Как проверить плотность электролита в аккумуляторе: правила пользования ареометром
Содержание
- Зачем нужно проверять плотность электролита в аккумуляторе?
- Как правильно пользоваться ареометром?
- Значение плотности электролита в зависимости от сезона
Зачем нужно проверять плотность электролита в аккумуляторе?
Под электролитом подразумевается химическое соединение, которое состоит из двух компонентов:
- дистиллированная жидкость – 65 %;
- сильная двухосновная кислота с большим содержанием серы – 35 %.
Состав представленных элементов в такой пропорции предоставляет электролиту возможность аккумулировать электрическую энергию. Причём процесс осуществляется так, что причинение повреждений пластинам аккумулятора невозможно.
Начинающие водители часто задаются вопросом: зачем вообще делать замер плотности электролита в аккумуляторе? Дело в том, что рассматриваемый показатель очень часто меняется. Это, в свою очередь, может отрицательно воздействовать на работу АКБ.
В случаях, когда значение показателя выше оптимального уровня, наблюдается появление неполадок в работе машины. Например, значительное превышение сильной двухосновной кислоты в составе вещества, проводящего электрический ток, выступает фактором, приводящим к деформированию пластин. Такое повреждение связано с тем, что она растворяет свинец.
В ситуациях заниженного значения плотности аккумулятора существует вероятность прекращения работы автомобиля. Нехватка тяжёлой маслянистой воды не даёт возможности АКБ выполнять свои задачи в оптимальном режиме. Речь идёт о невозможности аккумулятора работать согласно его техническим параметрам. К примеру, при минусовом температурном режиме двигатель внутреннего сгорания при заниженной плотности не сможет запуститься.
Нельзя не отметить, что длительная эксплуатация автомобиля при недостаточном заряде АКБ является одной из основных причин сульфатации свинцовых пластин. Они покрываются большим количеством нерастворимых серебристо-белых кристаллов.
Критический уровень сульфатов может привести к неисправностям, которые не подлежат ремонту:
- осыпание пластин;
- короткое замыкание.
Таким образом, рекомендуется периодически осуществлять замер рассматриваемого показателя, чтобы не возникло неприятностей с машиной в самый неподходящий момент. Следовательно, каждому владельцу автотранспортного средства необходимо иметь представление, как проверить плотность аккумулятора в домашних условиях. Во-первых, это стандартное действие, выполнение которого не требует профессиональных навыков и умений. Во-вторых, своими силами осуществить замер показателя гораздо выгоднее с точки зрения денежных затрат.
Как правильно пользоваться ареометром?
Ключевую роль в измерении плотности электролита в аккумуляторе играет специальный прибор – ареометр. В основе его действия лежит Закон Архимеда. Ареометр состоит из следующих элементов:
- наконечник;
- колба;
- резиновая груша;
- шкала измерений.

С помощью резиновой груши в измерителе плотности электролита осуществляется забор вещества, проводящего электрический ток. Перед тем как проверить плотность аккумулятора, важно произвести ряд подготовительных действий:
- Батарею нужно разместить на ровной поверхности.
Электролит – химическая смесь, попадание которой может привести к серьёзным последствиям. Порча одежды, химический ожог кожи – всё это является следствием неосторожного обращения.
- Прочистить батарею – без этого проверка плотности электролита в аккумуляторе запрещается. Это объясняется тем, что каждое загрязнение может стать причиной поломки АКБ.
- Полностью зарядить аккумулятор: только так можно замерить плотность электролита с большей точностью.
Снимать показания рекомендуется в резиновых перчатках, чтобы оградить себя от попадания на части тела химических веществ.
Проверить плотность электролита в аккумуляторе с помощью ареометра вам поможет следующий алгоритм:
- Тщательно протереть наконечник ареометра чистой сухой тканью.

- Опустить его в банку.
- Набрать небольшое количество электролита, это можно сделать с помощью аккуратных надавливаний на грушу. В процессе прибор должен располагаться чётко по вертикали. Это необходимо для того, чтобы ареометр, находящийся в растворе электролита, не прилипал к стенкам АКБ.
- Снять значения показателя по шкале прибора. В большинстве случаев на ней с помощью полосок зелёного цвета отображается интервал приемлемого уровня.
Значение плотности электролита в зависимости от сезона
Водители часто спрашивают о том, как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе в зависимости от температурного режима. Приведём таблицу, в которой указаны примерные оптимальные значения в соответствии с климатическими зонами.
| Регион использования транспортного средства (со средней температурой в январе) | Значение показателя при +25 градусов, г/см3 Заливаемого | Значение показателя при +25 градусов, г/см3 В батарее с полным зарядом |
|---|---|---|
| Регионы Крайнего Севера (от -50 до -30) | 1,27 | 1,29 |
| Северные регионы (от -30 до -15) | 1,26 | 1,28 |
| Центральные регионы (от -15 до -4) | 1,24 | 1,26 |
| Южные регионы (от -15 до +4) | 1,22 | 1,24 |
| Регионы тропической зоны (от +4 до +6) | 1,20 | 1,22 |
Имея информацию о приблизительных значениях, можно с помощью ареометра без проблем выполнить проверку плотности аккумулятора.
И уже в зависимости от уровня показателя принять решение: добавить электролит или очищенную жидкость.
Таким образом, изучив информацию, как измерить плотность аккумулятора, необходимо помнить, что проверку рекомендуется осуществлять регулярно, чтобы обеспечить оптимальное функционирование АКБ.
Измерение плотности ареометром
Любой автолюбитель, который ответственно относится к уходу за своим авто, должен обращать тщательное внимание на электрическую составляющую машины, а в частности на аккумулятор. Мы не устанем повторять о том, что периодически контролируя состояние Вашей батареи, Вы продливаете её срок службы в разы! Одной из важнейших характеристик, по которой можно судить о состоянии АКБ является плотность его электролита. Итак, давайте сегодня разберем измерение плотности ареометром. Вы убедитесь что это совсем не сложно и возможно станете чаще уделять этому внимание в будущем.
Следует так же отметить, что существует два типа стартерных аккумуляторных батарей: обслуживаемые и необслуживаемые АКБ.
Подробно различия между ними мы рассматривали в этой статье. Сейчас же хочу обратить Ваше внимание, что измерение плотности электролита ареометром возможно произвести только в обслуживаемых аккумуляторах.
Рекомендую все процедуры связанные с электролитом проводить в защитной одежде и очках.
Уровень электролита в аккумуляторе
Итак, мы имеем обслуживаемую батарею. Перед тем как измерять плотность, нам нужно проверить уровень жидкости в секциях АКБ. Сначала открутим крышки каждой банки аккумулятора (предварительно нужно протереть верхнюю крышку корпуса батареи, что бы внутрь секций не попала грязь). Далее нам понадобится прозрачная трубка что бы измерить уровень электролита. Как это делается описывалось уже не однократно. Напомню, что уровень должен быть на 10-15 мм выше пластин батареи. Если в каких то секциях он ниже, доливаем до уровня только дистиллированной водой.
Измерение плотности электролита
Производить измерение плотности следует при температурах 20-25°С.
Такое показание считается более точным, в замеры при других температурах необходимо вносить поправки. Также диагностика проводится только когда АКБ полностью заряжена.
Итак, когда уровень электролита доведен до нормы и температура аккумулятора близка к комнатной, можно измерять плотность ареометром.
Для измерения плотности используется специальный прибор – ареометр. Ареометр – это такая стеклянная колба, внутри которой есть поплавок со шкалой, а на конце трубки имеется груша для всасывания электролита.
Вставляем наш измерительный прибор в каждую из секций аккумулятора поочередно и измеряем плотность жидкости. Поплавок внутри ареометра будет всплывать и по шкале вдоль линии жидкости мы должны зафиксировать результат. Нормальной считается плотность 1,27 г/см3. Ну конечно в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи плотность может немного снижаться, так как происходит некий износ свинцовых пластин АКБ. Но она не должна быть ниже 1,24 г/см3 во всех секциях для старого заряженного аккумулятора.
Также, важнейший момент – это равномерность показаний. При измерении плотности ареометром показатели в каждой отдельной секции не должны отличатся более чем на 0,01 г/см3. Это крайне важно! Если в какой-то из банок аккумулятора показание плотности ниже на 0,02, 0,03 и т.д. от остальных это первый знак, что эта банка «отстает».
Если Вы произвели измерение плотности ареометром и показания, полученные Вами, указывают на проблему: низкая плотность, чрезмерно высокая плотность или неравномерная плотность во всех банках, не рекомендуется самостоятельное устранение такого рода неполадок. Для решения подобных проблем следует обратиться к специалистам в области аккумуляторных батарей. Попытки самостоятельно выровнять или поднять плотность электролита, скорее всего, закончатся плачевно для Вашей батареи.
Проводите плановое измерение плотности электролита ареометром и общую диагностику аккумулятора каждые 3 месяца. При необходимости ремонта сразу обратитесь в сервисный центр.
Эти нехитрые советы смогут реально продлить срок службы Вашего аккумулятора и сэкономить Вам деньги.
Также на эту тему:
Как проверить автомобильный аккумулятор на разряженную ячейку
Уильям Адкинс
изображение разряженной батареи Катрина Миллер с Fotolia.com
Батареи, используемые в автомобилях, содержат шесть отдельных ячеек. Если элемент разрядится, может показаться, что батарея полностью заряжена, но не будет работать должным образом. Как только ячейка выходит из строя, батарея неисправна и должна быть заменена. Лучший способ проверить автомобильный аккумулятор на мертвую ячейку — это проверить удельный вес электролита. Удельный вес — это плотность жидкости электролита по сравнению с водой. Удельный вес электролита в идеале составляет 1,265. Низкий удельный вес в одной клетке по сравнению с другими клетками означает, что она мертва.
Шаг 1
Безопасность превыше всего. Автомобильные аккумуляторы содержат серную кислоту, которая может нанести вред глазам и коже.
Наденьте резиновые перчатки и защитные очки и работайте в хорошо проветриваемом помещении. Держите открытый огонь вдали от аккумулятора.
Шаг 2
Отсоедините кабели аккумуляторной батареи с помощью серповидного ключа, начиная с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (отмеченной знаком минус). Подсоедините аккумулятор к зарядному устройству и дайте ему зарядиться до полной емкости. Для достижения наилучших результатов используйте трехфазное зарядное устройство, предназначенное для свинцово-кислотных аккумуляторов. Когда зарядка завершена, отсоедините провода от зарядного устройства.
Шаг 3
С помощью отвертки снимите пластиковые крышки с верхней части аккумулятора. Не торопитесь делать это, чтобы не повредить крышки.
Этап 4
Вставьте резиновую трубку ареометра для проверки аккумуляторной батареи в элемент аккумуляторной батареи. Ареометры используются для проверки удельного веса и могут быть приобретены в магазинах автозапчастей.
Держите ареометр вертикально и несколько раз сожмите резиновую грушу, чтобы вытянуть аккумуляторную жидкость из элемента. Убедитесь, что ареометр заполнен.
Шаг 5
Считайте удельный вес по индикатору ареометра. После этого сожмите грушу, чтобы вернуть аккумуляторную жидкость в ячейку, и запишите показания.
Шаг 6
Повторите испытание удельного веса для каждого элемента батареи. Сравните показания. Если какая-либо ячейка показывает удельный вес более чем на 0,05 меньше, чем другие, то ячейка разряжена и батарею необходимо заменить. Например, если пять ячеек показывают 1,260, а одна — 1,254 (разница 0,06), ячейка мертва.
Справочные материалы
- Экономия деталей: основные сведения об аккумуляторе
- Аккумулятор: уход и обслуживание аккумулятора
Советы
- Температура влияет на показания удельного веса. Чтобы максимизировать точность ваших показаний, используйте диаграмму преобразования температуры, если температура намного больше или меньше 80 градусов по Фаренгейту.

- Чтобы не сбрасывать настройки автомобильного радиоприемника и других аксессуаров, приобретите устройство для сохранения памяти, которое подключается к автомобильному прикуривателю (продается в магазинах автозапчастей). Экономия памяти обеспечивает достаточную мощность для сохранения настроек при отключенном автомобильном аккумуляторе.
Вещи, которые вам понадобятся
- HORTEROMETER
- ОТВЕРКА
- ОБОЖАЯ СКАЖИ
- РЕБКА с 2008 года. Пишет о бизнесе, личных финансах и карьере. Адкинс имеет степень магистра истории и социологии Университета штата Джорджия. В 2009 году стал членом Общества профессиональных журналистов..
Другие статьи
Видео с вопросами: определение того, какие свинцово-кислотные аккумуляторы необходимо заряжать, с использованием значений относительной плотности серной кислоты
Механики используют ареометр для проверки относительной плотности серной кислоты в пяти различных свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторах.
В следующей таблице показаны их результаты. Какой аккумулятор или аккумуляторы необходимо перезарядить?Стенограмма видео
Механики используют ареометр для проверки относительная плотность серной кислоты в пяти различных свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторах. В следующей таблице показаны их полученные результаты. Какой аккумулятор или аккумуляторы нужно подзарядиться? (A) Только батарея 3. (B) Только батарея 5. (C) Батареи 2 и 5. (D) Только батарея 1. (E) Батареи 3 и 4.
Прежде всего, ареометр – это прибор, используемый для измерения относительной плотности жидкости или раствора. Другой термин для относительной плотности является удельным весом. Относительная плотность – это отношение плотность жидкости или раствора к плотности чистой воды при определенном температура и давление.
В этой задаче нам дано измерения относительной плотности серной кислоты в пяти различных свинцово-кислотных автомобилях батареи.
Когда относительная плотность
серная кислота в аккумуляторе падает ниже определенного значения, механик знает, что пора
для подзарядки аккумулятора. Освободим место для обсуждения
почему это происходит.Свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор классифицируется как вторичный гальванический элемент. Это тип электрохимического элемент, который может функционировать как гальванический элемент, так и электролитический элемент в зависимости от какие процессы происходят. На аноде гальванического элемента происходит окисление металлического свинца. В этой реакции расходуется серная кислотой или водным раствором h3SO4. На катоде гальванического клетке происходит восстановление оксида свинца(IV). Этот процесс также использует серную кислота. Так как концентрация серной кислоты в клетке уменьшается, относительная плотность также уменьшается.

Окислительно-восстановительные реакции, происходящие в гальванический элемент используется для питания внешнего устройства, и этот процесс называется как разрядка. Серная кислота, израсходованная во время разрядку можно восстановить, перезарядив аккумулятор. Чтобы перезарядить аккумулятор, используется внешнее зарядное устройство. Во время подзарядки свинцово-кислотный батарея работает как электролитическая ячейка.
Здесь мы видим, что один из продуктами окислительно-восстановительных реакций, происходящих при перезарядке, является серная кислота. Итак, откуда механики узнают, когда подзарядка нужна? Если относительная плотность серной кислоты в аккумуляторе падает ниже 1,20 грамма на кубический сантиметр, то пора аккумулятор для подзарядки. Мы видим, что относительная плотность меньше этого значения в батареях 3 и 4.





В следующей таблице показаны их результаты. Какой аккумулятор или аккумуляторы необходимо перезарядить?
Когда относительная плотность
серная кислота в аккумуляторе падает ниже определенного значения, механик знает, что пора
для подзарядки аккумулятора. Освободим место для обсуждения
почему это происходит.
