От чего зависит крутящий момент: Что важнее — мощность или крутящий момент — Лайфхак

Что важнее — мощность или крутящий момент — Лайфхак

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Фото Aston Martin

Не секрет, что у автомобилей одного класса с примерно одинаковыми мощностью и литражом мотора динамика разгона может быть разной. Или еще — одни машины эффективно ускоряются уже на низких оборотах, а другие только на высоких. Почему это происходит?

Иван Флягин

Как известно, под мощностью подразумевается энергия, вырабатываемая мотором. Чтобы понять разницу между крутящим моментом и мощностью, можно привести такой пример: если автомобиль уперся передними колесами в препятствие и не в состоянии тронуться с места, фактическая мощность без движения сведется к нулю. При этом крутящий момент продолжает развиваться, пытаясь толкнуть авто вперед, пока мотор окончательно не выдохнется и не заглохнет.

Когда мы, закручивая гайку, давим на гаечный ключ, усилие, которое на него воздействует, является крутящим моментом. В данном случае эта величина равна силе воздействия на рычаг, умноженной на длину ключа (по-научному — длину плеча силы). Первое измеряется в ньютонах, а второе — в метрах.

Например, крутящий момент в 1 Ньютон-метр (Н. м) — это сила, с которой 0,1 кг давят на конец рычага длиной 1 м. В двигателе внутреннего сгорания роль рычага исполняет кривошип коленчатого вала. Через него и создается крутящий момент, который, образно выражаясь, толкает машину вперед. Именно эта сила превращает тепловую энергию в механическую.

Как известно, мощность измеряется ваттах или в лошадиных силах, а в технических характеристиках рядом с ее максимальным значением всегда указываются обороты, при которых она достигается.

Время, пока двигатель набирает максимальную мощность, напрямую зависит от величины крутящего момента. Можно сказать, что за эти мгновения все имеющиеся лошадки собираются в один организованный и управляемый табун. Чем выше крутящий момент, тем быстрее ускоряется автомобиль и тем больше у него тяга.

Крутящий момент также зависит от количества оборотов коленчатого вала двигателя в минуту. У различных силовых агрегатов пик максимального крутящего момента достигается при разных оборотах. У одних это происходит в диапазоне 1800—3000 об/мин, в других — при 3000—4500 об/мин. Чем ниже эти числа, тем раньше достигается пик крутящего момента, что также влияет на разгон.

144965

Как правило, мотор выдает пик тяги не в одной точке, а в определенном диапазоне, который называется «полкой куртящего момента». Это можно оценить при движение в гору на автомобиле с механической коробкой — при широком диапазоне нет нужды переходить на пониженную передачу, так как крутящего момента хватает, чтобы «толкать» машину в пределах одной ступени. Также и при скоростных маневрах мотор сохраняет динамаику в широком диапазоне оборотов.

Тракторы, тягачи и большегрузы по определению должны быть тяговитыми, поэтому, как правило, все они выпускаются с дизельными моторами, которые считаются лидерами по величине крутящего момента. Его пик в таких агрегатах приходится уже на 1500–2000 об/мин.

Как правило, в бензиновых двигателях максимальное значение крутящего момента достигается позже, чем у его дизельных собратьев — в районе 4000–4500. Зато бензиновые моторы можно раскручивать до 7000–8000 об/мин, что позволяет им развивать довольно большую мощность, в то время как у дизельных рабочий диапазон ограничен. По этой причине любители спортивной езды предпочитают выбирать автомобили с высокооборотными бензиновыми движками.

В любом случае, при выборе подходящего мотора все его характеристики нужно учитывать и оценивать в комплексе.

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Зачем нужна автоматическая блокировка центрального замка

21621

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Зачем нужна автоматическая блокировка центрального замка

21621

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

бензин, двигатель, технология, дорога

Крутящий момент, что это и зачем он нужен?

Каждый двигатель внутреннего сгорания рассчитан на определенную максимальную мощность, которую он может выдавать при наборе определенного количества оборотов коленчатого вала. Однако помимо максимальной мощности существует еще и такая величина в характеристике двигателя, как максимальный крутящий момент, достигаемый на оборотах отличных от оборотов максимальной мощности.

Что же означает понятие крутящий момент?

Говоря научным языком, крутящий момент равен произведению силы на плечо ее применения и измеряется в ньютон — метрах. Значит если к гаечному ключу длиной 1 метр (плечо), приложить силу в 1 Ньютон (перпендикулярно на конце ключа), то мы получим крутящий момент равный 1 Нм.

Для наглядности. Если гайка затянута с усилием 3 кгс, то для ее откручивания придется к ключу с длиной плеча в 1 метр приложить усилие 3 кг. Однако, если на ключ длиной 1 метр надеть дополнительно 2-х метровый отрезок трубы, увеличив тем самым рычаг до 3 метров, то тогда для отворачивания этой гайки потребуется лишь усилие в 1 кг. Так поступают многие автолюбители при откручивании колесных болтов: либо добавляют отрезок трубы, а за неимением такового просто надавливают на ключ ногой, увеличив тем самым силу приложения к баллонному ключу.

Так же если на рычаг метровой длины повесить груз равный 10 кг, то появится крутящий момент равный 10 кгм. В системе СИ это значение (перемножается на ускорение свободного падения — 9,81 м/см2) будет соответствовать 98,1 Нм.

Результат всегда един — крутящий момент, это произведение силы на длину рычага, стало быть, нужен либо длиннее рычаг, либо большее количество прикладываемой силы.

Показатели ньютон-метров на примере двигателя V6 3,5 литра Lexus GS450h

Все это хорошо, но для чего нужен крутящий момент в автомобиле и как его величина влияет на его поведение на дороге?

Мощность двигателя лишь косвенно отражает тяговые возможности мотора, и ее максимальное значение проявляется, как правило, на максимальных оборотах двигателя. В реальной жизни в таких режимах практически никто не ездит, а вот ускорение двигателю требуется всегда и желательно с момента нажатия на педаль газа. На практике одни автомобили уже с низких оборотов (с низов) ведут себя достаточно резво, другие напротив предпочитают лишь высокие обороты, а на низах показывают вялую динамику.

Так у многих возникает масса вопросов, когда они с авто с бензиновым мотором мощностью 105-120 л.с. пересаживаются на 70-80 – сильный дизель, то последний с легкостью обходит машину с бензиновым мотором. Как такое может быть?

Связано это с величиной тяги на ведущих колесах, которая различна для этих двух автомобилей. Величина тяги напрямую зависит от произведения таких показателей как, величины крутящего момента, передаточного числа трансмиссии, ее КПД и радиуса качения колеса.

Как создается крутящий момент в двигателе

В двигателе нет метровых рычагов и грузов, и их заменяет кривошипно-шатунный механизм с поршнями. Крутящий момент в двигателе образуется за счет сгорания топливо — воздушной смеси, которая расширяясь в объеме с усилием толкает поршень вниз. Поршень в свою очередь через шатун передает давление на шейку коленчатого вала. В характеристике двигателя нет значения плеча, но есть величина хода поршня (двойное значение радиуса кривошипа коленвала).

Для любого мотора крутящий момент рассчитывается следующим образом. Когда поршень с усилием 200 кг двигает шатун на плечо 5 см, появляется крутящий момент 10 кГс или 98,1Нм. В данном случает для увеличения крутящего момента нужно либо увеличить радиус кривошипа, или же увеличить давление расширяющихся газов на поршень.

До определенной величины можно увеличить радиус кривошипа, но будут расти и размеры блока цилиндров как в ширину, так и в высоту и увеличивать радиус до бесконечности невозможно. Да и конструкцию двигателя придется значительно упрочнять, так как будут нарастать силы инерции и другие отрицательные факторы. Следовательно, у разработчиков моторов остался второй вариант – нарастить силу, с которой поршень передает усилие для прокручивания коленвала. Для этих целей в камере сгорания нужно сжечь больше горючей смеси и к тому же более качественно. Для этого меняют величину и конфигурацию камеры сгорания, делают «вытеснители» на головках поршней и повышают степень сжатия.

Однако максимальный момент доступен не на всех оборотах мотора и у различных двигателей пик момента достигается на различных режимах. Одни моторы выдают его в диапазоне 1800- 3000 об/мин, другие на 3000-4500 об/мин. Это зависит от конструкции впускного коллектора и фаз газораспределения, когда эффективное наполнение цилиндров рабочей смесью происходит при определенных оборотах.

Наиболее простое решение для увеличения крутящего момента, а следовательно и тяги, это применение турбо или механического наддува, либо применение их в комплексе. Тогда крутящий момент можно уже использовать с 800-1000 об/мин, т.е. практически сразу при нажатие на педаль акселератора. К тому же это закрывает такую проблему, как провалы при наборе скорости, так как величина КМ становится практически одинакова во всем диапазоне оборотов двигателя. Достигается это различными путями: увеличивают количество клапанов на цилиндр, делают управляемыми фазы газораспределения для оптимизации сгорания топлива, повышают степень сжатия, применяют выпускной коллектор по формуле 1-4 -2-3, в турбинах применяют крыльчатки с изменяемым и регулируемым углом атаки лопаток и т. д.

систем отсчета — От чего зависит крутящий момент?

$\begingroup$

От чего зависит крутящий момент? Я знаю, что крутящий момент зависит от силы и момента, но зависит ли он от выбора источника? Потому что я думаю, что выбор источника определяет его плечо момента.

  • системы отсчета
  • крутящий момент

$\endgroup$

1

$\begingroup$

Крутящий момент определяется как $\vec \tau = \vec r \times \vec F$, где $\vec r$ — вектор смещения от начала координат до точки приложения силы. Это означает, что крутящий момент очень сильно зависит от выбора исходной точки. Опять же, выбор начала координат также влияет на тензор инерции.

Пока вы правильно понимаете всю физику, вы можете выбрать любое начало координат. Окончательный ответ будет одинаковым независимо от выбора происхождения.

Тем не менее, некоторые варианты выбора значительно усложняют уравнения движения, в то время как другие варианты значительно упрощают уравнения движения. «Лучший» выбор начала координат — тот, который приводит к простейшим уравнениям движения. Это варьируется от проблемы к проблеме. Не существует жесткого правила, согласно которому всегда следует выбирать происхождение X (каким бы «X» оно ни было).

$\endgroup$

2

$\begingroup$

Крутящий момент часто задается простой формулой: $$ \тау = {rFsin\тета} $$

Это чистая перпендикулярная сила, которая находится путем нахождения $sin\theta$ приложенной силы, где $\theta$ — угол, под которым она приложена.

Поскольку крутящий момент зависит от углового момента и также определяется как $\tau = \frac{\partial L}{\partial t}$

Выбор начала координат имеет значение при определении вектора смещения ($L=r\times p$), где $r= смещение\пространственный вектор$ и $p = линейный\пространственный импульс$.

$\endgroup$

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

ньютоновская механика — Почему существует крутящий момент?

Ух ты, это действительно глубокий вопрос, требующий подробного ответа. 2}$ 92}$

$$ \boldsymbol{f} = \begin{Bmatrix} \vec{F} \\ \vec{\tau} \end{Bmatrix} = F \begin{Bmatrix} \vec{e} \\ \vec{ r} \times \vec{e} + h \vec{e} \end{Bmatrix} $$

Аналогично для движения твердого тела:

  1. Вращение, $\omega$
  2. Направление вращения, $\vec{e}$
  3. Вращение (ось) Местоположение $\vec{r}$ или Скорость в начале координат $\vec{v}$.

А вот производные свойства от этой информации: 92}$

$$ \boldsymbol{v} = \begin{Bmatrix} \vec{\omega} \\ \vec{v} \end{Bmatrix} = \omega \begin{Bmatrix} \vec{e} \\ \vec {r} \times \vec{e} + h \vec{e} \end{Bmatrix} $$

Кроме того, импульс описывается аналогично силам:

  1. Величина импульса, $p$
  2. Направление импульса, $\vec{e}$
  3. Импульс (ось) Местоположение $\vec{r}$ или Угловой момент в начале координат $\vec{L}$.

А вот производные свойства от этой информации: 92}$

$$ \boldsymbol{p} = \begin{Bmatrix} \vec{p} \\ \vec{L} \end{Bmatrix} = p \begin{Bmatrix} \vec{e} \\ \vec{r } \times \vec{e} + h \vec{e} \end{Bmatrix} $$

Теперь основные уравнения механики для твердого тела записываются следующим образом:

$$\begin{align} \boldsymbol{p} &= \mathrm{I} \boldsymbol{v}\\ \boldsymbol{f} &= \frac{{\rm d}}{{\rm d}t} \boldsymbol{p} \end{align}$$

с $\rm I$ соответствующей пространственной матрицей инерции 6×6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *