Диаграмма фаз газораспределения двигателя: Круговые диаграммы фаз газораспределения — MirMarine

Содержание

Круговые диаграммы фаз газораспределения — MirMarine

Для обеспечения надлежащей работы двигателя внутреннего сгорания в его цилиндрах в определенной последовательности и в строго определенные моменты должны начинаться и заканчиваться рабочие процессы. С этой целью двигатель оборудуется газораспределительным устройством.

Моменты фаз газораспределения, т.е. положения мотыля (кривошипа) коленчатого вала по отношению к соответствующей мертвой точке в начале и конце каждого процесса, отсчитываются в углах поворота коленчатого вала, п.к.в. Данные о фазах газораспределения используются для проверки правильности установки газораспределительных органов двигателя и, при необходимости, для их регулирования. Сведения о моментах фаз газораспределения приводятся в инструкциях заводов-изготовителей двс. Так, например, для четырехтактного двигателя 6ЧР 30/38 фазы газораспределения следующие.

Впускной клапан: открытие 37° до в.м.т., закрытие 47° после н.м.т. выпускной клапан: открытие- 52° до н.м.т., закрытие 32° после в.м.т.; начало подачи тoплива-18° до в.м.т.

Для большей наглядности данные газораспределения изображаются на круговой диаграмме фаз газораспределения. На рис.13 эти диаграммы представлены для конструктивно подобных двигателей с одинаковой частотой вращения n = 600 об/мин: для двигателя без наддува перекрытие клапанов составляет 69°, для двигателя с наддувом — 130°. Столь большое перекрытие клапанов для дизелей с наддувом объясняется необходимостью обеспечить лучшую очистку цилиндра и дополнительное охлаждение камеры сжатия.

Круговые диаграммы фаз газораспределения двухтактных дизелей показаны на рис. 14.

Как видно из рис. 13 и 14, двигатель определенной марки имеет фазы газораспределения, отличные от таких же фаз двигателей других марок. Для двигателей с наддувом характерно увеличение времени процессов, связанных с очисткой цилиндров от отработавших газов.

Угол опережения подачи топлива зависит от частоты вращения двигателя, сорта применяемого топлива и способа смесеобразования. Более ранняя подача топлива устанавливается для двигателей с большей частотой вращения, а также при работе их на тяжелых сортах топлива.

Метки: Газораспределение, Газораспределительное устройство, Круговая диаграмма, Перекрытие клапанов, Очистка цилиндра, Угол опережения

Зачем менять фазы газораспределения — ДРАЙВ

Качество работы двигателя — его КПД, мощность, крутящий момент и экономичность зависят от многих факторов, в том числе и от фаз газораспределения, то есть от своевременности открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов.

В обычном четырёхтактном двигателе внутреннего сгорания клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала. Профиль этих кулачков определяет момент и продолжительность открытия (то есть ширину фаз), а также величину хода клапанов.

В большинстве современных двигателей фазы меняться не могут. И работа таких двигателей не отличается высокой эффективностью. Дело в том, что характер поведения газов (горючей смеси и выхлопа) в цилиндре, а также во впускном и выпускном трактах меняется в зависимости от режимов работы двигателя. Постоянно изменяется скорость течения, возникают различного рода колебания упругой газовой среды, которые приводят к полезным резонансным или, наоборот, паразитным застойным явлениям. Из-за этого скорость и эффективность наполнения цилиндров при различных режимах работы двигателя неодинаковы.

Фазы газораспределения в поршневых двигателях внутреннего сгорания — это моменты открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов (окон). Фазы газораспределения обычно выражаются в градусах поворота коленчатого вала и отмечаются по отношению к начальным или конечным моментам соответствующих тактов.

Так, например, для работы на холостом ходу уместны узкие фазы газораспределения с поздним открытием и ранним закрытием клапанов без перекрытия фаз (время, когда впускной и выпускной клапаны открыты одновременно). Почему? Потому что так удаётся исключить заброс выхлопных газов во впускной коллектор и выброс части горючей смеси в выхлопную трубу.

Тюнеры часто мудрят со сдвигом фаз при помощи таких сборных звёздочек. Заменив штатный распредвал на «спортивный» с другими фазами, можно добиться существенной прибавки мощности.

При работе на максимальной мощности ситуация сильно меняется. С повышением оборотов время открытия клапанов закономерно сокращается, но для обеспечения высоких крутящего момента и мощности через цилиндры необходимо прогнать куда больший объём газов, нежели на холостом ходу. Как решить столь непростую задачу? Открывать клапаны чуть раньше и увеличивать продолжительность их открытия, иными словами, сделать фазы максимально широкими. При этом для лучшей продувки цилиндров фазу перекрытия обычно делают тем шире, чем выше обороты.

Хондовская VTEC (Variable Valve Timing and Electronic Control) так же, как и тойотовская VVT-I (Variable Valve Timing with intelligence), позволяет плавно изменять фазы газораспределения фазовращателем с гидравлическим управлением. Это достигается путём поворота распределительного вала впускных клапанов относительно вала выпускных клапанов в диапазоне 40—60° (по углу поворота коленчатого вала).

Так что при разработке и доводке двигателей конструкторам приходится увязывать ряд взаимоисключающих требований и идти на сложные компромиссы. Посудите сами. С одними и теми же фиксированными фазами двигатель должен обладать неплохой тягой на низких и средних оборотах, приемлемой мощностью — на высоких. И плюс ко всему устойчиво работать на холостом ходу, быть максимально экономичным и экологичным. Вот так задачка!

Но конструкторы такие задачи уже давно щёлкают как семечки и способны при помощи сдвига и изменения ширины фаз газораспределения менять характеристики двигателя до неузнаваемости. Поднять момент? Пожалуйста. Повысить мощность? Не вопрос. Снизить расход? Не проблема. Правда, подчас получается так, что при улучшении одних показателей приходится жертвовать другими.

Doppel-VANOS (Doppel Variable Nockenwellen Steuerung) от BMW умеет двигать фазы плавно от начального до конечного значения.

При помощи гидравлики система заведует как процессами впуска, так и выпуска.

А что если научить газораспределительный механизм подстраиваться под различные режимы работы двигателя? Запросто. Благо способов для этого придумана масса. Один из них — применение фазовращателя — специальной муфты, которая способна под действием управляющей электроники и гидравлики поворачивать распределительный вал на определённый угол относительно его первоначального положения. Наиболее часто такая система устанавливается на впуске. С повышением оборотов муфта проворачивает вал по ходу вращения, что ведёт за собой более раннее открытие впускных клапанов и как следствие — лучшее наполнение цилиндров на высоких оборотах.

Механизм газораспределения 3,2-литровой «шестёрки» FSI от Audi приводится цепями со стороны маховика. У каждого распределительного вала свой фазовращатель.

Но неуёмные инженеры не остановились на этом и разработали ряд систем, способных не только двигать фазы, но и расширять или сужать их. В зависимости от конструкции это может достигаться несколькими способами. Например, в тойотовской системе VVTL-i после достижении определённых оборотов (6000 об/мин) вместо обычного кулачка в работу начинает вступать дополнительный — с изменённым профилем. Профиль этого кулачка задаёт иной закон движения клапана, более широкие фазы и, кстати, обеспечивает больший ход. При раскрутке коленчатого вала до максимальных оборотов (около 8500 об/мин) на частоте вращения в 6000—6500 об/мин у двигателя словно открывается второе дыхание, которое способно придать автомобилю резкий и мощный подхват при ускорении.

Система Valvetronic позволила отказаться от дроссельной заслонки, система меняет и степень открытия клапанов и фазы. Применяется она на моторах BMW с 2001 года. Ход клапана меняется при помощи электродвигателя и сложной кинематической схемы и пределах 0,2–12 мм.

Изменять момент и продолжительность открытия — это замечательно. А что если попробовать изменять высоту подъёма? Ведь такой подход позволяет избавиться от дроссельной заслонки и переложить процесс управления режимами работы двигателем на газораспределительный механизм (ГРМ).

Аналогичная система от немецкой компании Mahle.

Чем вредна заслонка? Она ухудшает наполнение цилиндров на низких и средних оборотах. Ведь во впускном тракте под прикрытым дросселем при работе двигателя создаётся сильное разрежение. К чему оно приводит? К большой инертности разреженной газовой среды (топливовоздушной смеси), ухудшению качества наполнения цилиндра свежим зарядом, снижению отдачи и уменьшению скорости отклика на нажатие педали газа.

Система Variable Valve Event and Lift System (VEL), разработанная Ниссаном, напоминает баварский Valvetronic. Специальный эксцентрик, который приводится от электродвигателя, смещает точку опоры коромысла, и за счёт этого изменяет ход клапана. Высота подъёма варьируется в пределах 0,5–2 мм.

Поэтому идеальным вариантом было бы открывать впускной клапан только на время, необходимое для достижения нужного наполнения цилиндра горючей смесью. Ответ инженеров — механическая система управления подъёмом впускных клапанов. В таких системах высота подъёма и, соответственно, продолжительность фазы впуска изменяются в зависимости от нажатия на педаль газа. По разным данным, экономия от применения системы бездроссельного управления может составлять от 8% до 15%, прирост мощности и момента в пределах 5—15 %. Но и это не последний рубеж.

Так работает «трёхступенчатый» i-VTEC (Intelligent Variable Valve Timing and Lift Electronic Control). На низкой частоте вращения топливо экономится благодаря тому, что половина впускных клапанов практически дезактивирована. При переходе на средние обороты ранее «дремавшие» клапаны включаются в работу, но их амплитуда не максимальна. На мощностных режимах впускные клапаны начинают работать от единственного центрального кулачка. Он обеспечивает максимальный подъём клапанов, кроме того, его профиль специально заточен под мощностные режимы. Управление режимами осуществляется гидравликой и электроникой.

Несмотря на то что количество и размеры клапанов приблизились к максимально возможным, эффективность наполнения и очищения цилиндров можно сделать ещё выше. За счёт чего? За счёт скорости открытия клапанов. Правда, механический привод здесь сдаёт позиции электромагнитному.

Осенью 2007 года Toyota запустит в производство моторы с газораспределительным механизмом Valvematic, который будет изменять не только фазы газораспределения, но и высоту подъёма впускных клапанов. Не секрет, что многие производители достаточно давно применяют подобные системы. Но Toyota в серию такую систему запускает впервые. Мощность двухлитрового атмосферника 1AZ-FE, благодаря новому газораспределительному механизму, удалось поднять со 152 до 158 сил, а момент — с 194 до 196 Нм.

В чём ещё плюс электромагнитного привода? В том, что закон (ускорение в каждый момент времени) подъёма клапана можно довести до идеала, а продолжительность открытия клапанов позволяется менять в очень широких пределах. Электроника согласно прописанной программе время от времени ненужные клапаны может не открывать, а цилиндры отключать вовсе. Зачем? В целях экономии, например, на холостом ходу, при движении в установившемся режиме или при торможении двигателем. Да что режимы — прямо во время работы электромагнитный ГРМ способен превратить обычный четырёхтактный мотор в шеститактный. Интересно, скоро ли появятся такие системы на конвейере?

А это схема работы механизма VVTL-i, предложенная компанией Toyota. Здесь высота подъёма и продолжительность открытия обоих впускных клапанов изменяются скачкообразно. При работе двигателя на частотах вращения коленчатого вала до 6000 об/мин высота подъёма и продолжительность открытия обоих клапанов задаются кулачком (1), который через рокер (5) воздействует на оба клапана. На оборотах выше 6000 закон движения клапанов задаётся более высоким кулачком (2). Чтобы ввести его в строй, нужно переместить сухарь (3) вправо (сухарь перемещается под давлением масла, которое в нужный момент повышается в управляющей магистрали). После того как сухарь переместился вправо, кулачок (2) через шток (4), который до этого времени свободно качался, начинает воздействовать на клапаны через рокер.

Опытный образец четырёхцилиндрового мотора с электромагнитным приводом клапанов и непосредственным впрыском был создан компанией BMW. Здесь количество воздуха, поступающего в цилиндр, регулируется продолжительностью открытия клапана, ход при этом не регулируется. Якорь подпружиненного клапана помещён между двумя мощными электромагнитами, которые призваны удерживать его только в крайних положениях. Чтобы предотвратить ударные нагрузки, каждый раз при приближении к крайнему положению клапан тормозится. Положение и скорость перемещения клапана фиксируются специальным датчиком.

Пожалуй, дальнейшее увеличение эффективности работы мотора за счёт ГРМ уже невозможно. Выжать ещё больше мощности и момента с того же объёма при меньшем расходе можно будет только с применением иных средств. Например, комбинированного наддува или конструкций, изменяющих степень сжатия, других видов топлива. Но это — уже совсем другой разговор.

Как устанавливают фазы газораспределения на двигателе Д-144?

Категория:

   Эксплуатация тракторов сельскохозяйственного назначения

Публикация:

   Как устанавливают фазы газораспределения на двигателе Д-144?

Читать далее:



Как устанавливают фазы газораспределения на двигателе Д-144?

Согласованное движение клапанов и поршней достигается строго определенным положением распределительного вала по отношению к коленчатому валу. СКНОп° клапана: точка С — начало открытия выпускного клапана: очка Д —закрытие выпускного клапана; точка Е — Начало впрыска топлива форсункой

Рис. 3. Диаграмма фаз газораспределения двигателя А-41:
точка Л — начало открытия впускного клапана; точка В — закрытие впускного клапана; точка С — начало открытия выпускного клапана-точка Д — закрытие выпускного клапана; точка Е — начало впрыска топлива форсункой

Рис. 4. Схема установки шестерен газораспределения двигателя Д-144:
1 — шестерня распределительного вала; 2 — промежуточная шестерня; 3 — шестерня привода топливного насоса; 4 — шестерня коленчатого вала

Рекламные предложения:


Читать далее: Как устанавливают фазы газораспределения на двигателе Д-240?

Категория: — Эксплуатация тракторов сельскохозяйственного назначения

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Механизм газораспределения: фазы газораспределения

Продолжительность открытия впускных или выпускных отвер­стий цилиндра, выраженную в градусах угла поворота коленчатого вала, принято называть фазами газораспределения.

В зависимости от назначения отверстий, соединяющих цилин­дровую полость двигателя с впускным или выпускным трубопрово­дами, различают фазы впуска (продувки) и выпуска. Величину фаз выбирают сообразно с тактностью двигателя, особенностями его конструкции и быстроходностью. Правильный выбор фаз газорас­пределения для каждой конкретной модели двигателей в значи­тельной степени определяет их параметры. На окончательном выборе фаз газораспределения останавливаются после эксперименталь­ного уточнения путем испытаний данной модели двигателя на стенде.

Для большей наглядности фазы газораспределения обычно изображают в виде круговых диаграмм. На рис. 1 показаны такие диаграммы для четырехтактного автомобильного двигателя МЗМА-408 и двухтактного мотоциклетного двигателя К-175, имею­щего кривошипно-камерную продувку.

В четырехтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за два оборота вала, причем ход впуска или выпуска совершается поршнем за 180° угла поворота коленчатого вала. Однако опыт создания четырехтактных двигателей и экспериментальные иссле­дования их показали, что продолжительность процессов впуска и выпуска должна быть больше соответствующих ходов поршня. Иначе нельзя ожидать хороших мощностных и экономических показателей. Поэтому в быстроходных автомобильных двигателях процесс впуска начинается за 10—20° до прихода поршня в в.м.т., а заканчивается примерно через 40—70° и даже 100° угла поворота вала после того, как поршень пройдет н.м.т. Следовательно, общая продолжительность фазы впуска составляет 240÷300° угла поворота коленчатого вала (см. рис. 1, а).

Рис. 1 — Диаграммы фаз распределения:

а)  четырехтактного двигателя МЗМА-408;  б)  двухтактного двигателя   К 175

Угол поворота коленчатого вала от н.м.т. до момента закрытия впускного клапана называется углом запаздывания закрытия. Увеличение угла запаздывания закрытия клапана заметно улучшает наполнение цилиндров. Объясняется это явление возникающим инерционным напором потока во впускном трубопроводе, который усиливается к концу процесса впуска. Благодаря этому свежий заряд может поступать в цилиндр и в то время, когда поршень движется от н.м.т. к в.м.т. Обычно за время запаздывания закрытия впускного клапана при полной нагрузке и номинальных оборотах вала в цилиндр поступает 10—15% свежей горючей смеси или воздуха, потребляемых двигателем.

Такую же примерно продолжительность в автомобильных дви­гателях имеет и фаза выпуска (см. рис. 1, а). Выпускной клапан открывается до прихода поршня в н.м.т. при такте расширения за 40—60° угла поворота коленчатого вала, а закрывается с запаз­дыванием на 15—20° после завершения хода выпуска (после в.м.т.).

Открытие выпускного клапана с большим углом опережения необходимо для того, чтобы лучше очистить цилиндр. К этому момен­ту газы в цилиндре имеют давление около 4—5 кГ/см2 (≈0,4—0,5 Мн/м2) и выбрасываются в атмосферу с большой скоростью равной скорости при критическом перепаде давлений Считают что за первую фазу выпуска из цилиндра выбрасывается примерно 60—70% всех отработавших газов и только 20—30% их удаляется при последующем ходе поршня от н. м.т. до в.м.т., когда осу­ществляется вторая фаза выпуска. Если бы выпускной клапан откры­вался в момент нахождения поршня в н.м.т., то все отработав­шие газы пришлось бы удалять из цилиндра при движении поршня к в.м.т. и затрачивать на это большую работу.

Увеличение работы на впуск свежего заряда в цилиндры или выпуск в атмосферу отработавших газов ведет к ухудшению эконо­мических и мощностных показателей двигателя.

Расширение фаз впуска и выпуска путем введения некоторого опережения открытия впускного и запаздывания закрытия выпуск­ного клапанов позволяет лучше использовать проходные сечения клапанных отверстий, так как к началу хода впуска и после завершения поршнем хода выпуска клапаны находятся в приоткрытом состоянии. Положение, когда поршень находится вблизи в.м.т. и оба клапана одновременно приоткрыты, называется перекрытием клапанов.

В двигателе, диаграмма фаз газораспределения которого пока­зана на рис. 1, а, перекрытие клапанов составляет 40° угла пово­рота коленчатого вала.

Рабочий процесс в двухтактных двигателях осуществляется за один оборот коленчатого вала, поэтому в сравнении с четырех­тактными двигателями продолжительность фаз газораспределения у них примерно в два раза меньше. Круговая диаграмма фаз двух­тактного двигателя (см. рис. 1, б), имеющего кривошипно-камерную продувку, существенно отличается от диаграмм четырехтакт­ных двигателей еще и тем, что характеризует газообмен одновре­менно в надпоршневой и кривошипной полостях двигателя.

Для двигателей типа К-175, показанная на рис. 1, б круговая диаграмма является типичной. Впуск горючей смеси в кривошипную камеру продолжается всего 121° угла пово­рота вала, пока открыто окно 10°. К моменту открытия окна 6 давление в цилиндре снижается почти до атмосферного и как только окно 6 приоткроется, начинается продувка цилиндра, т. е. процесс одновременного наполнения цилиндра и принудительного вытеснения из него отработавших газов.

В рассматриваемом примере выпуск продолжается 147°, а про­дувка всего 122° угла поворота коленчатого вала. Поэтому очистка и наполнение цилиндров в двигателях с двухтактным рабочим процессом всегда бывает хуже, чем в четырехтактных.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г


Newer news items:

Older news items:


Диаграмма газораспределения двигателя — Энциклопедия по машиностроению XXL


Фазы газораспределения изображаются круговой диаграммой, называемой диаграммой газораспределения. На рис. 23 приведена диаграмма газораспределения двигателя автомобиля ГАЗ-53А, из которой видно, что при положении поршня, близком к в. м. т., оба клапана приоткрыты. Это явление называется перекрытием клапанов. Оно длится в течение очень небольшого промежутка времени. Поэтому за это время не происходит ни перемешивания потоков отработавших газов и свежего заряда, ни утечки горючей смеси с отработавшими газами.  [c. 42] Диаграмма газораспределения двигателя 4-42,5/60 приведена на фиг, 46.  [c.100]
Фиг. 37. Несимметричная диаграмма газораспределения двигателя с прямоточной клапанно-
ДИАГРАММА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ  [c.69]
Моменты открытия и закрытия клапанов в четырехтактных двигателях или окон в двухтактных двигателях, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек, называются фазами газораспределения. Графически их можно изобразить в виде круговой диаграммы (рис. 67), которая называется диаграммой газораспределения или диаграммой распределения, если указаны моменты действия органов топливоподачи или зажигания.  [c.162] Примерная круговая (спиральная) диаграмма газораспределения четырехтактного двигателя, работающего со сгоранием при постоянном давлении, приведена на рис. 9—IV.  [c.273] На рис. 22 показаны диаграммы фаз газораспределения, из которых видно, что есть период, когда оба клапана открыты одновременно. Такое положение называют перекрытием клапанов. Перекрытие клапанов улучшает очистку и наполнение цилиндров. В табл. 2 приведены данные по системе газораспределения двигателей.  [c.28] Примеры диаграмм фаз газораспределения показаны на рис. 17 и 18. В табл. 4 приведены данные по системе газораспределения двигателей.  [c.40]
Рис. 24. Диаграмма фаз газораспределения двигателя ЯМЗ-236
Рис 14. Диаграммы фаз газораспределения двигателей  [c.33]
Рис. 13. Диаграммы фаз газораспределения двигателей в —ЗМЗ-66 б —ЗИЛ-131 в-ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Устройство двухтактного двигателя. Схема двухтактного двигателя с кривошипно-камерной продувкой показана на рис. 44, индикаторная диаграмма — на рис. 45, а диаграмма газораспределения — на рис. 46.  [c.62]
На рис. 17, а представлена круговая диаграмма фаз газораспределения двигателя ЗИЛ-130.  [c.22]

Фазы газораспределения двигателя ГАЗ-53 показаны на круговой диаграмме (рис. 17, б).  [c.23]

В карбюраторных двигателях для улучшения наполнения цилиндров горючей смесью и лучшей очистки их от отработавших газов продолжительность открытия клапанов увеличивается путем опережения их открытия и запаздывания закрытия относительно положений поршня в мертвых точках. Величины углов опережения открытия клапанов и запаздывания их закрытия (по углу поворота коленчатого вала) для каждого из двигателей определяются фазами газораспределения, изображенными на диаграмме газораспределения (фиг. 58).  [c.103]

Для двухтактных двигателей ЯАЗ-204 диаграмма газораспределения имеет другой вид, с более малыми периодами открытия выпускных клапанов и продувочных окон, вследствие особенностей рабочего процесса. Когда кривошип вала при рабочем ходе не доходит до н. м. т. на угол [, равный 85°, начинают открываться выпускные клапаны и отработавшие газы в результате избыточного давления выходят из цилиндра. Несколько позже, не доходя до нижнего положения кривошипа на угол а, равный 48°, поршень, перемещаясь, открывает продувочные окна, и в цилиндр поступает воздух, заполняя цилиндр и продувая его от оставшихся отработавших газов. При ходе поршня вверх сначала закрываются продувочные окна при  [c.110]

Рассмотрим диаграммы газораспределения четырехтактного двигателя (рис. 52, а и б).  [c.65]

Опыты велись на одноцилиндровом двигателе при постоянном числе оборотов с двумя видами диаграммы газораспределения, показанными на фиг. 358, и наддувом от электромотора. Результаты опытов приведены на фиг. 358″. То обстоятельство, что при ДР 20 мм рт. ст. наблюдалось снижение расхода топлива, дает основание предположить, что даже при  [c.376]

Рис. и. Диаграммы фаз газораспределения двигателе а— четырехтактного б — двухтактного  [c.51]

Заводы-изготовители двигателя после сборки и проверки правильности газораспределения ставят метки. Задача монтажника сводится к установке сцепления шестерен по заводским меткам и к проверке фаз газораспределения по круговой диаграмме (фиг. 17). В случае отсутствия меток проверка и установка шестерен производятся по данным заводов-изготовителей.  [c.391]

Диаграмма фаз газораспределения четырехтактного двигателя мотоцикла К-750 показана на рис. 20.  [c.25]

На рис. 21 показана диаграмма фаз газораспределения двухтактных двигателей ЯАЗ-204, и ЯАЗ-206, а в табл. 6 даны фазы газораспределения изучаемых четырехтактных двигателей.[c.44]

На рис. 5 приведена диаграмма фаз газораспределения четырехтактного двигателя, а в табл. 1 даны величины фаз для некоторых двигателей.  [c.12]

Скругление индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Так как рассчитываемый двигатель достаточно быстроходный (п = 5600 об/мин), то фазы газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения хорошей очистки цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозарядки в пределах, принятых в расчете. В связи с этим начало от-  [c.90]

Фазы газораспределения изображаются в виде круговой диаграммы (рис. 27, а), называемой диаграммой газораспределения. В основном они зависят от быстроходности двигателя. Чем больше номцральная частота вращения коленчатого вала двигателя, тем больше углы ф, Рф, Уф, ни .  [c.50]

Общая диаграмма газораспределения четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания представлена на фиг. 87, где  [c.402]

Назначение диаграммы или таблицы газораспре1Д ления состоит в том, чтобы облегчить регулировку газораспределения двигателя как в заводских, так и в полевых условиях.  [c.69]

На рис. 24 приведены диаграммы фаз газораспределения, из которых видно, что в двигателе бывают моменты (в конце такта выпуска и начала такта впуска), когда оба клапана открыты. В это время происходит продувка цилиндров свежим зарядом горючей смеси для лучшей очистки их от продуктов с горания. Этот период носит название — перекрытие клапанов.  [c.38]

Расчет клапанной пружины карбюраторного двигателя. Из расчета газораспределения (см. 65) имеем частоту Пр = 0,5 n/v = 2800 об/мин и угловую скорость вращения ю = 293 рад/с распределительного вала максимальную высоту подъема впускного клапана Лкл шах = = 8,92 мм диаметр горловины впускного клапана d p = S2,5 мм размеры кулачка с выпуклым профилем = 15 мм, г, = 57,2 мм. Гг = 8,5 мм Лт тах= 5,68 мм, а = Гд + max— = 12,18 мм размеры коромысла /кл- = 52,6 мм, = 33,5 мм диаграммы подъема, скорости и ускорения толкателя (см. рис. ИЗ и табл. 65). Расположение клапанов верхнее с приводом от распределительного вала, размещенного в головке блока. Усилие от кулачка передается непосредственно на коромысло, имеющее плоскую поверхность соприкоснове-  [c.309]



Фазы газораспределения 4-тактного двигателя мотобуксировщика

Как правило, при рассмотрении рабочего цикла четырехтактного двигателя для простоты изложения делается следующее допущение: впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются при нахождении поршня в мертвых точках. В действительности же для лучшего заполнения цилиндра свежей рабочей смесью и для полной его очистки от отработавших газов, открытие и закрытие клапанов не совпадают с положениями поршней в верхней мертвой точке (ВМТ) и нижней мертвой точке (НМТ), а процессы всасывания и выхлопа – длительнее одноименных тактов.

Опережение открытия клапанов и запаздывание их закрытия, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала, носят название фаз газораспределения. В качестве примера рассмотрим фазы газораспределения карбюраторного четырехтактного бензинового двигателя внутреннего сгорания STEM Techno GX 390W, который устанавливается на мотобуксировщики СТЕМ Север.

Чаще всего в карбюраторном двигателе всасывающий клапан открывается с опережением, когда поршень еще не дошел до ВМТ, а колено вала соответственно — до вертикального положения, и рабочая смесь начинает заполнять цилиндр. Иногда момент открытия может совпадать с моментом нахождения поршня в ВМТ, что можно наблюдать в случае двигателя STEM Techno GX 390W. Момент открытия впускного клапана составляет 0° п.к.в. до/после ВМТ ±3° Опережение открытия всасывающего клапана обеспечивает его наибольший подъем к началу такта всасывания и некоторую продувку цилиндра рабочей смесью.

Закрытие всасывающего клапана происходит с некоторым запаздыванием, когда поршень после такта всасывания пройдет НМТ и станет подниматься, а колено вала отойдет от нижнего вертикального положения на 40°. Поступление рабочей смеси после прохождения поршнем НМТ продолжается за счет инерции смеси и небольшого разрежения в цилиндре.

Открытие выхлопного клапана происходит со значительным опережением, то есть, прежде чем кривошип вала во время рабочего хода дойдет до крайнего нижнего положения (ранее на 35°). Опережение открытия этого клапана позволяет продуктам сгорания выходить из цилиндра до того, как поршень начнет подниматься. Этим достигается не только хорошая очистка цилиндра, но и избегается противодавление на поршень.

Выхлопной клапан закрывается, когда поршень перейдет ВМТ, а колено вала отойдет от верхнего вертикального положения на 5°. В начале опускания поршня газы все же будут выходить из цилиндра за счет отсасывающего действия газов, двигающихся в выхлопном коллекторе.

В цилиндрах двигателя STEM Techno GX 390W в момент окончания выхлопа и начала всасывания открыты оба клапана — всасывающий и нагнетательный.

Диаграмма фаз газораспределения двигателя STEM Techno GX 390W

Газорапределительный механизм



Газорапределительный механизм

4. Диаграмма фаз газораспределения

Под фазами газораспределения понимают моменты открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала. Фазы газораспределения изображаются круговыми диаграммами, их подбирают экспериментальным путем при доводке опытных образцов двигателей.

При рассмотрении рабочих процессов ДВС в первом прибли­жении было принято, что открытие и закрытие клапанов проис­ходят в мертвых точках. Однако в действительности открытие и закрытие клапанов не совпадают с положением поршней в мерт­вых точках. Это связано с тем, что время, приходящееся на такты впуска и выпуска, очень мало, и при максимальной частоте вра­щения коленчатого вала двигателя оно составляет тысячные доли секунды. Поэтому если открытие и закрытие впускных и выпуск­ных клапанов будут происходить точно в мертвых точках, то на­полнение цилиндров горючей смесью и очистка их от продуктов сгорания будут недостаточными. В связи с этим моменты откры­тия и закрытия клапанов в четырехтактных двигателях происходят с определенным опережением или запаздыванием относительно положения поршней в ВМТ и НМТ.

На круговой диаграмме фаз газораспределения (рис. 8, а) видно, что при такте впуска впускной клапан 1 (рис. 8, г) начинает открываться с опережением, т.е. до подхода поршня в ВМТ. Угол α опережения открытия впускного клапана для двигателей различных моделей составляет 10 ÷ 32°. Закрывается впускной клапан с запаздыванием после прохождения поршнем НМТ (во время такта сжатия). Угол β запаздывания закрытия впускного клапа­на в зависимости от модели двигателя составляет 40 ÷ 85°.

Выпускной клапан 2 (рис. 8, г) начинает открываться до подхода поршня к НМТ (во время такта рабочего хода). Угол γ опережения открытия выпускного клапана для различных двига­телей составляет 40 ÷ 70°. Закрывается выпускной клапан после прохождения поршнем ВМТ (во время такта впуска). Угол δ за­паздывания закрытия выпускного клапана составляет 10 ÷ 50°.

Углы опережения и запаздывания а, следовательно, и время открытия клапанов тем больше, чем выше частота вращения коленчатого вала, при которой развивается максимальная мощность двигателя. Правильность установки газораспределения определяется точным зацеплением зубчатых колес (рис. 5) по имеющимся на них меткам или расположением метки на ведомой звездочке (двигатели ВАЗ-2106) напротив установочного прилива на корпусе подшипников распределительного вала.

 

Рисунок 8 — Диаграммы (ав) фаз газораспределения двигателей,

(г) положение поршней соответствующее фазам газораспределения:

а — общая четырехтактного; б — ЗИЛ-508; в — КамАЗ-740; 1 — впускной клапан; 2 — выпускной клапан; α — угол опережения открытия впускного клапана;            β — угол запаздывания закрытия впускного клапана; γ — угол опережения          от­крытия выпускного клапана; δ — угол запаздывания закрытия выпускного     клапана.

 

Общая круговая диаграмма показывает, что в определенный период времени одновременно открыты впускной и выпускной клапаны. Угловой интервал (α + δ) вращения коленчатого вала, при котором оба клапана открыты, называется перекрытием кла­панов, которое необходимо для своевременной и качественной очистки цилиндров от продуктов сгорания.

Рассмотренные фазы газораспределения двигателя ЗИЛ-508 получены при зазоре в обоих клапанах 0,3 мм (между носком ко­ромысла и торцом стержня клапана). При уменьшении зазора про­должительность открытия впускного и выпускного клапанов возра­стает, а при увеличении зазора — уменьшается.

     

ГРАФИК ГАЗА КЛАПАНОВ

ДВУХХОДНЫХ И ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ

Диаграмма фаз газораспределения — это графическое представление открытия и закрытия впускного и выпускного клапана двигателя. Открытие и закрытие клапанов двигателя зависит от движения поршня из ВМТ в НМТ. Это соотношение между поршнем и Клапаны управляются путем установки графического представления между этими двумя, которое известно как диаграмма фаз газораспределения.

Диаграмма фаз газораспределения состоит из 360-градусного рисунка, который представляет движение поршня от ВМТ до НМТ во всех тактах цикла двигателя, который измеряется в градусах, а открытие и закрытие клапанов регулируется в соответствии с этими градусами. .

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА СХЕМА ВРЕМЕНИ КЛАПАНА?

Нормальный двигатель выполняет около 100000 циклов в минуту, поскольку мы знаем, что существует ряд процессов, включаемых в один цикл (от впуска топливовоздушной смеси до выпуска остатков сгорания) внутреннего двигателя, что делает необходимым быть оснащены эффективной системой, которая может позволить

 Синхронизация между этапами цикла двигателя от впуска воздушно-топливной смеси до выпуска остатков сгорания.
 Полное заклинивание камеры сгорания в момент сгорания топливовоздушной смеси, поскольку утечка может вызвать повреждение двигателя и быть опасной.
 Обеспечьте двигатель смешанным воздухом и топливом или воздухом в случае дизельного двигателя, когда это необходимо (во время всасывания), что является необходимостью двигателя.
 Обеспечьте отвод остатков сгорания, чтобы можно было выполнить следующий цикл двигателя.
 Идеальное время для открытия и закрытия впускного и выпускного клапана, которые, в свою очередь, защищают двигатель от дефектов, таких как детонация или детонация.
 Высокая степень сжатия, необходимая для сжигания топлива, особенно в случае дизельного двигателя, за счет перекрытия закрытия клапана.
 Очистка цилиндра двигателя, которая, в свою очередь, поддерживает качество сгорания и снижает износ внутри цилиндра.
 Изучение деталей сгорания, необходимого для изменения мощности двигателя.
Таким образом, по этим причинам, в зависимости от того, является ли двигатель 2-тактным или 4-тактным, он спроектирован в соответствии с диаграммой фаз газораспределения, так что движение поршня из ВМТ в НМТ обеспечивается с идеальной синхронизацией открытия и закрытия впускного патрубка. и выпускные клапаны соответственно.

ГРАФИК ГАЗА 4-ТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (БЕНЗИНОВЫЙ И ДИЗЕЛЬНЫЙ)

Как мы все знаем, в 4-тактном двигателе цикл завершается 4-тактным ходом, который включает всасывание, сжатие, расширение и выпуск. Связь между клапанами (впускным и выпускным) и движением поршня от ВМТ до НМТ представлена ​​известным графиком. как диаграмма фаз газораспределения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Ход всасывания —

Цикл двигателя начинается с этого хода, впускной клапан открывается, когда поршень, находящийся в ВМТ, начинает двигаться в сторону НМТ, и воздушно-топливная смесь в случае бензина и свежего воздуха в случае дизельного двигателя начинает поступать в цилиндр, пока поршень не начнет двигаться. в BDC.

Ход сжатия —

После такта всасывания поршень снова начинает двигаться из НМТ в ВМТ, чтобы сжимать воздух-топливо (бензиновый двигатель) и свежий воздух (дизельный двигатель), что, в свою очередь, повышает давление внутри цилиндра, необходимое для сгорания топлива. топливо.
 Впускной клапан закрывается во время этой операции, чтобы обеспечить закрытие камеры для сжатия топлива.

Ход расширения —

После сжатия топлива происходит сгорание топлива, которое, в свою очередь, толкает поршень, находящийся в ВМТ, в сторону НМТ, чтобы сбросить давление, создаваемое сгоранием, и получается мощность.
Примечание — В бензиновом двигателе сгорание происходит за счет искры, вырабатываемой свечой зажигания.
 В бензиновых двигателях воздух и топливо попадают в цилиндр во время такта всасывания.
 В дизельном двигателе сгорание происходит из-за высокого сжатия, обеспечиваемого тактом сжатия, который отвечает за повышение температуры внутри цилиндра до температуры самовоспламенения дизельного топлива и наддува воздуха.
 В дизельном двигателе свежий воздух попадает внутрь цилиндра во время такта всасывания, а топливо распыляется топливными форсунками по воздуху.

ход выхлопа —

После такта расширения поршень, который находится в НМТ, начинает движение в сторону ВМТ, после чего открывается выпускной клапан для удаления остатков сгорания.
 Выпускной клапан закрывается после того, как поршень достигает ВМТ.

АКТУАЛЬНЫЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

При такте всасывания 4-тактного двигателя впускной клапан открывается на 10-20 градусов вперед до ВМТ для надлежащего всасывания воздуха-топлива (бензин) или воздуха (дизельное топливо), что также обеспечивает очистку оставшихся продуктов сгорания в камере сгорания.
 Когда поршень достигает НМТ, начинается такт сжатия, и снова поршень начинает двигаться к ВМТ. Впускной клапан закрывается на 25-30 градусов выше НМТ во время такта сжатия, что обеспечивает полный захват камеры сгорания для сжатия воздуха. топливо (бензиновый двигатель) и воздух (дизельный двигатель).


 Во время такта сжатия, когда поршень движется к ВМТ, сгорание топлива происходит на 20-35 градусов до ВМТ, что обеспечивает надлежащее сгорание топлива и правильное распространение пламени.
 Такты расширения начинаются из-за сгорания топлива, которое, в свою очередь, сбрасывает давление внутри камеры сгорания и обеспечивает вращение коленчатого вала. Поршень перемещается из ВМТ в НМТ во время хода расширения, который продолжается на 30-50 градусов до НМТ.
 Выпускной клапан открывается на 30-50 градусов до НМТ, что, в свою очередь, запускает такт выпуска, и выпуск остаточных продуктов сгорания происходит при перемещении поршня от НМТ к ВМТ, которое продолжается до 10-20 градусов после достижения поршнем ВМТ.
Как мы видим, во всем цикле двигателя клапаны перекрываются 2 раза, т.е. закрытие обоих клапанов во время такта сжатия и открытие обоих клапанов во время такта выпуска.

ДИАГРАММА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАПАНА ДЛЯ 2-ТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

В 2-тактном бензиновом двигателе, поскольку все мы знаем, что цикл двигателя завершается за 2 такта, то есть такт расширения и такт сжатия, впуск топлива и остаточный выхлоп сгорания происходит соответственно во время этих 2-х тактов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КЛАПАНА

Ход расширения —

В начале такта расширения поршень, который находится в ВМТ, начинает двигаться в сторону НМТ из-за сгорания сжатого воздуха и топлива (бензиновый двигатель) и (распыляемый дизельный заряд в дизельном двигателе) во время такта сжатия, и достигается выходная мощность.
 Воздух-топливо (бензиновый двигатель) и воздух (дизельное топливо) поступают через впускное отверстие во время тактов расширения, когда поршень перемещается из ВМТ в НМТ во время этого хода.
 Ход расширения продолжается до достижения поршнем НМТ.

Ход сжатия —

В конце такта расширения поршень, который находится в НМТ, начинает двигаться в сторону ВМТ, и начинается сжатие воздушно-топливного (бензиновый двигатель) и дизельного распыленного заряда (дизельный двигатель) вместе с выхлопом остатков сгорания через выхлопное отверстие из-за движение поршня из НМТ в ВМТ.
 Поршень закрывает как впускной, так и выпускной порт из-за его движения из НМТ в ВМТ, что, в свою очередь, повышает давление внутри камеры сгорания.
 В конце такта сжатия, т.е. когда поршень достигает ВМТ, происходит сгорание воздушно-топливной смеси (бензиновый двигатель) за счет искры и распыленного дизельного топлива (дизельный двигатель) из-за высокого давления, и цикл повторяется снова.

АКТУАЛЬНЫЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


 Перед ходом расширения i.е. завершение такта сжатия, впускной канал открывается на 10-20 градусов до того, как поршень достигает ВМТ, что, в свою очередь, начинает такт расширения из-за сгорания воздуха-топлива (бензиновый двигатель) из картера и воздуха (дизельный двигатель), поступающего из впускной порт, который, в свою очередь, толкает поршень в сторону НМТ.
 Впускной канал закрывается на 15-20 градусов после ВМТ во время такта расширения двухтактного двигателя.
 Из-за движения поршня из ВМТ в НМТ во время такта расширения выпускной канал открывается на 35-60 градусов до того, как поршень достигает НМТ, что, в свою очередь, запускает выхлоп остаточных продуктов сгорания..
 Передаточный порт открыт на 30-45 градусов перед НМТ для процесса продувки.
 Когда поршень движется к ВМТ от НМТ, порт передачи закрывается на 30-45 градусов после НМТ, что, в свою очередь, останавливает процесс продувки.
 Во время движения поршня от НМТ до ВМТ выпускной клапан закрывается на 35-60 градусов после НМТ, что захватывает камеру сгорания, и давление внутри камеры сгорания увеличивается из-за начала такта сжатия. И цикл начинается снова.
 Воздушно-топливная смесь (бензиновый двигатель) и воздух (дизельный двигатель) транспортируется в цилиндр во время открытия передаточного отверстия.
Примечание. Открытие и закрытие клапанов на несколько градусов до ВМТ и НМТ требуется для нормальной работы двигателя, поскольку эти зазоры обеспечивают надлежащее завершение работы тактов и предотвращают дефекты двигателя, такие как детонация, а также вызывают меньшие выбросы.
 Для модификации мощности эта установка фаз газораспределения регулируется, что, в свою очередь, увеличивает мощность и крутящий момент двигателя, но снижает экономичность.
В этой статье мы узнали о схеме фаз газораспределения

.

Что такое временная диаграмма клапана? Зачем нужна временная диаграмма клапана?


Что такое диаграмма синхронизации клапана: —

Диаграмма фаз газораспределения представляет собой положение рукоятки при различных операциях, таких как открытие, закрытие впускного клапана, открытие и закрытие выпускного клапана, а также начало и конец различных ходов.Крайнее положение нижней части цилиндра называется «нижней мертвой точкой» [BDC]. Положение поршня в верхней части цилиндра называется «верхней мертвой точкой» [ВМТ].


Теоретически можно предположить, что клапаны открываются и закрываются, и искра возникает в мертвых точках двигателя. Однако в реальной работе клапаны не работают в мертвых точках, а работают в некоторой степени по обе стороны от мертвых точек. Открытие происходит раньше, и выпуск продолжается даже при более поздних углах поворота коленчатого вала.Зажигание также происходит до завершения такта сжатия. Время этих событий, выраженное в углах поворота коленчатого вала от мертвой точки, представлено на диаграмме фаз газораспределения. Правильный выбор времени имеет фундаментальное значение для эффективной и успешной работы I.C. двигатель.


Зачем нужна временная диаграмма клапана?



Нормальный двигатель выполняет около 100000 циклов в минуту, поскольку мы знаем, что существует ряд процессов, включаемых в один цикл (от впуска топливовоздушной смеси до выпуска остатков сгорания) внутреннего двигателя, что требует оснащен эффективной системой, которая может обеспечить
  • Синхронизацию между этапами цикла двигателя от впуска воздушно-топливного отношения до выпуска остатков сгорания.
  • Полный захват камеры сгорания в момент сгорания топливовоздушной смеси, поскольку утечка может вызвать повреждение двигателя и быть опасной.
  • Обеспечивает двигатель смешанным воздухом и топливом или воздухом в случае дизельного двигателя, когда это необходимо (во время всасывания), что является необходимостью двигателя.
  • Обеспечьте выход для остатка сгорания, чтобы можно было выполнить следующий цикл двигателя.
  • Идеальное время для открытия и закрытия впускного и выпускного клапана, которые, в свою очередь, защищают двигатель от дефектов, таких как детонация или детонация.
  • Высокая степень сжатия, необходимая для сгорания топлива, особенно в случае дизельного двигателя, за счет перекрытия закрытия клапана.
  • Очистка цилиндра двигателя, которая, в свою очередь, поддерживает качество сгорания и снижает износ внутри цилиндра.
  • Исследование деталей сгорания, которое требуется для изменения мощности двигателя.
Таким образом, по этим причинам двигатель будет 2-х тактным или 4-х тактным, сконструированным в соответствии с диаграммой фаз газораспределения, так что движение поршня из ВМТ в НМТ обеспечивается с идеальной синхронизацией открытия и закрытия впускного патрубка. и выпускные клапаны соответственно.


Диаграмма фаз газораспределения для четырехтактного бензинового двигателя: —
Бензиновый двигатель также известен как двигатели с искровым зажиганием. Диаграмма фаз газораспределения для четырехтактного двигателя, как показано на рисунке ниже: —


(a) Впускной клапан открывается (IVO) на 10–20 ° перед верхней мертвой точкой (ВМТ) и закрывается на 30–40 ° после нижней мертвой точки (НМТ).
(b) Сжатие заряда начинается при 30 ° -40 ° после НМТ и заканчивается при 20 ° -30 ° до ВМТ.
(c) Зажигание (IGN) заряда происходит при 20-30 ° перед ВМТ.
(d) Расширение начинается при 20 ° -30 ° перед ВМТ и заканчивается при 30 ° -50 ° перед НМТ.
(e) Выпускной клапан открывается (EVO) при 30 ° -50 ° перед НМТ и закрывается при 10 ° -15 ° после ВМТ.

Примечание: —
  • Впускной клапан четырехтактного двигателя внутреннего сгорания остается открытым на 230 °.
  • Заряд сжимается, когда оба клапана (т. е. впускной и выпускной клапаны) закрыты.
  • Заряд воспламеняется от свечи зажигания.
  • Давление внутри цилиндра двигателя выше атмосферного давления во время такта выпуска.



Диаграмма фаз газораспределения для четырехтактного дизельного двигателя: —
Дизельные двигатели также известны как двигатели с воспламенением от сжатия. Диаграмма фаз газораспределения для четырехтактного дизельного двигателя показана на рисунке ниже: —

Следующие особенности важны для четырехтактного дизельного двигателя относительно диаграммы фаз газораспределения: —




(a) Впускной клапан открывается при 10–20 ° перед ВМТ и закрывается при 25–40 ° после НМТ.
(b) Топливный клапан открывается при 10-15 ° перед ВМТ и закрывается при 15-20 ° после ВМТ.
(c) Сжатие начинается при 25 ° -40 ° после НМТ и заканчивается при 10 ° -15 ° до ВМТ.
(d) Расширение начинается при 10-15 ° после ВМТ и заканчивается при 10-15 ° перед НМТ.
(e) Выпускной клапан открывается при 30–50 ° перед НМТ и закрывается при 10–15 ° после ВМТ.

Примечание: —
В дизельных двигателях топливо впрыскивается в виде очень мелких брызг в цилиндр двигателя, который воспламеняется из-за высокой температуры сжатого воздуха.
Диаграмма синхронизации клапанов 4-тактного дизельного двигателя

4-тактный дизельный двигатель — это тип двигателя, который имеет 4 процесса в одном цикле. В предыдущей статье мы обсуждали, как работают как 4-тактные, так и 2-тактные дизельные двигатели.

На четырехтактном дизельном двигателе мы найдем клапанный механизм, в котором этот механизм будет регулировать открытие всасывающего клапана и выпускного клапана.

Вопрос в том, когда этот клапан открыт? какой угол открытия двух клапанов?

Это то, что мы объясним подробно

Схема синхронизации четырехтактного дизельного клапана


Мы знаем, что четырехступенчатый дизельный двигатель имеет 4 процесса, а именно;
  • Ход всасывания
  • ход сжатия
  • ход сгорания
  • ход выпуска

Такт всасывания — это этап, на котором воздух вводится в камеру сгорания, в этом случае всасывающий клапан должен быть открыт.

Такты сжатия и такты сгорания не требуют открытия клапана, потому что оба процесса сжимают воздух и горючий материал, поэтому оба клапана должны быть плотно закрыты.

Во время такта выпуска выпускной клапан должен быть открыт для удаления оставшихся остаточных газов.

Из этого краткого заявления мы понимаем, что клапан в дизельном двигателе открыт только в двух процессах, а именно в процессах впуска и выпуска.

1. Схема открытия всасывающего клапана



Всасывающий клапан — это клапан, который использует для подачи свежего воздуха в камеру сгорания.Этот клапан открывается, когда поршень перемещается из ВМТ в НМТ на такте впуска.

Затем, когда поршень все еще находится в ВМТ, всасывающий клапан должен начать открываться.

Из рисунка выше видно, что всасывающий клапан начинает открываться примерно на 10-15 градусов до того, как поршень достигнет ВМТ. А всасывающий клапан плотно закроется примерно на 25 градусов после того, как поршень достигнет НМТ.

Это означает, что до того, как поршень достигнет ВМТ, всасывающий клапан начал открываться. И когда поршень движется вниз, чтобы достичь НМТ, клапан также все еще открыт, тогда, когда начинается такт сжатия, клапан все еще открыт примерно на 25 градусов.

2. Схема открытия выпускного клапана



Выпускной клапан — это клапан, который используется в качестве выходного клапана для оставшегося остаточного газа в глушитель. Процесс заключается в удалении остаточных газов из камеры сгорания, поэтому клапан должен открываться, когда поршень перемещается вверх (из НМТ в ВМТ) в такте выпуска.

Из рисунка выше, после стадии сгорания поршень перемещается из ВМТ в НМТ. В конце этапа сгорания (до достижения НМТ) выпускной клапан начал открываться.

Это правда, выпускной клапан откроется примерно на 25 градусов, прежде чем поршень достигнет НМТ. И, как и всасывающий клапан, выпускной клапан будет оставаться открытым, даже если поршень достиг ВМТ.

Выпускной клапан будет плотно закрыт в начале этапа всасывания, когда поршень перемещается из ВМТ в НМТ примерно на 15 градусов.

3. Перекрытие клапана



Перекрытие клапанов — это состояние, при котором оба клапана (всасывающий и выпускной) открыты.

Это состояние возникает в конце такта выпуска до начала такта впуска. Как объяснялось выше, выпускной клапан открывается, когда поршень перемещается в ВМТ в конце такта сгорания. Но выпускной клапан все еще открыт, когда поршень опускается в начале такта впуска.

С другой стороны, всасывающий клапан также начинает открываться даже до того, как поршень достигает ВМТ в конце такта выпуска. Это приведет к одновременному открытию обоих клапанов на время примерно 25 градусов.

Какова цель перекрытия клапана?

Перекрытие предназначено для продувки выхлопных газов свежим воздухом. Когда оба клапана открыты вместе, это позволяет свежему воздуху поступать, а затем выталкивать выхлопные газы, так что в следующем цикле содержание свежего воздуха становится более максимальным.

Почему клапан открывается преждевременно?

Из объяснения выше мы можем сделать вывод, что клапаны на дизельных двигателях открываются и закрываются всегда, превышая ход поршня.

Причина в том, что он ожидает разрежения в камере цилиндра, когда двигатель работает на высоких оборотах. Например, при такте впуска, когда частота вращения двигателя высока, движение поршня вверх и вниз также будет высоким.

И это дает мало времени для процесса всасывания воздуха, так что, если клапан не открывается раньше, возникнет разрежение, которое будет препятствовать оборотам двигателя.

То же самое во время процесса выпуска отработавших газов, выпускной клапан открывается раньше, чтобы избежать эффекта сжатия при снятии.Потому что при высоких оборотах двигателя остается мало времени для выпуска воздуха.

Важность схемы фаз газораспределения в двигателе

Графические диаграммы известны как диаграмма фаз газораспределения в автомобилестроении.

В бензиновом двигателе выполняются различные такты для получения результатов от двигателя.

Обозначив соответствующее положение поршня, прикрепленного к коленчатому валу, в котором происходят эти ходы, вы можете нарисовать точный момент в последовательности событий, при которых клапаны открываются и закрываются.

Диаграмма фаз газораспределения изменена для улучшения характеристик наддува и выпуска, поскольку всегда существует разница между теорией и практикой.

Диаграмма фаз газораспределения нарисована для двух полных оборотов коленчатого вала за один полный цикл.

Вы также можете посмотреть и подписаться на наш канал YouTube с обучающими видео по инженерным наукам, нажав здесь https://goo.gl/4jeDFu

(На основе штрихов ниже вы можете нарисовать временную диаграмму клапана для двигателя)

Поршень начинает движение из верхней мертвой точки, в результате чего открывается впускной клапан.

Свежий заряд топливовоздушной смеси поступает в цилиндр.

Поршень перемещается дальше в нижнюю мертвую точку

Впускной и выпускной клапаны в закрытом положении.

И поршень начинает движение вверх от нижней мертвой точки к верхней мертвой точке.

Следовательно, произошло сжатие заряда.

Зажигание запускается свечой зажигания непосредственно перед концом такта сжатия.

Впускные и выпускные клапаны по-прежнему закрыты.

Происходит быстрый взрыв, за которым следует расширение горячих газов, толкающее поршень в его нижнюю мертвую точку.

В этом такте полезная работа получается от двигателя, поэтому его также называют рабочим ходом.

Поршень начинает движение вверх из нижней мертвой точки, в результате чего сгоревшие газы выталкиваются через выпускной клапан, пока не достигнут верхней мертвой точки.

До этого момента впускной клапан остается закрытым.

Когда отработавшие газы полностью выбрасываются в атмосферу, поршень начинает двигаться вниз.

В это время открывается впускной клапан, всасывается свежая заправка, и цикл снова повторяется, как и раньше.

Теоретически вышеуказанный цикл вполне совершенен, но на практике он немного изменен.

Это происходит путем открытия впускного клапана и задержки закрытия выпускного клапана.

  • Детали схемы синхронизации клапана

Впускной клапан открывается на 10–30 градусов вперед до верхней мертвой точки поршня.Это облегчит приток свежего заряда и выброс дымовых газов.

Поршень движется вниз во время хода всасывания, который продолжается до 30-40 градусов или даже 60 градусов после нижней мертвой точки.

Впускной клапан закрывается и начинается такт сжатия.

Чтобы дать топливу дополнительное время для сгорания, искра создается под углом от 30 до 40 градусов перед верхней мертвой точкой поршня.

Давление повышается и достигает максимального значения, когда поршень проходит примерно на 10 градусов относительно верхней мертвой точки.

Выпускной клапан открывается примерно на 30–60 градусов, прежде чем поршень достигнет нижней мертвой точки.

Сгоревшие выхлопные газы выталкиваются из цилиндра, когда поршень начинает двигаться вверх.

Этот ход выпуска продолжается до тех пор, пока выпускной клапан не закроется, когда поршень находится примерно на 8-10 градусов или даже 25 градусов за верхней мертвой точкой.

Угол между положением кривошипа при открытии впускного клапана и закрытием выпускного клапана известен как перекрытие клапана.

Все эти угловые положения кривошипа можно обозначить круговой линией, соответствующей одной вертикальной линии.

Где верхняя мертвая точка может быть взята вверху линии, а нижняя мертвая точка внизу вертикальной линии. (Как показано выше)

Диаграммы синхронизации клапанов

для 4-тактных и 2-тактных судовых дизельных двигателей


Временные диаграммы клапанов морского дизельного двигателя — это графическое представление точных моментов в последовательности операций, при которых два клапана (т.е.е. впускные и выпускные клапаны) открываются и закрываются, а также поджигание топлива в 4-тактном судовом дизельном двигателе. Обычно это выражается в угловых положениях коленчатого вала.

В случае двухтактных судовых дизельных двигателей впускные клапаны заменяются продувочными отверстиями, а выпускные отверстия заменяются центрально установленным выпускным клапаном (продувка Uniflow).

1. Теоретическая

На этой диаграмме показана теоретическая диаграмма фаз газораспределения для 4-тактного судового дизельного двигателя.

Впускной клапан открывается в точке A, и всасывание происходит из точки A в точку B.

Коленчатый вал поворачивается на 180º, а поршень перемещается от T.D.C. в B.D.C.

В точке B впускной клапан закрывается, и сжатие происходит от B до C.

Коленчатый вал поворачивается на 180 °, а поршень перемещается от B.D. C. до T.D. C. В точке C происходит сжигание топлива и расширение происходит от C до D.

Коленчатый вал поворачивается на 180 °, и поршень снова перемещается из T.D.C. в B.D.C. В точке D открывается выпускной клапан, и выпуск происходит от D к E. Коленчатый вал снова поворачивается на 180º, а поршень возвращается в положение T.D.C.

СВЯЗАННОЕ ЧТЕНИЕ: — Система смазки главного двигателя на кораблях

2. Фактический

Как мы видели на теоретической диаграмме фаз газораспределения, клапаны открываются и закрываются в мертвой точке поршня.

Но на практике они не открываются и не закрываются мгновенно в мертвой точке.

Клапан срабатывает на несколько градусов до или после мертвой точки.

Возгорание также происходит незадолго до верхней мертвой точки.

СВЯЗАННОЕ ЧТЕНИЕ: — Разница между двухтактным и четырехтактным судовым дизельным двигателем

Показанная диаграмма фаз газораспределения — это фактическая диаграмма фаз газораспределения, на которой мы видим, что впускной клапан открывается до того, как поршень достигнет T.D.C. или, другими словами, когда поршень движется вверх до начала такта всасывания.

Теперь поршень достигает T.D.C. и начинается такт всасывания.

Поршень достигает B.D.C. а затем начинает движение вверх.

Впускной клапан закрывается, когда рукоятка немного перемещается за пределы B.D.C.

Это происходит, когда поступающий воздух продолжает поступать в цилиндр, хотя поршень движется вверх от B.D.C. Теперь воздух сжимается при закрытых обоих клапанах.

Топливный клапан открывается немного раньше, чем поршень достигает T.D.C. Теперь топливо впрыскивается в виде очень мелких брызг в цилиндр двигателя, который воспламеняется из-за высокой температуры сжатого воздуха.

Топливный клапан закрывается после того, как поршень немного опускается из ВМТ. Это происходит по мере того, как необходимое количество топлива впрыскивается в цилиндр двигателя.

ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬСЯ ДЛЯ ВАШЕГО: — Система перекачки мазута для судовых дизельных двигателей

Сгоревшие газы (под высоким давлением и температурой) толкают поршень вниз, и происходит расширение или рабочий ход. Теперь выпускные клапаны открываются до того, как поршень снова достигнет B.D.C. и сгоревшие газы начинают выходить из цилиндра двигателя.

Теперь поршень достигает B.D.C и затем начинает движение вверх, выполняя такт выпуска. Впускной клапан открывается до того, как поршень достигнет T.D.C. чтобы начать такт всасывания. Это сделано, поскольку свежий воздух помогает вытеснить сгоревшие газы.

Теперь поршень снова достигает T.D.C, и начинается всасывание. Выпускной клапан закрывается, когда рукоятка немного перемещается за пределы T.D.C. Это происходит, когда сгоревшие газы продолжают покидать цилиндр двигателя, хотя поршень движется вниз.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ КНИГУ БАЗОВОГО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ

Диаграммы фаз газораспределения двухтактного морского дизельного двигателя

1. Теоретическая

Теоретическая диаграмма фаз газораспределения для двухтактного двигателя показана на рис.

На этой диаграмме топливо сжигается в точке A, а расширение газов происходит из точки A в точку B.коленчатый вал поворачивается примерно на 120 град. и поршень движется от T.D.C. в сторону B.D.C.

В точке B оба клапана открываются и всасывают, а также выпускают воздух из B в C.

Коленчатый вал поворачивается примерно на 120 град. и поршень перемещается сначала в НМТ, а затем немного вверх.

В точке C оба клапана закрываются, и сжатие происходит от C до A. Коленчатый вал поворачивается примерно на 120 градусов, а поршень перемещается в B.Округ Колумбия

СВЯЗАННОЕ ЧТЕНИЕ: — Подогреватель жидкого топлива — Строительство и работа

2. Фактический

Как и в случае с четырехтактными двигателями, фактическая диаграмма фаз газораспределения двухтактного двигателя также отличается от теоретической диаграммы фаз газораспределения.

Фактическая диаграмма фаз газораспределения двухтактного двигателя показана на рис.

Как мы видим, расширение заряда (после воспламенения) начинается при перемещении поршня T.D.C. в сторону B.D.C.

Прежде всего, выпускной канал / выпускной клапан открывается до того, как поршень достигнет B.D.C. и сгоревшие газы начинают выходить из цилиндра.

После небольшой доли оборота кривошипа передаточное отверстие / продувочные отверстия также открываются, и свежий воздух поступает в цилиндр двигателя.

Это сделано, поскольку свежий входящий воздух помогает вытеснить сгоревшие газы. Теперь поршень достигает B.D.C. а затем начинает движение вверх.

Поскольку кривошип немного выходит за пределы B.D.C. сначала закрывается передаточный порт / продувочный порт, а затем также закрывается выпускной порт.

Это делается для всасывания свежего воздуха через передаточное отверстие и одновременного выпуска отработавших газов через выхлопное отверстие.

Теперь заряд сжимается при закрытых обоих портах.

Топливный клапан открывается немного раньше, чем поршень достигает T. D.C.

СВЯЗАННОЕ ЧТЕНИЕ: — Очиститель на кораблях — от базового до улучшенного

Теперь топливо впрыскивается в виде очень мелких брызг в цилиндр двигателя, который воспламеняется из-за высокой температуры сжатого воздуха.

Топливный клапан закрывается после того, как поршень немного опускается из T.D.C.

Это происходит, когда необходимое количество топлива впрыскивается в цилиндр двигателя.

Теперь сгоревшие газы (под высоким давлением и температурой) с полной силой толкают поршень вниз, и происходит расширение газов.

***

Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею со всеми своими друзьями.

«Если у тебя есть знание, пусть другие зажигают в нем свои свечи» — Маргарет Фуллер

Расчет синхронизации пневмодвигателя


Принципиальная схема клапанного и силового агрегатов. Поршень клапана золотникового типа был заменяется типом, обычно используемым при построении временных диаграмм, как обсуждается ниже. Обратите внимание, что кривошип клапана находится «впереди» рычага мощности — это важно для синхронизации двигателя.

Наша следующая задача — спроектировать поршень клапана, чтобы добиться правильного газораспределения двигателя. На диаграмме выше показано схематическое изображение воздушного двигателя с «золотниковым» клапаном, замененным традиционным клапаном парового двигателя. Мы будем сначала выполните упражнение по проектированию этой арматуры и воспользуйтесь полученными здесь уроками, чтобы спроектировать наши собственный золотниковый клапан.Основным фактором, определяющим синхронизацию двигателя, является соотношение между углом поворота коленчатого вала. и угол поворота коленчатого вала клапана, как показано на схеме выше. Рукоятка клапана обычно «ведет» рукоятку мощности на заданный угол, который мы определим в следующей процедуре.

Увеличенный вид поршня клапана и цилиндра. Воздушный резервуар высокого давления находится на верхней части поршня, а выпускной порт находится внизу.

Увеличенный вид клапана показан на схеме выше.Впускные порты соединяются с верхней и нижней частью силовой цилиндр. «Притирка» и «Притирка выхлопа» определяют, насколько седло клапана больше, чем впускной канал. крышки. Следует отметить несколько важных особенностей:

  • Lap: величина, на которую клапан перекрывает впускной канал на стороне высокого давления.
  • Промежуток выхлопа: величина, на которую клапан перекрывает впускное отверстие на стороне выпуска.
  • Угол впуска: это угол поворота кривошипа, при котором воздух высокого давления начинает поступать во впускное отверстие (и к силовому цилиндру.) Этот угол обычно меньше нуля, так как мы хотели бы, чтобы воздух высокого давления начал поступать силовой цилиндр незадолго до того, как силовой поршень достиг ВМТ.
  • Угол отсечки: угол поворота кривошипа, при котором воздух высокого давления перестает поступать в силовой цилиндр.
  • Угол выпуска: угол поворота кривошипа, при котором воздух начинает течь от силового цилиндра к выхлопное отверстие. Название «сброс» используется потому, что любое остаточное давление в силовом цилиндре «сбрасывается». в атмосферу.
  • Угол сжатия: угол поворота кривошипа, при котором воздух перестает течь от силового цилиндра к выхлопное отверстие. Угол сжатия обычно немного выше ВМТ, поэтому движение силового поршня за пределами этой точки происходит сжатие оставшегося воздуха внутри силового цилиндра.

Прием Отсечка


Выпуск Сжатие

На рисунке выше более подробно показаны четыре ступени воздушного двигателя. Впускной порт начинает открываться для Подача воздуха высокого давления , впуск . Подача воздуха высокого давления прекращается на отметке , отсечка . Воздух в силе Цилиндр открыт на атмосферу на выпуск . И, наконец, входной порт герметизируется во время компрессия . Обратите внимание, что впускной порт также закрыт между отсечкой и выпуском; воздух высокого давления допускается расширяться (и работать с поршнем) за это время.

Диаграмма Рело

Обратите внимание, что в приведенном выше списке есть несколько проектных переменных.Чтобы полностью определить размеры поршня клапана, нам нужно указать только четыре: ход клапана, угол впуска, угол отсечки и угол выпуска. Угол сжатия, нахлест и нахлест на выхлопе будут определяться из них с помощью Диаграмма Рёло приведена ниже.

Процедура в следующем разделе представляет собой модифицированную версию диаграммы Рело, изобретенной Францем. Рёло, немецкий кинематик, живший в девятнадцатом веке.В докомпьютерную эпоху это было удобно иметь чисто графический метод проектирования связей парового двигателя. Диаграмма Рело по-прежнему полезна сегодня, хотя мы обычно используем пакет САПР (например, AutoCAD или SolidWorks) для его рисования. Помогать Чтобы проиллюстрировать процедуру, мы будем использовать числа из конструкции воздушного двигателя Rowan. Этот двигатель имеет полный ход клапана 0,52 дюйма, с углом впуска -5 °, углом отсечки 130 ° и выпуском угол 170 °.

Шаг 1 Шаг 2

Шаг 1. Нарисуйте круг с центром в точке o диаметра Δ, где Δ — общий клапан путешествовать. Обозначьте точки по обе стороны от круга a и k . В нашем примере клапан ход составляет 0,52 дюйма, так что это диаметр круга.

Шаг 2: Теперь проведите линию из точки o под углом θ a , где θ a — это угол допуска. Проведите еще одну линию от точки o под углом θ c , отсечка угол. Обозначьте новые точки d и м . В нашем примере у нас есть входная линия на -5 ° и светотеневая граница на 130 °.

Шаг 3 Шаг 4

Шаг 3: Измерьте угол линии дм .Поскольку клапан находится в середине своего хода, когда Кривошип клапана находится под углом 90 °, общий угол между кривошипом клапана и силовым кривошипом составляет 90 ° + 27,5 ° = 117,5 ° в нашем примере.

Шаг 4: Теперь проведите линию от точки o под углом выпуска, θ r и обозначьте новая точка r . Проведите линию, параллельную дм , через точку r . Обозначьте точку, где он достигает другой стороны круга q .Угол, который образует линия oq , представляет собой сжатие угол (-45 ° в данном примере)

Шаг 5 Шаг 6

Шаг 5: Проведите линию pz , перпендикулярную дм и проходящую через точку o . В расстояние op — это круг , а расстояние oc — это круг выхлопа.В качестве добавленного бонус, дистанция cz это максимальное открытие порта!

Шаг 6: Наконец, проведите линию, параллельную дм , через точку a . Расстояние cf составляет свинец . Это расстояние, на которое впускной канал открыт, когда силовой поршень находится в ВМТ.

Схема клапана, спроектированного с использованием диаграммы Рело выше

Теперь давайте возьмем размеры, которые мы измерили на диаграмме Рело, и преобразуем их в рабочий клапан.На приведенной выше диаграмме каждый порт имеет диаметр 0,25 дюйма и расположен на расстоянии 2,0 дюйма друг от друга. Рассмотреть возможность сначала левый порт. Перехлест (0,099 дюйма) показывает величину, на которую клапан выходит за отверстие на левой стороне, а выхлопной патрубок (0,078 дюйма) дает величину расширения с правой стороны. Общая ширина Седло клапана составляет 0,099 дюйма + 0,25 дюйма + 0,078 дюйма = 0,427 дюйма.


Золотниковый клапан по сравнению с «обычным» клапаном Рило.

Наконец, давайте посмотрим, что нам нужно сделать, чтобы преобразовать клапан, который мы разработали с использованием диаграммы Рело, для использования с «золотниковой» конструкцией и коромыслом.Напомним, что коромысло вынуждает клапан быть Сдвиг по фазе на 180 ° с силовым поршнем; то есть клапан движется вверх, когда силовой поршень движется вниз, и наоборот. Кроме того, расположение портов отличается в конструкции золотника, как показано на рисунке выше. В конструкции Reuleaux левый воздухозаборник открыт для воздуха высокого давления, когда клапан перемещается влево, а в конструкция золотника: левый впуск соединяется с выпуском, когда клапан перемещается влево.Следовательно действие золотникового клапана точно на 180 ° сдвинуто по фазе с действием клапана Reuleaux. Сеть Эффект обоих различий состоит в том, что мы можем использовать тот же фазовый угол , как мы определили ранее, но притирка и притирка выхлопа должны поменяться местами (притирка выхлопа теперь находится на внешней стороне катушки). В Схема Рело работает для конструкции золотникового клапана — попробуйте сами!

Система двигателя

IC: синхронизация клапанов двигателя

Двигатель, синхронизация клапанов

Расположение клапанов:

Клапанные устройства обычно подразделяются на L-образную, I-образную, Т-образную и F-образную головки в соответствии с расположением клапанов
.В конструкции с L-образной головкой впускной и выпускной клапаны находятся на одной стороне двигателя
. Иногда его называют двигателем с боковым клапаном, и он приводится в действие одним распределительным валом
, тогда как двигатель с Т-образной головкой требует двух распределительных валов с блоками клапанов. Двигатель
с I-образной головкой также известен как двигатель с верхним расположением клапанов

. РАБОТА И РЕМОНТ КЛАПАНА

Клапаны двигателя внутреннего сгорания предназначены для впуска воздуха или топливовоздушной смеси
в цилиндр и, наконец, для выхода выхлопных газов. Для этого
используются клапаны тарельчатого типа. Большинство двигателей имеют по одному впускному и выпускному клапанам на каждый цилиндр.
Эти клапаны обычно имеют одинаковый размер, хотя иногда впускные клапаны имеют размер
больше, чем выпускные. Расположение клапанов на двигателе может быть верхним расположением головки
или L-образной головкой. В верхнем положении шток клапана окружен съемной направляющей
, и пружина удерживает клапан напротив седла. Узел коромысла, который приводится в действие распределительным валом
через толкатель, заставляет клапаны открываться в желаемое время.Вследствие постоянной эксплуатации впускные и выпускные клапаны
и их седла подвергаются механическому износу. Чтобы преодолеть этот недостаток,
вставлено отдельное седло клапана из материала с высокой износостойкостью. Его можно заменить новым элементом
после износа. Чтобы избежать аналогичного механического износа, поверхность клапана
обычно изготавливается из жаропрочных сплавов.


Зазор между коромыслом и штоком клапана предусмотрен, чтобы клапаны могли сесть в седло
должным образом. Этот зазор также известен как зазор толкателя и должен регулироваться щупом
. калибр согласно спецификации производителя.Зазор толкателя клапана регулируется
когда оба клапана находятся в закрытом положении. Типичное значение зазора толкателя клапана —
задано как 0,38 мм (0,015 дюйма).

ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА КЛАПАНОВ

Типичная диаграмма фаз газораспределения вертикального двигателя, предназначенного для работы при 800 об / мин.
показано на рисунке. Ниже перечислены некоторые сделанные наблюдения:

1. Впускной клапан начинает открываться вскоре после того, как поршень достигает верхней мертвой точки.
Он продолжает оставаться открытым до тех пор, пока поршень не пройдет 30 градусов над нижней
(нижней) мертвой точкой.Общее время, в течение которого клапан остается открытым.

2. Впускные и выпускные клапаны остаются закрытыми во время такта сжатия и
большую часть времени в рабочем такте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *