Что такое катализатор в автомобиле: что это, штраф за езду без него, прохождение техосмотра :: Autonews

Содержание

плюсы и минусы удаления автомобильного катализатора

Каталитический нейтрализатор выхлопных газов водители и работники автомастерских обычно называют просто катализатором автомобиля. Это устройство устанавливается перед выхлопной трубой. Оно нужно, чтобы минимизировать вред окружающей среде, который наносят выхлопные газы.

В специальной камере, где содержится платина, палладий, радий и другие активные компоненты, происходит химическое «сжигание» вредных выхлопов. Благодаря химической реакции агрессивная окись углерода и азота превращаются в более безопасные компоненты: углекислый газ, воду, свободный азот.

Устройство катализатора автомобиля простое. Он представляет собой трубку, состоящую из мелких керамических или металлических «сот». Стенки ячеек покрыты активной смесью, которая и взаимодействует с выхлопами. Проходя через трубку, воздух очищается, и из выхлопной трубы в атмосферу поступает гораздо меньше токсичных веществ.

Почему каталитический нейтрализатор выходит из строя

Катализатор нужно менять довольно часто – каждые 100-150 тысяч км пробега. Именно за это время он успевает полностью исчерпать свой ресурс. Дело в том, что в нем идет химическая реакция, которая связывает определенные соединения из выхлопных газов. Как только активные реагенты заканчиваются, устройство становится бесполезным.

Но кроме этого, есть несколько причин, по которым каталитический нейтрализатор нужно будет заменить, не дожидаясь указанного пробега. Ускоренный износ устройства возможен при таких условиях:

  • Регулярная езда по очень плохим дорогам. Постоянная тряска по камням, ухабам и неровным грунтовкам может приводить к тому, что керамические ячейки просто разбиваются и перестают выполнять свою функцию.
  • Неполадки в двигателе. Если в самом моторе или системе зажигания есть проблемы, недогоревшее топливо и масло могут попадать в катализатор, забивая мелкие ячейки.
  • Привычка постоянно резко вдавливать педаль газа в пол. В такой ситуации топливная смесь не успевает полностью сгорать, ее остатки также постепенно закупоривают «соты» нейтрализатора.
  • Некачественное топливо или различные зимние добавки. В них содержатся примеси свинца и других тяжелых металлов, что сокращает срок жизни очистителя выхлопных газов.
  • Постоянные пробки. Пока авто стоит в заторе, его двигатель все равно работает, соответственно, идет и выхлоп отработанного газа. Ресурс катализатора расходуется быстрее рекомендованного пробега.

Как понять, что каталитический нейтрализатор неисправен

Чаще всего катализаторы стоят на авто, которые уже оснащены электронной системой распознавания неполадок. Поэтому при проблемах с устройством на панели загорится лампочка «Проверьте двигатель». К тому же производители встраивают специальные кислородные датчики. Если выхлопные газы перестают очищаться, некоторые машины автоматически перестают запускаться.

Кроме этого, есть еще несколько признаков, по которым можно понять, что нейтрализатор выхлопных газов пора менять. В первую очередь, снизится мощность мотора, машина начнет хуже разгоняться. Также может появиться грохот во время старта авто. Все это происходит из-за того, что выхлопные газы не могут нормально выйти через забитую сетку и возвращаются назад в камеру сгорания – двигатель «задыхается».

Когда удаляют катализатор и как ездить без него

Удалить и заменить неисправную деталь обязательно нужно после того, как нейтрализатор выхлопных газов исчерпал свой ресурс. Это делается либо после определенного пробега, либо если уже наблюдаются явные признаки его неисправности. Если этого не сделать, авто начнет сильнее расходовать топливо, хуже стартовать и разгоняться, а некоторые модели и вовсе перестанут заводиться.

Самый простой выход – просто купить новый катализатор и установить его вместо отработавшего. Но такая деталь стоит дорого из-за содержащихся в ней драгоценных металлов. Поэтому многие владельцы машин просто ставят обманки и используют пламегасители.

Перепрограммирование датчиков

Это наиболее простой способ обойтись без нейтрализатора выхлопных газов. Производители автомобилей устанавливают два кислородных датчика, называемых лямбда-зондами, которые контролируют уровень загрязнения выходящего воздуха. Чтобы можно было ездить без катализатора, эти датчики отключают, а бортовой компьютер перепрошивают с учетом внесенных в конструкцию изменений.

Использование пламегасителя

Это более доступное устройство, чем каталитический нейтрализатор. Пламегаситель работает как глушитель, а также разделяет потоки выхлопных газов. У него нет такой мелкой ячеистой решетки, как в катализаторе, поэтому пламегаситель не настолько чувствителен к качеству горючей смеси и различных добавок. Кроме этого, он куда свободнее пропускает воздух, благодаря чему мощность двигателя увеличивается на 5-10%, а также снижается расход топлива.

«Обманки» для зондов

После установки пламегасителя или полного удаления катализатора понадобятся дополнительные «обманки» для лямбда-зондов, чтобы избежать перепрошивки бортовой системы автомобиля. Что представляют собой эти «обманки»? Это дополнительные проставки, которые отодвигают второй лямбда-зонд дальше от выхлопов. В результате фиксируется меньший уровень загрязнений, и бортовой компьютер не выдает сообщений о неполадках. «Обманки» бывают пустыми или же с мини-фильтром внутри для получения нужных данных по загрязнениям.

Плюсы и минусы удаления катализатора

Для владельцев машин преимуществ в удалении каталитического нейтрализатора выхлопных газов несколько:

  • не нужно покупать и регулярно менять недолговечную дорогую деталь;
  • возрастает мощность двигателя;
  • снижается расход горючего;
  • уменьшается чувствительность к качеству топлива;
  • мотор не «задыхается» из-за ухудшения отвода выхлопных газов.

Но несмотря на все достоинства удаления катализатора, у этой процедуры есть и ряд недостатков. В первую очередь, ухудшается состав выхлопа, и как результат – более разрушительное действие автомобиля на окружающую среду. А если по какой-то причине выхлопные газы попадают в салон, там может ощущаться неприятный запах. Если не открывать окна на проветривание, начинает болеть голова – водитель и пассажиры получают слабое отправление СО и окисью азота.

Если катализатор удален некорректно или же неправильно установлен пламегаситель, на приборной панели могут постоянно гореть сообщения о неисправности двигателя. Кроме того, возникают сложности с техосмотром, а также может появиться неприятный дребезжащий звук во время езды.

Где удалить катализатор

Можно убрать устройство для очистки воздуха самостоятельно – для этого нужно снять выхлопной коллектор, разобрать нужный узел или вырезать его болгаркой. Однако для этого нужно знать, где именно располагается катализатор. Если пришлось вырезать его болгаркой, дополнительно понадобится сварка. При самостоятельном вмешательстве велик риск того, что появится запах в салоне или неприятный звук при езде.

Лучше всего доверить эту работу профессионалам из автомастерской. Специалисты гарантированно сделают все быстро и правильно, а также помогут выбрать оптимальную альтернативу каталитическому нейтрализатору: перепрошивка, «обманки» или пламегаситель.

что в нем ценного и что будет если его убрать

Резкий скачок уровня автомобилизации общества в конце двадцатого века потребовал глобального усиления требований к экологичности двигателей внутреннего сгорания. Суровые законодательные меры вынудили производителей разработать и внедрить сложные технические комплексы очистки выхлопных газов, главными компонентами которых стали системы электронного управления впрыском топлива и специальные узлы дополнительной переработки продуктов выпуска – каталитические нейтрализаторы.

Содержание статьи:

  • 1 Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
    • 1.1 Что ценного в устройстве
  • 2 Виды катализаторов
  • 3 Причины и признаки неисправности
    • 3.1 Как проверить
    • 3.2 Как почистить
  • 4 Зачем вырезают катализатор на автомобиле
  • 5 Тонкости удаления устройства из выхлопной системы

Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор

Большая часть выхлопных газов состоит из вполне нейтральных и безвредных веществ – азота, водяного пара и двуокиси углерода.

Но обойтись только их наличием практически невозможно, такое случается лишь в идеально отрегулированном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.

Во всех других случаях мотор начинает выделять крайне опасные для человека химически активные вещества, моноокись углерода, углеводороды и окислы азота.

Читайте также: Для чего нужна балансировка колес автомобиля

Прямое уничтожение подобных ядов с большой скоростью и в требуемом объёме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегнуть к известным из химии каталитическим реакциям переработки вредных веществ в относительно нейтральные.

Катализатором в химии называется компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам при этом не расходуется.

Что ценного в устройстве

К сожалению, ценного там оказалось много. В роли катализаторов пришлось применить благородные металлы, наиболее подходящие для этой цели.

Дошло до того, что самым дешёвым из них оказалось золото, но чаще приходится использовать платину, палладий и родий. Многим известно, что эти элементы существенно дороже всем понятного золота.

Одновременно с применением столь недешёвых компонент потребовалось создать геометрически непростую структуру, обеспечивающую контактирование каталитического вещества со всем объёмом выпускаемого цилиндрами газа. Это мельчайшие керамические или металлические соты, сквозь которые и продувается весь поток выхлопа.

Статья по теме: Установка и подключение кнопки Старт/Стоп с алиэкспресс

В результате автомобиль приобрёл сложное, массивное и дорогое устройство в виде металлического корпуса, высокотехнологичной начинки, да ещё и обрамлённое контрольными датчиками с двух сторон, непрерывно следящими за его сохранностью и правильной работой.

Экологичность даром не даётся. Да и на этом прогресс не остановился, дальнейшее ужесточение требований законодателей продолжает влиять на появление дополнительных систем очистки выхлопа.

Виды катализаторов

По своему назначению нейтрализатор может быть двух- или трехкомпонентным.

  1. В первом случае он выполняет относительно простые функции окисления (дожигания) угарного газа и углеводородов до образования воды и двуокиси углерода.
  2. Во втором – добавляется сложная способность устройства работать с окислами азота. Особенно много их образуется в современных дизельных и бензиновых моторах, в силу повышения экономичности, которых конструкторам приходится использовать обеднённые и бедные смеси на впуске.

Трёхкомпонентые катализаторы, а именно такие чаще всего применяются, в свою очередь, могут отличаться по конструктивному признаку, изготавливаясь на базе керамических или металлических сотовых изделий.

Керамические относительно дешевле, но не обладают высокой механической прочностью и долговечностью, склонны к растрескиванию и разрушению, не терпят ударов при наезде на препятствия.

Металлические конструктивы обладают достаточной упругостью, поэтому лучше держат внешние и внутренние удары. Внутренние могут возникать при аномальных процессах горения и разрушительно воздействовать на тонкую сотовую начинку, где, как уже упоминалось, обычно нанесены такие непростые вещества, как платина, палладий и родий.

Но даже металл не спасает от предательского попадания на тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде компонент контрафактных рабочих жидкостей, слишком богатой смеси или всевозможных соединений кремния.

Это интересно: Почему не загорается лампа давления масла при включении зажигания

Катализаторы отличаются и по способу их установки. Раньше они располагались в виде врезок выхлопной трубы, подобно глушителям и резонаторам. Но оказалось, что так их очень трудно и затратно прогревать до рабочей температуры, при которой начинаются каталитические реакции.

Поэтому сейчас нейтрализаторы ставят непосредственно за выпускным коллектором, максимально близко к точке выхода раскалённых выхлопных газов. Уже не надо долго ждать выхода прибора на режим, меньше загрязняются кислородные датчики и сокращаются расходы топлива на поддержание температуры.

Причины и признаки неисправности

Теоретически катализатор должен работать вечно. Благородные металлы не окисляются и не расходуются в химических реакциях каталитического типа. Но реальность выглядит значительно хуже. Тонкие приборы оказываются бессильны перед нарушениями температурного режима и механическими ударами.

Почти все проблемы бывают связаны с нарушением работы систем питания и зажигания двигателя, а также с применением некачественного топлива. Всё это приводит к повышению температуры нейтрализатора, оплавлению и выкрашиванию его сотовой структуры с последующим закупориванием пути свободного прохода выхлопных газов.

При этом катализатор способен нанести страшный ответный удар двигателю. Его близкое расположение к зоне выпускных клапанов привело к опаснейшему эффекту – раскрошенная керамика может попадать в цилиндры.

Это не является парадоксом, дело в том, что импульсный характер движения газов на выпуске приводит к хаотическому перемещению частиц по коллектору и всасыванию их в двигатель перепадами давления.

Результат известен многим мотористам – царапины и задиры на поверхностях, которым это полностью противопоказано. Двигатель отправляется в капитальный ремонт.

Общим признаком неисправности станет потеря мощности двигателя, его неспособность развить большие обороты. В конце концов он просто перестанет запускаться. Это легко себе представить интуитивно, вообразив, что некто коварно заткнул выхлопную трубу. Результат абсолютно идентичен.

Как проверить

Наиболее простым и эффективным способом диагностики является считывание показаний кислородных датчиков с помощью автосканера Scan Tool Pro Black Edition.

Исправный катализатор покажет синусоиду с напряжением от 0.1-0.3 до 0.7-0.9 V на первом датчике и 0.7-1 V на втором.

Напряжение 0.5-0.7 V свидетельствует о том, что катализатор подзабит, а если же показания будут меньше 0.5 V то он неисправен.

Подробная видеоинструкция ниже.

Симптомы слишком характерны, чтобы вызывать сложности с диагностикой забитого катализатора.

Изменившийся звук выхлопа, сдавленное шипение в выпускной системе, иногда вообще крайне слабая реакция руки, подведённой к срезу выхлопной трубы. Обычно к тому же зажигается лампочка контроля состояния двигателя, ЭСУД заметит нештатные показания датчиков.

К сведению: Почему перестал работать парктроник (причины, диагностика, ремонт)

Окончательный диагноз будет поставлен после снятия катализатора с автомобиля. Запечённые, заполненные отложениями и раскрошенные соты невозможно не заметить.

Как почистить

В тех случаях, когда соты ещё не повреждены, но пропускная способность нейтрализатора уже снижена смолянистыми отложениями, его можно промыть.

Для этого лучше всего использовать жидкость, обычно применяемую для очистки карбюраторов или топливных форсунок. Только потребуется её значительно больше.

Катализатор заливается промывочной жидкостью, после чего ей предоставляется время на растворение загрязнений, затем её сливают, внутренности детали промываются горячей водой и просушиваются (продуваются).

Обычно процедура требует неоднократного повторения. Существуют также специально предназначенные для подобных промывок составы.

Зачем вырезают катализатор на автомобиле

Подобное удаление имеет негативные последствия в виде увеличения загрязнения окружающей среды.

Выполняется оно обычно по двум причинам – экономии на покупке новой детали, взамен пришедшей в негодность (изделие дорогое по описанным выше причинам) и мощностного тюнинга автомобиля.

Снижение сопротивления на выхлопе позволит мотору раскручиваться более уверенно. К тому не секрет, что экологичность и экономичность пока не могут существовать одновременно. На обслуживание хорошего катализатора требуется значительное количество дополнительного топлива, не несущего полезной нагрузки.

Тонкости удаления устройства из выхлопной системы

Выполнить это без значительных затрат времени иногда невозможно. Прошли времена, когда катализатор представлял собой удобный в обращении жестяной цилиндр с хрупкой керамической начинкой. Два крепких удара ломом — и дело сделано.

Сейчас приходится иметь дело с изделием замысловатой формы, без доступа к внутренностям, да ещё и с крепкими металлическими сотами. Приходится вскрывать корпус и потом его заваривать. В условиях СТО операция не самая дешёвая.

По теме: Почему течет масло из двигателя, как найти и устранить протечку

Завершиться процесс должен перенастройкой «мозгов» двигателя, иначе они сразу вычислят обман. Это делается различными способами, в зависимости от квалификации и привычек исполнителя. Могут применяться как программные, так и аппаратные «обманки» контролирующих датчиков.

Результат один – мотор адаптируется к новым условиям и перестаёт паниковать лампочкой «Check engine». Иногда ставят так называемый пламегаситель – специальную вварку, нормализующую звук, температуру и внутреннюю аэродинамику выхлопа.

Руководство для начинающих: что такое каталитический нейтрализатор (и что он делает)?

Вы здесь

Главная | Руководство для начинающих: что такое каталитический нейтрализатор (и что он делает)?

Каталитический нейтрализатор — друг каждого, потому что он поглощает вредные выбросы, производимые автомобилем, и превращает их в менее вредные газы. Поэтому, когда ваш автомобиль вырабатывает угарный газ (CO), углеводороды (HC) и оксиды азота (NOx), они будут преобразованы в углекислый газ (CO2) и воду (h30) под действием «кошки» вашего автомобиля. Почти каждая развитая страна в 21 веке требует, чтобы новые автомобили были такими, и практически все новые автомобили в США имеют их с 19 года. 75.

Каталитический нейтрализатор встроен в выхлопную систему автомобиля, в современных автомобилях обычно подключается к коллектору. В других современных автомобилях есть манивертеры, которые являются частью коллектора; Причина такой любви в том, что он нагревается намного быстрее, что приводит к более быстрому запуску преобразователя. Это далеко от старых дней подпольных кошек, которые сидели примерно под передними сиденьями на днище автомобиля.

Каталитические нейтрализаторы работают примерно одинаково. Они имеют сотовое ядро ​​или матрицу, покрытую родием, платиной и палладием. Эти металлы нагреваются при прохождении через них горячих выхлопных газов и вызывают химическую реакцию вредных загрязняющих веществ, превращая их в углекислый газ, азот и воду.

Пока каталитический нейтрализатор остается неповрежденным, он обычно должен прослужить более 100 000 миль. Большой проблемой для кошки вашего автомобиля является повреждение от удара, будь то наезд на большой объект или даже на бордюр, потому что это может привести к разрушению и ухудшению состояния матрицы внутри. . Элементы в конечном итоге сломаются и выйдут из вашего автомобиля через выхлопную трубу. Вам нужно следить за датчиками кислорода и топливными форсунками вашего автомобиля; и то, и другое может привести к попаданию слишком большого количества несгоревшего топлива в выхлоп, что повышает температуру и выгорает или расплавляет матрицу преобразователя.

Старайтесь также избегать глубоких луж, потому что быстрое охлаждение, вызванное погружением в холодную воду, может привести к разрушению преобразователя.

Каталитический нейтрализатор вашего автомобиля не имеет движущихся частей и работает автоматически. Выхлопные газы нагревают матрицу, и как только она «зажигается», она вызывает ожидаемые химические реакции во всех газах, протекающих через нее. Большинство автомобилей, оборудованных OBDII (все, выпущенные с 1996 года), имеют датчики кислорода (O2) в выхлопных системах до и после каталитического нейтрализатора, чтобы контролировать его правильное функционирование. Если сканирование показывает код P0420 — Эффективность системы Catalyst ниже порогового значения , скорее всего, это означает, что ваша кошка больше не выполняет свою работу и нуждается в замене.

Как долго обычно работает каталитический нейтрализатор? Вы должны ожидать, что кошка прослужит не менее 10 лет, но в большинстве случаев прослужит срок службы транспортного средства — до тех пор, пока оно не будет каким-либо образом повреждено, как упоминалось выше.

Теги: 

Руководство для начинающих; каталитический нейтрализатор

Рекомендуется для вас

Последние советы и руководства

Проблемы и отзывы GMC Acadia (2006-2017)

2 ноября 2022 г.

Проблемы и отзывы Chevrolet Cruze (2011-2019 гг.)

28 октября 2022 г. 21 октября 2022 г.

Проблемы и отзывы VW Jetta (2011-2018 гг.)

14 октября 2022 г.

Как защитить свой автомобиль от кражи каталитического нейтрализатора : NPR

Как защитить свой автомобиль от кражи каталитического нейтрализатора Кража конвертеров резко возросла с начала пандемии благодаря ценам на драгоценные металлы и тому, насколько легко их украсть, сказал один страховой эксперт. Пролистывание одного может занять всего две минуты.

Национальный

Совершенно новый каталитический нейтрализатор лежит на полу в магазине Johnny Franklin’s Muffler в Сан-Рафаэле, Калифорния. Джастин Салливан / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Джастин Салливан / Getty Images

Совершенно новый каталитический нейтрализатор лежит на полу в магазине Johnny Franklin’s Muffler в Сан-Рафаэле, Калифорния. По данным State Farm, ни в одном штате не зарегистрировано больше краж каталитических нейтрализаторов, чем в Калифорнии.

Джастин Салливан / Getty Images

Как автовладельцам защитить себя от волны воровства каталитических нейтрализаторов, захлестнувшей страну?

Претензии по украденным каталитическим нейтрализаторам удвоились за год, закончившийся в июне 2022 года, по данным State Farm, крупнейшей автостраховой компании в США, клиенты которой сообщили о более чем 43 200 украденных нейтрализаторах в этом году.

А с 2019 года количество краж конвертеров выросло на 1215%, по данным Национального бюро страховых преступлений, отраслевой группы, которая отслеживает преступления, связанные со страхованием.

В среду Министерство юстиции объявило об аресте 21 человека в связи с преступной группировкой, обвиняемой в получении 545 миллионов долларов на торговле крадеными каталитическими нейтрализаторами.

Каталитические нейтрализаторы, которые помогают очищать выхлопные газы автомобиля, стали объектом воровства в значительной степени из-за цены на драгоценные металлы, такие как палладий и платина, которые используются в деталях.

И, что особенно важно, их расположение на внешней стороне днища автомобиля позволяет легко их украсть, сказал Дэвид Глэйв из NCIB ранее в этом году NPR.

Чтобы украсть преобразователь, нужно всего несколько минут и пила на батарейках. «Вы проскальзываете под машину, разрезаете свою выхлопную систему, и вы входите и выходите обычно в течение от 30 секунд до минуты», — сказал Глау.

Особому риску подвергаются автомобили с достаточным зазором между шинами, чтобы вор мог легко проскользнуть под ним, например внедорожники и пикапы. Гибриды также являются привлекательными мишенями, поскольку их конвертеры содержат еще больше драгоценных металлов.

Замена украденного преобразователя может стоить тысячи долларов. Вот некоторые меры предосторожности, которые вы можете принять:

Как защитить свой автомобиль от кражи каталитического нейтрализатора?

Страховые компании, автомеханики и полицейские управления рекомендовали широкий спектр противоугонных мер, предназначенных для сдерживания потенциальных воров. «Это целостный подход, — сказал Главе.

Самое простое решение — держать машину подальше от посторонних, когда вы ею не пользуетесь. Если у вас есть доступ к гаражу, держите машину там. Те, у кого нет гаража, должны попытаться припарковать свою машину в хорошо освещенном месте или где-нибудь, где вы можете установить камеру слежения.

Что вызывает рост числа краж каталитических нейтрализаторов?

Но даже гаража может быть недостаточно для защиты вашего автомобиля. Общественные парковочные места всех видов стали мишенью для дневных краж, предупреждает Институт промышленности по переработке отходов, торговая группа по переработке отходов.

«[В] больницах это происходит, потому что люди приходят в больницу и либо припарковались и посещают, либо они находятся в больнице в течение длительного периода времени, а их машина стоит там», — сказал Тодд Форман, директор группы. информационно-разъяснительной работы правоохранительных органов. «Это происходит с большими грузовиками, с церквями».

В некоторых городах есть мастерские, в которых владельцы автомобилей могут бесплатно выгравировать идентификационные номера своих автомобилей на каталитическом нейтрализаторе, что указывает потенциальным покупателям на то, что нейтрализатор был украден.

Форман также рекомендует покрасить конвертер яркой термостойкой краской, которая может отпугнуть вора, которому придется соскребать все это перед продажей. «Если они залезут под машину и увидят, что она окрашена аэрозольной краской, — сказал он, — они поймут, что их скорее поймают на краже каталитических нейтрализаторов».

Другие решения могут стоить немного денег: Владельцы могут установить системы сигнализации, которые срабатывают от вибрации пилы вора. Другие, более дорогие противоугонные устройства предназначены для того, чтобы сделать преобразователь более громоздким для снятия. Механики также могут приваривать металлические пластины или арматуру для защиты преобразователя.

Что делать, если его украли?

Если у вас украли нейтрализатор, вы, скорее всего, сразу заметите: без нейтрализатора ваша машина будет намного шумнее, чем обычно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *