равномерность и надежность работы двигателя. Дизельные двигатели и запчасти от официального дилера ООО «Ярославский Дизельный Двигатель»
Маховик – массивное колесо, которое используется в современных двигателях как инерционный аккумулятор. Он накапливает кинетическую энергию в моменты, когда поступление энергии выше, чем ее расход, и отдает, когда расход, напротив, превышает потребление. В моторах, для которых характерно поступательное движение поршней, маховик обеспечивает равномерную и стабильную работу на любых оборотах. В чем особенности этой детали, где она находится, и как ее выбрать?
Содержание:
- Типы и устройство
- Сплошной
- Облегченный
- Демпферный
- Где стоит маховик?
- Задачи маховика
- Признаки поломки
- Как надо выбирать?
- Замена маховика
Типы и устройство
Маховики отличаются большим разнообразием, и в одинаковых по принципу работы двигателях внутреннего сгорания можно встретить разные их типы.
Сплошной
Самый простой вариант, который встречается в большинстве двигателей внутреннего сгорания независимо от типа транспортного средства. Их можно увидеть в составе как малолитражных авто, так и на огромных промышленных, судовых и тепловозных силовых установках – меняется только размер и масса. В основе сплошного маховика лежит диск, изготовленный из стали или чугуна. Его диаметр для легковых авто достигает 40 см, а в более крупных моторах сильно превышает данное значение. В центральной части диска располагается отверстие, через которое деталь монтируется на хвостовую часть коленчатого вала. По окружности сделан венец с большим количеством зубьев.
Наружная поверхность сплошного маховика оснащена посадочным отверстием, в которое при сборке двигателя устанавливается механизм сцепления. Зубчатый венец, запрессованный по всей окружности диска, необходим для соединения с шестерней стартера.
Несмотря на предельно простое устройство, маховик требует точной балансировки перед тем, как сойти с конвейера. Если деталь не будет отбалансирована должным образом, в ходе эксплуатации двигателя будут возникать биения и сильные вибрации, что в конечном итоге может привести к резонансному разрушению отдельных его частей. Важно, чтобы созданная на заводе балансировка не изменялась в дальнейшем при выполнении работ по сервисному обслуживанию автомобиля.
Облегченный
Конструктивно облегченный маховик принципиально ничем не отличается от сплошного. Главное его отличие заключается в меньшем весе. Это достигается за счет высверливания окон различного размера. На типовых автомобилях такие диски практически не встречаются, так как являются результатом тюнинга.
Специалисты уменьшают массу маховика для того, чтобы обеспечить более быстрый набор скорости. За это приходится расплачиваться менее стабильной работой двигателя на переходных режимах. Как правило, модернизация диска проводится одновременно с другими мероприятиями, направленными на тюнинг двигателя внутреннего сгорания и автомобиля в целом.
Демпферный
Демпферные или двухмассовые маховики значительно отличаются от сплошных конструкцией. Так, простые модели состоят из ведомого и ведущего дисков, между которыми располагается гаситель колебаний, собранный из нескольких толстых пружин. Есть и конструктивно более сложные модели, в которых дополнительно используются шестерни, собранные в планетарную передачу.
Демпферный маховик работает по принципу виброразвязки следующим образом: пружины, установленные внутри гасителя колебаний, поглощают толчки и вибрацию от двигателя. Сперва крутящий момент приходится на ведущий диск, затем через гаситель проходит уже «очищенный» момент, который через ведомый диск переходит на сцепление и далее идет на трансмиссию.
Двухмассовые диски используются преимущественно на легковых и грузовых автомобилях, тогда как на промышленных, судовых и тепловозных силовых установках до сих пор устанавливаются сплошные детали. Демпферные маховики примечательны большей надежностью и степенью защиты трансмиссии от колебаний, вызванных работой мотора, но при этом куда более дорогие.
Где стоит маховик?
Маховик является одним из компонентов кривошипно-шатунного механизма. В современных двигателях он находится в хвостовой части коленчатого вала и выглядит как металлический диск с зубчатым венцом. Его диаметр составляет в среднем от 30 до 40 сантиметров, точные размеры и форма зависят от модели мотора. В большинстве автомобилей для того, чтобы добраться до колеса маховика, нужно изрядно разобрать двигатель и снять кожухи, под которым скрывается коленвал.
Задачи маховика
Необходимость в использовании маховика возникает из-за неравномерности работы двигателя внутреннего сгорания.
В каждом из цилиндров за два оборота коленчатого вала происходят четыре такта, причем скорость, с которой поршень двигается вверх и вниз, разная в каждом такте. Из-за такой разницы и проявляются биения, вибрации, особенно на высокой скорости вращения вала. Чтобы этого не происходило, одинаковые такты в различных цилиндрах разнесены по времени выполнения, а в дополнение к этому устанавливается массивный маховик.
Он выполняет такие задачи:
- поддержание равномерной угловой скорости вращения коленчатого вала;
- передача крутящего момента от коленвала на сцепление и КПП;
- передача крутящего момента от стартера на коленчатый вал при пуске ДВС;
- развязка трансмиссии и кривошипно-шатунного механизма двигателя;
- обеспечение равномерного прохождения поршнями мертвых точек.
Примечательно, что чем большим количеством цилиндров укомплектован двигатель внутреннего сгорания, тем его крутящий момент более равномерный.
В связи с этим такие моторы оснащаются меньшими по размеру и весу маховиками, нежели двигатели с малым количеством цилиндров.
Основным параметром маховика является его масса. Чем она выше, тем сложнее раскрутить деталь, но тем больше кинетической энергии она запасает и может отдать, а значит, тем более равномерно будет работать мотор.
Признаки поломки
Маховик – деталь, которая постоянно находится под большими нагрузками во время работы ДВС. Со временем элемент изнашивается, может покрываться трещинами, выламываются некоторые зубья, из-за чего утрачивается тесный контакт с шестерней стартера, и возникают проблемы при запуске двигателя. Не исключено даже ударное разрушение маховика с повреждением мотора.
Не нужно быть мастером по обслуживанию автомобилей, чтобы догадаться о наличии проблем с маховиком. В первую очередь на возможную неисправность детали указывает появление громких и совершенно нехарактерных для исправного двигателя звуков как на холостых оборотах, так и на рабочих режимах.
Есть и другие признаки, которые с высокой вероятностью свидетельствуют о проблемах с диском:
- сильные вибрации при работе мотора, зависящие от количества оборотов;
- сложности или невозможность запуска двигателя с помощью стартера;
- уменьшение отзывчивости сцепления, вибрации и хруст при нажатии педали.
Заметив перечисленные признаки за своим автомобилем, не откладывайте решение проблемы на потом и тем более не ждите, пока все пройдет само по себе. Если продолжать эксплуатацию авто с неисправным маховиком, ситуация усугубится: из строя может выйти мотор, сцепление или КПП.
Как надо выбирать?
В большинстве случаев маховик не подлежит ремонту, особенно если надломились зубья, или появились трещины в диске.
В подобных ситуациях проще и быстрее будет полностью заменить деталь, заранее купив новую запасную часть. Но как ее выбрать? В этом вам поможет руководство по эксплуатации вашего автомобиля. В нем производитель указывает рекомендуемые параметры для всех деталей, подлежащих замене в ходе эксплуатации машины. При выборе комплектующих обязательно опирайтесь на рекомендации, приведенные в инструкции.
Есть и другие важные советы:
- по возможности покупайте оригинальную деталь, такую же, какая установлена в машине;
- если не позволяет бюджет, закажите совместимый аналог от бренда с хорошей репутацией;
- ни в коем случае не экономьте на маховике, плохая деталь может нанести большой ущерб.
С поиском нужной модели маховика не должно возникнуть никаких проблем, так как в магазинах автозапчастей и на сайтах по продаже автомобильных комплектующих есть возможность подбора деталей по VIN-номеру транспортного средства.
Даже если такой услуги по какой-либо причине нет, можно найти комплектующие по модели, году выпуска автомобиля и по параметрам двигателя.
Замена маховика
Диагностика и замена маховика – задачи, которые должны выполняться в строгом соответствии с техническим регламентом производителя автомобиля. В условиях домашнего гаража выполнить установку нового диска достаточно сложно без опыта, навыков и специальных инструментов.
Важно соблюдать правильную ориентацию сцепления, использовать подходящие крепления для фиксации деталей, учитывать другие важные нюансы. Малейшая ошибка, и маховик не только не будет справляться с основной задачей, но и может нанести ущерб всему двигателю. Вот почему по возможности стоит обращаться за услугой замены комплектующих в проверенный автосервис.
Вернуться к списку
3.2.3.3 Маховик и его физический смысл
В
установившемся режиме работают очень
многие машины – станки, прессы, прокатные
станы, лесопильные рамы, текстильные
машины, генераторы электрической
энергии, компрессоры, насосы и т.
д.
Наилучшее условие для работы всех этих
машин – абсолютно равномерное вращение
их главного вала (принимаемого обычно
в качестве ведущего звена). Колебания
скорости главного вала вызывают
дополнительные нагрузки, вследствие
чего снижаются долговечность и надежность
машин. Но поскольку колебания скорости
полностью устранить невозможно, нужно
хотя бы по возможности сократить их
размах. Иными словами, значение
коэффициента неравномерности δ надо
сделать приемлемо малым. Рассмотрим,
каким образом можно решить эту задачу.
Все звенья механизма обладают инертностью. Чем инертнее материальное тело, тем медленнее происходят изменения его скорости.
Уравнения (3.69)
показывают, что при уменьшении величины
δ возрастает приведенный момент инерции
Jпр механизма, а, следовательно, его
масса и кинетическая энергия. Поэтому
увеличение равномерности движения
ведущего звена может быть достигнуто
за счет увеличения приведенного момента
инерции механизма. Увеличение приведенных
масс или приведенных моментов инерции
ведет за собой увеличение масс отдельных
звеньев механизма.
На практике это
увеличение производится посадкой на
один вал машины добавочной детали,
имеющий заданный момент инерции. Эта
деталь носит названиемахового колесаилимаховика.
Задачей маховика является уменьшение амплитуды периодических колебаний скорости ведущего звена, обусловленных свойствами самих механизмов или периодическим изменением соотношений между величинами движущих сил и сил сопротивлений. Подбором массы и момента инерции маховика можно заставить ведущее звено двигаться с заранее заданным отклонением от некоторой его средней скорости.
Маховик является аккумулятором кинетической энергии механизма. Он накапливает ее во время ускоренного движения и отдает обратно во время замедления механизма. Такая аккумулирующая роль маховика позволяет использовать накопленную им энергию для преодоления повышенных полезных нагрузок без увеличения мощности двигателя.
Физически роль
маховика в машине можно представить
следующим образом. Если в пределах
некоторого угла поворота ведущего звена
работа движущих сил больше работы сил
сопротивления (Адв.
с.>Ас.с),
то ведущее звено вращается ускоренно
и кинетическая энергия увеличивается.
При наличии в машине маховика приращение
кинетической энергии распределяется
между массами звеньев механизма и массой
маховика, а при его отсутствии все
приращение кинетической энергии должно
быть отнесено к массам звеньев механизма.
Если же Адв.с.< Ас.с, то
ведущее звено вращается замедленно и
кинетическая энергия уменьшается.
Форма маховика может быть любой. Но по конструктивным соображениям наиболее удобной является форма в виде диска с тяжелым ободом, колесо со спицами (рисунок 3.20) или другая форма, симметричная относительно главных осей инерции. Это позволяет избежать дополнительных давлений на вал подшипника, на который насажен маховик.
Итак, чтобы
определить размеры махового колеса,
нужно знать его массу, а та, в свою
очередь, зависит от момента инерции
маховика. Существует несколько способов
определения момента инерции маховика.
Мы остановимся только на двух.
Что такое маховик и как он работает?
Если у вас есть автомобиль или мотоцикл, то вы наверняка слышали о маховике. Но знаете ли вы, что такое маховик? И какова его функция в автомобильных двигателях. В этой статье мы обсудим все возможное, что касается маховика. Итак, давайте начнем наше исследование.
Содержание
Что такое маховик?Маховик представляет собой круглое колесо, прикрепленное к коленчатому валу двигателя, которое аккумулирует механическую энергию двигателя во время рабочего такта и передает эту накопленную энергию подготовительным тактам (т.е. такту всасывания, сжатия и выпуска) во время работы двигателя. Изготавливается из стали или чугуна. Он в основном используется в двигателях и производственных машинах, таких как прокатные станы, штамповочные машины, ножницы, прессы и т. д.
Конструкция Маховик представляет собой круглое колесо (или диск), изготовленное из стали или чугуна (в зависимости от области применения).
Он также действует как часть механизма сцепления и гидравлического привода. Он имеет зубья на внешнем крае, который входит в зацепление с зубьями ведомой шестерни электродвигателя и используется для проворачивания (вращения коленчатого вала) двигателя во время его запуска.
Чтобы понять это, давайте рассмотрим пример работы одноцилиндрового четырехтактного двигателя. В четырехтактном двигателе у нас есть четыре такта, то есть всасывание, сжатие, рабочий ход и выпускной такт. Только в рабочем такте мы получаем мощность, а в остальных тактах мощность требуется для выполнения различных процессов, таких как всасывание, сжатие и выхлоп. Поэтому нам нужно устройство, которое может накапливать мощность во время рабочего такта и подавать эту мощность на оставшиеся такты, когда это необходимо. Это можно сделать с помощью маховика. Маховик накапливает мощность во время расширения или рабочего такта, а затем передает эту мощность на оставшиеся такты двигателя для его работы.
Каким образом маховик крепится к коленчатому валу?
Маховик изготовлен из тяжелой стали или чугуна и прикреплен к заднему концу коленчатого вала. Вес маховика зависит от характера изменения давления, числа цилиндров и конструкции двигателя.
Вес маховика уменьшается с увеличением числа цилиндров. Это означает, что двухцилиндровый двигатель имеет более легкий маховик по сравнению с одноцилиндровым двигателем.
Читайте также:
механические свойства металлов Ев…
Включите JavaScript
механические свойства металлов должен знать каждый.
Свеча зажигания – основные части, типы, применение
История автомобиля – Как развивался современный автомобиль?
Что такое многодисковое сцепление – основные детали, типы и принцип работы
Работа маховика Из четырех тактов мы получаем мощность только в одном такте (т. для впуска свежей шихты, сжатия свежей шихты и отвода продуктов сгорания.
Во время рабочего такта двигатель имеет тенденцию ускоряться и замедляться во время оставшихся 3 тактов. Но маховик, благодаря своему моменту инерции, сопротивляется ускорению двигателя во время рабочего такта и сопротивляется замедлению двигателя во время подготовительных тактов. Он накапливает энергию (энергию вращения), когда двигатель пытается ускориться, и передает эту энергию двигателю, когда он имеет тенденцию замедляться. Таким образом, маховик поддерживает работу двигателя на постоянной скорости, что необходимо для бесперебойной работы автомобиля.
Основная функция маховика
- Обеспечивает постоянную выходную мощность там, где наблюдаются колебания мощности.
- Поддерживает постоянную скорость двигателя во время всех тактов.
- Хранит механическую энергию (энергию вращения) двигателя и отдает ее при необходимости.
Маховик в основном используется в двигателях и производственных машинах (прокатных станах, штамповочных станках, прессах и т.
д.) для получения постоянной скорости во время работы.
Также используется как часть механизма сцепления и гидропривода. Узел сцепления установлен на маховике и вращается вместе с ним.
В этой статье я изо всех сил старался объяснить вам, что такое маховик и как он работает. Если вы обнаружите, что что-то отсутствует или неверно, прокомментируйте нас или вы также можете написать нам. И если вы нашли эту статью информативной, не забудьте поставить лайк и поделиться ею в социальных сетях. Заранее спасибо.
Типы, использование, функция, схема [Примечания GATE]
Серия испытаний
Автор: Мохит Униял|Обновлено: 26 августа 2022 г. Маховик был изобретен 1000 лет назад (между 1038 – 1075 годами) неолитическими веретенами и гончарным кругом. Итак, что такое маховик? С какой целью изобрели маховик? Давайте обсудим это в этой статье.
Это очень простое устройство, которое мы можем видеть во многих машинах. Эта статья дает общее представление о маховике, требованиях и функциях маховика, принципе работы маховика, силе, действующей на маховик , тип и применение маховика.
Загрузить полные примечания к формуле проектирования машины в формате PDF
Прочитать статью полностью
Что такое маховик?
Как правило, маховик представляет собой абсолютно жесткий круглый элемент, установленный на коленчатом валу двигателя, или вращающийся вал, предназначенный для передачи мощности. Функция маховика заключается в управлении колебаниями вращающегося элемента. Маховик имеет высокий момент инерции массы, благодаря чему он способен поглощать и выделять большое количество энергии, когда это необходимо.
Многие машины имеют схемы нагрузки, из-за которых функция времени крутящего момента изменяется в течение цикла. Таким образом, для преодоления этого типа состояния маховик является лучшим решением. Поскольку чугун дешевый, в основном чугун используется для изготовления маховика. Для увеличения срока службы можно также использовать сталь, так как она обладает свойствами высокой прочности и антикоррозионными свойствами, что делает ее долговечной.
Схема маховика
Функция маховика
В общем случае функции маховика заключаются в обеспечении плавной отдачи мощности при неустойчивом режиме энергоресурса (например, двигатель внутреннего сгорания, паровой двигатель) или в обеспечении достаточно большого количества энергии за короткий промежуток времени. Исходя из этого, основные функции маховика следующие:
- Для минимизации рывков в элементе машины
- Для накопления избыточного количества кинетической энергии вращения, когда машина находится в состоянии холостого хода или без нагрузки
- Для подачи большого количества энергии за минимальное время.
- Балансировка вращающегося элемента, установленного на той же валу, но в другой плоскости
Принцип работы маховика
Основной принцип работы маховика основан на моменте инерции вращательной массы, где кинетическая энергия вращения накапливается и высвобождается в колесе, когда колесо накапливает кинетическую энергию, скорость вращения колеса увеличивается.
Когда требуется высокая энергия, колесо высвобождает свою кинетическую энергию, и скорость колеса снижается.
Кинетическая энергия, запасенная в маховике, зависит от момента инерции масс и скорости маховика. Энергия, запасенная в маховике, определяется уравнением
Кинетическая энергия = (1/2)I ω 2
Где,
- I – момент инерции масс
ω– средняя угловая скорость колеса
При изменении скорости кинетическая энергия, связанная с маховиком, также изменяется, изменение кинетической энергии маховика дается
Изменение кинетической энергии = кинетическая энергия в начале – кинетическая энергия в конце
ΔK.E. = (1/2) I ω 2 [(𝜔 I −𝜔 F )/𝜔]
, где
- 𝜔 I — Начальная скорость
- 𝜔 I — Начальная скорость
- 𝜔 I — Начальная скорость
- колесо,
- 𝜔 f — Конечная угловая скорость колеса
Типы маховика
В соответствии с нашими требованиями, наличием места и конструктивной точки зрения маховик можно разделить на следующие типы:
- Маховик ободного типа – используется для низких скоростей
Момент инерции для маховика ободного типа определяется по формуле: I= ( MR 2 )/2 - Маховик ободного типа – для средней скорости
- Маховик дискового типа – для высокой скорости
Момент инерции для маховика ободного типа определяется по формуле: ИспользуетОсновные области применения маховика:
- Двигатель внутреннего сгорания, паровой двигатель – в этом случае маховик хранит изменчивую форму энергии и обеспечивает плавную и менее изменчивую мощность на выходе
- Дизельный генератор
- Пробивка и вырубка эксплуатация – В этом случае имеется источник плавной подачи энергии, но с помощью маховика мы вырабатываем большое количество энергии за меньшее время.

- Гироскоп – Использование маховика в гироскопе для поддержания стабильности и управления направлением, где трение не является доминирующим. Например – направление спутника контролируется с помощью маховика в гироскопе
Часто задаваемые вопросы о маховике
Что такое маховик?
Механическое устройство, используемое в машинах, служит резервуаром, который накапливает энергию в период, когда предложение энергии превышает потребность, и высвобождает энергию, когда спрос превышает предложение.
Какими параметрами управляет маховик?
Маховик контролирует и минимизирует колебания скорости внутри цикла. Маховик не может контролировать скорость при межцикловых колебаниях, т.е. изменениях скорости из-за изменения нагрузки на двигатель.
Разница между маховиком и регулятором?
Маховик контролирует и минимизирует колебания скорости внутри цикла, Маховик не может контролировать скорость при межцикловых колебаниях, т.
е. изменениях скорости из-за изменения нагрузки на двигатель.Влияет ли сила тяжести на работу маховика?
Нет, так как принцип работы маховика основан на моменте инерции массы, который напрямую связан только с массой и скоростью вращения колеса.
Это одно из лучших преимуществ, которое может работать в отсутствие гравитации. Направление сателлитов контролируется маховиком.
Можем ли мы использовать маховик для длительного хранения энергии?
Нет, на практике мы не можем хранить энергию в маховике в течение длительного периода времени.
Мы можем использовать его для хранения энергии, но только в течение очень короткого периода времени. Функция маховика состоит в том, чтобы поглощать и отпускать его в течение одного полного цикла. В случае двигателя внутреннего сгорания он накапливает энергию во время рабочего такта и высвобождает ее во время такта всасывания, сжатия и выпуска, время, необходимое для завершения всего этого переднего цикла, очень меньше, поэтому для хранения энергии в таких случаях используется маховик.

- 𝜔 I — Начальная скорость
- 𝜔 I — Начальная скорость


е. изменениях скорости из-за изменения нагрузки на двигатель.