Обслуживаемый аккумулятор: Какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый, как определить какой АКБ лучше

Обслуживаемый аккумулятор ВАЗ 21099 VAZ 99


Инструменты
  • термометр
  • ареометр
  • стеклянная трубка
  • резиновая груша
  • зарядно-пусковое устройство

Периодичность

Через каждые 15 000 км пробега проверяйте уровень и плотность электролита.

Регулярно очищайте аккумулятор от пыли и грязи. Если на корпусе появились трещины или вспучивание верхней крышки, замените аккумулятор.

Электролит должен быть прозрачным. Бурый оттенок свидетельствует об осыпании активной массы пластин — надо менять батарею.

Внимание

При эксплуатации уровень электролита постепенно снижается из-за испарения воды, входящей в его состав. Для восстановления уровня доливайте в батарею только дистиллированную воду.

При проверке плотности будьте осторожны: в состав электролита входит серная кислота! Капли электролита, попавшие на детали автомобиля или на открытые участки тела, немедленно промойте большим количеством воды.

Во время зарядки аккумулятора не курите и не пользуйтесь открытым огнем.

Перед зарядкой снимите аккумулятор с автомобиля, иначе “закипевший” электролит может выплеснуться на кузов и детали автомобиля.

Таблица 1. Корректировка плотности электролита в зависимости
от температуры

Температура электролита, °С

Поправка, г/см3

От -40 до -26

-0,04

От -25 до -11

-0,03

От -10 до 4

-0,02

От 5 до 19

-0,01

От 20 до 30

-0,00

От 31 до 45

0,01

Таблица 2. Плотность электролита при 25 °С, г/см3

Климатический район (средне месячная температура воздуха в январе, °С)

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея заряжена

на 25%

на 50%

Очень холодный
(от –50 до –30 °С)

Зима
Лето

1,30
1,28

1,26
1,24

1,22
1,20

Холодный
(от –30 до –15 °С)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Умеренный
(от –15 до –8 °С)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Теплый влажный
(от 0 до 4 °С)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Жаркий сухой
(от –15 до 4 °С)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Таблица 3. Примерные нормы корректировки плотности электролита

Требуемая плотность электролита в аккумуляторе, г/см3

1,24

1,26

1,28

1,30

Реальная плотность электролита, г/см3

Объем удаляемого из аккумулятора электролита, см3

1,15

254

290

342

396

1,16

220

275

330

385

1,17

201

259

316

374

1,18

181

241

301

362

1,19

158

222

285

348

1,20

133

200

266

333

1,21

105

176

246

316

1,22

74

149

223

242

1,23

40

119

198

277

1,24

84

169

253

1,25

24

45

136

226

1,26

47

97

194

1,27

68

23

53

158

1,28

87

44

115

1,29

105

63

21

63

1,30

112

82

41

1,31

138

90

59

20

 После удаления электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см
3
.
 После удаления электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды.


Порядок работ

1. Если у батареи полупрозрачный корпус, уровень электролита определяют визуально: он должен находиться между метками “MIN” и “MAX” на боковой поверхности батареи.2. Если у батареи корпус непрозрачный, отверните шесть пробок на крышке.3. Проверьте уровень электролита в первой банке аккумулятора, вставив стеклянную трубку (она продается в комплекте с ареометром) в отверстие до упора в предохранительную сетку и зажав трубку пальцем.
..

4. …выньте трубку. Уровень электролита должен составлять 10–15 мм.

5. Вставьте трубку в отверстие и слейте электролит. Таким же образом проверьте уровень в остальных банках аккумулятора. Если в какой-либо из банок уровень меньше, долейте в них дистиллированную воду до рекомендуемого уровня (отметка “MIN” или 10–15 мм по уровню в трубке).

6. После заливки измерять плотность электролита можно только через два часа: вода должна перемешаться с электролитом. Для проверки плотности вставьте ареометр в отверстие до упора в предохранительную сетку и засосите электролит с помощью груши, чтобы поплавок ареометра всплыл.

7. Деление на поплавке, находящееся на уровне электролита, показывает его плотность, которая должна составлять 1,28 г/см3 для умеренного климата (при температуре электролита 25°С). Плотность зависит от температуры электролита, поэтому вносите в результат измерений поправку (смотрите табл. 1). По этому показателю можно судить о степени разряда батареи (смотрите табл. 3). Если плотность ниже указанной или отличается в банках более чем на 0,02 г/см3, надо подзарядить аккумулятор.

8. Слейте электролит из ареометра в банку аккумуляторной батареи.

9. Для зарядки аккумулятора пользуйтесь зарядным или зарядно-пусковым устройством в соответствии с инструкцией.

12. Во время зарядки регулярно проверяйте температуру и плотность электролита. Если температура электролита превысит 40°С, уменьшите зарядный ток наполовину либо прервите зарядку и дайте электролиту остыть до 27°С.10. Выверните все пробки банок и подсоедините провода зарядного устройства к клеммам батареи, соблюдая полярность, затем включите зарядное устройство.11. Установите зарядный ток, равный 0,1 емкости батареи (для батареи емкостью 5 А·ч – 5,5 А; для батареи емкостью 65 А·ч – 6,5 А и т.д.). Во время зарядки периодически корректируйте величину зарядного тока.
13. Если в течение двух часов плотность не меняется и началось бурное “кипение” электролита, значит батарея полностью заряжена. Сначала выключите зарядное устройство, затем отсоедините провода от клемм батареи. 14. Замерьте плотность электролита во всех банках. Если она больше нормы, отсосите резиновой грушей часть электролита из банки и долейте такой же объем дистиллированной воды. Если плотность электролита меньше нормы, откачайте ареометром часть электролита и долейте столько же электролита плотностью 1,40 г/см3 (смотрите табл. 3). После этого вновь подключите зарядное устройство и заряжайте батарею в течение 30 мин. Снова измерьте плотность электролита и при необходимости доведите ее до нормы, как указано выше.

Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый

Покупка новой аккумуляторной батареи сопровождается необходимостью ответить одновременно на несколько важных вопросов. Это касается подходящей ёмкости, нужного пускового тока, полярности и пр.

Но также далеко не последнюю роль играет то, какой тип аккумулятора вы в итоге купите. Как известно, все АКБ можно разделить на 2 большие группы. Это обслуживаемые и необслуживаемые источники питания.

Многие автомобилисты не знают, какому варианту отдать предпочтение и почему. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Потому здесь следует разобраться более детально.

Содержание

  1. Обслуживаемые АКБ
  2. Необслуживаемые АКБ
  3. Как отличить аккумуляторы
  4. На чём остановить свой выбор

Обслуживаемые АКБ

Уже из названия понятно, о чём идёт речь. Под обслуживаемостью подразумевают возможность получить доступ к содержимому пластикового корпуса. А именно – к электролиту и в какой-то степени к свинцовым пластинам. Некоторые компоненты можно заменить, проверить их состояние.

Обслуживаемые аккумуляторы позволяют выполнять:

  • проверку уровня электролита;
  • проверку качества рабочей жидкости;
  • оценку плотности смеси воды и серной кислоты;
  • анализ цвета жидкости;
  • проверку на предмет сульфатации пластин;
  • оценку состояния пластин из свинца;
  • замену рабочей жидкости.

Также наличие открытого доступа к банкам позволяет понять, кипит ли электролит в процессе зарядки или нет.

Столь открытый доступ к аккумулятору можно считать достоинством батареи, поскольку так водитель получает возможность контролировать всё происходящее, вносить какие-то изменения, обучаться, ставить эксперименты и не только.

Хотя при стандартных условиях обслуживания автомобилисты в основном доливают дистиллированную воду, а также проверяют уровень и изредка плотность.

Но, помимо возможностей обслуживания и имеющихся преимуществ, есть здесь и отрицательные стороны, характерные для обслуживаемых аккумуляторов:

  1. Корпус не герметичный. Из-за этого наблюдается достаточно активное испарение жидкости. В жаркое время года испарение усиливается. Стоит забыть добавить дистиллят, и возникнут серьёзные проблемы.
  2. Испарение воды способствует повышению концентрации серной кислоты в банках. Это значительно ускоряет износ АКБ, повреждает компоненты, разрушает свинцовые пластины.
  3. Когда жидкость испаряется, она оказывается на поверхностях батареи, может затрагивать выводы аккумулятора, оседать на клеммах. Тем самым запускается процесс окисления, коррозии. Есть вероятность замыкания между клеммами. В итоге АКБ быстро теряет заряд и номинальную ёмкость.

Главным преимуществом и одновременно основным минусом обслуживаемых аккумуляторов является возможность контролировать уровень и состояние электролита. Это позволяет следить за всем происходящим, но по факту это же может создать целый ряд проблем.

Чтобы с батареей не случилось внезапных проблем, рекомендуется взять за правило хотя бы раз в неделю проверять уровень и состояние электролита, а где-то раз в 2 недели делать замеры напряжения. При необходимости АКБ стоит поставить на зарядку.

При зарядке обслуживаемой АКБ в домашних условиях предъявляются повышенные требования в плане соблюдения правил и техники безопасности.

Это обусловлено открытым состоянием банок при зарядке. Крышки обязательно откручиваются, чтобы избыточный газ мог выходить наружу. Если оставить крышки на месте, батарею может разорвать. Но и эти испарения вредные, опасные для здоровья.

Самостоятельная доливка дистиллята тоже опасна. При контакте кислоты и воды возникает реакция, выделяется тепло. Важно выполнять доливку предельно аккуратно, иначе жидкость попадёт на кожу, что спровоцирует серьёзные ожоги.

Необслуживаемые АКБ

Такие аккумуляторы представлены в герметичном корпусе, где отсутствуют пробки и крышки. То есть здесь на корпусе видны только выводы, соединяющиеся с аккумуляторными клеммами.

Но принцип работы аналогичен предыдущему варианту.

Основной отличительной чертой как раз и является герметичный корпус. Когда электролит кипит, происходит испарение воды. Но водяной пар не может выйти за пределы корпуса, а потому остывает и оседает. Потери жидкости здесь минимальные. Лишь при избыточном давлении срабатывает клапан сброса, и в этом случае небольшое количество воды может выйти из корпуса.

Что же касается недостатков, то здесь можно выделить такие пункты:

  1. Невозможность измерения плотности и уровня жидкости. Контролировать эти параметры можно лишь по специальным меткам на корпусе, либо через смотровой глазок. При этом сказать, какая именно плотность электролита, погрузив в него ареометр, не получится. Индикатор уровня также не совсем достоверный.
  2. Если какая-то банка выйдет из строя, отыскать точную проблемную секцию невозможно. Чего не скажешь об обслуживаемых аккумуляторах.
  3. Невозможно заметить изменение цвета жидкости. А потемнение или помутнение электролита является прямым сигналом о возникновении проблем с АКБ.

Чтобы компенсировать возможности, характерные для обслуживаемых батарей, у необслуживаемых аккумуляторов предусмотрели клапан сброса избыточного давления, индикатор уровня и плотности.

Если часть электролита выйдет через клапан, залить недостающее количество жидкости, не нарушив герметичности корпуса, не получится.

Фактически при падении уровня электролита аккумулятор подлежит замене.

Как отличить аккумуляторы

Теперь о том, как можно отличить обслуживаемый автомобильный аккумулятор от необслуживаемого. На самом деле сделать это не так сложно. Есть несколько характерных признаков, наглядно показывающих, какой тип источника питания перед вами.

Многие уже уловили, какая разница между ними. Как обслуживаемый, так и необслуживаемый автомобильный аккумулятор выполняют идентичные функции и задачи. Но имеют свои сильные и слабые стороны.

Если же говорить про отличие необслуживаемого аккумулятора от условного конкурента в виде обслуживаемого источника питания, то здесь можно акцентировать внимание на нескольких пунктах:

  1. Смотровой глазок. Внимательно осмотрите поверхность корпуса АКБ. Если вы видите здесь смотровой глазок, как на входной двери, перед вами необслуживаемый источник питания. Хотя это не единственное, чем отличается обслуживаемый автомобильный аккумулятор от необслуживаемого, многие обращают внимание именно на этот момент.
  2. Пробки. Также на верхней части корпуса могут находиться пробки, которые при необходимости легко открутить вручную или подручным инструментом. Их наличие говорит о том, что перед вами обслуживаемый аккумулятор. Соответственно, несложно догадаться, как определить необслуживаемый тип батареи. У неё таких пробок не будет.
  3. Маркировка. Если вы умеете расшифровывать значения маркировки на АКБ, тогда буквально за минуту по надписям на корпусе вы поймёте, с какой батареей столкнулись.
  4. Документация. Ещё один способ узнать, обслуживаемый перед вами аккумулятор или же необслуживаемый, заключается в необходимости заглянуть в документы. При покупке АКБ производитель и продавец прикладывают документы с описанием аккумулятора, его характеристиками, гарантийным талоном и пр. Здесь вы и можете почитать всё о своей АКБ, включая её тип.

Проще всего определить тип аккумулятора по первым двум признакам. Если сомневаетесь, изучите маркировку и полистайте документы.

На чём остановить свой выбор

Теперь автомобилист должен найти ответ на вопрос о том, какой же аккумулятор будет лучше – обслуживаемый или необслуживаемый.

Важно заметить, что сейчас подавляющее большинство АКБ выпускаются именно в герметичном корпусе. По некоторым оценкам, это примерно 80–85% от общего количества продаваемых аккумуляторных батарей.

Уже это во многом даёт понять, какой вариант лучше, когда предлагается обслуживаемый и необслуживаемый тип АКБ.

Статистика, сравнение и отзывы автомобилистов позволяют утверждать, что необслуживаемые аккумуляторы более предпочтительные. Это можно объяснить несколькими причинами:

  • минимальное вмешательство в конструкцию;
  • герметичный, а потому более безопасный корпус;
  • возможность переворачивать корпус без опасений пролить электролит;
  • удобный индикатор заряда в виде смотрового глазка;
  • увеличенный срок службы;
  • более современные и продвинутые технологии.

Исходя из того, какой аккумулятор будет лучше конкретно для вас, вы примите соответствующее решение при выборе батарей. Сейчас обслуживаемый аккумулятор теряет свои позиции, поскольку необслуживаемый аналог обладает большим числом преимуществ. Современные АКБ изготавливают на основе новых технологий, и среди них обслуживаемых нет.

Сменный блок батарей

TROLL — на месте Сменный блок батарей

TROLL — на месте

Магазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.

Возможно, в вашем браузере отключен JavaScript. Для максимально удобной работы с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.