Охлаждающая система автомобиля: Система охлаждения двигателя: описание и принцип работы

Содержание

ᐉ Система охлаждения двигателя автомобиля

Назначение системы охлаждения

Большая часть серьёзных неисправностей автомобиля связана с перегревом двигателя. Температура газов в цилиндре достигает 2000 гр. При сгорании топлива в цилиндре образуется большое количество тепла, которое необходимо отвести и тем самым не допустить перегрева деталей двигателя.

Принципы построения систем охлаждения

Снижение эффективности работы системы охлаждения приводит к увеличению температуры поршней, уменьшению зазоров между поршнем и цилиндром. Тепловые зазоры уменьшаются до нуля. Поршень задевает за стенки цилиндра, образуются задиры, перегретое масло теряет смазочные свойства и масляная плёнка разрывается. Такой режим работы может привести к заклиниванию двигателя. Перегрев сопровождается неравномерным расширением головки блока, болтов крепления, блока двигателя и пр. В дальнейшем разрушение двигателя неизбежно: трещины в головке блока, деформация плоскостей стыка головки и самого блока цилиндров, образуются трещины сёдел клапанов и т. п. — неприятно даже перечислял, всё это, поэтому лучше до этого не доводить!

Система охлаждения двигателя и масла призвана не допустить подобного развития событий, но для того, чтобы система справилась с поставленными задачами, необходимо использовать качественную охлаждающую жидкость (ОЖ). Низкозамерзающие ОЖ называют антифризами — от английского слова «antifreeze». Ранее ОЖ приготовляли на основе водных растворов одноатомных спиртов, гликолей, глицерина и неорганических солей. В настоящее время предпочтение отдано моноэтиленгликолю — бесцветной сиропообразной жидкости с плотностью примерно 1,112 г\см2 и температурой кипения 198 гр. Задача ОЖ не только охлаждать двигатель, но и не кипеть во всём диапазоне температур работы двигателя и его компонентов, иметь высокую теплоёмкость и теплопроводность, не пениться, не оказывать вредного воздействия на патрубки и уплотнения, обладать смазывающими и антикоррозийными свойствами.

В 70 х годах выпускался антифриз на основе водного раствора моноэтиленгликоля с температурой начала кристаллизации — 40 гр. Он не требовал разбавление водой при добавлении в систему охлаждения. Этот препарат получил название ТОСОЛ — по названию лаборатории «Технология Органического Синтеза». Т.к. название не запатентовано, то ТОСОЛом называют готовый к применению продукт, а «антифризом» — концентрированный раствор (хотя ТОСОЛ тоже антифриз).

Готовые антифризы окрашивают для безопасности и выбирают броские цвета: синий, зелёный, красный. В процессе эксплуатации антифриз теряет полезные свойства — снижаются антикоррозийные свойства, возрастает склонность к пенообразованию. Срок службы отечественных ОЖ от 2 до 5 лет, импортных 5-7 лет.

На рисунке, приведённом ниже, изображена схема системы охлаждения автомобиля. Ничего особенного или сложного в системе охлаждения нет и тем не менее…

Рис. 1 — двигатель, 2 — радиатор, 3 — отопитель, 4 — термостат, 5 — расширительный бачок, 6 — пробка радиатора, 7 — верхний патрубок, 8 — нижний патрубок, 9 — вентилятор радиатора, 10 — датчик включения вентилятора, 11 — датчик температуры, 12 — помпа.

При пуске двигателя начинает вращаться помпа (водяной насос). Привод помпы может иметь свой шкивок, приводимый во вращение ремнем вспомогательного оборудования или приводиться вращением ремня ГРМ. В системе охлаждения находится крыльчатка, которая вращаясь, приводит в движение охлаждающую жидкость. Для быстрого прогрева двигателя система «закорочена», т.е. термостат закрыт и не пропускает жидкость в радиатор охлаждения. По мере роста температуры охлаждающей жидкости открывается термостат, переводя систему в другое состояние, когда охлаждающая жидкость проходит по длинному пути — через радиатор системы охлаждения (короткий путь перекрыт термостатом). Термостаты имеют различные характеристики открытия. Обычно на кромке нанесена температура открытия. Наверное не стоит объяснять устройство радиатора. В нижней части радиатора установлен датчик включения вентилятора. Если температура охлаждающей жидкости достигнет определённой величины — датчик замкнётся, а т.к. электрически он соединён на разрыв цепи питания электровентилятора, то при замыкании — должен включиться вентилятор системы охлаждения. По мере остывания охлаждающей жидкости — вентилятор выключается, а термостат перекрывает длинный путь на короткий. Всё просто, но не очень…

Такая схема является основой, но жизнь не стоит на месте и различные производители усовершенствуют системы охлаждения. На некоторых автомобилях Вы не найдёте датчика включения вентилятора системы охлаждения, т.к. вентилятор включается от ЭБУ двигателем в зависимости от показаний датчика температуры охлаждающей жидкости. Стоит обратить внимание на ситуацию, при которой при вклинении зажигания — сразу включается вентилятор системы охлаждения. Или неисправен датчик температуры, или повреждены его цепи, или неисправен сам ЭБУ двигателем — он «не видит» температуру двигателя и на всякий случай включает сразу вентилятор.

На некоторых а\м на пути к отопителю установлены специальные электроклапана, разрешающие или перекрывающие путь охлаждающей жидкости (БМВ, МЕРСЕДЕС). Такие клапана иногда «помогают» системе охлаждения выйти из строя.

Поиск и устранение неисправностей в системе охлаждения

Специалистами фирмы «АБ-Инжиниринг» под руководством Хрулева А. Э. разработала таблица причин и последствий перегрева двигателя. Сам перегрев двигателя — это температурный режим его работы, характеризуемый закипанием охлаждающей жидкости. Но не только перегрев является неисправностью. Работа двигателя при постоянно пониженной температуре тоже считаем неисправностью, т.к. при этом двигатель работает при несвойственном ему температурном режиме. Выход из строя термостата, электровентилятора или вязкостной муфты, термовыключателей и пр. приведет к нештатной работе системы охлаждения. Если водитель вовремя обнаружит признаки нарушения теплового режима работы двигателя и не допустит необратимых процессов, то ремонт системы охлаждения не будет дорогим и долгим. Поэтому настоятельно рекомендуем обратить Ваше (и Ваших клиентов) внимание на температурные режимы двигателя.

Поиск неисправности рекомендуем проводить с «холодного» двигателя до установления рабочего режима.

А. Первым делом необходимо проверить схему соединения патрубков системы охлаждения, если автомобиль не новый или поступил в ремонт после ремонта на другом сервисе.

Кому-то такое предложение покажется смешным, но жизнь показала обратное, примеры:

  • собранный после капремонта автомобиль имел соединение патрубка системы вентиляции картера с расширительным бачком системы охлаждения;
  • установленный нештатный вентилятор с лопастями, направляющими воздушный поток не в ту сторону;
  • лопасти электровентилятора свободно вращаются на валу выключенного двигателя;
  • разъёмы электровентилятора разболтаны или оборваны и т.п.

Осмотреть радиатор на предмет внешнего засорения. Осмотреть зоны и пути естественного охлаждения двигателя. Отрицательным примером может служить мощная защита нижней части двигателя, которая преграждает путь воздушному потоку, охлаждающему двигатель снизу. Иногда поломка бампера, нижняя часть которого имеет направляющие воздушного потока на двигатель, приводит к перегреву (VW «Пассат» Б3).

Б. После осмотра необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости в системе, наличие и исправность клапанов крышек радиатора и расширительного бачка, целостность патрубков и шлангов. Уточнить, какой антифриз или просто вода залиты в систему, т.к. температура кипения у каждой жидкости своя.

Если первые два пункта (А или Б) выявили какие-то неисправности, их необходимо устранить или принять к сведению при вынесении «приговора». При добавлении охлаждающей жидкости необходимо помнить, что не все автомобили спроектированы по принципу «просто добавь воды». К примеру на автомобиле БМВ (М20, Е34) при добавлении охлаждающей жидкости необходимо включить зажигание и установить регуляторы температуры печки в режим «максимально тепло», чтобы включились клапана печки и открылись для движения охлаждающей жидкости по системе, к тому же необходимо поднять радиатор вверх, т.к. расширительный бачок, встроенный в радиатор «чудо-проектировщиками» Германии, расположен ниже уровня печки салона и она часто завоздушивается.

Если есть подозрение на то, что двигатель завоздушен (в системе находится воздух, который препятствует движению жидкости), необходимо выкрутить специальные заглушки системы охлаждения для выпуска воздуха. Расположены они обычно в верхней части системы охлаждения двигателя. Запустить двигатель, включить отопители салона, включит вентилятор. Наблюдать за прогревом двигателя, узлов и агрегатов. Если в системе есть расширительный бачок, то проверить циркуляцию жидкости, т.е. её движение по системе. При добавлении оборотов двигателя до 2 500 — 3 000 в бачок должна поступать мощная струя охлаждающей жидкости. Из выкрученных (не полностью!) заглушек может некоторое время выходить воздух и как только польётся жидкость — заглушки необходимо закрутить. По мере прогрева двигателя из отопителя салона должен идти прогревающийся воздух. Если двигатель прогревается, а воздух из отопителя холодный, то это является первым признаком «завоздушивания» системы охлаждения. Необходимо заглушить двигатель и принять меры по поиску и устранению этой неисправности.

При исправном термостате (температура открытия может быть разной от 80 до 95 градусов) после прогрева нижний патрубок радиатора должен иметь примерно такую же температуру, как и верхний. Если это не так, значит плохая прокачка охлаждающей жидкости через радиатор.

При исправном термостате через некоторое время после его открытия должен включиться вентилятор системы охлаждения. Если в системе установлен не электровентилятор, то необходимо проверить датчик включения цепи электромагнитной муфты или работу вязкостной муфты. При неисправности вязкостной муфты вентилятор системы охлаждения на разогретом двигателе можно остановить и удерживать рукой (при остановке соблюдать осторожность — останавливать мягким предметом, чтобы не повредить крыльчатку вентилятора или руку). Необходимо проверить напор воздуха и его температуру — горячий воздух должен быть направлен на двигатель.

Давление в системе охлаждения должно медленно возрастать по мере прогрева двигателя и медленно опускаться после выключения двигателя. Если верхний патрубок, идущий к радиатору раздувается при повышении оборотов двигателя, необходимо проверить, не попадают ли в систему охлаждения часть отработанных газов.

Обычно это заметно по масляной плёнке в расширительном бачке или пузырению охлаждающей жидкости. При этом из глушителя обычно интенсивно идёт белый дым от разогретой и испаряющейся охлаждающей жидкости, попадающей в цилиндры двигателя. В таком случае необходимо проверить маслозаливную горловину двигателя и сели на ней белая эмульсия, то охлаждающая жидкость не только в цилиндрах двигателя, но и в системе смазки (необходимо прекратить движение). Приведём несколько примеров из практики различных сервисов, которые «говорят» о том, что диагностика Двигателя неотделима от диагностики всех систем автомобиля, в том числе и системы охлаждения.

А\м МАЗДА 626 — хозяин жалуется на неравномерность оборотов двигателя или повышенные обороты холостого хода. Проверка системы управления (и самодиагностика) не выявили неисправности. Обратили внимание на повышенное напряжение на температурном датчике охлаждающей жидкости.

Система управления добавляет количество топлива, т.к. реагирует на высокое напряжение на датчике (двигатель холодный). Оказалось, что в системе охлаждения мало жидкости, датчик «оголён». Просто добавлен до нормального уровень охлаждающей жидкости и обороты нормализуются.

А\м ФОРД — охлаждающая жидкость попадала в масло нетрадиционным путём — через систему охлаждения масла, расположенную вокруг масляного фильтра.

А\м ФОРД — после прогрева двигателя переставал работать один цилиндр. Замена свечи и другие работы приводили к положительному результату (к определению неисправности это не имело отношения, просто за время проведения работ двигатель остывал) — цилиндр начинал работать и клиент уезжал. На следующий день он снова у нас. Оказалось — трещина в головке блока в районе выпускного клапана неработающего цилиндра. Пока двигатель холодный — всё в норме. При прогреве — трещина увеличивалась и начинала пропускать охлаждающую жидкость в цилиндр. Смесь обеднялась и начинались перебои в работе, а затем полностью отключался цилиндр.

Таких примеров можно приводить много, они есть в практике каждого авторемонтника. Главный вывод должен сделать себе каждый, кто серьёзно занят авторемонтом — замечать и анализировать всё значительное и незначительное, т.к. эти позиции могут резко поменяться местами.

Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки — Блог

Чтобы проверить систему охлаждения двигателя и ее узлы на работоспособность, совсем необязательно сливать тосол и выполнять разборку. Описанная в статье методика диагностики позволяет установить неисправность термостата, датчиков указателя температуры и вентилятора радиатора по показаниям температуры охлаждающей жидкости. Преимущества этого алгоритма проверки – простота, быстрота, наглядность, точность и доступность.

Зачем проверять систему охлаждения двигателя?

Несмотря на сравнительную простоту и надежность охлаждающей системы автомобиля, с ней довольно часто возникают проблемы. Среди наиболее распространенных можно отметить следующие неисправности:

  1. Двигатель, судя по показаниям на приборной панели, перегревается. При этом радиатор сравнительно «холодный» (вентилятор, соответственно, не включается).
  2. Двигатель перегревается (опять же, на это указывает стрелка в салоне), радиатор горячий, но вентилятор не включается.
  3. Двигатель долго прогревается.
  4. В холодное время года двигатель практически никогда не выходит на рабочую температуру.
  5. Плохо греет печка в салоне.

Причину любой из перечисленных проблем на самом деле можно легко вычислить, даже не разбирая систему охлаждения. Но об этом ниже.

Устройство и работа системы охлаждения

Сначала же, как говорится, не лишним будет немного «покурить матчасть». Ведь не зная устройства и принципа работы системы охлаждения, пытаться понять причину той или иной ее неисправности – занятие неблагодарное и практически бесполезное. Конечно, всегда можно не глядя заменить термостат, датчик температуры или включения вентилятора. Эти детали на фоне других запчастей для автомобиля сравнительно недорогие, а их замена реально помогает устранить почти все описанные выше проблемы.

Но если такой ремонт вам не по душе, и вы хотите понимать, что и зачем вы делаете, то придется ко-что изучить. В классическом исполнении система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из следующих узлов:

  • малый контур;
  • большой контур;
  • термостат;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • основной радиатор;
  • вентилятор радиатора и датчик его включения;
  • печка;
  • помпа;
  • расширительный бачок.

Рассмотрим коротко все эти компоненты, и как они работают в автомобиле все вместе.

Малый и большой контуры

Малым контуром системы охлаждения считается та ее часть, в которую входит водяная рубашка двигателя, помпа, датчик температуры и радиатор печки в салоне. От большого контура малый отделен термостатом. Если система охлаждения исправна, то находящаяся в ней жидкость до выхода на рабочую температуру циркулирует только по малому контру. Она отбирает тепло от цилиндров двигателя, проходит мимо термостата, и через датчик температуры прокачивается помпой в радиатор печки. Далее цикл повторяется по кругу.

Так система охлаждения работает до тех пор, пока жидкость не прогреется до рабочей температуры. Когда этот момент наступает, начинает срабатывать термостат. По мере повышения температуры он приоткрывается, пропуская часть охлаждающей жидкости в большой контур. Он состоит из основного радиатора, вентилятора, и датчика, который отвечает за его включение.

Термостат

Разделяет малый и большой контуры системы охлаждения. По сути, является клапаном, который плавно открывается или закрывается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в малом контуре. Пока двигатель не прогреется, термостат закрыт. Благодаря этому ускоряется выход на рабочую температуру – холодный двигатель быстрее прогревается, а также раньше начинает греть печка в салоне.

Когда температура двигателя начинает превышать нормальное значение, термостат начинает приоткрываться. Жидкость частично начинает прокачиваться помпой через большой контур. Проходя через основной радиатор, она остывает и возвращается в малый контур. Благодаря этому процессу поддерживается рабочая температура жидкости в рубашке двигателя.

У термостата бывает две основные неисправности – его заклинивает либо в закрытом, либо в открытом положении. В первом случае при достижении определенного температурного порога охлаждающая жидкость не может пройти к радиатору, из-за чего двигатель перегревается. Когда термостат всегда открыт, антифриз постоянно циркулирует по большому контуру. В результате двигатель долго прогревается, при движении не выходит на рабочую температуру, а также плохо греет печка в салоне.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Установлен в малом контуре. Измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает показания на приборную панель. Нужен для того, чтобы у водителя была информация о текущем температурном режиме двигателя – прогрелся ли он, вышел ли на рабочую температуру, не перегревается ли, и так далее.

При неисправном датчике (если все остальное работает нормально) с двигателем ничего страшного не случится. Поломок, как правило, бывает две. Первая – полный выход из строя. В таком случае стрелка на приборной панели не меняет своего положения, и у водителя нет никакой информации о температурном режиме двигателя. Вторая поломка – это когда датчик «врет». Это означает, что температура охлаждающей жидкости по факту нормальная, а стрелка на приборке зашкаливает. И наоборот – жидкость почти кипит, но стрелка показывает норму.

Основной радиатор

Нужен для охлаждения тосола. В процессе движения обдувается встречным потоком воздуха, за счет чего осуществляется отвод тепла. После прохода через радиатор охлажденная жидкость возвращается обратно в малый контур. Неисправностей бывает две. Первая – нарушение герметичности. Вторая – засорение сот, в результате чего ухудшается охлаждение. Обе неисправности определяются визуально без каких-либо приборов, потому в детальном описании не нуждаются.

Вентилятор радиатора и датчик его включения

Когда автомобиль стоит или едет медленно (например, в пробке, в горку или по плохой дороге), естественного обдува нет, или его не хватает. В такой ситуации жидкость охлаждается при помощи вентилятора. Его работой управляет датчик, который подает соответствующие сигналы на реле. В некоторых автомобилях такого датчика нет. Вентилятор соединен с двигателем через так называемую «вискомуфту», которая заставляет его вращаться по мере увеличения температуры.

Также существуют двигатели, на радиаторах которых установлены два вентилятора с двумя независимыми датчиками. Первый срабатывает, например, при температуре 90-100°C, второй – уже при 100-110°C.

Как правило, чаще всего встречается две поломки этого узла. Первая – выход из строя вентилятора, в результате чего он не включается при достижении критической температуры. Вторая поломка – выход из строя датчика или реле. Результат аналогичный.

Печка

Представляет собой небольшой радиатор, расположенный в салоне под фронтальной панелью. Обдувается отдельным вентилятором, который забирает воздух с улицы, и нагнетает его через подсоединенный к малому контуру радиатор в салон автомобиля. Когда подогрев не нужен, поток воздуха, нагнетаемого вентилятором в салон, направляется мимо этого радиатора. Если печка плохо греет, то либо охлаждающая жидкость не прогревается до рабочей температуры, либо радиатор в салоне загрязнен.

Помпа

Представляет собой насос, который принудительно прокачивает охлаждающую жидкость по системе. Помпы бывают электрические и с механическим приводом. Выход из строя этого узла очень опасен, так как приводит к моментальному перегреву двигателя. Охлаждающая жидкость может и сама циркулировать, как в системе отопления дома или квартиры, но этого недостаточно для эффективного отвода тепла от цилиндров.

Расширительный бачок

Выполняет две функции. Во-первых, в расширительный бачок заправляется система охлаждения. Во-вторых, по мере увеличения температуры в него сбрасывается излишек жидкости, который образуется в результате теплового расширения и увеличения объема.

Простая методика проверки системы охлаждения без разборки

Теперь рассмотрим методику проверки системы охлаждения двигателя на примере поиска причин, описанных в самом начале статьи неисправностей. Все, что понадобится для такой диагностики, это мультиметр с функцией измерения температуры, укомплектованный выносной термопарой. Стоят такие приборы сегодня всего пару долларов, да и есть, наверное, уже у всех автолюбителей.

Неисправность №1. Двигатель перегревается (судя по стрелке), но радиатор «холодный»

Теоретически причин для такой неисправности может быть две. Первая – термостат заклинило в полностью закрытом положении. Вторая – «врет» датчик температуры охлаждающей жидкости. Вычислить «виноватого» можно следующим образом.

Сначала термопара мультиметра закрепляется на входном патрубке в непосредственной близости к радиатору. Делается это при помощи обычной изоленты или скотча. Чтобы повысить точность прибора, термопара должна быть примотана к патрубку максимально герметично. Важно, чтобы это был входной патрубок. Определить его можно и без приборов – глянуть в руководстве по эксплуатации, либо попробовать его на ощупь (он всегда теплее выходного).

Двигатель запускается и прогревается до того момента, когда стрелка на приборной панели начинает «зашкаливать». Если температура на входном патрубке до этого момента намного ниже от рабочей, то вентилятор радиатора точно не виноват. Неисправен либо термостат, либо датчик температуры. Первый, скорее всего, заклинило в закрытом положении, второй – может врать. Дальше описано, как это определить.

Температуру срабатывания вентилятора также можно подсмотреть в руководстве. Обычно она находится в районе 95-110°C.

Неисправность №2. Двигатель перегревается (судя по стрелке), радиатор горячий, а вентилятор молчит

В таких случаях далеко не всегда виноват вентилятор, датчик и реле его включения. Встречаются «умельцы», которые не разобравшись, решают подобную проблему путем вывода в салон кнопки, принудительно включающей вентилятор радиатора. Ориентируясь по стрелке в процессе движения, водитель видит, что двигатель якобы закипает, и включает вентилятор принудительно.

На самом деле достаточно часто такая проблема возникает из-за неисправности датчика температуры, который подает сигналы на стрелку приборной панели. То есть, температура охлаждающей жидкости на самом деле находится в пределах нормы, но стрелка уходит за пределы шкалы. Соответственно, вентилятор и не должен включаться. Проверить это достаточно просто.

Термопара закрепляется недалеко от термостата, и двигатель прогревается до того момента, когда стрелка начинает зашкаливать. Если фактическая температуры охлаждающей жидкости при этом, заметно ниже критической (например, градусов 70-80), то датчик температуры врет.

Неисправности №3 и №4. Двигатель долго прогревается и не выходит на рабочую температуру

Опять же, вероятная причина таких неисправностей не всегда одна. Первое, на что можно подумать, когда стрелка на приборной панели неохотно поднимается вверх, это на термостат. Когда его заклинивает в открытом положении, жидкость постоянно циркулирует по большому контуру, и из-за этого долго прогревается. Во многих случаях она никогда не выходит на рабочую температуру. Как убедиться, что термостат заклинило, не снимая его, и не сливая тосол из системы?

С помощью того же мультиметра с термопарой. Она закрепляется на патрубке вблизи термостата, после чего двигатель запускается и прогревается несколько минут. Если стрелка на приборке чуток поднялась и застыла, а реальная температура не подымается до рабочей нормы (85-100°C), то неисправен термостат. Он постоянно открыт. Подтвердить это можно, если сравнить температуру патрубков до термостата, и после него. Она будет одинаковой. По этой же причине, возможно, возникает неисправность №5 – плохо греет печка.

Если же стрелка на приборной панели не поднимается, но по факту температура охлаждающей жидкости достигла рабочих показаний, то виноват не термостат, а датчик. Тот, который подает сигналы на стрелку.

Завершение

В завершение остается только добавить, что, если измерения фактической температуры показывают реальный перегрев двигателя, но вентилятор радиатора все равно не срабатывает, то виноват последний. Чтобы устранить неисправность, сначала проверяется сам вентилятор. Для этого он запитывается напрямую от 12 В. Если при прямом подключении вентилятор нормально работает, то менять надо датчик или реле его включения.
 

Схожий материал

НАБОР ДЛЯ БЫСТРОГО РЕМОНТА БЕСКАМЕРНЫХ ШИН: особенности выбора и применения

7 мифов о хранении автомобильных шин

История шин Sumitomo / Сумитомо

История шин Continental / Континенталь

Мотоциклы Индиан. История одной легенды.

Как исправить провисшую дверь на нерегулируемых петлях

Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?

5 способов как узнать расход топлива на 100 км

Алгоритм проверки утечки тока в автомобиле

5 народных средств для чернения резины в домашних условиях

Вольтметр для автомобиля: как подключить и правильно использовать

Стартер берет на себя: симптомы и причины

Пусковой ток стартера: как измерить и зачем это нужно?

7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

5 вариантов КУДА ДЕВАТЬ Б/У АККУМУЛЯТОР от автомобиля

7 возможных причин хронического НЕДОЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА

7 способов повысить НАПРЯЖЕНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ

ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством

Как определить реальную ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА

Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки

5 способов как проверить термостат системы охлаждения автомобиля

33 совета на что смотреть при покупке автомобиля

7 народных средств для эффективного удаления битумных пятен с автомобиля

Простейшая противоугонка своими руками (две схемы)

Как фотографировать машину для продажи

Как ездить в гололед на машине и не попасть в ДТП

10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

Как восстановить аккумулятор автомобиля или добить его окончательно

Как выбрать аккумулятор для автомобиля — вредные советы и заблуждения

Как заряжать гелевый аккумулятор — ответы на 5 важных вопросов

7 обязательных правил как заряжать AGM аккумуляторы

20 причин биения и вибрации руля — методика поиска неисправности

Десульфатация автомобильного аккумулятора

Как подключить вольтметр в машине и правильно им пользоваться

    Как обслуживать систему охлаждения вашего автомобиля

    Перегрев — одна из самых известных проблем, связанных с владением старым автомобилем, и в былые времена она давала много материала для черно-белых комедийных фильмов. В действительности, однако, стоять у открытого капота любимого автомобиля и прятаться от паровых шлейфов, вырывающихся из-под крышки радиатора, совсем не весело. Причины могут варьироваться от незначительных до серьезных, поэтому стоит убедиться, что система охлаждения находится в идеальном состоянии, и это легко выполнить, пока автомобиль зимой не на дороге.

    Хорошей новостью является то, что охлаждение двигателя не является сложной задачей, но существуют разные типы систем в зависимости от возраста автомобиля. Довоенные и послевоенные автомобили часто имеют безнапорные системы, которые полагаются на охлаждение двигателя. Более поздние автомобили имеют системы под давлением, которые позволяют двигателям и охлаждающей жидкости работать при более высокой температуре для большей эффективности.

    Повышение давления в системе просто повышает температуру кипения охлаждающей жидкости, и это контролируется крышкой радиатора (или крышкой расширительного бачка на современных машинах). Крышки рассчитаны на давление в зависимости от автомобиля, поэтому важно подобрать правильную крышку. Давление относительно небольшое, обычно от 15 до 18 фунтов на квадратный дюйм, но для достижения этого диапазона резиновое уплотнение в крышке должно быть в хорошем состоянии. В противном случае охлаждающая жидкость выкипит и вызовет перегрев. Всегда покупайте новые; Крышки радиатора недороги, но выполняют важную работу.

    Как работает ваша система охлаждения

    James Mills

    Самая простая из всех систем охлаждения в старых автомобилях без обогревателя салона состоит из радиатора, водяного насоса с ременным приводом в двигателе и термостата. Автомобили с отопителями имеют второй радиатор (матрица отопителя) внутри салона. Свежий воздух снаружи, проходящий через матрицу либо за счет атмосферного давления, либо от электрического вентилятора, обогревает кабину. Если вы обнаружите, что ваш автомобиль начинает перегреваться, максимальные настройки обогрева салона и вентилятора, чтобы увеличить охлаждающую способность системы охлаждения, иногда могут помочь вам вернуться домой.

    Охлаждающая жидкость перекачивается по системе водяным насосом, обычно привинченным к передней части блока цилиндров и приводящимся в движение ремнем вентилятора. Охлаждающая жидкость поступает из нижнего патрубка радиатора в водяной насос и проходит через сердцевину двигателя через водяную рубашку — сеть полостей вокруг цилиндров двигателя, образующихся при отливке блока цилиндров. После этого охлаждающая жидкость поступает вверх в головку блока цилиндров, через термостат, а затем по верхнему шлангу выходит к радиатору.

    Радиатор состоит из верхнего и нижнего резервуаров с сердцевиной, состоящей из вертикальных трубок, соединяющих их. Изящные горизонтальные ребра обеспечивают большую площадь поверхности, чтобы отводить тепло от радиатора, охлаждая воду, когда она проходит через сердцевину. Вентилятор радиатора существует в основном для обеспечения потока охлаждающего воздуха, когда автомобиль стоит или движется медленно; как только автомобиль набирает скорость, естественный поток воздуха вступает во владение.

    Общие проблемы

    Гейб Августин

    Если двигатель начинает перегреваться при движении с разумной скоростью, в первую очередь нужно обратиться к термостату. Двигатели предназначены для работы при определенной температуре для максимальной эффективности, а термостат ограничивает поток воды из передней части головки цилиндров обратно в радиатор. Байпасная схема, иногда с использованием небольшого шланга, позволяет ограниченному потоку охлаждающей жидкости возвращаться непосредственно в водяной насос, когда термостат закрыт. При отключении радиатора от контура охлаждающая жидкость быстро нагревается, но если термостат выйдет из строя в закрытом положении, как это часто бывает, то двигатель перегреется.

    Если двигатель сильно перегревается или выкипает и выдувает воду через исправную крышку радиатора, виновником может быть негерметичная прокладка ГБЦ. Когда это происходит, утечки могут быть незаметны снаружи, но когда выходит из строя прокладка между камерой сгорания и портом водяной рубашки, что позволяет охлаждающей жидкости течь от блока к головке цилиндров, тогда система охлаждения становится под давлением и нагревается непосредственно за счет дымовые газы. Хотя это легко диагностировать. Когда двигатель холодный, в радиаторе и маслоналивной горловине двигателя будет видно белое эмульгированное масло. Единственное решение для этого — снять головку блока цилиндров и заменить прокладку головки блока цилиндров, а также выполнить любую работу, необходимую для устранения причины.

    Слить воду из системы очень просто, либо через кран на радиаторе, либо просто отвинтив хомут и сняв нижний шланг, когда двигатель холодный. Снятие корпуса термостата открывает доступ к самому термостату. Каждый термостат предназначен для открытия при определенной температуре, и на нем будет указано это значение. Его можно проверить, опустив его в очень горячую воду, желательно с помощью термометра, и он должен открыться выше соответствующей температуры. Если это не так, его следует заменить.

    Другие проблемы с охлаждением

    Barry Hayden

    Более очевидной причиной перегрева является утечка охлаждающей жидкости через негерметичный шланг (поэтому убедитесь, что все они в хорошем состоянии), пробитый радиатор, плохо проскальзывающий или вышедший из строя ремень вентилятора или электрические вентиляторы, которые не включаются они должны, когда температура двигателя достигает определенного порога. В этом последнем случае проверьте проводку, а также датчик, ввернутый в головку блока цилиндров, который запускает вентилятор.

    Менее очевидной причиной является плохое техническое обслуживание системы охлаждения, которая забита шламом и коррозией. Обратите внимание, что мы используем здесь слово «охлаждающая жидкость», а не «вода», потому что система должна быть заполнена смесью воды и антифриза. Антифриз делает больше, чем следует из названия: он также является ингибитором коррозии, и без него все, к чему прикасается охлаждающая жидкость, включая внутреннюю часть двигателя, подвергается коррозии. Вместе с охлаждающей жидкостью будет циркулировать коррозия, на дне водяной рубашки двигателя будет скапливаться шлам, а нижний бачок радиатора и сердцевина радиатора забьются и будут менее способны выполнять свою работу.

    Используйте рекомендованное максимальное количество антифриза для защиты системы. Тем не менее, не сходите с ума и не заливайте большую часть антифриза, потому что вода является более эффективной охлаждающей жидкостью, чем гликоль. Если вы только что приобрели автомобиль, а охлаждающая жидкость выглядит мрачно, промойте систему, спустив ее (когда двигатель холодный), заправив фирменным продуктом для промывки радиатора и запустив двигатель на указанное время, прежде чем снова слить и снова заполнить . При этом не забудьте включить нагреватель на полную мощность, чтобы матрица также промывалась.

    Во время заправки необходимое количество антифриза будет напечатано на бутылке и зависит от мощности системы охлаждения вашего автомобиля. Вы можете узнать это, проверив руководство по техническому обслуживанию или спустив его, а затем снова наполнив простой водой, чтобы увидеть, сколько она занимает. Избегайте повторного заполнения грязной системы охлаждения свежей смесью охлаждающей жидкости, так как антикоррозионные свойства антифриза будут снижены. Очистка и освежение системы охлаждения не сложны и не неприятны, и вы получаете удовлетворение от осознания того, что двигатель и радиатор должным образом защищены во многих отношениях.

    Via Hagerty UK

    Почему так важна охлаждающая жидкость двигателя | Обслуживание автомобилей

    Надлежащее техническое обслуживание и регулярная проверка системы охлаждения двигателя особенно важны для автомобилей, эксплуатируемых в суровых климатических условиях Австралии. Обеспечение правильной работы этой системы может помочь вам избежать дорогостоящего повреждения двигателя.

    Многие поломки двигателя могут быть связаны с небрежным отношением к его системе охлаждения. Дорогостоящие поломки, вызванные перегревом двигателя, могут произойти быстро, но, к счастью, в большинстве случаев их можно избежать. Здесь мы научим вас, как следить за системой охлаждения вашего автомобиля.

    Как проверить уровень охлаждающей жидкости в двигателе

    Возьмите за привычку быстро визуально проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке каждый раз, когда заправляетесь топливом. Если уровень низкий, убедитесь, что вы не снимаете крышку заливной горловины радиатора, пока двигатель не остынет — обычно это занимает несколько часов после поездки.

    Если вы доливаете или меняете охлаждающую жидкость самостоятельно, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации или позвоните в автомобильный совет NRMA по телефону 13 11 22, чтобы узнать, какой тип и количество охлаждающей жидкости использовать, а также правильный метод. Вы также можете посетить магазин автосервиса NRMA для консультации.

    Что делать, если мне необходимо постоянно доливать охлаждающую жидкость двигателя?

    Если вам приходится часто доливать охлаждающую жидкость или вы заметили лужу под автомобилем, возможно, негерметичен радиатор или шланги охлаждающей жидкости. Если из двигателя не вытекает охлаждающая жидкость, возможно, она протекает внутри двигателя.

    Внешнюю утечку обычно легче устранить, чем внутреннюю, что может указывать на более серьезную проблему. В любом случае, важно как можно скорее доставить свой автомобиль к механику, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы.

    Помимо проверки уровня охлаждающей жидкости, следите за указателем температуры. Если стрелка поднимается за пределы своего нормального диапазона, это часто вызывает срабатывание предупреждающего светового или звукового сигнала, сигнализирующего о проблеме с системой охлаждения.

    Остановка автомобиля в безопасном месте и вызов службы помощи на дороге могут спасти ваш автомобиль от дорогостоящего повреждения двигателя.

    Как работает система охлаждения моего автомобиля?

    Система охлаждения автомобиля пропускает охлаждающую жидкость через двигатель для отвода тепла и поддержания оптимальной рабочей температуры. Система обычно состоит из насоса, теплообменника (известного как радиатор), карпа радиатора, переливного (или расширительного) бачка и шлангов, соединяющих все это вместе. В этой системе также установлены датчики, поэтому бортовые компьютеры могут контролировать температуру.

    Даже в современных экономичных двигателях только около трети тепла, выделяемого при сгорании, преобразуется в механическую энергию для движения автомобиля. Остальное уносят выхлопная система и система охлаждения.

    Основные компоненты системы охлаждения автомобиля

    Охлаждающая жидкость представляет собой смесь воды и химикатов, предназначенная для предотвращения закипания, замерзания и коррозии внутри двигателя. Если вы едете в холодную погоду, вам может понадобиться добавить антифриз в систему охлаждения. Всегда следуйте инструкциям производителя автомобиля при использовании антифриза и охлаждающей жидкости.

    Крышка радиатора под давлением повышает температуру кипения охлаждающей жидкости, поэтому никогда не снимайте крышку радиатора на горячем двигателе. Переливной бачок позволяет охлаждающей жидкости расширяться, когда она горячая.

    Вентилятор охлаждения обеспечивает поток воздуха через радиатор, когда автомобиль не движется, например, когда вы застряли в пробке.

    Система охлаждения поддерживает идеальную рабочую температуру двигателя с помощью термостата. Термостат ограничивает поток охлаждающей жидкости, когда двигатель холодный, чтобы помочь ему быстро достичь эффективной рабочей температуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *