Как не сжечь сцепление
Приобретя или планируя приобрести личный автомобиль, мы усердно учим правила дорожного движения, чтобы получить водительские права и стать полноценным, как нам кажется, водителем. При этом не все и не всегда вспоминают о правилах эксплуатации автомобиля, в частности, главной его составляющей – ходовой части.
Между тем эта область таит в себе немало тайн и секретов. Например, как не сжечь сцепление, трогаясь с места и совершая тот или иной маневр на дороге.
Прежде всего, разберемся хотя бы поверхностно в том, что это такое и какие функции этот узел выполняет на автомобиле.
Содержание
- Что такое сцепление
- Как правильно трогаться с места
- На светофоре
- В пробке
- На спуске
- Езда в экстремальных условиях
- Почему оно горит
Что такое сцепление
Служит сцепление для разъединения на короткое время коленчатого вала и коробки передач, а также для их последующего соединения. Такая операция необходима при трогании автомобиля с места и для переключения скорости на ходу.
Наиболее распространенным на легковых и в большинстве своем грузовых автомобилях является однодисковое сцепление фрикционного типа.
Состоит оно непосредственно из механизма сцепления и привода выключения.
Критический износ диска легко определить при движении на четвертой передаче: если при интенсивном нажатии на педаль газа двигатель взревел, а автомобиль не побежал быстрее – диск надо менять. Это может сопровождаться запахом «подгорающих» накладок.
Наибольшая и наиболее частая угроза накладкам на диске сцепления со стороны неопытных автолюбителей представляется в момент трогания автомобиля с места. Поэтому рассмотрим этот процесс подробно.
Как правильно трогаться с места
Итак, ваш двигатель запущен и работает на нейтральной передаче. Вы выжимаете педаль сцепления и включаете первую скорость. Теперь необходимо плавно произвести соединение коленчатого вала с коробкой передач. Это означает, что надо прижать ведомый диск к вращающемуся со скоростью 20-25 оборотов в секунду маховику. Чтобы машина не «прыгала», а двигатель внезапно не заглох, делать эту операцию будем в три этапа.
- 1 этап. Слегка приотпустите педаль сцепления. Пружины нажимного диска подведут ведомый диск до легкого соприкосновения к маховику – ваш автомобиль тронется и потихоньку начнет ползти.
- 2 этап. Две-три секунды держите педаль в таком положении. Скорости вращения маховика и диска постепенно уравниваются – ваш автомобиль разгоняется.
- 3 этап. Автомобиль уверенно едет по дороге – крутящий момент 100%-но передается коробке передач. Отпускайте педаль и снимите с нее ногу.
На светофоре
По многочисленным свидетельствам водителей-новичков некоторые инструкторы по вождению учат ждать зеленого сигнала светофора с выжатым сцеплением и включенной первой передачей. Казалось бы, диски не соприкасаются, угроз к тому, чтобы горели накладки, нет.
Но в этом случае идет износ выжимного подшипника. В конце концов это негативно отражается на двигателе вообще. Поэтому – ставьте на нейтральную и отпускайте педаль сцепления.
В пробке
Пожалуй, наибольшую угрозу сцеплению доставляет езда в пробках. Некоторые водители долгое время не снимают ногу с педали сцепления, включая и выключая его, оставляя двигатель включенным на первой передаче.
Ведомый диск практически постоянно трется о диск маховика, причем, асинхронно. В результате происходит дополнительный нагрев, что способствует его более интенсивному истиранию.
Двигаться в пробках старайтесь, преодолевая небольшие расстояния этапами, выключая в промежутках передачу и отпуская сцепление.
На спуске
На крутых спусках нельзя выключать передачу. Спускаться рекомендуется на первой скорости с притормаживанием, используя ножной, и быть готовым, в крайнем случае, применить ручной тормоз. Пользоваться при этом педалью сцепления нет никакой необходимости. Больше того, это может представлять опасность остановки двигателя.
Езда в экстремальных условиях
Поистине «убивает» сцепление езда с пробуксовкой, что бывает зачастую в непредвиденных, неординарных условиях. Когда случается вылезать из лужи или сугроба, мы вынуждены форсировать двигатель, давая ему большие обороты и резко включать сцепление.
В этой ситуации не только фатально горят накладки на диске. Такие жесткие условия эксплуатации грозят и более серьезными поломками, в том числе других агрегатов автомобиля. Поэтому, если есть возможность – попросите взять вас на буксир. Не жгите сцепление.
Почему оно горит
Именно в момент неполного соприкосновения друг с другом дисков, вращающихся с разной скоростью, и происходит подгорание накладок. Всякий раз, когда мы неправильно работаем сцеплением, зазор постепенно увеличивается, и в дальнейшем выжим становится неполным – сцепление начинает пробуксовывать. Диск надо менять.
Ничего страшного. Ведь это обыкновенная расходная деталь вашего автомобиля, рассчитанная при правильной эксплуатации на примерно 80 000 км пробега.
Как пользоваться сцеплением правильно в зависимости от ситуации — Блог
Если спросить начинающего водителя – зачем нужна педаль сцепления в автомобиле с механической коробкой передач, он ответит – чтобы плавно трогаться с места. И он в некоторой степени будет прав. Однако на этом ее функционал не заканчивается. В зависимости от ситуации на дороге грамотная работа педалью сцепления позволяет переключить передачи, безопасно двигаться задним ходом, тронуться в горку, припарковаться и так далее.
В статье описаны все базовые приемы работы со сцеплением, и как ими правильно пользоваться. Внимание уделено частым ошибкам, которые допускают не только новички, но и в силу закрепившихся неправильных навыков – даже опытные водители. А из-за неправильной работы этой педалью снижается комфортабельность автомобиля, повышается опасность, значительно страдает ресурс не только механизма сцепления, но и двигателя с коробкой передач. Это видно невооруженным глазом со стороны – автомобиль дергается при старте, иногда глохнет в пробках и перед светофором, «клюет носом» при переключении передач и так далее.
Как работает и от чего изнашивается механизм сцепления
Сцепление в любом автомобиле находится между двигателем и коробкой передач. Устройство очень простое – диск, «намертво» соединенный с коробкой передач, в зависимости от воздействия на педаль в салоне прижимается к поверхности маховика двигателя, или отжимается от него. Когда диск прижат к маховику – крутящий момент от двигателя передается на коробку передач. Когда не прижат – соответственно, никуда ничего не передается.
Чисто технически у сцепления есть не только описанные два режима работы, а три. Рассмотрим их детальнее, чтобы лучше понять дальнейший материал. И пойдем по порядку.
- Режим первый. На педаль никто не воздействует. Диск сцепления прижат к маховику двигателя, соответственно, вращается первичный вал коробки передач. Проще говоря, лошадиные силы двигателя уже находится в коробке передач, и готовы к работе, либо уже выполняют ее (если включена какая-либо передача, кроме нейтральной). И маховик, и диск сцепления вращаются с одинаковой скоростью.
- Режим второй. Педаль сцепления полностью нажата до упора. Такое положение называют выжатым сцеплением. Диск сцепления отодвигается от маховика, и через него уже не передается крутящий момент от двигателя к коробке передач. Автомобиль будет оставаться на месте при любой включенной передаче, либо катиться накатом, если он стоит на склоне, либо до этого было движение. Маховик все так же вращается, а диск сцепления – сам по себе.
- Режим третий. Педаль сцепления после полного нажатия отпущена на 60-70%. В этот момент диск сцепления прижимается к маховику двигателя не в полную силу. Крутящий момент передается через него не весь, так как силы трения межу диском и маховиком не хватает для этого. Говорят, что сцепление пробуксовывает, проскальзывает.
Для водителя самым важным является именно третий режим работы сцепления. Именно в этот момент при неумелом обращении с педалью автомобиль дергается, пассажиры в салоне покачиваются, двигатель глохнет, кофе проливается, а сцепление – интенсивно изнашивается.
Рассмотрим основные ситуации, в которых нужно работать педалью сцепления, и как это делать правильно.
Трогание с места
Вопреки расхожему мнению начинающих водителей – это далеко не самый сложный прием в плане пользования педалью сцепления. Однако освоить его получается не всегда с первых попыток. Более того, даже опытные водители часто трогаются с места неправильно, о чем говорит ускоренный износ диска сцепления, глохнущий двигатель и дергающийся автомобиль. Потому начнем с ошибок.
- Ошибка первая. Сцепление выжимается, включается передача, после чего педаль, хоть и плавно, но равномерно отпускается до конца. Что происходит в этот момент. Если двигатель не заглохнет, преодолевая сопротивление, то автомобиль резко дернется и «клюнет носом, с горем пополам поехав вперед. Если мощности не хватит (низкие обороты, неустойчивые холостые), двигатель просто заглохнет.
- Ошибка вторая. Водитель вроде все делает так, как учили в автошколе. Выжал сцепление, включил передачу, отпустил педаль на 60-70%, автомобиль плавно начал ехать. Но педаль полностью он отпускает поздно, продолжая удерживать ее в том же положении трогания. Что происходит в этот момент? Диск и маховик продолжают вращаться с разной скоростью, из-за чего сцепление усиленно истирается, то есть, изнашивается.
Как трогаться правильно? Для начала забудьте о метрах и секундах, о которых вам, вероятнее всего, говорили в автошколе – плавно отпустил педаль на 60-70% и ждите, пока либо пройдет 5 секунд, либо пока автомобиль проедет 5 метров. Многие так и ездят всю жизнь.
На самом деле все гораздо проще. Выжмите сцепление, включите передачу, отпускайте плавно педаль сцепления до того момента, когда автомобиль тронется с места. Теперь не отпускайте педаль до тех пор, пока автомобиль не перестанет ускоряться. Не ускоряется? Продолжайте отпускать педаль до конца. Делать это надо так же плавно, как и накануне.
Почему не стоит ориентироваться на метры и секунды? Потому что период описанного выше ускорения зависит от ряда факторов (качества дороги, автомобиля, оборотов двигателя и так далее) и часто отличается.
Зачем вообще задерживаться на тех самых 60-70%? Это необходимо для того, чтобы отработал третий режим работы сцепления, и ведомый диск уравнялся по скорости вращения с маховиком. Выждали мало – автомобиль дернулся. Держите долго – сцепление изнашивается, а вы стартуете медленно.
Переключение передач на ходу
Какие ошибки допускаются в работе педалью сцепления при переключении передач? На самом деле – несколько. Рассмотрим наиболее типичные, и как надо делать правильно.
- Первая ошибка – педаль сцепление перед переключением передачи нажимается резко, с большим усилием, иногда с ударом. Не надо так. От таких действий страдает и педальный узел, и трос сцепления, и рычаг, и выжимной подшипник. На ходу сцепление надо выжимать не резко, а плавно и уверенно одновременно.
Вторая ошибка – педаль выжимается слишком плавно. Во-первых, вы теряете время. Во-вторых, сцепление лишний раз изнашивается. Нажимайте на педаль плавно и уверенно, но не медленно.- Третья ошибка – после переключения передачи педаль буквально бросается. Несмотря на то, что движение – это не трогание с места, при таком обращении все равно происходит рывок, который хорошо видно по пассажирам.
- Последняя ошибка – после переключения передачи сцепление отпускается слишком медленно. Это потеря времени и снижение ресурса прижимающегося диска. Действовать надо плавно, но уверенно, а уж никак не медленно.
Стоит отметить, что немаловажную роль при переключении играет работа с педалью газа. Поэтому, если вы пользуетесь сцеплением правильно, а автомобиль все равно дергается – обратите внимание на педаль газа. Возможно, вы выжимаете сцепление и затем отпускаете его при неподходящих оборотах двигателя.
Движение задним ходом
Далее рассмотрим вкратце, как пользоваться сцеплением при движении задним ходом. Здесь есть всего два правила. Первое – если вам надо сдать немного назад, не стоит отпускать педаль сцепление полностью. Второе – если необходимо проехать на задней передаче несколько метров (десятков метров), то отпустите педаль сцепление полностью, но ногу с нее не снимайте. При движении назад у вас ограничена видимость и автомобиль сложнее направлять по нужной траектории. Удерживая ногу на отжатой педали, вы быстрее среагируете, и остановите автомобиль, если что-то пойдет не по плану.
Езда в пробках и на светофорах
Неправильно, если вы продвигаетесь в пробке, используя только два режима работы сцепления – полностью выжатое, и выжатое не до конца с постоянно включенной передачей. Намного легче для вашей левой ноги и «полезнее» для автомобиля продвигаться отдельными отрезками, проходя все этапы трогания и остановки (с включением передачи и ее выключением).
Помните – выжимной подшипник, который находится в механизме сцепления, не рассчитан на то, что вы подолгу будете воздействовать на педаль.
Со светофорами и нерегулируемыми пешеходными переходами все то же самое. Остановились перед красным сигналом светофора – выключите передачу и отпустите педаль. То же самое следует делать, пока пешеходы переходят через нерегулируемый переход.
Трогание в горку
Чтобы успешно тронуться в горку, важно правильно работать не только педалью сцепления, но также ручным тормозом и педалью газа. Алгоритм действий в такой ситуации следующий. При включенном ручном тормозе выжмите сцепление и включите передачу. Педалью газа установите обороты двигателя 1500-2000 оборотов в минуту. Отпускайте сцепление до того момента, когда автомобиль «присядет» (сцепление начало работать). Снимите машину с ручника, а педаль сцепления отпустите полностью по тому же принципу, что и при трогании с места.
Торможение двигателем при езде с горки
При движении с горки многие регулируют скорость спуска при помощи педали сцепления: выжал – поехал быстрее, отпустил педаль – поехал медленнее за счет торможения двигателем. Так делать нельзя. Во-первых, это опасно. Во-вторых, вредно для сцепления. Регулировать скорость спуска нужно только за счет правильно подобранной передачи и педали тормоза.
А вы умеете пользоваться сцеплением правильно?
Это легко проверить несколькими способами. Даже если вы думаете, что делаете все правильно, обратите как-нибудь внимание на пассажира, который сидит рядом, во время вашей работы с педалью сцепления. Если он покачивается каждый раз, когда вы трогаетесь или переключаете передачу – вы пользуетесь сцеплением неправильно.
Второй способ – стаканчик с водой на торпедо. Ради эксперимента поставьте его на ровное, не скользкое место. Можно даже в подстаканник, если он есть. Он должен быть на палец неполным. Теперь отработайте все ситуации, описанные выше. Если хотя бы капля жидкости оказалась за пределами стаканчика – вам еще есть над чем поработать.
Видео «Как пользоваться правильно сцеплением и другими педалями»
Итоги
Как видите, педаль сцепления не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Ею тоже надо учиться пользоваться правильно. От этого зависит комфортабельность авто, ресурс деталей и безопасность движения.
Схожий материал
История шин Goodyear / Гудиер
История шин Uniroyal / Унироял / Englebert / Энглеберт
После мойки двигателя машина не заводится – что делать и как мыть правильно
Почему в аккумуляторе одна банка не кипит при зарядке
Почему потеет фара изнутри и что делать
Куда девать отработанное масло
Руководство для начинающих по управлению сцеплением
Если вы учитесь водить машину с механической коробкой передач, у вас нет двух путей — вам нужно освоить управление сцеплением. Хотя поначалу это может показаться разочаровывающим, через некоторое время это должно стать второй натурой. Также важно стать способным водителем и, в конечном итоге, пройти тест.
В этой статье:
- Что делает сцепление?
- Управление сцеплением
- В поисках точки укуса
- Старт в гору и точки захвата
- Что произойдет, если я заглохну?
- Проблемы с управлением сцеплением, стоит ли мне ездить на автомате?
Что делает сцепление?
Мы не собираемся вдаваться в технические подробности о том, как работает сцепление. По сути, он подключает и отключает мощность от вашего двигателя к вашим колесам через коробку передач.
Когда вы нажимаете на сцепление, оно отключает двигатель от ваших колес. Это позволяет переключать передачи. Другими словами, вы не можете переключать передачи, когда сцепление поднято.
Когда вы поднимаете сцепление, включается мощность (если вы не в нейтральном положении).
Управление сцеплением по существу управляет этой передачей мощности. Это особенно важно для сохранения контроля над автомобилем на низких скоростях. Это позволяет вам делать ряд вещей, таких как переключение передач, трогаться с места и двигаться в медленном потоке с частыми остановками.
Узнайте больше о том, как работает сцепление, и о признаках отказа сцепления.
Наверх |
Управление сцеплением
При изучении управления сцеплением следует помнить несколько советов.
Прежде всего, осторожно обращайтесь со сцеплением . Вы должны осторожно поднимать ногу, так как небольшие изменения могут иметь большое влияние на автомобиль. Ключевое слово здесь — контроль.
Когда дело доходит до точки укуса, вам нужно найти баланс между сцеплением и акселератором . Будет момент, когда вы приложите определенное давление к каждому, и машина будет на грани движения, оставаясь при этом неподвижной.
Как уже упоминалось, место укуса можно найти на ощупь. Привыкайте к ощущению , когда вы находите точку клева, и это поможет вам избежать сваливания. Настроенность на педали поможет позже, когда вам нужно будет освоить старты в гору.
Наверх |
Поиск точки зацепа
Выполните следующие действия:
- Полностью нажмите сцепление до пола левой ногой, прежде чем включить первую передачу.
- Поставьте правую ногу на педаль акселератора и удерживайте ее.
- Когда вы начнете медленно снимать левую ногу со сцепления, вы почувствуете, как двигатель и колеса начинают зацепляться, и вы можете увидеть, как передняя часть капота немного приподнимается. Теперь крепко держите ноги.
- Когда вы впервые научитесь водить машину, вам придется поиграть с поиском места укуса. Это тот случай, когда практика делает совершенным.
Наверх |
Старт в гору и точки зацепа
Как только вы начнете осваивать основы вождения, вам, вероятно, придется останавливаться и трогаться с места на подъеме. Старт в гору покажет вашему инструктору по вождению, что вы отлично владеете автомобилем, и есть большая вероятность, что это будет частью вашего экзамена по вождению, если ваш экзаменационный центр находится где-то рядом с холмом. Но найти точку укуса может оказаться сложнее при старте в гору.
Советы для успешного старта в гору:
- Понимание важности хорошего управления сцеплением является основой для успешного старта в гору. Сначала вам нужно нажать на педаль газа сильнее, чем обычно.
- При трогании с места на ровной дороге у вас на тахометре около 1500 об/мин; при старте в гору нужно стремиться к 2000 об/мин.
- Когда вы трогаетесь с места, автомобиль должен работать интенсивнее, чтобы набрать скорость, и вам может потребоваться отпускать сцепление в зоне точки зацепа медленнее, чем обычно, чтобы избежать остановки.
- Вам, вероятно, придется оставаться на более низких передачах дольше, чем обычно, чтобы дать двигателю больше мощности для движения в гору.
Чтобы научиться чему-то правильно, часто нужно отложить книги и получить некоторый практический опыт – или, простите за каламбур, вам нужно сесть за руль. Ваш инструктор по вождению покажет вам все, что вам нужно знать, но небольшая фора может успокоить ваши нервы и быстрее подготовить вас к жизни в дороге.
Наверх |
Что произойдет, если я заглохну?
Если вы не используете сцепление эффективно, вы, скорее всего, заглохнете. Когда это происходит, двигатель глохнет. Правда, это может быть опасно в зависимости от ситуации. Если вы остановитесь при выезде на перекрестке, это может сделать вас уязвимым для других транспортных средств. Но хотя начинающие водители боятся заглохнуть, его недостатки можно переоценить.
Лучшее, что можно сделать, если вы заглохли, — это сохранять спокойствие, поставить автомобиль на нейтраль и перезапустить двигатель. Даже если вы задержитесь на экзамене по вождению, это не должно быть большой проблемой и, конечно же, не обязательно будет означать, что вы потерпите неудачу. Вы, скорее всего, будете отмечены за то, как вы справляетесь с пробуксовкой, а не за сам проигрыш.
Хотя, конечно, лучше не превращать это в привычку. Частое неправильное использование сцепления может привести к механическим проблемам, а ремонт или замена изношенного сцепления может быть дорогостоящим.
Наверх |
Проблемы с управлением сцеплением, стоит ли мне ездить на автомате?
Если вы действительно изо всех сил пытаетесь освоить управление сцеплением, вы можете подумать об обучении вождению с автоматической коробкой передач . Автомобили с автоматической коробкой передач, по сути, берут на себя управление сцеплением и переключением передач.
Хорошо подумайте, прежде чем принимать это решение. Если вы сдадите экзамен на автомате, вы получите право управлять только автоматом. Транспортных средств с механической коробкой передач больше, они в целом дешевле, и вполне могут возникнуть ситуации, когда было бы удобно управлять одним из них. Овладение управлением сцеплением и квалификация для вождения автомобиля с механической коробкой передач открывает целый мир автомобильных возможностей.
Хотя может показаться неловким, когда вы глохнете, крутите двигатель слишком высоко или переключаете передачи, большинство водителей время от времени делают это. И это верно независимо от того, как долго они были в пути. Все водители время от времени допускают ошибки, и вы к этому привыкнете.
Подробнее об обучении вождению на автомате.
Наверх |
Управление сцеплением автомобиля
Одной из самых сложных задач при обучении вождению является правильная работа сцепления, которую мы знаем как управление сцеплением.
Многие учащиеся предпочитают сдавать экзамен по вождению в автоматическом режиме, чтобы снять напряжение, связанное с необходимостью выжимать сцепление. Серьезной проблемой многих водителей-учеников является отсутствие подготовки из-за того, что они не смотрят на то, что происходит впереди.
Например, если вы остановились в пробке, учащийся часто будет ждать, пока машина, находящаяся прямо перед вами, начнет двигаться, прежде чем думать о включении сцепления. В идеале им нужно смотреть вперед, чтобы увидеть признаки того, что движение начало двигаться, и подготовиться к движению.
Такая неподготовленность приводит к стрессу, так как они думают, что задерживают всех позади себя. В результате они будут слишком быстро включать сцепление, что часто приводит к остановке автомобиля. Объясняется основная функция сцепления, как использовать автомобильное сцепление при трогании с места.
Как работает сцепление
Чтобы лучше понять управление сцеплением, вам необходимо иметь общее представление о том, как работает сцепление. Двигатель автомобиля даже на холостом ходу постоянно крутится. Сцепление отделяет колеса автомобиля от двигателя.
Если бы колеса автомобиля были постоянно связаны с двигателем, было бы невозможно остановить автомобиль без остановки двигателя. Без сцепления машине также было бы очень трудно тронуться с места. Сцепление также позволяет переключать передачи.
Объяснение схемы управления сцеплением Двигатель A
На приведенной диаграмме мы видим две пластины, представляющие сцепление. В двигателе A педаль сцепления нажата до пола, что, в свою очередь, разъединяет фрикционные диски сцепления. Когда диски сцепления разъединяются, двигатель автомобиля отключается от колес, что также предотвращает передачу мощности на колеса. Один из дисков сцепления все еще крутится вместе с двигателем, так как двигатель постоянно крутится. Затем выбирается передача.
Двигатель B
Теперь, когда автомобиль включен, необходимо поднять педаль сцепления, что, в свою очередь, приведет к сближению дисков сцепления. При трогании с места на 1-й передаче медленное поднятие педали сцепления приводит к медленному сближению дисков сцепления. Это позволяет пластинам скользить и позволяет автомобилю двигаться плавно, пока они не будут плотно прижаты друг к другу, соединяя разорванное звено между колесами и двигателем.
Обучение управлению сцеплением
Управление сцеплением — это техника, которая позволяет водителю контролировать скорость автомобиля. Изучение управления сцеплением необходимо для сдачи экзамена по вождению, поскольку вам может потребоваться продемонстрировать экзаменатору по вождению трогание с места, а маневры вождения требуют высокого уровня управления сцеплением, чтобы автомобиль оставался невероятно медленным. Обучение управлению сцеплением в первый раз следует проводить на ровной, ровной и тихой дороге. Убедитесь, что автомобиль настроен правильно, чтобы вы могли полностью выжать сцепление, не перенапрягаясь, что вы пристегнуты ремнем безопасности, двигатель включен, а ручной тормоз выключен.
- Полностью выжмите сцепление и включите первую передачу.
- Придать двигателю небольшую дополнительную мощность, очень осторожно нажав на педаль акселератора, чтобы тахометр показывал около 1500 об/мин.
- Убедитесь перед тем, как ваша машина тронется с места, что это безопасно, а теперь очень медленно поднимите сцепление.
Когда диски сцепления только начинают соприкасаться, это называется точкой прикуса сцепления. Вы будете знать, что это точка укуса, когда машина начнет медленно двигаться. Точка заедания сцепления может возникнуть в любой момент во время рабочего хода сцепления, когда вы его поднимаете, так как все сцепления разные. Однако точка поклевки всегда будет в одном и том же месте для этой конкретной кладки. Ключевым моментом здесь является то, что с большим количеством практики нужно помнить, где находится точка укуса.
Теперь, когда мы нашли точку поклевки, машина медленно начинает двигаться вперед, теперь полностью выжмите сцепление и плавно затормозите до упора. Продолжайте повторять процесс, давая двигателю небольшую мощность и очень медленно поднимая сцепление, пока автомобиль не начнет двигаться, и полностью выжимая сцепление. Повторяя это, вы поймете, где находится точка укуса.
После того, как вы освоитесь, попробуйте еще раз, но вместо того, чтобы полностью выжимать сцепление, как только автомобиль начнет двигаться, нажмите сцепление лишь на небольшую величину; попробуйте подумать о толщине монеты в один фунт. Делая это, вы слегка отпускаете диски сцепления, расцепляя колеса и позволяя автомобилю замедлиться. Как только автомобиль немного замедлится, снова поднимите сцепление на толщину монеты в один фунт, чтобы снова привести автомобиль в движение. По сути, вы пытаетесь добиться того, чтобы машина двигалась, но с минимально возможной скоростью. Эта техника называется пробуксовкой сцепления и требуется для выполнения маневров вождения на уроках и экзамене по вождению.
Быстрое трогание с места
Быстрое трогание с места — это та же техника, что и выше, за исключением того, что вам нужно будет дать двигателю значительно больше газа/оборотов. Давая больше газа в районе 2500 об/мин, вы можете быстрее выжимать сцепление, не опасаясь заглохнуть. Это позволит вам тронуться с места намного быстрее в таких ситуациях, как оживленные круговые развязки и выезды с перекрестков. Однако будьте немного осторожны, так как чрезмерная подача газа и слишком быстрое отпускание сцепления могут привести к пробуксовке колес.
Методы управления сцеплением
Необходимо освоить более сложные методы управления сцеплением, чтобы удерживать автомобиль в точке прикуса сцепления. Эти методы важны для безопасного трогания автомобиля с холма. Дополнительную информацию можно найти в разделе Как перестать глохнуть автомобиль.
Управление сцеплением на холме
Во время экзамена по вождению экзаменатор может попросить вас остановиться и снова тронуться с места на холме. Это зависит от местоположения вашего центра экзамена по вождению, поскольку некоторые части Великобритании очень плоские. Если вы остановитесь на холме, процесс аналогичен описанному выше, за исключением того, что вам потребуется использовать ручной тормоз. После остановки:
- Затяните ручной тормоз и выберите первую передачу.
- Подать двигателю немного дополнительной мощности, снова около 1500 об/мин до 2000 об/мин на тахометре.
- Аккуратно поднимите сцепление, пока не дойдете до места укуса. Вы узнаете, когда у вас будет точка укуса, так как автомобиль может немного поскрипывать или капот может немного подняться, когда автомобиль пытается двигаться вперед, но не может из-за затянутого ручного тормоза.
- Если у вас есть точка прикуса сцепления, автомобиль не покатится назад, когда вы отпустите ручник.
Учебное пособие по старту в гору объясняет, как перемещать парковку вверх и вниз по склону, а также подробно описывает, как правильно начинать движение в гору и на спуске, уделяя особое внимание управлению сцеплением. Объяснены также частые ошибки водителей-учеников, допускаемые во время экзамена по вождению, и способы их избежать.
Имеют ли автомобили с автоматической коробкой передач сцепление?
Автомобили с автоматической коробкой передач не имеют сцепления и вместо этого используют устройство, называемое гидротрансформатором. Преобразователь крутящего момента представляет собой круглый объект, который вращается вместе с двигателем и использует масло для привода трансмиссии, которая вращает колеса. По мере того, как двигатель вращается быстрее, больше масла выбрасывается под более высоким давлением в гидротрансформатор. Центробежная сила направляет масло на ребра, что обеспечивает трансмиссию необходимой энергией.
Управление сцеплением в пробке
Во время уроков вождения и экзамена по вождению вы будете много раз останавливаться в пробке. Посмотрите вперед, чтобы увидеть признаки того, что движение начинает двигаться. Это может быть сигнал светофора, меняющийся впереди, или через окна других автомобилей. Это лучше подготовит вас к троганию с места и с меньшей вероятностью заглохнет. Некоторые инструкторы по вождению учат водителей-учеников удерживать точку прикуса сцепления во время ожидания (та же техника, что и управление сцеплением на холме). Хотя это может снизить вероятность остановки, это приводит к гораздо более быстрому износу сцепления. Постарайтесь выработать привычку полностью выжимать сцепление на месте и находить точку поклевки непосредственно перед троганием с места.
Управление сцеплением на перекрестках
Во время экзамена по вождению вы, вероятно, проедете через множество различных типов перекрестков. Часто наиболее сложными являются закрытые соединения. Закрытый перекресток очень трудно наблюдать и приближаться к транспортному средству, так как часто препятствия блокируют обзор.
Это могут быть деревья, кусты, заборы и т. д. На этих типах перекрестков требуется высокий уровень контроля сцепления, так как вам потребуется способность двигаться вперед очень медленно. Частичное нажатие на сцепление прямо под точкой укуса, чтобы замедлить автомобиль, и очень легкое поднятие, чтобы двигаться вперед. В таких случаях следует использовать технику обучения управлению сцеплением. Должны быть сделаны быстрые и постоянные наблюдения и способность быстро выжимать сцепление и тормоз, если есть необходимость остановиться.
Советы по управлению сцеплением
Практикуйтесь в изучении управления сцеплением, пока не будете уверены, что сможете трогаться с места за разумное время и без остановки.
Пробуксовка сцепления
Пробуксовка сцепления происходит, когда сцепление опускается и поднимается в области точки зацепа, чтобы автомобиль двигался медленно. Проскальзывание сцепления используется при очень медленном движении в пробке или при выполнении маневров вождения, таких как поворот на дороге. Некоторые водители могут оставить автомобиль на включенной передаче и выжать сцепление, стоя в пробке. Эта практика значительно увеличивает износ дисков сцепления. Сменные муфты стоят дорого, поэтому, если вы стоите в пробке, либо полностью выжмите сцепление и включите ручной тормоз, либо, если на длительный период, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпустите сцепление.
Езда на сцеплении
Во время движения с постоянной скоростью по чистой дороге, в идеале, водитель должен снять ногу с сцепления и поставить ее на пол в нише для ног или на мертвую педаль (место для отдыха ноги), если автомобиль имеет один.