Расположение сидений в автобусе: Расположение мест в автобусе дальнего следования

Содержание

Планировка автобуса

Планировка автобуса

Выбор типа автобусов для обслуживания городских и междугородных перевозок пассажиров в начальный период развития автобусных сообщений носил случайный характер.

Различные условия эксплоатации и обеспечения удобств пассажиров, которым должны были удовлетворять городские и междугородные автобусы, не учитывались, и часто автобусы, малопригодные для городского транспорта, но вполне удобные для междугородных сообщений, работали в городе, и наоборот.

В автобусах пассажирам предоставлялись минимальные удобства при максимальном количестве мест.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Большая высота пола кузова требовала для облегчения входа и выхода пассажиров устройства нескольких ступенек. Высота в проходе автобуса иногда была недостаточной, так как некоторые автобусы делались двухэтажными. Количество дверей для пассажиров в автобусах было различно.

Часть сидений располагалась так, что пассажиры были обращены спиной вперед, часть — продольно; это позволяло лучше использовать площадь кузова, но для пассажиров этим самым создавались большие неудобства (рис. 56). Постепенно планировка автобусов изменялась: расширялся кузов, увеличивалась внутренняя высота его; сиденья для пассажиров размещались так, что пассажиры сидели лицом вперед; устройства, которые обеспечивали удобство входа в автобус и выхода из него, а также беспрепятственное передвижение пассажиров внутри автобуса, улучшались (например увеличивался шаг сидений, расширялся проем дверей и т. л.). Увеличение шага сидений в автобусах связано с высотой подушки от пола (чем меньше эта высота, тем больше должен быть шаг).

Рис. 1. Изменение планировки автобуса в процессе его развития.

Планировка современного автобуса должна обеспечивать удобные вход, выход, передвижение внутри кузова и посадку пассажиров на сиденьях. В городских автобусах пассажирам должны обеспечиваться наибольшие удобства для входа в автобус, передвижения внутри него и выхода из автобуса; в междугородных автобусах любой вместительности должны быть созданы наибольшие удобства для посадки пассажиров на сиденьях, так как в этих автобусах пассажиры вынуждены оставаться на сиденьях в течение многих часов и зачастую ночью. Поэтому в междугородных автобусах сиденья должны быть расположена так, чтобы пассажиры были обращены лицом вперед, по направлению движения автобуса, тогда как в городских автобусах допускается расположение части сидений (например над колесными кожухами) вдоль стенок кузова. Сиденья междугородных автобусов должны иметь спинки с подголовниками и с устройством для изменения наклона, а также подлокотники.

Рис. 2. Положение и размеры пассажирского сиденья в автобусе.

Несмотря на то, что в автобусах (в связи с их сравнительно большими габаритами, особенно по высоте) имеется возможность придать сиденью для пассажира наиболее удобные размеры, в отдельных конструкциях автобусных кузовов это не всегда выдерживается по причине неправильной планировки автобуса с целью наибольшего использования площади пола и часто в ущерб удобствам пассажиров.

Увеличение высоты сиденья в автобусах в тех пределах, в каких это необходимо для удобства посадки, занятия места или вставания, не отражается на увеличении высоты всего автобуса. Высоту автобуса определяет не высота сидений, а высота пола от поверхности дороги и высота от пола до потолка в проходе. Увеличение высоты сиденья позволяет сократить шаг сидений и тем самым лучше использовать площадь автобуса. В новейших конструкциях автобуподушки от пола, к соответствующим изменениям углов наклона подушки и к изменению других размеров.

Размеры пассажирского сидения показаны на рис. 2. Размеры высоты подушки от пола, глубины подушки, свободного пространства для ног или расстояния от подушки до упора, если таковой имеется, а также и углы наклонов подушки и спинки могут быть приняты постоянными для автобусных сидений всех видов независимо от вместимости и типа автобуса. Однако возможны случаи, когда высота сиденья должна быть увеличена, например над колесными кожухами и над двигателем при расположении его сзади. Тогда необходимо либо предусматривать возвышенную площадку для ног пассажиров, либо несколько изменять угол наклона подушки и спинки (см. табл. 5). Делать сиденье с высотой подушки от пола более 500 мм не следует, а расстояние от подушки до упора для ног и наклон спинки должны оставаться неизменными.

Расстояние от передней кромки подушки до спинки впереди стоящего сиденья, т. е. место для колен пассажира, в междугородных автобусах должно быть выбрано с учетом возможной регулировки наклона спинки впереди стоящего сиденья. Этот размер при крайнем положении спинки (откинутой назад) равен размеру, принятому для городских автобусов (250 мм). Такой же размер должен быть выдержан между передней кромкой подушки и перегородкой, если таковая находится перед сиденьем.

В качестве исходного размера для определения ширины сиденья должна быть принята ширина двухместного сиденья. В практике кузовостроения этот размер принимается не менее 865 мм. Типовое двухместное сиденье мелодугородного автобуса выполняется большим по ширине — 960 мм, а одноместное имеет ширину 480 мм кроме того, сиденья, как правило, выполняются одноместными, с подлокотниками и устанавливаются попарно.

Таблица 1
Ширина сидений в автобусах

На полу перед сиденьем должно быть оставлено достаточное место для ступни в тех случаях, когда перед сиденьем находится перегородка или углубление в полу для подножки. Этот размер составляет 300 мм, причем часть площади пола для ступней ног может находиться под сиденьем.

Необходимыми размерами, определяющими удобство размещения стоящих пассажиров и их передвижение внутри автобуса, являются ширина прохода на уровне подушек сидений и расстояние от пола до потолка в проходе.

Ограниченная высота и ширина в проходе междугородных автобусов малой вместимости допустимы в связи с тем, что все пассажиры и обслуживающий персонал в них во время движения должны сидеть, а передвижение пассажиров по проходу происходит только во время входа или выхода; при этом пассажирам нужно делать всего лишь несколько шагов. Принятые размеры ширины двухместного сиденья и ширины прохода обеспечивают не выходящую за пределы допустимой габаритную ширину автобуса.

Таблица 2
Размеры прохода

Рис. 1. Размеры прохода, дверей и подножек автобуса.

Таблица 3
Типовые размеры сидений, прохода и габаритной ширины автобусов в мм

Размеры дверных проемов и подножек должны обеспечивать удобные вход и выход пассажиров в течение кратчайшего времени.

В городских автобусах как средней, так и большой вместительности должны быть отдельные вход и выход. При этом высота первой ступени подножки от поверхности дороги не должна быть более 400 мм, ширина дверного проема в свету — не менее 700 мм, а высота проема — около 1850 мм. Уменьшение высоты дверного проема в сравнении с высотой в проходе может быть допущено в связи с тем, что пассажир находится в плоскости двери лишь в момент ее прохода, не выпрямляясь при этом во весь рост. Для удобства входа глубина подножки должна быть не менее 400 мм. Если высота пола от подножки превышает 300 мм, должна быть предусмотрена промежуточная ступень.

Рис. 2. Влияние конструкции спинки на удобство сиденья при неизменном шаге сидений:
1 — пружинная спинка; 2 — спинка с набивкой из волоса.

Городские автобусы должны иметь две двери: одну сзади для входа и другую спереди для выхода; в междугородных, а также в служебных, специальных и малых городских (до 25 мест для сидения) автобусах достаточно одной двери для входа и выхода в передней части кузова. Кроме того, в задней стенке или в левой боковине обычно делается аварийная или санитарная дверь. При отдельной от пассажирского помещения кабине водителя, обязательной для средних и больших городских автобусов, должна быть дверь для водителя в левой боковине или в перегородке кабины.

Таблица 4
Основные размеры планировки отечественных автобусов в мм

Шаг сидений не может характеризовать удобство посадки пассажира в автобусе, так как удобства зависят не от величины шага, а от размера глубины подушки и расстояния между передней кромкой подушки и спинкой впереди стоящего сиденья; сумма этих размеров может быть больше или меньше в зависимости от толщины спинки сиденья .

В табл. 4 приведены основные размеры отечественных автобусов.

Какое место выбрать в салоне автобуса для комфортной поездки

На чтение 8 мин Просмотров 6.5к. Опубликовано

15.10.2021 Обновлено

Есть ряд существенных отличий от обычных городских автобусов и междугородних, предназначенных для дальних и долгих поездок. Сегодня речь пойдет именно о вторых: все нюансы про правильному выбору мест, где места самые комфортные и какие считаются самыми безопасными. Междугородние автобусы зачастую являются одним из основных наземным транспортом для перевозки туристов. Чтобы дальняя поездка оставила только положительные впечатления и оставалась безопасной, лучше знать заранее какое место выбрать в салоне.

Содержание

  1. Виды автобусов
  2. Нумерация мест в автобусах
  3. Опасные и безопасные места
  4. Места у двери: достоинства и недостатки
  5. Задний ряд: достоинства и недостатки
  6. Двухэтажные автобусы: достоинства и недостатки
  7. Итоги

Виды автобусов

Главной особенностью междугородних автобусов дальнего следования является их повышенная комфортность для перевозки пассажиров, в сравнении с внутригородскими маршрутами. Современные междугородние автобусы в зависимости от марки транспортного средства отличаются своей конструкцией и расположением кресел для пассажиров. Но общими характеристиками для всех них являются:

Дешевые авиабилеты

  • отсутствие стоячих мест, как в городских автобусах. Все пассажиры должны занять свои места, а проход по салону автобуса всегда остается свободным для перемещения;
  • предусмотрен один или два выхода;
  • под салоном с пассажирами находится большое багажное отделения для сумок и чемоданов;
  • над каждым пассажирским креслом в салоне есть специальная полочка для ручной клади;
  • обычно пассажирские кресла имеют подлокотники для большего комфорта;
  • спинки сидений можно откинуть назад (особенно актуально для ночных дальних рейсов, когда пассажиры спят в дороге).

Не во всех автобусах, но зачастую перед каждым пассажиром на спинке соседа впереди есть раскладывающийся столик или кармашек для вещей. Над головой туриста должны присутствовать индивидуальная лампа (фонарик) и вентиляция (кондиционер).

Чтобы скрасить дальнюю поездку и когда виды за окном изрядно поднадоели, в салоне может быть установлен телевизор с видеоаппаратурой для просмотра фильмов и передач. Автобусы турфирм, которые подразумевают наличие гида, обязан быть оборудован микрофоном или же громкоговорителем для проведения экскурсии, не выходя из автобуса.

Кроме того, существуют междугородние автобусы класса «люкс» с более повышенным комфортом: внутри салона оборудован санузел, холодильник, подогрев воды для горячих напитков, гардероб. Также встречаются модели автобусов дальнего следования со спальными пассажирскими местами.

Нумерация мест в автобусах

Номер места в автобусе не всегда говорит о его расположении. Из-за большого разнообразия марок автобусов дальнего следования, один и тот же номер в каждом из автобусов будет находится в разных местах. Например, вам досталось место № 14. Ориентировочно, это где-то середина салона, возможно у окна. Как дела обстоят на самом деле в разных марках автобусов:

  • туристический МАН (вместительность 59 мест) — вы будете сидеть в самом начале салона;
  • туристический МАН (вместительность 45 мест) — место под № 14 будет находится около двери и с большой вероятностью, что его спинка не откидывается, а в холодную пору с двери всегда тянет холодом, мимо вас проходит весь автобус;
  • автобус Мерседес (вместительность 20 мест) — место у окна слева в самом конце салона;
  • автобус Мерседес (вместительность 45 мест) — место № 14 находится ближе к проходу по правую сторону и находится в середине салона. 

Более подробную схему расположения мест в каждом из автобусов можно посмотреть в интернете. Если для вас важно занять комфортные места в автобусе, заранее поинтересуйтесь у турфирмы какой марки автобус (и на сколько мест) повезет вас в незабываемую поездку.

Опасные и безопасные места

Нет однозначного критерия выбора самых лучших мест в большом автобусе, ведь у каждого пассажира есть свои личные предпочтения: кому-то нравится у окна, кому-то удобнее сидеть сразу за водителем, а кого-то укачивает в хвосте салона и т. д. По мнению опытных туристов, при выборе места в автобусе следует учитывать несколько важных параметров:

  • безопасное расположение;
  • где находится место относительно двери;
  • часть салона: спереди, середина или в конце.

Рассмотрим места, в первую очередь, с точки зрения безопасности. Пугающие сводки новостей с авариями при участии автобусов дальнего следования не только пугают, но и ужасают. Всё чаще встречаются в новостных лентах такие новости, ведь при столкновении большого автобуса может пострадать сразу большое количество человек. Это не значит, что и вовсе стоит отменить поездку и больше никогда не ездить на автобусах. Этого нельзя предугадать, но можно перестраховаться и выбрать самые безопасные места.

Где в автобусе потенциально опасно сидеть в случае аварии:

  • в первом ряду, но более опасно — по правую сторону от прохода. Лобовое столкновение с автобусом и эти пассажиры первые попадают под удар.
  • ряд сидений в конце салона. Критичным это местоположение станет при столкновении сзади, а также при резком торможении существует огромный риск вылететь в проход с последних сидений и получить больше травм;
  • Любимые места у окна по левую сторону салона. Из-за правостороннего движения эта сторона автобуса находится ближе всего к автомобилям, что едут по соседней полосе и могут вылететь навстречу, если удар придется в левый бок.

Где же находятся самые безопасные места в автобусе дальнего следования:

  • По правую сторону и в середине салона. Даже в этом случае, лучше сесть не у окна, а ближе к проходу.
  • Места сразу за водителем. Полагается, что в момент аварии водитель инстинктивно может уклониться от удара, разворачивая кабину влево, а правый бок подставляет под удар.

Казалось бы, что места ближе к выходу — более безопасны и есть вероятность первым выбраться из салона. Но эти кресла у двери очень коварны.

Если поездка запланирована на холодное время года (осень, зима, ранняя весна), то пассажиров на этих местах постоянно будут обдувать холодные потоки воздуха при каждом открывании и закрывании двери. Но а в летнюю жаркую пору это место скорее можно отнести в большим плюсам.

Кресла по правую сторону салона перед самой дверью в середине салона — не откидываются назад. Это логично, чтоб откинувшиеся спинки кресел не мешали свободному проходу пассажиров на улицу. Обычно, такие места стоят гораздо дешевле других мест в этом же автобусе, а покупатель не сразу понимает в чём подвох и в чем причина такой скидки.

Если вы планируете много фотографировать прямо из салона, то комфортнее всего делать фото с мест у окна или в проходе, но в первых рядах — здесь обзор самый лучший.

Мало кому нравится ехать в дальние расстояния на самых последних местах в автобусе. И на это есть несколько обоснованных причин:

  • Укачивание. На последних местах пассажиры больше всего ощущают тряску и это особенно не по нраву тем, кто страдает морской болезнью.
  • Спинки в креслах нераскладные. Потому не будет возможность разложить кресло и немного вздремнуть в дороге или просто расслабиться.
  • В случае использования общего кондиционера на весь автобус (а не систему климат-контроль), на задних местах очень сильно дует.
  • При наличии единственного телевизора в самом начале салона, на задних рядах плохо видно и ничего не слышно. Это же касается и гида во время проведения экскурсии.

Но иногда туроператоры, понимающие все недостатки задних мест, продают последний ряд 2 места места по стоимости одного. В таком случае у пассажира есть возможность хоть как-то разместиться на двух креслах и отдохнуть.

В некоторых турфирмах используют для длительных поездок двухэтажные автобусы, которые имеют совсем другую схему расположения мест и свои особенности. Для того, чтоб сделать правильный выбор, стоит учесть все плюсы и минусы каждого из этажей:

Первый этаж:

  • салон достаточно просторный;
  • обычно здесь пассажиров гораздо меньше, чем на втором;
  • есть удобные столики для перекуса или заняться своими делами в дороге;
  • в шаговой доступности находятся туалет, кулер с питьевой водой, кухонька и холодильник;
  • салон низковат и с первого этажа не получится полюбоваться полноценно красивыми пейзажами;
  • поскольку водители находятся с вами на одном уровне, в ночное время они могут общаться, слушать музыку, смотреть фильм, пока вы пытаетесь уснуть.

Второй этаж:

  • панорамный вид на все достопримечательности, что вы проезжаете мимо;
  • в вечернее время достаточно тихо в салоне, чтоб полноценно отдохнуть, т.к. водители находятся этажом ниже.
  • здесь не так просторно и даже немного тесно для пассажиров крупной комплекции;
  • второй этаж точно не подходит для людей с ограниченными возможностями;
  • за любыми нуждами придется каждый раз спускаться на первый этаж.

Итоги

Если вы запланировали длительную поездку на туристическом автобусе, лучше заранее побеспокоится о самых комфортных и безопасных местах. Ведь большую часть времени всей поездки вы будете проводить именно в автобусе, возможно даже с ночевкой. 

Чтоб не стало сюрпризом в ночное время, после тяжелого насыщенного дня, что ваше кресло на раскладывается или вас укачивает, вам дует с кондиционера или из двери, обдуманно выбирайте места. Как уже выяснилось, что предугадать положение кресла по номеру не удастся, ведь в зависимости от марки автобуса и количества посадочных мест, один и тот же номер может оказаться в разных концах автобуса. 

Некоторые автобусы категории «люкс» дополнительно оснащены санузлом прямо в салоне (без нужды делать остановки), имеют кухню, телевизор, нагреватель воды и холодильник. 

Кроме комфорта, стоит также обратить внимания на более безопасные места в салоне в случае непредвиденной аварии. Предугадать такое невозможно, но в ваших силах —  перестраховаться. Отдавайте предпочтение местам в середине салона, по правую сторону и ближе к проходу. Также более безопасным будут места сразу за кабиной/сиденьем водителя. Считается, что во время аварии водитель инстинктивно уворачивается от лобового удара, но при этом может прийти удар в бок автобуса. 

Лучше ответственно отнестись к выбору места для длительной поездки, чтоб у вас осталось максимум положительных эмоций, даже с длительной поездкой в автобусе.  

Как отрегулировать сиденье водителя для комфорта | Продажа автобусов Creative