в чем причины и как предотвратить
Одна из страшных тем в разговорах автомобилистов – почему гнутся клапана, на каких автомобилях возможна эта поломка, и как ее предотвратить. Сегодня мы подробно расскажем о причинах, по которым выходят из строя клапана двигателя и мерах профилактики этой неисправности.
Гнутые клапанаЗа что отвечают клапаны в моторе
Для начала немного теории. Наверняка каждый автолюбитель знает, сколько цилиндров в моторе его автомобиля, а вот сколько в нем клапанов – на этот вопрос ответ дадут не все. В большинстве современных двигателей насчитывается от восьми до шестнадцати клапанов (по два или четыре на один цилиндр), есть силовые установки (восьми или двенадцатицилиндровые), у которых количество клапанов – от 24 до 32-х.
Клапан – важная деталь газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя машины, которая располагается в головке блока цилиндров, отвечает за своевременную подачу воздуха в цилиндр и вытеснения из него отработанного газа.
Причем, один и тот же клапан не может выполнять указанные функции, а потому каждый цилиндр оборудован двумя видами клапанов – впускными, которые подают в камеру сгорания воздух, и выпускными, которые выдавливают из этой камеры продукты сгорания топливовоздушной смеси.
Устройство двигателяЕсть двигатели, у которых на один цилиндр приходятся по два выпускных и впускных клапана, а есть такие, где впускных клапанов больше, чем выпускных (трех и пятиклапанные цилиндры). В строении клапана различают две части: тарелку и стержень. Именно стержень клапана и попадает под удар, когда из строя выходит один из элементов газораспределительного механизма.
В рабочее состояние клапаны приводит распределительный вал, который, вращаясь вокруг своей оси в головке блока цилиндров, поднимает одни и опускает в цилиндры другие клапаны – это так называемые газораспределительные фазы. В свою очередь, распредвал в движение приводит коленчатый вал – оба этих элемента ГРМ связаны между собой приводом, который может быть зубчатым, ременным или цепным. Зубчатая передача вращает распределительный вал в блоке цилиндров, а ременная или цепная – в головке блока цилиндров.
В настоящее время наибольшее распространение получили двигатели, в газораспределительном механизме которых используется ремень или цепь. Ременной тип привода проще по своей конструкции, но менее надежен, чем цепной. Цепной тип привода, в свою очередь, устроен сложнее – в его механизм входят натяжные ролики и успокоители. Мы неслучайно столько внимания уделили деталям газораспределительного механизма – понимание принципа его работы поможет нам в дальнейшем определить причины, по которым гнет клапана.
Почему гнутся клапаны
И у газораспределительного механизма с ременным приводом, и у ГРМ с цепным приводом может настать момент, когда выходит из строя ременная или цепная передача. Обрыв ремня ГРМ или растяжение звеньев цепи ГРМ, которые не в состоянии зацепиться за зубья шестерен распределительного вала (проскальзывание) ведет к тому, что распредвал резко останавливается, а коленчатый вал продолжает свое движение.
обрыв ремня ГРМВ этот момент клапаны утапливаются в цилиндр, а им навстречу поднимается поршень. Сила подъема поршня намного больше, чем у опускающихся клапанов, поэтому поршень ударяет по тарелке клапана, а стержень, не выдерживая этого удара, сгибается или даже ломается. Происходит полная остановка двигателя, заводить который снова не рекомендуется, чтобы не спровоцировать более серьезной поломки – выхода из строя поршней, что чревато дорогостоящим ремонтом головки блока цилиндров.
Как определить, что клапана погнулись
Установить на глаз, что при обрыве ремня или проскальзывании цепи ГРМ загнуло клапана, нельзя. Для этого нужно провести две нехитрые операции.
Для начала установим на ролики по меткам новый ремень ГРМ и потихоньку прокрутим коленчатый вал. Достаточно от двух до пяти оборотов чтобы определить, что клапана погнуты: если вращение свободное, то стержни клапанов целы, если затруднено – клапана загнулись.
новый ремень ГРМБывает так, что коленвал прокручивается, а клапана все равно загнулись. Как в таком случае определить поломку? Надо замерить компрессию в цилиндрах, предварительно выкрутив свечи зажигания. Если в цилиндре компрессии нет — клапана погнулись.
Как не допустить поломки клапанов
Разберем причины, по которым мог порваться ремень, чтобы понимать, как предотвратить такую поломку.
Причина 1. Истек срок эксплуатации ремня ГРМ. Как и любой другой расходный материал, ремень газораспределительного механизма имеет свой ресурс работы. Производитель автомобиля в руководстве по эксплуатации указывает срок замены ремня ГРМ – для большинства моторов он наступает при пробеге 100-120 тысяч километров. Надеяться на то, что до этого момента ремень будет служить верой и правдой, конечно, можно, но для пущей верности рекомендуем на каждом плановом ТО проводить осмотр состояния ремня и при необходимости провести его замену. В таком случае мы не допустим его обрыва, и, как следствие, не будем расхлебывать проблемы с загнутыми клапанами.
Причина 2. Использование контрафактного ремня ГРМ. Некоторые автолюбители, желая сэкономить, покупают неоригинальные, дешевые ремни ГРМ, которые рвутся на малых пробегах – 5-7 тысяч километров. Совет – относитесь ответственно к покупке ремня ГРМ, лучше заплатить больше за этот расходник, чем потом раскошелиться на дорогостоящий ремонт головки блока цилиндров.
Причина 3. Поломка помпы ГРМ. В конструкции газораспределительного механизма некоторых двигателей помпа соприкасается с ремнем, и при выходе из строя этого узла его заклинивает, в результате чего ремень трется о помпу и перетирается, что приводит к его обрыву. Помпа изнашивается на тех же пробегах, что и ремень ГРМ, поэтому при замене ремня рекомендуем установить новую помпу.
ПомпаПричина 4. Износ распределительного вала. Эта поломка происходит на больших пробегах двигателя (от 150 тысяч км и более), а потому встречается не так часто. Заклинивание распредвала может привести к разрыву ремня ГРМ. Именно поэтому при покупке подержанного автомобиля с большим пробегом настоятельно советуем взглянуть на состояние распредвала.
Износ распредвалаПричина 5. Неисправность навесного оборудования привода ГРМ. Ремень газораспределительного механизма движется на роликах, которые тоже могут изнашиваться, заклинивать, что приводит к разрыву ремня и загибании клапанов.
Ролики ГРМРекомендуем на каждом ТО проверять состояние натяжных роликов, регулярно смазывать и подтягивать их крепления, и при необходимости заменять их новыми.
Хотя двигатели с цепным приводом ГРМ считаются более надежными, бывает, что гнет клапана и у них. Происходит это по двум причинам: звенья цепи растягиваются или выходит из строя навесное оборудование привода (натяжные ролики и успокоители). Основная причина, по которой растягиваются звенья цепи ГРМ – некачественный материал, из которого она изготовлена. Такая беда случилась с двигателями Volkswagen TSI в середине 2000-х годов: немецкий автопроизводитель заказал цепи у недобросовестного подрядчика, и они начали выходить из строя на 20-40 тысячах пробега, провоцируя загибание клапанов. Чтобы у таких моторов не гнули клапана, следует периодически проводить диагностику цепи ГРМ и навесного оборудования и по необходимости менять их на новые.
Помимо этих способов предотвратить загиб клапанов можно, сделав на головках поршней специальные углубления, которые по своим габаритам будут соответствовать стержням клапанов. Если случится обрыв ремня или проскочит цепь, то, при остановке распредвала стержни клапанов не уткнутся в головки поршней, а войдут в углубления и остановятся там. Правда, у этого способа есть и свои минусы: двигатель с такими «тюнингованными» поршнями теряет до семи процентов своей мощности. Готовы ли вы дефорсировать мотор своего «железного коня» ради сохранности клапанов при выходе из строя привода ГРМ?
Клапаны двигателя
Клапаны двигателя
Назначение клапана — открывать или закрывать впускное или выпускное отверстие, расположенное в головке цилиндров (верхнеклапаннкй механизм) или в блоке цилиндров (нижнеклапанный механизм). Основными частями клапана являются головка и стержень.
Клапан должен надежно изолировать цилиндр во время тактов сжатия и рабочего хода от впускного или выпускного трубопровода г оказывать в открытом положении возможно меньшее сопротивление движению газов. Плавный переход от головки клапана к его стержня: уменьшает сопротивление при обтекании клапана газами.
Клапан, как и другие детали газораспределительного механизма (штанга и толкатель), должен быть легким, чтобы при возвратно-по-ступательном движении его не возникали большие силы инерции.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Для того чтобы клапан плотно прилегал к седлу, на нижней стороне головки клапана снимают фаску под углом 45° (реже под углом 30°), которую шлифуют.
Наибольшее распространение на автомобильных двигателях получили клапаны с плоской или тюльпанообразной головкой. Клапаны с плоской головкой отличаются меньшей массой и меньшей поверхностью нагрева.
Хорошая обтекаемость клапана газами достигается при тюльпанообразной головке, имеющей очень плавный переход от головки к стержню. Особенно большое значение это имеет для впускных клапанов, которые часто делают с тюльпанообразной головкой (двигатели М-21, ГАЗ-13), обеспечивающей наилучшее наполнение цилиндра горючей смесью.
Головки впускного и выпускного клапанов могут иметь как одинаковые диаметры, так и разные. Обычно головка впускного клапана делается большего диаметра для улучшения наполнения цилиндра. Диаметр головки впускного клапана ограничивается размерами и конструкциеп камеры сгорания, а также диаметром выпускного клапана, который должен обусловливать достаточно полную очистку цилиндра. В качестве примера можно привести размеры клапанов двигателя FA3-53A, у которого диаметр головки впускного клапана равен 47 мм, а выпускного — 36 мм. У двигателя ЯМЗ-236 диаметр впускного клапана равен 61,5 мм, а выпускного — 48 мм.
Рис. 1. Клапаны:
а — с плоской головкой; б — с тюльпанообразной головкой; 1 — головка клапана; 2 — стержень
Иногда на головке клапана делают прорезь, используемую для притирки клапана к седлу.
При работе двигателя температура выпускного клапана достигает 800—900 °С, а впускного 300—400 °С, так как он периодически при тактах впуска охлаждается относительно холодным зарядом горючей смеси или воздуха. Клапаны подвергаются действию высоких температур и разъедающему влиянию газов. Поэтому материал, применяемый для их изготовления, не должен ухудшать механических свойств при высокой температуре и должен хорошо противостоять коррозии и истиранию. Этим требованиям удовлетворяет легированная сталь. В связи с тем, что выпускные клапаны подвержены действию более высокой температуры, чем впускные, для их изготовления применяют жаростойкую хромокремнистую сталь (силь-хром). Впускные клапаны изготовляют из хромоникелевой стали.
Клапаны дизелей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 состоят из двух сваренных частей: стержня из хромоникелевой стали и головки из жаростойкой стали.
Если клапаны имеют головки одинакового диаметра, то на них выбивают метки, например, ВП (впускной) и ВЫП (выпускной).
Отработавшие газы вызывают коррозию и повышенный износ седел выпускных клапанов, поэтому их делают вставными из специального жаростойкого чугуна.
Если двигатель имеет газораспределительный механизм с верхними клапанами и головку цилиндров, отлитую из алюминиевого сплава, то под все клапаны в головку цилиндров запрессовывают седла из жаростойкого чугуна (двигатели М-21, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130).
Стержень клапана перемещается в направляющей втулке, изготовленной из чугуна и запрессованной в блок цилиндров (двигатель ГАЗ-51А) или в головку цилиндров (двигатели М-21, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и др.). Втулка обеспечивает посадку клапана на седло без перекоса.
В двигателях М-21, ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 направляющие втулки сделаны из металлокерамики, т. е. спрессованного и спеченного порошка, состоящего из меди, графита и железа. Металлокерамические втулки обладают хорошими антифрикционными свойствами. На наружной поверхности втулки сделана выточка под стопорное кольцо, которое удерживает ее от возможного осевого смещения.
Рис. 2. Механизм вращения выпускного клапана двигателя ЗИЛ-130:
1 — выпускной клапан; 2 — корпус механизма; 3 — шарик; 4 — опорная шайба; 5 — замочное кольцо; 6 — пружина клапана; 7 — тарелка пружины; 8 — сухарь; У — дисковая пружина; 10 — возвратная пружина; 11 — металлический натрий; 12 — направляющая втулка; 13 — седло клапана; 14 — жаростойкая наплавка; 15 — заглушка; 16 — головка цилиндров
На конце стержня клапана имеется выточка для соединения его с пружиной при помощи сухарей и тарелки. Пружина клапана обеспечивает плотную посадку клапана на седло и прижимает толкатель к кулачку распределительного вала во время работы двигателя. Пружина постоянно находится в сжатом состоянии: один конец ее упирается в опорную шайбу, а другой — в надетую на стержень клапана тарелку (двигатели М-21, ГАЗ-БЗА и ЗИЛ-130). Пружина 6 имеет постоянный шаг витков.
Иногда на клапан ставят не одну пружину, а две с разным направлением навивки, чтобы пружины не заклинивались. При наличии двух пружин уменьшается их длина и повышается надежность работы клапана, так как при поломке одной пружины клапан будет удерживаться другой (двигатели МЗМА-408, ЗИЛ-111 и ЯМЭ-236).
У нижнеклапанного двигателя ГАЗ-51А пружина имеет переменный шаг, что предотвращает вибрацию клапана при больших числах оборотов коленчатого вала. Конец пружины с меньшим шагом должен быть обращен к головке цилиндров.
В соединение клапана с пружиной при помощи сухарей и тарелки введена коническая втулка, которая плотно охватывает сухари. Тарелка опирается на торец конической втулки, а во фланец тарелки упирается пружина. Такое соединение клапана с пружиной уменьшает силы трения между ними и позволяет клапану поворачиваться во время работы двигателя. Вследствие этого значительно увеличивается срок службы клапана, его седла и направляющей втулки, так как уменьшается односторонний износ этих деталей.
На стержень клапана надевают колпачок из маслостойкой резины, благодаря чему устраняется подсос масла (при тактах впуска) в цилиндр двигателя через зазор между стержнем клапана и втулкой. У нижнеклапанного двигателя таких колпачков не ставят, так как стержень клапана находится в других условиях в отношении смазки и вероятность подсоса масла в цилиндр очень мала.
Выпускной клапан двигателя ЗИЛ-130 имеет на головке жаростойкую наплавку на посадочной фаске, несмотря на то, что клапан изготовлен из жаростойкой стали. В стержне выпускного клапана просверлено глухое отверстие, наполненное примерно на одну треть металлическим натрием (двигатели ЗИЛ-130 и TA3-53A) и закрытое снизу заглушкой. Во время работы двигателя находящийся в стержне натрий плавится (температура плавления натрия 98 °С) и превращается в жидкость. При возвратно-поступательном движении клапана в направляющей втулке натрий перемещается, омывает головку и отводит от нее тепло к стержню.
Выпускной клапан двигателя ЗИЛ-130 во время работы принудительно поворачивается специальным механизмом, корпус которого помещается в гнезде головки цилиндров.
В корпусе 2 по окружности расположено пять наклонных углублений для шариков с возвратными пружинами. На верхнюю часть корпуса надеты с зазором дисковая пружина и опорная шайба. Пружина клапана одним концом опирается на тарелку, а другим — на опорную шайбу.
Если клапан закрыт, то усилие пружины через шайбу передается дисковой пружине, под которой находятся пять шариков. Внутренняя кромка дисковой пружины опирается на заплечики корпуса, а на ее наружную кромку воздействует клапанная пружина. При открытии клапана пружина сжимается, и усилие, передаваемое на опорную шайбу и дисковую пружину, возрастает. В результате этого дисковая пружина распрямляется и между внутренней кромкой ее и заплечиками корпуса появляется зазор. После выпрямления дисковой пружины на шарики передается усилие двух пружин. Шарики, перекатываясь по наклонным углублениям корпуса, сжимают возвратные пружины и в то же время (вследствие наличия трения) поворачивают дисковую пружину вместе с опорной шайбой, которая, в свою очередь, вызывает поворот клапанной пружины одновременно с клапаном.
Во время закрытия клапана пружина разжимается, усилие ее уменьшается и прогиб дисковой пружины возрастает. Дисковая прутжина внутренней кромкой снова опирается на заплечики корпуса и освобождает шарики, возвращающиеся в исходное положение под действием возвратных пружин.
Технологии клапанов, используемые в автомобильных двигателях • Howie’s Car Corral
Различные технологии клапанов, используемые в автомобильных двигателях
За прошедшие годы многие изобретения стали лучше. Это ничем не отличается от автомобильных двигателей. Современные автомобильные двигатели мощные, экономичные и обладают большей универсальностью и разнообразием, чем когда-либо прежде. И при надлежащем обслуживании и уходе современные автомобильные двигатели могут служить годами.
По мере развития технологии автомобильных двигателей производители автомобилей разрабатывали и улучшали основные параметры своих двигателей. Технологии клапанов — это область, в которой производители двигателей создают различные кривые разработки и проектирования. Это делается для улучшения их машин и в качестве меры, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
Большинство людей не знают об уникальных нюансах технологии клапанов. Тем не менее, если вы заядлый автолюбитель, вы, возможно, время от времени сталкивались со стандартными терминами, касающимися технологии клапанов. В этой статье команда Howie’s Car Corral рассматривает клапанную технологию и то, как она используется в производстве автомобильных двигателей.
Технология клапанных двигателей
Что такое технология клапанных двигателей?
Клапанная технология имеет важное значение для двигателей автомобилей и транспортных средств, поскольку она определяет стандартную работу и производительность двигателя внутреннего сгорания. Технология клапанных двигателей развивалась в течение нескольких десятилетий, чтобы стать более надежными и экономичными.
Что делают клапаны двигателя?
Стандартный двигатель работает, открывая и закрывая впускной и выпускной клапаны. То, как и когда клапаны открываются и закрываются, определяет воздушно-топливную смесь, поступающую в камеру сгорания, и внешний поток выхлопных газов.
Клапаны работают в течение фиксированного периода времени, который разделен между различными функциями клапана. Эти функции включают время подъема клапанов, время их открытия и продолжительность времени, в течение которого они остаются поднятыми.
Современная технология клапанов
Двигатели, в которых используются современные технологии, могут регулировать время включения клапана в зависимости от требований двигателя. Например, когда двигатель работает на низких оборотах, требования к открытию его клапана отличаются от требований, когда двигатель работает на высоких оборотах.
Типы современных клапанных двигателей
Примеры двигателей, в которых используется современная технология клапанов, включают:
- VTVT — клапанный механизм с регулируемой синхронизацией
- VVT — Регулировка фаз газораспределения
- VVT-i — система изменения фаз газораспределения с интеллектуальными функциями
- i-VTEC — интеллектуальная система изменения фаз газораспределения и подъема с электронной системой управления
- Ti-VCT — двойная независимая регулировка фаз газораспределения
Чем отличаются эти технологии клапанов?
Большинство этих технологий эффективно регулируют фазы газораспределения в соответствии с требованиями двигателя, такими как число оборотов в минуту. В основном это означает, что они опережают открытие впускных клапанов или обеспечивают перекрытие клапанов между впуском и выпуском для обеспечения оптимальной работы двигателя. Уникальная технология (i-VTEC) отличается от остальных тем, что позволяет изменять высоту подъема клапана для большей гибкости.
Как технология клапанов влияет на характеристики автомобиля?
Усовершенствования в технологии клапанов, такие как регулируемые фазы газораспределения и подъем, делают двигатель более чувствительным к нажатиям дроссельной заслонки. Двигатели, в которых используются эти функции, обычно имеют лучшую мощность на низких оборотах, чем двигатели, в которых не используются передовые технологии клапанов. Эти технологии также способствуют топливной экономичности и сокращению выбросов, что особенно привлекательно для покупателей автомобилей, заботящихся о цене.
Какие производители автомобилей используют клапанную технологию?
Разные производители используют разные технологии клапанов для создания этих передовых и мощных двигателей. Эти технологии также упростили для этих производителей соблюдение строгих стандартов выбросов, установленных регулирующими органами.
Технология VTVT используется азиатским производителем автомобилей Hyundai. Напротив, VVT и VVTi используются группой производителей автомобилей, в которую входят Toyota и Suzuki. i-VTEC используется Honda, а Ti-VCT используется Ford Motor Company.
Продолжает ли развиваться технология Valve?
Да. По мере того как возрастает потребность в повышении топливной экономичности автомобильных двигателей, инженеры-механики продолжают совершенствовать и адаптировать технологию клапанов.
По состоянию на 2018 год существовали более совершенные технологии клапанов, в которых используется непрерывное изменение. Например, Valvematic и Valvetronic — это такие системы, цель которых — создать бесконечную регулировку клапанов и фаз газораспределения.
Valvematic используется Toyota, а Valvetronic используется немецким производителем автомобилей BMW. Мы можем только надеяться, что автомобильная промышленность продолжит совершенствовать эти технологии, чтобы предоставить покупателям и дилерам автомобилей более экономичные и экономичные решения.
Приобретайте технологически продвинутые и качественные подержанные автомобили в магазине Howie’s Car Corral
Жители района Большой Виктории могут найти лучший выбор высокотехнологичных автомобилей в магазине Howie’s Car Corral. Работая на Южном острове Ванкувер более двадцати лет, наша команда профессиональных и дружелюбных людей всегда готова помочь вам найти лучший автомобиль за ваши деньги.
Заходи в гости! Мы хотели бы поздороваться!
Что такое уплотнение клапана автомобиля?
Автомобильные пломбы представляют собой простое устройство, используемое для блокировки или «герметизации» клапана в открытом или закрытом положении для предотвращения несанкционированного срабатывания клапана.
Работа клапана может осуществляться только путем разрезания пломбы, что свидетельствует либо о несанкционированном вмешательстве, либо о действиях уполномоченного работника.
Автомобильные уплотнители доступны в различных цветах в соответствии с вашими эксплуатационными потребностями.
Цветовая маркировка пломб и ярлыков рекомендуется для обозначения безопасного положения клапана, например, зеленый цвет означает открытое положение, а красный — закрытое положение.
Другие цвета уплотнений могут обозначать среду, протекающую через клапан.
Автомобильные пломбы используются как часть программы автомобильных пломб для герметизации клапанов в открытом и закрытом положении. Используется вместе с автомобильной пломбой красного или зеленого цвета для обозначения состояния клапана. Обычно используется на клапанах, ответственных за технологический процесс, для предотвращения непреднамеренного или случайного срабатывания клапана.
Автомобильные уплотнения ( CSC ) на шаровых кранах с рычажным управлением, изолирующие предохранительный клапан.
Материал..
- Корпус из анодированного алюминия. Эти автомобильные пломбы имеют оцинкованный стальной трос.
- Нержавеющая сталь, обеспечивающая превосходную устойчивость к коррозии в морской среде. Головка автомобильного уплотнения изготовлена из цинка, а трос — из нержавеющей стали.
- Пластиковые хомуты, которые можно использовать для пломбирования клапанов автомобилей. Подобно стальным уплотнениям канатной дороги, они имеют уникальный идентификационный серийный номер.
Диаметр троса..
- Стандартные автомобильные уплотнения имеют диаметр 2,5 мм, и этого вполне достаточно для применения. Разрывная нагрузка превышает 500 кг (1102 фунта). Трос представляет собой многопроволочную оцинкованную сталь.
Длина кабеля..
- Что хочет заказчик (стандартная длина кабеля 1000 мм).
Цвета автомобильных уплотнителей..
- Много.
Маркировка и идентификация..
- Каждая автомобильная пломба может получить уникальный серийный номер.
Функция..
- Существует два стиля функциональности автомобильных пломб. Это самоблокирующиеся и отрывные ключи. Как следует из названия, самоблокирующееся уплотнение становится герметичным (запирается), как только кабель входит в корпус. Кабель можно натянуть, но нельзя отпустить.
- Другой тип имеет отламывающийся ключ для герметизации устройства. Когда кабель входит в корпус, его еще можно снять. Для создания пломбы кабель необходимо туго натянуть, затем вручную поворачивают откидной ключ до его отщелкивания. Кончик ключа застревает в тросе, фиксируя его на месте.
Что означает Car Seal Open, Car Seal Closed..
Если ваша работа так или иначе связана с трубопроводными процессами, проектированием трубопроводов или поставкой клапанного оборудования, вы, возможно, сталкивались с терминами Car Seal Open, Car Seal Closed. , CSO или CSC, записанные на PID (схемы трубопроводов и приборов).
Проще говоря, эти термины описывают необходимость блокировки (герметизации) клапана для предотвращения его работы в открытом или закрытом положении.