Правильная зарядка автомобильного аккумулятора
15.01.2014 #АКБ # Аккумулятор
Правильная зарядка автомобильного аккумулятораВ идеале, автомобильный аккумулятор должен работать по принципу «поставил и забыл». Но, как показывает практика, подобный идеал в нашей жизни практически никогда недостижим. Вместе с тем, правильная зарядка аккумулятора продлевает срок его эксплуатации. О том, как надо заряжать АКБ, и пойдет речь в нашей статье.
В первую очередь рассмотрим главный вопрос: где заряжать аккумулятор? Ответ прост: выбор места зависит исключительно от Ваших предпочтений. Вы можете зарядить аккумулятор, не снимая его с автомобиля или выставив на верстак в гараже. Если же Вы паркуетесь рядом с домом, то Вам проще снять аккумулятор и зарядить его в квартире.
В гаражных кооперативах не утихают споры о том, стоит ли снимать аккумулятор с автомобиля на время его зарядки или нет? Приводятся сотни разных доводов, как за, так и против того, чтобы снимать аккумулятор с машины. Мы считаем, что в эту ситуацию стоит внести ясность раз и навсегда. То, где находится аккумулятор в процессе зарядки, никак не влияет на сам процесс зарядки. Всё зависит исключительно от того, где Вам удобней это делать. Если Вы можете провести весь день в гараже, то снимать аккумулятор нет необходимости; с другой стороны, проще снять его и поставить рядом на верстак, чтобы было удобней наблюдать за состоянием электролита. Если Ввы паркуете автомобиль у подъезда, то логичней занести аккумулятор домой. На этом дискуссию можно закрыть. Гораздо важнее не выбрать место зарядки, а регулярно проверять состояние электролита в нем и соблюдать меры безопасности.
Прежде чем приступить к зарядке аккумулятора, очистите его от загрязнений, при этом особое внимание стоит уделить клеммам.
Если же все хорошо, можете смело переходить к следующему этапу: зарядке аккумулятора.
Способы зарядки аккумулятора
Существует большое количество зарядных устройств для аккумуляторов, которые используют как переменный, так и постоянный ток. Более того, многие из них оснащены вариаторами напряжения.
- Зарядка постоянным током потребует Вашего постоянного присутствия. Стандартная батарея ёмкостью 60 А/ч будет заряжаться 20 часов при силе тока в 6 А. Нюансы данного метода зарядки начинают проявляться на его завершающем этапе.
- Зарядка постоянным напряжением, в зависимости от силы тока, может занять от 24 часов до двух суток. Зарядное устройство подаёт постоянное напряжение на клеммы аккумулятора, в то время как сила тока постепенно меняется. В начале зарядки она может достигать 20-25 А. Постепенно сила тока падает и сходит в итоге до возможного минимума. Данный процесс контролируется автоматикой зарядного устройства и не требует Вашего личного присутствия.
- Комбинированный метод зарядки осуществляется при помощи специального зарядного устройства, которое полностью автоматизировано. При подключении к аккумулятору данное зарядное устройство начинает его зарядку методом постоянного тока, после чего переключается в режим зарядки постоянным напряжением.
Такой вид зарядки является наиболее быстрым и щадящим для аккумулятора.
Другие статьи
#Планка генератора
Планка генератора: фиксация и регулировка генератора автомобиля
14.09.2022 | Статьи о запасных частях
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.
#Переходник для компрессора
Переходник для компрессора: надежные соединения пневмосистем
31.08.2022 | Статьи о запасных частях
Даже простая пневматическая система содержит несколько соединительных деталей — фитингов, или переходников для компрессора. О том, что такое переходник для компрессора, каких типов он бывает, зачем необходим и как устроен, а также о верном подборе фитингов для той или иной системы — читайте в статье.
#Стойка стабилизатора Nissan
Стойка стабилизатора Nissan: основа поперечной устойчивости «японцев»
22.06.2022 | Статьи о запасных частях
Ходовая часть многих японских автомобилей Nissan оснащается стабилизатором поперечной устойчивости раздельного типа, соединенным с деталями подвески двумя отдельными стойками (тягами). Все о стойках стабилизатора Nissan, их типах и конструкции, а также о подборе и ремонте — читайте в данной статье.
#Ремень приводной клиновой
Ремень приводной клиновой: надежный привод агрегатов и оборудования
15.06.2022 | Статьи о запасных частях
Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.
Вернуться к списку статей
Правильная зарядка аккумулятора автомобиля
В зарядке аккумулятора нуждаются не только полностью разряженные (или только что купленные) батареи , но и те из них, что за время эксплуатации сильно «подсели». Отличие этих двух подходов – в разном времени, требуемом для полной зарядки данной модели АКБ. В случае новой батареи она может длиться от 25-ти до 50 часов.
Время зарядки аккумуляторов б/у определяется не только тем, насколько они «подсели», но и сроком их эксплуатации. В случае очень разряженных и не новых изделий может потребоваться 24-36 часов и даже более.
Содержание
Калькулятор расчета времени зарядки
Если важно определиться со временем, необходимым для зарядки имеющихся в личном распоряжении аккумуляторов – оно рассчитывается очень просто без вникания в подробности происходящий процессов. Не потребуется для этого и сложных формул, которые в современных условиях заменяются калькулятором расчета времени зарядки аккумулятора. Вся процедура сводится в этом случае к заполнению всего двух полей:
- В поле «Емкость батареи» указывается соответствующий показатель обслуживаемого прибора.
- В поле «Ток зарядки» указывается значение параметра, которым предполагается заряжать АКБ от электрического устройства.
При нажатии на кнопку «Рассчитать» запускается процедура вычисления времени зарядки аккумулятора от данного типа ЗУ.
Емкость батареи мАч
Ток зарядного мАч
Время зарядки
(час)
Как заряжать АКБ
О разряженности конкретного АКБ обычно судят по плотности залитого в банки электролита, значение которого для рабочей батареи составляет в среднем 1,26-1,28 г/см³ (при 12,5 Вольтовом напряжении). Она зависит от того, какое исходное значение этот показатель имел у только что купленного прибора (оно может быть и 12,7 и 12,9 Вольта). Чем меньше он у данного образца АКБ – тем значительнее прибор разряжен.
Таблица 1. Рекомендуемая плотность электролита в зависимости от климата и времени года.
КЛИМАТ И ВРЕМЯ ГОДА ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА | ПЛОТНОСТЬ (г/см3) | ||
Аккум. заряжен | Аккум. разряжен | ||
На 25% | На 50% | ||
Очень холодный (температура в январе от -50оС до -30оС) | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Холодный (температура в январе от -35оС до -15оС) | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный (температура в январе от -15оС до -8оС) | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный (температура в январе от 0оС до +4оС) | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Сухой жаркий (температура в январе от -15оС до +4оС) | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Обратите внимание: Снижение плотности состава на 0,01 г/см3 по отношению к номиналу означает, что данная батарея разрядилась приблизительно на 6-8 процентов.
![]()
Степень заряженности прибора определяется по той банке, к которой измеритель показывает наименьшую плотность.
Автомобильный аккумулятор в разрезеТаблица 2. Время зарядки АКБ в зависимости от степени заряжености и плотности электролита
Таблица степени заряженности АКБ в зависимости от плотности электролита
Степень заряженности (%) | Плотность электролита (г/см³) | Степень разряженности (%) | Напряжение аккумуляторной батареи (В) | Время заряда при 10% от емкости (часы) |
---|---|---|---|---|
100 | 1,277 | 0 | 12,73 | Нет необходимости |
90 | 1,258 | 10 | 12,62 | 2 |
80 | 1,238 | 20 | 12,50 | 4 |
70 | 1,217 | 30 | 12,37 | 6 |
60 | 1,195 | 40 | 12,24 | 8 |
50 | 1,172 | 50 | 12,10 | 10 |
40 | 1,148 | 60 | 11,96 | 13 |
30 | 1,124 | 70 | 11,81 | 16 |
20 | 1,098 | 80 | 11,66 | 20 |
10 | 1,073 | 90 | 11,51 | 24 |
0 | 1,06 | 100 | 11,4 | Сульфатация |
О степени заряженности аккумуляторной батареи можно судить по плотности его электролита. Чем плотность ниже, тем сильнее батарея разряжена.
Типовые аккумуляторы, в летний сезон разряженные более, чем на половину, в зимнюю пору даже после 25-ти процентной разрядки придется снимать с авто и восстанавливать. Кроме того, в дополнительной подзарядке нуждаются батареи, плотность в различных секциях у которых отличается на величину более чем 0,02 г/см³.
Выбор величины тока зарядки
Самым подходящим для зарядки любого АКБ считается ток, составляющий 0,05 полной емкости (так называемый «уравнительный» заряд). При его применении удается полностью восстановить кондицию электролита во всех секциях аккумулятора.
В качестве примера рассмотрим следующие случаи:
- Чтобы зарядить батарею емкостью 55 A/час потребуется ток величиной 2,75 Ампера.
- Для изделия на 60 А/час этот показатель составит 3 Ампера.
Дополнительная информация: Режим уравнительной зарядки позволяет нейтрализовать последствия глубоких разрядов.
Его также рекомендуется использовать для устранения эффекта сульфатации пластин, причиной которого является длительная эксплуатация изделия при заряженности ниже 70 процентов.
Нередко применяется «форсированный» метод, при котором во время зарядки выбирается иное соотношение по току. В этом случае его величина составляет 10 процентов от емкости АКБ. Стандартный аккумулятор 55Ah обычно заряжается при 2.75-5.5 A., а для батарей на 60Ah зарядный ток выставляется в пределах от 3 до 6 Ампер. При этом всегда исходят из того, что чем меньше величина поступающего в АКБ тока – тем глубже заряд. Этот вариант предпочтительней, несмотря на то что времени на него тратится больше.
Зарядка аккумулятораИ наоборот, при сильном токе аккумулятор кипит (содержащаяся в растворе вода разлагается на кислород и водород). Этот процесс оказывает разрушающее действие на пластины АКБ. Аналогичная ситуация складывается и с прикладываемым к аккумулятору напряжением (чем оно больше тем быстрее могут заряжаться батареи). Но его номинальное значение всегда должно оставаться в пределах 13,8-14,5 Вольта. Повышать его величину до 16,0-16,5 Вольт допускается лишь при зарядке необслуживаемых моделей.
Способы зарядки АКБ
Известно несколько методов, среди которых особо выделяются следующие:
- В режиме постоянно выставленного тока.
- В условиях постоянного напряжения, подаваемого на клеммы аккумулятора.
- Комбинированный способ, при котором зарядка осуществляется в автоматическом режиме.
- Ускоренная процедура для аккумулятора шуруповерта, например.
Предпоследний и последний варианты из списка обычно не рассматриваются, поскольку применяются лишь в исключительных случаях.
Постоянным напряжением
Выставляете постоянное напряжение, скажем, в 14,4 Вольта. Ток автоматически регулируется (уменьшается), то есть в начале он может быть 10 Ампер, а в конце заряда 0,2 А.
В настоящее время почти все зарядные устройства работают по данному методу, то есть напряжение всегда постоянное, а вот сила тока меняется.
Постоянным током
С помощью этого метода в течение всего процесса зарядки ток постоянен. Допустим выставили 2 Ампера. В начале заряда напряжение будет 15 В, а в конце может упасть до 14,4 В.
Время зарядки АКБ
Расчет времени с помощью формул
Перед тем, как рассчитать время заряда аккумулятора – прежде всего, требуется ознакомиться с классической формулой для определения зарядного тока. Она имеет следующий вид:
I=Q*k.
где Q – это рабочая емкость батареи,
k – коэффициент, учитывающий особенности окружающей среды (его номинальное значение колеблется в границах 0,04…0,06, а оптимальное составляет 0,1).
Исходя из указанной рекомендации, для расчета времени зарядки окончательно «севшего» аккумулятора формула принимает вид: Т= Q/ I. Подставив в нее конкретные значения, можно убедиться в значительной величине необходимого времени. Но чаще всего востребована не полная зарядка, а лишь частичное восстановление потерянной емкости. По этой причине реальное время будет значительно меньше.
Чтобы произвести приближенную оценку того, сколько времени нужно, чтобы зарядить батареи постоянным током, в первую очередь нужно определиться со степенью их разряженности.
Замеряем напряжение на аккумулятореДалее потребуется узнать потерянную емкость, после чего, выбрав конкретное значение зарядного тока, перейти к вычислению времени, необходимого для комплексной зарядки. Формула для расчета этого показателя при обслуживании автомобиля зарядным устройством выглядит так:
Ускоренная зарядка
Современному пользователю важно знать: можно ли аккумулятор заряжать по ускоренной методике, если этого требуют обстоятельства? Специалисты советуют прибегать к этому способу только в исключительных случаях, когда других вариантов найти не удается.
Важно! Категорически не рекомендуется применять ускоренный способ для аккумуляторных изделий с банками без заливных горловин.
При использовании этого типа зарядки так называемые «не обслуживаемые» батареи могут легко выйти из строя.
Типовой необслуживаемый автомобильный аккумуляторПри рассмотрении этого метода также важно учитывать, что у эксплуатируемых много лет аккумуляторов емкость сильно отличается от номинала. Эта их особенность вынуждает опытных пользователей больше полагаться не на данные расчета по времени, а оценивать его на глаз (чтобы отличить ускоренный режим от обычного). Специалисты, как правило, судят о возможности использования тех или иных режимов по объему выделяющихся газов и температуре электролита.
Если она поднимается выше 45°С – следует прервать процесс и дать батарее немного остыть. Если при этом наблюдается чрезмерное выделение газов, то ускоренную зарядку следует остановить и понизить величину зарядного тока до приемлемой величины.
Непрерывно регулировать поступающий в банки ток непосредственно в процессе заряда очень сложно (корректировать его величину желательно хотя бы каждые 5 минут). Чтобы при такой корректировке не возникло путаницы – специалисты советуют воспользоваться сводной таблицей, носящей название «зарядной». Она имеет всего три графы, заполняемые следующим образом:
- В первую вносится время (t) и данные на этот момент с начала зарядки.
- Во второй графе регистрируется значение Q, по которому судят о том, сколько времени осталось до ее окончания.
- И, наконец, в третьем столбце записывается значение величины тока (I), используемого при восстановлении АКБ.
Таблица 3. Время зарядки АКБ ускоренным методом
Время заряда t, мин | Емкость Q, недостающая до 100% номинального заряда, А*ч | Ток заряда I, А |
---|---|---|
0 | 60,0 | 54,0 |
5 | 55,5 | 49,9 |
10 | 51,3 | 46,2 |
15 | 47,4 | 42,7 |
20 | 43,8 | 39,4 |
25 | 40,5 | 36,4 |
30 | 37,5 | 33,7 |
35 | 34,7 | 31,2 |
40 | 32,1 | 28,9 |
45 | 29,7 | 26,7 |
50 | 27,5 | 24,7 |
55 | 25,4 | 22,9 |
60 | 23,5 | 21,1 |
65 | 21,7 | 19,5 |
70 | 20,1 | 18,1 |
75 | 18,6 | 16,7 |
80 | 17,2 | 15,5 |
85 | 15,9 | 14,3 |
90 | 14,7 | 13,2 |
95 | 13,6 | 12,2 |
100 | 12,6 | 11,3 |
105 | 11,7 | 10,5 |
110 | 10,8 | 9,7 |
115 | 10,0 | 9,0 |
120 | 9,2 | 8,3 |
125 | 8,5 | 7,6 |
130 | 7,9 | 7,1 |
135 | 7,3 | 6,6 |
140 | 6,7 | 6,0 |
Таблица заряда типовых NI-MH аккумуляторов
Никель-металлогидридные аккумуляторы уже давно применяются пользователями для автономного питания электронных устройств и различной аппаратуры.
Стандартные размеры таких аккумуляторов указаны на рисунке ниже. В зависимости от производителя, длина и диаметр может быть как меньше, так и больше базового размера в пределах от 0,1 до 0,7 мм.
Типоразмеры Ni-Mh аккумуляторовТочное время зарядки элементов питания указывается в инструкции к ним. Но если инструкция утеряна, то можно воспользоваться таблицей.
Таблица 4. Время и ток зарядки никель-металлогидридных аккумуляторных батареек.
Емкость элементов, мА/ч | Типоразмер | Стандартный режим зарядки | Пиковый ток зарядки, мА/ч | Максимальный ток разрядки, мА/ч |
---|---|---|---|---|
160 | 1/3 ААА | 16 мА ~14 -16 часов | 160 | 480 |
400 | 2/3 ААА | 50 мА ~7 -8 часов | 400 | 1200 |
730 | ААА | 100 мА ~8 -9 часов | 500 | 1,0 А |
1000 | ААА | 100 мА ~11 -12 часов | 500 | 750 |
250 | 1/3 АА | 25 мА ~14 -16 часов | 250 | 1,0 А |
700 | 2/3 АА | 100 мА ~7 -8 часов | 500 | 3,0 А |
850 | FLAT | 100 мА ~10 -11 часов | 500 | 3,0 А |
1100 | 2/3 A | 16 мА ~14 -16 часов | 500 | 3,0 А |
1200 | 2/3 A | 100 мА ~13 -14 часов | 500 | 3,0 А |
1300 | 2/3 A | 100 мА ~13 -14 часов | 500 | 30,0 А |
1500 | 2/3 A | 100 мА ~16 -17 часов | 1,0 А | 15,0 А |
1400 | АА | 100 мА ~15 -16 часов | 1,0 А | 20,0 А |
1700 | АА | 100 мА ~18 -19 часов | 1,0 А | 30,0 А |
2000 | 4/5 А | 150 мА ~13 -15 часов | 1,5 А | 10,0 А |
2150 | 4/5 А | 150 мА ~14 -16 часов | 1,5 А | 5,0 А |
2600 | АА | 100 мА ~28 -29 часов | 500 | 5,0 А |
2700 | А | 100 мА ~26 -27 часов | 1,5 А | 10,0 А |
4200 | Sub C | 420 мА ~11 -13 часов | 3,0 А | 35,0 А |
4500 | Sub C | 450 мА ~11 -13 часов | 3,0 А | 35,0 А |
4000 | 4/3 A | 500 мА ~9 -10 часов | 3,0 А | 10,0 А |
5000 | C | 500 мА ~11 -12 часов | 3,0 А | 20,0 А |
10000 | D | 600 мА ~14 -16 часов | 3,0 А | 20,0 А |
- Всегда выбирайте правильный метод зарядки для AGM или залитых свинцово-кислотных аккумуляторов. Соблюдайте пороговые значения напряжения, установленные производителем.
- Регулярно следите за уровнем воды, чтобы убедиться, что он не ниже тарелок и не превышает его. Убедитесь, что вы используете диионизированную или дистиллированную воду для зарядки аккумулятора.
- Образование пузырьков в залитых свинцово-кислотных батареях означает, что батарея вот-вот достигнет уровня заряда.
- Уменьшите подзарядку, когда температура батареи поднимется до 29°C (85°F).
- Перед хранением аккумуляторов убедитесь, что они полностью заряжены. В противном случае произойдет сульфатация.
- Заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении, поскольку газообразный водород, образующийся во время зарядки, взрывоопасен.
- Используйте правильное зарядное устройство, чтобы не повредить аккумулятор
Заключение
Постоянное напряжение и постоянный ток, пожалуй, два основных метода зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов. Однако другие способы зарядки, упомянутые выше, столь же эффективны.
Правильный метод зарядки помогает максимально увеличить емкость аккумулятора, повысить его производительность и срок службы. Но прежде чем выбрать какой-либо метод зарядки, примите во внимание предполагаемое использование вашей свинцово-кислотной батареи (плавающее или циклическое обслуживание), экономические соображения и время перезарядки.