Кризис в России порождает парадокс: рост продаж автомобилей класса люкс
Глеб Столяров, Джек Стаббс
Чтение за 4 минуты
МОСКВА (Рейтер) его дороги.
Внешний вид показывает выставочный зал дилерского центра Ferrari в торговом центре «Барвиха Luxury Village» под Москвой, Россия, 1 февраля 2016 г. REUTERS/Maxim Zmeyev
Это кажется чем-то парадоксальным; в то время как продажи автомобилей массового спроса в стране упали вместе с рублем и ценами на нефть, одна область идет вразрез с тенденцией — автомобили класса люкс.
Продажи автомобилей Porsche, Bentley, Rolls-Royce и Lexus выросли в прошлом году, несмотря на то, что Россия погрузилась в рецессию.
«Это странно», — сказал аналитик IHS Automotive Тим Уркхарт. «Даже в абсолютном отчаянии, в котором сейчас находится экономика, эти бренды, кажется, все еще чувствуют себя хорошо».
Падение заработной платы в стране отпугнуло многих людей от покупки новых автомобилей в любой ценовой категории, но для тех россиян, которые все еще могут позволить себе первоклассные автомобили, это может быть хорошее время для покупки.
Более слабый рубль, потерявший в прошлом году почти 20 процентов по отношению к доллару, означает, что роскошные автомобили иностранного производства в России значительно дешевле, чем где-либо еще.
Например, новый Porsche 911 Turbo S Cabriolet стоит в России 11,8 млн рублей (151 687 долларов США); в Соединенных Штатах та же модель продается за 200 400 долларов.
Мария Малинская, руководитель автосалона автосалона группы «Рольф», рассказала, что некоторые модели премиум-класса стали в рублях в два-три раза дешевле, чем в долларах.
По мнению аналитиков, более богатые россияне также стремились хранить свое состояние в автомобилях премиум-класса, а не волатильных рублях, поскольку иномарки традиционно не обесценивались в России так резко, как на Западе.
ПРОБЛЕМЫ ПРОДАЖ
Российский рынок автомобилей премиум-класса прошел долгий путь с 1970-х годов, когда, как сообщается, по концентрическим кольцевым дорогам Москвы ездило только три Mercedes: один принадлежал тогдашнему советскому лидеру Леониду Брежневу, два других – чемпиону мира по шахматам Анатолию Карпову и автор песен-диссидент Владимир Высоцкий.
Сегодня страдает весь российский автопром.
После десятилетия ежегодного роста продаж более чем на 10 процентов, сектор пострадал от резкого экономического спада с 2013 года в России, крупнейшем производителе нефти, которая пострадала от падения мировых цен на нефть и западных санкций, введенных в связи с действиями Москвы в Украина.
Продажи новых автомобилей упали на 36 процентов в прошлом году и, по прогнозам, будут снижаться четвертый год подряд в 2016 году, по данным лоббистской группы Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
Но немногие бренды высокого класса испытывают ту же боль.
Продажи Bentley выросли на 7% в годовом исчислении в 2015 году, а покупки автомобилей Rolls-Royce выросли на 5%. Porsche и Lexus, чьи продажи выросли на 12 и 6 процентов соответственно в прошлом году, являются единственными двумя брендами, которые сохранили ежегодный рост продаж в России с тех пор, как в 2012 году рынок достиг почти 3 миллионов продаж в год. Rolls-Royce заявила, что девальвация рубля поддержала спрос на их автомобили.
«Было импульсивное решение вложить деньги в физический актив, ценный физический актив, который помог многим премиальным и ультрапремиальным брендам», — добавил Уркхарт из IHS.
Высокие показатели продаж также подчеркивают неравенство в уровне благосостояния в России, которое резко обострилось в связи с экономическим спадом, в результате которого реальная заработная плата с поправкой на инфляцию упала в 2015 году на 9,5%, согласно правительственным данным.
Новые автомобили многим россиянам недоступны. Цены на седан «АвтоВАЗа» Lada Granta, самый продаваемый автомобиль в России в прошлом году, начинаются от 368,9.00 рублей (4694 доллара США).
При средней месячной зарплате по стране в 42 684 рубля в декабре покупка даже нового бюджетного автомобиля, такого как Lada Granta, составляет большую часть годовой зарплаты.
В сегменте роскоши базовая цена Rolls-Royce Ghost SWB в настоящее время составляет 19 миллионов рублей (241 784 доллара США), как сообщил Рейтер британский автопроизводитель. Этого достаточно, чтобы купить более 50 автомобилей Lada.
«Даже в кризис есть люди, у которых есть деньги, — говорит аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. «Возможно, именно в кризис они считают удачным моментом покупать дорогие автомобили».
Монтаж Эндрю Осборна и Правина Чар
КАМАЗ не вернул почти 160 грузовиков, купленных у «Весты» на 1,5 млрд долларов — Реальное время
09:00, 17.08.2022
ПАО «КАМАЗ» пытается вернуть почти 160 своих грузовиков, проданных международной логистической компании «Веста» и выкупленных у нее год назад. Как стало известно «Реальному времени», Арбитражный суд Москвы отказал автогиганту.
Крупнейший игрок экспедиторского рынка задолжал налоговым органам 3,6 млрд руб. В результате на конец года счета Vesta Logistics Company PLC, принадлежащие бизнесменам Алексею Белоусову и Александру Самойлову (49,5% каждая), были заблокированы. Как полагают на рынке, это произошло из-за ареста счетов компании и задолженности по налоговым платежам. По требованию ФНС в июне 2022 года были приняты обеспечительные меры в виде ареста денежных средств и другой аффилированной компании Белоусова и Самойлова — ООО «ТК Веста». Кроме того, ГУ МВД России по городу Москве запретило регистрационные действия с автомобилями этой компании.
По мнению экспертов, «Веста», входящая в топ-15 крупнейших игроков рынка логистики, могла попасть в сложную ситуацию из-за реорганизации, передачи активов из одной компании в другую с прежним составом собственников (например, консолидация).
Фото: kamaz.ru Из-за наложенного судом запрета на регистрационные действия с транспортом «Веста» приостановлен и парк КАМАЗов, 159 из которых татарстанский автогигант почему-то выкупил обратно. Судя по всему, речь идет о тягаче КАМАЗ-5490-С5 НЕО с газодизельной силовой установкой, крупные партии которого несколько лет назад заказал продуктовый ритейлер X5 Retail Group, а еще 165 автомобилей — логистической компании ООО «ВЕСТА». Сегодня стоимость такого трактора составляет около 9,3 млн рублей.
Если речь идет всего о 159 КАМАЗах, которые выкупили жители Набережных Челнов, требуя снятия запрета на регистрационные действия, то стоимость купленных грузовиков может составить около 1,5 млрд рублей. При этом для самой логистической компании это всего 1% от всего парка, учитывая, что до недавнего времени она эксплуатировала 15 тыс. автопоездов.
Но «эксплуатация» не означает «собственность»: ее флот «Весты» состоит всего из 440 автопоездов (а по данным Арбитражного суда — всего 419в целом), а потеря 159 из них должна быть очень чувствительна к этому, это более трети всех грузовиков. Стоимость парка «Веста ТК» на сентябрь 2021 года составляла всего 1,3 миллиарда рублей «по рыночной стоимости», согласно постановлению Арбитражного суда Москвы (по понятным причинам «старые КАМАЗы» должны стоить менее 1,5 миллиарда рублей). млрд.
АО «ТФК «КАМАЗ» пыталось оспорить запрет на регистрационные действия в отношении своих автомобилей КАМАЗ 5490-ДС в УМВД РФ по г.
Кроме того, АО «ТФК «КАМАЗ» не представило доказательств наличия препятствий в реализации права владения и пользования транспортными средствами, приобретенными более года назад у ООО «ТК Веста». В целом, по мнению АС по Москве и Московской области, это свидетельствует о «явном отступлении от норм добросовестного поведения как ООО «ТК Веста», так и АО «ТФК «КАМАЗ» как участников гражданского оборота».
Особо суд отметил резко «похудевший» автопарк «Весты»: если в прошлом году в нем было 419грузовых автомобилей, то, по данным АИС «Налог-3», по состоянию на лето этого года за ООО «ТК Веста» числится уже 119 единиц транспортного имущества, что «свидетельствует об отчуждении имущества в целях уклонения от исполнения налогового обязательства», в В порядке обеспечения исполнения которого суд принял обеспечительные меры от 08.06.2022. При этом неясно, продала ли «Веста» эти грузовики их бывшим владельцам — а также АО «ТФК «КАМАЗ» или переоформила их на связанные компании. Участие КАМАЗа, однако, в буквальном «отчуждении имущества» в определении Арбитражного суда не упоминается.
Финансовые показатели ЛК «Веста», счета которой были заблокированы, в прошлом году не ухудшились (ЛК «Веста» участвовала в собрании в качестве третьего лица). Если в 2017 году его оборот составлял 7,3 млрд рублей, то через два года он упал до 2,2 млрд рублей, а в 2020 году ЛК закрылся с выручкой 460,5 млн рублей.
Пока финансовые показатели ТК «Веста» (принадлежит тем же собственникам) улучшаются: с 2018 по 2021 год оборот вырос почти вдвое, составив 6,2 млрд рублей (упав в прошлом году, правда, на 70 млн), а чистая прибыль стабильно превышала 250 млн рублей, не считая карантинного 2020 года, когда компания просела до 115 млн. В 2021 году компания почти достигла отметки в 200 миллионов. При этом на конец прошлого года ТК «Веста» задолжала своим контрагентам почти 1,5 млрд руб. (а остальные компании должны ей 1 млрд руб.). Конечно, у налоговиков может вызвать подозрения высокая стоимость, которую многие фирмы часто завышают, чтобы не платить большие налоги.