современных тормозных жидкостей температура кипения намного выше критической (то есть 150
О
С ), но этим нельзя обольщаться. Вещества, входящие в их состав, по большей части очень гигроскопичны, то есть легко впитывают влагу из воздуха, а резиновые манжеты служат плохой преградой для этого процесса. Точка кипения “увлажненной” жидкости по сравнению с “сухой” намного ниже, она легко падает до критической величины и даже дальше. Поэтому в паспортных данных всегда указывают два значения температуры кипения: без влаги и с содержанием 3,5% воды. Если последняя мала, то в системе с дисковыми тормозами такую жидкость применять не следует.
Морозостойкость. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. Принято, что ее вязкость не должна превышать 1800 кв. мм/с при 40ОС для обычного исполнения и 1500 кв.мм/с при -55О С для специального северного. При выборе продукта для использования в условиях суровой зимы на это надо обращать внимание.
Совместимость с уплотнениями. Вещества, содержащиеся в тормозных жидкостях, неизбежно вызывают набухание уплотнительных резиновых манжет, однако это воздействие лимитируется действующими техническими нормативами. Тем не менее и здесь есть обстоятельство, которое надо иметь в виду. На очень старых машинах (более четвертьвековой давности выпуска) могут быть манжеты, резина которых не совместима с жидкостями сегодняшних типов. В системах таких автомобилей поневоле надо использовать спиртокасторовые смеси, как это делалось прежде (на ГАЗ-24 резина прежних типов использовалась до 1985 года).
Антикоррозионные и смазывающие свойства. Для движущихся деталей тормозной системы (поршеньков) рабочая жидкость призвана служить естественной смазкой, поскольку других антифрикционных продуктов в их зоне трения нет. Важно и то, что конструктивные элементы из стали и цветных металлов не должны испытывать коррозионного воздействия со стороны веществ, входящих в тормозную жидкость. Все эти требования удовлетворяются применением специальных добавок и присадок в товарных продуктах.
Закончив перечисление главных свойств тормозных жидкостей, обратимся к реальному ассортименту нашего рынка.
БСК — жидкость из прошлого, представляющая собой смесь бутилового спирта и касторового масла (50 на 50). Внешняя отличительная особенность — красный цвет. У нее очень низкая температура кипения (всего 115ОС), а также плохая морозостойкость (вязкость 2500 кв.мм/с при — 40ОС, что не соответствует эксплуатационным нормам). БСК непригодна для современных автомобилей, тем более с дисковыми тормозами, но хорошо смазывает, вследствие чего в гаражной практике эту жидкость часто используют для смачивания замков, петель и т. п. По назначению эту жидкость применяют только в автомобилях старых типов и сельскохозяйственных машинах.
ГТЖ-22м — одна из ранних и удешевленных попыток освоения новых материалов (сделана на гликолевой основе). Температура кипения и морозостойкость улучшены по сравнению с БСК, но не дотягивают до современных норм. Главные же недостатки — низкие антикоррозионные свойства и повышенная ядовитость. Внешнее отличие — зеленый или защитный цвет. В автомобильной практике сегодня эта жидкость не применяется и не выпускается, но запасы могут случайно встретиться. ГТЖ-22м может смешиваться с более современными жидкостями, поэтому единственная возможность ее использования — доливка системы в экстремальных ситуациях, когда иного выхода нет. Разумеется, затем образовавшуюся смесь надо без промедления заменить доброкачественным продуктом.
“НЕВА” — первенец современного ряда, ныне изрядно устаревший и снятый с массового производства (мелкосерийное кое-где сохранилось). Основные компоненты — гликолевый эфир и полиэфир с добавлением антикоррозионной присадки. Температура кипения составляет 195ОС без влаги и 138ОС при содержании 3,5% воды. Норматив морозостойкости выдержан “Нева” имеет цвет от светло-желтого до желтого. Главный недостаток — повышенная гигроскопичность, вследствие чего уже через год эксплуатации температура кипения приближается к критической. Только с учетом этого обстоятельства и можно использовать “Неву”, которая не имеет других ограничений к применению на автомобилях любых марок.
“ТОМЬ” разработана на замену жидкости ”Нева” для широкого применения. Цвет — в пределах от светло-желтого до желтого, как у “Невы”. В составе “Томи” — концентрированный гликолевый эфир, полиэфир, бораты, целевые присадки. Температурные свойства продукта улучшены: кипение в “сухом” виде — 220ОС, в “увлажненном” — 155ОС, вязкость при -40ОС не более 1500 кв. мм/с. Насыщение влагой, близкое к критическому, наступает у этой жидкости примерно через два года работы. В целом по эксплуатационным качествам “Томь” по общепринятой международной классификации удовлетворяет современным нормативам DOT-3 — это массовый, “ширпотребный” класс без каких-либо специальных ограничений по применению.
“РОСА” — продукт, относящийся к наиболее совершенному типу. Основной компонент — борсодержащий полиэфир наряду с присадками специального назначения. Цвет — от светло-желтого до светло-коричневого. Показатели кипения таковы: в “сухом” виде — 260ОС, в “увлажненном” — 165ОС, при этом критический показатель (150ОС) достигается только после трех лет нахождения жидкости в гидроприводе тормозной системы.
Согласно международной классификации “Роса” удовлетворяет всем нормам класса DOT-4, что на сегодня является наиболее высоким уровнем эксплуатационных качеств. “Роса” без ограничений пригодна для использования в современных отечественных и зарубежных автомобилях.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДУКТЫ. Сегодня на нашем рынке можно встретить множество импортных тормозных жидкостей (Brake Fluid). Если такая жидкость рекомендована изготовителем для любых машин и при этом имеет маркировку DOT-3 или DOT-4, то ее можно использовать в равной мере и в иномарках, и в отечественных автомобилях. Можно утверждать также, что в состав данного продукта входят различные эфиры, и низкомолекулярные полимеры и целевые присадки. Что же касается эксплуатационных качеств (включая температурные свойства), то при сравнении в соответствующем классе (DOT-З или DOT-4) импортные жидкости примерно идентичны нашей “Томи” или “Росе” и не имеют каких-то особых отличий от них.
\

Перечень тормозных жидкостей, сертифицированных ВАЗом

Марка
Изготовитель
Стандарт
«Роса», «Роса-3», «Роса-DOT-4» АО «Капролактам» ТУ 2451-004-10488057-94
«Spectrol Disk Brake Fluid» DOT-4 (фасованная «Роса») ПКФ «Спектр-Авто» ТУ 2451-004-10488057-94
ТЖ «Томь» АО «Кемеровохимпром» ТУ 6,01-126-82
«Agrip Brake Fluid» DOT-4 Agip Petroli спецификация Agip
«Hudoroulan-408» DOT-4 BASF спецификация BASF
Примечание. Завод исключил «Неву» из своих карт, но допускает ее применение с ежегодной заменой.

Александр Моисеевич.

Более 2000 руководств
по ремонту и техническому обслуживанию
автомобилей различных марок

 

Замена тормозной жидкости

Тормозная жидкость относится к числу автомобильных расходных материалов, которые должны время от времени заменяться. Но иногда бывает так, что её уровень понизился до критической отметки, а для восполнения нет аналогичной марки. Рассмотрим, можно ли смешивать тормозные жидкости различных классов, в частности, DOT-4 и DOT-5, и какие правила при этом следует соблюдать.

Какие тормозные жидкости взаимозаменяемы

Прежде следует разобраться, какие вообще виды тормозных жидкостей существуют, и чем они различаются между собой. Все марки, представленные на рынке, по своему химическому составу подразделяются на три основных класса.

БСК

Устаревшая смесь для заполнения систем торможения автомобилей, использовавшаяся до создания современных марок с обозначением DOT. Химический состав БСК зашифрован в самом названии: бутил-спирто-касторовая смесь. Она не отвечает современным требованиям безопасности, поскольку не может обеспечивать надёжной работы тормозов на больших скоростях. Поэтому, сегодня состав БСК применяется ограниченно, только для тихоходных транспортных средств. Единственный плюс данной смеси – низкая стоимость.

DOT-3, DOT-4, DOT-5.1

В эту группу включены марки жидкости, выполненные на основе гликоля, двухатомного органического спирта. Эти марки обладают сходным химическим составом, но разными эксплуатационно-техническими характеристиками. Прежде всего, эта разница заключается в температуре закипания жидкости при интенсивном торможении. Данный показатель очень важен, поскольку от него зависят величины пороговых нагрузок на тормозную систему.

Минусом гликолевых составов является их гигроскопичность: с течением времени они впитывают в себя влагу, теряя при этом свои свойства. Чем больше насыщенность тормозной жидкости водой, тем ниже температура её закипания.

Согласно действующим нормативам, когда количество воды в общем объёме достигает 3%, гликолевая смесь становится непригодной для дальнейшего использования, и подлежит замене. В качестве примера возьмём смесь DOT-4. В «сухом» состоянии температура её закипания составляет 240оС, а при нахождении в её составе 3% воды, этот порог снижается до 155о. Обычно такой процент насыщенности влагой достигается спустя 2-3 года эксплуатации автомобиля.

DOT-5, DOT-5.1/ABS

Эта группа тормозных жидкостей создана на основе синтетического силикона. В отличие от органических смесей, силиконовые обладают повышенными водоотталкивающими свойствами. Температура закипания у данных составов равна 260оС, что соответствует показателю DOT-5.1 из предыдущей группы.

Однако, благодаря синтетической основе, DOT-5 и DOT-5.1/ABS в гораздо меньшей степени впитывают воду. Благодаря этому, их эксплуатационный ресурс составляет 5 и более лет, без существенной потери своих свойств. Среди минусов силиконовых составов следует отметить высокую стоимость и недостаточный уровень смазки подвижных и трущихся деталей тормозной системы.

Исходя из представленной классификации, следует, что смешивать между собой можно исключительно те марки тормозных жидкостей, что имеют схожий химический состав.

В каком порядке можно заменять «тормозуху»

Следует запомнить главное правило: ни в коем случае не допускается смешивать между собой гликолевые, бутиловые и силиконовые составы.

Опасность здесь состоит в следующем: при смешении составов с разными химическими компонентами, при нагревании жидкости произойдёт химическая реакция. Она сопровождается выпадением в осадок нерастворимых компонентов, в результате чего в магистрали и внутри тормозных узлов образуются плотные сгустки. Забивая внутренние полости, они блокируют циркуляцию жидкости, тем самым резко снижая эффективность работы всей системы. Для устранения возникшей проблемы придётся потратить много сил и времени, снимая и промывая цилиндры, шланги и патрубки. Соответственно, смешивать гликолевый состав DOT-4, DOT-5.1 с силиконовым DOT-5, DOT-5.1/ABS нельзя ни в коем случае.

Допускается смешивать органическую жидкость DOT-4 с аналогичной по составу DOT-5.1. Но и с доливкой жидкостей, имеющих одинаковый химический состав, не всё так просто. При таком смешивании жидкостей нужно соблюдать такое правило: доливать можно смесь более высокого класса в более низкий, но не наоборот. Дело в том, что современные производители детально регламентируют использование для своих автомобилей всех расходников, начиная от характеристик топлива, и кончая марками смазочных материалов.

Не составляет исключение и тормозная жидкость. Изначально в автомобиль заливается именно тот состав, который наилучшим образом подходит данной модели машины. Он обеспечивает максимально эффективную работу системы торможения, делая вождение безопасным. При доливке состава низшей марки, общие характеристики смеси ухудшаются. К примеру, к DOT-5.1 с температурой кипения в 260о, добавили DOT-4 (t кипения которого 240о) в пропорции 1 к 1. В результате температура закипания получившейся смеси будет уже 250о,.

Возможно, подобное изменение покажется не столь актуальным, но в экстренной дорожной ситуации даже такое снижение эксплуатационных показателей может привести к трагическим последствиям. Поэтому, специалисты допускают, долив жидкости низшей марки в более высокую, лишь в качестве временной меры, когда иного выхода просто нет. Но, при первой же возможности следует заменить полученный суррогат на ту марку, что рекомендуется техническим регламентом для данного автомобиля.

Особенности DOT-5

Маркировка присваивается тормозным жидкостям, в зависимости от их технических свойств, прежде всего, от температуры закипания. Силиконовый состав DOT-5 закипает при t = 260оС, что является на сегодня лучшим показателем среди всех аналогичных составов. Однако, подобными температурными характеристиками обладают и другие смеси. Поэтому, несмотря на разницу в химическом составе, им присвоена та же маркировка DOT-5.

Во избежание путаницы и для недопущения смешивания органической и синтетической жидкости, к силиконовым составам добавлено дополнительное обозначение. В результате на рынке появились синтетические тормозные жидкости DOT-5.1/ABS (разработана специально для машин, оснащённых антиблокировочной системой) и органические DOT-5.1. Данная группа жидкостей отлично подходит к современным автомобилям, обладающим высокими скоростными характеристиками. Максимальный порог закипания в 260 градусов позволяет эффективно работать тормозам даже при значительных нагрузках.

От правильного использования тормозной жидкости, в том числе и при её доливе, напрямую зависит эффективность работы тормозов автомобиля. Поэтому, во избежание возникновения аварийных ситуаций на дороге, следует неукоснительно соблюдать правила замены жидкостей для тормозной системы. В частности запрещается доливать DOT-5 в систему, заполненную DOT-4 из-за различного химического состава (гликоль и силикон).

  • Автор: Алексей Винокуров

Тормозная жидкость Изготовитель Нормативный документ по которому изготовлена тормозная жидкость Класс по стандарту DOT-3. Температура сухого / увлажненного кипения по станд-ту(+205 /+ 140) Класс по
стандарту DOT-4 Температура сухого / увлажненного кипения по стандарту
(+230 /+ 155)
Класс по стандарту DOT-5. 1. Температура сухого / увлажненного кипения по стандарту(+260 /+ 180) темп-ра «Сухого» кипения темп-ра «Увлажненного» кипения
БСК нет информации нет информации не соответствует не соответствует не соответствует 115 нет инф-ции
«Нева» нет информации нет информации не соответствует не соответствует не соответствует 195 138
«Томь» ОАО «ХИМПРОМ» г. Кемерово ТУ 2451-076-05757618-2000 соответствует не соответствует не соответствует 220 150
«Роса» НПП «МАКРОМЕР» г. Владимир ТУ 2451-354-10488057-99 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 260 165
РОСДОТ

ООО «ТОСОЛ-СИНТЕЗ»
г. Дзержинск

ТУ 2451-004-36732629-99 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 260 165
HYDRAULAN 408 Фирма BASF Германия ТТМ 1.97.0738-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует нет инф-ции нет инф-ции
ДОТ-4 ООО «Лукойл-Пермнефтео-
ргсинтез» г.Пермь
ТУ 2332-108-00148636-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 230 160
ТОРСА ДОТ-4 ЗАО «БУЛГАР-СИНТЕЗ» и ЗАО «Булгар Лада Плюс» г. Казань ТУ 2332-001-49254410-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 230 160