Предварительное информирование – Предварительное информирование

Содержание

Предварительное информирование — необходимое условие оформления товаров и транспортных средств в пунктах пропуска

Для чего нужна предварительная информация

Использование «бумажных» технологий при оформлении товаров и транспортных средств в пограничных пунктах пропуска приводит к длительным простоям автотранспорта, железнодорожных составов, водных и воздушных судов при пересечении ими таможенной границы Таможенного союза (ТС). Это связано с тем, что должностным лицам таможенных органов приходится принимать решение о пропуске товаров и анализировать большое количество информации из бумажных документов. Наряду с оформлением документов всю информацию о товарах и транспортных средствах таможенным органам необходимо заносить в свои информационные системы для автоматизированного учета и контроля перемещения товаров через границу. При отсутствии информации о товарах и транспортных средствах в электронном виде, процесс ввода информации с бумажных документов в информационные системы занимает достаточно длительное время.

Пропускная способность пунктов пропуска может быть значительно увеличена при условии организации информационного взаимодействия участников ВЭД, перемещающих товары через таможенную границу, и таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска. Вся необходимая информация может предоставляться участниками ВЭД в таможенные органы в электронном виде, в утвержденных форматах и до прихода транспортного средства в пункт пропуска. Такая предварительная информация загружается в информационные системы таможенного органа и анализируется в автоматическом режиме, что значительно сокращает время документального оформления товаров и транспортных средств в пунктах пропуска.

Информационные технологии, используемые в таможенных органах ФТС России, позволяют передавать предварительную информацию о товарах, перевозимых всеми видами транспорта. Законодательными актами установлено, что предварительная информация должна предоставляться в таможенные органы до фактического прибытия транспортного средства в пункт пропуска: для автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта не менее чем за два часа, для воздушных судов за 4 часа, а для водных судов за сутки.

Решением КТС от 9.12.2011 г. № 899 предоставление предварительной информации при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, с 17 июня 2012 г. является обязательным. Это связано с тем, что на автомобильных пунктах пропуска технологии предварительного информирования внедрялись раньше, чем на всех остальных пунктах пропуска и за несколько лет эксплуатации все программные средства, форматы электронных документов и протоколы передачи сообщений были доработаны и отлажены. Программные средства таможенных органов для оформления воздушных и водных судов начали внедряться в марте 2012 г. и, в настоящее время, идет процесс отладки информационных технологий и программных средств. Нет сомнений, что через определенный период времени предварительное информирование во всех пунктах пропуска будет обязательным.

Кто подает предварительную информацию

Согласно п. 1 ст. 42 Таможенного кодекса ТС (ТК ТС) предварительную информацию могут представлять уполномоченные экономические операторы, перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица. Состав предварительной информации несколько меняется в зависимости от вида транспорта, но в целом предварительная информация должна содержать следующие сведения:

  • о транспортных средствах международной перевозки, перемещающих товары;
  • о товарах, перемещаемых через таможенную границу;
  • о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС или убытия с такой территории;
  • о пассажирах, прибывающих на таможенную территорию ТС или убывающих с такой территории;
  • о количестве и составе членов экипажа;
  • о припасах, которые имеются на транспортном средстве.

Для каждого вида транспорта предусмотрены отдельные форматы электронных документов, которые описаны в альбоме.

Процедура подачи предварительной информации. Описание процедуры и отличие Авиа и Моря

Применяемые сегодня таможенные технологии предлагают участникам внешнеэкономической деятельности два способа предоставления предварительной информации о товарах при их перемещении в пунктах пропуска.

Подача предварительной информации через Портал электронного представления сведений ФТС России

Портал размещен в сети интернет на сервере ФТС России (http://edata.customs.ru) и подключится к нему может любой человек, у которого есть компьютер с выходом в сеть интернет. На Портале легко зарегистрироваться, набрав логин и пароль, свой Email и установив отметку, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Для работы с Порталом ФТС не требуется специальных программных средств, используется только интернет браузер, а услуги по передаче предварительной информации и получения таможенного идентификационного номера (штрих-кода) бесплатны.

Но, несмотря на простоту использования, данный способ имеет свои недостатки: ручной ввод большого количества сведений, отсутствие возможности загрузить электронные данные из других программ и информационных систем, отсутствие базы данных по всем отправкам, невозможность формировать статистические и справочные материалы по оформленным товарным партиям. Кроме того, технологией предварительного информирования по воздушным и водным судам предусмотрена доставка пакета электронных документов (предварительной информации) в таможенный пост, расположенный в пункте пропуска. Портал ФТС такой технологии не поддерживает, отправленная предварительная информация будет находиться на Портале, до тех пор, пока должностное лицо таможенного органа не получит документ со штрих кодом и не запросит данную предварительную информацию в своей информационной системе.

Поэтому Портал ФТС России используется, в основном, для предварительного информирования таможенных органов при перемещении небольшого количества товарных партий автомобильным транспортом. Для железнодорожного транспорта, воздушных и водных судов передать предварительную информацию через Портал ФТС России практически невозможно. Это связано с тем, что перевозится большое количество перевозимых товарных партий, по которым всей совокупности сведений не имеет ни один из участников процесса перемещения товаров, а также в связи с недостатками Портала, которые перечислены выше.

Подача предварительной информации через информационного оператора

Информационный оператор (ИО) — это организация, которая имеет специальное оборудование, обеспечивает необходимые меры защиты информации и имеет подключение, к информационным системам ФТС России, предназначенным для представления участниками ВЭД сведений в электронной форме таможенным органам (регламентировано приказом ФТС России от 24.01.2008 N 52). Через ИО можно не только отправлять предварительную информацию, но и осуществлять электронное декларирование товаров.

Для передачи предварительной информации через ИО необходимо иметь специальные программные средства, позволяющие формировать электронные документы в нужных формах и поддерживающие утвержденные ФТС России протоколы сообщений. Как правило, ИО предоставляют своим пользователям необходимые программные средства или доступ к специальным информационным системам. Передача предварительной информации осуществляется на договорной основе и является платной услугой, но стоимость данных услуг небольшая.

Наиболее известной информационной системой, позволяющей формировать комплекты товаросопроводительных и таможенных документов на все виды транспорта, отправлять в таможенные органы предварительную информацию и осуществлять электронное декларирование является система Fill-Bill, предназначенная для коллективной работы с электронными документами и имеющая подключения к нескольким информационным операторам. Система разработана компанией «СТМ», которая более 15 лет успешно разрабатывает программные средства и информационные системы, предназначенные для таможенного оформления и железнодорожных перевозок.

Система Fill-Bill обеспечивает комплексный подход при подготовке документов: загрузку электронной информации о товарах из информационных систем клиентов или загрузку электронных сведений в различных форматах, автоматизированное формирование товаротранспортных, коммерческих и таможенных документов, отправку предварительной информации по всем видам транспорта в адресно любой пункт пропуска, электронное декларирование товаров, формирование отчетности и статистики, использование справочной системы «ВЭД-Инфо».

Известны другие коммерческие программные продукты, позволяющие подготовить предварительную информацию, но они, при той же стоимости услуг, обеспечивают, как правило, только ручной ввод сведений по товарам, перевозимых на автомобильном транспорте и доставку предварительной информации через ИО в ФТС России.

Использование предварительной информации в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска

При автомобильных и железнодорожных перевозках перевозчик или уполномоченное лицо при прибытии транспортного средства в пункт пропуска предъявляет в таможенный орган документ, на котором распечатан штрих-код (идентификационный номер предварительной информации, полученный от информационной системы ФТС России). Должностные лица таможенного поста в пункте пропуска по данному номеру запрашивают предварительную информацию и сверяют ее со сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах (накладные, упаковочные листы, инвойсы и другие документы). Если все данные идентичны и риски не выявлены, то принимается решение о пропуске товаров. В случае несоответствия сведений, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров, а в сведения, загруженные в информационные системы, вносятся соответствующие исправления.

При представлении предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, полученная информация используется в качестве транзитной декларации для оформления процедуры транзита.

Использование предварительной информации в авиационных и морских пунктах пропуска

С 2012 г. в таможенных органах ФТС России внедряются информационные системы, позволяющие принимать и обрабатывать предварительную информацию в морских и авиационных пунктах пропуска. Сложность в организации сбора сведений о судах, перемещаемых товарных партиях, составе экипажа, пассажирах и припасах заключается в том, что ни один из участников процесса перевозки товаров и пассажиров не обладает всей совокупностью сведений для предоставления предварительной информации в таможенные органы. Необходима организация совместной работы всех участников ВЭД по подготовке необходимого пакета электронных документов, составляющих сведения предварительного информирования.

Для отработки технологии предварительного информирования на Дальнем востоке в морских портах (Находка, Владивосток, Ванино и другие) с 2011 г. проводится эксперимент по информационному взаимодействию перевозчиков, судовых агентов, представителей портов и таможенных органов. Совместную работу по формированию пакета документов, на основе информации имеющейся у разных участников процесса перевозки товаров, обеспечивает информационная система Fill-Bill. Представители получателей товаров и другие заинтересованные лица могут заранее (за несколько суток) подготовить документы, в которых представлены подробные сведения о перевозимых партиях товаров. Перевозчики и агенты линий, на основе имеющейся у них информации, за сутки до прихода судна формируют декларацию на товары, которая содержит списки всех коносаментов. В информационной системе Fill-Bill все эти сведения интегрируются и в таможенный орган направляется пакет электронных документов, предусмотренный для предварительного информирования.

Эксперимент по формированию предварительной информации по воздушным судам проводится в аэропорту Шереметьево с участием Аэрофлота и таможенных постов Шереметьевской таможни. С помощью разработанной на основе Fill-Bill информационной системы на таможенный пост были переданы пакеты электронных документов в форматах ФТС России, которые требуется предоставить для предварительного информирования таможенных органов о прибытии товаров, перевозимых воздушными судами.

www.ctm.ru

Техподдержка: Краткое описание процесса предварительного информирования

Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства – члена ЕАЭС, на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ЕАЭС.

Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится – в странах – участницах ЕАЭС или в любом другом государстве.

17 июня 2012 г. в странах – участницах ЕАЭС введено обязательное предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899).

Подавать предварительную информацию на товары, ввозимые автомобильным транспортом, из программы заполнения «Альта-ГТД» или бесплатной программы «Альта-ПИ» можно не только в Российскую Федерацию, но и в Республику Беларусь.

Схема предварительного информирования

 

 

Заинтересованное лицо в программе «Альта-ГТД» (или «Альта-ПИ») заполняет электронную форму требуемого документа и отправляет ее в систему предварительного информирования России или Беларуси. После успешной передачи документа в систему ПИ, отправителю приходит подтверждение о регистрации предварительной информации с присвоением ей уникального идентификационного номера.

При регистрации ПИ в ФТС России отправитель получает штрихкод с указанием идентификационного номера, который передается водителю для предъявления инспектору на границе. Форму со штрихкодом можно распечатать или сохранить в виде изображения.

 

 

При регистрации ПИ на белорусском пункте пропуска документу присваивается уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП). Штрихкод при этом не формируется, и сам документ не распечатывается. УИНП сообщается водителю по телефону, электронной почте или отправляется в виде SMS-сообщения. На пункте пропуска на белорусской границе ТС водителю достаточно сообщить инспектору УИНП.

 

 

Получив штрихкод или УИНП, инспектор запрашивает из системы предоставленную информацию по данному транспортному средству, после чего осуществляет пропуск груза.

Процедура электронного предварительного информирования соответствует порядку, утвержденному приказом ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192 и Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899.

Использование программ «Альта-Софт» для целей предварительного информирования одобрено ЦИТТУ ФТС. Соответствующие испытания успешно завершены 28 июля 2011 г. (свидетельство №2011/00025).

 

Инструкция по заполнению и подаче ПИ доступна по ссылке.

www.alta.ru

Обязательное предварительное информирование таможенных органов: практика и возможности

Когда вводится и чем регламентируется обязательное информирование?

17 июня 2012 г. введено в действие обязательное предварительное информирование таможенных органов при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В настоящее время эта мера касается только перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, хотя положения статьи 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) не ограничиваются только этим видом транспорта. Таким образом, применение предварительного информирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза иными видами транспорта будет продолжать носить добровольный характер.

Обязательность предварительного информирования установлена Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее — Решение КТС). Указанное Решение КТС разработано в соответствии со статьей 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 21.05.2010 с учетом Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации.

Каковы цели предварительного информирования?

Решение КТС об обязательном предварительном информировании принято в целях:

  • оптимизации и ускорения совершения таможенных операций на пограничных переходах при ввозе товаров, что способствует международной торговле;
  • повышения эффективности таможенного контроля для обеспечения безопасности международной цепи поставки и защиты общества от различных угроз, например контрабанды наркотиков, оружия, психотропных веществ и т.д.;
  • минимизации риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза путем налаживания эффективного взаимодействия и координации деятельности таможенных органов государств — членов Таможенного союза в обеспечении таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

Каковы сроки подачи предварительной информации?

Согласно положениям пункта 2 Решения КТС предварительная информация должна представляться таможенным органам не менее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Куда и в каком виде представляется предварительная информация?

Предварительная информация должна представляться в электронном виде в информационную систему таможенных органов того государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза.

Кто обязан представлять информацию?

Перечень лиц, которые могут представлять таможенным органам предварительную информацию, в целом обозначен как в Решении КТС, так и в пункте 1 статьи 42 ТмК ТС.

К лицам, которые могут представлять предварительную информацию, относятся:

  • уполномоченные экономические операторы;
  • перевозчики, в том числе таможенные перевозчики;
  • иностранные перевозчики;
  • таможенные представители;
  • любые иные заинтересованные лица, например получатели товаров и т.д., если они обладают соответствующими правомочиями в отношении товара и имеют санкционированный доступ к таможенной системе (самостоятельно или через уполномоченного таможенного представителя).

Какие сведения должны содержаться в предварительной информации?

Объем сведений, которые должны содержаться в предварительной информации, установлен Решением КТС. В частности, если ввозимые товары будут помещаться в пункте ввоза под таможенную процедуру таможенного транзита, то предварительная информация должна содержать сведения о (об):

  • отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • стране отправления, стране назначения товаров;
  • декларанте;
  • перевозчике;
  • транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
  • наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
  • коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (далее — ТН ВЭД ТС), на уровне не менее первых шести знаков;
  • весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
  • количестве грузовых мест;
  • пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается;
  • планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;
  • времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Необходимо отметить, что в вышеперечисленном объеме сведений предусмотрено указание времени и места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, что соответствует требованиям статьи 42 ТмК ТС. Данные сведения имеют важное технологическое значение, так как они позволяют обеспечить целевое направление информации в тот таможенный орган, в котором перемещаемые товары и транспортное средство будут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.

В случае если ввозимые товары не предполагается помещать под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, то предварительная информация должна содержать сведения о:

  • государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • наименовании и об адресе перевозчика;
  • наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
  • наименовании и об адресе отправителя и получателя товаров;
  • продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров;
  • наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых четырех знаков;
  • весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  • наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен;
  • месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
  • времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Каковы сроки обработки информации таможенными органами?

Пунктом 3 Решения КТС установлена обязанность для таможенных органов государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, провести анализ предварительной информации с использованием системы управления рисками в течение 2 часов с момента ее получения.

Что влекут за собой расхождения в сведениях и каковы последствия их выявления?

В месте прибытия товаров таможенные органы государств — членов Таможенного союза сопоставляют предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах.

В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств — членов Таможенного союза, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием системы управления рисками. В таком случае дальнейшие таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Может ли предварительная информация приниматься в качестве электронной копии транзитной декларации?

В случае представления заинтересованным лицом предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождений в сведениях, содержащихся в предварительной информации, и сведениях, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.

В данном случае принятие решения о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее двух часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза. В качестве наличия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза таможенные органы могут рассматривать, например, необходимость выполнения требований, связанных с запретами и ограничениями.

Что делать, если информация заблаговременно не может быть представлена?

Решением КТС установлено, что в случае непредставления заинтересованным лицом предварительной информации в место прибытия на таможенную территорию Таможенного союза такое лицо должно представить в информационную систему таможенных органов государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, информацию в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций в объеме, установленном пунктом 2 Решения КТС, в течение ближайших двух часов.

В частности, информация должна быть представлена в объеме сведений, которые необходимо указать в транзитной декларации при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, или в объеме сведений, которые необходимы к представлению при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза.

На основе результатов анализа представленной заинтересованным лицом информации должностное лицо таможенного органа государства — члена Таможенного союза принимает решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств с использованием системы управления рисками в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, положения Решения КТС в данной части имеют существенное значение для тех субъектов хозяйствования, которые по каким-либо объективным причинам не смогли обеспечить представление предварительной информации таможенным органам государств — членов Таможенного союза заблаговременно, т.е. не менее чем за 2 часа до ввоза товаров. Вместе с тем такой вариант действий не является лучшим в данной ситуации, так как он ведет к увеличению времени, затрачиваемому на пересечение границы.

Что происходит при непредставлении информации по техническим причинам?

Решением КТС установлено, что в случае если предварительная информация не может быть по техническим причинам получена таможенным органом государства — члена Таможенного союза, то таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Что такое технические условия информационного взаимодействия?

При представлении предварительной информации заинтересованные лица должны руководствоваться техническими условиями информационного взаимодействия автоматизированной системы таможенных органов и информационных систем заинтересованных лиц, представляющих предварительную информацию о товарах, содержащими требования и порядок осуществления информационного взаимодействия между автоматизированной информационной системой таможенных органов и информационными системами заинтересованных лиц, представляющих предварительную информацию о товарах в электронной форме (далее — Технические условия).

Указанные Технические условия разработаны в рамках реализации Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (в части помещения товаров и транспортных средств под процедуру таможенного транзита), Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 421 «О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций» и постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.09.2007 N 95 «О порядке предварительного представления таможенным органам Республики Беларусь информации о товарах, в том числе о транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» (далее — постановление N 95).

Какие способы представления информации существуют в настоящее время?

В Республике Беларусь для заинтересованных лиц предусмотрено несколько способов представления электронной предварительной информации в таможенные органы Республики Беларусь, а именно:

1) посредством таможенного представителя. В данном случае соответствующие сведения или копии товаросопроводительных документов, содержащих требующиеся сведения, направляются таможенному представителю для формирования электронной предварительной информации, которая впоследствии направляется таможенным представителем в таможенный орган. Для этих целей с таможенным представителем необходимо заключить договор на оказание услуг.

В настоящее время в Республике Беларусь наиболее крупным таможенным представителем (брокером), уполномоченным на представление электронной предварительной информации, является РУП «Белтаможсервис»;

2) путем самостоятельного направления в таможенный орган электронной предварительной информации при наличии у заинтересованного лица необходимых программных средств, удовлетворяющих Техническим условиям. Доступ к системе электронного предварительного информирования (для самостоятельного формирования предварительной информации) всех заинтересованных лиц, которые обращаются в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК) с соответствующим заявлением, обеспечивается на регулярной основе исходя из готовности информационного взаимодействия с таможенными органами.

Порядок доступа заинтересованных лиц к системе электронного предварительного информирования определен постановлением N 95, текст которого размещен на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (http://gtk.gov.by). В частности, в соответствии с пунктом 5 постановления N 95 в целях представления таможенным органам Республики Беларусь предварительной информации заинтересованные лица обращаются в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь с письменным заявлением произвольной формы о готовности информационного взаимодействия с таможенными органами, в котором сообщают о наличии у них аппаратных, программных и телекоммуникационных средств, а также программного обеспечения и средств защиты информации, удовлетворяющих Техническим условиям.

В случае если технические возможности, программное обеспечение, телекоммуникационные средства и средства защиты соответствуют требованиям, указанным в Технических условиях, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь информирует заинтересованное лицо о назначении даты проверки готовности информационной системы заинтересованного лица к организации информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов в соответствии с Техническими условиями. При положительных результатах проверки заинтересованное лицо включается в специальный реестр, ведение которого осуществляется ГТК, с присвоением ему специального уникального кода идентификации, который носит конфиденциальный характер и предназначается для использования заинтересованным лицом при организации информационного обмена;

3) держатели книжек МДП помимо двух вышеперечисленных способов могут представлять электронную предварительную информацию с использованием системы TIR-EPD, разработанной Международным союзом автомобильного транспорта. Следует отметить, что при представлении предварительной информации в таможенные органы Республики Беларусь с использованием системы TIR-EPD существуют особенности заполнения ряда полей для последующего помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием предварительной информации, например должны указываться: цель перемещения; срок действия книжки МДП; сведения о водителе, марке транспортного средства (прицепа), VIN-номере транспортного прицепа, стране регистрации прицепа и т.п. Перечисленные особенности опубликованы на сайте TIR-EPD для всеобщего ознакомления.

Каковы особенности функционирования системы предварительного информирования таможенных органов Республики Беларусь?

В рамках предварительного информирования обеспечивается автоматизированное взаимодействие между компьютеризированной системой таможенных органов и информационной системой заинтересованного лица. В случае принятия предварительной информации таможенная система присваивает данной информации уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП) и направляет его заинтересованному лицу. Данный номер должен указываться заинтересованным лицом на товарно-транспортной накладной (в правом верхнем углу), которая представляется таможенному органу в пункте ввоза. Таможенная система также информирует заинтересованное лицо о непринятии сведений (об ошибках и их причинах). После регистрации предварительной информации на центральном уровне она автоматически направляется в таможенный орган, расположенный в пункте ввоза.

Необходимо учитывать, что в случае перевозки на одном транспортном средстве нескольких партий товаров электронное сообщение, содержащее предварительную информацию, должно передаваться на каждую товарную партию отдельно. В данном случае каждой товарной партии присваивается свой УИНП.

Где можно получить подробную информацию о предварительном информировании таможенных органов Республики Беларусь?

Официальные документы, регламентирующие порядок представления предварительной информации в таможенные органы Республики Беларусь, доступны на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, баннер «Электронное предварительное информирование» (http://gtk.gov.by/ru/epi).

ustroistvo-avtomobilya.ru

Обязательное предварительное информирование



 

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899 с 17 июня на всей территории Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. Предварительная информация должна быть подана не менее чем за два часа до прибытия транспортного средства в пункт пропуска.

 

Безопасность прежде всего

 

Введение обязательного предварительного информирования не является собственным изобретением России — это исполнение рекомендаций Системы рамочных стандартов безопасности международной торговли, которые были ратифицированы РФ. Рамочные стандарты безопасности были разработаны под эгидой Всемирной таможенной организации как способ компромисса между необходимостью усиления безопасности международной торговли (этот вопрос стал актуален после 11 сентября 2001 г.) и необходимостью развития международной торговли, ускорения оформления товаров. РФ к ним присоединилась, но реализовываем мы их не первыми — первой страной, которая ввела стандарты безопасности, в том числе обязательное предварительное информирование, стали США. С 1 января 2011 г. обязательное предварительное информирование введено на всей территории ЕС. В настоящее время и мы подошли к реализации данного мероприятия. Подчеркиваю, что решается задача, чтобы обеспечение безопасности не мешало движению товаров.
Предварительное информирование не является новеллой в России: в качестве добровольной процедуры оно осуществляется у нас уже много лет, и сегодня почти 60% товаров, ввозимых автомобильным транспортом, поступает с предоставлением предварительной информации. Это позволяет таможенным инспекторам значительно ускорить процесс оформления товара, оформления транзитной декларации, упрощает проверку документов, особенно в случае сборного груза.
Для целей подачи предварительной информации на сайте ФТС России создан бесплатный интернет-портал. До введения обязательного предварительного информирования (когда оно было добровольным) подача предварительной информации осуществлялась несколькими путями: через портал ФТС, специальных операторов связи, которые оказывают услуги по подаче информации, и канал связи с Комиссией европейских сообществ (КЕС). С 17 июня основным способом подачи информации становится портал ФТС. Подача предварительной информации от КЕС сойдет на нет, потому что объем информации, приходящий из Брюсселя, меньше, чем установленный Решением КТС N 899, и данную информацию мы использовать почти не будем.
Что касается подачи предварительной информации в других странах ТС, на белорусском направлении ситуация почти такая же, как у нас: они давно применяют систему предварительного информирования, в Белоруссии процент подающих предварительную информацию выше, чем в России. В Казахстане такого опыта нет, собственно, и введение Решения КТС, которое планировалось с 1 января 2012 г., было перенесено на июнь именно по просьбе казахстанской стороны — им было нужно больше времени на подготовку. Перевозчик должен подавать предварительную информацию на портал таможенной службы той страны ТС, где он пересекает границу, то есть если он пересекает российскую границу — на портал ФТС России, если въезжает через казахстанскую границу — на портал Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, через белорусскую границу — на портал ГТК РБ. В дальнейшем у нас есть такие планы, возможно объединение трех порталов в один.

 

Особенности предварительного информирования

 

В настоящее время технология предоставления информации по итогам добровольного режима предварительного информирования в целом отработана. Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности. Во-первых, предварительная информация подается только на русском языке, независимо от того, кто является перевозчиком. Во-вторых, под действие данного Решения КТС подпадают автомобильные перевозчики, которые ввозятся к нам на морских паромах, поскольку товар ввозится на территорию России автомобильным транспортом, а паром — только средство доставки транспортного средства. В-третьих, есть ряд исключений: освобождаются от подачи предварительной информации товары, ввозимые физическими лицами, в международных почтовых отправлениях, дипломатами, и другие, то есть в тех случаях, когда мы не видим большого риска либо существует достаточно сложная система администрирования. Также используем опыт ЕС: в прошлом году мы интенсивно изучали практику и нормативные документы Евросоюза в этой сфере. Мы пойдем по пути ЕС: первые полгода после вступления в силу Решения КТС N 899 таможня будет осуществлять мягкий подход — даже если транспортное средство прибыло в пункт пропуска без подачи предварительной информации, будут созданы возможности для подачи этой информации в период нахождения в пункте пропуска (для чего в пунктах пропуска оборудуются рабочие места с выходом в Интернет) либо оформления транзитной декларации без предварительной информации.
Но заинтересованным лицам следует иметь в виду, что одновременно с вступлением в силу Решения КТС о введении обязательного предварительного информирования мы запускаем систему управления рисками (СУР) в пунктах пропуска и будем рассматривать каждый факт неподачи предварительной информации как риск — с соответствующими мерами реагирования. В зависимости от степени угрозы меры могут быть различными: дополнительная проверка документов и сведений, дополнительный осмотр, либо досмотр транспортного средства, либо принятие иных дополнительных мер, исключающих риски.
Тем не менее повторю: в течение полугода мы будем достаточно взвешенно и по возможности мягко подходить к таким случаям, для того чтобы дать возможность перевозчикам привыкнуть к новой ситуации. Со своей стороны мы информировали все сопредельные страны, в первую очередь Китай, потому что для Европы эта ситуация известна, понятна и больших вопросов не вызывала, а в Китае работа была на начальной стадии (мы проводили эксперимент по предварительному информированию), и переход на обязательное предварительное информирование будет достаточно серьезным мероприятием, к которому китайским перевозчикам предстоит привыкнуть. С КНР была проведена особая работа, мы максимально широко проинформировали перевозчиков о переменах, в том числе через Ассоциацию международных перевозчиков.
Все пункты пропуска РФ оснащены необходимым программным и техническим обеспечением. Технологически этот процесс происходит так: перевозчик приезжает в пункт пропуска, и у него на руках распечатка, которую он получил после внесения информации на портале ФТС. Эта распечатка в виде штрихкода либо цифро-буквенного кода. Перевозчик представляет штрихкод, и наши сотрудники, пользуясь сканером, как в магазине, считывают штрихкод, и предварительная информация автоматически появляется на мониторе перед инспектором. То есть технологически все просто, понятно и не требует специальных знаний, для подачи предварительной информации не нужно быть таможенным представителем или дипломированным декларантом.
Предварительное информирование позволяет значительно сэкономить время как таможенникам, так и перевозчикам. К дополнительным расходам введение обязательного предварительного информирования не приведет: пользование порталом ФТС бесплатно, никакого специального программного обеспечения покупать не надо, это обычный выход в Интернет на открытый портал.
Первые полгода, во время переходного периода, на портале можно зарегистрироваться без электронной подписи (ЭП), идентификация происходит по логину и паролю. Таким образом, для предварительного информирования ЭП не обязательна, но желательна: уровень доверия к такому сообщению будет самым высоким. После подведения итогов переходного периода будем решать, нужно ли вводить обязательство по использованию ЭП.
Еще хочу отметить, что подать предварительную информацию может неограниченный круг лиц (российских или иностранных) — отправитель, получатель, перевозчик, уполномоченный брокер, просто водитель.

 

Перспективы

 

В отличие от предварительного декларирования, когда декларант несет полную юридическую ответственность за заявленные сведения, при предварительном информировании полная юридическая ответственность не наступает, работа с этой информацией пока идет на основе СУР. Вопрос о санкциях за несоблюдение процедуры обязательного предварительного информирования сейчас прорабатывается в рамках Таможенного союза. В этом отношении практика в ЕС различна: некоторые страны просто заставляют подавать предварительную информацию уже в пунктах пропуска, другие применяют обязательное сканирование автомобиля на ИДК, третьи — обязательный досмотр — частичный либо полный. В США транспортное средство в принципе не пропускается на территорию, если за два часа не подана предварительная информация. Мы сейчас решаем, какой опыт нам больше подходит. Но до возврата транспортного средства из пункта пропуска дело не дойдет. Скорее всего, будет создано несколько этапов для пропуска товара, поступившего без предварительной информации. Хотя, еще раз акцентирую внимание, неподача предварительной информации считается риском, следовательно, мы будем применять дополнительный контроль и формировать определенное отношение к данному перевозчику, если он систематически так поступает. Также мы будем сопоставлять поданную предварительную информацию с той, которая была подана при декларировании товаров, перевозчики будут классифицированы по законопослушности, как это делается в отношении декларантов.
И в США, и в ЕС обязательное предварительное информирование вводилось сразу для всех видов транспорта. Мы сейчас не готовы последовать их примеру. На железнодорожном транспорте процент подачи предварительной информации тоже достаточно высокий, хотя и не превышает 50%, но что касается морского и авиационного транспорта, нет отработанной технологии. Например, специфика работы в морских портах такова, что сложно найти ответственное лицо, которое будет подавать предварительную информацию. В отношении морского транспорта мы изучаем опыт ЕС, они решили эту проблему посредством выхода на международные морские линии и получают информацию от таких крупных компаний, как МАЕРСК. Наверное, мы пойдем по такому же пути. В течение этого года мы должны принять решение о применении этой технологии в добровольном режиме.
Тем не менее в дальнейшем обязательное предварительное информирование будет вводиться для всех видов транспорта, переходить будем по мере готовности, в ближайших планах — переход на обязательное предварительное информирование для железнодорожного транспорта.
Одна из целей обязательного предварительного информирования — ускорение прохождения транспортных средств через пункты пропуска, и мы ожидаем от внедрения этой системы уменьшения времени нахождения перевозчика в пункте пропуска.

Справка. Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 г. Данный юридически необязательный документ содержит в себе стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.
С 17 июня 2012 г. на территории Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»). Введение обязательного предварительного информирования позволит обеспечить соблюдение рамочных стандартов безопасности международной торговли и повысить пропускную способность российских пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза за счет выбора объектов контроля до того, как транспортное средство прибудет в пункт пропуска. На всех автомобильных пунктах пропуска эксплуатируется автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, которая позволяет принимать и использовать предварительную информацию. Эта информация подается через сайт Федеральной таможенной службы (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) не позднее чем за два часа до планируемого ввоза любого товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию Таможенного союза. Данный портал является бесплатным и самым доступным способом предоставления предварительной информации и электронной копии транзитной декларации, требуется лишь доступ к Интернету. Предварительная информация представляется уполномоченными экономическими операторами, перевозчиками, в том числе таможенными перевозчиками, таможенными представителями или другими заинтересованными лицами вне зависимости от того, расположены эти лица в России или в другом государстве. Обязательное предварительное информирование не распространяется на ввоз следующих товаров (Соглашение от 21 мая 2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»): товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования; товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях; товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с гл. 45 Таможенного кодекса Таможенного союза; товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; воинских грузов; ввозимых другими видами транспорта, кроме автомобильного.
На сегодняшний день на портале электронного предоставления сведений зарегистрировано около 8 тыс. пользователей. В 2012 г. российскими таможенными органами с использованием Международной ассоциации сетей Интернет получено более 171 тыс. сообщений с предварительной информацией в отношении товаров, ввозимых автомобильным видом транспорта, около 143 тыс. из которых было использовано российскими таможенными органами в местах прибытия товаров. С начала 2012 г. с использованием портала ФТС России «Электронное представление сведений» подано около 77 тыс. сообщений с предварительной информацией в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным видом транспорта.
Источник: ФТС России.
 

Август 2012 г.



Статьи по теме:

www.brokert.ru

Предварительное информирование таможенных органов



 

Институт предварительного информирования

 

Одним из направлений реализации информационных технологий в таможенном оформлении является институт предварительного информирования таможенных органов. Существо предварительного информирования достаточно точно изложено в диспозиции ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (Договор от 27.11.2009 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза») (далее — ТК ТС): уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории.

Предварительное информирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации (Приказ ФТС России от 10.03.2006 N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»).

Случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Такого решения на настоящий момент не принято.

В то же время представление таможенному посту, расположенному в морском порту, предварительной информации оператором морского терминала заблаговременно до подхода морского судна к причалу морского порта является одним из обязательных условий для реализации технологии «сухого порта», закрепленной Порядком осуществления таможенных операций с товарами при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения, утвержденным Приказом ФТС России от 18.03.2010 N 510 (Приказ ФТС России от 18.03.2010 N 510 «Об утверждении Порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения»).

 

Пути и сроки

 

Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств — членов Таможенного союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством WEB-порталов таможенных органов государств — членов Таможенного союза (ст. 6 Соглашения). Представляется наиболее удобной модель предварительного информирования таможенных органов посредством интернет-портала электронного декларирования ФТС России. На интернет-порталах Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Комитета таможенного контроля Министерства финансов республики Казахстан затруднительно пройти процедуру онлайн-регистрации для последующего представления предварительной информации в электронном виде.
Указанное Соглашение не устанавливает обязанности представления предварительной информации таможенным органам исключительно того государства — члена Таможенного союза, через государственную границу которого перемещается товар. В силу изложенного полагаем, что представление предварительной информации таможенным органам Республики Беларусь и Республики Казахстан допустимо также посредством интернет-портала ФТС России. Наше предположение подтверждает анализ ст. 9 Соглашения, создавшей нормативную основу для обмена предварительной информацией между таможенными органами государств — членов Таможенного союза в электронном виде.
Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства — члена Таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется (ст. 7 Соглашения).
Действующее законодательство Таможенного союза не предусматривает обязательного представления участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам предварительной информации о перемещаемых товарах. По нашему мнению, это связано с формирующейся в настоящее время и не до конца отработанной системой электронного представления сведений таможенным органам. В то же время Приказом Таможенного комитета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации от 13.05.2010 N 3 (Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 13.05.2010 N 3 «О реализации постановлений Коллегии Таможенного комитета Союзного государства») объявлен ряд постановлений Таможенного комитета Союзного государства. Вызывает интерес содержание Постановления Таможенного комитета Союзного государства, приведенного в приложении N 11 к вышеназванному Приказу.

Так, в соответствии с данным Постановлением в целях создания равных условий пересечения внешней границы Союзного государства коллегия Таможенного комитета Союзного государства постановила ввести с 1 июля 2012 года обязательное предварительное информирование о ввозе товаров на территорию Союзного государства. Возникает вопрос об обоснованности принятия этого Постановления и о применимости его в условиях формирования Таможенного союза, что вносит дополнительный диссонанс в непростой процесс формирования единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

 

Уровни предварительной информации

 

Как обоснованно отмечается в юридической литературе, за счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы) образуется выигрыш во времени, следствием чего является сокращение издержек частного субъекта путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля. Например, в 2010 году в среднем до 19 минут снизилось время прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска, что достигнуто в том числе благодаря предварительному информированию.

Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации предусматривала деление предварительной информации на 5 уровней в зависимости от коэффициента таможенной устойчивости источника информации:
— предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости либо в отношении которых невозможно установить коэффициент таможенной устойчивости;
— предварительная информация лиц, имеющих средний коэффициент таможенной устойчивости;
— предварительная информация лиц, имеющих высокий коэффициент таможенной устойчивости, а также информация от администрации пункта пропуска;
— предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства и удостоверила репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности перед ФТС России;
— информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (во всех остальных случаях предварительная информация таможенной службы страны экспорта или транзита рассматривается как информация третьего уровня).

 

Красный, желтый, зеленый

 

Указанную уровневую систему предполагалось использовать для разделения товаропотоков по каналам, которые, в свою очередь, определяют количество совершаемых таможенных операций и объем таможенного контроля:
приоритетное оформление (зеленый канал) — при представлении предварительной информации четвертого и пятого уровня;
ускоренное оформление (желтый канал) — при представлении предварительной информации первого, второго и третьего уровня;
типовое оформление (красный канал) — при отсутствии предварительной информации.
Данная система трех каналов не была воплощена в жизнь. Более того, действующая Инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации с использованием предварительной информации (Приказ ФТС России от 03.10.2008 N 1230 (в ред. Приказов ФТС России от 29.12.2008 N 1684, от 14.01.2010 N 23) «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации»), не предусматривает уровневой градации предварительной информации в зависимости от источника (участника внешнеэкономической деятельности или таможенной службы страны экспорта или транзита).

Вышеуказанная Инструкция подлежит применению в случае, если в центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы таможенных органов имеется предварительная информация о ввозимых товарах и возможность сопоставить такую информацию с перемещаемой партией товаров.
В сущности, участник внешнеэкономической деятельности не несет никаких неблагоприятных последствий за непредставление таможенным органам Российской Федерации предварительной информации о перемещаемом товаре, за исключением увеличения времени прохождения таможенных операций при прибытии товаров. К сожалению, приходится констатировать, что время прохождения таможенных операций при прибытии товаров гораздо более зависит от пропускной способности автомобильных пунктов пропуска, нежели от наличия или отсутствия у таможенных органов предварительной информации.
Кроме того, положения Приказа ФТС России от 03.10.2008 N 1230 не возлагают на должностных лиц таможенных органов обязанности производить таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием предварительной информации даже при наличии таковой.
Любопытным является также то обстоятельство, что действующим законодательством, в частности Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 (Приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 (в ред. Приказов ФТС России от 11.08.2006 N 762, от 18.08.2009 N 1506, от 10.09.2009 N 1641) «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров»), закреплено право лица, получающего разрешение на таможенный транзит товаров, заблаговременно до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации подать в таможенный орган отправления, а таможенный орган отправления обязан принять транзитную декларацию и иные документы, предусмотренные Инструкцией. В этом случае выдача разрешения на внутренний или международный транзит товаров производится после фактического предъявления товаров таможенному органу отправления.

Содержание понятия предварительной транзитной декларации отличается от существа понятия предварительного информирования. Транзитная декларация должна отвечать требованиям ст. 182 ТК ТС. Предварительную информацию можно признать в соответствии с п. 8 Инструкции достаточной, когда она представлена в электронной форме и содержит такие показатели, как количество грузовых мест, маркировка товаров, вид упаковок товаров, наименование товаров, наименование отправителя (не представляется в случае предъявления информации о товарах от Комиссии европейских сообществ), наименование и местонахождение получателя и пр.
Цель таможенного декларирования путем подачи транзитной декларации (предварительной транзитной декларации) — заявить таможенному органу все необходимые сведения для открытия процедуры таможенного транзита. Предварительное информирование направлено на оптимизацию таможенных операций при прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза, но предшествующих таможенной процедуре таможенного транзита. Оптимизация таможенных операций при предварительном информировании заключается в заблаговременном применении системы управления рисками и выборе необходимых и достаточных форм таможенного контроля прибывающего на таможенную территорию товара.

 

Опыт Евросоюза

 

Важным для исследования представляется опыт внедрения обязательного предварительного информирования при ввозе товаров на территорию Европейского союза. В соответствии с Постановлением Европейского парламента и совета N 48/2005 (поправки к Таможенному кодексу Европейского союза) и Постановлением Комиссии N 1875/2006 (поправки к положениям по применению Таможенного кодекса Европейского союза) все грузы, которые планируется ввозить на территорию Европейского союза, подлежат анализу рисков на предмет их безопасности еще до того, как груз будет ввезен на территорию Европейского союза. Для этого в таможенные органы той страны, куда планируется ввозить груз, необходимо подать определенные данные — так называемую декларацию о ввозимом грузе (предварительную информацию). В случае перевозки груза автотранспортом такая декларация должна быть подана как минимум за 1 час до его ввоза на территорию Европейского союза. В случае железнодорожных перевозок — за 2 часа, при авиаперевозках — еще до фактического отлета самолета (при длительных рейсах — как минимум за 4 часа до прилета самолета).
Подать эти данные можно только в электронном виде, используя Систему контроля импорта (или Систему контроля транзита). С 1 января 2011 года на территорию Европейского союза к оформлению таможенных формальностей допускаются только те грузы, на которые своевременно будет подана соответствующая декларация (Письмо Службы государственных доходов Латвии от 26.04.2010 N 27.9.1/20568 «О подаче электронных данных о ввозимых грузах для анализа рисков»).

 

Профессионалы рекомендуют

 

По нашему мнению, предварительное информирование таможенных органов Российской Федерации должно быть обязательным, равно как и обязанность таможенных органов использовать предварительную информацию для совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу. Как показывает практика, предварительная информация о ввозимых товарах может оптимизировать таможенные операции в пунктах пропуска. Отметим, что введению обязательного предварительного информирования должна предшествовать кропотливая работа над максимальным упрощением технологии представления таможенным органам предварительной информации в электронной форме.
 



Статьи по теме:

www.brokert.ru

Предварительное информирование | Софт-Импэкс

Уважаемые перевозчики, напоминаем: с 17.06.2012 г. на товары, ввозимые автотранспортом на территорию Таможенного союза, необходимо  подавать предварительную информацию.

Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства – члена Таможенного союза (ТС), на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ТС.

Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится – в странах – участницах ТС или в любом другом государстве.

17 июня 2012 г. на всей территории Таможенного союза (ТС) введено обязательное предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899).

Для предоставления предварительной информации в таможню участник ВЭД может воспользоваться таможенным порталом или КПС «Предварительное информирование» ). Ниже перечислены достоинства и недостатки обоих решений:

КПС «Предварительное информирование»Таможенный портал
— настольное приложение: удобство работы, оперативное внесение изменений;
— возможность отслеживания правильности формирования и передачи пакета в таможенные органы;
— интеграция с другими программными средствами;
— не требуется электронная подпись, достаточно зарегистрироваться;
— бесплатность и доступность с любого компьютера;
— необходимо покупать и оплачивать сопровождение;
— необходимо получение электронной подписи и регистрационных данных;
— отсутствие технической поддержки;
— крайне медленная реакция на ошибки, необходимость их устранения и внесения изменений;
— нет интеграции с другими программными средствами;

Схема предварительного информирования

Передача данных в таможню происходит согласно следующей схеме:

Предварительная информация должна быть отправлена в таможенные органы государства – члена ТС, на территории которого расположен МАПП, грузополучателем, перевозчиком или другим уполномоченным лицом не позже чем за два часа до планируемого времени ввоза товара, следующего автотранспортом на таможенную территорию ТС.

При перемещении товаров через российские МАПП предварительную информацию необходимо представлять на русском языке, исключение составляют условные обозначения, используемые в виде классификаторов.

1 — Участник ВЭД готовит и отправляет в ЦИТТУ ФТС пакет предварительной информации о грузе (Инвойс, ТТН и др.). Подготовка происходит средствами КПС ПИ или Портала ФТС.

— КПС ПИ

— Портал ФТС

2 — Сервер ЦИТТУ обрабатывает полученный пакет данных и присваивает ему «Таможенный идентификационный номер» вида 5fd1c3c4-8deb-4e97-a37a-90a25cedf5c4, данный идентификатор отправляется участнику ВЭД.  Полученный «Таможенный идентификационный номер» в конечном итоге интерпретируется в виде штрих кода:

— КПС ПИ

— Портал ФТС

3 — Участник ВЭД распечатывает полученный штрих-код.

4 — Происходит передача штрих-кода перевозчику груза (водителю). Перевозчик груза включает этот штрих-код в состав товаросопроводительных документов. Передача штрих-кода происходит физически или через электронную почту (в виде сканированного изображения).

5 — Водитель, по прибытии на таможенный пост, помимо стандартных транспортно-сопроводительных документов перевозчика, предъявляет сотруднику таможенного поста полученный штрих-код. Инспектор сканирует штрих-код и сверяет данные, предоставленные в предварительном уведомлении, с данными в документах.

При отсутствии расхождений процесс оформления должен занимать не более 15 минут. В случае разночтений таможенные органы принимают решение о проведении контроля товаров.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

 

www.soft-impex.ru

Предварительное информирование | Программные решения для ж/д логистики и ВЭД

Предварительное информирование (ПИ) — это процедура предоставления сведений о товарах и транспортных средствах в таможенные органы до их фактического прибытия на территорию Евразийского экономического союза.

Главной целью предварительного информирования является сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска через государственную границу Евразийского экономического союза.

Использование технологии Предварительного информирования (ПИ) разрешено в России с 2006 года. На сегодняшний день данная технология регламентирована «Инструкцией об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации». Данная инструкция введена в действие Приказом ФТС № 1230 от 03.10.2008 г.

Для подключения к системе предварительного информирования необходимо сделать следующее:

  1. заключить договор с нашей компанией на покупку программного обеспечения для подключения к системе ПИ;
  2. заключить договор с информационным оператором;
  3. получить ЭП;
  4. оборудовать рабочие места декларантов необходимым программным обеспечением.

Для подключения к системе ПИ необходимы следующие программы:

  • «Fill-Bill» — онлайн система, предназначенная для самостоятельного информационного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами Евразийского экономического союза;
  • «КриптоПро CSP» — программное средство, обеспечивающее конфиденциальность и контроль целостности информации, предназначенное для авторизации и обеспечения юридической значимости электронных документов при обмене ими между пользователями, посредством использования процедур формирования и проверки ЭП в соответствии с отечественными стандартами ГОСТ Р 34.10-94, ГОСТ Р 34.11-94, ГОСТ Р 34.10-2001;
  • «Монитор ЭД» — программный модуль, обеспечивающий передачу данных при работе в системе электронного декларирования через интернет.

После подписания договора с информационным оператором и разработчиком ПО, получения ЭП, установки и настройки программы для ПИ, можно приступать к работе.

www.ctm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *