Транспорт в сельском хозяйстве – 1.2. Виды транспортных средств, применяемых в сельском хозяйстве

Россия. Сельское хозяйство. Транспорт

Сельское хозяйство. Природные условия России благоприятны для развития многоотраслевого сельского хозяйства. По площади сельскохозяйственных угодий (13 % территории страны) Россия занимает 3-е место в мире после США и Китая. Специализация сельского хозяйства формируется в соответствии с природными условиями территории — имеет зональный характер. В тундре и лесотундре главные сельскохозяйственные угодья — оленьи пастбища. Земледелие здесь практически не ведется. Основа сельского хозяйства — оленеводство. Развиты охотничьи промыслы. В зоне тайги преобладает животноводство, а земледелие носит очаговый характер — развивается по долинам рек. Юг тайги и зона смешанных лесов (Нечерноземная зона России) — полоса неустойчивого земледелия. Здесь выращивают нетребовательные к теплу культуры — лен (рис. 200), кормовые травы, рожь, ячмень, овес, картофель, овощи и разводят крупный рогатый скот молочного и мясо-молочного направлений. Развито свиноводство и птицеводство. На юге западносибирской тайги выращивают пшеницу.

 

 

В лесостепи преимущественное развитие получило растениеводство. Под сельскохозяйственными угодьями здесь занято 50 % территории. Выращивают зерновые (пшеница, ячмень, рожь), технические (сахарная свекла, подсолнечник) и кормовые культуры, картофель, овощи. Развитое растениеводство и отходы от переработки его продукции служат основой для разведения крупного рогатого скота, свиноводства и промышленного птицеводства. Главной житницей России является степная зона. На Кубани, в Среднем Поволжье и Южном

Урале выращивают пшеницу, кукурузу, в Западной Сибири — яровую пшеницу, на Дальнем Востоке — сою. На пастбищах засушливых степей разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления и овец (рис. 201). В полупустынях Поволжья и Калмыкии развито отгонно-пастбищное овцеводство мясо-шерстного направления. В горных районах (Кавказ, Алтай, Саяны) — горно-пастовцеводство бищное животноводство. 

Вокруг больших городов и агломераций сложился пригородный тип сельского хозяйства: интенсивное овощеводство и садоводство сочетаются с молочным животноводством, свиноводством и птицеводством.

 

 

 

Ведущая отрасль сельского хозяйства России животноводство. В нем производится 60 % товарной продукции. Наиболее широко развито разведение крупного рогатого скота различных направлений — молочного, мясо-молочного, мясного. Молочное скотоводство распространено в лесной зоне, лучше обеспеченной сочными кормами, а мясное — в более засушливых лесостепях и степях. Повсеместно развито свиноводство и птицеводство. В Бурятии, Калмыкии, Туве, на Алтае специализируются на разведении лошадей, в Башкирии — на пчеловодстве. На Крайнем Севере развито оленеводство, а в Сибири и на Дальнем Востоке — пушной промысел.

Основа растениеводства России — зерновое хозяйство: сеют рожь, пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, просо, гречиху, рис, зернобобовые (горох, фасоль, сою). По производству ячменя, овса и ржи Россия занимает 1-е место в мире, по сбору зерновых и зернобобовых культур — 4-е место (после Китая, США и Индии).

В России сформировано четыре основных района зернового хозяйства — Северный Кавказ, юг Сибири, Центрально-Черноземный район и южный Урал. Ведущая зерновая культура — пшеница. Основные ее посевы сосредоточены в лесостепной и степной зонах. В Поволжье, на юге Урала и Сибири выращивают яровую пшеницу, в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе — озимую. Здесь сосредоточены крупнейшие мукомольные предприятия. На юге России кукурузу выращивают на зерно, в средней полосе — как кормовую культуру. Преимущественно для нужд животноводства предназначены посевы ячменя и овса. Россия — крупнейший в мире производитель гречихи. На Северном Кавказе, в Поволжье и Приморском крае выращивают рис, на Дальнем Востоке — сою.

Главные технические культуры — подсолнечник и сахарная свекла. Подсолнечник выращивают там же, где и пшеницу. Здесь размещаются и предприятия по производству растительного масла. Производство сахарной свеклы и ее переработка сосредоточены в черноземных областях европейской России и на Северном Кавказе. На северо-западе, севере и в центре европейской России выращивают лен-долгунец. Россия — один из мировых лидеров по производству этой культуры. Однако льноводство характеризуется невысокой урожайностью и низким качеством продукции. На юге страны выращивают чай (Краснодарский край) и табак. Россия занимает 2-е место в мире по производству картофеля. Основные районы его возделывания — запад и центр европейской части страны. Овощеводство сконцентрировано в пригородных зонах больших городов и на Северном Кавказе. Юг европейской части России — район плодоводства и виноградарства. Здесь же, в Поволжье и на Северном Кавказе, развиваются плодоовощная и винодельческая промышленность.

Транспортная система России характеризуется развитием всех видов транспорта, значительной протяженностью транспортных путей и крайней неравномерностью их размещения по территории. Огромные размеры страны и развитие сырьевых отраслей хозяйства обусловливают исключительное значение железнодорожного транспорта. На него приходится более 50 % грузооборота всех видов транспорта (без учета газопроводного) и 2/5 пассажирооборота. По длине железных дорог Россия занимает 2-е место в мире (после США). Почти 50 % их электрифицировано. Наиболее густа железнодорожная сеть в центре европейской части: радиально расходящиеся от Москвы дороги связывают ее с крупнейшими городами страны и государствами мира. В Сибири сеть железных дорог реже и имеет преимущественно широтное направление. Важную роль играет Транссибирская магистраль (

Челябинск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток) (рис. 203). Она является составной частью трансконтинентальной железной дороги Москва — Владивосток, позволяющей транспортировать грузы кратчайшим путем из акватории Тихого океана в Западную Европу (контейнерный мост «Владивосток — Брест»).

 

Рис. 203. Участок Транссибирской магистрали              

 

Автомобильный транспорт обслуживает в основном местные грузовые и пассажирские перевозки. Ему принадлежит 1-е место (50 %) в структуре пассажирооборота. В России очень низкая средняя плотность автомобильных дорог — 34 км на 1000 км2. По обеспеченности дорожной сетью выделяются три зоны. Первая зона — европейская — характеризуется относительно развитой сетью автомобильных дорог преимущественно с твердым покрытием. Плотность дорог — около 100 км на 1000 км

2. Крупнейшие города соединены современными автострадами. Вторая зона охватывает юг России. Сеть автомобильных дорог здесь неравномерна, а плотность близка к средней по стране. В третьей зоне, включающей большую часть Сибири и Дальнего Востока, основная часть из редких, не имеющих твердого покрытия, дорог используется лишь сезонно. Большие территории здесь вообще лишены транспортных путей.

Приморское положение обусловило значение морского транспорта в обслуживании внешнеторговых связей и перевозке грузов между российскими портами различных акваторий. Главные морские порты России: на Балтийском море — Калининград, СанктПетербург, Выборг и Балтийск (база Балтийского военного флота), на Черном — Новороссийск (главный нефтеналивной порт), на Азовском — Таганрог. Велико значение Мурманска (Баренцево море), Архангельска

(Белое море), Находки и Владивостока (Японское море) (рис. 204).                       

 

Рис. 204. Порт. Владивосток

 

Большинство крупных рек России судоходны (более 80 тыс. км судоходных путей). Это способствует развитию внутреннего водного транспорта. 40 % его грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Велика роль Волго-Балтийского, Беломорско-Балтийского, Волго-Донского каналов. На реках Сибири и Дальнего Востока (Амуре, Енисее, Лене, Оби и их притоках) осуществляется судоходство и сплав леса. Особенно велико их значение для перевозки грузов, в том числе продовольствия, в отдаленные и недоступные для сухопутного транспорта районы.

Трубопроводный транспорт обеспечивает подачу нефти и природного газа от основных районов их добычи в восточных районах страны к местам переработки и потребления на западе

, а также экспортные поставки. Общая протяженность магистральных трубопроводов превышает 210 тыс. км.

Важное место во внутренних пассажироперевозках на значительные расстояния и в международном сообщении занимает авиационный транспорт. На него приходится около 15 % пассажирооборота. Сеть авиалиний связывает все крупнейшие промышленные центры страны между собой, с крупными городами СНГ и мира. Исключительно велика роль авиационного транспорта в грузо- и пассажироперевозках в труднодоступные районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Гражданская авиация широко используется в сельском и лесном хозяйстве, при проведении изыскательских работ.

 

Список литературы 

 

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией  Н. В. Науменко/  Минск «Народная асвета» 2011

projecteducation.ru

А.В. Головкин

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

В С/Х ПРОИЗВОДСТВЕ

Курс лекций

Тюмень — 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………1

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМЫХ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………3

1.1. Значение транспорта в сельском хозяйстве…………………………

1.2. Виды транспортных средств, применяемых

в сельском хозяйстве…………………………………………………..

1.3. Классификация автомобилей…………………………………………

2. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ…………………………………………………………..18

2.1. Эксплуатационные свойства автомобилей…………………………

2.2. Предельные параметры дорожных автомобилей…………………..

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК…………………………………..30

4. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ…..33

5. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОГ………………………………………….36

5.1. Дорожные условия эксплуатации……………………………………

5.2. Атмосферно-климатические условия………………………………..

6. ВИДЫ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.52

7. ПЛАН ПЕРЕВОЗОК И ГРАФИКИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………………54

8. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ56

9. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ……………………………………………….60

10. МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ…….64

11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ……………………………67

12. ПОКАЗАТЕЛИ ОСНАЩЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВ ТЕХНИКОЙ……69

13. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

МЕХАНИЗАЦИИ ПОЛЕВОДСТВА…………………………………….70

14. КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МТП……………………………………………………71

15. ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ……………………….73

15.1.Расчет капитальных вложений…………………………………………

15.2. Расчет себестоимости работ…………………………………………..

15.2.1. Фонд заработной платы……………………………………….

15.2.2. Материалы……………………………………………………..

15.2.3. Арендная плата………………………………………………..

15.2.4. Накладные расходы…………………………………………..

15.2.5. Себестоимость и калькуляция затрат………………………..

15.3. Экономическая эффективность проекта…………………………….

16. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………..81

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1. Значение транспорта в сельском хозяйстве

Производство сельскохозяйственной продукции, как расте­ниеводческой, так и животноводческой, связано с большим объемом транспортных работ. Так, при возделывании картофе­ля, свеклы и овощей необходимо доставить на каждый гектар 30…40 т органических и I. .3 т минеральных удобрений и вывез­ти 20…40 т урожая. С учетом больших посевных площадей и многократных перевозок продукции в процессе ее переработки сельскохозяйственные транспортные работы приобретают огром­ные масштабы. Соответственно транспортные расходы занима­ют значительное место в общем объеме затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Эти расходы в себестоимос­ти сельскохозяйственной продукции составляют 15…40%, а за­траты труда 30…70 % в зависимости от природно-производственных условий и вида возделываемой сельскохозяйственной куль­туры. При этом на транспортных работах занято 20…25 % ра­ботников сельского хозяйства.

Основной вид транспорта в сельском хозяйстве — автомо­бильный, на долю которого приходится до 80 % всего объема пе­ревозок. На долю тракторного транспорта в сельском хозяйстве приходится не более 20…27 % объема перевозок. Объясняется это сравнительно малой производительностью тракторных транспорт­ных средств, особенно при больших расстояниях перевозок. Кро­ме того, перевозки тракторным транспортом часто дороже по сравнению с автомобильными перевозками. Тракторные транс­портные средства с учетом изложенных особенностей использу­ют в основном на внутрихозяйственных перевозках и в сложных дорожных условиях. Естественно, при недостатке грузовых авто­мобилей хозяйства вынуждены более широко использовать трак­торный транспорт.

Грузоподъемность автомобилей колеблется в широких преде­лах, поэтому в зависимости от условий работы следует выбирать такой автомобиль, который наиболее полно отвечает требовани­ям высокой производительности и ресурсосбережения. Эффек­тивность использования транспорта в сельском хозяйстве в зна­чительной степени зависит от подготовленности инженерно-тех­нических работников в области планирования и организации пе­ревозок.

studfile.net

Сельское хозяйство транспорт

План.

Введение

1. Трактор.

2. Комбайн

3. Плуги.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение.

Сельское хозяйство отрасль народного хозяйства, которая занимается выращиванием растений (растениеводство) и разведением животных (Животноводство).

Сельское хозяйство связано со многими отраслями промышленности (пищевой, химической и др.), образуя агропромышленный комплекс, основной задачей которого является надежное обеспечение страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.

По мере развития научно-технического процесса и индустриализации (комплексной механизации) сельского хозяйства происходит повышение производительности труда во всех отраслях растениеводства и животноводства, хотя и сохраняются различия в затратах живого труда между более трудоемкими культурами (ягоды, фрукты, овощи) и менее трудоемкими (зерновые).

Таким образом, сочетания природных и экономических факторов обусловливают специализацию сельского хозяйства, а также способы организации земледелия и животноводства, приводящие к территориальной дифференциации уровней интенсивности производства.

В марте 2004 г. во Всероссийском выставочном центре (быв. ВДНХ) прошли международные агропромышленные выставки «Агротехтрактор-2004» и «Картофель-2004», организованные новой выставочной компанией — ЗАО «Агропромышленный комплекс ВВЦ» совместно с Минсельхозом РФ, Правительством Москвы и Россельхозакадемией. На ней были представлены последние разработки и усовершенствованные модели сельхозмашиностроения России.

К основным сельскохозяйственным машинам относят тракторы, комбайны и плуги. Рассмотрим некоторые виды сельхозмашин и их технические характеристики.

1. Трактор.

Рассмотрим тракторы на примере продукции выпускаемой Волгоградским тракторным заводом.

Волгоградский тракторный — крупнейший в России и странах СНГ производитель гусеничной с.-х. техники. Из-за сложных почвенно-климатических условий в нашей стране невозможно эффективно обрабатывать поля и возделывать большинство с.-х. культур без применения гусеничных машин. По сравнению с колесными они могут раньше выходить на поля весной и позже уходить осенью (т. е. выполнять работы в оптимальные агросроки). Приведу слова одного фермера: «Если в Европе на неделю позже выйти в поле сеять зерно, то получишь урожай на неделю позже. Если в России на неделю позже выйти в поле, то получишь втрое меньший урожай». Необходимо упомянуть также такие преимущества гусеничных тракторов перед колесными, как более высокий тяговый КПД, благодаря чему погектарный расход топлива (при прочих равных условиях) у них ниже. Кроме того, они меньше уплотняют почву. Поэтому в России гусеничные тракторы общего назначения — одни из самых распространенных. Оптимальная технологическая потребность в них оценивается не менее чем 500 тыс. Поэтому ВгТЗ намерен и впредь большое внимание уделять созданию, совершенствованию и производству гусеничных тракторов. Тем более что за рубежом крупнейшие тракторостроительные фирмы ведут интенсивные поисковые работы по созданию гусеничных с.-х. моделей.

Согласно выбранной маркетинговой политике ВгТЗ выпускает и планирует развивать производство с.-х. гусеничных тракторов ДТ-75, ВТ-100, ВТ-150, ВТ-180, а также колесной модификации.

Трактор ДТ-75. ВгТЗ продолжает выпуск простого, недорогого и хорошо известного механизаторам и специалистам хозяйств ДТ-75. Сохранив старую марку, трактор фактически имеет совершенно другое, чем раньше, наполнение. В частности, мощность дизеля увеличена до 100 л. с., улучшены топливная экономичность, на весоспособность, повышена надежность большинства узлов трансмиссии, ходовой системы, заднего навесного устройства. На сегодня модель исчерпала потенциал модернизации. Однако, несмотря на свой почтенный возраст, ДТ-75 и его модификации востребованы потребителями. Этот трактор эффективно справляется с теми нагрузками, на которые он рассчитан, и надежен. Если даже случаются неполадки (что бывает с любой техникой любых производителей), механизаторы точно знают, как их устранить. Поэтому пока есть спрос на ДТ-75, завод будет его производить.

Трактор ВТ-100. По мере развития агротехнологий и возросших требований к условиям труда механизаторов ВгТЗ поставил на производство современную высокоэнергоемкую машину ВТ-100, кардинально отличающуюся по дизайну и условиям труда от своего предшественника. Этот трактор имеет более мощный дизель — 130 л. с., обеспечивает повышение по сравнению с ДТ-75 производительности на обработке почвы до 50 % при снижении погектарного расхода топлива до 20 %. Это один из немногих из производимых в России и странах ближнего зарубежья тракторов, который имеет сертификат соответствия по полному перечню показателей. И, наверно, единственный трактор в этом регионе с уровнем шума на рабочем месте не выше 80 дБА. Тяговые возможности ВТ-100 расширены, он относится к кл. 4 и может устойчиво работать с крюковой нагрузкой до 50 кН.

Волгоградскими тракторостроителями на базе ВТ-100 созданы пропашная, свекловодческая, рисоводческая, торфяно-болотоходная, промышленная, погрузочная и коммунальная модификации. Завод фактически перешел к выпуску семейства машин, способных удовлетворить самые разнообразные запросы потребителя. Причем расширение нового семейства ведется не только по назначению, но и по мощности.

По мере развития агротехнологий основной тенденцией в механизации с.-х. предприятий становится использование на полевых работах небольшого числа мощных тракторов. В рамках ВгТЗ это может быть достигнуто за счет создания на базе трактора ВТ-100 более энергонасыщенных модификаций.

Тракторы ВТ-150 и ВТ-180 . Освоение производства ВТ-150 в настоящем исполнении начато в 2003 г. Этот трактор по сравнению с ВТ-100 позволит получить прирост производительности до 25 % (а по сравнению с ДТ-75 — до 70 %) практически без ухудшения топливной экономичности. При этом он сможет работать с тяговым усилием до 55 кН и на более высоких скоростях. На последующих этапах работ с целью поддержания и повышения технического уровня в конструкцию трактора ВТ-150 планируется внедрить ряд усовершенствований, направленных на более полное удовлетворение требований потребителя.

Есть планы в этом году кардинально изменить дизайн трактора серии ВТ, создав новый капот и проработав возможность унификации кабины с красноярским комбайном (ВгТЗ и Красноярский завод комбайнов входят в Агромашхолдинг). Это позволит улучшить условия труда и обеспечить трактору привлекательный внешний вид, что служит не последним фактором, влияющим на выбор приобретаемой модели.

Колесный трактор. Сельское хозяйство России испытывает нехватку колесных тракторов кл. 3 классической компоновки мощностью 150—200 л. с. Отсутствие таких машин сдерживает применение современных технологий почвообработки и возделывания многих с.-х. культур, вынуждает товаропроизводителей использовать либо физически и морально устаревшие тракторы, либо дорогую и капризную в эксплуатации зарубежную технику. Технологическая потребность РФ в колесных тракторах кл. 3 — примерно 140 тыс., парк же их на сегодня не превышает 60 тыс.

Характеристика продукции Петербургского, Кировского тракторного завода.

Продукция Петербургского завода — тракторы серии К-744/745. Эти машины пошли в серию в 2002 г., но их уровень был, безусловно, низок и далек от сегодняшних требований. Однако мы повысили надежность и заменили отечественные комплектующие на импортные. К сожалению, таким образом мы дотируем западных производителей, так как закупаем у них многие комплектующие. На сегодня наше предприятие прошло полную сертификацию и имеет сертификаты как на производство, так и на продукцию. В выпускаемой заводом продукции 40 % составляют промышленные тракторы. Присутствие в этом секторе рынка рассматривается нами как возможность выжить. В продажах с.-х. тракторов существует определенная сезонность: декабрь — январь — февраль — традиционный спад спроса, который объясняется низкой платежеспособностью сельских товаропроизводителей.

Следующий параметр, который был улучшен в наших тракторах, — качество. Как известно, монопольный производитель наших двига

mirznanii.com

транспорт сельскохозяйственный — это… Что такое транспорт сельскохозяйственный?

тра́нспорт сельскохозя́йственный (от лат. transporto — переношу, перемещаю, перевожу), технические средства (подвижной состав), используемые для перевозки грузов и людей в сельском хозяйстве. По типу подвижного состава различают автомобильный, тракторный и гужевой Т. с. Грузовые перевозки подразделяются на внутрихозяйсвенные и внехозяйственные. Внутрихозяйственные перевозки (полевые, внутрифермские) выполняются на короткие (от 0,5 до 10 км) расстояния — преимущественно тракторным (реже гужевым) транспортом; внехозяйственные перевозки — на сравнительно большие (в среднем 30—50 км) расстояния — преимущественно автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт осуществляет свыше 70% объёма перевозок сельскохозяйственных грузов, тракторный — свыше 25% и гужевой — 1—1,5%.

Т. с. в зависимости от устройства кузовов и других особенностей, определяющих возможности его использования, может быть общего назначения и специализированным. Автомобили, автомобильные и тракторные прицепы и полуприцепы, оборудованные неопрокидывающейся бортовой платформой, относятся к подвижному составу общего назначения и используются для перевозки грузов всех видов (кроме жидких) без тары. Специализированный подвижной состав включает автомобили, автомобильные и тракторные прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов, а также оборудованные автономными устройствами для выполнения погрузочно-разгрузочных, сборочно-распределительных и других операций (внесение удобрений, раздача кормов и др.). Целесообразно применение на автомобилях, автомобильных и тракторных прицепах сменного специализированного транспортного и транспортно-технологического оборудования (кузовов и надставных бортов, рабочих органов и приспособлений). Для перемещения различных грузов на животноводческих фермах применяют внутрифермский транспорт: тракторы, автомобили, самоходные шасси, автоцистерны, прицепы с самосвальным кузовом, кормораздатчики, транспортёры (ленточные, скребковые, шнековые, пневматические и др.), подвесные и наземные рельсовые дороги, ручные тележки. С их помощью механизируют заполнение кормохранилищ, доставку кормов от хранилищ к месту скармливания и их раздачу в кормушки животным, транспортировку молока, подвозку воды, удаление навоза из животноводческих помещений, выгульных площадок и из навозохранилищ. Для пассажирских перевозок используют преимущественно автобусы, специально оборудованные грузовые и легковые автомобили. Широко применяются индивидуальные транспортные средства — мотоциклы, мотороллеры, мопеды.

Основная масса автомобилей, осуществляющих перевозки сельскохозяйственных грузов, сосредоточена в региональных (районных) межхозяйственных предприятиях АПК и предприятиях транспорта общего пользования. Часть автомобилей, используемых в сельском хозяйстве, тракторные транспортные и транспортно-технологические средства, гужевой транспорт принадлежат колхозам и совхозам. Кроме того, в периоды уборки урожая к перевозочным работам в сельском хозяйстве привлекается автотранспорт других ведомств. Эффективное использование подвижного состава и водительского персонала, которым располагает АПК (при минимальном привлечении автотранспорта из других отраслей народного хозяйства), обеспечивается применением гибких (перестраиваемых в зависимости от вида перевозок) форм организации транспортных работ. Технический прогресс в Т. с. связан с ростом скоростей, увеличением грузоподъёмности, снижением удельного расхода топлива, специализацией транспортных средств (применение контейнеровозов, стоговозов, скотовозов и тому подобное).

Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия. В. К. Месяц (главный редактор) и др. . 1998.

selskoe_hozyaistvo.academic.ru

Перевозка сельхозпродукции автотранспортом

У перевозки сельхозпродукции с помощью автотранспорта есть своя важная особенность, которая заключается в сезонности таких грузоперевозок. Возникают некоторые сложности и при организации транспортировки товара, поскольку он отличается склонностью к замерзанию, быстрому изменению свойств и характеристик под воздействием климата, высокой вероятностью повреждения при погрузо-разгрузочных работах и пр. В связи с этим большинство фермерских и сельских хозяйств не располагают собственным транспортом, а сотрудничают с компаниями, которые предоставляют свои услуги по грузоперевозкам. Перед перевозчиком стоит крайне важная и ответственная задача по организации перевозок сельскохозяйственных грузов на машинах. Для этого следует правильно подобрать транспорт, в зависимости от груза и его особенностей, провести погрузо-разгрузочные мероприятия и в нужный срок доставить товар конечному получателю.

Как правильно перевозить сельхозпродукцию автотранспортом.

Классификация

Когда речь идёт о транспортировках сельскохозяйственной продукции, следует понимать, что к этой категории грузов можно отнести:

  • зерновые культуры;
  • овощи;
  • фрукты;
  • хлопок;
  • продукты животноводства;
  • продукцию растениеводства;
  • посадочно-посевные материалы;
  • удобрения и пр.

В случае транспортировки зерна предпочтение отдаётся зерновозам. Но и тут следует учитывать факт наличия нескольких вариантов транспорта, который подходит для зерновых культур.

Чтобы упростить решение задач по организации грузоперевозки сельхозпродукции, используется специальная классификация по признакам. А именно:

  • Физико-механические. По этим признакам все сельскохозяйственные грузы делят на наливные (жидкие) и твёрдые. Здесь также речь идёт об углах естественного откоса, коэффициентах трения, боковом давлении и пр. То есть все те свойства и характеристики, которые способны влиять на конструкцию кузова машины и крепление к раме. Примерно 70% всех грузов сельскохозяйственной группы относятся к насыпным и навалочным;
  • Срочность и периодичность. Некоторые грузы требуют доставки в кратчайшие сроки, по другим установлены агротехнические лимиты, то есть это скоропортящаяся продукция. Иные товары обладают свойствами, позволяющими растянуть транспортировку на более длительный период;
  • Условия перевозки. Здесь грузы разделяют на несколько категорий. Первой идут обычные сельскохозяйственные грузы, которые не требуют специальных условий для транспортировки на автомобиля. Вторая категория объединяет в себе скоропортящиеся товары, где важно соблюдать определённые температурные и санитарные условия. Третьей категорией считаются товары, имеющие неприятный резкий запах, ввиду чего перевозить их следует только в специально оборудованных и оснащённых машинах. Четвёртой и пятой категорией являются антисанитарные грузы и живность соответственно.

Учитывая все эти нюансы, различают соответствующие виды перевозок в сельском хозяйстве. В зависимости от характеристик и свойств груза требуется организовать грамотную доставку от производителя к конечному получателю.

Особенности грузоперевозок

Когда организовывается перевозка сельхозпродукции, здесь не обязательно задействуют отечественные КАМАЗы. Да, это достаточно распространённые и часто используемые грузовые машины. Но всё же выбор транспорта зависит напрямую от свойств и характеристик перевозимого товара. В организации транспортных мероприятий по доставке сельхозпродукции есть свои ключевые особенности:

  • Объём транспортных работ имеет прямую зависимость от сезона и меняется в течение года. Поэтому возникает разный уровень необходимости в грузовом транспорте;
  • Расположение сельских хозяйств. В зависимости от него грузоперевозчики сталкиваются с различными дорожными условиями, преодолевают разные расстояния, что напрямую влияет на выбор тактики по организации доставки груза;
  • Уборка урожая. В этот период наблюдается повышенная загруженность автотранспорта. Зачастую грузоперевозки в такие периоды осуществляются в срочном режиме, а часто и в круглосуточном;
  • Погрузка. Урожай собирают на больших площадях, поэтому автотранспорту приходится преодолевать определённые расстояния для загрузки собранной продукции;
  • Организация заправки, обслуживания и отдыха водителей. Чтобы повысить эффективность грузоперевозок сельскохозяйственной продукции, в период уборки урожая для водителей организовывают специальные условия, позволяющие им недалеко от пунктов сбора заправлять машины, обслуживать ТС, отдыхать и питаться. Практика показала, что это действительно экономит время и повышает эффективность всего процесса;
  • Диспетчерская связь. Чтобы наладить взаимодействие между всеми точками, где происходит погрузка и выгрузка, требуется создать надёжную диспетчерскую связь.

Всё это подтверждает тот факт, что аграрная сфера тесно связана с автомобильными перевозками. Но одновременно с этим сельским и фермерским хозяйствам финансово не особо выгодно содержать собственный автопарк для обеспечения транспортной потребности в период сбора урожая в полной мере. Это касается средних и малых организаций.

Поскольку машины используются только несколько раз в год, перевозка сельскохозяйственной продукции становится более выгодной при сотрудничестве с транспортной компанией. Вариант с арендой или наймом машин транспортной компании позволяет получить следующие преимущества:

  1. Финансовая выгода. Фермерским хозяйствам и агрофирмам не нужно покупать собственные машины и тратить на них большие ресурсы при содержании и эксплуатации. Можно закупить всего несколько основных машин, которые пригодятся в течение всего года.
  2. Гарантии. Работая с транспортными компаниями по договору, вы получаете гарантии соблюдения сроков, наличия исправных грузовых автомобилей, полного комплекта водителей и отработанной логистики. Для определённых сельскохозяйственных товаров крайне важно рассчитать оптимальный маршрут, что сделать без грамотного специалиста в этой сфере довольно сложно. Если машина сломается или водитель не сможет выполнить работу, транспортная компания оперативно заменит авто или пришлёт другого водителя, тем самым не будут срываться сроки поставок.
  3. Автопарк. Компании, основной специализацией которых является транспортировка сельскохозяйственной продукции, располагают всеми необходимыми видами транспорта. Опираясь на особенности аграрного или фермерского производства, они обеспечат требующиеся машины. Тем самым заказчик гарантирует, что груз будет доставлен в нужном температурном режиме и при соблюдении иных условий.

Только крупные аграрные предприятия могут эффективно и с выгодой использовать собственный автопарк. Но статистика наглядно показывает, что большинство сельскохозяйственных продуктов перевозятся специальными транспортными компаниями, которые оказывают услуги в этой сфере.

Основные группы продукции

Каждый тип сельскохозяйственной продукции имеет свои особенности и условия для транспортировки и хранения. При этом транспортные компании, взаимодействующие с аграрными предприятиями и фермами, чаще всего осуществляют перевозку:

  • фруктов;
  • овощей;
  • зерновых культур;
  • молока и молочной продукции;
  • живности.

Каждая категория продукции имеет свои особенности, которые крайне важно учитывать при организации транспортных мероприятий от точки загрузки к конечному получателю партии товара. Представленные группы товаров следует изучить отдельно, что позволит понять основные особенности и требования по обеспечению их транспортировки.

Живность

Эта группа продукции может перевозиться как в живом виде, так и в форме уже подготовленных продуктов животноводства и птицеводства. Мясо перевозится в специальных изотермических или рефрижераторных фургонах. Для такой продукции требуется соблюдать определённые температурные режимы. Причём мясо и мясную продукцию перевозят в охлаждённом или замороженном виде. Самое главное, чтобы при доставке замороженной продукции мясо не размораживалось. Повторная разморозка и обратная заморозка негативно влияют на качество.

Но куда больше сложностей вызывает перевозка живого скота, птицы и иной живности. Транспортировка провоцирует изменения в привычном режиме содержания из-за новых условий размещения, тряски, погрузо-разгрузочных мероприятий. Всё это может спровоцировать буйное поведение, отказ от приёма пищи, изменение массы животного. Потому крайне важно обеспечить быструю и эффективную доставку с соблюдением основных требований, направленных на минимизацию отрицательных воздействий. Использовать в таких случаях автотранспорт целесообразно, если дальность перевозки составляет не более 500 километров. Причём при транспортировке важно учитывать климатические условия и соблюдать определённые требования. А именно:

  • Создание оптимальных условий для перевозимой живности, что позволит минимизировать потери в весе и защитить животных от возможных повреждений;
  • Обеспечение удобного погрузо-разгрузочного продукции с минимальным простоем животных;
  • Возможность использования автотранспорта для других грузоперевозок.

Чаще всего для таких целей используют автомобильные тягачи с фургонами-полуприцепами. Кузов фургона должен иметь форму прямоугольника с длиной от 8,5 метров и системой естественной или принудительной вентиляции. Внутри также используется специальное оснащение в виде:

  • перегородок;
  • съёмных колец для привязки;
  • освещения;
  • ёмкостей для кормления;
  • систем жижесборников и пр.

Если для доставки животных используются бортовые машины, высоту их борта следует увеличить до 1,5-2 метров и дополнительно разделить платформу на несколько секций специальными разделительными конструкциями.

Крупный рогатый скот обязательно привязывается. Причём привязывать следует головой вперёд по направлению движения автомобильного транспорта. При транспортировке птицы используют специальные передвижные составы. Для взрослой птицы предусмотрены многоярусные контейнеры, размещённые на платформе. Молодую птицу перевозят в ящиках, размещённых внутри изотермического кузова. Это позволяет создавать оптимальные микроклиматические условия, что минимизирует вероятность гибели птицы.

В транспортной отрасли широкое распространение получили перевозки однодневных цыплят, а также яиц инкубационного типа на внушительные расстояния. Для таких целей используют специальные контейнеры, внутри которых размещаются ящики с яйцами или цыплятами. При перевозке живности следует обязательно иметь свидетельство, которое выдаётся ветеринарными службами. Без него транспортировка будет считаться незаконной и грозит внушительными штрафами. Санитарное свидетельство составляется отдельно на каждую из партий перевозимого груза.

Перед транспортировкой крупный рогатый скот, а также лошади, биркуются. Для свиней используют бирки или специальные татуировки. Овец помечают. После этого вся живность взвешивается и формируется партиями для последующей отправки. Осуществляя автомобильные перевозки скота, требуется соблюдать все правила и требования. Но даже при таких условиях будет происходить постепенное снижение их массы в зависимости от дальности перевозки. Чем дольше выполняется доставка, тем больше потери. Если требуется перевозить животных на дальние расстояния, помимо водителя, груз должен сопровождать экспедитор. В некоторых случаях обязанности экспедитора возлагаются на водителя.

Молоко

Основным продуктом фермерских хозяйств является молоко, которое доставляют потребителям уже с дальнейшей целью переработки и превращения в различные молочные продукты. В сельскохозяйственной сфере молоко перевозится в охлаждённом и неохлаждённом виде. Важно понимать, что свежевыдоенное молоко является идеальной средой для размножения опасных микроорганизмов, которые провоцирует процесс скисания, а также могут нанести вред человеку. Потому со всех пунктов, где фермеры не могут обеспечить немедленное охлаждение, вывоз следует осуществлять после каждой дойки скота. Но даже при условии наличия охладительного оборудования молоко не может находиться более 20 часов при температуре 10 градусов Цельсия.

Молоко допускается перевозить внутри специальных цистерн, либо на бортовых машинах при использовании металлических канистр различной вместимости. Все ёмкости обязательно проходят процедуру обязательной стерилизации перед заливкой каждой новой партии молока. После заливки крышки пломбируются. Для изоляции от окружающей среды крышки должны оснащаться специальными резиновыми уплотнителями.

Овощи

Для овощей используются обычные бортовые грузовые машины и специальные авто, которые могут обеспечить нужный температурный режим и поддерживать заданную влажность. Ко второму типу ТС относят рефрижераторные и изотермические фургоны. В случае с изотермическими фургонами речь идёт о герметичном кузове с утеплителем. А рефрижераторы, помимо изоляции и герметичности, характеризуются наличием холодильного оборудования.

Порча овощей при перевозке обусловлена несоблюдением требующихся условий транспортировки, следуя которым нужно поддерживать заданную температуру, влажность, а также обеспечивать эффективную вентиляцию. Для большинства видов овощей оптимальной температурой считается 4-6 градусов Цельсия. При падении температуры ниже указанной отметки повышается вероятность переохлаждения и порчи. Это можно выявить по:

  • неприятному запаху;
  • изменённому вкусу;
  • ускоренному процессу гниения;
  • замедленному дозреванию;
  • потемнению;
  • отслоению кожуры и пр.

Влажность напрямую связана с температурой. Чем выше температура будет внутри фургона, тем активнее начнёт протекать процесс обезвоживания плодов. Чтобы овощи не начали преждевременно портиться из-за дефицита влаги, требуется следить за её уровнем и поддерживать нужную температуру. Что касается вентиляции, то она во многом зависит от самого типа груза, а также герметичности фургона. Обычно на тонну товара требуется использовать 1-2 кубометра свежего воздуха за час.

За один рейс рекомендуется осуществлять транспортировку только одного типа овощей. В некоторых случаях с целью повышения рентабельности организовывают смешанные грузоперевозки, опираясь при этом на особые правила совместимости. То есть перевозимые овощи должны предъявлять одинаковые требования по температуре, влажности и прочим условиям транспортировки. Есть овощи, чувствительные к этилену, в то время как другие плоды могут выделять это вещество. Поэтому их перевозить в одном кузове категорически нельзя. При организации доставки овощей автотранспортом требуется соблюдать несколько основных условий, актуальных для скоропортящихся товаров:

  • Перед загрузкой проверяется качество продукции, а иногда измеряется температура;
  • Особое внимание уделяется используемому упаковочному материалу, который должен быть прочным и пропускать тепло респирации;
  • Укладка осуществляется так, чтобы создать возможность прохождению потоков воздуха, то есть обеспечить вентиляцию;
  • Между последним рядом тары с овощами и бортом машины не должно оставаться зазоров;
  • Все автомобили обязаны иметь санитарные паспорта, а кузов перед загрузкой очищается от всех загрязнений;
  • Отправитель овощей обязан указать, какая максимальная продолжительность перевозки для его товара. Если значение в документах не указано, перевозчик может отказаться от приёма груза;
  • Нельзя перевозить вместе овощи, которые предъявляют разные требования по уровню относительной влажности;
  • Не рекомендуется совместно доставлять овощи, характеризующиеся свойством набирать посторонние запахи.

Все эти правила обязаны соблюдать и перевозчик, и сам грузоотправитель. Важно составить максимально подробный договор с указанием всех нюансов и требований по грузоперевозке овощей, что позволит минимизировать их потерю в результате порчи.

Фрукты

Как и овощи, фрукты относятся к категории скоропортящихся товаров. Поэтому требуется строго соблюдать все правила и условия доставки, чтобы избежать незапланированных потерь и порчи товара. При транспортировке фруктов применяют специальные виды транспорта, оснащённые закрытым кузовом для поддержания заданного температурного режима. Если время доставки составляет до 6 часов с учётом погрузо-разгрузочных мероприятий, тогда допускается использование бортовых машин. Исключением в этом случае будут ананасы и бананы. Кузов следует закрыть плотным брезентом, что обеспечит защиту от пыли, грязи, осадков, плюс создать достаточно эффективную вентиляцию.

Перед погрузочными работами с фруктами транспортное средство проверяется на предмет технической исправности и соответствия санитарным нормам. Требуется обязательная очистка, удаление посторонних запахов и дезинфекция грузовой машины. Отправитель, который отгружает продукцию, обязан обеспечить перевозчика всеми необходимыми сопроводительными документами и указать максимальное время доставки. При погрузке фрукты должны быть упругими, чистыми и целыми. В противном случае любые повреждения или наличие в партии порченых плодов приведёт к быстрой потери качества остальных фруктов. Наличие гнили и плесени категорически запрещается.

Если в машине перевозятся разные фрукты, их подбирают исходя из условий соответствия режимов хранения и транспортировки. Сезонная перевозка арбузов, дыни, яблок часто осуществляется навалом. Для таких случаев используется подстилка из соломы толщиной от 10 сантиметров для каждого слоя, специальные маты, мешковина или брезенты. При необходимости высота бортов может увеличиваться для 140 сантиметров, что является максимально допустимым параметром при транспортировке арбузов. Если это дыни, то укладка осуществляется рядами, но не допускается более 5 рядов по высоте. На каждый ряд следует уложить солому или иной подходящий подстилочный материал. Ряды следует укладывать плотно, не допуская образования промежутков.

Зерновые

При перевозке зерновых культур используются зерновозы. Это специальные грузовые машины на шасси, прицепы и полуприцепы, оснащённые для обеспечения бестарной перевозки зерна и иных сыпучих продуктов. Кузов представлен в виде бункера или цистерны, при изготовлении которого используют сталь или алюминиевые сплавы. Грузовые автобункеры загружаются зерном через верхний люк или с помощью раздвижной крышки в верхней части. Автомобили с цистернами иногда оснащаются системами самозагрузки. Тут зерно попадает внутрь за счёт действия разряженного воздуха.

Выгрузка может осуществляться самотёком или с использованием компрессоров. Компрессор работает от двигателя грузовой машины или от собственной силовой установки. Системы компрессорной подачи способны загружать зерно и сыпучие материалы в складские резервуары, расположенные на высоте порядка 20 метров. Чтобы сэкономить время на разгрузочных работах, зерновозы часто оснащаются вибрационными системами. При выгрузке самотёком используется система откидного борта. Зерновозы с цистернами иногда комплектуются специальными устройствами, обеспечивающими подъём передней части на угол до 40 градусов в горизонтальной плоскости. Можно выделить несколько видов ТС, которые применяются при перевозке зерна.

  1. Бортовые грузовики. Это грузовые машины, адаптированные под такие задачи. Они характеризуются наращенными бортами, закрывающимися с помощью брезента верхом с тросом для опломбирования. Кузов таких автомобилей обязательно должен быть сухим и чистым перед загрузкой, не иметь щелей и посторонних запахов. Для загрузочных работ используются зерномёты. Это несамоходные машины, предназначенные для сыпучих материалов. Выгрузка происходит подъёмниками, которые способны опрокидывать машины.
  2. Бортовые автопоезда. Аналогичные грузовые машины, но дополнительно оснащённые прицепами. Это позволяет увеличить грузоперевозку с 20 до 33 тонн за один рейс. Это значительно повышает эффективность транспортировки. 
  3. Самосвалы. По характеристикам практически не отличаются от бортовых зерновозов. Но здесь выделяют одно важное преимущество в виде самосвальной функции, которые повышают скорость разгрузки зерна. Самосвалы часто эксплуатируются с самосвальными прицепными ТС.
  4. Зерновозы. Это цистерна или бункер, выполненный на основе стали или алюминиевых сплавов. Конструкция размещается на шасси грузового автомобиля, полуприцепа или прицепа. Загрузка осуществляется через верхний люк или крышку. Цистерны иногда оснащаются системами для самозагрузки зерна, а для выгрузки используют самотёк или компрессоры. Зерновозы способны перевозить от 20 до 90 кубометров зерна за один рейс.

Стоит отметить, что относительно транспортировки зерновых культур не предъявляются повышенные требования по температуре или влажности. Исключением могут стать перевозки на дальние расстояния, где требуется создать достаточно эффективную вентиляцию для зерна. При перевозке зерновых требуется исключить:

  • самонагрев;
  • затхлый запах;
  • заражение плесенью;
  • наличие вредителей;
  • повышенную влажность;
  • смешивания сухого и сырого зерна;
  • неоднородность массы;
  • крупные включения;
  • следы растительных масел.

Перевозка сельскохозяйственной продукции действительно имеет ряд особенностей, одной из основных среди которых считается сезонность. В период сбора урожая задействуется огромное количество грузовых машин всех типов, которые подходят для доставки на различные расстояния разнообразных фруктов, овощей, молочной продукции, живности и зерновых культур.

Для работы в аграрной сфере требуется наличие эффективной поддержки со стороны надёжного грузоперевозчика. Поэтому фермеры и аграрии стараются сотрудничать только с профессиональными транспортными компаниями, способными обеспечить бесперебойную доставку и перевозку выращиваемой продукции. Основная её масса относится к категории скоропортящихся товаров. А это особые требования по их перевозке, которые подразумевают соблюдение температурного режима, поддержание оптимальной влажности и создание эффективной вентиляции.

econom-trans.ru

Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов

К сельскохозяйственным грузам относятся: различная продукция сельскохозяйственного производства (зерно, овощи, фрукты, хлопок, продукты животноводства, растениеводства и др.), а также удоб­рения, посевные и посадочные материалы, топливо для сельскохозяйст­венных машин и различные хозяйственные грузы колхозов, совхозов и фермеров.

Сельскохозяйственные грузы классифицируются по следующим при­знакам: физико-механическим и биохимическим свойствам; степени ис­пользования грузоподъемности транспортных средств; способу погрузки- разгрузки; срочности и периодичности перевозок; массовости перевозок и условиям перевозок.

По физико-механическим свойствам различают грузы: твердые, жидкие или наливные (молоко, аммиачная вода, жидкое топливо и другие), газообразные.

К физико-механическим свойствам сельскохозяйственных грузов от­носятся также углы естественного откоса, коэффициенты трения, боково­го давления и другие, которые влияют на конструкцию кузова и крепле­ние его к раме. Около 70 % сельскохозяйственных грузов относится к на­сыпным и навалочным.

По срочности и периодичности перевозок различают грузы, под­лежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируемые агротехническими требованиями, либо скоропортящиеся, и грузы, перевозки которых мо­гут быть растянуты на более длительный срок.

Основные виды сельскохозяйственных грузов (зерно, сахарная свекла, овощи, силос, комбикорм, сено прессованное) относятся ко второму классу.

По условиям перевозки грузы делятся на обычные — не требующие специализированного подвижного состава; скоропортящиеся — требую­щие соблюдения особых санитарных и температурных режимов; с резки­ми неприятным запахом — перевозимые в специально приспособленных кузовах; антисанитарные; живность.

В Нечерноземной зоне на каждый гектар посева зерновых приходит­ся перевозить около 25 т различных грузов: 10-20 т органических удоб­рений, 0,5-1,0 т семян и минеральных удобрений, 2-3 т зерна, 3-4 т со­ломы, 2-3 т технических грузов.

При возделывании картофеля, свеклы и овощей на каждый гектар приходится перевозить органических удобрений 30-40 т, продуктов уро­жая 20-40 т, семян и минеральных удобрений 1-3 т.

Примерная структура объема перевозок сельскохозяйственных грузов, %:

Зерно ………………9,5

Картофель ………………7,3

Овощи ………………1,2

Сахарная свекла ………………4,2

Молоко ………………4,3

Корма (стойловый период) ……………34,5

Удобрение ………………35,0

Прочие продукты полеводства ……4,0

Итого: 100,0

К особенностям организации перевозок сельскохозяйственных грузов относятся:

резкие сезонные колебания объема работ и большие колебания по­требности в подвижном составе по различным периодам года;

различные дорожные условия и расстояния перемещения грузов; привлечение на период уборки урожая подвижного состава и обслу­живающего персонала различных организаций и ведомств;

срочность перевозок на период уборки урожая, при наличии мел­ких разбросанных на большой территории погрузочных, грузообразующих пунктов, при относительно небольшом числе приемных, грузопоглощающих пунктов;

необходимость создания на период уборки урожая временных за­правочных пунктов, пунктов технического обслуживания и ремонта под­вижного состава, питания и отдыха водителей;

осуществление транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства собственными силами фермеров, колхозов и совхозов, ав­тотранспортными предприятиями, находящимися в ведении агропро­мышленного комплекса, и автотранспортом общего пользования;

организация надежной диспетчерской связи между всеми пунктами, организациями и подвижным составом, занятым перевозками урожая.

Основным видом транспорта в сельском хозяйстве является автомо­бильный. На его долю приходится до 80 % объема перевозок грузов. Тракторным парком выполняется около 16 % объема перевозок грузов.

Перевозка и внесение удобрений. Применяемые в настоящее время удобрения делятся на органические и минеральные, на твердые и жидкие. К числу твердых, простых, минеральных удобрений относятся суперфос­фат, фосфатная мука, хлористый и сернокислый калий, аммиачная селит­ра, сульфат аммония, мочевина. К сложным минеральным удобрения от­носятся нитрофоска и аммофос. К жидким удобрениям — жидкий аммиак, аммиакаты, аммиачная вода. К органическим удобрениям относятся на­воз, фекалии, торф, компосты.

Перевозка и внесение твердых органических удобрений может осуществляться двумя способами. Первый способ — бесперевалоч­ный (ферма-поле), второй — перевалочный (ферма-бурт-поле). При бесперевалочном способе навоз накапливают в навозохранилищах боль­шой емкости или в штабелях, формируемых в непосредственной бли­зости от животноводческих ферм, а затем вывозят на поле и разбрасыва­ют. Перевозка и разбрасывание удобрений производится навозораз­брасывателями.

Когда расстояние от ферм до поля значительное, то удобрения дос­тавляются к разбрасывателям автомобилями-самосвалами и тракторными поездами. В этом случае так называемая перегрузочная технология включает погрузку навоза в автомобиль-самосвал, транспортирование удобрений до поля, загрузку разбрасывателя (РПН-4) непосредственно из автомобилей-самосвалов, внесение удобрений разбрасывателем РПН-4.

При перевалочном способе удобрение вывозится из навозохранилища в поле и укладывается в штабель. В период внесения навоз загружается из штабеля в навозоразбрасыватели, которые вносят удобрение в почву.

Перевозка и внесение минеральных удобрений выполняются по следующей схеме. На заводе-изготовителе удобрения загружаются в же­лезнодорожные вагоны, перевозятся до станции назначения и перегру­жаются в прирельсовые склады. Затем автомобильным транспортом удобрения доставляются в хозяйства и складируются в глубинных скла­дах. При наступлении агротехнических сроков удобрения из этих складов перевозятся на поле и вносятся в почву.

В ряде случаев более выгодными являются прямые автомобильные перевозки удобрений с заводов-поставщиков колхозам, совхозам и фер­мерским хозяйствам. В результате сокращается объем погрузочно-разгрузочных работ, снижаются потери удобрений, ускоряются перевоз­ки, высвобождаются людские ресурсы и железнодорожные вагоны, от­падает необходимость строительства прирельсовых складов. Результаты расчетов показывают, что прямые автомобильные перевозки экономич­нее смешанных автомобильно-железнодорожных при расстояниях пере­возки для автомобилей ЗИЛ-130 до 210 км, МАЗ-500 — до 290 км, MA3-504A+MA3-5345 — до 405 км, для МАЗ-504А с двумя прицепами МАЗ-5245 — до 700 км.

Внесение минеральных удобрений в почву выполняется тремя спосо­бами — прямоточным, перегрузочным и перевалочным.

При перевозке твердых минеральных удобрений навалом на участках при­рельсовый склад — поле или завод — поле можно использовать автомобили- цементовозы большой гру­зоподъемности (рис. 6.23), у которых разгрузочный шланг заменен гофрированым рукавом, соединенным с трехрожковым распылителем.

Внесение удобрений в почву происходит при движении автомобиля — цементовоза по полю.

Себестоимость распыливания удобрений в этом случае примерно в 4 раза ниже, чем при использовании специальной сельскохозяйствен­ной машины-рассеиватля.

Жидкие минеральные удобрения вносят как при основной и пред­посевной обработках почвы, так и в период ухода за посевами сельскохо­зяйственных культур.

Широкое применение имеет водный аммиак. Водный аммиак с за­водов в районы его применения перевозят в специальных железнодо­рожных цистернах. Из цистерн удобрения перекачиваются в пристан­ционные хранилища, откуда их перевозят в автомобилях-цистернах на склады сельскохозяйственных предприятий. Со складов автомобилями- цистернами или тракторными заправщиками жидких удобрений они пе­ревозятся в поле. Внесение удобрений в почву производится универсаль­ными подкормщиками-опрыскивателями, которые работают в комплексе с плугами или культиваторами. В ближайшие годы технология внесения жидкого аммиака будет выполняться по прямоточной схеме «завод- поле», которая предусматривает хранение аммиака при заводе и постав­ку его автомобильным транспортом в период применения. Прямые ав­томобильные перевозки целесообразны при расстоянии от завода до по­ля до 60 км.

Перевозка зерна. Затраты на транспортирование зерна составляют 25-30 % от общих затрат на его производство. Поэтому снижение трудо­вых и материальных затрат на перевозку зерна — важнейший источник снижения себестоимости и трудоемкости его производства.

Во время уборки урожая автомобили перевозят зерно по следующим технологическим схемам:

комбайн — зерноочистительно-сушильный ток — элеватор; комбайн — элеватор;

комбайн — зерноочистительно-сушильный ток — склад — элеватор. Прямые перевозки зерна с полей к местам первичной его обработки осуществляются по схеме комбайн — ток.

Основное требование, предъявляемое к построению поточных про­цессов уборки урожая, заключается в обеспечении работы комбайнов (базовых машин) без простоев из-за отсутствия транспортных средств. До недавнего времени применялось индивидуальное закрепление ав­томобилей за комбайнами. За каждым комбайном закреплялось 1-2 ав­томобиля. При такой системе автомобили простаивали в ожидании за­грузки из-за разности объемов бункера комбайна и кузова автомобиля, а комбайны простаивали из-за неравномерности прибытия автомобилей под погрузку.

В настоящее время уборка зерна осуществляется комплексными убо- рочно-транспортными бригадами, состоящими из комбайнеров и води­телей. Различают мелкогрупповую работу (2-4 комбайна), среднегруп- повую (5-10 комбайнов) и крупногрупповую работу (свыше 10 ком­байнов). Опыт показывает, что наиболее рациональный размер бригады, когда она имеет в наличии 8-10 комбайнов. При этом:

уменьшаются простои автомобилей в ожидании погрузки по срав­нению с индивидуальным их закреплением; возрастает выработка комбайнов;

создаются возможности более эффективной организации техниче­ского обслуживания и текущего ремонта комбайнов.

Увеличение числа комбайнов в бригаде усложняет управление бри­гадой и учет качества работы отдельных комбайнеров.

К особенностям работы автомобилей, обслуживающих зерноубо­рочные комбайны, относятся:

значительное различие в режимах движения автомобиля по дороге и полю;

выполнение сборочных операций при постоянном перемещении объ­екта обслуживания;

влияние на степень готовности комбайна к разгрузке значительного количества факторов — колебаний урожайности по площади поля, про­стоев из-за неисправности и других, вследствие чего их процесс взаимо­действия с автомобилями носит вероятностный характер.

Время пребывания автомобиля на поле, даже при уборочно- транспортных комплексах, достигает 62-78 %. Баланс сборочно- транспортного процесса складывается из:. ожидания погрузки — 40-68 %; времени переездов по полю — 19-40 %; времени на погрузку — 13-20 %.

Для улучшения взаимодействия транспортных средств и комбайнов на поле прокладывают разгрузочные и транспортные магистрали. Разгрузочные магистрали представляют собой поперечный прокос поля шириной 6-8 м. Они прокладываются с таким расчетом, чтобы между ними комбайн намолачивал целый бункер зерна и разгружался на ма­гистрали.

Разгрузочные магистрали позволяют автомобилям двигаться к мес­там погрузки по одному и тому же маршруту, в результате чего на поле появляется накатанная дорога, что дает возможность повысить тех­ническую скорость до 20 км/ч и использовать автопоезда.

Бортовые автопоезда (рис. 6.24) находят широкое применение на пе­ревозках зерна с токов на хлебоприемные пункты, что сокращает потреб­ность в подвижном составе, и снижает себестоимость перевозок.

Для определения технологически необходимого времени простоя авто­мобилей в ожидании погрузки применяется математический аппарат теории массового обслуживания. В математической модели уборочно-транспортная бригада представляется в виде системы массового обслу­живания с ожиданием, в которой обслуживающим аппаратом является автомобиль, обслуживаемым — комбайн. Система массового обслужива­ния замкнутая, с ограниченным числом автомобилей.

Поступившее в систему требование (остановка комбайна с полным бункером), застав все автомобили занятыми загрузкой других комбайнов, вынуждено ожидать своей очереди до тех пор, пока не освободится один из автомобилей. После обслуживания (разгрузки бункера) комбайны че­рез некоторое время вновь становятся на обслуживание и т. д. Вероятно­стный характер уборочно-транспортного процесса предопределяет взаи­мообусловленные простои комбайнов и автомобилей. Для устранения простоев в технологическую цепочку вводится промежуточное звено — компенсатор, и перевозки осуществляются по схеме комбайн — компен­сатор — автомобиль — ток.

В зависимости от выполняемых функций компенсаторы делятся на межоперационные и межсменные. Первые дают возможность органи­зовать «независимую» работу комбайнов и автомобилей, на протяже­нии времени работы комбайнов, вторые — использовать автомобили в две-три смены при односменной работе комбайнов.

По характеру работы компенсаторы делятся на передвижные, ста­ционарно-передвижные и стационарные. Роль компенсаторов могут выполнять автомобильные и тракторные прицепы, полуприцепы, раз­личного рода бункера и т. п.

Недостатки при применении компенсаторов: отсутствие заранее ус­тановленных мест разгрузки комбайнов; необходимость в некоторых случаях подъезда комбайна к компенсаторам; значительное увеличе­ние потребности в прицепном составе или необходимость строительства на каждом поле стационарных компенсаторов; ограниченность объема стационарных компенсаторов и др.

Перевозка сена, соломы и силосной массы. Сено и солому перевозят из стогов и скирд в обычном или в прессованном виде. В первом случае их перевозят навалом, во втором как штучный груз. Для механизации по­грузки сена навалом используют стогометатели, применяемые также при скирдовании.

Перевозка силосной массы по количеству занимает особое место в сель­скохозяйственных перевозках, особенно если учесть небольшую ее плотность. Грузоподъемность подвижного состава используется лишь на 40-45 %, по­этому борта кузова должны быть увеличены по высоте (рис. 6.25). В связи с небольшим расстоянием перевозок (на 1-3 км) целесообразно применять тракторные прицепы или автомобили-самосвалы также с увеличенным объемом кузова.

Перевозки живности и продуктов животноводства и птицевод­ства. Перевозка животных вызывает изменение привычного режима их содержания, связанное с новыми условиями размещения, тряской в пути, погрузкой и разгрузкой. Все это приводит животных к нервному возбуж­дению, отказу от корма, отрицательно сказывается на массе животных.

Автомобильный транспорт при массовых перевозках животных на приемные пункты, а также на мясокомбинаты и бойни целесообразно ис­пользовать при расстоянии перевозки до 500 км. Живность следует пере­возить с учетом климатических особенностей местности.

Специализированный подвижной состав для перевозки животных должен удовлетворять следующим требованиям:

создавать условия, обеспечивающие минимальные потери в живой массе и предотвращающие повреждения животных во время перевозки;

обеспечивать удобную погрузку и выгрузку животных при мини­мальных простоях под этими операциями;

давать возможность использовать эти автомобили для перевозок дру­гого груза в межсезонный период.

Наиболее целесообразно для этих целей использовать автомобили- тягачи с полуприцепами-фургонами (рис. 6.26). Кузов полуприцепа фурго­на должен иметь прямоугольную форму длиной не менее 8,5 м, обеспечи­вать естественную приточную вентиляцию в верхней и нижней частях, иметь ровную поверхность пола, боковую дверь и дверь-трап в задней час­ти, внутреннее электрическое освещение и жижесборники. Для деления на отсеки внутри кузов должен быть оборудован съемными перегородками с кольцами для привязи животных. Полуприцепы фургоны имеют вмести­мость 16 голов крупного рогатого скота или 55 свиней. Модель полупри­цепа в двухъярусном варианте позволяет разместить 140-175 овец.

При использовании бортовых автомобилей для перевозки животных необходимо нарастить борта до 1,5-2 м и разделить кузов на 2-3 отсека для предупреждения скучивания телят, овец, свиней на подъемах и спус­ках. Крупные рогатые животные должны быть привязаны головами впе­ред по ходу движения.

Специализированный подвижной состав используется и на перевоз­ках птицы. Взрослую птицу перевозят в многоярусных контейнерах, по­мещаемых на платформу специальной конструкции. Молодняк птицы пе­ревозят в специальных ящиках, которые устанавливают в изотермические кузова автофургонов, обеспечивающих микроклимат. Вместимость авто­фургона — 6000 цыплят или утят, 8000 индюшат.

Широкое распространение имеют перевозки однодневных цыплят и инкубационных яиц на достаточно большие расстояния с межхозяйст­венных, инкубаторно-птицеводческих станций в колхозы и совхозы. Внутри кузова размещаются контейнеры, в которые ставятся ящики с цыплятами или яйцами. Вместимость — около 29,2 тыс. яиц или 14,4 тыс. однодневных цыплят.

На отправляемую живность грузоотправитель обязан предоставить свидетельство, выданное ветеринарным органом. Это свидетельство, без которого перевозка не разрешается, должно быть составлено на каждую партию живности (на каждый автомобиль или несколько автомобилей при одновременной их отправке одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя).

Перед отправкой из хозяйства крупный рогатый скот и лошади долж­ны быть забиркованы, свиньи — забиркованы или татуированны, овцы — мечены. Затем живность взвешивают, формируют партии — гурты и вы­писывают гуртовую ведомость, где особенно отмечают наличие травм и повреждений кожного покрова у животных.

Гуртовые ведомости заполняют: на крупный рогатый скот — на осно­вании взвешивания каждой головы с указанием номера, пола, возраста, упитанности и массы; на свиней, овец, коз и кроликов — по группам жи­вотных с одинаковой упитанностью; на птицу — по видам и возрасным группам.

При автомобильный перевозках скота даже при соблюдении всех правил происходит уменьшение их массы. Причем эти потери тем боль­ше, чем длительнее перевозка, и достигают 5 % при расстояниях более 100 км.

При дальних перевозках животных должен сопровождать проводник — экспедитор. На постоянных и массовых перевозках обязанности экспеди­тора могут быть возложены на водителя.

Молоко в сельском хозяйстве можно перевозить в неохлажденном или охлажденном виде. Свежевыдоенное молоко — благоприятная среда для быстрого размножения микроорганизмов, приводящих к скисанию молока. Поэтому с пунктов, не имеющих условий для немедленного ох­лаждения и хранения молока (пастбищ, небольших ферм, у населения), вывоз должен производиться сразу же после каждой дойки. Однако и там, где имеются установки для охлаждения и хранения, молоко при тем­пературе не выше плюс 10 °С должно храниться не более 20 ч.

Молоко является скоропортя­щимся продуктом и организация его перевозок должна обеспечивать четкий, бесперебойный и своевре­менный вывоз его с пунктов произ­водства в пункты переработки (мо­локозаводы).

Молоко можно перевозить в специализированных цистернах на шасси автомобилей (рис. 6.27), по­луприцепов и двухосных прицепов при бестарной перевозке или на бортовых автомобилях при перевозке в металлических флягах вместимо­стью до 40 л.

Вместимость цистерн — от 1900 до 22000 л. Термоизоляция обеспечи­вает изменение температуры молока не более чем на 2-3 °С при темпера­туре окружающего воздуха ±30 °С в течение 10 ч.

Цистерны и фляги должны быть поданы под перевозку чистыми и продезинфицированными или обработанными паром. При заливе они должны быть заполнены полностью, чтобы во время перевозки молоко не взбалтывалось. Затем плотно закрыты крышками с прокладками из пи­щевой резины и опломбированы.

Особой формой перевозок молока является сбор молока у населения (индивидуальных молокосдатчиков). Для этого разрабатывают кольцевой сборный маршрут и график движения на нем. Молоко во флягах разме­щается сдатчиками на сборных пунктах (помостах высотой 1,0-1,1 м с трехступенчатым трапом), места, размещения которых расположены вдоль дороги.

На водителя кроме сбора молока и слива его в цистерну возлагают обязанности регистрации количества сдаваемого молока и снятия проб (по каждому молокосдатчику) с помощью специального оборудования, выдаваемого ему молокоперерабатывающим предприятием.

studfile.net

11. Оценка эффективности использования транспорта в сельском хозяйстве

Эффективность использования транспорта оценивают как тех­ническими, так и экономическими показателями.

Ранее в качестве технических показателей были рассмотрены коэффициенты выпуска подвижного состава на линию, техничес­кой готовности парка и другие.

Экономические показатели эффективности использования транс­порта оценивают по производительности и удельному расходу со­ответствующих ресурсов в расчете на тонно-километр или на 1 т пе­ревезенного груза, определяемыми по аналогии с технологически­ми агрегатами.

Более эффективны те транспортные средства, которые в задан­ных условиях работают с более высокой производительностью и *.: меньшим удельным расходом ресурсов.

Оперативно выбрать более производительное транспортное средство можно на основании формулы (см. выше).

Для определения радиуса эффективного использования lгэ разнотипных транспортных средств, например тракторных и автомобильных или автомобилей разной грузоподъемности, их производительности приравнивают по формуле (7.16) и определяют соответствующее значение lтэ.

Пример. Определить радиус эффективного использования lга трактора МТЗ-80 с прицепом 2ПТС-6-8526 (грузоподъемность Qг.н1 = 6т) при средней технической скорости vт1 = 20 км/ч и автомобиля-самосвала ГАЗ-САЗ-3507 при на перевозке груза первого класса (=1). Для в формуле (7.16) принимаем соответственно tп]=0,30ч, tп2 = 0,256 ч коэффициент использования пробега в общем случае одинаковый ==0,5

Подставив исходные данные в формулу, получим:

, Т/Ч

При условии wГТ1 = wГТ2 значение радиуса эффективного использования транспортных средств lг.э = 5,17 км/ч. Таким образом, при расстояниях перевозки lгэ<=5,17км/ч более эффек­тивным в заданных условиях является тракторный транспорт­ный агрегат, так как его производительность более высокая. При /г> 5,17 км/ч эффективен автомобиль-самосвал. Требованиям ре­сурсосбережения и высокой производительности при перевозке ос­новных грузов первого и второго классов тракторным транспортом соответствуют следующие примерные сочетания расстояния пере­возки /г и грузоподъемности Qгн:lг = 2,5км; Qгн = 4,5т; lг = 5км; Qгн = 5,5т; lг =10км; Qгн = 6,5т; lг =15км; Qгн = 7,5т; lг = 20км; Qгн = 8,5 т; lг = 25 км; Qгн = 9,5т; lг = 30 км; Qгн = 10 т.

Согласно литературным данным рекомендуются следующие наибольшие предельные радиусы эффективного использования основных типов грузовых автомобилей на перевозке грузов пер­вого класса по дорогам второй и третьей категорий: ГАЗ-53А lг .э = 63км; ГАЗ-3307 (самосвал) – lг .э = 12 км; ЗИЛ-4333 lг .э= 72 км. Применяя приведенные рекомендации на практике, можно повысить эффективность использования транспортных средств.

12. Показатели оснащенности хозяйств техникой

Энергонасыщенность полеводства (земледелия)— обобщений показатель уровня механизации в условиях любого хозяйства, крупного, так и меньших размеров (например, фермерское),

(12.1)

где — энергонасыщенность земледелия, кВт/га;

суммарная эффективная мощность всех энергетических средств, применяемых в полеводстве, кВт;

общая пахотная площадь в хозяйстве, га.

Чем больше , тем выше уровень механизации работ и культуры земледелия при одновременном снижении доли ручного труда.

Другой важный показатель данной группы — энерговооружен­ность труда:

(12.2)

где — энерговооруженность труда, кВт/чел;

— общее число работников хо­зяйства, занятых в полеводстве, чел.

Данный показатель также характеризует снижение доли ручно­го труда при более высокой культуре полеводства.

Использование техники в течение всего года характеризуется нагрузкой на одну машину

(12.3)

где — число машин данного типа (тракторов, комбайнов и т. д.).

Для специализированных машин типа зерноуборочных ком­байнов под /’п.о подразумевают общую площадь, обрабатываемую машинами данного типа.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *